Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ОПЫТ / МОТИВАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СООБЩЕНИЙ / МЕТОД РАЗБОРА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / HISTORY / EXPERIENCE / MOTIVATION / MESSAGE VISUALIZATION / METHOD OF ANALYSIS OF A SPECIFIC SITUATION / DISTANCE LEARNING / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагбанова Ю.Б.

В современных условиях высшее учебное заведение представляет собой многоуровневое, динамичное пространство, где происходят образовательные, научно-исследовательские, производственные, творческие и бизнес-процессы. Кроме того, в нем переплетаются, взаимодействуют и развиваются технические, социально-экономические и гуманитарные специальности и направления. Автор статьи отмечает, что в образовательных программах, учебных планах разных профессиональных направлений и специальностей выделяются гуманитарные дисциплины, которые являются, своего рода, объединяющим условием формирования у студентов гражданских позиций, уважения к окружающей действительности, к истории и традициям страны и своего народа, понимания важности экологической, корпоративной культуры и т. п. В данном аспекте, в блоке социально-экономических и гуманитарных дисциплин важно выделить курс «История». В статье подчеркивается, какие элементы должны войти в интегрированные результаты изучения курса, а также указываются ряд трудностей и проблемных зон в процессе его преподавания: прежде всего, это отбор литературы, которую можно использовать в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений (это связано не только с потоком учебных и методических пособий, а также с разными взглядами специалистов и ученых на итоги и развитие исторических событий и процессов); разные методы обучения; многообразие методологических подходов к изучению истории и т. п.; также можно отметить такую тенденцию, как сокращение часов преподавания данной дисциплины. Автором был проанализирован опыт Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева на примере преподавания учебного курса «История» для студентов технических специальностей. Были проанализированы учебные и творческие задания, которые задавались студентам в рамках разных методов преподавания данного курса. Также сделан акцент на командном методе обучения и представлено задание в его рамках, а именно: студенческой команде из трех человек предлагалось подготовить лекцию на историческую тему, используя информационные и мультимедийные технологии. Результатом выполнения данного задания являлась презентация студентами лекции перед аудиторной группой. Также в статье было выделено задание для студентов, связанное с методом преподавания истории - сравнительным контекстом для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала: студентам предлагается сравнить реакцию царей Российской империи на народные восстания и митинги с реакцией современных политиков на проявления недовольства массового сознания в современных российских условиях. Нельзя не отметить противоречивые, сложные условия пандемии, в которых оказались мировые страны и наша страна. В этой связи, автор статьи разные аспекты методики преподавания курса «История» рассмотрел с точки зрения работы со студентами в электронно-образовательной среде. В статье был сделан вывод, что кризисные условия, с одной стороны, повлияли на психологическое состояние студента и преподавателя, на нестандартные условия общения друг с другом, а с другой стороны, вузы стали нарабатывать опыт дистанционного обучения, выделяя проблемные зоны и находя пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагбанова Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN TEACHING THE ACADEMIC DISCIPLINE "HISTORY" FOR STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In modern conditions, a higher educational institution is a multi-level, dynamic space where educational, research, production, creative and business processes take place. In addition, it intertwines, interact and develop technical, socio-economic and humanitarian specialties and areas. The author of the article notes that in educational programs, curricula of different professional directions and specialties, humanitarian disciplines are distinguished, which are, in a way, a unifying condition for the formation of civic positions among students, respect for the surrounding reality, for the history and traditions of the country and its people, understanding the importance ecological, corporate culture, etc. In this aspect, in the block of socio-economic and humanitarian disciplines, it is important to highlight the course "History". The article emphasizes what elements should be included in the integrated results of studying the course, and also indicates a number of difficulties and problem areas in the process of teaching it: first of all, it is the selection of literature that can be used as textbooks and teaching aids for students of higher educational institutions (this is associated not only with the flow of educational and methodological aids, but also with the different views of specialists and scientists on the results and development of historical events and processes); different teaching methods; variety of methodological approaches to the study of history, etc.; you can also note such a tendency as the reduction of teaching hours for this discipline. The author analyzed the experience of the Kazan National Research Technical University A.N. Tupolev on the example of teaching the training course "History" for students of technical specialties. We analyzed educational and creative tasks that were asked to students in the framework of different teaching methods of this course. We analyzed educational and creative tasks that were given to students within the framework of different teaching methods of this course. The emphasis was also placed on the team teaching method and the task was presented within its framework, namely: a student team of three was asked to prepare a lecture on a historical topic using information and multimedia technologies. The result of this assignment was the presentation by the students of the lecture in front of the audience group. The article also highlighted a task for students related to the method of teaching history - a comparative context for the emotional impact during the presentation of lecture material: students are invited to compare the reaction of the tsars of the Russian Empire to popular uprisings and rallies with the reaction of modern politicians to the manifestations of discontent of the mass consciousness in modern Russian conditions. It should be noted the contradictory, difficult conditions of the pandemic in which the world countries and our country find themselves. In this regard, the author of the article examined various aspects of the teaching methodology of the course "History" from the point of view of working with students in an electronic educational environment. The article concluded that crisis conditions, on the one hand, influenced the psychological state of the student and teacher, on non-standard conditions of communication with each other, and on the other hand, universities began to gain experience in distance learning, highlighting problem areas and finding ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИСТОРИЯ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/53PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шагбанова Ю.Б. Опыт преподавания учебной дисциплины «История» для студентов технических специальностей высшего учебного заведения // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shagbanova Ju.B. (2020). Experience in teaching the academic discipline "History" for students of technical specialties of a higher educational institution. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN420.pdf (in Russian)

