ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ШКОЛА, КОЛЛЕДЖ, ВУЗ)
ГЕРИШ В.А.
В статье рассматриваются перспективы использования современных инновационных технологий в осуществлении преемственности различных ситуаций образовательного процесса (школа, колледж, вуз).
The article touches upon the perspectives of the usage of modern innovative technologies in the fulfillment of different levels of the educational process (a school, a college, an institute).
Говоря о перспективах применения педагогических технологий для осуществления преемственности различных ступеней образовательного процесса (школа, колледж, вуз) в контексте гуманитаризации преподавания дисциплин естественного и математического цикла, рассмотрим технологию, создающую ситуацию успеха. Начало этой технологии положил выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, разработавший идею «завтрашней радости». В дальнейшем, над этой идеей работал В.А. Сухомлинский, который создал «школу радости». Результаты деятельности этих педагогов подводят нас к осознанию возможностей внедрения в учебно-воспитательный процесс современных школ, колледжей, вузов такой педагогической технологии, которая была бы нацелена именно на то, как вызвать у обучающихся (школьников, студентов колледжей, вузов) чувство радости и удовлетворения учебным процессом, обеспечивая успех в приобретении знаний.
Теоретические положения и их апробация в практической деятельности переросли в определенную педагогическую технологию — «создание ситуации успеха», которая в условиях гуманитаризации и гуманизации обучения, уважительного отношения, к личности обучающегося может найти широкое распространение, являясь связующим звеном между различными этапами процесса обучения.
В основе технологии «Ситуация успеха» явно выражен личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Ситуация успеха — это субъективное психическое состояние удовлетворения результатом физического либо морального напряжения исполнителя дела или создателя какого-либо явления. Ситуация успеха может быть достигнута тогда, когда сам обучающийся определяет этот результат как успех. Каждому педагогу целесообразно обратить внимание на этот постулат.
Как показывают наблюдения, заряд активного оптимизма, полученный еще в юности, закаляет характер, повышает жизненную стойкость, способность к противодействию в случае необходимости, умения отстоять свою позицию по тому или иному вопросу. Успех, если его личность переживает неоднократно, открывает период высвобождения скрытых возможностей личности, реализации в полной мере собственных духовных сил.
Увидеть в обучающемся личность, в условиях ее формирования и развития, помочь раскрыть ее духовно — вот основные задачи как педагогов (учителей, преподавателей, наставников), так и представителей ближайшего окружения обучающихся (родителей, родственников, друзей, знакомых). Обучающимся целесообразно создать психоэмоциональный комфорт не только в стенах образовательного учреждения, но и дома. Вот почему знания составных компонентов этой педагогической технологии, умение применять ее в жизни является значимой для всех, кто, так или иначе, связан с развитием личности представителя подрастающего поколения.
Задача педагога в данном случае — помочь личности обучающегося вырасти и развиться благодаря успеху, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, дать понять, что да-
ром в жизни ничего не дается, везде нужно прилагать усилия. И успех будет эквивалентен затраченным усилиям. В жизни наблюдается постоянное чередование успехов и неудач. Но в то же самое время существует и определенный баланс между ними, который при целенаправленной деятельности педагога и активном поисковом поведении обучающихся может быть изменен в направлении успеха.
Технология, заключающаяся в создании ситуации успеха, способствует выработке наиболее ценного человеческого качества, а именно — стойкости в борьбе с трудностями. А различные неудачи в таком случае не смогут сломить человека, остановить его продвижение к достижению поставленной цели. Организация ситуации успеха, имеющая место в ходе учебных занятий в школах, колледжах, вузах, помогает решить множество проблем, связанных с агрессивностью обучающихся и студентов, их леностью, непослушанием, неподчинением, изолированностью в группе и т.п. Когда педагог имеет дело с подобными воспитанниками, то следует начинать общение с ними «с ситуации успеха»: дать обучающимся возможность «пережить успех», а потом вместе с ними радоваться психологической силе успешной деятельности, оказывающей серьезное влияние на развитие личности в ходе этой деятельности.
