Научная статья на тему 'Соотношение уголовно-правовых и административно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства'

Соотношение уголовно-правовых и административно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Анализируется соотношение административно-правовых мер и уголовно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства. Выделены сферы взаимодействия таких мер и сформулированы предложения по совершенствованию административного и уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of administrative-legal measures and criminal-legal measures ensuring national tax security is analyzed in the article. The author marks the points of interaction of such measures and formulates proposals for improving administrative and criminal law.

Текст научной работы на тему «Соотношение уголовно-правовых и административно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 2 (47). С. 178-181.

УДК 342

СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

THE RATIO OF CRIMINAL-LEGAL AND ADMINISTRATIVE-LEGAL MEASURES OF ENSURING OF THE NATIONAL TAX SECURITY

К. В. МАСЛОВ (K. V. MASLOV)

Анализируется соотношение административно-правовых мер и уголовно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства. Выделены сферы взаимодействия таких мер и сформулированы предложения по совершенствованию административного и уголовного законодательства.

Ключевые слова: налоговая безопасность; административно-правовые меры; уголовно-правовые меры; принципы; криминализация.

The ratio of administrative-legal measures and criminal-legal measures ensuring national tax security is analyzed in the article. The author marks the points of interaction of such measures and formulates proposals for improving administrative and criminal law.

Key words: tax security; administrative-legal measures; criminal-legal measures; principles; criminalization.

Налоговая безопасность - это такое состояние государства, при котором количество собираемых налогов соответствует количеству, запланированному с учетом необходимости полного финансирования всех функций задач государства и муниципальных образований как в текущем периоде, так и в перспективе [1].

В системе мер по обеспечению налоговой безопасности могут быть выделены правовые элементы в зависимости от соответствующих отраслей права: например, конституционно-правовые меры, международно-правовые меры, уголовно-правовые меры, административно-правовые меры и финансово-правовые меры обеспечения налоговой безопасности государства.

Исследуя соотношение уголовно-правовых и административно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства, необходимо понимать, что обеспечить налоговую безопасность невозможно одним лишь применением (ужесточением) уголовно-правовых или административно-правовых санкций.

Один из важнейших принципов, несоблюдение которого в нормах права и правоприменении исключает состояние налоговой безопасности, - это достижение баланса частных и публичных интересов в налоговой сфере. Нельзя сводить угрозы налоговой безопасности к одному лишь нарушению налогового законодательства посредством уклонения от уплаты налогов. Равно как и правонарушения в налоговой сфере, неэффективная налоговая политика и злоупотребления при правоприменении ослабляют финансовую устойчивость экономики.

Эти угрозы национальной безопасности осознаются и руководством страны. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [2] в целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую:

• повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование

© Маслов К. В., 2016

условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров;

• стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, её поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки.

Уголовно-правовые и административно-правовые средства обеспечения налоговой безопасности государства должны применяться системно с учетом отмеченного принципа. Административно-правовые способы гораздо шире уголовно-правовых по содержанию, поскольку в предмет административно-правового регулирования входят не только вопросы привлечения к ответственности, но также и позитивная управленческая деятельность. При этом уголовно-правовые и административно-правовые средства обеспечения налоговой безопасности государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такая взаимосвязь прослеживается при группировке средств по следующим функциям: криминализация - декриминализация деяний, регулирование санкций (пенализация).

К уголовно-правовым средствам обеспечения налоговой безопасности можно отнести следующие:

1) криминализацию (декриминализацию) ненадлежащего исполнения налоговой обязанности;

2) изменение санкций за совершение налоговых преступлений;

3) криминализацию (декриминализацию) деяний, способствующих совершению преступлений в налоговой сфере;

4) криминализацию деяний, совершаемых представителями власти в отношении налогоплательщиков.

Соответственно, среди сопоставимых и напрямую связанных с отмеченными уголовно-правовыми мерами можно выделить следующие административно-правовые средства:

1. Установление административной ответственности за ненадлежащее исполнение налоговой обязанности.

2. Изменение санкций за совершение административных правонарушений в сфере налогов и сборов.

3. Установление административной ответственности и применение иных мер административного принуждения за совершение деяний, способствующих совершению преступлений в налоговой сфере. Ужесточение государственного контроля и надзора за законностью таких действий.

4. Упорядочение налогового контроля и установление административной ответственности за нарушение прав налогоплательщиков представителями власти. Налоговая безопасность предполагает не только борьбу с уклонением от уплаты налогов и вывод экономики из тени, но и повышение качества налогового администрирования.

Рассмотрим подробнее взаимосвязь каждой из отмеченных групп средств.

Криминализация (декриминализация) ненадлежащего исполнения налоговой обязанности. Изменение санкций за совершение налоговых преступлений

Налоговые преступления предусмотрены в четырех статьях УК РФ (198-199.2). Административные правонарушения, связанные с неисполнением обязанностей налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений предусмотрены в семи статьях КоАП РФ (15.3-15.9), а также в двух главах НК РФ.

Генезис общественных отношений в налоговой сфере предопределяет потребность в криминализации, а в ряде случаев и в декриминализации ряда деяний.

В части декриминализации - сумма крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов, закрепленная в примечании к ст. 198, 199 УК РФ, не изменялась с 2010 г. Инфляция за период с 2010 г. даже по официальным данным ЦБ РФ составила 50 % [3] (по данным Росстата - 56 % [4]). Очевидна необходимость индексации сумм, прописанных в примечаниях к ст. 198, 199 УК РФ, с целью обеспечения соответствия мер ответственности общественной опасности деяния.

