Научная статья на тему 'Соотношение волевых качеств и стрессоустойчивости у спортсменов'

Соотношение волевых качеств и стрессоустойчивости у спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
676
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колмогорцева Н. Н., Рудакова М. Д.

В статье рассматривается проблема соотношения волевых качеств: целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание и стрессоустойчивости у спортсменов, которые занимаются и обучаются в спортивных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение волевых качеств и стрессоустойчивости у спортсменов»

ской службы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. [Специальность] 19.00.04 - Мед. психология / А.В. Воронина. - Томск: Б. и. - Иркутск: Мини-тип. «Листок», 2002. - 24 с.

3.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

4.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер ,2003. - 345 с.

5.Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 2003. - 435 с.

6. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

7. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1-2. - М., 1986.

СООТНОШЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ

© Колмогорцева Н.НД Рудакова М.Д/

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье рассматривается проблема соотношения волевых качеств: целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость и упорство, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание и стрессоустойчивости у спортсменов, которые занимаются и обучаются в спортивных учреждениях.

Спорт как многогранное общественное явление представляет собой сферу подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, а также одно из важных средств этического и эстетического воспитания. Конечная его цель - физическое совершенствование человека, реализуемое в соревновательной деятельности с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Во время спортивных соревнований, которые воспринимаются как стрессовая ситуация, когда существенно изменяется функциональное состояние человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма, которая осуществляется за счет проявления волевых качеств и умений.

Поэтому особое внимание в спортивной психологии уделяется проблемам волевой регуляции и волевых качеств личности спортсмена. Воля

♦ Проректор по воспитательной работе, доцент кафедры Общей психологии, кандидат психологических наук " Студентка факультета коррекционной педагогики и психологии

рассматривается как свойство психики (А.В. Петровский, М.Г. Ярошев-ский), как сторона сознания (С.Ю. Головин), как способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко). Волевая регуляция обуславливает проявление таких волевых качеств личности, как выдержки, решительности, смелости, целеустремленности, терпеливости, упорства, настойчивости, морально-волевых качеств, самостоятельности, инициативности, дисциплинированности. В спортивной деятельности хорошо развитые данные качества могут обеспечить достижение высоких результатов.

Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как он практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии.

Одна из важнейших задач спортивной психологии - формирование психической надежности спортсмена в соревновательных ситуациях. Поэтому особое внимание уделяется способности спортсмена адаптироваться к стрессовым условиям, т.е. его стрессоустойчивости. Каждый спортсмен имеет свой индивидуальный стрессовый порог, только определенный уровень стресса является оптимальным и позволяет спортсмену показывать наилучший результат.

Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью в новых фактах, которые позволят расширить теорию изучения стрессоустой-чивости спортсменов и сферу ее применения, а также потребностью в обобщении имеющихся теоретических данных и выявлении конкретных особенностей волевых качеств спортсменов; необходимостью получения экспериментальных данных для дальнейшего практического применения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что взгляды на природу воли имеют различные основания. Бихевиористическое направление (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) утверждало, что волевое действие -механические реакции организма на внешние стимулы. В психодинамических теориях (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер) воля - своеобразная энергия человеческих поступков, направленных на самосохранение [1].

Первая естественно-научная трактовка понимания воли была предложена И.П. Павловым, где воля рассматривалась как активность живого организма, когда он встречается с препятствиями.

Отечественная психология интерпретировала природу воли через объяснение причин активности человека - механизмы сознательного целесообразного поведения и произвольную мотивацию (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, воля - это свойство психической деятельности индивида, проявляющееся в сознательном регулировании им своего поведения при достижении поставленной цели и преодолении внутренних и внешних трудностей на пути к этой цели.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы можем заключить, что одной наиболее сильной и длительной эмоцией является стресс. Данное понятие имеет различные определения: это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему требования (Г. Селье), это состояние психического напряжения в сложных ситуациях (Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко), это сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В общем смысле стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные стадии: реакция тревоги, стадия резистентности, стадия истощения. Поэтому необходимо отметить понятие «стрессоустойчивость» как способность организма справляться со стрессовыми воздействиями, перегрузками; это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями деятельности, без особых вредных последствий для окружающих и своего здоровья [5].

В исследовании принимали участие 71 спортсмен, которые обучаются и занимаются в различных спортивных учреждениях: СДЮСШОР «Центр ДЗЮДО» (г. Тюмень), ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», факультет Физической культуры и социальной безопасности (г. Шадринск), «Клуб любителей бокса» (г. Шадринск), ФГОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» (г. Шадринск). Форма работы с испытуемыми - групповая.

Для исследования уровня выраженности и генерализованности волевых качеств нами была использована методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова).

Анализ результатов показывает, что уровни выраженности и генера-лизованности волевых качеств не совпадают. Следовательно, наличие и устойчивость проявления определенных волевых качеств не означает широту их проявлений в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. Вероятнее всего, волевые качества особенно ярко проявляются в спортивной деятельности, а не в повседневной жизни. Так же анализ результатов свидетельствует о том, что у большинства испытуемых (56,33 %) низкий уровень целеустремленности. Такие люди не способны самостоятельно направлять себя на достижение определенного результата деятельности, они не осознают четкую и ясную цель, которую желали бы достичь. Низкий уровень выраженности так же характерен для смелости и решительности. Это означает, что спортсменам (56,33 %) сложно подавить защитные реакции, возникающие при страхе и эффективно управлять своими действиями и поведением; в борьбе мотивов испытуемым трудно быстро принять решение.

