УДК 378
Г.В. КУРАКОВА
ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Реализация личностного подхода к обучающемуся является одним из важнейших принципов организации учебно-воспитательной работы в современных педагогических технологиях. Рассмотрены методы стратегии современного образования, позволяющие создавать условия для наиболее эффективного раскрытия воспитанниками своих индивидуальных качеств в контексте гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: педагогическая технология, личностный подход, развивающее обучение, образовательное учреждение, среднее профессиональное образование.
Введение. Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, обучающемуся современной школы, в том числе и профессиональной, целесообразно владеть определенными качествами: 1) гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям; 2) самостоятельно и критически мыслить; 3) уметь видеть и формулировать проблему (в профессиональном и личном плане), находить пути ее рационального решения; 4) осознавать, где и каким образом добытые знания могут быть использованы в окружающей действительности; 5) быть способным вырабатывать новые идеи, творчески мыслить; 6) грамотно работать с информацией (уметь собирать нужные факты, анализировать их, выдвигать гипотезы относительно решения проблем, делать необходимые обобщения, сравнения с аналогичными или альтернативными вариантами разрешения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, использовать их для решения новых проблем); 7) быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать в коллективе, в разных сферах, разных ситуациях, легко избегать конфликтных ситуаций, умело выходить из них; 8) уметь самостоятельно работать над развитием интеллекта, усовершенствованием своего культурного уровня.
Традиционная же школа как структура, где обучающийся желает получить знания, устаревает, становится довольно-таки примитивной. Обучение зачастую представляет собой своего рода систему «педагогического насилия», к тому же в настоящее время объем образовательной деятельности превышает все допустимые нормы восприятия. На наш взгляд, стандарты в овладении учебным материалом следует снизить в несколько раз. Наблюдается кризис образования в связи с невозможностью полноценного усвоения обучающимися постоянно увеличивающегося объема информации [1].
Ценности, связанные с сущностью образования, оказались в современных условиях оторванными от системы жизненных ценностей и установок обучающихся. Обучающиеся вынуждены изучать и считать значимым то, что они сами значимым для себя не считают, а это, в свою очередь, не
позволяет нашим обучающимся, студентам полностью воспринимать и усваивать материал. Этот внутренний конфликт выливается, как правило, в немотивированные протесты, которые и сами обучающиеся не всегда в состоянии объяснить. Еще хуже, когда конфликт затягивается, «загоняется в угол» и становится причиной многочисленных неврозов и других заболеваний.
Назрела объективная потребность ввести технологизацию процесса обучения в учебные планы образовательных учреждений (в первую очередь - педагогических). Но анализ многочисленных теоретических публикаций и передового педагогического опыта свидетельствует о том, что эта проблема не настолько проста, как это кажется на первый взгляд. Выбор образовательной технологии - это всегда выбор стратегии, приоритетов, системы взаимодействия, тактик обучения и стиля работы обучающих и обучающихся.
Еще двадцать лет тому назад технологический подход в отечественной педагогической практике почти не использовался. Первые попытки предприняли Т.А. Ильина и М.В. Кларин при анализе зарубежного педагогического опыта. Сегодня, однако, представителей традиционной педагогики пугает термин «технология», который они считают производственным. Они рассматривают технологию образования как процесс с гарантированным результатом, что, по их мнению, весьма сложно переносить на педагогические явления.
Мысли о технологизации образования (выражаясь современным языком) мы можем найти у Я. А. Коменского, элементы технологического подхода - в трудах многих выдающихся иностранных и отечественных педагогов, гуманистов, таких как А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Всплеск заинтересованности педагогическими технологиями характерен для школ США 1930-х годов ХХ столетия, когда появились первые программы аудиовизуального обучения. Там же впервые использовали термин «образовательная технология».
Одной из стратегических задач реформирования системы образования и воспитания является формирование образованной творческой личности, становление ее физического и морального здоровья. Эта задача поставлена в соответствии с национальной доктриной образования в нашей стране и ее решения предусматривают психолого-педагогическое обоснование сущности и методов учебно-воспитательного процесса, направленного, главным образом, на развитие личности обучающегося (в школе, колледже, вузе). Однако этому процессу пока еще недостает целенаправленности и научнометодического обеспечения. Вот почему процесс «личностной» перестройки учебно-воспитательной деятельности осуществляется зачастую спонтанно, медленно, неэффективно. В связи с этим теоретики и практики в области педагогики и психологии все более ясно осознают острую потребность в создании и реализации личностного подхода к обучающемуся как одного из важнейших принципов организации учебно-воспитательной работы. На наш взгляд, такой подход должен содействовать более целенаправленному гармоническому развитию личности обучающегося как гражданина и творческого, профессионально действующего работника в будущем.
