Научная статья на тему 'СОПОКЛОНЕНИЕ И СОПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА В ТРАКТАТЕ ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО "О СВЯТОМ ДУХЕ"'

СОПОКЛОНЕНИЕ И СОПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА В ТРАКТАТЕ ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО "О СВЯТОМ ДУХЕ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВ. ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ / СВЯТОЙ ДУХ / ТРОИЦА / ИКОНОМИЯ / БОГОСЛОВИЕ / ДОКСОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ / ДУХ КАК ПОДАТЕЛЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андиа Исабель Де

Публикуемый текст представляет собой доклад, прочитанный на VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада» (Москва, 11-13 апреля 2019 г.). В докладе рассматривается учение св. Василия Кесарийского о Святом Духе, выраженное в его трактате «О Святом Духе» в контексте тринитарных споров IV в. Основное внимание в докладе уделяется аргументации св. Василия в защиту божественности Св. Духа на основе двух видов доксологии - икономической и богословской. В первой действие божественных Лиц берется как обращенное вовне; во второй божественные Лица рассматриваются в их внутритроичных отношениях и равенстве. Из этих двух доксологических формул первая уязвима для толкований, подчиняющих Сына и Духа Отцу. Этой уязвимостью воспользовались ариане и аномеи, с которыми ведет спор св. Василий. Вторая доксологическая формула, напротив, решительно утверждает равенство Лиц. Св. Василию пришлось доказывать своим противникам, что уравнивание Духа с Отцом и Сыном не является его произвольным новшеством, но выражено уже в «заповеди о крещении», которая однозначно указывает на божественность Духа. Далее св. Василий демонстрирует общность природы, славы и поклонения между Отцом, Сыном и Духом. Общение природы обеспечивает как особость Лиц, так и единство сущности. Общение славы означает, что в Духе созерцается и прославляется вся Троица: Дух являет Сына как образ Отца, а в Сыне являет Прообраз, т. е. самого Отца; но и сам Дух прославляется через общение с ними обоими. Отсюда следует общение поклонения всем трем Лицам как единому Богу. В заключительной части доклада анализируется роль Святого Духа как Господа и Подателя жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CO-WORSHIP AND CO-GLORIFICATION OF THE HOLY SPIRIT IN THE TREATISE OF ST. BASIL OF CAESAREA “ON THE HOLY SPIRIT”

The text published below is the report which was read at the VI International Patristic Conference “Saint Basil the Great in the theological tradition of East and West”, Moscow, April 11-13, 2019. The report examines the doctrine of St. Basil of Caesarea on the Holy Spirit, as expressed in his treatise “On the Holy Spirit”, in the context of the trinitarian disputes of the 4th century. More specifically, the report focuses on St. Basil's arguments in defense of the divinity of the Holy Spirit, based on two types of doxology, that is, the economic and theological. In the first case, the action of the Divine Persons is taken as externalized; in the second case, the Divine Persons are considered in their intra-trinitarian relations and equality. Of these two doxological formulas, the first is vulnerable to interpretations that subordinate the Son and the Spirit to the Father. The second doxological formula, on the contrary, strongly affirms the equality of Persons. St. Basil had to prove to his opponents that the equation of the Spirit with the Father and the Son is not an arbitrary innovation, but is expressed in the “commandment of baptism”, which clearly indicates the divinity of the Spirit. Then St. Basil shows the community of nature, glory and worship between the Father, the Son and the Spirit. The communication of nature provides both the identity of the Person and the unity of the essence. The communication of glory means that in the Spirit the whole Trinity is contemplated and glorified: the Spirit reveals the Son as the image of the Father, and reveals a prototype in the Son, that is, the Father; but the Spirit Himself is glorified through fellowship with both. Hence all three Persons are worshiped as one God. The report concludes with an analysis of the role of the Holy Spirit as Lord and Giver of life.

Текст научной работы на тему «СОПОКЛОНЕНИЕ И СОПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА В ТРАКТАТЕ ВАСИЛИЯ КЕСАРИЙСКОГО "О СВЯТОМ ДУХЕ"»

ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 2-1, 2-72

Сопоклонение и сопрославление Святого Духа в трактате Василия Кесарийского «О Святом Духе»*

И. де Андиа

Национальный центр научных исследований, Франция, 75016, Париж, ул. Мишель-Анж, 3

Для цитирования: Андиа И. де. Сопоклонение и сопрославление Святого Духа в трактате Василия Кесарийского «О Святом Духе» // Вопросы теологии. 2019. Т. 1, № 2. С. 221-234. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.203

Публикуемый текст представляет собой доклад, прочитанный на VI Международной патристической конференции «Святитель Василий Великий в богословской традиции Востока и Запада» (Москва, 11-13 апреля 2019 г.). В докладе рассматривается учение св. Василия Кесарийского о Святом Духе, выраженное в его трактате «О Святом Духе» в контексте тринитарных споров IV в. Основное внимание в докладе уделяется аргументации св. Василия в защиту божественности Св. Духа на основе двух видов доксологии — икономической и богословской. В первой действие божественных Лиц берется как обращенное вовне; во второй божественные Лица рассматриваются в их внутритро-ичных отношениях и равенстве. Из этих двух доксологических формул пер- ^^

вая уязвима для толкований, подчиняющих Сына и Духа Отцу. Этой уязвимостью воспользовались ариане и аномеи, с которыми ведет спор св. Василий. Вторая доксологическая формула, напротив, решительно утверждает равен- '—>

ство Лиц. Св. Василию пришлось доказывать своим противникам, что урав- ^^ нивание Духа с Отцом и Сыном не является его произвольным новшеством, но выражено уже в «заповеди о крещении», которая однозначно указывает на божественность Духа. Далее св. Василий демонстрирует общность приро- ^

ды, славы и поклонения между Отцом, Сыном и Духом. Общение природы обеспечивает как особость Лиц, так и единство сущности. Общение славы означает, что в Духе созерцается и прославляется вся Троица: Дух являет С^ Сына как образ Отца, а в Сыне являет Прообраз, т. е. самого Отца; но и сам Дух прославляется через общение с ними обоими. Отсюда следует общение поклонения всем трем Лицам как единому Богу. В заключительной части до-

Перевод Г. В. Вдовиной.

