Научная статья на тему 'Соотношение учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: постановка проблемы'

Соотношение учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарная педагогика / пенитенциарная психология / уголовно-исполнительное право / образование / ФСИН России / концепция развития уголовно-исполнительной системы / penitentiary pedagogy / penitentiary psychology / criminal executive law / education / FPS of Russia / Concept of Development of Criminal Executive System

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёна Андреевна Мамонтова

Углубленное изучение проблем уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии предполагает анализ соотношения не только предметов, методов, принципов данных наук, но и соотношения соответствующих учебных дисциплин, преподаваемых как в гражданских, так и в ведомственных образовательных учреждениях. Целью исследования является углубленное изучение вопросов соотношения учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная психология» и «Пенитенциарная педагогика», анализ их содержания. Методологической основой исследования является диалектический подход к изучению поставленной проблемы с использованием общих, частно-научных методов познания, сравнительного и системного анализа. В рамках исследования были рассмотрены три категории лиц, изучающих дисциплины «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: обучающиеся в общегражданских высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция»; лица, изучающие в образовательных организациях высшего образования ФСИН России курс уголовно-исполнительного права для работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; научно-педагогические кадры, занимающиеся научно-исследовательской и преподавательской деятельностью. Исследование и обозначение связей между рассматриваемыми учебными дисциплинами позволяет не только исключить дублирование в изучаемых вопросах, но и дает возможность осуществить взаимопроникновение и преемственность в преподавании этих дисциплин, что является актуальным для образовательных учреждений, осуществляющих обучение по программам подготовки юридических кадров. В завершение проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что соотношение рассматриваемых учебных дисциплин позволяет говорить о важности обеспечения их тематической связи, а их взаимосвязь, в свою очередь, является необходимой формой интенсификации всего образовательного процесса в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алёна Андреевна Мамонтова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of academic disciplines «Criminal Executive Law», «Penitentiary Pedagogy,» and «Penitentiary Psychology»: problem statement

In-depth study of issues in criminal-executive law, penitentiary pedagogy, and penitentiary psychology involves analyzing the correlation not only of the subjects, methods, and principles of these sciences but also the correlation of the corresponding academic disciplines taught in both civilian and departmental educational institutions. The research goal is to deepen the study of the correlation of academic disciplines «Criminal-Executive Law,» «Penitentiary Psychology,» and «Penitentiary Pedagogy,» and analyze their content. The methodological basis of the research is a dialectical approach to studying the problem using general and specific scientific methods of cognition, comparative and systemic analysis. Within the study, three categories of individuals studying the disciplines «Criminal-Executive Law,» «Penitentiary Pedagogy,» and «Penitentiary Psychology» were considered: students in civilian higher education institutions majoring in «Jurisprudence»; individuals studying the course of criminal-executive law for employees of the penal system of the Russian Federation in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia; scientific and pedagogical staff engaged in research and teaching activities. Researching and identifying connections between the examined academic disciplines not only eliminates duplication in the studied issues but also allows for mutual penetration and continuity in teaching these disciplines, which is relevant for educational institutions training legal professionals. In conclusion, the author of the conducted research concludes that the correlation of the examined academic disciplines highlights the importance of ensuring their thematic connection, and their interrelation, in turn, is a necessary form of intensifying the entire educational process in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Соотношение учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: постановка проблемы»

УДК 009

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-261-2-43-49

АЛЁНА АНДРЕЕВНА МАМОНТОВА

старший научный сотрудник организационно-научной группы ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, капитан внутренней службы И mamontovatomsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4544-1339 Томск

ALYONA A. MAMONTOVA

Senior Researcher of the Organizational and Scientific Group of the FGI APE Tomsky IPDE FPS of Russia, Captain of the internal service El mamontovatomsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4544-1339 Tomsk

Соотношение учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: постановка проблемы

