Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/66PDMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 15.08.2018; опубликована 03.10.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шагбанова Ю.Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shagbanova Ju.B. (2018). Pedagogical methods of teaching professional disciplines in a higher educational institution. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN418.pdf (in Russian)
УДК 37.01
Шагбанова Юлия Борисовна
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева - КАИ», Казань, Россия Доцент кафедры «Истории и связей с общественностью»
Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении
Аннотация. Образовательная отрасль является особой нишей, где развиваются субъекты и объекты, оказывающие образовательные услуги; организации и учреждения, которые занимаются воспитательными процессами, производят профессионалов и компетентных граждан для разных сфер жизнедеятельности. В данной статье с этих позиций рассматривается высшее учебное заведение, в котором создаются все необходимые условия для формирования у студентов разного рода компетенций, навыков и умений. Автором особое место в публикации отводится аналитическим аспектам преподавания профессиональных дисциплин, которые могут быть основой для формирования мировоззрения студента, как будущего профессионала, а также для получения знаний, определенных умений и навыков для адаптации, в дальнейшем, в той или иной профессиональной сфере.
Был проанализирован опыт Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, выпускающей кафедры истории и связей с общественностью, которая готовит бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» В своем исследовании автор сделал акцент на проектном методе, который активно используется в ходе преподавания дисциплин «Организация и проведение рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью», «Основы проектирования в рекламе и связях с общественностью». А именно рассмотрен реальный студенческий проект в рамках выпускной квалификационной работы, который использовался для частичной его реализации на практике, что повлияло на развитие его профессиональных компетенций.
Автор также обратил внимание на педагогический метод: разбор конкретных ситуаций. Данный опыт был использован автором в процессе преподавания учебного курса «Таможенный менеджмент» на базе Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»
https://mir-nauki.com
Казанского кооперативного института (филиала) для студентов по специальности «Таможенное дело». Был сделан вывод, что учебный курс представляет сложный синтез системы управления и особенностей развития таможенного дела. Поэтому, разного рода ситуации менеджмента рассматривались через специфику таможенной деятельности, а ситуации таможенной практики анализировались через управленческие решения.
В статье был сделан вывод, что в процессе реализации данных педагогических методов создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Ключевые слова: образовательная отрасль; педагогические методы; проектный метод; метод разбора конкретной ситуации; профессиональные дисциплины
Современное коммуникативно-информационное общество представляет собой взаимодействие социальных групп, отдельных личностей, бизнес-сообществ разных отраслей. Образовательная отрасль также является особой нишей, где развиваются субъекты и объекты, оказывающие образовательные услуги; организации и учреждения, которые занимаются воспитательными процессами, производят профессионалов и компетентных граждан для хозяйственной жизни, разных сфер жизнедеятельности. Актуальным в этом плане предстает высшее учебное заведение, в котором создаются все необходимые условия для формирования у студентов разного рода компетенций, навыков и умений. Среди таковых важными являются, на наш взгляд, коммуникативные, профессиональные, исследовательские, научные, организационные, творческие и т. п. Умение быстро адаптироваться в изменяющихся социально-экономических реалиях, наличие навыков самостоятельного поиска знаний и их применения в различных ситуациях, умение работать в команде, ориентированность на достижение результата, стремление реализовать выбранный профессиональный путь -качества, необходимые выпускнику высшего учебного заведения новой компетентностной формации.
В этом плане особое место отводится преподаванию профессиональных дисциплин, которые могут быть основой для формирования мировоззрения студента, как будущего профессионала, а также для получения знаний, определенных умений и навыков для адаптации, в дальнейшем, в той или иной профессиональной сфере. В любом случае, педагогические методы их преподавания во многом определяются инновационными подходами к образовательным процессам. Путь к профессиональному совершенствованию может быть проложен не только через приобретение знаний, умений и навыков во время аудиторных занятий, самостоятельной работы, исследовательской деятельности, в период прохождения практик. Включение в образовательную траекторию обучающихся инновационных образовательных технологий ... обладает большими возможностями, способными увлечь студенческую молодежь, сформировать интерес и оказать эмоциональное воздействие. Данный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения.
