Научная статья на тему 'Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции'

Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / HUMANITARIAN DISCIPLINES / EXPERIENCE / MOTIVATION / VISUALIZATION OF MESSAGES / DESIGN METHOD / METHOD FOR ANALYZING A SPECIFIC SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагбанова Юлия Борисовна

Современное информационное общество, где происходят сложные деловые коммуникации, манипуляции с имиджем, продвижение брендов, способствует изменению человеческого мышления, которое начинает включать, в большей степени, рациональные аспекты, реалистичные и «бизнес» подходы к осознанию действительности. В связи с этим, возрастает степень эффективности высшего образования и деятельности высшего учебного заведения, в частности, в котором создаются все необходимые условия для формирования у студентов разного рода компетенций, навыков и умений. В данной статье показывается роль преподавания гуманитарных дисциплин, которые нацелены на формирование мировоззрения студента не просто как будущего профессионала, а как «гражданина» своей фирмы, предприятия, организации любого уровня и разных отраслей хозяйственной жизни. Делается акцент на анализе основных тенденций преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении. Среди таковых отмечаются: использование мотивационных аспектов в процессе обучения студентов; внедрение сравнительных контекстов для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала; визуализация информационных сообщений; выделение проектного метода обучения; разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту на основе какой-либо теоретической установки, подобрать реальный практический пример. Был проанализирован опыт Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, а на примере преподавания учебных курсов «История» и дисциплины «Организация и проведение интегрированных кампаний» для бакалавров направления «Экономика» были рассмотрены более подробно представленные тенденции. В статье был сделан вывод, что выстраивание эффективного производства требует прихода во все сферы нового типа работника: не только грамотного профессионально, но и со сложившейся системой ценностей, уважительно относящегося к другому человеку, желающего быть полезным людям, стремящегося к самоактуализации. В этом плане важная роль отводится преподаванию гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагбанова Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching the humanities at a higher education institution: experience and main trends

The modern information society, where complex business communications, image manipulation, brand promotion take place, contributes to a change in human thinking, which begins to include, to a greater extent, rational aspects, realistic and “business” appr oaches to realizing reality. In this regard, the degree of effectiveness of higher education and the activities of higher education institutions is increasing, in particular, in which all the necessary conditions are created for the formation of students of various kinds of competencies, skills and abilities. This article shows the role of teaching humanitarian disciplines that are aimed at forming the student’s worldview not just as a future professional, but as a “citizen” of his company, enterprise, organization at any level and different branches of economic life. Emphasis is placed on the analysis of the main trends in the teaching of the humanities in higher education. Among those noted: the use of motivational aspects in the learning process of students; the introduction of comparative contexts for emotional impact during the presentation of lecture material; visualization of information messages; highlighting the design method of training; analysis of a specific situation, allowing the student to choose a real practical example on the basis of a theoretical setting. The experience of the Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, and on the example of teaching the “History” training courses and the discipline “Organizing and conducting integrated campaigns” for bachelors in the “Economics” direction, the trends presented in more detail were considere. The article concluded that building effective production requires the arrival of a new type of employee in all spheres: not only professionally competent, but also with an established system of values, respectful of another person, who wants to be useful to people, striving for self-actualization. In this regard, an important role is given to the teaching of the humanities in higher education.

Текст научной работы на тему «Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/40PDMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шагбанова Ю.Б. Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Shagbanova Ju.B. (2019). Teaching the humanities at a higher education institution: experience and main trends. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN419.pdf (in Russian)

УДК 37.01

Шагбанова Юлия Борисовна

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»

Казань, Россия

Доцент кафедры «Социологии, политологии и менеджмента» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции

Аннотация. Современное информационное общество, где происходят сложные деловые коммуникации, манипуляции с имиджем, продвижение брендов, способствует изменению человеческого мышления, которое начинает включать, в большей степени, рациональные аспекты, реалистичные и «бизнес» - подходы к осознанию действительности. В связи с этим, возрастает степень эффективности высшего образования и деятельности высшего учебного заведения, в частности, в котором создаются все необходимые условия для формирования у студентов разного рода компетенций, навыков и умений. В данной статье показывается роль преподавания гуманитарных дисциплин, которые нацелены на формирование мировоззрения студента не просто как будущего профессионала, а как «гражданина» своей фирмы, предприятия, организации любого уровня и разных отраслей хозяйственной жизни. Делается акцент на анализе основных тенденций преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении. Среди таковых отмечаются: использование мотивационных аспектов в процессе обучения студентов; внедрение сравнительных контекстов для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала; визуализация информационных сообщений; выделение проектного метода обучения; разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту на основе какой-либо теоретической установки, подобрать реальный практический пример.