The correlation of academic disciplines «Criminal Executive Law», «Penitentiary Pedagogy,» and «Penitentiary Psychology»: problem statement

Аннотация. Углубленное изучение проблем уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии предполагает анализ соотношения не только предметов, методов, принципов данных наук, но и соотношения соответствующих учебных дисциплин, преподаваемых как в гражданских, так и в ведомственных образовательных учреждениях. Целью исследования является углубленное изучение вопросов соотношения учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная психология» и «Пенитенциарная педагогика», анализ их содержания. Методологической основой исследования является диалектический подход к изучению поставленной проблемы с использованием общих, частно-научных методов познания, сравнительного и системного анализа. В рамках исследования были рассмотрены три категории лиц, изучающих дисциплины «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: обучающиеся в общегражданских высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция»; лица, изучающие в образовательных организациях высшего образования ФСИН России курс уголовно-исполнительного права для работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; научно-педагогические кадры, занимающиеся научно-исследовательской и преподавательской деятельностью. Исследование и обозначение связей между рассматриваемыми учебными дисциплинами позволяет не только исключить дублирование в изучаемых вопросах, но и дает возможность осуществить взаимопроникновение и преемственность в преподавании этих дисциплин, что является актуальным для образовательных учреждений, осуществляющих обучение по программам подготовки юридических кадров. В завершение проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что соотношение рассматриваемых учебных дисциплин позволяет говорить о важности обеспечения их тематической связи, а их взаимосвязь, в свою очередь, является необходимой формой интенсификации всего образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: пенитенциарная педагогика, пенитенциарная психология, уголовно-исполнительное право, образование, ФСИН России, концепция развития уголовно-исполнительной системы

Abstract. In-depth study of issues in criminal-executive law, penitentiary pedagogy, and penitentiary psychology involves analyzing the correlation not only of the subjects, methods, and principles of these sciences but also the correlation of the corresponding academic disciplines taught in both civilian and departmental educational institutions. The research goal is to deepen the study of the correlation of academic disciplines «Criminal-Executive Law,» «Penitentiary Psychology,» and «Penitentiary Pedagogy,» and analyze their content. The methodological basis of the research is a dialectical approach to studying the problem using general and specific scientific methods of cognition, comparative and systemic analysis. Within the study, three categories of individuals studying the disciplines «Criminal-Executive Law,» «Penitentiary Pedago-gy,» and «Penitentiary Psychology» were considered: students in civilian higher education institutions majoring in «Jurisprudence»; individuals studying the course of criminal-executive law for employees of the penal system of the Russian Federation in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia; scientific and pedagogical staff engaged in research and teaching activities. Researching and identifying connections between the examined academic disciplines not only eliminates duplication in the studied issues but also allows for mutual penetration and continuity in teaching these disciplines, which is relevant for educational institutions training legal professionals. In conclusion, the author of the conducted research concludes that the correlation of the examined academic disciplines highlights the importance of ensuring their thematic connection, and their interrelation, in turn, is a necessary form of intensifying the entire educational process in educational institutions.

Keywords: penitentiary pedagogy, penitentiary psychology, criminal executive law, education, FPS of Russia, Concept of Development of Criminal Executive System

© Мамонтова А. А., 2024

Для цитирования

Мамонтова А. А. Соотношение учебных дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология»: постановка проблемы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 2. С. 43-49. https://www.doi. о^/10.51522/2307-0382-2024-261-2-43-49.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

For citation

Mamontova A. A. The correlation of academic disciplines «Criminal Executive Law», «Penitentiary Pedagogy,» and «Penitentiary Psychology»: problem statementt // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 2. P. 43-49. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-261-2-43-49.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Изучение соотношения уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии предполагает рассмотрение различных уровней исследования. Вместе с тем проблема соотношения наук «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология» будет не полностью раскрытой, если не остановиться на вопросе соотношения учебных дисциплин, для которых эти науки являются основным предметом в процессе преподавания.

