Научная статья на тему 'Соотношение принципов уголовноисполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии при исполнении наказания в виде лишения свободы'

Соотношение принципов уголовноисполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии при исполнении наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарная педагогика / пенитенциарная психология / уголовно-исполнительное право / соотношение принципов / исполнение наказаний / ФСИН России / уголовно-исполнительная система / Концепция развития уголовно-исполнительной системы / penitentiary pedagogy / penitentiary psychology / penal law / correlation of principles / execution of punishments / FPS of Russia / penal system / concept of development of the penal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алёна Андреевна Мамонтова

В статье рассматриваются вопросы соотношения принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, позволяющие говорить о единстве данных наук. Правовые и психолого-педагогические принципы исправления осужденных – это руководящие положения, указывающие основные направления решения задач, поставленных перед учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Поэтому единство принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии является, с одной стороны, необходимым условием комплексного подхода к практике исправления осужденных, с другой – делает психолого-педагогический процесс более эффективным. Кроме того, анализ реализации в принципах уголовно-исполнительного права принципов психологии и педагогики позволяет сделать вывод о наличии психолого-педагогического содержания в данной отрасли права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between the principles of penal law, penitentiary pedagogy and penitentiary psychology in the execution of punishment in the form of deprivation of liberty

The article deals with the issues of correlation between the principles of penal law, penitentiary psychology and penitentiary pedagogy, which make it possible to speak about the unity of these sciences, and also provides an analysis of scientific data used in the process of executing punishments. The legal and psychologicalpedagogical principles of the correction of convicts are guidelines that indicate the main directions for solving the tasks assigned to institutions executing criminal punishments. Therefore, the unity of the principles of penal law, penitentiary pedagogy and penitentiary psychology is, on the one hand, a necessary condition for an integrated approach to the practice of correcting convicts, on the other hand, it makes the psychological and pedagogical process more effective. In addition, the analysis of the implementation of the principles of psychology and pedagogy in the principles of penal law allows us to conclude that there is a psychological and pedagogical content in this branch of law.

Текст научной работы на тему «Соотношение принципов уголовноисполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии при исполнении наказания в виде лишения свободы»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

УДК 343.8

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-253-6-15-24

АЛЁНА АНДРЕЕВНА МАМОНТОВА

преподаватель кафедры организации исполнения наказаний ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, капитан внутренней службы И mamontovatomsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4544-1339

Томск

Соотношение принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии при исполнении наказания в виде лишения свободы

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соотношения принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, позволяющие говорить о единстве данных наук. Правовые и психолого-педагогические принципы исправления осужденных - это руководящие положения, указывающие основные направления решения задач, поставленных перед учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Поэтому единство принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии является, с одной стороны, необходимым условием комплексного подхода к практике исправления осужденных, с другой - делает психолого-педагогический процесс более эффективным.

Кроме того, анализ реализации в принципах уголовно-исполнительного права принципов психологии и педагогики позволяет сделать вывод о наличии психолого-педагогического содержания в данной отрасли права.

Ключевые слова: пенитенциарная педагогика, пенитенциарная психология, уголовно-исполнительное право, соотношение принципов, исполнение наказаний, ФСИН России, уголовно-исполнительная система, Концепция развития уголовно-исполнительной системы

Для цитирования

Мамонтова А. А. Соотношение принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии при исполнении наказания в виде лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 6. С. 15-24. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-15-24.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

Значение категории «принцип» невозможно переоценить не только при исследовании правовых проблем, но и при рассмотрении вопросов более узкого характера, в том числе при соотношении правовых категорий с не© Мамонтова А. А., 2023

правовыми, такими, как пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология. По замечанию В. Д. Филимонова, правовые принципы рассматриваются как обязательные требования для законодательных, правоприменительных и иных

ALYONA A. MAMONTOVA

Lecturer of the Department of Organization of the Execution of Punishments of FGI APE Tomsky IPDE FPS of Russia, Captain of the Internal Service M mamontovatomsk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4544-1339

Tomsk

Correlation between the principles of penal law, penitentiary pedagogy and penitentiary psychology in the execution of punishment in the form of deprivation of liberty

Abstract. The article deals with the issues of correlation between the principles of penal law, penitentiary psychology and penitentiary pedagogy, which make it possible to speak about the unity of these sciences, and also provides an analysis of scientific data used in the process of executing punishments. The legal and psychological-pedagogical principles of the correction of convicts are guidelines that indicate the main directions for solving the tasks assigned to institutions executing criminal punishments. Therefore, the unity of the principles of penal law, penitentiary pedagogy and penitentiary psychology is, on the one hand, a necessary condition for an integrated approach to the practice of correcting convicts, on the other hand, it makes the psychological and pedagogical process more effective.