Был проанализирован опыт Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, а на примере преподавания учебных курсов «История» и дисциплины «Организация и проведение интегрированных кампаний» для бакалавров направления «Экономика» были рассмотрены более подробно представленные тенденции.

В статье был сделан вывод, что выстраивание эффективного производства требует прихода во все сферы нового типа работника: не только грамотного профессионально, но и со сложившейся системой ценностей, уважительно относящегося к другому человеку, желающего

быть полезным людям, стремящегося к самоактуализации. В этом плане важная роль отводится преподаванию гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: высшее учебное заведение; гуманитарные дисциплины; опыт; мотивация; визуализация сообщений; проектный метод; метод разбора конкретной ситуации

Современное информационное общество, где происходят сложные деловые коммуникации, манипуляции с имиджем, продвижение брендов, способствует изменению человеческого мышления, которое начинает включать, в большей степени, рациональные аспекты, реалистичные и «бизнес» - подходы к осознанию действительности. В связи с этим, возрастает степень эффективности высшего образования и деятельности высшего учебного заведения, в частности, в котором создаются все необходимые условия для формирования у студентов разного рода компетенций, навыков и умений. Среди таковых важными являются, на наш взгляд, коммуникативные, профессиональные, исследовательские, научные, организационные, творческие и т. п. [1]. В тоже время, студенты, а также выпускники высшего учебного заведения не должны утрачивать гражданские позиции, уважение к окружающей действительности, к истории и традициям страны и своего народа, понимания важности экологической, корпоративной культуры и т. п. Поэтому возрастает роль преподавания гуманитарных дисциплин, которые нацелены на формирование мировоззрения студента не просто как будущего профессионала, а как «гражданина» своей фирмы, предприятия, организации любого уровня и разных отраслей хозяйственной жизни. Без определенных философских, этических, политологических, исторических представлений сегодня невозможно глубоко осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в единстве всех ее законов и противоречий [2]. Кроме этого, важно учесть, что преподавание гуманитарных дисциплин должно быть обеспечено материально-финансово, кадрово-организационно и концептуально-методически [3].

Преподавание гуманитарных дисциплин имеет также свои особенности, к примеру, для студентов технических специальностей, так как важен учет специфики методов их мышления. Как правило, у них хорошо развиты логические, теоретико-аналитические способности. Однако, некоторые трудности вызывают у них вопросы обобщающего характера, требующие определенного абстрагирования от конкретных ситуаций. Значительную помощь студентам при изучении данных предметов оказывает определенное структурирование излагаемого материала, использование различных схем и таблиц. Это же касается и формы проверки освоенных знаний [4].

Особенность гуманитарного знания состоит в его мировоззренческой природе, поэтому точное механическое запоминание, необходимое и часто достаточное для других предметов непригодно для освоения гуманитарных дисциплин.

В любом случае, среди основных тенденций преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении можно отметить следующие:

• использование мотивационных аспектов в процессе обучения студентов («в данном случае реализуются три педагогических закона, определяющих мотивацию обучения: заинтересованность, направленность, практиках» [5]);

• внедрение сравнительных контекстов для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала;

• визуализация информационных сообщений;

• выделение проектного метода обучения;

• разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту на основе какой-либо теоретической установки, подобрать реальный практический пример.

Реализация данных тенденций преподавания опирается на использование информационных технологий, на глубокие профессиональные знания преподавателя, на особенности той или иной гуманитарной дисциплины, на важности осознания диалоговой системы обучения, наличия обратной связи со студентом.

Рассмотрим данные тенденции более подробно:

• Использование мотивационных аспектов в процессе обучения студентов в рамках, к примеру, дисциплины «История» может включать такие позиции: мотивация количественная, то есть преподаватель ставит определенные балы (оценку) за выполнение того или иного задания (среди такого рода заданий могут быть: участие в научной конференции или разработка научной публикации по ее результатам; составление кроссворда или теста по теме и т. д. Студент зарабатывает определенные баллы в рамках современной балльно-рейтинговой системы обучения); также выделяют качественную мотивацию, которая позволяет воздействовать психологически на личность студента, вызывая положительные эмоции (предлагается изучить исторические корни своей семьи; рассмотреть профессии, которыми владели предки; исследовать участие членов семьи в разного рода исторических и современных событиях и т. п.). Такая форма самостоятельной работы обучающегося позволяет понять «сущность достаточно сложных по своей природе межпоколенческих отношений в семье, что чрезвычайно важно для выработки механизмов сохранения преемственности поколений, недопущения разрыва межпоколенческой «цепочки», по которой осуществляется трансмиссия норм, ценностей, мировоззренческих установок от старших поколений к младшим, предотвращения конфликтов в процессе интеракции представителей разных поколений семьи, укрепления внутрисемейных связей и отношений» [6, с. 187]).

