В.П. Ковалевский , И. Д. Белоновская, Ж.Г. Пискунова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются предпосылки и тенденции развития многоуровневого технического образования, его современное состояние, формы и проблематика. Выявляются особенности процесса гуманизации и гуманитаризации. Предлагается перспективный проект создания интегрированной образовательной среды« колледж -вуз» в Оренбуржье.
Непрерывное образование в России стало предметом научных исследований в конце 80-х годов ХХ века. Была создана Комплексная программа научных исследований “Профессиональное обучение молодежи на 1986 -90 годы”. В известных работах Б.С. Гершунс-кого, Ю.А. Кустова, Е.В. Калинкина, В.Б.Миронова, В.С.Леднева и других обосновывались предпосылки и объективная необходимость становления подобных систем, закладывались теоретико-методологические основы прогнозирования, проводился системноструктурный анализ ближайших перспектив их развития. В этом контексте изучалось соотношение общественных, личных и профессиональных интересов, рассматривались проблемы преемственности и структурирования содержания образования, разрабатывались организационно - экономические механизмы взаимодействия различных образовательных учреждений. В профессиональном образовании были выделены «сквозные» отрасли и намечены перспективные взаимосвязи ступеней образования.
Начиная с 1990 года (год отмены государственного распределения выпускников средних специальных учебных заведений), выпускники получили право решать, как поступать дальше: учиться в вузе или работать, или делать то и другое параллельно. Вместе с тем у учебных заведений появилась возможность формировать отдельные учебные группы в вузе для обучения выпускников колледжей, техникумов и училищ на дневных отделениях.
Ситуация в сфере образования коренным образом изменилась в связи с кризисом политической и экономической систем России, их реформированием и процессом перестройки. Влияние произошедших изменений оцениваются специалистами неоднозначно. Положи-
тельные сдвиги ознаменованы принятием в 1992 году «Закона об образовании».
В Законе Российской Федерации “Об образовании” система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Кроме этого, в Законе дана новая концепция профессионального образования на основе фундаментализации, гуманитаризации и многоуровневой подготовки специалистов, закреплено право выпускников средних специальных учебных заведений (ссузов) обучаться в высших учебных заведениях по родственным специальностям в сокращенные сроки. Таким образом, была заложена правовая база многоуровневого непрерывного образования (МНО).
С этого времени наблюдается постоянный рост приема в вузы выпускников ссузов (рисунок 1 ), увеличивается количество специальностей ускоренного обучения и направлений подготовки бакалавров, растет количество интегрированных учебных заведений «колледж
- вуз».
200
1992 1993 1994 1995 1996 1997
Рисунок 1 - Динамика приема в вузы выпускников ссузов
Сегодня стал необходим качественно новый этап анализа проблем многоуровневого образования, так как оно превратилось в объективную потребность и реальность нашего времени. Необходимо проанализировать перспективы его последующего развития с учетом социально-экономических проблем регионов.
Профессиональное обучение населения Оренбургской области проходит через образовательные учреждения разного уровня - школы, лицеи, колледжи, вузы. Наиболее прогрессивные из них участвуют в создании интегрированных систем из нескольких ступеней, например: “школа - лицей - колледж - вуз”, позволяющих решить часть проблем перехода на более высокую ступень обучения: сокращение сроков обучения, учет имеющихся общих и профессиональных знаний, ускоренная адаптация к известной образовательной среде.
К сожалению, в настоящей работе нам не представляется возможным рассмотреть проблемы многоуровневого образования системы “школа - лицей - колледж - вуз” в целом, и поэтому ниже рассматриваются, в основном, перспективы развития многоуровневого технического образования в системе “колледж-вуз”.