In addition, the analysis of the implementation of the principles of psychology and pedagogy in the principles of penal law allows us to conclude that there is a psychological and pedagogical content in this branch of law.

Keywords: penitentiary pedagogy, penitentiary psychology, penal law, correlation of principles, execution of punishments, FPS of Russia, penal system, concept of development of the penal system

For citation

Mamontova A. A. Correlation between the principles of penal law, penitentiary pedagogy and penitentiary psychology in the execution of punishment in the form of deprivation of liberty // Vedomosti of the Penal System. 2023. No. 6. P. 15-24. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-15-24.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

организаций, а также всех граждан [1].

Принцип (от латинского рппариш -начало, основа) - это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний, а в широком понимании -любое основание, из которого надо ис-

ходить и которым нужно руководствоваться в деятельности.

Система российского права, направленного на охрану основ и принципов демократии, гуманизма, правового государства и регулирования обществен-

ных отношений правовыми средствами, также, как и любая другая сложная система, имеет свои принципы, которые являются результатом абстракции, то есть принцип - категория субъективная, поскольку относится к продуктам общественного сознания. В то же время принципы права объективны по генезису и содержанию, так как обусловлены характером общественных отношений и должны правильно отражать объективные закономерности общественного развития.

Вопрос о содержании такой категории, как принцип, традиционно в юридической литературе носит дискуссионный характер. Основу подобной дискуссии составляют следующие моменты.

Во-первых, в научных кругах до сих пор нет единого мнения о том, что такое принцип отрасли права и следует ли говорить о принципах права в целом или же вести речь о принципах отрасли права, а не о принципах той или иной отрасли законодательства, политики, деятельности учреждений и органов в конкретной отрасли или же в целом правового регулирования определенных процессов, явлений, институтов. Таким образом, дискуссионный характер самой природы принципов порождает дальнейшие проблемы, связанные с тем, что практически каждый исследователь выводит свой перечень принципов в отдельной отрасли и наполняет их разным содержанием при их идентичности по названию [2].

Для целей исследования будем исходить из позиции Томской школы уголовно-исполнительного права, а именно -трудов В. Д. Филимонова, С. В. Чубрако-ва, В. А. Уткина [1, 2, 3, 4].

Так, В. А. Уткин пишет о том, что принципы права - это «исходные руководящие положения, отражающие общую направленность и наиболее суще-

ственные черты содержания правового регулирования общественных отношений», определяющие «направления развития уголовно-исполнительного законодательства» [3].

B. Д. Филимонов под принципами права понимает «...выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью и представляющие собой положения, определяющие содержание всех или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права» [1].

C. В. Чубраков полагает, что решением дискуссионных вопросов в юридической литературе будет «.выявление общеметодологического подхода к определению категории "принцип"», который должен «. основываться на философском (всеобщем, универсальном) понимании, поскольку понятие "принцип" имеет сквозной характер для многих сфер общественной жизни и большинства наук» [2].

Таким образом, при решении вопросов о соотношении принципов уголовно-исполнительного права с принципами пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии будем исходить из того, что принципы права - объективно обусловленные исходные начала, в соответствии с которыми и на которых базируется вся система права или его отдельные отрасли. Анализ принципов права показывает, какие научные идеи должны лежать в основе наиболее эффективного правового регулирования общественных отношений.

