Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПНЕВМАТОЛОГИИ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПНЕВМАТОЛОГИИ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ / ТРИАДОЛОГИЯ / ПНЕВМАТОЛОГИЯ / СВЯТОЙ ДУХ / ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / ТЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильин И. Ю.

В статье освещается философско-богословское содержание учения о Святом Духе Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, известного богослова IV века. В частности, рассматривается обоснование святым Василием момента единосущия Святого Духа с Отцом и Сыном, убедительное доказательство которого способствовало затуханию арианской ереси. Учение о Троице Василия Великого впоследствии было развито Григорием Богословом и Григорием Нисским и легло в основание догматики Православной Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПНЕВМАТОЛОГИИ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО»

Ф И Л О С О Ф С К И Е

НАУКИ

УДК 21

И.Ю. Ильин

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПНЕВМАТОЛОГИИ СВТ. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

В статье освещается философско-богословское содержание учения о Святом Духе Василия, архиепископа Кесарии Каппадо-кийской, известного богослова IV века. В частности, рассматривается обоснование святым Василием момента единосущия Святого Духа с Отцом и Сыном, убедительное доказательство которого способствовало затуханию арианской ереси. Учение о Троице Василия Великого впоследствии было развито Григорием Богословом и Григорием Нисским и легло в основание догматики Православной Церкви.

Ключевые слова: святитель Василий Великий, триадология, пневматология, Святой Дух, догматическое богословие, теология.

Известный православный богослов В.Н. Лосский в своей книге «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», говоря о возникновении Церкви Христовой, пишет следующее: «В мир входит некая новая реальность, некое тело, более совершенное, чем мир, - Церковь, основанная на двойном Божественном домостроительстве: на деле Христа и на деле Святого Духа - Двух Лиц Пресвятой Троицы, посланных в мир. Оба дела лежат в основании Церкви, оба они необходимы для того, чтобы мы смогли достичь соединения с Богом.

Если Христос - Глава Церкви, которая есть Тело Его, то Святой Дух - Наполняющий все во всем» [1]. Святой Дух её животворит и наполняет Божественной полнотой. Святой Дух присутствует везде, где проявляется воля Пресвятой Троицы. Он участвовал как в деле творения, так и в деле искупления.

Несмотря на всё вышеуказанное, а также на многократную упоминаемость Святого Духа в Евангелиях и апостольских посланиях, Третьему Лицу Пресвятой Троицы в богословских произведениях христианских писателей начала I тысячелетия н.э. отводилась значительно меньшая роль, чем Двум другим.

Систематические представления о Духе в святоотеческой письменности появились сравнительно поздно, - намеченные св. Иринеем Лионским в его трактате «Против ересей», они

© Ильин И.Ю., 2013.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2013. N94(19).

разрабатывались св. Афанасием Великим в письмах к Серапиону, малоизвестным сегодня Ди-димом Слепцом и св. Василием Великим в его трактате «О Святом Духе».

Исторически пневматология, как и остальные разделы христианской догматики, развивалась в полемической борьбе с различными ересями. Одной из таких ересей IV века были пнев-матомахи. В бушевавших тогда арианских спорах они занимали полностью православную позицию относительно природы Христа [2]. А вот при простом приложении «подобосущного» богословия к Духу Святому они вдруг отскакивали как от неслыханной ереси, не смея сказать, что и Третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый, тоже «подобосущен» и Отцу и Сыну по божеству, т.е. что Он - тоже Бог. Тот факт, что пневматомахи вышли из омиусиан, то есть, по сути, из православных, весьма важен для понимания отношения к ним со стороны новоникейской партии. Они относились к пневматомахам как к православным, как к братьям, которые еще вчера были со всеми заодно, а сегодня попали под власть какого-то неведомого недуга; их нужно попытаться по-братски вразумить и вернуть в лоно незамутненной, истинной веры. Таким же было и отношение к ним Василия Великого, который полемизирует с их доводами в своём трактате «О Святом Духе» [3].

Формальным поводом к написанию книги о Святом Духе стал следующий случай: во время одного богослужебного собрания в Кесарии Каппадокийской св. Василий позволил себе произносить доксологическую формулу по-разному. То он говорил, как к этому народ и был приучен: «Слава Отцу, через Сына, во Святом Духе», то «слава Богу Отцу с Сыном и со Святым Духом». Такое изменение привычной славословной формулы внесло немалое смущение среди верующих. Присутствовавший при этом богослужении друг св. Василия, св. Амфилохий, обратился к нему с недоумением и просил соответствующих разъяснений. Св. Василий дал их в трактате, который и носит название «Книги о Святом Духе».