Для большей части испытуемых (50,7 %) характерен средний уровень настойчивости и упорства. Такие спортсмены способны к длительному и систематическому проявлению «силы воли» при стремлении к достижению отдаленной по времени цели, не смотря на возникающие препятствия и трудности.

Мы отмечаем и низкую способность испытуемых (62 %) предпринимать попытки к реализации возникающих у них идей. С этой способностью (инициативностью) непосредственно связана самостоятельность. Результаты показывают, что спортсменам (62 %) сложно критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить коррективы в действия.

Участникам исследования свойственен средний уровень самообладания и выдержки (62 %). У них устойчиво проявляется способность сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные малообдуманные реакции, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта.

Для оценки уровня развития волевых качеств у спортсменов мы использовали методику «Психологический анализ развития волевых качеств спортсменов» (Б.Н. Смирнова). Анализ результатов по данной методике показал, что у спортсменов средний уровень развития целеустремленности, выдержки и самообладания, самостоятельности и инициативности, высокий уровень отмечается в проявлении настойчивости и упорства, а так же смелости и решительности в условиях соревновательной деятельности.

Мы предполагаем, что полученные результаты по выраженности волевых качеств у спортсменов связаны с такими факторами как личность тренера и условия соревновательной деятельности. В большинстве случаев спортивные цели ставятся тренером, он направляет своего ученика, в сложных ситуациях принимает решения. Наиболее развитые у спортсменов настойчивость, упорство, выдержка и самообладание - это те волевые качества, благодаря которым спортсмен может проявить себя для достижения цели и на которые наименьшее влияние оказывает личность тренера.

Для изучения уровня стрессоустойчивости спортсменов нами были использованы следующие методики: методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Анализ результатов по данным методикам показал, что у большинства испытуемых высокая нервно-психическая устойчивость в стрессе. У таких людей меньший риск дезадаптации в стрессе. Для них характерно управлять своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность, не смотря

на эмоциогенные воздействия. Им свойственно легко адаптироваться к новым условиям. Мы смогли отметить, что у меньшего количества спортсменов низкий уровень нервно-психической устойчивости, низкая степень сопротивляемости стрессу и высокий риск дезадаптации в стрессе. У таких людей проявляется перенапряжение механизмов регуляции, оно может сопровождаться чрезмерной ранимостью, перенапряжением и фрустрацией, вследствие чего нарастает тревога, раздражение по отношению к окружающим. Таким образом, анализ результатов по данным методикам показал, что для спортсменов характерна высокая степень сопротивляемости стрессу (высокий уровень стрессоустойчивости).

Корреляционный анализ показателей стрессоустойчивости и выраженности и генерализованности волевых качеств у спортсменов проводился с помощью компьютерной версии программы SPSS 15. Корреляционная зависимость наблюдается только по двум шкалам: «Методика «Прогноз» - Инициативность (выраженность)» и «Методика «Стрессо-устойчивость» - Настойчивость». Это говорит о том, что стрессоустойчи-вость спортсменов зависит от того, насколько развиты у них способности предпринимать попытки к реализации возникающих у них идей, а так же способности к длительному и систематическому проявлению «силы воли», не смотря на возникающие препятствия и трудности. Тем самым, развитые умение длительно добиваться намеченной цели, умение превозмогать тягостные состояния, умение продолжать деятельность, не смотря на неудачи, умение проявлять независимость в решениях и действиях, находчивость и сообразительность, помогают спортсменам легче адаптироваться к стрессовым ситуациям, ограждать себя от травмирующих переживаний, сохранять высокую работоспособность, не смотря на эмоцио-генные воздействия.

Взаимосвязь между волевыми качествами и стрессоустойчивостью спортсменов существует при условии высокого уровня развития инициативности, настойчивости и упорства. Но в то же время, адаптируемость спортсменов к стрессовым условиям, их способность защищать сферу своего сознания от негативных переживаний не зависит от того, насколько развиты у них такие волевые качества, как целеустремленность, смелость, решительность, выдержка и самообладание.

Таким образом, в условиях соревновательной деятельности, которая воспринимается спортсменами как стрессовая ситуация, проявление волевых умений не означает высокую нервно-психическую устойчивость и легкую приспособляемость к данным условиям.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. -288 с.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. -752 с.

3. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. - 456 с.

5. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

7. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В .П. Зинченко. - СПб., 2007. - 490 с.

8. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю. Головина. -СПб., 2006. - 789 с.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© Лупиногина Е.Н.*

Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь

В статье проведен анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых на эмоциональную сферу личности.

Интерес к изучению эмоциональной жизни человека имеет длительную историю. Систематические обзоры экспериментального изучения эмоций представлены в работах М.Б. Арнольда, В. Вундта, Дж.А. Гассона, У. Джеймса, К. Изарда, Э. Клапареда, Г. Ланге, Р.У. Липера, У. Макдау-голла, Т. Рибо, Б. Спинозы и др., а также отечественных авторов: П.К. Анохина, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского. Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, П. М. Якобсона и др. И, тем не менее, проблема эмоций остается одной из наиболее сложных и запутанных в современной психологической науке.

Термин «эмоция» происходит от латинского ешоуеге - возбуждать, волновать. В «Психологическом словаре» [8] эмоция трактуется как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Таким образом, в словаре закрепляется понимание эмоции как одного из видов пси-

♦ Старший лаборант кафедры Социально-культурного сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.