Существующее в России многоуровневое непрерывное образование вариативно. Оно подразумевает, что обучающиеся, как правило, получают начальное и среднее профессиональное образования (НПО и СПО) в техникумах и колледжах, а затем, ускоренное высшее образование (УО) в вузе. Существуют варианты построения образовательного процесса, когда после 1-2-3-его курсов обучения в институте, студенты получают квалификации «рабочий» или «техник» и могут либо начать работать по специальности, либо продолжить образование до квалификации «инженер». Новыми формами многоуровневого образования являются бакалавриат и последующая магистратура, причем младшие курсы бакалавриата могут быть пройдены в колледжах, а старшие - в вузах. Для более эффективной совместной работы колледжи и вузы создают интегрированные учебнообразовательные учреждения.
Многоуровневое образование сегодня реализовано в виде очной и заочной форм. Это наиболее доступный вариант получения высшего технического образования. В перспективе оно может быть представлено в форме дистанционного или открытого обучения, повсеместное внедрение которых в нашем регионе пока еще тормозится скудностью или нерациональным использованием необходимых технических средств как обучающихся, так и учебных заведений.
Развитие МНО демонстрирует его растущую популярность, которая объясняется тем, что в основе многоуровневого образования ле-
жат цели и идеи гуманизации. Многоуровневое образование может и должно гарантировать максимальное соответствие содержания образования интеллектуальному потенциалу обучающегося, его интересам, возможности продолжить образование или начать трудовую деятельность, обеспечивать равенство в отношении социальной, академической, профессиональной возможностей различных групп обучающихся, повышать территориальную мобильность.
По указанным декларированным достоинствам непрерывное многоуровневое образование не имеет сегодня альтернативной замены, особенно для регионов. В то же время, не следует забывать, что речь идет о проекте, инновационном для Оренбуржья и социальном по своей сути. Интеграция затрагивает образовательные системы разного уровня с различными целями, в качестве объекта эксперимента выступают молодые люди 1 6 - 23 лет и профессорско-преподавательский состав учебных заведений. За каждым часом, каждой темой рабочей программы, переводных экзаменов стоят личности студентов, педагогов, администраторов, правовые и финансовые сложности. В каждом отдельном учебном заведении - это по-прежнему эксперимент, который требует осмысления, анализа, принятия и воплощения успешных решений.
Сегодня наблюдается резкое увеличение ответственности общества за подготовку высокопрофессиональных кадров, их востребованность и успешную социализацию. При этом возрастает ответственность каждого специалиста за принимаемые им решения. Размеры отрицательных последствий данного явления пропорциональны высоте занимаемого специалистом социального положения в обществе и актуальны для Оренбургского региона.
Мы считаем, что знания приобретают характер убеждений, то есть превращаются в мировоззрение, только после того, как они бу -дут опосредованы жизненным опытом, чувствами, станут основой целенаправленной практической трудовой и общественной деятельности человека. Для молодого человека, окончившего школу, этот процесс неизбежен и занимает определенный период в его жизни, параллельный выбору и овладению профессией. Только по окончании этого периода социальной адаптации он становится годным к осознанной практической деятельности. Перспективность и проблематика развития МНО объясняется и указанными психологическими особенностями обучающихся. Окончательный выбор профессии и квалификации переносится на более осознанный возрастной период (34 курсы обучения). Выбор происходит более обдуманно, чем у выпускника средней школы в 17 лет, когда будущая специальность ему
практически неизвестна (известна только внешне, навязывается родителями, привлекает имидж студента и т.д.). Становление профессионала происходит более продуктивно при условии, что в МНО создана определенная среда для успешной социализации обучающихся.
Сегодня общепризнанно, что разрыв технического и гуманитарного знания привел к снижению творческого и культурного уровня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а, в конечном счете, к снижению потенциала науки и производства. Эти проблемы особенно актуальны для регионов.