УДК 37.01

Шагбанова Юлия Борисовна

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»

Казань, Россия

Доцент кафедры «Социологии, политологии и менеджмента» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Опыт преподавания учебной дисциплины «История» для студентов технических специальностей высшего учебного заведения

Аннотация. В современных условиях высшее учебное заведение представляет собой многоуровневое, динамичное пространство, где происходят образовательные, научно-исследовательские, производственные, творческие и бизнес-процессы. Кроме того, в нем переплетаются, взаимодействуют и развиваются технические, социально-экономические и гуманитарные специальности и направления. Автор статьи отмечает, что в образовательных программах, учебных планах разных профессиональных направлений и специальностей выделяются гуманитарные дисциплины, которые являются, своего рода, объединяющим условием формирования у студентов гражданских позиций, уважения к окружающей действительности, к истории и традициям страны и своего народа, понимания важности экологической, корпоративной культуры и т. п. В данном аспекте, в блоке социально-экономических и гуманитарных дисциплин важно выделить курс «История». В статье подчеркивается, какие элементы должны войти в интегрированные результаты изучения курса, а также указываются ряд трудностей и проблемных зон в процессе его преподавания: прежде всего, это отбор литературы, которую можно использовать в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений (это связано не только с потоком учебных и методических пособий, а также с разными взглядами специалистов и ученых на итоги и развитие исторических событий и процессов); разные методы обучения; многообразие методологических подходов к изучению истории и т. п.; также можно отметить такую тенденцию, как сокращение часов преподавания данной дисциплины.

Автором был проанализирован опыт Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева на примере преподавания учебного курса «История» для студентов технических специальностей. Были проанализированы учебные и творческие задания, которые задавались студентам в рамках разных методов преподавания данного курса. Также сделан акцент на командном методе обучения и представлено задание в его рамках, а именно: студенческой команде из трех человек предлагалось подготовить лекцию

на историческую тему, используя информационные и мультимедийные технологии. Результатом выполнения данного задания являлась презентация студентами лекции перед аудиторной группой. Также в статье было выделено задание для студентов, связанное с методом преподавания истории - сравнительным контекстом для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала: студентам предлагается сравнить реакцию царей Российской империи на народные восстания и митинги с реакцией современных политиков на проявления недовольства массового сознания в современных российских условиях.