Уголовно-исполнительному праву, как и другим отраслям отечественного

права, присуща своя система принципов, выражающая его сущность и специфику как самостоятельной отрасли. Принципы уголовно-исполнительного права - это методологическая основа, определяющая направление формирования уголовно-исполнительного законодательства. Они представляют собой руководящие идеи, положенные в основу механизма исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Значение принципов уголовно-исполнительного права основано на том, что, определяя общую направленность содержания правового регулирования исполнения наказания и процесса исправления осужденных, они (принципы) должны:

1) отражать задачи, предмет и функции правового регулирования;

2) пронизывать все уголовно-исполнительное законодательство;

3) быть внутренне взаимосвязанной системой и соотноситься в качестве подсистемы с системой общеправовых принципов;

4) характеризоваться стабильностью;

5) выступать в качестве одного из основных факторов дальнейшего развития данной отрасли законодательства.

Следует отметить, что отечественное уголовно-исполнительное законодательство в кодифицированных актах длительный период времени не содержало в себе такой категории, как принцип.

В советский период Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (далее - ИТК РСФСР) 1924 года, ИТК РСФСР 1933 года и ИТК РСФСР 1970 года не содержали перечня принципов, на которых базировалось исправительно-трудовое законодательство. Однако следует отметить, что статья 10 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик [5], статья 10

ИТК РСФСР 1970 года [6] содержали в себе требование соблюдения законности при исполнении лишения свободы, исправительных работ, ссылки и высылки, что можно отнести к определенного рода началам формирования принципов исправительно-трудового права в целом и исправительно-трудового законодательства в частности.

В 30-60-х годах прошлого столетия в той или иной степени проблемами принципов уголовно-исполнительного (в тот период - исправительно-трудового) права занимались И. А. Сперанский, Б. С. Утев-ский, М. А. Ефимов, И. В. Шмаров, Н. А. Беляев, А. Е. Наташев, А. В. Масли-хин, Н. А. Стручков и другие. При этом вопросы соотношения принципов уголовно-исполнительного права с принципами пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии подробно не рассматривались, но так или иначе указывалось о необходимости учета психолого-педагогических основ при исполнении уголовных наказаний.

Длительный период времени в юридической литературе имели место также и различные подходы к решению вопроса о самостоятельности исправительно-трудового права как отрасли: является ли оно подотраслью уголовного права, частью трудового права, частью уголовного процесса, частью административного права или все же самостоятельной отраслью права. Следовательно, справедливо возникал вопрос также и о том, принципы чего в целом необходимо исследовать и изучать - принципы права, отрасли уголовно-исполнительного права, уголовно-исполнительного законодательства, деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, уголовно-исполнительной политики?

Принятие в 1996 году Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) определило

место уголовно-исполнительного права в системе российского права, а в статье 8 впервые был закреплен перечень принципов, на которых базируется уголовно-исполнительное законодательство.

Не углубляясь в вопросы отнесения перечисленных принципов к общеправовым, межотраслевым и отраслевым, далее рассмотрим само их соотношение с психолого-педагогическими принципами исполнения наказания в виде лишения свободы. При этом, в силу обозначенной ранее проблемы отсутствия единого обоснованного подхода к определению категории «принцип» в уголовно-исполнительном праве, соотношение будет производиться в отношении принципов, закрепленных в статье 8 УИК РФ.

В данный перечень вошли принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, а также соединения наказания с исправительным воздействием.

Основу соотношения принципов уголовно-исполнительного права с психолого-педагогическими принципами исполнения наказаний составляет исправление осужденных, представляющее собой процесс, включающий в себя реализацию кары и воспитательного воздействия (карательно-воспитательный процесс). Поэтому одним из факторов его организации выступает взаимодействие и взаимопроникновение принципов уголовно-исполнительного права с принципами пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии. Принципы уголовно-исполнительного права, являя собой юридическую конструкцию, в определенной степени отражают основные требования пенитенциарной пе-

дагогики и пенитенциарной психологии, что соответствует комплексной, сложной конструкции процесса исправления.

Исследованием системы психолого-педагогических принципов исполнения лишения свободы занимались Б. С. Утев-ский, В. И. Куфаев, В. Ф. Пирожков, Л. А. Высотина, Л. Ф. Козлова, М. П. Сту-рова, Н. А. Тюгаева и другие.