Рч

клада анализируется роль Святого Духа как Господа и Подателя жизни. [ |

О

м

Ключевые слова: св. Василий Кесарийский, Святой Дух, Троица, икономия, ^^ богословие, доксологические формулы, Дух как податель жизни.

ТОМ1

2019

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2019 №2

https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.203 221

*

№2 то ПуеОца... то аш Патpí кaí У1ш аиртро-

акиуоицеуоу ^ auvбo5aZ6ц£vov том 1 (.и в Духа Святаго... Иже со Отцем и Сы-

2019 ном спокланяема и сславима).

Никео-Константинопольский символ веры

К

Введение

п

^^ Никейский символ веры (325 г.) обрывался на провозглашении веры

ч«^ в третье Лицо Троицы: «Верую. в Духа Святаго». Текст, идущий следом, был добавлен в символе Константинопольского собора (381 г.)1. Феодор ^^ Мопсуэстийский ^ 428 г.), участник Константинопольского собора, в своих «Огласительных гомилиях» IX и X, содержащих учение о Святом Духе, Г I замечает, что епископы в Никее ограничились провозглашением веры в Духа, тогда как полное учение о Святом Духе было передано их преем-^ ^ никами:

С ^ Как Отцы побороли нечестие Ария в исповедании веры в Сына, так же

поступили они и в отношении Святого Духа, опровергнув святотатствующих против Него. Наши блаженные Отцы благочестиво. возвестили свою веру Г; в то, что Святой Дух вместе с Отцом и Сыном имеет божественную природу,

^^ и добавлением немногих слов подтвердили истинное учение Церкви2.

^^ «Немногие слова» — именно эти: «.и в Духа Святаго, Господа, Жи-

вотворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».

Отцы Халкидонского собора (451 г.)3 считали, что второй символ был разработан первым Константинопольским собором (381 г.), хотя еще до того он был приведен в «Апсога1:ш» Епифания Кипрского. Добавления Константинопольского символа о Святом Духе представляют собой краткую формулировку учений Афанасия Александрийского в III Послании к Серапиону Тмуисскому (ок. 360 г.) (8С 15) и в «Томосе к антиохийцам» (362 г.), Епифания Кипрского в «Апсога1:ш» (374 г.), Дидима Слепца в III книге трактата «О Святом Духе» (ок. 381 г.) (8С 386), но в первую очередь — формулировку учений Василия Кесарийского в III книге «Против Евномия» (363-365 гг.) (8С 299 и и 05) и в трактате «О Святом Духе» (375 г.) (8С 17 Ыз), а также Григория Назианзина в «V богословской проповеди» (380 г.) (БС 309).

1 Cm.: Urbinа I. Ortiz de: 1) Nicée et Constantinople. Paris: Éditions de l'Orante, 1963; La struttura del simbolo constantinopolitano // Orientalia Christiana Periodica (OCP). 1946. 12. P. 275-285; Kelly J. N. D.: 1) Early Christian Creeds. London: Longmans, Green & Co., 1950. P. 296-367; 2) Early Christian Doctrines. London: A. & C. Black, 1958. Ch. X et XI; Ritter A.-M. Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1965; Dossetti G. L. Il simbolo di Nicea e di Constantinopoli. Roma: Herder, 1967.

2 Théodor de Mopsueste. Homélies catéchétiques IX et X / trad. R. Tonneau et R. Devresse. Città del Vaticano: Biblioteca Apostolica Vaticana, 1949.

3 Schwartz E. Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalke-don // Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft (ZNTW). 1926. Vol. 25. P. 36-88.

Я хотела бы представить аргументацию Василия Кесарийского в защиту божественности Святого Духа из трактата «О Святом Духе»4, обратившись к приведенным выше словам Константинопольского символа.

I. Две доксологии — икономическая и богословская

В день мученичества св. Эвпсихия, 5 сентября 374 г., в Кесарее Каппа-докийской св. Василий Кесарийский вводит свою доксологическую формулу: «Слава Отцу с Сыном и со Святым Духом». Св. Григорий Назианзин описывает эту сцену в «Слове 43» (I, 3, 1). Толпа молчит; слышен только голос епископа Кесарийского, возвысившийся для прославления Троицы в краткой, традиционной по форме доксологии: «Слава Отцу, через Сына, во Святом Духе». В «молитве с народом» Василий, по его собственным словам, имел обыкновение прославлять Бога этими двумя способами: то «с» (цеха) Сыном и «со» (аш) Святым Духом, то «через» (6ю) Сына «в» (¿V) Духе Святом (Б88 I, 3, 3-4).