Как отмечает Э. В. Зауторова, «главная цель высшего образования - подготовить выпускника к непрерывному обучению, самостоятельному овладению профессиональным мастерством, творчеству» [1]. Таким образом, имеется необходимость определения объема преподаваемых учебных дисциплин, установления межпредметных связей, что позволяет избежать излишнего дублирования изучаемого материала. Соотношение учебных курсов целесообразно начинать со сравнения задач, стоящих перед ними.

Всех, кто овладевает знаниями по уголовно-исполнительному праву, условно можно подразделить на три группы. В первую входят лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Они должны изучать уголовно-исполнительное право в общей системе других отраслей российского права. В данном случае стоит задача приобретения твердых знаний по основам уголовно-исполнительного права и осведомленности в вопросах педагогики и психологии.

Предмет учебной дисциплины здесь может быть расширен за счет включения в изложение правового материала некоторых вопросов психолого-педагогического характера.

Вторую группу составляют лица, изучающие в образовательных организациях высшего образования ФСИН России курс уголовно-исполнительного права для работников уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации (УИС). Такое изучение предполагает более детальное рассмотрение вопросов уголовно-исполнительного права, дополняемого, кроме того, целым рядом частных вопросов. Закономерности педагогического процесса и психологическая сторона исправления осужденных специально рассматриваются в самостоятельных курсах пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии. При этом, по справедливому замечанию С. К. Редкова, изучение психолого-педагогических дисциплин составляет около 7ю всего объема обучения в вузах... Этого недостаточно для того, чтобы слушатели овладели необходимыми для профессиональной деятельности педагогическими умениями» [2]. Е. В. Тимофеева также указывает, что «вследствие того что выпускники образовательных учреждений ФСИН России приходят на работу в практические органы УИС с недостаточным уровнем профессиональной подготовки, процесс их адаптации занимает длительный период (от 1,5 до 3 лет)» [3].

Третью группу лиц, изучающих уголовно-исполнительное право, составляют научно-педагогические кадры, занимающиеся научно-исследовательской и преподавательской деятельностью. Самым оптимальным способом подготовки кадров для научной работы по проблемам уголовно-исполнительной науки является очная и заочная аспирантура, адъюнктура и институт соискательства.

Итак, задачи курса уголовно-исполнительного права, курса пенитенциарной педагогики и курса пенитенциарной психологии обусловлены различным контингентом обучающихся. Поэтому целесообразно сравнивать задачи и содержание курсов одного порядка, то есть, например, программу курса по уголовно-исполнительному праву для образовательных организаций ФСИН России стоит сопоставлять с программой по пенитенциарной педагогике и пенитенциарной психологии для тех же слушателей.

Основная задача курса уголовно-исполнительного права - дать будущим работникам учреждний и

органов, исполняющих уголовные наказания, основы теории соответствующей науки, понятие об уголовно-исполнительном праве как самостоятельной отрасли, особенностях исполнения наказаний и других вопросах. Цель изучения курса пенитенциарной педагогики - дать слушателям основы современных педагогических знаний, необходимые для организации педагогического процесса; задача - определить и научно разработать наиболее совершенные и действенные методы, средства и приемы исправления осужденных. Целями изучения дисциплин педагогического цикла также является «овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для организации эффективного коррекцион-но-воспитательного процесса в исправительных учреждениях» [4]. Цель же изучения курса пенитенциарной психологии - осветить слушателям основные вопросы современных психологических знаний, применяемых в дальнейшем в организации психологической работы, проводимой с осужденными также с точки зрения достижения задачи исправления лиц, отбывающих уголовные наказания.

Взаимосвязь задач курсов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии проявляется в единстве и различии решаемых ими проблем. Единство правовых, педагогических и психологических проблем осуществляется в практическом решении сотрудниками учреждений и органов УИС основной задачи - исправления осужденных.

