Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГОВ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГОВ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синкевич Ирина Алексеевна, Тучкова Тамара Васильевна

Статья посвящена исследованию особенностей профессионального стресса педагогов и личностных ресурсов его преодоления. Представлен обзор исследований по проблеме профессионального стресса в отечественных и зарубежных публикациях. В статье раскрываются основные характеристики, предпосылки формирования и ресурсы преодоления профессионального стресса. В результате эмпирического исследования выявлены три группы педагогов с различной степенью выраженности профессионального стресса. Определены предпосылки развития профессионального стресса: установки на процесс и результат работы, профессиональную успешность и достижения, на альтруизм в профессиональном взаимодействии. Эго-мотивация, направленная на самосохранение, поддержание здоровья, позволяет избежать профессионального стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS OF TEACHERS AND PERSONAL RESOURCES TO OVERCOME IT

The article is devoted to the study of professional stress of teachers and personal resources to overcome it. A review of studies on the problem of studying occupational stress in domestic and foreign publications is presented. The article reveals the main characteristics, prerequisites for the formation and resources for overcoming professional stress. As a result of the empirical study, three groups of teachers with varying degrees of professional stress were identified. The prerequisites for the development of professional stress are determined: attitudes towards the process and result of work, professional success and achievements, altruism in professional interaction. Ego-motivation, aimed at self-preservation, maintaining health, allows you to avoid professional stress.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГОВ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»

материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 89-93

7. Семенова, Ф.О. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников / Ф.О. Семенова, Д.В. Давиденко // Актуальные проблемы науки и техники: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2021. - С. 437-438

8. Семенова, Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы: монография: [в 2 ч.]. -Ростов-на-Дону, 2010.

9. Семенова, Ф.О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе - результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф.О. Семенова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. - 2019. - С. 335-340

10. Эбзеев, М.М. Роль информационно-коммуникационных технологий в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе в современных условиях / М.М. Эбзеев, Ф.О. Семенова // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: сборник научных трудов. отв.ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: КЧГУ, 2019. - С. 139-143

11. Semenova, F.O. Formation peculiarities of students readiness to social self-determination / F.O. Semenova, S.N. Bostanova, M.K. Tetuyeva, L.A. Apanasyuk, A.E. Ilyin, N.G. Atayanz // Man in India. - 2017. - Т. 97. - № 3. - С. 77-87

Психология

УДК 159.944.4:378-051

кандидат педагогических наук, доцент Синкевич Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат философских наук, доцент Тучкова Тамара Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГОВ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей профессионального стресса педагогов и личностных ресурсов его преодоления. Представлен обзор исследований по проблеме профессионального стресса в отечественных и зарубежных публикациях. В статье раскрываются основные характеристики, предпосылки формирования и ресурсы преодоления профессионального стресса. В результате эмпирического исследования выявлены три группы педагогов с различной степенью выраженности профессионального стресса. Определены предпосылки развития профессионального стресса: установки на процесс и результат работы, профессиональную успешность и достижения, на альтруизм в профессиональном взаимодействии. Эго-мотивация, направленная на самосохранение, поддержание здоровья, позволяет избежать профессионального стресса.

Ключевые слова: профессиональный стресс, личностные ресурсы преодоления, педагоги образовательных организаций.

Annotation. The article is devoted to the study of professional stress of teachers and personal resources to overcome it. A review of studies on the problem of studying occupational stress in domestic and foreign publications is presented. The article reveals the main characteristics, prerequisites for the formation and resources for overcoming professional stress. As a result of the empirical study, three groups of teachers with varying degrees of professional stress were identified. The prerequisites for the development of professional stress are determined: attitudes towards the process and result of work, professional success and achievements, altruism in professional interaction. Ego-motivation, aimed at self-preservation, maintaining health, allows you to avoid professional stress.

Key words: professional stress, personal coping resources, teachers of educational organizations.

Введение. В последние годы в психологии возросло внимание к исследованиям профессионального стресса. Осмысление причин возникновения профессионального стресса является актуальным исследовательским полем, так как он влияет на работоспособность, производительность, общее состояние здоровья и в целом снижает качество жизни. Сложилось множество моделей и подходов к исследованию профессионального стресса, описаны стрессогенные факторы внешней среды и личностные особенности человека, имеющие важное значение для развития стресса и проявления его негативных последствий.

