УДК 342 ББК 64
DOI 10.24411/2618-8236-2020-15112
Соответствие фототаблиц в заключениях экспертов требованиям к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии
К. М. Коваль
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Выявлены статистические и практически проблемы, возникающие при фотографировании поврежденного при дорожно-транспортном происшествии транспортного средства. Проведен анализ фототаблиц из заключений экспертов с целью выявления соответствия фотографий пунктам положения Банка России, а именно требованиям к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства. Предлагаются обоснованные решения для устранения рассмотренных пробелов путем использования метода унификации.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, дорожно-транспортное происшествие, фотофиксация, мошенничество, страхование, инсценировка, требования.
На сегодняшний день (по данным федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр» МВД РФ) с января по сентябрь 2019 г. зарегистрировано 186 825 преступлений (ст. 159 — 159.6 УК РФ), из которых раскрыто всего лишь 50 513; 2018 г. — всего 215 036, раскрыто 57 418; 2017 г. — всего 222 772, раскрыто 56 178; 2016 г. — 208 926, раскрыто 54 773; 2015 г. -200 598, раскрыто 59 683; 2014 г. — всего 159 314, раскрыто 62 0451. Стоит отметить, что статистика по каждому виду преступлений из категории «мошенничество» (ст. 159.5 УК РФ) не ведется, поэтому отследить динамику уменьшения или увеличения числа преступлений по мошенничеству в сфере автострахования практически невозможно.
При расследовании такой категории преступлений, реже всего производятся осмотры места происшествия (особенно при инсценировке совершения преступлений) — 40 %; осмотр места страхового события (при инсценировке событий некриминального характера) — 60 %; осмотр объекта страхования — 80 %; осмотр предметов — 75 %; а чаще всего — осмотр документов — 95 %2. При этом страховщики не используют самостоятельный выезд на ДТП,
а рассматривают документы, составленные иными организациями, сама фиксация места происшествия проводится без соблюдения рекомендаций Банка России.
Так, А. И. Алгазин в методических рекомендациях по выявлению и расследованию страхового мошенничества в ОСАГО и КАСКО, предлагает ряд рекомендаций по проведению качественного осмотра места страхового события. Он обращает внимание на то, что фотофиксация должна соответствовать всем требованиям криминалистической фотографии (ориентирующая, обзорная, узловая, детальная съемки)3. В Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/ СЭ), принятых в 2004 г., в п. 8.4.9 указано, что для повышения доказательности результатов осмотра рекомендуется проведение фотографирования. Там же указано, какие виды съемок должны быть проведены и даны рекомендации по фотосъемке: обзорная, узловая, детальная4. В Положении Банка России от 19.09.2014 № 432-П отмечено, что фотофиксация поврежденного транспортного средства
1 Состояние преступности. Министерство внутренних дел РФ (https://xn-Ыaew.xn-p1ai/reports; дата обращения 02.10.2019).
2 Трубкина О. В. Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере страхования, совершенного в отношении материальных интересов страховых компаний : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2015. С. 19.
3 Алгазин А. И. Методика расследования преступлений, совершаемых с целью получения страховой выплаты : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2000. С. 3.
4 Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (№ 001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО «ОТЭК» 20.10.2004 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62669/; дата обращения 02.10.2019).
76
К. М. Коваль
осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1, где представлены схемы фотографирования поврежденного транспортного средства1. Анализ более 25 заключений экспертов позволил выявить типичные ошибки, связанные с несоблюдением требований к фотографированию поврежденного транспортного средства. К самым частым ошибкам относятся следующие:
1. Нарушение п. 1 [...снимок транспортного средства спереди (слева, справа) и сзади (слева, справа) под углом около 45 градусов.]. На примере, представленном на рис. 1, эксперт сделал фото транспортного средства только спереди, проигнорировав остальные требования Положения, а именно: сни-
Считаем, что помимо сведений в описательной части экспертизы нужно прикладывать скан-копию или фото регистрационных документов, так как именно в них отражены все необходимые и верные сведения о транспортном средстве (VIN, марка, модель, номер кузова, цвет и т. д.).
3. Нарушение п. 3 [.при съемке измерительный инструмент — масштабная линейка (рейка) устанавливается вертикально на опорную поверхность вплотную к снимаемой (снимаемому) части, узлу, агрегату, детали, так, чтобы не закрывать имеющиеся повреждения.]. Из представленного на рис. 2 примера усматривается, что эксперт проигнорировал использование масштабной линейки, указывая пальцем на повреждения. В данном случае важно не только применение самого инструмента, но и правильное его использование, поскольку неправильная установка масштабной линейки приводит к искажению получаемой в дальнейшем информации.
