Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СООТНОШЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СОТРУДНИК ОТДЕЛА ОХРАНЫ / КОРРЕЛЯЦИЯ / СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в сложных, экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными качествами, в числе которых - стрессоустойчивость и жизнестойкость. Они же являются компонентами адаптивности личности сотрудника к профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с опасностью и постоянной напряженностью; тяжелыми психологическими и физическими нагрузками; ускоренным темпом работы; большой ответственностью, как за свою жизнь, так и за жизнь общества. Сама профессиональная деятельность сотрудников отдела охраны является весьма специфичной по сравнению с деятельностью сотрудников других подразделений исправительного учреждения. В их функциональные обязанности входит несение службы с оружием, сами обязанности строго алгоритмизированы, деятельность характеризуется монотонностью. В исследовании проведен анализ показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости к организационному и профессиональному стрессу у сотрудников отдела охраны исправительного учреждения. Выявлено, что большая часть сотрудников имеет средний и высокий уровень жизнестойкости. Полученные результаты позволяют утверждать, что основная часть испытуемых имеет показатели жизнестойкости, позволяющие хорошо справляться с трудными профессиональными задачами и возникающими ситуациями. Однако почти пятая часть сотрудников с плохо сформированной жизнестойкостью потенциально могут не выдержать профессиональных нагрузок и становятся уязвимыми к профессиональному стрессу. По организационному и профессиональному стрессу выявлен средний уровень подверженности данным видам стресса. Уровневый анализ и сопоставление показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости обнаружил большую подверженность организационному стрессу у сотрудников со средним уровнем жизнестойкости. Компонент жизнестойкости «вовлеченность» положительно связан с организационным стрессом у испытуемых с высокоразвитой жизнестойкостью. У остальных группы испытуемых корреляции не выявлено. Сделан вывод о взаимозаменяемости и взаимодополняемости изученных черт личности сотрудников отдела охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сперанская Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF RESILIENCE AND STRESS RESISTANCE AMONG EMPLOYEES OF THE CORRECTIONAL INSTITUTION'S SECURITY DEPARTMENT

The professional activity of employees of the penal enforcement system takes place in difficult, extreme conditions. The effectiveness of such activities is determined not only by professional knowledge, skills and abilities, but also by professionally important qualities, including stress resistance and resilience. They are also components of the adaptability of the employee's personality to professional activity, which are directly related to danger and constant tension; severe psychological and physical stress; accelerated pace of work; a great responsibility, both for his life and for the life of society. The very professional activity of the employees of the security department is very specific in comparison with the activities of employees of other departments of the correctional institution. Their functional duties include service with weapons, the duties themselves are strictly algorithmized, the activity is characterized by monotony. The study analyzes the indicators of resilience and stress resistance to organizational and professional stress among employees of the correctional institution's security department. It was revealed that most of the employees have an average and high level of resilience. The results obtained allow us to assert that the bulk of the subjects have indicators of resilience that allow them to cope well with difficult professional tasks and emerging situations. However, almost a fifth of employees with poorly formed resilience can potentially not withstand professional loads and become vulnerable to professional stress. According to organizational and professional stress, the average level of exposure to these types of stress was revealed. A level analysis and comparison of indicators of resilience and stress resistance revealed a greater susceptibility to organizational stress among employees with an average level of resilience. The resilience component "engagement" is positively associated with organizational stress in subjects with highly developed resilience. No correlation was found in the rest of the group of subjects. The conclusion is made about the interchangeability and complementarity of the studied personality traits of employees of the security department.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

среди педагогов показало уровень доминирующей поведенческой стратегии в ситуации стресса. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что педагоги в процессе профессиональной деятельности в стрессовых ситуациях не стремятся прибегать к помощи трудового коллектива и вступлению в социальное взаимодействие.

Для определения личностных ресурсов профессионального стресса педагогов использовалась методика социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной, которая позволила выявить ориентированность респондентов на разные аспекты человеческого бытия, находящиеся в континуальной связи: «процесс - результат», «труд - деньги», «свобода -власть», «альтруизм - эгоизм». Полученные данные показали, что педагоги относятся к альтруистам, ориентированным на труд и процесс работы, в меньшей степени озабочены такими вопросами как «эгоизм» и ориентация на деньги.