Различие в задачах вытекает из специфики общественных отношений, возникающих, с одной стороны, в ходе исполнения наказания, а с другой -в педагогическом и психологическом процессе. Общее в постановке задач всех названных курсов заключается в изучении закономерностей процесса исправительного воздействия как такого процесса, который представляет непосредственный интерес и для уголовно-исполнительного права (так как представляет собой объект правовой регламентации), и для пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии (так как является по существу психолого-педагогическим процессом).

Задачи курсов обусловливают их содержание и систему. Определяющим в содержании того или иного курса является установление предмета изучения. Сопоставление предметов изучения курсов уголов-

но-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии позволяет обозначить их различие. Если в предмет преподавания уголовно-исполнительного права в качестве основного входит наука уголовно-исполнительного права (основы теории уголовно-исполнительного права; история науки уголовно-исполнительного права; особенности исполнения различных видов уголовного наказания; общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний; система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; правовое положение осужденных), то в предмет преподавания курса пенитенциарной педагогики входит наука «Пенитенциарная педагогика», которая изучает процесс воспитательной работы с осужденными во всех его формах и видах, дает теоретико-педагогические основы исправления различных категорий осужденных, а также общие сведения об общеобразовательном обучении осужденных. При этом, как отмечает Э. В. Зауторова, «сегодня стоит задача критического переосмысления накопленного опыта и практики преподавания педагогических дисциплин для формирования общей профессиональной подготовки, а также формирования и развития профессиональной культуры» [4]. В предмет преподавания курса пенитенциарной психологии, таким образом, входит наука «Пенитенциарная психология», которая раскрывает психологические особенности различных категорий осужденных, особенности проводимой с ними психологической работы. Общее в предметах изучения - те закономерности, которые лежат в процессе исправительного и воспитательного воздействия на осужденных.

Для того чтобы более конкретно рассмотреть соотношение предметов курса уголовно-исполнительного права, курса пенитенциарной педагогики и курса пенитенциарной психологии, необходимо остановиться на следующих основных моментах:

1) общетеоретические и методологические основы данных учебных курсов;

2) объем курсов и профиль учебного заведения (вопросы смещения предметов и устранение дублирования);

3) методика и содержание преподавания учебных дисциплин (вопросы научно-исследовательской работы в учебном процессе и разработка учебной программы курса).

Всеобщей методологической основой преподавания рассматриваемых учебных дисциплин является диалектический метод. Существуют также общие методы познания, которые используются всеми дисциплинами, но лишь на определенном этапе каждого конкретного познавательного акта, например анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, восхождение от абстрактного к конкретному и так далее. В отличие от них частные методы применяются для исследования относительно узких областей действительности в рамках какой-то отдельной дисциплины (например, в юридических - сравнительно-правовой метод, метод судебной статистики, метод правового толкования и другие).

Общими методологическими принципами являются:

1) необходимость изучения явлений в их всеобщей связи;

2) рассмотрение явлений социальной действительности в их непрерывном движении, развитии;

3) конкретный подход к рассмотрению общественных явлений;

4) объективность и всесторонность рассмотрения объектов исследования.

Наряду с методологическими принципами комплексных исследований существуют частные методы правовых, педагогических и психологических исследований. Классификация методов педагогического исследования позволяет выделить следующие ее группы: теоретические, эмпирические, экспериментальные и обрабатывающие. К теоретическим методам относятся метод выдвижения гипотез, метод сравнения и аналогии, метод системно-структурного подхода, логические методы, исторический метод, моделирование и другие.

Пенитенциарная психология также пользуется целой системой методов:

1) организационные: лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени), комплексный (изучение объекта представителями различных наук) с использованием, как правило, разных средств;

2) эмпирические: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (естественный и лабораторный), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы;

3) обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ;

4) психолого-диагностического воздействия на личность осужденного (аутотренинг, групповой тренинг и другие).