Совершенствование системы современного образования обуславливает рост требований к личности педагога. Высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности педагогов провоцирует развитие профессионального стресса. Педагоги должны обладать профессионально значимыми свойствами личности: креативностью, самостоятельностью в поиске новой информации, принятии адекватных решений в нестандартных ситуациях в условиях дефицита времени, быстрых перемен и другими. Наличие подобных качеств обеспечивает гибкость и динамизм профессиональной деятельности, оказывает влияние на уровень мастерства педагога. Следует отметить, что многие педагоги без энтузиазма реагируют на вызовы современной ситуации и новации в образовательном процессе, поскольку профессиональное реагирование на них сопряжено с большими энергетическими и временными затратами.

Изложение основного материала статьи. Теоретической основой исследования профессионального стресса являются работы В.А. Бодрова [11, А.Б. Леонова [51, С.В. Найденовой [61, Н.В. Самоукиной [81, Г. Селье [91и других авторов. Н.Е. Водопьянова [21 отмечает, что важные аспекты профессионального стресса в профессии анализировались в исследованиях M.S. Cole, F. Walter, A.G. Bedeian, & E.H. O'Boyle 2012, которые рассматривали проблемы вовлеченности в профессиональную деятельность как противоположный вектор профессионального стресса.

Профессиональный стресс - напряженное состояние, формирующееся у педагога в ходе осуществления его должностных обязанностей под влиянием отрицательных эмоциональных факторов. В ряде исследований стресс рассматривается как совокупность внешних обстоятельств и внутренних изменений, как «экзистенциальная пустота», наступающая по причине сильной зависимости от профессиональной деятельности и приводящая к чувству отчаяния. Профессиональный стресс является многокомпонентным феноменом и проявляется в физиологическом и психологическом ответе организма на кризисные обстоятельства в трудовой деятельности.

Понятие профессионального стресса Н.В. Самоукина [81 описывает как психологическое напряжение, вызванное воздействием негативных факторов в связи с выполнением профессиональных функций и определяет виды профессионального стресса: информационный, коммуникативный, эмоциональный.

1. Информационный стресс вызывает информационный дефицит, обусловленный неопределенностью рабочей

ситуации или неконтролируемой сменой информационной ситуации в профессиональной среде.

2. Коммуникативный стресс проявляется в раздражительности, разговоре на повышенных тонах, стремлении унизить оппонента, обесценить авторитет другого сотрудника, перейти в коммуникативную агрессию. Коммуникативный стресс зачастую является маркером неблагоприятного психологического климата в профессиональном коллективе и низком уровне его сплоченности.

3. Эмоциональный стресс ведет к крушению личностных установок и подрыву ценностей в результате переживания обиды и предательства со стороны трудового коллектива и т.д.

В работе Т.А. Жалагиной [31 отмечается взаимосвязь феномена профессионального стресса и профессиональной деформации личности. Профессиональный стресс изменяет поведение, чувства, мышление, деятельность в целом. Педагог, переживший профессиональный стресс, оказывает негативное влияние на функционирование образовательной организации. Личностные характеристики педагогов (низкая самооценка, высокая тревожность, перфекционизм и др.) могут предрасполагать к возникновению депрессивных эмоциональных реакций.

В.А. Бодровым [11 определены причины формирования профессионального стресса. В качестве непосредственной причины выступает обстоятельство, результатом которого становится развитие психологической напряженности и стресса; главная причина кроется в особенностях субъекта труда: индивидуальных психологических, физиологических и профессиональных.

А.Б. Леонова [5] выделяет три фундаментальных подхода к психологическому анализу профессионального стресса:

• экологический - объясняет его возникновение несоответствием индивидуальных возможностей педагога обстоятельствам внешней среды, снижением результативности профессиональной деятельности, качествами психологического и физического здоровья;

• трансактный - рассматривает мотивы, знания, установки, индивидуальных возможностей педагога и его возможностей преодолевать кризисные ситуации;

• регуляторный - система внутренних физиологических и психологических ресурсов и средств деятельности, направленных на решение значимых задач, возникающих и преобразующихся в ходе выполнения деятельности, при этом воздействующих на ее результативность при развитии острых и хронических состояний стресса.