В связи с этим торжественным прославлением или другими подобными случаями некоторые присутствовавшие обвинили Василия в «использовании странных и противоречивых слов» (I, 3, 5), так как наряду с древней доксологической формулой (6ю, ¿V) он употреблял для прославления Отца новую формулу тринитарной доксологии (цета, аш). Видимо, книга Василия «О Святом Духе» (Бе 8ртШ 8апсШ — Б88) родилась из желания оправдать выражение «со Святым Духом» (I, 2, 55). Оно предстает как объективное доктринальное раскрытие значения этих предлогов (¿V, аш) (I, 3, 9-10). Книга была начата по совету Амфилохия Иконийского в последние | \ | месяцы 374 г. в ответ на его просьбу прояснить доксологию «с (аш) Ду- [ | хом», а завершена к концу 375 г. ^^

1. Ет-рета / 81а- гV ф

«Если вопросы, как показалось бы иному, маловажны, — говорит Василий, — то они поэтому недостойны еще презрения, напротив, поскольку ^^ истина уловляется с трудом, повсюду должны мы следить за нею. Ибо еже- нн ли как искусства, так и уразумение благочестия усовершаются чрез постепенные приращения, то вводимым в познание ничем не должно пренебре- О гать. А кто проходит без внимания первые начатки, как нечто маловажное, ^^ тот никогда не достигнет мудрости совершенных... Если "от закона" "иота едина, или едина черта не преидет" (Мф 5:18), то безопасно ли будет для нас преступить и в малости?» (Б88 I, 2, 16-23, 31-33).

Велико «глумление этих людей о предложенных мною речениях» (I, 2, ^^

50-51). Еретики опираются на стих 1 Кор 8:6: «Един Бог Отец, из Негоже

вся, .и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор 8:6), чтобы покатом 1

4 Цитаты приводятся по русскому переводу: Василий Великий, свт. О Святом Духе. 2019

К святому Амфилохию, епископу Иконийскому // Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 60-109. — Г. В. Вдовина.

ТОМ 1

2019

№ 2 зать, что как относятся между собою сии речения, так должны относиться и означаемые ими естества. Но речение: "Имже" не одинаково с речением: "из Негоже"; следовательно, и Сын не одинаков с Отцем» (II, 4, 15-18). И еще: они «требуют, чтоб речение: из Него означало Зиждителя, речение же Им — служителя, или орудие, а речение в Нем показывало время или нЧ место» (II, 4, 28-30), что якобы указывает на различие природ Отца, Сына j \ j и Святого Духа. И наоборот, «Писанию обычно употреблять это речение» f j (гл. IV). Действительно, «апостол произнес это не для того, чтобы ввести ^^ мысль о различии естества, но чтобы понятие об Отце и Сыне представить не слитным» (V, 7, 10-12).

Возражающим, что «Сын не со Отцем, но после Отца» (гл. VI), Василий говорит о равночестной славе (оцот1ц[а) между Отцом и Сыном. Он не хочет говорить о «единосущности», и термин оцоошю; ни разу не употребляется в DSS, но ОЦОТ1ЦО; выглядит здесь эквивалентом оцооиаю;.

А тем, кто говорит, что «о Сыне прилично говорить не с Ним, а Им» (гл. VII), он отвечает: «Что говорили отцы наши, то говорим и мы, то есть общая слава Отцу и Сыну (^ бо^а koiv^ Патр! ка! У1ф), почему вместе с Сы-^^ ном приносим славословие Отцу» (VII, 16, 29-31).

Pi Итак, у Отца и Сына «общая честь» и «общая слава». А что же Дух?

Начиная с главы X Василий будет отвечать на вопрос о равенстве Духа ^^ Отцу и Сыну.

т

2. Икономия и богословие

Но, прежде чем обратиться к этому вопросу, я хотела бы вернуться к двум доксологиям: первая — «Слава Отцу, через Сына, во Святом Духе» — «икономична», т. е. подразумевает действие Бога вовне, творение и искупление, тогда как другая — «Слава Отцу, с Сыном и со Святым Духом» — «теологична», т. е. в ней божественные Лица рассматриваются ad intra, в их отношениях и в их равенстве.

О

е

нч

3. Аномеи и духоборцы

Насколько первая доксологическая формула уязвима для толкования, подчиняющего Отцу Сына (ариане и аномеи) и Духа (духоборцы), настолько вторая формула непосредственно утверждает равенство природы и славы трех божественных Лиц. Василий хорошо знал аномейскую ересь, которую опроверг в сочинении «Против Евномия»: в ней Сын считался «неподобным» (^оцою;) Отцу. Аномеи опирались на слова апостола:

Един Бог Отец, из Негоже вся. и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор 8:6). Посему. как относятся между собою сии речения, так должны относиться и означаемые ими естества. Но речение «Имже», не одинаково с речением «из Негоже»; следовательно, и Сын не одинаков с Отцем (II, 4, 13-17).

Теперь же Василий столкнулся с духоборцами, которые отрицали божественность Святого Духа. Трактат «О Святом Духе» адресован, в част-

ности, старинному другу Василия Евстратию Севастийскому, ставшему «главой ереси духоборцев» (Послание 263), с которым он спорил полных два дня в июне 372 г.5

II. Заповедь о крещении

Вернемся к «богословской доксологии» о «равенстве Святого Духа Отцу и Сыну».

«Утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду (auvTdaaeiv) с Отцем и Сыном» (гл. X), Василий отвечает, ссылаясь на «заповедь о крещении» (napaôoatc; xoù аштерюи раптчацатос;):

Справедливо можно отвечать им апостольским словом: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). Ибо, если Господь, предавая заповедь о спасительном крещении, ясно повелел ученикам крестить все народы... во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), не гнушаясь общения с Духом, они же говорят, что не надобно ставить Духа наряду с Отцем и Сыном, то не явно ли противятся они Божию повелению? Если утверждают, что таковое сочетание у Господа не означает какого-либо общения и единения, то пусть скажут, как приличнее разуметь оное! (DSS X, 24, 4-11).

Василий берется показать, что это «уравнивание» (auvTa^iç) Духа с Отцом и Сыном, в котором его упрекают, осуществляется в «заповеди о крещении» и предполагает общение (Kotvœvia)6 и связанность (auvà^eta)7 Духа с Отцом и Сыном. Это два ключевых термина, с помощью которых доказывается божественность Святого Духа.