В тоже время, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов. Поэтому при подготовке специалистов или бакалавров в высшей школе применение инновационных форм и
методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества.
В статье анализируется опыт Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, а именно выпускающей кафедры «истории и связей с общественностью», где готовят и выпускают бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью»: акцент делается на интерактивных методах проведения занятий, как, например, методы проектов, портфолио, дискуссий, разбора конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинги. Поэтому, не стоит ограничивать понимание интерактивных методов обучения использованием информационно-компьютерных технологий. Вполне допустимо и более широкое толкование интерактивного обучения как способности взаимодействовать или находиться в режиме диалога не только с компьютером, но и с человеком. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
К примеру, в рамках преподавания учебных дисциплин «Организация и проведение рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью», «Основы проектирования в рекламе и связях с общественностью», которые являются основой для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимо выделить педагогический метод - это проектный. Студент должен выбрать реальную организацию определенной отрасли или отрасль, в целом, для проведения комплексных исследований. Подбор темы, анализ литературы и интернет-источников, систематизация теоретических материалов, проведение исследований по теме, отработка стратегических и тактических действий, разработка эффективности проведения всех запланированных мероприятий - это основные составляющие данного метода. Любая проектная деятельность требует наличие определенных исследовательских навыков, теоретических знаний, аналитических способностей студента и т. п., а также большого объема самостоятельной работы.
Проектный метод, как педагогический прием, нацеливает студентов на разработку курсовых и выпускных квалификационных работ. К примеру, в выпускной квалификационной работе бакалавра направления «Реклама и связи с общественностью» на тему «Продвижение стартапов на базе IT-парка как субъекта отрасли информационных технологий», научным руководителем которой являлся автор статьи, помимо теоретической части содержался проект, посвященный продвижению стартапа «Goodsurfing» на базе государственного автономного учреждения «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (г. Казань).
Команда проекта «Goodsurfing» собралась из экспедиций, в которые приятели выбиралась каждый год на протяжении нескольких лет. После впечатляющего числа поездок ребята поняли, что существует множество туристических мероприятий разных форматов, информацией о которых они обладают, поэтому они решили делиться информацией с другими. Появляется название для новой деятельности - «Goodsurfing», что означает «путешествие со смыслом». В Казани в мае 2014 года в виде группы социальной сети «ВКонтакте» Ильей Поповым и Наргиз Айтугановой было создано сообщество «Гудсёрфинг - путешествия со смыслом». На базе группы стали выставляться посты, рассказывающие об актуальных возможностях «путешествовать со смыслом» - участвовать в экспедициях, волонтёрстве, походах.
Проект принял хорошие масштабы, но для того, чтобы перерасти в коммерческий, ведь аудитория группы «ВКонтакте» превысила 50 000 участников из России и стран СНГ, Илья
Попов - главный ответственный за проект, отправил заявку на 28-ой отбор в бизнес-инкубатор «ИТ-парка» (ИТ-парк). После успешного прохождения всех этапов отбора команда «ОооёБигй^» стала резидентом бизнес-инкубатора. Первое, что было сделано на базе данного парка - началось создание сервиса с возможностью поиска всех возможностей «путешествия со смыслом» в одном месте, моментальной подачей заявки и получения подтверждения. Этот сервис будет предназначен как для организаторов подобных проектов, так и для будущих участников этих проектов.