Негативное влияние профессионального стресса разнообразно и может воздействовать как непосредственно на педагога, так и на деятельность образовательной организации в целом. Последствиями профессионального стресса являются психологические, физические и экономические нарушения: низкая эффективность труда, снижение работоспособности, ухудшение психического и физического здоровья сотрудника, бойкотирование должностных обязанностей и пр. Мотивационные симптомы профессионального стресса педагогов на личностном уровне являются проявлением внутреннего конфликта между идеализированными представлениями о профессиональной деятельности и реальными условиями труда. Личные характеристики педагогов (эмпатия, тревога, интровертированность, гуманизм) могут послужить причиной развития профессионального стресса. На межличностном уровне симптомами профессионального стресса являются меркантильность, равнодушное отношение к деловому общению и к своим потребностям. Симптоматика профессионального стресса на мотивационном уровне проявляется как нежелание работать, выполнять профессиональные обязанности и задачи, пассивность и нежелание брать на себя ответственность.

Качества, которые могут помочь педагогу избежать профессионального стресса, предотвратить развитие умственного и физического истощения педагогов, представлены А.Б. Леоновой [5]:

• хорошее здоровье и забота о своем физическом состоянии;

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

• опыт успешного преодоления стресса в профессиональной деятельности;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность (скорость);

• открытость; общительность; самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы;

• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследований нами была разработана программа эмпирического исследования, направленная на выявление уровня профессионального стресса педагогов и личностных ресурсов его преодоления. Исследование проводилось на базе образовательных организаций г. Мурманска в период с сентября по октябрь 2022 года. Выборку составили 40 педагогов. Выборка свободная, диагностика проводилась индивидуально с каждым респондентом. Было выявлено наличие и степень профессионального стресса педагогов с помощью ряда методик: «Шкала профессионального стресса» (Д. Фонтана); «Определение интегральной удовлетворённости трудом» (А.В. Батаршев); опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» («SACS») (С. Хобфолл) [2]. Исследование личностных ресурсов преодоления профессионального стресса осуществлялось с использованием методик: «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной [7]; опросника «Элу+» Л.З. Левит [4], нацеленного на выявление доминирующего вида эгоистической направленности личности. Достоверность результатов исследования определялась с помощью критерия Пирсона и характера влияния выявленных мотивационных предпосылок на формирование профессионального стресса педагогов.

Результаты исследования профессионального стресса педагогов по методике Д. Фонтана свидетельствуют о следующих фактах:

• умеренный (низкий) уровень профессионального стресса (от 0 до 30 баллов) подтвержден только у 10% педагогов;

• на среднем уровне профессиональный стресс (от 31 до 45 баллов) находится и может представлять проблему для 60% педагогов;

• высокий уровень профессионального стресса (от 46 до 60 баллов) присущ 30% педагогов и представляет для них серьезную проблему.

Результаты, полученные с помощью методики определения интегральной удовлетворённости трудом у педагогов (автор А.В. Батаршев), указывают на ряд особенностей:

• 70% респондентов продемонстрировали средний уровень удовлетворённости трудом и 20% - высокий уровень, что в целом говорит о положительном оценивании своей профессиональной деятельности и ее компонентов, таких как карьерные достижения и интерес к работе, взаимоотношения с коллегами и руководством, удовлетворенность условиями труда и уровнем заработной платы;

• низкий уровень удовлетворенности трудом характерен для 10% педагогов. Низкий балл удовлетворенности педагогов взаимоотношениями с коллективом и руководством может свидетельствовать о наличии межличностного конфликта.

Исследование с помощью методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» («SACS») (автор С. Хобфолл)

среди педагогов показало уровень доминирующей поведенческой стратегии в ситуации стресса. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что педагоги в процессе профессиональной деятельности в стрессовых ситуациях не стремятся прибегать к помощи трудового коллектива и вступлению в социальное взаимодействие.

Для определения личностных ресурсов профессионального стресса педагогов использовалась методика социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной, которая позволила выявить ориентированность респондентов на разные аспекты человеческого бытия, находящиеся в континуальной связи: «процесс - результат», «труд - деньги», «свобода -власть», «альтруизм - эгоизм». Полученные данные показали, что педагоги относятся к альтруистам, ориентированным на труд и процесс работы, в меньшей степени озабочены такими вопросами как «эгоизм» и ориентация на деньги.