С помощью методики «ЭЛУ+» Л.З. Левит определялся доминирующий вид эгоистической направленности личности. Оказалось, что 41% педагогов имеют слабую эгоистическую мотивацию, среднюю выраженность альтруистической мотивации респондентов показали 39%. По шкале «высший эгоизм» (эгоизм как зрелый индивидуализм) наблюдается у 20% педагогов, у которых обнаружена неявная выраженность показателей по шкалам «Зрелая личностная уникальность» и «Сверхреализация». Показатели по шкале «Зрелая личностная уникальность» как личностный ресурс отрицательно коррелируют со шкалой «Профессиональный стресс», что свидетельствует о достаточно выраженном стремлении педагогов к саморазвитию и раскрытию творческого потенциала

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наличие значимых показателей высшего эгоизма у испытуемых не позволяет сформироваться профессиональному стрессу. Корреляцию, характер и силу связи между показателями СЭВ и эго-мотивацией выявили с помощью критерия корреляции Пирсона (значимая корреляция гху > 0,7 при р<0,01). При анализе результатов по шкалам «Профессиональный стресс» МВ1 и «Высший эгоизм» из опросника «Элу+» была выявлена статистически значимая отрицательная связь (ге = - 0,754, р<0,01). Это говорит о том, что эгоистическая мотивация является значимой предпосылкой для избегания профессионального стресса. Остальные показатели по методикам МВ1 и «Элу+» значимой связи не выявили. Установки педагогов на общественную, профессиональную успешность и достижения, альтруизм как служение людям существенно повышают риск профессионального стресса (ге = 0,743, р<0,01). Выбор самосохранения, поддержания личной экологии (эгоизм как соблюдение собственных интересов, здоровья, и др.), напротив, дает возможность избежать профессионального стресса (ге = - 0,702, р<0,01).

Выводы. Теоретический анализ проблемы профессионального стресса педагогов образовательных организаций позволил определить его сущность, методологические подходы в понимании данного феномена, причины возникновения.

В результате эмпирического исследования выявлены три группы педагогов с различной степенью выраженности профессионального стресса, определены предпосылки его развития: установки на процесс и результат работы, профессиональную успешность и достижения, на альтруизм в профессиональном взаимодействии. Эго-мотивация, направленная на самосохранение, поддержание здоровья, позволяет избежать профессионального стресса, может рассматриваться как специфический ресурс личности для предотвращения профессионального стресса.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва: Регёе. - 2016. - 523 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Питер, 2009.

3. Жалагина, Т.А. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности / Т.А. Жалагина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2015. - 88 с.

4. Левит, Л.З. Эгоизм как фактор эмоционального выгорания: за и против / Л.З. Левит // Мир психологии. - 2015. - № 3. - С. 217-234

5. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова. - Москва: Издательство Московского университета, 2019. - 43 с.

6. Найденова, С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С.В. Найденова, П.А. Пономарев // Современные инновации. - 2015. - № 2 (2). - С. 97-100

7. Потемкина, О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета / О.Ф. Потемкина. - Москва: Издательство: Рос. акад. наук, Институт психологии, 1993. - 27 с.

8. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: ЭКМОС. - 1999. - 351 с.

9. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва: Прогресс. - 1992. - С. 123-124

10. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом / Д. Фонтана. - Москва: Педагогика-Пресс, 2015. - 351 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

СООТНОШЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ

ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в сложных, экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными качествами, в числе которых - стрессоустойчивость и жизнестойкость. Они же являются компонентами адаптивности личности сотрудника к профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с опасностью и постоянной напряженностью; тяжелыми психологическими и физическими нагрузками; ускоренным темпом работы; большой ответственностью, как за свою жизнь, так и за жизнь общества. Сама профессиональная деятельность сотрудников отдела охраны является весьма специфичной по сравнению с деятельностью сотрудников других подразделений исправительного учреждения. В их функциональные обязанности входит несение службы с оружием, сами обязанности строго алгоритмизированы, деятельность характеризуется монотонностью. В исследовании проведен анализ показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости к организационному и профессиональному стрессу у сотрудников отдела охраны исправительного учреждения. Выявлено, что большая часть сотрудников имеет средний и высокий уровень жизнестойкости. Полученные результаты позволяют утверждать, что основная часть испытуемых имеет показатели жизнестойкости, позволяющие хорошо справляться с трудными профессиональными задачами и возникающими ситуациями. Однако почти пятая часть сотрудников с плохо сформированной жизнестойкостью потенциально могут не выдержать профессиональных нагрузок и становятся уязвимыми к профессиональному стрессу. По организационному и профессиональному стрессу выявлен средний уровень