Для успешного продвижения стартапа был задуман проект в рамках выпускной квалификационной работы, и, первоначально, необходимо было провести исследования. А именно, было проведено интервью с Ильёй Поповым - основателем проекта «ОооёБигй^» для выявления особенностей проекта и главных ошибок в продвижении; проанализирована группа стартапа «Оооё8игй炙 в социальной сети «ВКонтакте»; проведен опрос участников группы для выявления проблемных зон в ведении группы «ВКонтакте»; проведен SWOT-анализ стартапа «ОооёБигй^». Результаты исследований позволяют выявить проблемные зоны, которые должны быть решены. Это является одним из ключевых компонентов проекта. В данном случае, были выявлены такие проблемы: недостаточный уровень эффективности РЯ-продвижения стартапа и отсутствие рекламного; частичное непонимание аудиторией содержательного аспекта проекта; отсутствие коммуникативных мер по привлечению новой и удержанию реальной аудитории. Учащийся комплексно подошел к разрешению данных проблем с помощью коммуникационного сопровождения, которое может осуществляться через информационную поддержку, рекламные средства, средства наружной рекламы, интернет-коммуникации, рекламно-информационную продукцию, проведение массовых мероприятий и т. п.», и получил такие результаты:
• У стартапа «ОооёБигй^» появились новые каналы коммуникации (1п81а§гаш, УоиТиЬе);
• Произошло удержание реальной целевой аудитории и привлечение потенциальной (новой) аудитории в качестве организаторов туристических мероприятий и участников туристических мероприятий;
• Повышение уровня информированности целевой аудитории о деятельности стартапа «Goodsшfmg»;
• Привлечение внимания целевой аудитории к сайту и странице в 1пв1а§гаш благодаря использованию новых рекламных инструментов;
• Были успешно разработаны и реализованы PR-мероприятия для позиционирования проекта «Goodsurfmg» (было предложено проведение серии митапов1 в специальных помещениях, которые ИТ-парк может предоставлять своим резидентам для проведения мероприятий. Мероприятия уже начали проводиться в данный момент. Спикером мероприятия выступает Илья Попов -опытный путешественник и основатель проекта «Оооёвигйп§).
В результате, проектный метод обучения дал возможность студенту разработать собственный проект для его частичной реализации на практике, что повлияло на развитие его профессиональных компетенций. С другой стороны, позволил сделать качественно выпускную работу и достойно защититься.
1 Митап - встреча единомышленников с целью обсуждения тех или иных вопросов в неформальной обстановке. Другими словами - встреча по интересам для обмена опытом.
https://mir-nauki.com
Еще хотелось бы остановиться на таком педагогическом методе преподавания профессиональных дисциплин, как разбор конкретных ситуаций. Данный опыт был использован автором в процессе преподавания учебного курса «Таможенный менеджмент» на базе Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Казанского кооперативного института (филиала) для студентов по специальности «Таможенное дело». Учебный курс представлял сложный синтез системы управления и особенностей развития таможенного дела. Поэтому, разного рода ситуации менеджмента рассматривались через специфику таможенной деятельности, а ситуации таможенной практики анализировались через управленческие решения.
Автор статьи применял разбор конкретной ситуации, как правило, после прочтения лекции, либо после подготовки студентами к практическому занятию. К примеру, студенческим командам (как правило, это 3-4 человека) давалась конкретная ситуация, такая, например: «Управление в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический, субординационный характер. Различные уровни управления одновременно выступают и как субъекты и как объекты управления, например: Региональное таможенное управление - объект управления для Федеральной таможенной службы и субъект управления для таможни и т. д. Поэтому управление в таможенных органах выполняет как исполнительную, так и распорядительную функции». Студенты должны были четко соотнести данную ситуацию к тому или иному закону управления. В другом случае, дается теоретическая установка, а студенческая команда должна была привести практический пример из таможенной деятельности. Так, на занятие представлялись специальные функции таможенной деятельности, а студенты должны были придумать или предложить реальную ситуацию из практики, чтобы она сочеталась с той или иной функцией таможенного дела и т. п.
Таким образом, в процессе реализации данных педагогических методов создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галимуллина, Н.М., Коршунова, О.Н. Формирование компетенций бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» в рамках дисциплины «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №3 (22) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/160PVN314.pdf, свободный. - Загл. с экрана. -яз. рус., англ. [Дата обращения 8.08.2018].