Господь сочетание Святого Духа с Отцем предал как необходимый и спаси- S

тельный догмат (awTr|piov ôo-y|ia), они же рассуждают иначе, отделяют, отторгают Духа и низводят Его в природу служебную (X, 25, 18). ^^

Это «сочетание» есть ôoy|a, тайное учение, а не Kr|puy|a, ибо оно не I—> было «провозглашено» Церковью8. Тем не менее Василий и себе желает ^^

5 Dorries H. De Spiritu Sancto. Der Beitrag des Basilius zum Abschlutz des trinita- [—H

rischen Dogmas. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1956. P. 81-90. — Он показал, что центральные главы DSS представляют собой запись двухдневного диалога между Василием и Евстратием (июнь 372 г.), и «подчеркнул монашеский характер богословия Василия» (Жан Грибомон в статье «Eustathe de Sébaste», опубликованной в «Dictionnaire de Spiritualité», усматривает в «центральных главах трактата» «весьма точный отчет о беседе в Севастии в июне 372 г.». Я не буду говорить о тезисе Жана Грибомона о членении DSS

О

с

о

PQ

сообразно этим трем (sic!) дням и о критике со стороны Бенуа Прюша (Pruche Benoît O. P Autour du Traité Sur le Saint-Esprit de saint Basile de Césarée // Recherches de Science Religieuse (RSR). 1964. Vol. 52. Avril-Juin). См. также: Gribomont J. Saint Basile. Évangile et Église, t. I. et II., coll. // Spiritualité orientale. 1984. Ыо. 36-37; Sesboué B. Saint Basile et la Trinité. Un acte théologique au IVe siècle. Paris: Desclée, 1998.

6 Koivwvia употребляется в DSS 26 раз.

7 Zuvàcpeia (10 употреблений в DSS) — слово, которым пользовался Афанасий tomi («О Дионисии» 17; PG 25, column. D), обозначая им единство природы Отца, Сына и Духа. 2019

8 О различии между Ô6y|ia и Kr|puy|ia см. главу XXVII: «Из догматов и проповедей (Ôoy|dTa Kai) и проповедей (Ôoy|dTa), соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, из- №2

№ 2 «отойти ко Господу с сим исповеданием» и им советует «соблюсти неповрежденную веру до дня Христова, сохранить Духа неотлучным от Отца и Сына, учение о крещении (той ралтчацатос; оцоЛ.оу[а) соблюдая и в исповедании веры, и в исполнении славы» (X, 26, 25-29).

Нельзя отделить Духа от Отца и Сына, ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3), и «не иначе можно покланяться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе мож-\ Г но призывать Отца, как только в духе сыноположения» (XI, 27, 32-34): мы ^^ «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим 8:15).

Василий так завершает рассуждение о равенстве: «Дух не по требованию времени, а по общению естества (¿к фшш; коlvшvíav) сопоставляется с Богом» (XIII, 30, 29-31), и так говорит о со-числении, а не под-числении Духа Сыну и Отцу: «Посему, по словосочинению (той Хоуои ашта^), преподанному в крещении, как Сын относится к Отцу, так Дух к Сыну» (XVII, 43, 14-16).

ТОМ 1

2019

S

s

о

А

о

о

Рч

с

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ÇQ

III. Дух сопоклоняется и сопрославляется с Отцом и Сыном

«Вернемся к началу спора» (ср. гл. X): «Дух Святый не отлучен (dx^piarov) от Отца и Сына» (из заглавия главы XVI). Василий собирается показать «общение Духа с Отцем и Сыном» (XVI, 38, 1-2) согласно общности естества, славы и поклонения.

1. Общение естества (Koivwia тщ fvoewq) и общение божества (Koivwia Ttfq Оготцтос,) (гл. XVIII)9

Василий говорит о «божественном естестве» (44, 11) в связи с возражением на «подчисление» Духа по отношению к двум другим божественным Лицам (Ипостасям). Речь идет о «монархии», или о божественном единстве10 в трех Ипостасях: «Един Бог и Отец, и един Единородный Сын, и един Дух Святый. О каждой из Ипостасей возвещаем отдельно, но когда нужно будет счислять, тогда не попустим, чтобы невежественное счисление довело нас до понятия многобожия» (XVIII, 44, 20-23).

ложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне» (Василий Великий, свт. О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Ико-нийскому. С. 60-109). См. также: Pruche B. Аоуца et Юриуца dans le traité sur le Saint Esprit de saint Basile de Césarée en Cappadoce // Studia Patristica. 1966. IX, TU 94. P. 257.

9 Andia Y. de.: 1) L'Illumination par l'Esprit dans le "De Spiritu sancto" de Saint Basile // Memorial Dom Jean Gribomont (1920-1986), Studia Ephemeridis "Augustinianum" 27. Rome: Institutum Patristicum "Augustinianum", 1988. Р. 60-74; 2) La koînonia du Saint Esprit dans le traité Sur le Saint Esprit de Saint Basile // Andia Y. de, P. Leander Hofrichter P. (eds). Der heilige Geist im Leben der Kirche. Innsbruck; Wien: Tyrolia-Verl., 2005; см. также предисловие

к этой книге.

10

Cm.: Arnou R. Unité numérique et unité de nature chez les Pères après le Concile de Nicée // Gregorianum. 1934. XV. P. 242-254.