Также экспертом проигнорирован абз. 2 п. 10 Положения Банка России, где сказано, что на листе формата A4 рекомендуется не более четырех фотографий. При распечатке экспертизы фотографии будут не только искажены по технической причине (низкое разрешение фото), но и трудночитаемы, поскольку при попытке вместить большое мок сзади (слева, справа) под углом 45 градусов. количество фотографий на лист (до шести) фото Полагаем, что указанное требование не было со- было сжато до необходимого эксперту размера. блюдено в связи с неудачным выбором места фотографирования, где площадь не позволяет выполнить фотосъемку, удовлетворяющую требованиям Положения.
2. Во всех проанализированных экспертизах отсутствует фотоизображение регистрационных документов (п. 2 Положения Банка России).
1 О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства : Положение Банка России от 19 сент.2014 г. № 432-П // Вестн. Банка России. 2014. № 93.
Рис. 2
Соответствие фототаблиц в заключениях экспертов требованиям.
4. Нарушение п. 5 [.при выполнении снимков рекомендуется делать их последовательно, находясь на одной линии под неизменным углом по отношению к оси транспортного средства, то есть сначала выполнить обзорный, узловой снимки, затем приблизиться к транспортному средству и сделать под тем же углом детальный снимок.]. На представленном на рис. 3 примере не соответствует как последовательность, так и угол фотографирования, который должен быть неизменным.
5. Нарушение п. 7 [.комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), поврежденные в дорожно-транспортном происшествии, но отсутствующие на транспортном средстве, фотографируются отдельно, по возможности рядом с нарушенным креплением к транспортному средству.]. На рис. 4 показано, что комплектующее изделие сфотографировано отдельно от самого транспортного средства.
6. Нарушение п. 9 [.на фотографиях должны быть зафиксированы общий вид зоны повреждений и отдельные повреждения с привязкой по месторасположению.]. Из 25 проанализированных экспертиз, только одна соответствует данному пункту Положения Банка России.
7. Нарушение п. 10 [.при оформлении фототаблицы рекомендуется нанести пояснительные надписи и указатели, в том числе с использованием графического редактора.]. Только в 10 экспертизах из 25 были сделаны пояснительные указатели к надписям. Но также есть экспертиза, в которой эксперт приложил фотоизображение протектора шины транспортного средства на снегу, но не сделал пояснительной записки к нему, и какова суть данного фото среди остальных остается загадкой. Из 10 пунктов требований к проведению фотографирования транспортного средства, четко соблюдаются лишь три, а значит, 70 % требований попросту игнорируется экспертами, хотя на дан-
автомобпля-Хонда: -а)-—-с -правой-стороны; -б) •-
Рис. 3
ный момент единой методики фотографирования поврежденного транспортного средства нет, кроме тех требований, которые указаны в Положении Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
Полагаем, что законодателям необходимо разработать единую методику либо унифицировать в виде единого документа все существующие и действующие на данный момент требования, где будут отражены правила фотосъемки, а также схемы фотографирования. Судьям при рассмотрении экспертиз обращать внимание не только на описательную часть, но и на фототаблицы, ставить их под сомнение в части соот-4 ветствия требованиям.
Внешний-вид -накладки -правой -подножки автомобиля-Мицуоисн "
а°—"общий выд повреждений -накладки правой подножки. -6, t--детальное -изображение
повреждений накладки правой подножки
78
К. М. Коваль
Дата поступления: 20.05.2020
Дата принятия к опубликованию: 22.06.2020
Сведения об авторе
Коваль Ксения Михайловна — магистрантка кафедры уголовного процесса и криминалистики Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ugp@csu.ru
Библиографическое описание: Коваль, К. М. Соответствие фототаблиц в заключениях экспертов требованиям к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии / К. М. Коваль // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 75 — 78.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 1. Pp. 75—78.
Compliance of the Photo Tables in the Conclusions of Experts to the Requirements for Carrying out the Photographing of a Damaged Vehicle in Accident
K.M. Koval
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. ugp@csu.ru
The author has identified statistical and practical problems that arise when photographing a damaged vehicle in a traffic accident. The analysis of photo tables from expert opinions was carried out in order to identify compliance of photographs with the provisions of the Bank of Russia regulations, namely the requirements for photographing a damaged vehicle. Reasonable solutions are proposed to address the gaps considered by using the unification method.
Keywords: site inspection, traffic accident, photographic fixation, fraud, insurance, dramatization, requirements.