Нельзя не отметить противоречивые, сложные условия пандемии, в которых оказались мировые страны и наша страна. В этой связи, автор статьи разные аспекты методики преподавания курса «История» рассмотрел с точки зрения работы со студентами в электронно-образовательной среде. В статье был сделан вывод, что кризисные условия, с одной стороны, повлияли на психологическое состояние студента и преподавателя, на нестандартные условия общения друг с другом, а с другой стороны, вузы стали нарабатывать опыт дистанционного обучения, выделяя проблемные зоны и находя пути их решения.

Ключевые слова: высшее учебное заведение; история; опыт; мотивация; визуализация сообщений; метод разбора конкретной ситуации; дистанционное обучение; электронно-образовательная среда

Введение

В современных условиях высшее учебное заведение представляет собой многоуровневое, динамичное пространство, где происходят образовательные, научно-исследовательские, производственные, творческие и бизнес-процессы. Кроме того, в нем переплетаются, взаимодействуют и развиваются технические, социально-экономические и гуманитарные специальности и направления. В связи с этим, создаются все необходимые условия для формирования у студентов разного рода компетенций, навыков и умений. Среди таковых важными являются, на наш взгляд, коммуникативные, профессиональные, исследовательские, научные, организационные, творческие и т. п. [1].

В тоже время, в образовательных программах, учебных планах разных профессиональных направлений и специальностей выделяются гуманитарные дисциплины, которые являются, своего рода, объединяющим условием формирования у студентов гражданских позиций, уважения к окружающей действительности, к истории и традициям страны и своего народа, понимания важности экологической, корпоративной культуры и т. п. «Без определенных философских, этических, политологических, исторических представлений сегодня невозможно глубоко осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в единстве всех ее законов и противоречий» [2].

В данном аспекте, в блоке социально-экономических и гуманитарных дисциплин важно выделить курс «История». В разных учебных планах он может называться по-разному: «История», «История (всеобщая история, история России)» и т. д. Несмотря на это, интегрированным результатом изучения курса «История» «должно стать приобретение студентами систематизированных знаний о движущих силах и основных закономерностях и особенностях исторического процесса России и мирового сообщества; формирование гражданских качеств патриотизма, гражданственности, интернационализма; осознание роли народа и отдельных личностей в развитии общества...» [3].

В процессе преподавания учебного курса «История» для студентов технических специальностей накоплен определенный опыт: действует методика преподавания лекционных занятий с учетом специфики той или иной специальности или направления (например, «.в программе студентов технических специальностей Омского государственного технического

https:// mir-nauki. com

университета усилено звучание темы, касающейся развития научно-технического прогресса; пристальное внимание уделено таким вопросам, как освоение космоса, последствия крупных аварий атомных электростанций, вклад выдающихся российских учёных (К.Э. Циолковского, С.П. Королёва, А.Д. Сахарова и др.) в развитие мировой цивилизации...») [4]; используется метод вовлечения студенческой молодежи в процесс изучения данного курса через подготовку реферативных работ по историческим источникам, участие в научных конференциях; известен классический метод диалогового режима на занятиях через обсуждение спорных вопросов; отметим метод преподавания с использованием мультимедийных технологий (студенты готовят электронные презентации, подбирают видео на исторические темы для семинарских занятий), также внедряется исследовательский метод преподавания истории (студенты «...изучают историю собственной семьи и составляют родословные, пишут рецензии на исторические монографии и т. д. [5]).

Важно отметить, что в процессе преподавания истории для студентов высшего учебного заведения имеются ряд трудностей и проблемных зон: прежде всего, это отбор литературы, которую можно использовать в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений (это связано не только с потоком учебных и методических пособий, а также с разными взглядами специалистов и ученых на итоги и развитие исторических событий и процессов); разные методы обучения; многообразие методологических подходов к изучению истории и т. п. Также можно отметить такую тенденцию, как сокращение часов преподавания данной дисциплины, «.при малом объёме крайне сложно дать исчерпывающий анализ основным явлениям российской и мировой истории.» [5].