С помощью методики «ЭЛУ+» Л.З. Левит определялся доминирующий вид эгоистической направленности личности. Оказалось, что 41% педагогов имеют слабую эгоистическую мотивацию, среднюю выраженность альтруистической мотивации респондентов показали 39%. По шкале «высший эгоизм» (эгоизм как зрелый индивидуализм) наблюдается у 20% педагогов, у которых обнаружена неявная выраженность показателей по шкалам «Зрелая личностная уникальность» и «Сверхреализация». Показатели по шкале «Зрелая личностная уникальность» как личностный ресурс отрицательно коррелируют со шкалой «Профессиональный стресс», что свидетельствует о достаточно выраженном стремлении педагогов к саморазвитию и раскрытию творческого потенциала

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наличие значимых показателей высшего эгоизма у испытуемых не позволяет сформироваться профессиональному стрессу. Корреляцию, характер и силу связи между показателями СЭВ и эго-мотивацией выявили с помощью критерия корреляции Пирсона (значимая корреляция гху > 0,7 при р<0,01). При анализе результатов по шкалам «Профессиональный стресс» МВ1 и «Высший эгоизм» из опросника «Элу+» была выявлена статистически значимая отрицательная связь (ге = - 0,754, р<0,01). Это говорит о том, что эгоистическая мотивация является значимой предпосылкой для избегания профессионального стресса. Остальные показатели по методикам МВ1 и «Элу+» значимой связи не выявили. Установки педагогов на общественную, профессиональную успешность и достижения, альтруизм как служение людям существенно повышают риск профессионального стресса (ге = 0,743, р<0,01). Выбор самосохранения, поддержания личной экологии (эгоизм как соблюдение собственных интересов, здоровья, и др.), напротив, дает возможность избежать профессионального стресса (ге = - 0,702, р<0,01).

Выводы. Теоретический анализ проблемы профессионального стресса педагогов образовательных организаций позволил определить его сущность, методологические подходы в понимании данного феномена, причины возникновения.

В результате эмпирического исследования выявлены три группы педагогов с различной степенью выраженности профессионального стресса, определены предпосылки его развития: установки на процесс и результат работы, профессиональную успешность и достижения, на альтруизм в профессиональном взаимодействии. Эго-мотивация, направленная на самосохранение, поддержание здоровья, позволяет избежать профессионального стресса, может рассматриваться как специфический ресурс личности для предотвращения профессионального стресса.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - Москва: Регёе. - 2016. - 523 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург: Питер, 2009.

3. Жалагина, Т.А. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности / Т.А. Жалагина. - Тверь: Тверской государственный университет, 2015. - 88 с.

4. Левит, Л.З. Эгоизм как фактор эмоционального выгорания: за и против / Л.З. Левит // Мир психологии. - 2015. - № 3. - С. 217-234

5. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б. Леонова. - Москва: Издательство Московского университета, 2019. - 43 с.

6. Найденова, С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С.В. Найденова, П.А. Пономарев // Современные инновации. - 2015. - № 2 (2). - С. 97-100

7. Потемкина, О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета / О.Ф. Потемкина. - Москва: Издательство: Рос. акад. наук, Институт психологии, 1993. - 27 с.

8. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: ЭКМОС. - 1999. - 351 с.

9. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва: Прогресс. - 1992. - С. 123-124

10. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом / Д. Фонтана. - Москва: Педагогика-Пресс, 2015. - 351 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

СООТНОШЕНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛА ОХРАНЫ

ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в сложных, экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными качествами, в числе которых - стрессоустойчивость и жизнестойкость. Они же являются компонентами адаптивности личности сотрудника к профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с опасностью и постоянной напряженностью; тяжелыми психологическими и физическими нагрузками; ускоренным темпом работы; большой ответственностью, как за свою жизнь, так и за жизнь общества. Сама профессиональная деятельность сотрудников отдела охраны является весьма специфичной по сравнению с деятельностью сотрудников других подразделений исправительного учреждения. В их функциональные обязанности входит несение службы с оружием, сами обязанности строго алгоритмизированы, деятельность характеризуется монотонностью. В исследовании проведен анализ показателей жизнестойкости и стрессоустойчивости к организационному и профессиональному стрессу у сотрудников отдела охраны исправительного учреждения. Выявлено, что большая часть сотрудников имеет средний и высокий уровень жизнестойкости. Полученные результаты позволяют утверждать, что основная часть испытуемых имеет показатели жизнестойкости, позволяющие хорошо справляться с трудными профессиональными задачами и возникающими ситуациями. Однако почти пятая часть сотрудников с плохо сформированной жизнестойкостью потенциально могут не выдержать профессиональных нагрузок и становятся уязвимыми к профессиональному стрессу. По организационному и профессиональному стрессу выявлен средний уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.