Ведущим специфическим психолого-педагогическим принципом применительно к исполнению лишения свободы является принцип исправления осужденных. При этом статья 1 УИК РФ говорит об исправлении осужденного как об одной из основных целей, а не о принципе уголовно-исполнительного законодательства.

В целом сущность психолого-педагогического принципа исправления осужденных раскрывается в отражении уголовно-исполнительным законодательством и уголовно-исполнительным правом психолого-педагогической направленности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в области исполнения лишения свободы.

Данный психолого-педагогический принцип реализуется посредством специального организованного процесса, включающего воспитательное психолого-педагогическое воздействие, в основе которого лежат общепедагогические принципы целеустремленности всего воспитательного процесса на личность. При этом сама воспитательная деятельность в соответствии с задачами и сущностью процесса исправления своеобразно преломляется в пенитенциарной педагогике и пенитенциарной психологии, отражая закономерную зависимость исправления осужденных от целей и задач воспитания, а также обусловленность этого процесса уголовной и уголовно-исполнительной политикой.

Принцип целеустремленности ориентирует строить воспитательную работу с осужденными так, чтобы при этом преодолевать не только установленную законом относительно узкую цель их исправления, но и более широкую и перспективную - предупреждение совершения ими новых преступлений.

Целеустремленность заключается прежде всего в том, что воспитатель должен глубоко понимать цели воспитания вообще, и в частности, цель исправления осужденных.

Если сопоставить рассматриваемый принцип пенитенциарной педагогики с системой принципов уголовно-исполнительного права, то он так или иначе связан с такими принципами, как гуманизм, а также соединение наказания с исправительным воздействием.

Психолого-педагогический принцип целеустремленности в своем соотношении с принципами гуманизма и соединения наказания с исправительным воздействием реализуется через систему норм уголовно-исполнительного права во всем процессе исправления осужденных, для чего необходимо выполнять следующие требования:

1) подчинение всей деятельности достижению цели исправления;

2) убежденность воспитателя в возможности достижения этой цели;

3) четкость и ясность позиций воспитателя;

4) научный и творческий подход к вопросам исправления осужденных;

5) оптимальность выбора методов, средств и форм исправительного и воспитательного воздействия.

Вышеназванные правовые принципы гуманизма, соединения наказания с исправительным воздействием соотносятся также с таким важным психолого-педагогическим принципом, как сочетание требовательности к осужденным с гу-

манным отношением к ним. Сущность гуманизма, гуманного отношения к осужденным применительно к уголовно-исполнительному праву выражается в том, что меры государственного принуждения к правонарушителям не преследуют цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (часть 2 статьи 7 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Принцип гуманизма находит свое выражение не только в действующих нормах уголовно-исполнительного законодательства, но и в ряде международных актов по вопросам обращения с осужденными. Общим требованием данного принципа является гуманное отношение к лицам, отбывающим лишение свободы, уважение их достоинства, запрет жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает необходимость проведения с осужденными к лишению свободы воспитательной работы в различных ее проявлениях.

Применение наказания не противоречит принципу гуманизма, также как не противоречит ему борьба против всего, что угрожает жизни человека.

Принцип гуманизма находит свое выражение в целях исполнения уголовного наказания (исправление) и средствах исправления (труд, режим, обучение); в создании нормальных человеческих условий жизни осужденных; в ряде институтов уголовно-исполнительного права (например, условно-досрочное освобождение), и самое главное - в признании осужденного гражданином своего государства, обладающим определенными правами и обязанностями, что имеет важное значение также и для организации воспитательного процесса.

Если в исправительных учреждениях отношение воспитателя и психолога к

осужденному зачастую не может строиться на полном взаимопонимании и доверии, то уважать права осужденного необходимо всегда.

Необходимым требованием к воспитательному воздействию на осужденных является единство воспитательных требований к осужденному в основных сферах его жизни и деятельности как принцип пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии.

Свое воплощение единство и согласованность воспитательных воздействий находит в комплексном планировании воспитательной работы в учреждении в целом и по отрядам.

Более того, данный принцип обосновывает необходимость преемственности в воспитательной работе, продолжающейся после освобождения осужденного, что в настоящее время нашло свое отражение в принятом 06.02.2023 Федеральном законе № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации».