подверженности данным видам стресса. Уровневый анализ и сопоставление показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости обнаружил большую подверженность организационному стрессу у сотрудников со средним уровнем жизнестойкости. Компонент жизнестойкости «вовлеченность» положительно связан с организационным стрессом у испытуемых с высокоразвитой жизнестойкостью. У остальных группы испытуемых корреляции не выявлено. Сделан вывод о взаимозаменяемости и взаимодополняемости изученных черт личности сотрудников отдела охраны.

Ключевые слова: жизнестойкость, стрессоустойчивость, сотрудник отдела охраны, корреляция, соотношение личностных черт.

Annotation. The professional activity of employees of the penal enforcement system takes place in difficult, extreme conditions. The effectiveness of such activities is determined not only by professional knowledge, skills and abilities, but also by professionally important qualities, including stress resistance and resilience. They are also components of the adaptability of the employee's personality to professional activity, which are directly related to danger and constant tension; severe psychological and physical stress; accelerated pace of work; a great responsibility, both for his life and for the life of society. The very professional activity of the employees of the security department is very specific in comparison with the activities of employees of other departments of the correctional institution. Their functional duties include service with weapons, the duties themselves are strictly algorithmized, the activity is characterized by monotony. The study analyzes the indicators of resilience and stress resistance to organizational and professional stress among employees of the correctional institution's security department. It was revealed that most of the employees have an average and high level of resilience. The results obtained allow us to assert that the bulk of the subjects have indicators of resilience that allow them to cope well with difficult professional tasks and emerging situations. However, almost a fifth of employees with poorly formed resilience can potentially not withstand professional loads and become vulnerable to professional stress. According to organizational and professional stress, the average level of exposure to these types of stress was revealed. A level analysis and comparison of indicators of resilience and stress resistance revealed a greater susceptibility to organizational stress among employees with an average level of resilience. The resilience component "engagement" is positively associated with organizational stress in subjects with highly developed resilience. No correlation was found in the rest of the group of subjects. The conclusion is made about the interchangeability and complementarity of the studied personality traits of employees of the security department.

Key words: resilience, stress resistance, employee of the security department, correlation, correlation of personality traits.

Введение. Изучению личностных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы в настоящее время уделяется достаточно большое внимание в связи со спецификой их профессиональной деятельности и предъявлением достаточно высоких требований к личности сотрудника. Среди изучаемых особенностей труда сотрудников УИС ученые сходятся во мнении, что профессиональная деятельность сотрудников УИС является стрессогенной, протекает в сложных, даже экстремальных условиях, имеется высокий риск эмоционального выгорания и развития профессиональных деструкций [7, 13]. В связи с этим регулярно предпринимаются попытки выявления значимых личностных характеристик, позволяющих профессионалу оставаться высокоэффективным в сложных профессиональных условиях [11]. На современном этапе многие исследователи отмечают важность наличия различных видов устойчивости у сотрудников УИС к стресс-факторам, регулярно воздействующим на них [15, С. 35]. В частности, изучается психическая устойчивость [10], жизнестойкость [4], стрессоустойчивость сотрудников УИС [5, 14], психологическая готовность к данной профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что исследуются отдельные личностные характеристики, но редко изучается взаимосвязь указанных черт личности. Мы считаем, что сочетание жизнестойкости и стрессоустойчивости у сотрудников УИС будет выступать условием их профессионализации и профилактировать развитие нежелательных изменений в их личности под влиянием специфических условий труда.

Изложение основного материала статьи. Жизнестойкость вошла в научную терминологию благодаря исследованиям С. Мадди, который под данным термином понимал живучесть на психологическом уровне и высокую эффективность личности, которая имеет связи с мотивацией к преодолению стрессогенных жизненных и реальных ситуаций [8, С. 100]. Но нам ближе подход Л.А. Александровой, считающей, что жизнестойкость - это особая интегральная способность, способствующая успешной адаптации личности. Ее стержневые компоненты входят в два блока: в блок общих способностей вошли базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность; в блок специальных способностей - навыки взаимодействия с людьми и навыки преодоления различных типов сложных ситуаций [1].