Исследования социологов демонстрируют существенную разницу в ценностных ориентациях молодежи столичных и региональных ву -зов (провинции). Так, например, у студентов столицы доминируют рациональное и чувственное начало, а в провинции - рациональное и деятельностное. Молодежь центра в основном «эстеты», а региона - «технократы». Среди значимых потребностей в столице превалирует решение экологических проблем, а в регионе - экономических, в провинции снижена политическая и коммуникативная активность. Тревожные тенденции в соотношении ценностных ориентаций молодежи в регионах, помимо чисто экономических причин, объясняются слабым развитием сферы искусства, территориальной удаленностью и замкнутостью Российских регионов. Традиционная попытка изменить ситуацию только через развитие отдельных вузов в областных центрах малоперспективна. Социологами установлено, что при общем стремлении получить высшее образование, у растущей части студентов отношению к обучению и процессу познания носит формальный характер, имеет целью только получение диплома. Поэтому, главным направлением развития МНО, на наш взгляд, должны стать гуманизация и гуманитаризация непрерывного технического образования - как действенный способ преодоления социальной апатии, создания условий для полноценного развития личности.
Оренбургская область сегодня представляет возрождающийся аграрно-промышленный комплекс. Мы считаем, что для регионов со сложной инфраструктурой, особенно в условиях последствий экономического кризиса, многоуровневое образование может положительно влиять на социально-экономическую ситуацию. Отметим лишь некоторые из негативных последствий спада 90-х годов, которые мы связываем с потребностью, проблемами и перспективами развития МНО.
Кризисное экономическое состояние региона 90-х годов привело к свертыванию произ-
водств многих градообразующих промышленных предприятий области, их банкротству. Экономический спад был длительным, произошел отток технической элиты, кадровых работников среднего звена и рабочих из сферы промышленного производства в другие сферы хозяйства. Были утеряны производственные площади, мощности и запасы, документация, технологии, разрушены структуры подготовки и переподготовки кадров, сокращены связи учебных учреждений с их базовыми предприятиями, с потенциальными заказчиками рабочих мест, отменено целевое и обязательное распределение выпускников ссузов и вузов. В условиях рыночных отношений в промышленности региона потребовались качественно новые специалисты среднего и высшего звена. Они должны сочетать практическую направленность СПО с высокой теоретической подготовкой высшей школы, обладать достаточной компетентностью и социальной зрелостью, быстро адаптироваться к рынку труда, к самостоятельной работе, к необходимости профессионального роста, к временным коллективам и постоянно меняющимся заказам. На подготовку таких специалистов и должно ориентироваться МНО.
Возрождение области, которое намечается сегодня, высветило новое противоречие в подготовке современных техников и инженеров - система профессионального образования предполагает 2-3-х летнюю стажировку молодых специалистов после окончания учебного заведения, их социальную адаптацию в психологически устойчивом производственном коллективе, наставничество. Предприятия области не имеют таких возможностей в силу вышеназванных последствий экономического спада. Многоуровневое образование должно способствовать разрешению этих проблем.
Развитие многоуровневого образования и ступенчатой подготовки кадров расширяет возможности получения и продолжения образования различным социальным слоям молодежи за счет ускоренной адаптации к новой образовательной среде. Решение этой проблемы особенно актуально для выпускников сельских школ. Статистические данные по абитуриентам, поступающим в вузы нашей области из сельской местности, представлены в таблице 1 .
Кризисное положение аграрного комплекса Оренбуржья обострило проблемы сельской молодежи. Были закрыты небольшие сельские школы; упал уровень подготовки абитуриентов; осложнилось обучение сельской
Таблица 1 - Распределение выпускников общеобразовательных школ по видам учебы и трудоустройства
Контингент Городское население % ОТ общего кол-ва Сельское население % ОТ общего кол-ва Всего
Выпускники школ 48,2% 51,1% 100%
Из них:
Поступившие в ссузы 9,4 16,9 26,3%
Поступившие в ПТУ 4,01 7,1 11,2%
Поступившие в вузы 27,5 13,3 40,6%
молодежи в университетских центрах и вузах на договорной и коммерческой основах; дорогим стало проживание в городе во время учебы. В такой ситуации немаловажно, что колледжи и техникумы малых городов и поселков, работая в партнерстве с крупными вузами, поддерживают и повышают культурнообразовательный уровень всего населения района, дают возможность начать обучение на ступенях СПО и бакалавриата недалеко от дома, сохраняют занятость населения, обеспечивают аграрный комплекс специалистами среднего звена. Рациональная территориальная структура многоуровневого образования позволит выпускникам сельских и районных школ менее болезненно адаптироваться к новой образовательной среде города, а интегрированные системы «колледж-вуз», таким образом, ускорят формирование единого образовательного пространства региона.