Далее остановимся на таком правовом принципе, как рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения и рассмотрим его соотношение с психолого-педагогическими принципами.

Как известно, основными методами исправления осужденных являются убеждение и принуждение. При этом их сочетание и выражает сущность названного принципа.

В настоящее время в уголовно-исполнительных отношениях метод принуждения является основным, а метод убеждения - вспомогательным, дополняющим метод принуждения, когда его действие недостаточно.

Принуждение создает необходимые предпосылки для применения методов убеждения. Однако уголовно-правовое принуждение в процессе исправления

осужденных с точки зрения психологии и педагогики приобретает воспитательное значения только тогда, когда оно превращается во внутреннее (самопринуждение), реально стимулирующее активизацию самовоспитания осужденных.

Сочетание убеждения и принуждения находит свое отражение также и в правовом принципе соединения наказания с исправительным воздействием, которое предопределяет установление определенного соотношения кары со средствами воспитательного характера, ориентирует на всесторонность воспитательного процесса, использование всех основных средств и методов исправления осужденных.

Успешное исправление невозможно без уверенности в способности самих осужденных достичь этой цели. Этим обусловлен такой психолого-педагогический принцип, как оптимизм - оптимистический подход к личности осужденного, который заключается в возможности его исправления.

При этом, по замечанию С. А. Ветош-кина, «педагогическая цель может достигаться только при объединении усилий субъектов и объектов данных процессов», соответственно, «педагогическому работнику невозможно достичь цели обучения учеников, если его задача - обучить учеников не будет объединена с задачей учеников - обучиться» [7].

Данный принцип в отношении осужденного является отражением того, что он сам должен проникнуться стремлением к самоисправлению, самовоспитанию. Пробудить у него это стремление призван весь арсенал средств педагогического и психологического воздействия, имеющийся в распоряжении воспитателей и психологов.

Для осужденных к лишению свободы самовоспитание представляет созна-

тельную, целеустремленную деятельность, направленную на преодоление тех или иных моральных пороков, формирование новых и совершенствование имеющихся положительных качеств личности [8]. Если взаимосвязь воспитания и самовоспитания осужденных -важное условие эффективности организации воспитательной работы, то самовоспитание выступает реальным показателем, по которому можно судить о результатах исправления осужденного. Стремление осужденного к самоисправлению и самовоспитанию невозможно осуществить, не опираясь на положительные качества самого осужденного.

Следующий психолого-педагогический принцип исполнения лишения свободы, который в настоящее время не нашел своего отражения в УИК РФ, -принцип опоры на положительное. Его научно обосновывает пенитенциарная психология, исследуя исправление как сложный диалектический процесс одновременного разрушения старых взглядов и привычек, качеств личности осужденного и формирование новых. Сущность исправления в этом случае состоит в том, что положительное, развиваясь, вытесняет отрицательное.

Принцип опоры на положительное соотносится с таким психолого-педагогическим принципом, как индивидуальный подход к исправлению осужденного. Пенитенциарная педагогика и пенитенциарная психология формулируют его следующим образом: в процессе исполнения наказания должна происходить индивидуализация карательных и воспитательных воздействий на личность осужденного. При этом должны учитываться его возрастные и индивидуальные особенности, степень социально-нравственной запущенности. Данный психолого-педагогический подход находит свое отражение в принципе

дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений и прошлой преступной деятельности должен применяться различный объем карательного воздействия, а воспитательная работа с ними должна строится с учетом типологических особенностей их личности.

Данный принцип реализуется прежде всего путем классификации осужденных, которая является основным методом дифференциации. Дифференциация закладывает основы для осуществления индивидуализации исполнения наказания.

Этот правовой принцип проявляется в следующих основных положениях действующего уголовно-исполнительного законодательства:

1) изучение личности осужденного;

2) отбывание всего срока в одном учреждении;

3) изменение условий содержания;

4) возможность условно-досрочного освобождения и других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание данного принципа находит свое отражение в различных статьях действующего УИК РФ. К примеру, в статье 74 перечислены виды учреждений, относящихся к исправительным учреждениям, а также определены категории осужденных, которые в них содержатся; в статье 78 закреплены основания для изменения вида исправительного учреждения в зависимости от индивидуальных особенностей осужденного (отношения конкретного осужденного к труду, его поведения в период отбывания лишения свободы); статьи 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 посвящены вопро-

сам условий отбывания лишения свободы, которые могут быть изменены также в зависимости от поведения конкретного осужденного.

