Научная статья на тему 'Сопоставительная характеристика современных педагогических технологий в системе среднего и высшего профессионального образования'

Сопоставительная характеристика современных педагогических технологий в системе среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бронзова Жанна Евгеньевна

Представлены разные педагогические технологии, имеющие основные дидактические принципы и принцип преемственности между различными этапами (школа-колледж-вуз). Рассмотренные технологии позволяют создавать условия для наиболее эффективного раскрытия студентами своих индивидуальных качеств в контексте гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRASTIVE CHARACTERISTICS OF ACTUAL PEDAGOGIC TECHNOLOGIES IN THE SECONDARY-LEVEL AND HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The present article compares different pedagogic technologies having common didactic foundations and foundation of succession between different stages (college-university). Described technologies allow to create ways for most successful discovery by students their individual qualities in the contest of humanitarization process at the educational institution.

Текст научной работы на тему «Сопоставительная характеристика современных педагогических технологий в системе среднего и высшего профессионального образования»

УДК 378

Ж.Е.БРОНЗОВА

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлены разные педагогические технологии, имеющие основные дидактические принципы и принцип преемственности между различными этапами (школа-колледж-вуз). Рассмотренные технологии позволяют создавать условия для наиболее эффективного раскрытия студентами своих индивидуальных качеств в контексте гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня.

Ключевые слова: педагогические технологии, непрерывность профессионального образования, гуманистическая педагогика, гуманитаризация учебно-воспита-тель-ного процесса.

Введение. Образовательные системы в каждой стране мира должны содействовать реализации основных задач социально-экономического развития общества. Определение стратегического направления развития мировых образовательных систем волнует практически все мировое сообщество. Главной является проблема определения приоритетов образования и его реформирования. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что обучающиеся в недостаточной степени владеют основами методологических знаний. Они проявляют более высокий уровень знаний, овладевая фактологическим материалом. Как правило, они умеют применять эти знания в знакомых ситуациях. Нетрадиционная постановка вопроса зачастую значительно снижает результативность ответов обучающихся. Таким образом, главное стратегическое направление развития мировой и отечественной системы образования находится в плоскости решения проблем развития личности обучающегося и педагога.

Проблема сегодня заключается в том, чтобы дать преподавателям методологию выбора и механизм реализации выбранного содержания образования в учебном процессе как с учетом интересов и способностей студентов, так и личностной творческой индивидуальности [4]. Отдельные формы и методы обучения должны стать органической частью целостных педагогических технологий, технологий обучения.

Стратегия развития или личностно-ориентированное образование имеет своего рода проблемы в технологическом плане. Возникают вопросы, легко ли технологизировать процесс управления личностным развитием обучающихся; правомерна ли в подобном случае сама постановка вопроса о стандартизации образования. Возможно, такое состояние дел в сфере образования просто демонстрирует состояние перехода мировой системы образования в ее новое качество.

Таким образом, выбор образовательной технологии - это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы обучающих и обучающихся.

Постановка задачи. Проблема заключается в определении следующих направлениях исследования: 1) каковы теоретические основания и механизмы применения инновационных технологий в системе непрерывного профессионального образования; 2) каким образом должен осуществляться учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовалась направленность преподавания технических и естественных дисциплин посредством инновационных педагогических технологий; 3) какими должны быть содержание и организация инновационной педагогической деятельности в учебном процессе, чтобы соблюдались основные дидактические принципы и принцип преемственности между различными этапами (колледж-вуз).

Методы и испытания. Существует только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности [2]. Любые педагогические успехи, как показывает опыт и педагогическая практика, обусловлены актуализацией собственных сил личности обучающего и обучающегося. Личностно-ориентированная технология может реализоваться через деятельность, предполагающая сотрудничество и саморазвитие субъектов учебно-воспитательного процесса, выявления их личностных функций. Вышеупомянутая технология опирается в основном на фундаментальные дидактические исследования. Теоретическое предназначение концепции личностно-ориентированного обучения заключается в раскрытии природы и условий реализации личностно-развивающих функций учебно-воспитательного процесса. Практическая ценность этой концепции заключается в разработке регулятивов для практики образования, которая должна стать альтернативной по отношению к традиционному обучению.

Основные требования к личностно-ориентированным инновационным технологиям были сформулированы И.С. Якиманской следующим образом: 1) учебный материал должен обеспечивать выявление сущности субъектного опыта обучающегося, включая опыт его предыдущего обучения; 2) преподнесение знаний обучающим должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирования, интегрирования, обобщения предметного смысла, но и на постоянное корректирование полученного каждым студентом субъектного опыта; 3) в учебно-воспитательном процессе необходимо постоянное согласование субъектного опыта обучающихся с научной сущностью полученных знаний; 4) активное стимулирование обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности, сущность и формы которой должны обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; 5) конструирование и организация учебного материала, который дает обучающимся возможность выбирать его сущность, вид и форму при выполнении заданий, решений задач.