В свою очередь под стрессоустойчивостью Б.Х. Варданян понимает свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности [2].

П.Б. Зильберман, предлагает свою трактовку стрессоустойчивости, понимая под ней интегративное свойство личности, характеризующееся взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных, мотивационных компонентов психической деятельности личности, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке [6, С. 20].

Как видно, предлагаемые к изучению личностные черты должны хорошо взаимодополнять друг друга при осуществлении трудовой деятельности в сложных условиях.

Целью исследование стало установление характера связи между рассматриваемыми личностными чертами у сотрудников отдела охраны исправительных учреждений. А.В. Лалетиной был собран необходимый эмпирический материал в рамках подготовки выпускной квалификационной работы на базе ФКУ ИК - 6 и ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Кировской области в 2022 году. Сама профессиональная деятельность сотрудников отдела охраны является весьма специфичной по сравнению с деятельностью сотрудников других подразделений исправительного учреждения. В их функциональные обязанности входит несение службы с оружием, сами обязанности строго алгоритмизированы, деятельность характеризуется монотонностью. Все это вместе предъявляет серьезные требования к личности сотрудника. Для успешного преодоления нелегких условий службы поможет развитий уровень жизнестойкости и стрессоустойчивости.

Участниками исследования стали 60 сотрудников мужского пола отдела охраны исправительных учреждений в возрасте от 30 до 40 лет. В качестве методик были использованы «Тест жизнестойкости» С. Мадди [9], «Шкала организационного стресса» К. Маклина в адаптации Н.Е. Водопьяновой [3] и Тест профессионального стресса Вайсмана [12, С. 86].

На основе общего показателя жизнестойкости вся выборка была поделена на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем жизнестойкости (таблица 1).

Результаты диагностики уровня развития жизнестойкости у сотрудников отдела охраны по результатам

диагностики С. Мадди «Тест жизнестойкости»

Уровень жизнестойкости Количество испытуемых (в %)

низкий 22

средний 45

высокий 33

Менее четверти испытуемых попали в группу ЭГ1, имеющих низкий уровень жизнестойкости (22%), около половины участников исследования (45%) продемонстрировали средний уровень жизнестойкости и вошли в группу испытуемых ЭГ2, треть испытуемых показали высокий уровень жизнестойкости и составили группу испытуемых ЭГ3. Полученные результаты позволяют утверждать, что основная часть испытуемых имеет показатели жизнестойкости, позволяющие хорошо справляться с трудными профессиональными задачами и возникающими ситуациями. Однако часть сотрудников с плохо сформированной жизнестойкостью потенциально могут не выдержать профессиональных нагрузок и становятся уязвимыми к профессиональному стрессу.

Для достижения цели исследования далее нами был определены особенности стрессоустойчивости у данных респондентов. В исследовании было уделено внимание изучению организационного и профессионального стресса. Напомним, что организационный стресс - это психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре. Несмотря на алгоритмизированность деятельности сотрудников отдела охраны, в их труде так же встречается множество несостыковок в очередности выполнения служебных задач, в несовершенстве организации их труда со стороны руководства, в частности, из-за хронического некомплекта сотрудников, действующие сотрудники вынуждены заступать на службу сутки через сутки, что недопустимо при такой деятельности.

Результаты данной диагностики были сведены к среднему показателю организационного стресса в общей численности испытуемых с помощью шкалы организационного стресса К. Маклина. Средний показатель организационного стресса равен 43,8 балла, что свидетельствуют о наличии у сотрудников отдела охраны среднего уровня стрессоустойчивости. Это говорит о способности сотрудников решать трудные профессиональные задачи, придавать работе большое, но не экстремальное значение. Такие люди умеют контролировать собственные энергетические затраты. Сталкиваясь с неудачами, они ищут конструктивный выход из ситуации, воспринимают ее как творческий вызов.