Многоуровневое образование позволяет формировать единое образовательное пространство не только отдельных образовательных структур города, области, регионов. Существует и более высокий уровень интегративных процессов - интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство, что связано с нострафикацией российских дипломом о высшем образовании. Сближение образовательной системы России с аналогичными структурами ведущих стран возможно именно на базе многоуровневого образования, к которому сейчас уже положительно относятся 53,6 % преподавателей российских вузов
Анализ социально-экономической ситуации в Оренбургской области и накопленный определённый опыт реализации различных схем многоуровневого образования позволил сформулировать следующие проблемы его образовательного процесса.
В основных законодательных документах не прописаны подробно все детали механизма интеграции учебных заведений. Эта проблема в нормативных документах решается скорее концептуально, как из-за особеннос-
тей менталитета Российской Высшей технической школы и технической элиты, так и вследствие известных экономических проблем настоящего времени. Попытки механического переноса зарубежного опыта многоуровневого образования не всегда плодотворны по тем же причинам. Не раскрыты способы реализации преемственности профобразования по ступеням. В стандартах отсутствует единый подход к выбору элементов педагогической системы, не создан общий (сквозной) понятийный аппарат естественнонаучного, обще профессионального и специального цикла дисциплин. Не согласованы между собой профессиональные образовательные стандарты разных уровней. Системы многоуровневого непрерывного образования имеют высокий гуманистический потенциал, но он скорее декларируется, чем реализуется. В настоящее время они находятся в процессе становления, неустойчивы и пока не имеют обоснованных подходов к созданию благоприятных условий для непрерывного развития личности обучающихся.
Для решения вышеназванных проблем в Оренбургской области на базе Оренбургского Государственного университета и колледжей в его структуре представляется перспективным провести эксперимент по созданию интегрированной образовательной системы “колледж - вуз”, позволяющей:
- повысить культурно - образовательный уровень специалистов области;
- уменьшить срок их социальной адаптации;
- создать условия для подготовки специалистов, которые имели бы общественно значимую потребность в социальной оценке полученных знаний;
- расширить возможности получения профессионального образования разным социальным слоям молодежи;
- преодолеть разрозненность и несогласованность действий образовательных структур разного уровня.
Целью проекта является создание развива-
ющей социально-культурной профессиональнообразовательной среды в условиях интегрированной системы “колледж-вуз” для инженерно-технических специальностей.
Проект призван обеспечить:
- равенство в отношении выбора возможностей получить, продолжить образование или начать трудовую деятельность;
- подготовку специалистов, умеющих оценивать в едином комплексе широкий круг взаимосвязанных с мировоззрением технических, экономических, исторических, социальных, экологических и прочих проблем;
- сочетание процессов приобретения студентами профессиональных навыков с гуманизацией и гуманитаризацией воспитания, позволяющее обеспечить высокую гражданскую и нравственную культуру личности.
В качестве основы проекта предлагается создание системы многоуровневого интегрированного технического образования (СМИ-ТО), характеризующейся квалификационной завершенностью каждой ступени и их научнометодической преемственностью для продолжения образования.
Организационная структура СМИТО проявляется в партнерстве экономически самостоятельных учреждений, работающих по сквозным или согласованным учебным планам.
Комплекс отношений внутри системы ориентирован на принципы гуманизации, гуманитаризации и непрерывности образовательного процесса.