Стратегии и методы современного образования. В настоящее время в педагогической науке и практике есть две совершенно разные стратегии, в
рамках которых существуют системы образования: стратегия формирования и стратегия развития. Стратегия формирования представляет собой вмешательство извне во внутренний мир ребенка, своего рода навязывание обучающемуся обществом способов деятельности, оценок. Стратегия развития -это усиление личностного потенциала, самореализации обучающегося (учащихся школ, колледжей, студентов вузов).
Разработка личностного подхода является весьма сложной теоретической и практической проблемой. Ее сложность обоснована в первую очередь тем обстоятельством, что личность обучающегося является одним из сложнейших созданий в мире и одновременно - субъектом перестройки этого мира и самого себя. Среди специалистов все большее признание получает мысль о том, что всестороннее исследование и развитие личности - это фундаментальная, комплексная научная проблема, которая требует междисциплинарных исследований. Ключевую роль в разрешении этой проблемы может сыграть психологическая наука, поскольку личность - это перво-наперво психическое новообразование. Вот почему психологические закономерности занимают одно из центральных мест в общенаучном представлении о личности, ее развитии и деятельности.
Одной из разновидностей внедрения идей «гуманистической педагогики» является так называемая Вальдорфская педагогика, в основе которой лежит интереснейшее антропософское учение об индивидуальности человека, основными компонентами которого являются дух, душа и тело. Автором этой технологии явился немецкий педагог, мыслитель и гуманист Р. Штейнер. Цель Вальдорфской школы заключается в том, чтобы в течение определенного времени развивать способности, а не собирать знания.
Методика Марии Монтессори является также примером и убедительной моделью динамического, личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию. В ее основе лежит идея о том, что каждый ребенок с его возможностями, потребностями, системой взаимоотношений проходит свой индивидуальный путь развития.
Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернатива существующим традиционным формам обучения. В их основу положены идеи Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи о вольном развитии и воспитании ребенка.
Еще в начале 30-х годов прошлого столетия известный ученый-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, которое ориентировано на развитие обучающегося как на свою прямую и непосредственную цель, причем основой такого развития являются гуманные отношения к обучающемуся со стороны окружающих. Не отклоняя необходимости усвоения знаний, умений и навыков, Л.С. Выготский рассматривал их далее как важнейшее средство развития обучающихся в гуманных условиях. На широкой экспериментальной основе гипотезу Л.С. Выготского начали проверять и конкретизировать два научных коллектива: один из них возглавлялся Л.В. Занковым, а другой - Д.Б. Элькониным [2]. Система развивающего обучения, как показывает опыт, является не только педагогической. В ее основе лежат: определенная философская основа; фундаментальные исследования в сфере социологии образования, психологии развития; теория познания и развития. Следует отметить, что внедрение технологии Л.В. Занкова дало развивающий эффект в сфере таких
психических процессов, как наблюдательность, мышление и т.п. В этом состоит огромное научно-практическое значение поисков коллектива.
Таким образом, если цель традиционной школы - научить обучающегося читать, писать, считать, то цель развивающего обучения - сформировать в ребенке конкретные способности по самоусовершенствованию: рефлексия, анализ, эмпатия, планирование. Возникновение у обучающегося соответствующих мотивов содействует желанию обучаться, а овладение учебными действиями формирует, в свою очередь, умение обучаться. Как раз желание и умение обучаться может весьма четко характеризовать обучающихся как субъектов учебной деятельности. И это, в свою очередь, также является основой гуманизации обучения.
Экспериментально установлено, что в условиях инновационного обучения познавательные возможности обучающихся развиваются интенсивнее, нежели во время других занятий, которые могут казаться полезными. Задача развития мышления требует от учителя высокого дидактического искусства, умения учить так, чтобы знания воспитанников представляли собой действующую систему, направленную на личность. Таким образом, обучение в условиях названной технологии также может выступать в качестве важнейшего звена в целостном процессе воспитания, потому что единство процесса обучения и воспитания, как мы знаем, являет собой закономерность педагогической науки.
Таким образом для успешного решения гуманизации образования, по нашим наблюдениям, целесообразно направлять работу с воспитанниками по нескольким направлениям: правильно формулировать целевую установку (определять, перечислять факты, подлежащие усвоению; давать общее представлениие по теме, которую нужно изучить; обращать внимание на новизну изучаемого материала; уделять внимание критике, критическому отношению к учебнику; осуществлять прогнозирование); активизировать контроль восприятия; повышать темп мыслительных операций, обращать внимание на глубину и четкость их осознания на основе представленных фактов, определять главное в изучаемом материале, анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, критически относиться к тексту.