В наше время зачастую педагоги стремятся к тому, чтобы знания были усвоены любой ценой, при этом обучающиеся с их проблемами отходят на второй план, даже если эти проблемы связаны с тем же самым процессом обучения. Наша школа, как показывает опыт и многочисленные наблюдения, кроме передачи традиционно прочных знаний своим воспитанникам, еще должна быть сильной и своей духовностью. Внутреннее убеждение, мотивы, взаимоотношения, ценностные ориентации обучающихся - все это должно стать сегодня факторами, определяющими взаимосвязь и преемственность различных ступеней в обучении, стать предметом заботы и беспокойства со стороны педагогов. Педагогам целесообразно задать себе вопрос: что в наше время больше всего нужно для гармонического развития личности, какие внутренние мотивы должны быть задействованы. Именно в юности, являющейся своеобразным стыковым моментом для различных ступеней в обучении, человеку особенно необходимо радостное восприятие окружающего мира, поиск себя и настоящего смысла жизни. Поисковая активность в целом также является связующим звеном, делающим возможным применение данной технологии на различных этапах и ступенях учебного процесса
Одним из основных условий становления личности, как фактора преемственности различных ступеней обучения, является серьезное отношение к самому себе как к человеку, а это невозможно без серьезного и уважительного отношения к воспитаннику со сторону авторитетных для него взрослых людей, какими, например, являются школьные учителя, преподаватели колледжей и вузов. Только личностно-ориентированное образование может предоставить возможность каждому обучающемуся реализовать свои индивидуальные особенности, развить свою поисковую активность, отойти от ощущения безысходности, безнадежности.
Ситуация успеха относится к искусственно созданной, т.к. педагог в определенный момент в значительной степени концентрируется на позитивных качествах работы обучающегося, игнорируя при этом некоторые недочеты. Конечно, педагог понимает временность созданной ситуации. В дальнейшем она корректируется путем постепенного (когда обучающийся поверит в свои силы) указания на эти недочеты и их совместного, а потом и самостоятельного исправления. Таким образом, искусственность созданной ситуации полностью исчезает.
Говоря о гуманитаризации процесса преподавания технических и естественных дисциплин в современных школах, колледжах и вузах нельзя, на наш взгляд, не упомянуть суггестивную технологию, заключающую в себе значительные резервы с точки зрения педагогики и психологии.
Суггестивная технология — это обучение на основе эмоционального убеждения в состоянии бодрствования, что ведет к сверхзапоминанию. Такое обучение предусматривает ком-
плексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (убеждения). Реализация подобной концепции предусматривает создание особых психолого-педагогических условий обучения человека. Для преподавателя это означает:
- высокий авторитет: широкое признание, выдающиеся личностные качества, сила убеждения и т.п.;
- инфантилизация — установление природной среды доверия, когда воспитанник как бы доверяет себя преподавателю;
- двуплановость при введении нового материала: каждое слово, каждое понятие, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестами и т.д.
Воспитаннику необходимо формирование веры в осуществимость учебных задач; постоянное позитивное эмоциональное подкрепление за счет эстетических и комфортных условий; наличие высоких интеллектуальных способностей, демонстрация прогресса в изучении различных дисциплин; «погружение» в учебную дисциплину, концентрированное изучение материала: каждый день только одна учебная дисциплина, по четыре-шесть часов в течение двухтрех месяцев.
Суггестивная технология в соответствии со своим содержанием является средством психологического воздействия на коллектив обучающихся. Это средство, руководя теми или иными реакциями, процессами в организме человека, вызывает эффект расширения познавательных и репродуктивных возможностей личности, что в целом порождает интенсификацию учебно-воспитательного процесса.
Каждый человек характеризуется разной степенью убеждения, внушения в том или ином возрасте. Вот почему суггестивная технология помогает применять саморегуляцию состояний в осуществлении психокоррекции педагогических воздействий личности в процессе обучения и воспитания, а также осваивать тренинги по управлению психофизическими и духовными силами человека, развивать творческое самовыражение и его механизмы, освоить тренинги общения и самоконтроля.
В структуру суггестивной технологии входят следующие компоненты:
1) психологические барьеры усвоения учебного материала и активизации усвоенных знаний;
2) формирование позитивных установок на обучение;
3) процесс трудоспособности (утомление, релаксация);
4) энергетическая активность мозга;
5) психофизиологические механизмы насыщения и активизации;
6) формирование сверхпамяти - гипермнезии.
Все обозначенные процессы значительно меняют структуру и методические принципы традиционного педагогического процесса, и это является особенностью суггестивной технологии как психопедагогического направления. Высокая эффективность обучения объединяется с ярко выраженными психотерапевтическими, психогигиеническими и психопрофилактическими эффектами, которыми не владеет ни одно из существующих педагогических направлений.
Применение суггестивной технологии в учебной практике подтверждает высокую эффективность и перспективность разрабатываемого направления. Особенностью суггестивной технологии является непосредственное действенное формирование готовности личности к успешному овладению учебным материалом. Опыт свидетельствует, что в общеобразовательных школах, колледжах и вузах целесообразно использовать релаксопедию как весьма эффективный метод интенсификации обучения, особенно техническим и естественным дисциплинам в контексте гуманитаризации учебно-воспитательного процесса.
Эффективность рассмотренных нами педагогических технологий, ориентированных на личностную сущность человека, определяется также отношением к ним со стороны обучающихся стремлением принимать активное участие в практической реализации названных педагогических технологий.
Ключевые слова: педагогические технологии, инновация, эффективность.
Keywords: pedagogical technologies, innovation, efficiency