Главным пунктом пневматологического учения свт. Василия Великого является отрицание тварности Святого Духа и утверждение Его единосущности с Отцом и Сыном. Обосновывая равенство Святого Духа Отцу и Сыну по естеству и по достоинству, Великий Каппадокиец ссылается на повеление Господа крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Св. Василий убедительно показывает что утверждение равенства Трех Лиц - это лучший путь, чтобы избежать политеизма, который он видит как логический вывод субординационизма его оппонентов, в котором три различные божественные сущности могут подразумевать трёх богов.

Другой тезис св. Василия, выводимый из установленного равенства по естеству - Святому Духу положено такое же поклонение, как Отцу и Сыну [4]. Святитель доказывает это на основании тождества наименований, усваиваемых Священным Писанием Святому Духу, с именованиями Отца и Сына, тождества Божественных свойств: непостижимости для человека, вездесущия, всемогущества, а также на основании полного общения с Отцом и Сыном и по действиям, и по существу.

Третий важный момент пневматологической теологии св. Василия, также выводимый из момента равенства, - утверждение Святого Духа как одной из причин создания мира. Безусловное нераздельное единство Отца и Сына и Святого Духа очевидно из единства их действия в творении, где Отец - Причина преначинательная, Сын - Причина зиждительная и Дух Святой -Причина совершительная. Одно Начало, созидающее через Сына и совершающее в Духе. Они едины в домостроительстве спасения человека, в раздаянии духовных дарований и в будущем суде. Но самым важнейшим доказательством, что Дух соединен с Отцом и Сыном, служит сказанное, что Он имеет такое же отношение к Богу, какое и к каждому имеет дух, находящийся в нем.

Следующий пункт учения о Святом Духе св. Василия - утверждение Святого Духа как Промыслителя. Именно к Святому Духу мы обращаемся как к «жизни Подателю», именно Он поддерживает в бытии всё то, что есть от Отца и через Сына. Он управляет разумной природой и помогает достигать людям добродетельного конца, на Нем зиждется порядок и строй ангелов, их совершенство и святыня.

Святой Дух, кроме вышеперечисленных действий, выполняет ещё одну миссию - спаси-тельно-освятительскую. Везде, где идёт речь о спасении падшего человека, виновником этого спасения вместе с Сыном и Отцом является и Святой Дух. Через Духа происходит искупление грехов и начало освящения. Для того чтобы усвоить искупительные заслуги и тем спастись, необходимо веровать и креститься. Вера и крещение у св. Василия - это два способа спасения, между собой сродные и нераздельные. При этом верить и, соответственно, креститься необходимо в Три Лица. Это подтверждается уже приводившейся выше крестильной формулой, которую оставляет Своим ученикам Господь Иисус Христос.

Наконец, по учению св. Василия Великого, Святой Дух наряду с другими Лицами Святой Троицы принимает непосредственное участие и в последней судьбе людей и мира - при Воскресении мёртвых и Суде.

Однако Божественность Святого Духа у св. Василия утверждается не только Его деятельностью. Говоря о природе Духа, св. Василий опирается на разработанную им троическую терминологию и метод [5].

Способ происхождения Святого Духа иной, чем у Сына. В одних местах личным свойством Духа Святого он называет исхождение, в другом - святыню. Под святыней разумеется не состояние, а некоторая реальность, совпадающая с самой сущностью Духа. Вследствие этого для Духа Святого невозможно падение. Напротив, ангелы, как существа сложные, состоят из собственной сущности и святыни, подаваемой им Духом Святым. Поэтому они и могут отпадать от святости. Исходной точкой для выяснения особенностей Лиц Василию Великому служила крещальная формула. Поэтому чаще всего, строго держась этого авторитета, он называет особенностями Ипостасей отчество, сыновство и святыню.

Таковы некоторые черты пневматологического богословия св. Василия Великого. Резюмируя вышесказанное, нужно ещё раз отметить, что главная заслуга св. Василия Великого -убедительное доказательство единосущия Святого Духа с Отцом и Сыном. Это было сделано им с полнотой и обстоятельностью. Именно он полагает основание того сущностно-ипостасного учения, которое будет закончено Григорием Богословом и Григорием Нисским и станет определением всей христианской триадологии до настоящего времени.

Библиографический список

1. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. СТСЛ, 2012. C. 232-233.

2. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994.

3. Киприан (Керн), архим. Золотой век Святоотеческой письменности. М., 1995.

4. Зарин С.М. Учение святого Василия Великого о Святом Духе // Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. Святитель Василий Великий. М., 2011.

5. Fitzgerald, Brian Ephrem. Saint Basil the Great: On the Holy Spirit. Paper presented at St. Philip's Antiochian Orthodox Church, Souderton, PA. November 16, 23, & 30, 2003.

ИЛЬИН Иван Юрьевич - студент факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.