• Внедрение сравнительных контекстов для эмоционального воздействия в ходе подачи лекционного материала. В ходе преподавания дисциплины «История» можно провести сравнительные характеристики имиджей русских царей и императоров с современными политическими и бизнес-лидерами. Рассматривая тему гражданской войны, можно сравнить данное событие с современными реалиями международных стран.

• Визуализация информационных сообщений способствует более эмоциональному и точечному восприятию разных исторических событий, деятельности и роли конкретных личностей в развитии той или иной страны и т. п., если речь идет о преподавании курса «История». Это может быть просмотр фильмов, слайдов по истории разных стран и народов. Студенту можно задать конкретные вопросы, ответы на которые ему предстоит найти в ходе просмотра данных средств массовой информации.

• Выделение проектного метода обучения. Данный метод являются основой для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Студент должен выбрать реальную организацию определенной отрасли или отрасль, в целом, для проведения комплексных исследований. Подбор темы, анализ литературы и интернет-источников, систематизация теоретических материалов, проведение исследований по теме, отработка стратегических и тактических действий, разработка эффективности проведения всех запланированных мероприятий - это основные составляющие данного метода. Любая проектная деятельность требует наличие определенных исследовательских навыков, теоретических знаний, аналитических способностей студента и т. п., а также большого объема самостоятельной работы.

Проектный метод, как педагогический прием, нацеливает студентов на разработку курсовых и выпускных квалификационных работ и предполагает большой объем

самостоятельной работы, которая при методически правильной организации «во-первых, будет интересна самим студентам; во-вторых, будет способствовать развитию их творческих и исследовательских навыков [7, с. 314]. К, примеру, в рамках преподавания учебной дисциплины «Организация и проведение интегрированных кампаний» для студентов направления «Экономика» (профиль «Экономика и реклама в медиа пространстве») Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева предусматривается выполнение курсовой работы, структурным элементом которой является проект. Так, в курсовой работе на тему «Рекламная кампания в продвижении студии функциональных тренировок», научным руководителем которой является автор данной статьи, помимо теоретических компонентов, содержался проект, посвященный разработки рекламной кампании в продвижении студии функциональных тренировок «RED LOCKERS». Была поставлена цель рекламной кампании: повышение узнаваемости студии функциональных тренировок «RED LOCKERS» (студия находится в г. Казань); определена целевая аудитория: молодые мамы в возрасте от 20-25 лет, желающие обрести новую физическую форму после рождения ребенка; а также произведен выбор рекламных средств: интернет-реклама (рекламные посты в Instagram), рекламный видеоролик на сайте, рекламный видеоролик на Youtube, рассылка смс-оповещений, реклама на сайте «мамочки.ру». Было придумано название рекламной кампании: «Будь в форме всегда». В проекте реализация рекламных средств предлагалась через основную идею рекламной кампании: привлечь и объединить молодых мам к новому для них образу жизни; показать, что даже после рождения малыша необходимо поддерживать себя и свою фигуру в тонусе, следить за состоянием своего тела, здоровья и духа. Таким образом, «учащийся комплексно подошел к разрешению данной идеи с помощью коммуникационного сопровождения, которое может осуществляться через информационную поддержку, рекламные средства, интернет-коммуникации, рекламно-информационную продукцию и т. п.» [8, с. 275].

• Разбор конкретной ситуации, позволяющий студенту, на основе какой-либо теоретической установки найти правильный практический пример. Так, в рамках учебного курса «История», а именно, изучения темы, касающейся отмены крепостного права в России, мы знаем, что крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, получали право выкупать собственную землю; выкупная сумма определялась по договору крестьянина с помещиком. Студент должен найти схему, по которой выкупалась эта собственность (ответ может быть таким: «Если договориться не получалось, то собственность выкупалась по схеме: оброк с данной оседлости помноженный на 16 2/3. При этом заключалась уставная грамота. Основную часть денег помещику выплачивало государство, а крестьянин расплачивался с государством выкупными платежами каждый год в течении 49 лет с учетов 6%-ной надбавки») [9].