Простейшим звеном, являющимся составной частью личностноориентированной технологии, представляется нам личностно ориентированная педагогическая ситуация. Эта такая учебная ситуация, оказавшись в которой студент должен искать смысл, «приобщая» эту ситуацию к своим интересам, выстраивая образ или модель своей жизни, выбирая творческие моменты, давая критические оценки. Такую задачу, как показывает опыт,

невозможно решить только на уровне знаний и репродукции, здесь нет простых ответов, решений и истин. Проживание и выход из такой ситуации

- это не только прошлое и будущее обучающегося, но и его настоящее. Одно и то же учебное занятие может давать разным обучающимся разный познавательный опыт. Целью применения технологии личностно-ориентированного обучения является процесс психолого-педагогической помощи студенту в становлении и укреплении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненному самоопределению. Процесс обучения должен быть не столько насыщенным знаниями, которые следует обучающимся усвоить, сколько должен быть насыщен пониманием. Данная технология является динамичной, поскольку может менять свое содержание в соответствии с содержанием обучения в конкретный период. Эти технологии обладают немалыми резервами, которые позволяют осуществлять плавный переход от одной ступени обучения к другой, от одного этапа учебного процесса к последующему. Исследуемые нами технологии позволяют организовать учебный процесс по техническим дисциплинам на иностранном языке на качественно новой основе; позволяет вести учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он всецело способствовал развитию личности обучающегося, усилению его интеллектуального и культурного уровня. Необходимо упомянуть, что данные технологии рассматриваются как базовое понятие для системы высшего профессионального образования.

Вопрос о групповых формах учебной деятельности, представляющий собой динамику учебного процесса, своеобразное отступление от строгих коллективных форм в психолого-педагогической литературе, а также в теории и практике организации учебно-воспитательного процесса на основе гуманитаризации занимает важное место, потому что он открывает для воспитанников возможности сотрудничества, взаимодействия, более активного познания окружающего мира [4].

Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернатива существующим традиционным формам обучения. В основе системы развивающего обучения лежит представление о развитии обучающегося как субъекта учебной деятельности, а это означает, что главная цель обучения

- обеспечить развитие личности студента. Это важная задача каждого современного преподавателя, причем следует учитывать то, что каждое изменение в личности студента не является изменением его развития. Необходимо обращать внимание на интеллектуальные изменения, психические «новообразования», а не на развитие умений и навыков, хотя и это не стоит отбрасывать. Это хорошо подтверждается высказыванием Л.С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития» [3]. Главной задачей педагога, изучающего особенности учебно-познавательной деятельности конкретного обучающегося, является определение зоны ближайшего развития студента, помощь формированию способностей студента в той или иной области знаний.

В 60-70-е годы ХХ века впервые в педагогической науке были проведены фундаментальные исследования объективной закономерной связи между построением обучения (сущность, методы и конкретные методики) и ходом общего развития [5]. Была поставлена следующая задача: построить систему обучения, благодаря которой достигался бы более высокий уровень развития обучающегося, нежели в обучении по традиционной системе, при этом уровень развития обучающихся экспериментальных групп сравнивался с уровнем развития обучающихся в обычных группах.

Такая система имеет следующие взаимосвязанные принципы:

- обучение должно вестись на высоком уровне сложности;

- в изучении программного материала необходимо идти вперед довольно быстрыми темпами;

- основное место занимают теоретические знания;

- принцип осознанного освоения обучающимися учебного материала является важным условием применения полученных знаний на практике.

Следует отметить, что внедрение технологии Л.В. Занкова дало развивающий эффект в сфере таких психических процессов, как наблюдательность, мышление и т.п. В этом состоит огромное научно-практическое значение работы коллектива.

Учебная деятельность как универсальный метод представляет собой особую форму активности педагога, направленную именно на обучающегося. При этом учебный материал следует подавать в трех плоскостях:

- Система учебных задач, проходящих через всю программу того или иного предмета.

- Развертывание учебного материала в середине каждого учебного задания в соответствии с этапами его решения.

- Разработка каждого конкретного урока в соответствии с определенным этапом решения учебной задачи.

Результаты. Исходя из названной технологии, типология уроков адекватна структуре учебной деятельности. К первому типу могут принадлежать уроки, направленные на постановку учебной задачи. Структура таких уроков слагается из следующих компонентов:

1. Оценка того, что может обучающийся.

2. Создание ситуации успеха чрез личностную мотивацию.

3. Практическое задание, которое может выполнять каждый обучающийся.