Нами был проведен опрос в колледжах г. Ростова-на-Дону (колледж связи и информатики, педагогический колледж, учебный центр «Спектр», осуществляющий подготовку специалистов водного транспорта, железнодорожный колледж), г. Таганрога (политехнический колледж, колледж морского приборостроения), г. Каменска-Шахтинского (педагогический колледж). В опросе приняли участие 380 преподавателей разных учебных дисциплин, главным образом технических, и дисциплин специализации. Целью настоящего опроса было выявление наиболее объективной картины организации образовательного процесса, который осуществляется в условиях гуманизации и позволяет вести разговор о творческом развитии личности. Преподавателям был предложен тест-анкета, состоящий из 12 вопросов. Предлагалось оценить свой ответ по 9-балльной шкале (методика Н.Ю. Бутенко и Л.Н. Грущенко), причем 9 баллов - это наивысший уровень оценки развития исследуемого качества; 1 балл - самый низкий уровень, 5 баллов - это средний уровень проявления соответствующего качества. При ответах на вопросы предлагалось участникам анкетирования быть откровенны-
ми и не стремиться показать себя другими, нежели они есть на самом деле. Тем более, что опрос был анонимный. Благодаря опросу были выявлены следующие результаты: 77% опрошенных считают, что творческая деятельность с элементами поиска является основой успешного учебно-воспитательного процесса, способствующего осознанию воспитанниками личностной значимости учебного труда; 18% опрошенных считают творчески-поисковую деятельность важной, значимой, однако полагают, что не следует злоупотреблять ей, дабы не стала она обыденным делом и не исчез элемент новизны в образовательном процессе; 5% опрошенных только изредка осуществляют практическую реализацию технологии творческого поиска на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования. Вместе с тем отметим, что 63% опрошенных нами преподавателей колледжей заинтересованы в собственном профессиональном самосовершенствовании и в творческом саморазвитии своих воспитанников, а 37% опрошенных считают, что в первую очередь следует стимулировать творческое развитие и саморазвитие личности каждого воспитанника, а потом осуществлять и собственное самосовершенствование. Отрадным является и тот факт, что практически не оказалось среди опрошенных таких преподавателей, которые не поддерживали бы творческое развитие личности воспитанника колледжа и собственное творческое самосовершенствование. Методы реализации стратегии современного образования. Подготовка творческой личности к продолжению обучения на качественно новом более высоком уровне требует внедрения определенных дидактико-мето-дических средств, помогающих моделировать учебно-воспитательный процесс в колледже исходя из названной цели. Рассмотрим такую технологию, которая содействует формированию творческой личности в контексте гуманитаризации образования, самоактуализации личности, подготовки к переходу на новую ступень в образовании.
Технология создания психологических условий подготовки к творческой деятельности с другими технологиями имеет конкретный алгоритм действий: 1) деятельность воспитанника не должна чрезмерно регламентироваться, ее процесс следует организовать так, чтобы в нем были элементы творчества, которые предусматривают комбинирование, интегрирование, универсализацию, некоторые видоизменения отдельных элементов учебно-воспитательного процесса; 2) целесообразно вызывать интересы, через которые проходят все внешние воздействия, порождая внутренние стимулы, являющиеся побудителями активности личности.
Вместе с этим важным условием творческой деятельности при подготовке к переходу на качественно новый этап образования выступают интересы, которые проявляются через увлеченность, стремление проникнуть в суть того, что познается.
Важную роль в стимуляции у воспитанников интереса к дальнейшему образованию, самосовершенствованию могут сыграть следующие факторы: 1) подбор наставником таких заданий, которые требуют творческого осмысления, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать уже известное, экспериментировать, вести поиск в определенном направлении; 2) создание условий для развития ситуативного интереса, который может сыграть роль «пускового» механизма в осуществлении конкретного вида деятельности; 3) активное использование игровых
элементов, стимулирующих проявление самостоятельности обучающихся, их творческих возможностей; 4) выполнение творческих заданий.
При этом следует заметить, что одно и то же задание может стимулировать развитие творческих возможностей одних воспитанников и тормозить - других. Это зависит от развития воспитанников. Технология использования в ходе занятий в колледжах учебных и учебно-творческих заданий представляется нам таким образом: 1) анализ условия задачи и выяснение уже имеющихся данных и того, что нужно найти; 2) определение сведений, которые необходимы для ответа на вопрос предложенной задачи; 3) выяснение того, все ли необходимые данные приведены в условии задачи; если приведены не все данные, то определяем средство нахождения недостающих величин; 4) планирование последовательности операций, направленных на нахождение ответа (алгоритм решения); 5) реализация запланированного пути решения поставленной задачи; 6) проверка решения задачи.