Далее нами был выявлен уровень профессионального стресса с помощью шкалы профессионального стресса Вайсмана. Уточним, что профессиональный стресс - это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека, обусловленный особенностями его профессиональной деятельности.

Результаты данной диагностики также были сведены к среднему значению и приравниваются к 2,7 балла. Данный показатель указывает на средний уровень устойчивости сотрудников отдела охраны к профессиональному стрессу. Такие сотрудники находятся под действием умеренного количества факторов стресса. Несмотря на отдельные неблагоприятные воздействия, они все же способны обладать необходимой устойчивостью, при этом качественно выполнять свои профессиональные задачи.

В целом, по выборке можно констатировать, что сотрудники не воспринимают свою профессиональную деятельность как чрезмерно стрессогенную и могут справляться с возникающими трудностями.

С целью определения соотношения между показателями жизнестойкости и стрессоустойчивости были сопоставлены показатели по методикам, изучающим организационный и профессиональный стресс, с уровнем развития жизнестойкости испытуемых.

Таблица 2

Соотношение показателей организационного и профессионального стрессов в зависимости от уровня развития

жизнестойкости

Показатели стресса в выборке в целом Распределение средних значений стрессоустойчивости в группах испытуемых

ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3

организационный стресс 43,1 44,3 43,6 43,8

профессиональный стресс 2,9 2,6 2,9 2,7

Представленные данные в таблице 2 свидетельствуют о том, что на всех уровнях жизнестойкости присутствуют средние показатели организационного и профессионального стрессов. Это говорит о наличии среднего уровня стрессоустойчивости сотрудников отдела охраны и может объясняться тем, что сотрудники в своей профессиональной деятельности не достаточно хорошо справляются с различными видами стресс-факторов. Вероятнее всего, что состояние стресса у сотрудников имеет ситуативный характер и проявляется в совокупности с личностными особенностями.

Анализ по выявлению значимых различий в показателях стрессоустойчивости в группах испытуемых с разным уровнем жизнестойкости показал их практическое отсутствие, особенно по показателям, полученным с помощью шкалы профессионального стресса Вайсмана. Однако более углубленный анализ с использованием уровневого сравнения в показателях стрессоустойчивости по шкале организационного стресса позволил выявить важный момент.

Распределение показателей организационного стресса в соответствии с уровнем развития жизнестойкости у

испытуемых (в процентах)

Выраженность организационного стресса ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3

Уровень выраженности Н С В Н С В Н С В

Частота встречаемости организационного стресса 23 69,3 7,7 18,5 55,5 26 25 70 5

Примечание:

Н - низкая выраженность;

С - средняя выраженность;

В - высокая выраженность.

Из таблицы 3 видно, что у сотрудников, имеющих низкий и высокий уровни жизнестойкости, четверть испытуемых показывают наибольшую толерантность к организационному стрессу (показатели низкого уровня организационного стресса в ЭГ1 - 7,7%; ЭГ3 - 5%). Относительно респондентов, имеющих низкий уровень жизнестойкости, данный показатель может обуславливаться тем, что данные сотрудники в силу своего поверхностного и безответственного отношения к профессиональным обязанностям, не переживают острых организационных стрессов, поскольку полностью не вникают в служебную ситуацию. Если говорить о сотрудниках, имеющих высокий уровень жизнестойкости, то данный показатель может характеризоваться тем, что они приспособлены к своим профессиональным обязанностям, знают и варьируют выполнение своей деятельности в рамках разрешенных алгоритмом действий.

Обращает на себя внимание то, что у сотрудников, имеющих средний уровень жизнестойкости, высокий показатель организационного стресса (26%) превышает показатели в других группах в несколько раз. Это можно объяснить тем, что данные сотрудники в определенные моменты проявляют большую заинтересованность и ответственность касаемо организации своих служебных обязанностей, больше погружаются во все детали служебной задачи, что впоследствии может привести к значительному организационному стрессу. Подтверждены значимые различия у данной группы испытуемых с помощью ф* - критерию Фишера (ф*эмп=2,091 при р<0,05). Получается, что сотрудники со средним уровнем жизнестойкости более подвержены организационному стрессу по сравнению с другими группами испытуемых.