Оформление гипотезы исследования наряду с постановкой проблемы и описанием главных тенденций практики является исходным моментом любого пенитенциарного исследования, как правового, так и педагогического, психологического характера. Рабочая гипотеза - важный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике на основании выдвижения обоснованных предположений о характере связей между изучаемыми предметами.

Метод сравнения и аналогии в правовых исследованиях осуществляется в виде сравнительно-правового анализа. Однако использование исключительно этого метода, как показывает практика, является существенным недостатком. Сравнительный метод в пенитенциарных исследованиях может привести к положительным результатам лишь при условии его сочетания с другими методами исследования.

Системно-структурный подход к проблеме исследования в пенитенциарных науках предполагает рассмотрение изучаемого объекта (карательно-воспитательного процесса) как некоторой сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество соответствующим образом взаимосвязанных элементов (например, процесс исполнения наказания и процесс исправительного воздействия). Сущность системно-структурного метода состоит в том, что он позволяет решить вопрос о соотношении всеобщего метода научного познания (диалектики), общих методов права и педагогики (теория государства и права, теория воспитания) и конкретно-научных методов изучения пенитенциарно-правовых, пенитенци-арно-педагогических и пенитенциарно-психологичес-ких явлений. Системный метод в качестве основного входит в методологию комплексных исследований и, в частности, прослеживается при изучении проблемы соотношения уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогики.

Вторая группа методов пенитенциарных исследований - эмпирические, к которым относится метод конкретно-социологических исследований (анкети-

рование, устный опрос, изучение документов, наблюдение, обследование, социометрия, анализ статистики, изучение исторических материалов и другие). Среди методологических принципов пенитенциарно-пе-дагогических исследований большое значение имеет принцип диалектического сочетания эмпирического и теоретического уровня исследования. Важность данного принципа обусловлена необходимостью сочетания практики и теории в научном исследовании, так как эмпирические методы ограничены по сфере своего применения и по полученным результатам. Поэтому важнейшей задачей методологии в пенитенциарных исследованиях является преодоление эмпиризма, теоретическое осмысливание эмпирического материала.

Методология пенитенциарной психологии предполагает системный, концептуально-целостный охват психологических процессов и явлений, возникающих как в личности, так и в среде осужденных, учет актуальных вопросов пенитенциарной теории и практики.

Таким образом, соотношение методологии уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии позволяет сделать вывод о единой методологической основе данных наук и соответствующих им учебных курсах, дисциплинах, а также о взаимосвязи и единстве методов в пенитенциарно-правовых, пенитенциарно-пе-дагогических и пенитенциарно-психологических исследованиях.

Для дальнейшего рассмотрения соотношения дисциплин «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика» и «Пенитенциарная психология» остановимся на вопросе их объема, где главным является проблема межпредметных связей и устранение дублирования, так как «межпредметные связи помогают более эффективно организовать практическое обучение, учебную деятельность» [1].

Объем учебных курсов по уголовно-исполнительному праву, пенитенциарной педагогике и пенитенциарной психологии зависит в первую очередь от профиля учебного заведения. Так, например, образовательные организации высшего образования ФСИН России готовят специалистов высшей квалификации для работы в учреждениях и органах УИС, которые призваны решать многоплановые функции: социально-правового характера в отношении лиц, отбываю-

щих уголовные наказания, социально-педагогического воздействия по исправлению осужденных и профилактические задачи по предупреждению совершения ими преступлений. Чтобы успешно осуществлять данные функции, работник УИС должен обладать не только определенным объемом юридических сведений, но и комплексом психолого-педагогических, социологических, экономических, управленческих знаний, умений и навыков по управлению процессом исправления осужденных. Поэтому для этих учебных учреждений является весьма актуальной проблема взаимосвязи юридических и психолого-педагогических дисциплин.