Кроме того, преподавание истории имеет свои особенности для студентов технических специальностей, так как важен учет специфики методов их мышления. Как правило, у них хорошо развиты логические, теоретико-аналитические способности. Однако, некоторые трудности вызывают у них вопросы обобщающего характера, требующие определенного абстрагирования от конкретных ситуаций [6].

В данной статье автор анализирует собственный опыт преподавания курса «История (история России, всеобщая история)» (далее «История») в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева для студентов технических специальностей.

Можно отметить общие аспекты в методике преподавания данной дисциплины: использование мотивационных факторов для привлечения внимания студентов к изучению истории; командного метода обучения; «.внедрение сравнительных контекстов для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала; визуализация информационных сообщений; разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту на основе какой-либо теоретической установки, подобрать реальный практический пример» [7].

К примеру, среди мотивационных факторов можно выделить наличие балльно-рейтинговой системы, которая внедрена в учебный процесс. За участие в олимпиаде по истории (это традиционное вузовское мероприятие в онлайн-формате), во внеучебных конкурсах, в которых задействованы исторические компоненты (так, конкурс эссе на военно-патриотическую тематику или событийный конкурс), студенты получают

Проблемные зоны в преподавании учебного курса «История»

Опыт автора в преподавании учебного курса «История»

https:// mir-nauki. com

соответствующие баллы, которые могут повлиять на итоговую экзаменационную оценку или зачет.

Действенным мотивационным аспектом может служить такое творческое задание для студента, как подготовка презентации по традициям, ценностям его семьи. «В семье, занимающей важнейшее место в системе общественных институтов, отражается весь динамизм и острота изменений, происходящих в различных сферах отечественного социума». Поэтому изучение истории собственной семьи «чрезвычайно важно, с одной стороны, для выработки механизмов сохранения преемственности поколений, недопущения разрыва межпоколенческой «цепочки», по которой осуществляется трансмиссия норм, ценностей, мировоззренческих установок от старших поколений к младшим, предотвращения конфликтов в процессе интеракции представителей разных поколений семьи, укрепления внутрисемейных связей и отношений; с другой - для обеспечения стабильного функционирования и устойчивого развития социума, подверженного в реалиях современного мира глубоким социальным процессам преобразований и модернизации, возрастанием сложности социальных отношений в современном обществе» [8, с. 187]. Таким образом, в данном виде задания переплетаются исследовательские умения студента, наработка исторических знаний по определенному периоду развития своей страны, творческая подача материала, познание семейных эпизодов в истории ее развития и т. п.

Автор статьи в рамках лекционных занятий использует также командный метод обучения: так, студенческой команде из трех человек предлагается подготовить лекцию на историческую тему, используя информационные и мультимедийные технологии. Под руководством преподавателя готовится план лекции, обсуждаются спорные и проблемные вопросы. Результатом выполнения данного задания является презентация студентами лекции перед аудиторной группой. Это позволяет, с одной стороны, привлекать студентов к реализации коммуникативных, профессиональных навыков и умений, с другой стороны, на лекции развивается диалоговый, дискуссионный режим общения между ними, между преподавателем и студентами. Еще можно представить такое задание, которое реализуется, как правило, на практических занятиях: студенты делятся на команды из 4-5 человек и подготавливают по исторической теме вопросы с тремя вариантами ответов, а затем другой команде они презентуют свои вопросы с определенными ответами (эта команда должна выбрать правильный ответ). Так действует каждая студенческая команда, взаимодействуя друг с другом. Выигрывает та, которая подобрала больше вопросов и дала правильные ответы на вопросы конкурирующей команды. Данный метод требует и от преподавателя серьезных коммуникативных навыков модератора, профессиональных компетенций в области истории.