Для уточнения взаимосвязи между стрессоустойчивостью и жизнестойкостью и ее компонентами был применен коэффициент корреляции Спирмена к показателям, полученным в разных группах испытуемых. Была установлена одна умеренная положительная корреляция между вовлеченностью и стрессоустойчивостью к организационному стрессу в группе сотрудников с высокоразвитой жизнестойкостью (r = 0,464). В остальных группах испытуемых корреляции не обнаружены. Это говорит о том, что сотрудники с высоким уровнем вовлеченности придают большое значение происходящим событиям, максимально включены в свою профессиональную деятельность, обращают внимание на все, даже на незначительные вещи, но им не хватает гибкости в преодолении сложных профессиональных ситуаций особенно с точки зрения организации профессиональной деятельности, принятия управленческих решений, которым приходится следовать.

Выводы. Полученные данные в ходе исследования соотношения жизнестойкости и стрессоустойчивости у сотрудников отдела охраны показывают, что у испытуемых вне зависимости от уровня развития жизнестойкости присутствуют средние показатели организационного и профессионального стрессов. Это позволило сделать вывод о том, что состояние стресса у сотрудников носит ситуативный характер. Изучаемые виды стрессов в равной мере влияют на устойчивость сотрудников к своей служебной деятельности. Можно констатировать, что однозначной связи между жизнестойкостью и ее компонентами (вовлеченность, контроль, принятие риска) и шкалами организационного и профессионального стрессов не существует. Вероятно, данные изучаемые черты личности являются взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми в профессиональной деятельности на примере сотрудников отдела охраны исправительных учреждений. Однако, жизнестойкость является более значимым профессионально важным качеством для алгоритмизированной монотонной деятельности сотрудников отдела охраны, чем стрессоустойчивости.

Литература:

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных статей. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. - С. 82-90

2. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии: Психологические процессы / Б.Х. Варданян. - Москва: Наука, 2008. - 264 с.

3. Водопьянова, Е.Н. Методика оценки организационного стресса К. Маклина / Е.Н. Водопьянова. - Текст: электронный. - URL: https://www.defectologiya.pro/biblioteka/metodika_oczenki_organizaczionnogo_stressa_maklina,_adaptirovannaya_n_e_vodopyano voj/. (дата обращения: 30.12.2022).

4. Гордиенко, Е.Л. К вопросу о понятии жизнестойкости у сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях профессиональной деятельности / Е.Л. Гордиенко // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Том 2. - Рязань: Академия ФСИН России, 2018. -С.743-747

5. Гриднева, А.А. Формирование стрессоустойчивости в психологическом сопровождении сотрудников пенитенциарной службы / А.А. Гриднева, А.В. Ларионова, Э.И. Мещерякова // Психология и Психотехника. - 2018. - № 1. -С. 33-40

6. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора. Очерки психологии труда / П.Б. Зильберман. - Москва: Наука, 1974. - 20 с.

7. Красикова, Ю.Ю. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, занимающих руководящие должности / Ю.Ю. Красикова, А.А. Ливерко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №5 (159). - URL: https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/12294 (дата обращения : 30.12.2022)

8. Кузикова, С.Б. Исследование саморазвития как системного феномена самоизменения личности / С.Б. Кузикова // Вюник ХНПУ iменi Г.С. Сковороди. Психолопя. Випуск 51. - С. 100-109. - URL: https://oaji.net/artides/2015/983-1444991876.pdf (дата обращения: 12.08.2022)

9. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: Смысл, 2006. - 63 с.

10. Потемкин, П.В. Характеристика психической устойчивости сотрудников отдела охраны с различными сроками службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации / П.В. Потемкин, К.Б. Малышев, Н.Г. Соболев, А.М. Чирков // Пенитенциарная наука. - 2021. - Т. 15. - № 3. - С. 553-564

11. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: монография / Под общ. ред. О.Н. Ракитской. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. - 110 с.

12. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. - 209 с.

13. Распопин, Е.В. Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса: на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореферат дис. ... к-та психолог. наук: 19.00.01 / Распопин Евгений Владимирович. - Екатеринбург, 2013. - 24 с.