В самом деле, переходя от одного ко многому, не говорят «три ипостаси», следовательно, «три бога». Василий приводит пример с поклонением:

Поклоняясь Богу от Бога, и различие Ипостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии, не рассекая богословия на раздробленное множество, потому что в Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ (ôià то |iiav èv @еф Патр! ка! Movoyeveî x^v olovei |iop9^v 0eœpela6ai), отпечатлевшийся в неизменности Божества (тф олараЛЛактш т^; 0ебтг|тос èveiKoviZo|iévr|v). Ибо Сын во Отце, и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын, и в этом Они — едино (XVIII, 45, 5-10).

Чтобы выразить взаимную присущность Отца и Сына, Василий говорит об одном «образе» (цорф^) божества в том и в другом. Существовать в «образе Божием» или в «сущности Божией» означает одно и то же: «Почему по отличительному свойству Лиц (ката |èv 101отпта râv npoaœnov) — един и един, а по общности естества (ката ôè то Koivov т^с фшешс;) Оба — едино» (XVIII, 45, 12-16).

Таково фундаментальное различение: особость Ипостасей и их общее естество. Пример царя и образа царя, не производящих в совокупности двух царей, будет повторен в Деяниях II Константинопольского собора (553 г.): Quia et imperator et imperatoris imago, et non sunt duo im-peratores [Ибо и император, и образ императора, и не суть два императора]. «Ни держава не рассекается, ни слава не разделяется», — говорит Василий. Точно так же Отец и Сын — Образ Отца — суть единый Бог: «.. .в Божием несложном естестве единение — в общении Божества (èv т^ Koivœvia т^с беот^то; èauv ^ ëvœaiç) (XVIII, 45, 23): един Отец, един Сын, но един и Святый Дух, и о Нем возвещается отдельно (цovaôlKшс), чрез единого Сына сочетавается Он с единым Отцем и Собою восполняет ^Н препетую и блаженную Троицу. Он — не единый из многих, но единый. ^^ Как един Отец, и един Сын, так един и Святый Дух. Посему Он столько же далек от тварной природы, сколько единичное не подобно составному ^^ и имеющему в себе множество. Со Отцем же и Сыном постольку соединен, поскольку единица имеет свойство с единицею (|ova; про; цovâôa)» (XVIII, 45, 24-27). ^

Единство Духа не есть «единство многих» — трех Ипостасей, или бо- q

S S

жественных Лиц, — но «единство одного», единого Бога в трех Лицах. Он един, как «единица имеет свойство с единицею». Формулировка «единица с единицею», прилагаемая Василием к Святому Духу, отсылает к Эннеаде VI 9 [8] Плотина, которая завершается следующими словами: «Бегство Рч единого к единому (фиу^ ц6vou про; ц6vov)» (I. 50-51).

Но не из сего только заимствуются доказательства общения Его по естеству, а также и из тех мест, где говорится, что Он от Бога, не как и все от Бога, рГ^ но как исходящий от Бога (¿к той @еой лрoеЛ.06v): исходящий не чрез рождение, подобно Сыну, но как Дух уст Божиих (XVIII, 46, 1-2).

О

о

ТОМ 1

2019

Здесь речь идет об исхождении Духа от Бога не по способу рождения, как Сын, но как исходит Дыхание из Уст Божиих. Василий употребляет № 2

№ 2 глагол «исходить» (лроерхоцаО, а не существительное «¿клореит;» (истечение).

ТОМ 1

2019

8 Е

2. Общение Славы (к01уи>у(а 86%щ) (гл. XIX, XXIV)

«Дух Божий» есть также «Дух Христов» — единственный, кто достойно прославляет Христа:

Ибо Господь сказал: Он прославит Меня (Ин. 16:14), не как тварь, но как Дух ^^ истины, ясно показывающий в Себе истину, и как Дух премудрости, в величии

О

Своем открывающий Христа, Божию силу и Божию премудрость. А как Утешитель [Дух], Он показывает в Себе благость пославшего Его Утешителя [Христа], и в достоинстве Своем являет величие Того, от Кого исшел (XVIII, 46, 13-20).

Дух являет в себе сияние Истины, красоту лика Христова. И как Дух явит в себе Сына и его «прославит», «так прославляется Дух, по причине общения с Отцем и Сыном» (XVIII, 46, 33-34). В Духе созерцается Троица:

Но как скоро при содействии просвещающей силы устремляем взор на ^^ красоту Образа Бога невидимого и чрез нее возводимся к превосходящему вся-

р Р кую красоту созерцанию Первообраза, неотлучно соприсутствует при сем Дух

ведения, Который любозрителям истины в Себе Самом подает тайнозритель-ную силу к созерцанию Образа, и не вне Себя показывает Его, но в Себе Са-^^ мом вводит в познание. Ибо как никто не знает Сына, кроме Отца (Мф 11:27),

так никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. (1 Кор. 12:3). Ибо не сказано: Духом (61а пуеицато;), но: в Духе ^ пуеицатО. И: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24) (XVIII, 47, 1-11).

«Просвещающая сила», дающая увидеть Образ, т. е. Сына, и в нем Прообраз, т. е. Отца, есть Дух. Вот почему Василий добавляет: «Во свете Твоем, то есть в просвещении Духа, узрим свет» (Пс 35:10), Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9) (XVIII, 47, 13-15). Именно в Духе мы созерцаем Бога, именно в Нем мы Ему поклоняемся, как сказал Христос самарянке (Ин 1:9).

В главах XXIII и XXIV, посвященных прославлению Духа — «О том, что перечисление принадлежащего Духу есть славословие Ему», присутствует самое прямое высказывание о божественной природе Святого Духа: Тот, «Кто божествен по естеству» (XXIII, 54, 17), — и об «общении в славе» Отца, Сына и Духа (XXIV, 55) в исповедании веры, в крещении, в обители святых:

Какое же основание придумывать для Духа новое место, оставив то, которое определено Господом, и лишать общения в славе (ката т^ коlvшvíа;) Того, Кто везде присоединен к Божеству, в исповедании веры, в крещении искупления, в действии сил, в обитании святых, в благодатных дарах покорным? (XXIV, 55, 2-26).