Оптимальное отражение в учебных предметах взаимосвязи, взаимопроникновения и преемственности в преподавании различных отраслей знания, предусмотренных по учебному плану, является одним из важных путей формирования правового и психолого-педагогического мировоззрения будущих специалистов.

Правильное отражение взаимосвязи между предметами уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, привнесение реальных пропорций одного предмета в другой, целеустремленное формирование у курсантов представлений о комплексе знаний, необходимых специалисту УИС, имеют важное значение для обеспечения планомерной профессиональной ориентации и воспитания. Здесь существенную роль играет многопредметная кооперация с предельно экономным и эффективным введением необходимых взаимообусловленных межпредметных сведений в соответствующие разделы, темы того или иного изучаемого курса учебной дисциплины.

В проблеме межпредметных связей, в том числе при рассмотрении их роли в формировании профессиональных качеств курсантов, целесообразно различать два аспекта. Один из них - использование межпредметных связей в целях усвоения слушателями знаний и овладения приемами учебной практической деятельности изучаемого предмета путем привлечения знаний общественно-политических, общеюридических, психолого-педагогических и других дисциплин. Другой аспект - развитие межпредметных, комплексных знаний и умений курсантов по их практическому применению в многогранной деятельности УИС.

Должна проводиться постоянная работа по выявлению взаимосвязей, установлению преемственности и устранению дублирования в изучаемых предметах, которая позволяет внести определенные коррективы в совершенствование учебного процесса. Такая работа сосредоточена на кафедре уголовно-исполнительного права, поскольку данная отрасль права является профилирующей дисциплиной.

График тематической взаимосвязи уголовно-исполнительного права с пенитенциарной педагогикой и пенитенциарной психологией может быть составлен на основе анализа учебных программ по данным предметам, обмена и изучения текстов лекций, взаимного посещения преподавателями лекций, проведения совместных заседаний по узловым вопросам.

Установление межпредметных связей позволяет определять стыковые, взаимосвязанные темы по курсам уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, устранить дублирование и на этой основе совершенствовать программы по соответствующим учебным дисциплинам.

В решении вопросов обеспечения взаимосвязи в преподавании уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии внутрипредментые связи прослеживаются по двум направлениям:

1) правовые связи, органически вытекающие из норм уголовно-исполнительного права и иных отраслей российского права в сфере правового регулирования процесса исправительного и воспитательного воздействия;

2) дидактические связи, вводимые с помощью дидактических средств на основании опыта преподавания и результатов научных, методико-педагогических и психологических исследований.

Анализ правовых связей позволяет установить, что график тематической взаимосвязи по темам, предусмотренным программой уголовно-исполнительного права, охватывает более 100 связей, в том числе с более чем 20 темами пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии. В структуре межпредметных связей уголовно-исполнительного права с пенитенциарной педагогикой и пенитенциарной психологией можно выделить следующие основные группы смежных вопросов:

1) вопросы, раскрывающие предмет и понятие уголовно-исполнительного права (наказания, связан-

ные с трудовым воздействием, учебные дисциплины, изучающие проблемы борьбы с преступностью в стадии исполнения наказания);

2) вопросы науки уголовно-исполнительного права (связь науки уголовно-исполнительного права с пенитенциарной педагогикой и пенитенциарной психологией);

3) вопросы принципов и норм уголовно-исполнительного права (влияние закономерностей педагогического процесса и психолого-педагогических принципов исправления на формирование и развитие принципов уголовно-исполнительного права, закрепление в его нормах психолого-педагогических принципов исправления осужденных);

4) вопросы правового регулирования процесса исправления осужденных (понятие и основные признаки мер исправительного воздействия, юридическое закрепление понятия исправления осужденных, основные средства исправления и их правовое регулирование);

5) вопросы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (задачи, функции, пределы участия);

6) классификация осужденных к лишению свободы (социально-правовые критерии классификации осужденных и их связь с педагогическими и психологическими критериями);

7) вопросы обеспечения режима в исправительных учреждениях (режим как средство исправления, его воспитательная функция);

8) правовое регулирование труда осужденных (общественно полезный труд - основа исправления осужденных, воспитательные цели труда осужденных);

9) правовое регулирование организации общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;

10) особенности исполнения иных видов наказания, связанных с трудовым воздействием (вопросы психолого-педагогической работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы: исправительным работам, принудительным работам, обязательным работам);

11) деятельность исправительных учреждений на заключительной стадии наказания (работа по освобождению и выбор воспитательных форм закрепления результатов исправления).