Внедрение сравнительных контекстов для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала - это тоже один из методов преподавания истории. Сравнивать можно не только исторические эпизоды и реалии разных стран и народов, но и исторические бренды личностей, их деятельностные поступки в разные исторические периоды, но в похожих социально-экономических и политических условиях. К примеру, можно сравнить реакцию царей Российской империи на народные восстания и митинги с реакцией современных политиков на проявления недовольства массового сознания в современных российских условиях.

Визуализация информационных сообщений - это более точечный и наглядный метод преподавания, тем более, если речь идет о курсе «История». Он способствует более быстрому и эмоциональному усвоению исторического материала. Реализация данного метода может происходить с использованием мультимедийных средств. Автор статьи в ходе лекционного занятия свои разработки дополняет собственной презентацией и видеоуроками, которые есть на специализированных сайтах. После просмотра презентации, видеоурока, лектор может

задать проблемные вопросы, на которые студенты высказывают свое мнение или используют лекционные материалы преподавателя или видеоурока. Информационные сообщения по исторической теме также могут подаваться с использованием кроссворда, который студенты решают, как правило, на практических занятиях. Прием визуализации актуален при рассмотрении вопроса о становлении бренда того или иного исторического города, проблемы развития культуры в тот или иной исторический период. Главное, что такой прием, в большей степени, воздействует на подсознательный уровень мышления студента, что позволяет информационному материалу стать запоминаемым для студента на более долгий период.

Наконец, разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту на основе какой-либо теоретической установки, подобрать реальный практический пример, служит эффективным методом изучения исторических сообщений и событий. Например, есть теоретическая установка, что война позволяет сплотить силы для отпора врага, накопить патриотический опыт и доказать, что прогресс для общества после окончания войны неизбежен. На занятии студенту эту установку предлагает преподаватель, а на примере гражданской войны или на примере Великой Отечественной войны (речь идет о нашей стране), студенты или студенческая команда доказывают практическими примерами элементы данной теоретической мысли.

На наш взгляд, в этом методе группируются все описанные методики преподавания курса «История». Кроме этого, он «..предполагает большой объем самостоятельной работы, которая при методически правильной организации, во-первых, будет интересна самим студентам; во-вторых, будет способствовать развитию их творческих и исследовательских навыков.» [9, с. 314].

Новизна данных приемов в методике преподавания курса «История» заключается в использовании интеграционных средств и форматов: информационно-коммуникативные форматы обучения, цифровые техники, классические визуальные средства, креативные, практико-ориентированные задания. Эффективность рассмотренных приемов заключается в том, что у студентов будет развиваться историческая культура мышления, гражданская позиция по отношению к стране, к своей собственной семье, практико-ориентированные способности, исследовательские навыки и т. п.

Таким образом, можно более четко выделить основные приемы в преподавании курса «История» для студентов технических специальностей (таблица 1).

Таблица 1

Основные приемы в преподавании курса «История» для студентов технических специальностей

Название приема преподавания курса «История» Результативность

Использование мотивационных факторов обучения Привлечение внимания студентов к изучению исторических событий и явлений

Командный прием обучения Развитие проектного мышления, коммуникационных навыков

Внедрение сравнительных контекстов Развитие сравнительно-сопоставительного мышления, ассоциативного ряда

Визуализация информационных сообщений Внедрение наглядности, развитие эмоционального восприятия учебного материала

Разбор конкретной ситуации Развитие конкретного мышления с учетом специфики исторических условий и ситуаций

Составлено автором

Электронно-образовательная среда высшего учебного заведения как площадка преподавания курса «История»

Нельзя не отметить противоречивые, сложные условия пандемии, в которых оказались мировые страны и наша страна. Образовательные процессы, как мы знаем, переместились на дистанционные площадки. Вузы более активно стали использовать разного рода средства электронно-образовательной среды. На мой взгляд, выше перечисленные аспекты методики преподавания курса «История» не утратили своей актуальности.