К. В. Маслов

С той же целью необходимо на уровне разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (путем дополнения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64) зафиксировать правило, согласно которому при законодательном повышении предельного размера выручки, установленного для применения специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог), следует прекращать согласно ст. 10 УК РФ, ч. 2 ст. 24 УПК РФ уголовное преследование тех лиц, которые вследствие превышения размера выручки утратили право на применение специальных налоговых режимов, не уплатив налоги по общей системе, но чья выручка не превысила вновь установленного размера.

Такие лица должны нести налоговую (административную), но не уголовную ответственность сообразно общественной опасности совершенного ими правонарушения.

Вместе с тем с учётом глубины охвата деятельности налогоплательщиков налоговыми проверками срок давности привлечения к административной ответственности за налоговые правонарушения должен составлять четыре года (в проекте нового КоАП РФ [5] заложен меньший срок в три года).

На наш взгляд, очевидна необходимость разграничения составов преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» на две группы в зависимости от того, осуществляет ли субъект преступления предпринимательскую деятельность или нет. Для предпринимателей должна быть увеличена сумма неуплаченных налогов, составляющая крупный размер неуплаты, как и размер санкций. По масштабам осуществления приносящей доход деятельности предприниматели и организации сопоставимы. Объем прав и обязанностей предпринимателей, закрепленный в Налоговом кодексе РФ, значительно различается с правовым статусом налогоплательщиков, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, и по основным параметрам приближен к правовому статусу организаций.

Очевидна необходимость криминализации неуплаты в крупном размере страховых взносов во внебюджетные фонды, которые по

существу представляют собой квазиналоги -обязательные платежи, отличные от налогов лишь получателем и некоторой степенью воз-мездности. При этом поступления от стразовых взносов составляют около трети доходов бюджетной системы РФ. Потому можно лишь приветствовать соответствующий законопроект Правительства РФ о дополнении УК РФ соответствующими ст. 199.3, 199.4 [6].

Криминализация (декриминализация) деяний, способствующих совершению преступлений в налоговой сфере

Общественную опасность представляют не только налоговые преступления сами по себе, но также и деяния, формально не охватываемые ст. 198-199.2 УК РФ, но в значительной степени облегчающие совершение налоговых преступлений.

Значительное число налоговых споров до сих пор связано с получением налоговый выгоды посредством оформления хозяйственных операций с так называемыми «фирмами-однодневками». Потому криминализация фальсификации данных Единого государственного реестра юридических лиц путем дополнения УК РФ ст. 170.1 является обоснованной, хотя и запоздалой мерой.

На борьбу с таким явлением направлено и ужесточение с 1 января 2016 г. административных требований к порядку изменения юридического адреса юридического лица.

Следует отметить, что норма НК РФ об обязательном проведении выездной налоговой проверки ликвидируемого юридического лица является в большинстве случаев «неработающей». Полагаем, что при таких обстоятельствах ликвидация / реорганизация юридического лица должна быть разрешена лишь при условии подтверждения передачи в государственный архив документов бухгалтерского учета и отчетности. Указанная гарантия позволит обеспечить неотвратимость наказания за неуплату налогов организацией, выявленных после её ликвидации.

Необеспечение сохранности документов бухгалтерского (налогового) учета в течение установленного законодательством срока должно образовать самостоятельный состав преступления, характеризующийся исключительно умышленной формой вины.

Криминализация деяний, совершаемых представителями власти в отношении налогоплательщиков

Стратегия национальной безопасности исходит из совершенствования условий для осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем продолжают выявляться случаи злоупотребления должностными полномочиями в отношении представителей предпринимательства [7].

При таких обстоятельствах требуется закрепление в ст. 285, 286 УК РФ квалифицированных составов злоупотребления полномочиями и превышения полномочий, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Такие меры должны сопровождаться упорядочением административно-правового регулирования процедур налогового контроля с целью устранения избыточного административного давления на предпринимателей.

При внесении и реализации предложений по совершенствованию уголовно-правовых и административно-правовых мер необходимо четко осознавать, что как криминализация предпринимательской деятельности, так и низкая предпринимательская активность представляют равновеликие угрозы налоговой безопасности государства.

1. Костюков А. Н., Маслов К. В. Правовые аспекты обеспечения налоговой безопасности государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - № 4. - С. 119.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201512310038 (дата обращения: 01.03.2016).

3. Инфляция на потребительском рынке // Центральный Банк Российской Федерации. -URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=macro_ sub (дата обращения: 01.03.2016).

4. Цены // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ tariffs/# (дата обращения: 01.03.2016).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Законопроект № 957581-6 // Государственная Дума. Федеральное Собрание Российской Федерации. -URL : http ://asozd2. duma. gov. ru/main. nsf/ %28SpravkaNew %29?OpenAgent&RN=95758 1-6&02 (дата обращения: 01.03.2016).

6. Законопроект № 927133-6 // Государственная Дума. Федеральное Собрание Российской Федерации. - URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/ addwork/scans.nsf/ID/D2C15CFCF44C9CFA43 257EFA005A2F4E/$FILE/927133-6.PDF?0pen Element (дата обращения: 01.03.2016).

7. Нагорных И. Круче чем у «Правого дела» // Коммерсантъ. - 2016. - 17 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.