14. Рогач, В.Г. Характеристика стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях постоянного взаимодействия с осужденными / В.Г. Рогач, Л.М. Фетишева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 6. - Т. 8. - С. 1-8

15. Соколова, Ю.А. Влияние стрессовых факторов на личность сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в условиях профессиональной деятельности / Ю.А. Соколова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. - № 5. - С. 35-38

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С

РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ

Аннотация. В статье трудовая мотивация рассматривается как важный фактор, лежащий в основе достижения успеха в профессиональной деятельности. На примере сотрудников отделов охраны и безопасности исправительного учреждения сопоставлены виды трудовой мотивации. Установлено, что для половины сотрудников, работающих в указанных отделах исправительного учреждения, вне зависимости от профессиональной успешности, ведущей выступает внешняя положительная мотивация. Сотрудники ориентированы на систему поощрений, применяемую руководством учреждения. Однако более трети высокоэффективных сотрудников также ориентированы на внутреннюю мотивацию. Им важно содержание труда, с помощью своей профессиональной деятельности они удовлетворяют свои потребности, довольны процессом и результатом труда. У малоэффективных работников ярко присутствует внешняя отрицательная мотивация труда. Они ориентированы на избегание наказания в случае отсутствия или несоответствия требуемого результата труда. Получены особенности в мотивационной структуре. Ядром мотивационной структуры у внутренне ориентированных сотрудников без учета степени профессиональной успешности выступает познавательный мотив. Мотивационным фактором профессиональной успешности выступает адекватная оценка своего потенциала субъектом труда.

Ключевые слова: профессиональная успешность, трудовая мотивация, ядро мотивационной структуры, оценка потенциала, сотрудники.

Annotation. In the article, work motivation is considered as an important factor underlying success in professional activity. By the example of employees of the departments of safety and security of a correctional institution, the types of work motivation are compared. It is established that for half of the employees working in these departments of the correctional institution, regardless of professional success, external positive motivation is the leading one. Employees are focused on the incentive system used by the management of the institution. However, more than a third of highly effective employees are also focused on internal motivation. The content of work is important to them, with the help of their professional activities they satisfy their needs, are satisfied with the process and the result of work. Inefficient workers clearly have an external negative motivation for work. They are focused on avoiding punishment in the absence or inconsistency of the required result of work. The features in the motivational structure are obtained. The core of the motivational structure of internally oriented employees, without taking into account the degree of professional success, is the cognitive motive. The motivational factor of professional success is an adequate assessment of one's potential by the subject of labor.

Key words: professional success, work motivation, the core of the motivational structure, potential assessment, employees.

Введение. Общеизвестно, что в период взрослости профессиональная деятельность выступает ведущей деятельностью человека. Но несмотря на это, люди по-разному развиваются в процессе осуществления трудовой деятельности. Часть людей успешны в труде, достигают его вершин, часть людей работают на каком-то среднем уровне без резких взлетов и падений (уровень интерна по Е.А. Климову), а некоторые подвержены деформации под влиянием профессиональной специфики. Специалистов на протяжении длительного времени привлекает поиск факторов, которые лежат в основе профессиональной успешности.

Сам термин «профессиональная успешность» достаточно устоялся в психологической науке. В широком смысле под успешностью деятельности понимают такие показатели деятельности, как производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и т.д. [2]. Указывается на взаимосвязь успешности деятельности с различными сферами личности, особое место отводя мотивационной сфере. Необходимо знать мотивы трудовой деятельности, развитие ее различных компонентов, чтобы можно было точечно и эффективно воздействовать на них, стимулируя человека результативно трудиться [4].

Федеральная служба исполнения наказания предъявляет жесткие требования к ПВК сотрудников и к результатам их деятельности. В связи с этим все более остро ощущается потребность в высококвалифицированных и профессионально успешных кадрах. В то же время в настоящее время отмечается острая нехватка именно высокомотивированного персонала. Учреждение должно помогать человеку удовлетворять его потребности, который должен эффективно работать для достижения организационных целей. Эта задача может быть решена только путем создания мощных мотивов трудовой деятельности человека [5].

Изложение основного материала статьи. Целью исследования стало выявление особенностей трудовой мотивации у сотрудников исправительного учреждения, имеющих различную профессиональную успешность. Среди отделов исправительного учреждения в зону нашего внимания вошли отдел безопасности и отдел охраны. Специфика профессиональной деятельности в данных отделах заключается в следующем. Сотрудники отдела безопасности отвечают за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.