Такая организация творческой учебной деятельности воспитанников колледжей дает возможность каждому работать в оптимальном темпе, не ощущая своей интеллектуальной неполноценности, постигать обобщенные приемы умственной деятельности, методы разрешения широкого круга задач. Названная технология содействует формированию творческой личности, готовой к обучению на качественно новом этапе, деятельность которой можно охарактеризовать новизной, неповторимостью, оригинальностью. Для такой личности потребность в творческой деятельности является важной жизненной потребностью. А творческий стиль деятельности - наиболее типичным. И этому могут всецело помочь те современные инновации, технологии, которые вносят определенные коррективы в учебно-воспитательный процесс, делая его творческим, гуманистическим. Заключение. Итак, рассмотренные нами методы развивающего обучения позволяют создавать условия для наиболее эффективного раскрытия воспитанниками своих индивидуальных качеств в контексте гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях типа колледж. На наш взгляд, эти технологии дают возможность формировать творческую личность с учетом следующих факторов самореализации личности обучающихся: 1) фактор отношений - это характер взаимосвязей, которые имеют место между наставниками и воспитанниками; 2) фактор эмоциональной самореализации - разноуровневая и дифференцированная по смыслу организация учебно-воспитательного процесса; 3) фактор здоровья - формирование здорового образа жизни учащихся колледжей; 4) фактор творческой деятельности - развитие творческих способностей каждого представителя молодого поколения, максимальное развитие самодеятельности, вольное выражение своего «Я».
Отметим также, что благодаря названным методам активизируются психологические условия подготовки уроков в школе, учебных занятий в колледжах и вузах. Это, в свою очередь, стимулирует педагога к повышению своего образовательного уровня, к самоподготовке и непрерывному самообразованию. Ведь педагогу в этих условиях весьма уместно изучать, знать и определять следующие моменты, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса: 1) уровень умственного развития обучающегося, студентов; 2) отношение обучающихся к конкретному материалу и к
учебному процессу в целом; 3) умение (как обучающих, так обучающихся) самостоятельно организовывать свою умственную деятельность; 4) организацию творческой работы обучающихся студентов в ходе планирования учебных занятий; 5) возможности установления психологического контакта, продуктивных взаимоотношений с коллективом воспитанников, с классом, группой; 6) возможности организации познавательной деятельности обучающихся, которая создавала бы, во-первых, благоприятные условия для раскрытия обучающимися своих индивидуальных качеств, а во-вторых, способствовала бы формированию позитивного микроклимата во взаимоотношениях обучающих и обучающихся; 7) нераскрытые резервы организации взаимоотношений наставников и воспитанников, способствующих созданию благоприятного имиджа наставников в глазах последних.
Благодаря названным методам, способствующим гуманизации учебно-воспитательного процесса в школах, колледжах и вузах, представляется возможным организовать усвоение учебного материала так, чтобы: а) осуществлялось развитие процессов, связанных с восприятием учебного материала; б) обучающиеся овладевали всем необходимым материалом в полном объеме; в) у обучающихся постепенно накапливался опыт поисковой деятельности; г) имело место развитие воображения; д) формировались качества, необходимые для комбинирования, интегрирования, конструирования и реконструирования конкретных видов деятельности.
Для организации учебно-воспитательного процесса на основе гуманизации с применением указанных педагогических технологий используются те методы, которые вызывают наибольший интерес у обучающихся: проблемные, продуктивные, исследовательские. Значимость этих методов заключается в том, что они активно содействуют развитию творческого мышления и воображения и при этом они ни в коем случае не вступают в противоречие с информационными, репродуктивными, репродуктивно-продуктивными методами.
Такая система работы свидетельствует о возможности организации учебно-воспитательного процесса в контексте его гуманизации, поскольку она дает возможность формировать личность, способную правильно, грамотно, аналитически воспринимать информацию в жизни и повседневном общении, переосмысливать ее, высказывать мысли, раскрывать чувства, отстаивать свою точку зрения.
Библиографический список
1. ЛевитесД.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. / Д.Г. Левитес. - М.; Воронеж, 1998.
2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Д.Б. Элько-нин. - М., 1989.
Материал поступил в редакцию 26.11.08.
G.W. Kurakova THE HUMAN APPROACH TO THE PROCESS OF EDUCATION IN THE MODERN CONDITIONS
The realization of the personal approach to the student is the basic principle in organizing the educational process with the help of modern pedagogical technologies.
The concerned technologies help to create conditions for students to reveal their personality traits in the process of Humane Education in college.
КУРАКОВА Галина Владимировна, заведующая отделением экономики и управления, заведующая кафедрой общественных наук ГОУ СПО Ростовский колледж связи и информатики. Окончила Ростовский государственный педагогический институт (1978).
Научные интересы: инновационные педагогические технологии, теория и методика профессионального образования.
Имеет 5 научных публикаций. [email protected]