3. Общение в поклонении (к01ушу[а тцс, проокиууоещ) (гл. XXVI)

Наконец, чтобы показать общение в поклонении, Василий развивает идею Духа как места поклонения Отцу. При этом он опирается на Евангелие Иоанна, на повествование об Иисусе и самарянке. «В каких только случаях ни говорится предлог в, во всех тех случаях берется он и о Духе» (заглавие гл. XXVI): как форма в материи, как сила в способном ее принять, как постоянное расположение в субъекте. Дух есть «место освящаемых», место «созерцания в Духе», место «истинного богопоклонения» и «жертвы хвалы»:

В каком же месте станем приносить сию жертву, как не в Духе Святом? Где мы научились сему? У Самого Господа, Который говорит: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4:23). Сие место видя, Иаков сказал: Господь присутствует на месте сем (Быт 28:16). Посему Дух — воистину место святых. И святой есть собственное место Духа, представляет себя в жилище Духа с Богом и именуется храмом Его (XXVI, 62, 16-24).

Самарянка верила, что поклоняться Богу следует на горе Гаризим; Господь же открыл ей, что «место» богопоклонения — Дух:

Господь наш, научая, сказал, что «в Духе и истине достоит кланятися», очевидно под истиною разумея Себя. Посему, как говорим, что есть поклонение в Сыне, как в образе Бога и Отца, так есть поклонение и в Духе, так как Он в Себе показывает Божество Господа (ш; ¿v еаитф т^ той Кирюи

0еотг|та). Поэтому Дух Святый и в поклонении не отлучен от Отца и Сына (Дю ка! ¿v тд лроакотг|ае1 ахшрют^ ало Патро; ка! Уюй то Шейца то а-ylоv) (XXVI, 64, 5-13).

Дух не мог бы «показать» в себе божество Господа, если бы сам не был Богом, «не отлученным» от Бога-Отца и Бога-Сына. Именно здесь Василий возвращается к примеру видения, приведенному в главе XVIII: «Невозможно иначе видеть Образ Бога невидимого, как только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя отлучить свет от образа. Ибо служащее причиною видения, по необходимости бывает видимо вместе с видимым чрез него» (XXVI, 64, 16-20).

Анализ видения, который выполняет Василий, напоминает анализ Блага, проведенный Платоном в книге VI «Государства»: Благо аналогич- ^^ но свету в видении, благодаря которому глаз может видеть, а объект (или идея) — быть видимым. Святой Дух в Троице играет ту же роль — роль света, позволяющего Сыну быть видимым, а в Нем видеть Отца: «Поэтому, при озарении только Духа, собственно и надлежащим образом видим сияние славы Божией, а посредством Образа возводимся к той славе, которой Он есть образ и равнообразная печать» (XXVI, 64, 20-23).

В следующей (XXVII) главе вновь встает вопрос: зачем использовать предлог «с», если предлога «в» достаточно для выражения божественности Духа? №2

О

ТОМ1

2019

№2 Василий вновь ссылается на различие между догмой и керигмой:

Из догматов и проповедей (6o-y|iатwv ка! кr|рu'y|iатwv), соблюденных 201С) в Церкви, иные имеем в учении (б1баака\(ас), изложенном в Писании, а другие,

дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне (¿V циатг|р!ф) (XXVII, 66, 1-4).

S £

О О

Таковы знак креста, обращение к востоку, эпиклеза, помазание елеем, тройное погружение в воду при крещении. Это учение держалось в тайне нашими Отцами, чтобы сохранить «достоуважаемость таинств» (XXVII, 66, 31). Василий спрашивает:

Самое исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа из каких у нас писаний? Ибо если в сообразность благочестию (ката то Tfi; eüaeßeia^ ükoXouGov) на основании предания о крещении обязаны будучи так и веровать, как крестимся, излагаем исповедание подобное крещению, то пусть дозволят нам по той же сообразности воздавать славу, подобную вере (XXVII, 67, 2-9).

И последний аргумент, легитимирующий богословскую доксологию. «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» есть «сообразность благочестию»: мы обязаны так и веровать, как крестимся. Так утверждается принцип lex r^ orandi — lexcredendi [закон молитвы — закон веры]: «При крещении купно | \ счисляемое необходимо, как думаем, должно сочетавать и в вере» (XXVII, 68, 14-16). Речь идет о «необходимой связи» (ävayrnia äKoXouöia) (XXVII, 68, 21). Следовательно, «одно и то же сказать: слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и: слава Отцу, и Сыну со Святым Духом» (XXVII, 68, 25-27). Именно это хотел доказать Василий.

После того как Василий обосновал богословскую доксологическую формулу: Слава Отцу с Сыном и со Святым Духом, он в конце трактата определяет Духа как Господа и Подателя жизни.

IV. Святой Дух: Господь и Податель жизни

1. Господь

В главе XXI о «свидетельствах из Писания об именовании Духа Господом» Василий приводит высказывание апостола Павла: «Господь есть Дух» (2 Кор. 3:17) в связи с чтением Ветхого Завета:

То же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом... Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух (2 Кор. 3:14-17).

«Покрывало» здесь — «покрывало Моисея», Моисей же «во время собеседования с Богом снимал с себя покрывало, и сам обращаясь от буквы к духу», и тогда лицо его излучало славу:

Поэтому, кто при чтении Закона отбрасывает букву, тот обращается ко Господу (Господом же называется теперь Дух), и он делается подобным Моисею, у которого лице было прославлено вследствие Божия явления. Как лежа-

щее вместе с цветными веществами от разливающихся вокруг цветных лучей само окрашивается, так и тот, кто ясно вник в Дух, от славы Его преобразуется до просветления, озаряя сердце истиною Духа, как бы некоторым светом. И сие-то значит преображаться от славы Духа в собственную свою славу (XXI, 52, 59-69).