2. Зельдович Б.З. Роль активных методов в интенсификации учебного процесса // Инновационные методы в образовании. Сборник материалов международной научно-практической конференции 3-10 мая 2008 г., Москва: Изд. ИГУМО, 2008. С. 32-41.
3. Козлова О.В., Нагматуллина Л.К. Возможности индустрии туризма в обучении студентов высшего учебного заведения // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №5. С. 11-15.
4. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010. № 6. С. 182-188.
5. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета, 2012. № 2. С. 201-206.
6. Субочева, А.Д., Субочева, О.Н. Инновационные методы обучения как способы активизации мыслительной деятельности студентов // Международный научно-исследовательский журнал, 2014. №9(28). С.136-139 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Ь1;1р8://ге8еагск-]оигпа1.ог§/8ос1а1/тпоуасюппуе-ше1;оёу-оЬисЬешуа-как-8ро8оЬу-ак1ш2асп-шу8Ше1по]-ёеуа1е1по81;1-81;иёеп1;оу, свободный. - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. [Дата обращения 7.08.2018].
7. Хамзина Г.Р., Исламшина Т.Г., Нагматуллина Л.К. Самостоятельная работа студентов как важный компонент учебного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, 2012, №4, вып. 2, С. 314-316.
8. Черкасов, М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/innovation/xiv/30122, свободный. - Загл. с экрана. -яз. рус., англ. [Дата обращения 7.08.2018].
9. Шагбанова Ю.Б. Коммуникационное сопровождение продвижения радиостанции как субъекта медиандустрии (на примере радиостанции «ОБМ Казань») // Вестник экономики, права и социологии. ООО Информационно-аналитический центр Эксперт 2015. № 3. С. 275-277.
10. Шагбанова, Ю.Б. Педагогические методы формирования исследовательских навыков студентов бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 29.
Shagbanova Julia Borisovna
Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI, Kazan, Russia
E-mail: [email protected]
Pedagogical methods of teaching professional disciplines in a higher educational institution
Abstract. The educational sector is a special niche, where subjects and objects that provide educational services are developing; organizations and institutions that deal with educational processes, produce professionals and competent citizens for various spheres of life. In this article, from these positions, the higher educational institution is considered, in which all the necessary conditions are created for students to develop various competencies, skills and abilities. The author places a special place in the publication on the analytical aspects of the teaching of professional disciplines, which can be the basis for the formation of the worldview of the student, as a future professional, and also for gaining knowledge, certain skills and habits for adaptation, in the future, in one or another professional sphere.
The experience of Kazan National Research Technical University was analyzed. A.N. Tupolev, which produces the Department of History and Public Relations, which prepares bachelors in the direction of "Advertising and Public Relations". In his study, the author emphasized the design method, which is actively used in the teaching of disciplines "Organization and conduct of advertising campaigns and public relations campaigns", "Basics of designing in advertising and public relations". Namely, a real student project was considered within the framework of the final qualification work, which was used for its partial implementation in practice, which influenced the development of its professional competencies.
The author also drew attention to the pedagogical method: the analysis of specific situations. This experience was used by the author in the process of teaching the training course "Customs Management" on the basis of the Autonomous Non-profit Educational Organization of Higher Education of the Centrosoyuz of the Russian Federation "Russian University of Cooperation" of the Kazan Cooperative Institute (branch) for students in the specialty "Customs". It was concluded that the training course represents a complex synthesis of the management system and the specifics of the development of the customs business. Therefore, different kinds of management situations were considered through the specifics of customs activity, and the situations of customs practice were analyzed through management decisions.
The article concluded that in the process of implementing these pedagogical methods, an educational communication environment is created that is characterized by openness, interaction of participants, equality of their arguments, accumulation of joint knowledge, the possibility of mutual evaluation and control.
Keywords: educational branch; pedagogical methods; project method; method of analyzing a concrete situation; professional disciplines