Мотивационные аспекты еще больше набирают силу: онлайн-олимпиады и конкурсы приобретают активность и становятся эффективными в таких кризисных условиях; изучение семейных ценностей и традиций можно показывать в родословном древе, которое студенты представляют визуально в онлайн-формате на практических занятиях.

Командный метод обучения автором также использовался в рамках проведения практических занятий в электронно-образовательной среде своего вуза: по курсу «История» давалось задание на определенную историческую тему. Студенты делились на команды из 2 человек и раскрывали данную тему, использую электронную презентацию. Презентация начиналась показом плана, по которому студенты раскрывали заданную тему. Также в рамках данного метода предлагалось следующее задание: преподавателем ставился проблемный вопрос по истории определенного периода, студенческая команда должна была найти в системе интернет видеослайды или видеоуроки историков, в которых, так или иначе, раскрывался заданный вопрос. Они давали ссылку на данные источники, и объясняли, почему именно на мнение этого специалиста они опирались, выполняя задание.

Визуализация, как метод преподавания истории, в образовательно-электронной среде, несомненно, тоже актуален. Он, прежде всего, реализуется через подготовку студентами презентаций, которые не всегда отличаются элементами бизнес-презентаций (по наблюдению автора), но, как правило, визуально насыщены картинками, эмблемами, портретами и т. п. Иногда, они перенасыщены текстами без соответствующих выводов. В целом, роль преподавателя, указать на определенные ошибки, направить на изменение презентационных слайдов.

Разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту на основе какой-либо теоретической установки, подобрать реальный практический пример, использовался преподавателем в условиях дистанционного режима обучения через разного рода задания.

Так, студентам выкладывалась теоретическая лекция по тому или иному историческому вопросу. После ее изучения студент должен был подготовить собственный тест с тремя вариантами ответов (правильный отмечался студентом определенным знаком) или кроссворд с разными практическими примерами.

Кризисные условия, с одной стороны, повлияли на психологическое состояние студента и преподавателя, на нестандартные условия общения друг с другом, а с другой стороны, вузы стали нарабатывать опыт дистанционного обучения, выделяя проблемные зоны и находя пути их решения. На мой взгляд, многими участниками образовательного процесса стала цениться роль «живого» общения в нем.

В целом, современные преподаватели высшего учебного заведения осознают, что «...студенты не могут запомнить все факты и события истории, но они должны понять как будущие специалисты и как граждане общества когда, как и какая совокупность фактов вызывает «поворотные» негативные и позитивные моменты; . изучая отечественную историю, студенты одновременно должны получить четкое представление о динамике современного мира и взаимосвязях истории своей страны и всеобщей» [10].

Таким образом, важно заметить, что преподавание учебного курса «История» через использование разных приемов позволяет еще раз акцентировать внимание на то, что преподавателями высшего учебного заведения продолжается поиск оптимальных, эффективных, креативных педагогических методов изучения исторических событий, явлений и процессов, в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шагбанова, Ю.Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении // Мир науки. 2018. Т.6, № 4.

2. Сиволап, Т.Е. Проблемы внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-innovatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-prepodavaniya-gumanitarnyh-distsiplin, свободный - Загл. с экрана. -яз. рус., англ. (Дата обращения 12.08.2020).

3. Рябая, С.А., Замостьянова, Т.В., Кручинская, М.В. К вопросу о современном состоянии и проблемах преподавания дисциплины «История» в технических вузах Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1961-1965 // Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96311.htm, свободный - Загл. с экрана. -яз. рус., англ. (Дата обращения 14.08.2020).

4. Елизарова, Н.В. Методика преподавания отечественной истории для студентов неисторических специальностей высших учебных заведений // Режим доступа: https://lib.kreatiffchik.ru/metodika-prepodavaniya-otechestvennoy-istorii-dlya-studentov-neistoricheskih-spetsialnostey-vyisshih-uchebnyih-zavedeniy.html, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 12.08.2020).