«Обращение к Господу» (¿татроф^ про; т6v Кир^), который есть Дух, соответствует переходу от буквы к духу, «обращенности к нему отвечает духовное созерцание», а снятию покрывала — излучение славы от лица Моисея.

2. Податель жизни

О том, что Дух есть «Дух жизни», упоминается лишь однажды — в главе XXVIII. Если наша жизнь «сокрыта со Христом в Боге, когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе» (Кол 3:3), то разве «Сам Дух жизни, освободивший нас от закона греховного, вовсе не со Христом, как в тайной и сокровенной с Ним жизни, так и в явлении славы, которая по ожиданию нашему откроется во святых»? Разве «Дух лишен наследия и части в общении с Богом (компас той ©еой ка! той Хр1атой айтой) и Христом Его»?

3. Святой

Согласно Дёрриесу, глава IX о «понятиях о Духе, сообразных с учением Писания», занимающая промежуточное положение между главами V- | \ ] VIII и X-XXVII, была написана после глав X-XXVII, видимо, воспроизводящих двухдневный диспут между Василием и Евстратием Севастийским. ^^ В таком случае она представляет собой последнее слово Василия по вопро- |-Н су о Святом Духе. Как бы то ни было, именно рассмотрением этой главы, имеющей подчеркнуто философский и, конкретно, плотиновский характер, я бы хотела завершить эти размышления о Святом Духе в трактате Василия Бв БртШ Бан^о.

Глава IX разделяется на два параграфа: в первом идет речь об именах Духа, во втором — о его действии в душах.

В самом начале о Духе сказано, что в собственном смысле «Он называется Духом Божиим (Мф 3:16), и Духом истины, Иже от Отца исходит ^^ (Ин 15:26), Духом правым (Пс 50:12), Духом Владычним (Пс 50:14)» (IX, 22, Рц 7-10). Иисус сказал самарянке, думавшей, что поклоняться Богу нужно ^^ в определенном месте, что «Бог есть Дух» (Ин 4:24). Стало быть, природа Духа не подобна природе творений: Р^

Простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо должно представить себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, неизмеримую временами или веками, неоскудевающую в благах, какие имеет 2019 ^оерот ойаíav ¿пота-уке; ¿vvоеlv, aлеlроv ката бота^гц цеуе0е1 йперюрюют, Xр6vоlс ^ а'^аго о^етр^то^ aф0оvоv ^ ехе1 кaЛ.шv). Он есть начало освящения, №2

О

е

нч

о

2019

№2 мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе при искании ис-

тины как бы некоторую очевидность... Он прост по сущности, многообразен ТОМ 1 в силах (апЛойу тд оита, пошЛ^ та!; ботацеагу), весь присутствует в каждом,

и весь повсюду. Он, разделяемый, не страждет, и когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым (IX, 22, 17-20).

Термины этого «представления», или понятия (£VV0lа), о Духе фило-| \ | софичны: Дух есть «сущность умная, бесконечная по силе»; Он «прост по [ Г сущности, многообразен в силах» и дает приобщаться к себе: П. Анри от-^^ сылает к Эннеаде V, 1, 6, 37, но можно процитировать также Пер! Арх^ («О началах») Оригена (8, 3).

Далее Василий спрашивает: «Бестелесное может ли приближаться телесным образом?» Ответ гласит: тот, кто «возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю» (IX, 23, 6-9):

И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза (IX, 23, 9-12).

О

о

о

Рч

с

Эту тему Василий продолжит, как мы видели, в главе XVIII, 47, в связи с толкованием стиха Пс 35:10: «Во свете Твоем узрим свет». В «свете», или «солнце», которое есть Дух, мы узрим «свет-Слово» и в образе увидим Первообраз — Отца.

Но просвещение Святым Духом не только позволяет созерцать Троицу, оно также озаряет души и обоживает их:

Духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда — предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу (^ про; 0ебv бцо(ша1с) и крайний предел желаемого — обожение (0ебv ^еабаО (IX, 23, 18-25).

Святость есть обожение человека и плод Святого Духа. Заключение

Трактат «О Святом Духе» Василия подготовил Константинопольский собор, обосновав формулу о Святом Духе, впоследствии принятую Собором: «Верую. И в Духа Святаго, Господа животворящаго... Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима».

Божественность Сына была подтверждена Его «единосущием» (бцооиаюс) с Отцом (термин, воспроизведенный в Никейском символе), божественность Духа — его «равночестностью» (бцот1ц6с) Отцу и Сыну. В тринитарных доксологиях бцот1ц6с (равночестный) предстает как синоним бцооиаю; (единосущного). Происходит смещение акцентов: «единосущный» намеренно оставляется в стороне во избежание новых споров, а релевантным термином становится ко^^^а — «общение

в славе» и в «поклонении», которое предполагает и выражает «общность естества».

Перед лицом упреков в новаторстве в доксологиях, «ставящих рядом» ($иЫах1$) Отца с Сыном и с Духом Святым, Василий обращается к «апостольскому преданию», или к «преданию о крещении»: этот довод опирается одновременно на Писание (Мф 28:19) и на литургию — на крещение, релевантные практики которого, в свою очередь, определяются догмой — неписаными, или тайными, учениями, и керигмой — официальными провозглашениями. Наконец, в конце трактата (гл. XIX) Василий призывает «множество свидетелей», возносящих славу Отцу и Сыну со Святым Духом. Здесь опять-таки это малое слово «с» (аш) вновь обнаруживается в причастиях аyvбo^а(6цеvov (со-прославляемый) и gщлрoaкuvouцеvov (со-поклоняемый), взятых из Константинопольского символа веры. Не бывает малых слов, когда речь идет о тайне Троицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, Василий прямо говорит об общении Духа в славе с теми, кого он просвещает: «Сие-то значит преображаться от славы Духа в собственную свою славу». Такое преображение от славы Духа в самом прославлении Духа и есть обожение человека.