Своеобразие таких уроков заключается в том, что учебная задача возникает лишь в конце занятия, т.е. обучающийся на протяжении всего урока может осмысливать то, чего пока еще не знает. Ко второму типу принадлежат уроки моделирования. Задача, возникшая на предшествующем уроке, выступает в качестве модели и тянет за собой новое средство деятельности. То, что придумал сам обучающийся и к чему он пришел никогда не будет им забыто. К третьему типу принадлежат уроки контроля, а к четвертому - уроки оценки действий. Возникновение у обучающегося потребности в учебной деятельности соответствующих мотивов содействует желанию обучаться, а овладение учебными действиями формирует, в свою оче-

редь, умение обучаться. Желание и умение обучаться может весьма четко характеризовать обучающихся как субъектов учебной деятельности. И это, в свою очередь, также является основой гуманитаризации обучения.

Экспериментально установлено, что в условиях обучения познавательные возможности обучающихся развиваются интенсивнее, нежели во время других занятий, которые могут казаться полезными [6]. Задача развития мышления потребует от преподавателя высокого дидактического искусства, умения учить так, чтобы знания студентов представляли собой действующую систему, направленную на личность. Таким образом, обучение в условиях названной технологии также может выступать в качестве важнейшего звена в целостном процессе воспитания, потому что единство процесса обучения и воспитания, как мы знаем, являет собой закономерность педагогической науки.

Применяя исследовательскую технологию, можно решить целый ряд специальных педагогических задач:

- использовать исследовательские методы в активном освоении студентами программы обучения в том или ином вузе;

- применять исследования и их результаты во время ознакомления студентов с отдельными явлениями, процессами, фактами;

- оказывать помощь студентам в усвоении комплекса исследовательских мероприятий, активно формируя их исследовательские умения и навыки;

- прививать студентам интерес к учебным и научным исследованиям;

- формировать у студентов понимание того, что их обучение неуклонно сближается с научным познанием;

- развивать исследовательский компонент в мировоззрении студентов;

- формировать у студентов представление об исследовательской стратегии в познавательной деятельности;

- обогащать творческие возможности студентов на основе формирования их исследовательского опыта;

- изучать и анализировать индивидуальные особенности формирования исследовательского опыта студентов, его воздействие на их интеллектуальное развитие и воспитание;

- освоение преподавателями исследовательского подхода к раскрытию сущности вузовской программы по тому или иному предмету, распределению времени на изучение отдельных тем и разделов программного материала, к установлению межпредметных связей, к выбору наиболее целесообразной методики организации исследовательско-познавательной деятельности студентов.

Преподавателю целесообразно ориентироваться на развитие и углубление исследовательской мотивации студентов, определив сущность и уровень сформированности исследовательских умений и навыков у них. Следует учитывать параллельность (в зависимости от учебных предметов) и последовательность (в соответствии с периодом обучения и характером

усвоения учебной программы) формирования исследовательских ориентиров, умений и навыков.

Заключение. Каждый преподаватель имеет свою систему работы. Это его персональный путь в профессиональной деятельности, его личный набор психологических, сущностных, конструктивных компонентов, исследовательских умений, способностей, уровней их выявления и т.д. Готовность педагога к творческому поиску вместе со своими воспитанниками, умение создавать атмосферу продуктивного познания в ходе учебных занятий, а также во внеурочной деятельности зависит от его подготовленности, владения арсеналом педагогических умений и навыков, знания предмета, глубокого интереса к нему.

Во время совместной работы в условиях предложенных нами педагогических технологий можно сформировать у студентов следующие положительные качества:

- культуру учебного труда;

- убежденность в действенности и необходимости приобретаемых

знаний;

- самостоятельность обучающихся как средство их интеллектуального развития;

- умение самостоятельно регулировать свою умственную деятельность, т.е. определять цель, вырабатывать стратегию действий по ее реализации, управлять мыслительным процессом;

- сравнение, обобщение, классификация, установление причинноследственных связей и т.п.;

- использование в полной мере воспитательного потенциала мотивирования оценки, создание ситуации успеха и прогресса обучающегося в творческом поиске;

- создание психологической атмосферы поддержки и развития личности.

Библиографический список

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов // Педагогика. - 1996. - № 2.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. / В.П. Беспалько. - М., 1989.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М., 1991.

- Т.1.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

5. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999.

6. Нор Е.Ф. Технология организации групповой учебной деятельности. / Е.Ф. Нор. - Николаев, 1998.

Материал поступил в редакцию 29.06.09.

J.E. BRONZOVA

CONTRASTIVE CHARACTERISTICS OF ACTUAL PEDAGOGIC TECHNOLOGIES IN THE SECONDARY-LEVEL AND HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The present article compares different pedagogic technologies having common didactic foundations and foundation of succession between different stages (col-lege-university). Described technologies allow to create ways for most successful discovery by students their individual qualities in the contest of humanitariz-ation process at the educational institution.

БРОНЗОВА Жанна Евгеньевна, преподаватель кафедры «Английский язык» ДГТУ, кандидат педагогических наук (2009). Окончила Донской государственный технический университет (2004).

Область научных интересов - педагогические технологии.

Имеет 12 научных публикаций.

anesska@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.