Таким образом, реализация представленных тенденций в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении будет, на наш взгляд, дополнять развитие профессиональной компетенции у будущего специалиста или бакалавра. Выстраивание эффективного производства требует прихода во все сферы нового типа работника: не только грамотного профессионально, но и со сложившейся системой ценностей, уважительно относящегося к другому человеку, желающего быть полезным людям, стремящегося к самоактуализации. Не может такой человек не иметь широкого кругозора, быть далеким от философии, психологии, искусства, истории - от всего того богатства, которое человечество нарабатывало веками и которое сегодня помогает нам строить себя и свою жизнь гармонично [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Шагбанова Ю.Б. Педагогические методы преподавания профессиональных дисциплин в высшем учебном заведении // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2. Сиволап, Т.Е. Проблемы внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Режим доступа: кйр8://еуЬег1еп1пка.гц/аг11с1е/п/ргоЫешу-упеёгеп1уа-1ппоуа181оппук-1екпо1о§1у-у-рго18е88е-ргероёауашуа-§иташ1агпук-ё18181рНп, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 12.08.2019).

3. Сабиров, А.Г. Формирование отношения студентов к социально-гуманитарным дисциплинам // Режим доступа: Ь11р://ёоср1ауег.ги/64499391-Еогш1гоуап1е-о1по8Ьешуа-81иёеп1;оу-к-8оаа1по-§иташ1агпут-ё18с1р1тат.к1;т1, свободный -Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 12.08.2019).

4. Соломатина, Н.Е. О преподавания студентам технических специальностей гуманитарных дисциплин // Режим доступа: кйр8://,^^^Ь17.ги/аг1;1с1е/5660/, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 26.07.2019).

5. Хрящев, В.Г., Морозова, Н.В. Формирование и развитие мотивации обучения студента в техническом высшем учебном заведении // Режим доступа: Ьйр8://о1кеггеГега18.а11Ье81.гц/реёа§о§1с8/01047720_0.к1т1, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения 12.08.2019).

6. Нагматуллина, Л.К., Максимова, О.А. Диалог поколений в пространстве внутрисемейных трансфертов: в контексте дискурса реальных и условных поколений // Вестник экономики, права и социологии. 2018. №2. С. 186-192.

7. Хамзина, Г.Р., Исламшина, Т.Г., Нагматуллина, Л.К. Самостоятельная работа студентов как важный компонент учебного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, 2012, №4, вып. 2, С. 314-316.

8. Шагбанова, Ю.Б. Коммуникационное сопровождение продвижения радиостанции как субъекта медиандустрии (на примере радиостанции «ББМ Казань») // Вестник экономики, права и социологии. ООО Информационно-аналитический центр Эксперт 2015. № 3. С. 275-277.

9. Коренева Д.А., Чернышева П.Н. Отмена крепостного права. Александр II [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 15-17 // Режим доступа: кйр8://то1иск.ги/соп171а,^агсЫуе/179/8963, свободный - Загл. с экрана. - яз. рус., англ. (Дата обращения: 14.08.2019).

10. Человековедение: гуманизационные и гуманитарные функции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2007.

https:// mir-nauki. com

Shagbanova Julia Borisovna

Kazan national research technical university named after A.N. Tupolev - KAI, Kazan, Russia

E-mail: chagbanovajuli@mail.ru

Teaching the humanities at a higher education institution: experience and main trends

Abstract. The modern information society, where complex business communications, image manipulation, brand promotion take place, contributes to a change in human thinking, which begins to include, to a greater extent, rational aspects, realistic and "business" appr oaches to realizing reality. In this regard, the degree of effectiveness of higher education and the activities of higher education institutions is increasing, in particular, in which all the necessary conditions are created for the formation of students of various kinds of competencies, skills and abilities. This article shows the role of teaching humanitarian disciplines that are aimed at forming the student's worldview not just as a future professional, but as a "citizen" of his company, enterprise, organization at any level and different branches of economic life. Emphasis is placed on the analysis of the main trends in the teaching of the humanities in higher education. Among those noted: the use of motivational aspects in the learning process of students; the introduction of comparative contexts for emotional impact during the presentation of lecture material; visualization of information messages; highlighting the design method of training; analysis of a specific situation, allowing the student to choose a real practical example on the basis of a theoretical setting.

The experience of the Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, and on the example of teaching the "History" training courses and the discipline "Organizing and conducting integrated campaigns" for bachelors in the "Economics" direction, the trends presented in more detail were considere.

The article concluded that building effective production requires the arrival of a new type of employee in all spheres: not only professionally competent, but also with an established system of values, respectful of another person, who wants to be useful to people, striving for self-actualization. In this regard, an important role is given to the teaching of the humanities in higher education.

Keywords: higher educational institution; humanitarian disciplines; experience; motivation; visualization of messages; design method; method for analyzing a specific situation

40PDMN419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.