Статья поступила в редакцию 29 апреля 2019 г.

Статья рекомендована в печать 03 июня 2019 г.

For citation: Andia Y. de. Co-worship and Co-glorification of the Holy Spirit in the Treatise of St. Basil of Caesarea "On the Holy Spirit". Issues of Theology, 2019, vol. 1, no. 2, pp. 221— 234. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.203 (In Russian)

Информация об авторе: Де Андиа Исабель — д-р теологии, доц. философии; ysabel.deandia@wanadoo.fr

S

5

Co-Worship and Co-glorification of the Holy Spirit in the Treatise ЧЧ

of St. Basil of Caesarea "On the Holy Spirit" О

Ysabel de Andia 1—>

Centre National de la Recherche Scientifique, ^^

rue Michel-Ange, 3, Paris, 75016, France

H

h-Q

<J

The text published below is the report which was read at the VI International Patristic Conference "Saint Basil the Great in the theological tradition of East and West", Moscow, April 11-13, 2019. The report examines the doctrine of St. Basil of Caesarea on the Holy Spirit, as expressed in his treatise "On the Holy Spirit", in the context of the trinitarian disputes of the 4th century. More specifically, the report focuses on St. Basil's arguments in defense of the divinity of the Holy Spirit, ^^ based on two types of doxology, that is, the economic and theological. In the first QQ case, the action of the Divine Persons is taken as externalized; in the second case, the Divine Persons are considered in their intra-trinitarian relations and equality. T0M 1 Of these two doxological formulas, the first is vulnerable to interpretations that 2019 subordinate the Son and the Spirit to the Father. The second doxological formula, on the contrary, strongly affirms the equality of Persons. St. Basil had to prove to № 2

№ 2 his opponents that the equation of the Spirit with the Father and the Son is not an

arbitrary innovation, but is expressed in the "commandment of baptism", which T0M 1 clearly indicates the divinity of the Spirit. Then St. Basil shows the community of

2019 nature, glory and worship between the Father, the Son and the Spirit. The com-

munication of nature provides both the identity of the Person and the unity of the

S essence. The communication of glory means that in the Spirit the whole Trinity is

contemplated and glorified: the Spirit reveals the Son as the image of the Father, and reveals a prototype in the Son, that is, the Father; but the Spirit Himself is glo-p I rified through fellowship with both. Hence all three Persons are worshiped as one

God. The report concludes with an analysis of the role of the Holy Spirit as Lord and Giver of life.

^^ Keywords: St. Basil of Caesarea, Holy Spirit, Trinity, economy, theology, doxological

^^ formulas, Spirit as a giver of life.

References

Andia Y. de. (2005) "La koînonia du Saint Esprit dans le traité Sur le Saint Esprit de Saint Basile", in Andia Y. de, Leander Hofrichter P. (eds) Der heilige Geist im Leben der Kirche. Wien, Tyrolia-Verlag, 2005, pp. 83-112. Andia Y. de. (1988) "L'Illumination par l'Esprit dans le «De Spiritu sancto» de Saint Basile", in Memorial Dom Jean Gribomont (1920-1986). Rome, Ist. Patristico Augustinianum, pp. 60-74. Arnou R. (1934) "Unité numérique et unité de nature chez les Pères après le Concile de Nicée", in

Gregorianum, XV, pp. 242-254. Dossetti G. L. (1967) Il simbolo di Nicea e di Constantinopoli. Roma, Herder. Dörries H. (1956) "De Spiritu Sancto", in Der Beitrag des Basilius zum Abschlutz des trinitarischen

Dogmas. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. Kelly J. N. D. (1950) Early Christian Creeds. London, Longmans Green and C°. Kelly J. N. D. (1958) Early Christian Doctrines. London, Adam & Charles Black. Ortiz de Urbina I (1946) "La struttura del simbolo constantinopolitano", in Orientalia Christiana Periodica (OCP), 12, pp. 275-285.Ortiz de Urbina I. (1963) Nicée et Constantinople. Paris, Éditions de l'Orante.

Pruche B. (1966) "A6y|ia et Kr|puy|ia dans le traité sur le Saint Esprit de saint Basile de Césarée

en Cappadoce", in Studia Patristica, IX, TU 94, pp. 257-262. Pruche Benoît O. P. (1964) "Autour du Traité Sur le Saint-Esprit de saint Basile de Césarée", in

Recherches de Science Religieuse (RSR), vol. 52, Avril-Juin, pp. 204-232. Ritter A.-M. (1965) Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht.

S. Basilius. De Spiritu Sancto. PG 32, Col. 188-193.

Sesboué B. (1998) Saint Basile et la Trinité. Un acte théologique au IVe siècle. Paris, Desclée. Vasilii Velikij, svt. (2008) On the Holy Spirit. To St. Amphilohius, Bishop of Iconium, in Sviatitel' Vasilii Velikij. Tvoreniia. Vol. 1. Moscow, Sibirskaia Blagozvonnitsa Publ., 2008, pp. 60-109. (In Russian)

Received: 29.04.2019 Accepted: 03.06.2019

Author's information:

Ysabel de Andia — Dr. in Theology, Associate Professor of Philosophy; ysabel.deandia@wanadoo.fr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.