5. Степнова, Л.В. Преподавание истории в вузе: достижения и перспективы // Режим доступа: http://www.rusnauka.com/32_DWS_2008/Istoria/36921.doc.htm, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 14.08.2020).

6. Соломатина, Н.Е. О преподавания студентам технических специальностей гуманитарных дисциплин // Режим доступа: https://www.b17.ru/article/5660/, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 12.08.2020).

7. Шагбанова Ю.Б. Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции // Мир науки. Педагогика и психология. 2019, Т.7 №4, https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN419.pdf, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 14.08.2020).

8. Нагматуллина Л.К., Максимова О.А. Диалог поколений в пространстве внутрисемейных трансфертов: в контексте дискурса реальных и условных поколений // Вестник экономики, права и социологии. 2018. №2. С. 186-192.

9. Хамзина, Г.Р., Исламшина, Т.Г., Нагматуллина, Л.К. Самостоятельная работа студентов как важный компонент учебного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, 2012, №4, вып. 2, С. 314-316.

10. Волохова, Г.Л. Инновации в преподавании истории и формирование компетенций инженера // Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической методической конференции / (Москва, 19-20 ноября 2008 г.). Москва: Изд-во МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2008 // Режим доступа: http://psihdocs.ru/problemi-i-perspektivi-prepodavaniya-sociogumanitarnih-discipl.html - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 11.08.2020).

Shagbanova Julia Borisovna

Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI, Kazan, Russia

E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Experience in teaching the academic discipline "History" for students of technical specialties of a higher educational institution

Abstract. In modern conditions, a higher educational institution is a multi-level, dynamic space where educational, research, production, creative and business processes take place. In addition, it intertwines, interact and develop technical, socio-economic and humanitarian specialties and areas. The author of the article notes that in educational programs, curricula of different professional directions and specialties, humanitarian disciplines are distinguished, which are, in a way, a unifying condition for the formation of civic positions among students, respect for the surrounding reality, for the history and traditions of the country and its people, understanding the importance ecological, corporate culture, etc.

In this aspect, in the block of socio-economic and humanitarian disciplines, it is important to highlight the course "History". The article emphasizes what elements should be included in the integrated results of studying the course, and also indicates a number of difficulties and problem areas in the process of teaching it: first of all, it is the selection of literature that can be used as textbooks and teaching aids for students of higher educational institutions (this is associated not only with the flow of educational and methodological aids, but also with the different views of specialists and scientists on the results and development of historical events and processes); different teaching methods; variety of methodological approaches to the study of history, etc.; you can also note such a tendency as the reduction of teaching hours for this discipline.

The author analyzed the experience of the Kazan National Research Technical University A.N. Tupolev on the example of teaching the training course "History" for students of technical specialties. We analyzed educational and creative tasks that were asked to students in the framework of different teaching methods of this course. We analyzed educational and creative tasks that were given to students within the framework of different teaching methods of this course. The emphasis was also placed on the team teaching method and the task was presented within its framework, namely: a student team of three was asked to prepare a lecture on a historical topic using information and multimedia technologies. The result of this assignment was the presentation by the students of the lecture in front of the audience group. The article also highlighted a task for students related to the method of teaching history - a comparative context for the emotional impact during the presentation of lecture material: students are invited to compare the reaction of the tsars of the Russian Empire to popular uprisings and rallies with the reaction of modern politicians to the manifestations of discontent of the mass consciousness in modern Russian conditions.

It should be noted the contradictory, difficult conditions of the pandemic in which the world countries and our country find themselves. In this regard, the author of the article examined various aspects of the teaching methodology of the course "History" from the point of view of working with students in an electronic educational environment. The article concluded that crisis conditions, on the one hand, influenced the psychological state of the student and teacher, on non-standard conditions of communication with each other, and on the other hand, universities began to gain experience in distance learning, highlighting problem areas and finding ways to solve them.

Keywords: higher educational institution; history; experience; motivation; message visualization; method of analysis of a specific situation; distance learning; electronic educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.