Так выглядят основные группы вопросов, по которым прослеживаются межпредметные связи курсов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, изучаемых курсантами образовательных организаций высшего образования ФСИН России.

Исследование и обозначение связей между ними позволяет более четко определить и их диалектические связи, которые бы обеспечивали полноту объема знаний по уголовно-исполнительному праву, исключали элементы дублирования и в то же время давали возможность осуществить взаимопроникновение и преемственность в преподавании этих дисциплин.

Практика работы преподавателей уголовно-исполнительного права показывает, что установление внут-рипредметных связей - кропотливая и большая работа. Немаловажное значение в ней имеет составление глубоко продуманного плана обеспечения тематической взаимосвязи преподавания уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, определение форм его реализации.

Прежде всего к числу таких форм следует отнести обмен текстами лекций, методических разработок и рабочих программ по смежным темам.

Таким образом, в целях унификации процесса преподавания рассматриваемых дисциплин целесообразно создавать фонды лекций по курсам «Уголовно-исполнительное право», «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология» с обсуждением смежных вопросов на заседаниях профильных кафедр. Важной формой обеспечения тематической взаимосвязи преподавания предметов является взаимное посещение занятий с последующим их обсуждением. Оправдывает себя также такая форма обеспечения тематической взаимосвязи преподавания уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, как совместное обсуждение научных, учебных и методических вопросов на межкафедральных заседаниях, теоретических семинарах и конференциях, на которых обсуждается объем знаний, даваемых в лекциях, их последовательность, взаимопроникновение и устранение дублирования при чтении лекций, проведение семинарских и практических занятий. Обеспечение тематической связи является необходимой формой интенсификации всего учебно-воспитательного процесса.

1. Зауторова Э. В. Роль межпредметных связей в подготовке курсантов ведомственных вузов к организации процесса воспитания осужденных // Антропогогика. 2022. № 4. С. 10-13.

2. Редков С. К. Формирование педагогических умений будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в процессе изучения правовых дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. С. 5.

3. Тимофеева Е. А. Правовая подготовка сотрудника пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта : монография. Самара : Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2013. С. 92.

4. Зауторова Э. В. Роль дисциплин педагогического цикла в формировании профессиональной культуры будущих пенитенциарных психологов // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы (Рязань, 31 марта 2017 г.) / под общей редакцией Д. В. Сочивко. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 408.

1. Zautrova E. V. The role of interdisciplinary connections in preparing cadets of departmental universities for organizing the process of educating convicts // Anthropogogy 2022. No. 4. P. 10-13.

2. Redkov S. K. Formation of pedagogical skills of future specialists in the penal system in the process of studying legal disciplines: abstract of thesis. Candidate of Pedagogical Sciences. Yaroslavl, 2005. P. 5.

3. Timofeeva E. A. Legal training of a penitentiary system employee: a historical-pedagogical analysis of domestic and foreign experience: monograph. Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service, 2013. P. 92.

4. Zautrova E. V. The role of disciplines in the pedagogical cycle in shaping the professional culture of future penitentiary psychologists // Scientific support of psychological-pedagogical and social work in the penal system: collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference dedicated to the 25th anniversary of the formation of the psychological service of the penal system (Ryazan, March 31, 2017) / edited by D. V. Sochivko. Ryazan: The Academy of the FPS of Russia, 2017. P. 408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.