Приоритетом знаний в СМИТО будут не прагматические, узкоспециализированные, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических условиях.
Предлагаемая новая система многоуровневого интегрированного технического образования в структуре “колледж-вуз” снимает основные противоречия в существующем многоуровневом образовании. Вследствие реализации проекта по внедрению СМИТО в образовательный процесс появится возможность подготовки качественно нового типа специалиста, становления его компетентности, эрудиции, творческих начал, нравственной культуры современного профессионала по сравнению с существующей системой, ориентирами, которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание.
Задачи проекта:
- разработать научно-обоснованную методику моделирования комплекса отношений, возникающих в интегрированной системе об-
разования “колледж-вуз”;
- добиться ускорения социальной адаптации будущего специалиста через его погружение в существующую культурную, в том числе техногенную и компьютеризованную среду;
- создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;
- воспитать потребность в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки и техники, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.
Основные этапы экспериментальной работы проекта:
- разработка и апробация механизма комплексного обеспечения (теоретического, научного, кадрового) процессов развития СМИТО;
- определение продуктивных путей работы по новым психолого-педагогическим технологиям на различных уровнях образования и выявление особенностей их гуманитарного эффекта;
- разработка базы единого методического пространства СМИТО, состоящего из технологического описания новых типов научной и педагогической деятельности;
- разработка и внедрение новых организационных технологий обучения и воспитания студентов, повышения уровня культуры педагога, мониторинга развития личности специалиста;
- разработка и внедрение новых организационных технологий в МНО, обеспечивающих взаимосвязи развития образования и занятости молодежи.
Методы исследования.
Детерминированные и эвристические: теория прогнозирования, метод дискуссий, тестирования, анкетирования, сбор статистического материала, получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения; анализ полученной информации; переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих действий (педагогический мониторинг).
Разработанные в процессе эксперимента интегрированные учебные планы, авторские учебные программы, конспекты лекций, методические пособия по созданию органичных учебных циклов, а также практические рекомендации, направленные на социализацию личности студента, могут найти практическое применение для подготовки специалистов иных профилей, обучающихся в образовательных учреждениях разного уровня.
Список использованной литературы
1.Бухарев Н., Гордеев А. Колледж и вуз: опыт интеграции.// Высшее образование в России. - 1999. №1
2.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире.-М.:ВЛАДОС,1999.-200с.
3.Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков. // Высшее образование в России. - 1999. №1.
4.Кагерманьян В.С., Гарунов М.Г., Семушкина Л.Г., Коханович Л.И., Маркова Н.А., Голубева О.Н., Суханов А.Д. Научно-методические основы мониторинга образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. - М.: 1999. - 44 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования /НИИВО; Вып. 6)
5.Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, .-224с.1991
6.Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи. Изд. Саратовского университета.-1990.-159с .
7.Миронов В.Б. Век образования. - М.:Педагогика,1990.-176 с
8.Новиков А.М. Принципы демократизации профессионального образования//Педагогика.-2000,№1 с. 12-20
9.0 сопряжении направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Письмо Министерства образования РФ от 20 июля 1999 г. №14-58 - 350 ин/16 (Бюллетень Министерства образования РФ №2,2000)
10.Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Приказ министра образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. 686 .Бюллетень Министерства образования РФ- 2000, №5
11.Пальянов М., Турченко В., Копытов А. Стратегия развития образовательного пространства региона//Педагоги-ка.-2000,№2 с.16-23
12. Перспективы развития системы непрерывного образования./Под ред.Б.С.Гершунского.- М.:Педагогика,1990.-224с.
13.Повзун В.Д. Жизненные ценности студента в новых социокультурных условиях.- Вестник ОГУ, №3
14.Розина Н. Семушина А. На базе среднего профессионального.// Высшее образование в России.- 1999,- №3 - с. 8184,
15.Тангян С.А. Высшее образование в перспективе ХХ1 столетия //Педагогика.-2000,№2 с.3-1