К осуществлению принципа индивидуального подхода к исправлению осужденных к лишению свободы в психолого-педагогической практике исправительных учреждений предъявляется целый ряд существенных требований:

1) всестороннее и поэтапное изучение личности осужденного;

2) поэтапное определение ближайших и перспективных задач;

3) применение таких приемов, средств и методов воспитания, которые наиболее эффективны в отношении данного осужденного;

4) периодический анализ результатов работы и внесение на основе этого корректив.

При этом свое психолого-педагогическое содержание имеют и другие принципы уголовно-исполнительного права.

Принцип законности - фундаментальный принцип российского права. Он выступает в различных аспектах: и как принцип деятельности государственных органов, и как принцип права. В качестве принципа права законность означает издание и строгое соблюдение правовых норм в соответствии с целями жизнедеятельности общества. Свое объективное содержание принципы права черпают из соответствия целям общества, которые, в свою очередь, предопределяются закономерностями общественного развития. В то же время принцип законности предполагает недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

По мнению Т. В. Кирилловой, «принцип законности характеризует специфику организации воспитательного процесса и проведения воспитательной работы в условиях строгой правовой регламен-

тации», и «как принцип педагогической практики свойственен всем без исключения воспитательным системам» [9].

Содержание данного принципа соотносится с принципом строгого соблюдения законности при определении содержания, методов, приемов и средств психолого-педагогического воздействия на осужденного. Сущность этого принципа делает его нормативным по отношению ко всем другим принципам пенитенциарной педагогики и психологии.

Правовой принцип демократизма реализуется в уголовно-исполнительных отношениях, прежде всего, через признание осужденного субъектом этих отношений, закрепление требований социальной защищенности осужденных, самим воспитательным процессом. Данный принцип находит свое отражение также в некотором смысле «открытости» учреждений - предоставлении статистической отчетности, проводимом общественном контроле за деятельностью учреждений и органов УИС, развитии взаимодействия с институтами гражданского общества, ведении официального сайта ведомства, подведомственных организаций и учреждений, территориальных органов ФСИН России. Принцип демократизма проявляется также в возможности выбора осужденным языка обращения и переписки, свободе совести и вероисповедания. Он может быть соотнесен с такими психолого-педагогическими принципами, как признание осужденного не только объектом, но и субъектом воспитания, сочетание требовательности к осужденным с гуманным отношением к ним, содержание которых было рассмотрено ранее.

Правовой принцип равенства осужденных перед законом предопределяет, в том числе, запрет при проведении воспитательной работы дискриминации по половому, расовому, национальному,

религиозному, политическому, социальному признакам. Данный принцип также находит свое проявление в определенных алгоритмах проведения воспитательной, психологической работы с осужденными к лишению свободы, не лишая при этом возможности творческого и индивидуального подхода к конкретному осужденному.

Таким образом, из проведенного выше анализа следует, что в соотношении принципов уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики

и пенитенциарной психологии имеется определенная взаимосвязь. Соотношение принципов создает необходимые предпосылки для совершенствования правового регулирования применения мер воспитательного воздействия на осужденных.

Во взаимосвязи и взаимной направленности указанных принципов своеобразно раскрывается одно из методологических оснований исследования психолого-педагогической обоснованности норм уголовно-исполнительного права.

1. Филимонов В. Д. Принципы уголовного права. М. : Центр ЮрИнфоР, 2002. 138 с.

2. Чубраков С. В. Проблема принципов в уголовно-исполнительном праве: история и современность. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. 128 с.

3. Уткин В. А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву : общая часть. Томск, 1995. 91 с.

4. Уткин В. А. Понятие «принцип отрасли права» и его значение для дискуссии о самостоятельности исправительно-трудового права // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью : сб. статей. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 1979. С. 21-24.

5. Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик : закон СССР от 11.07.1969 № 4074-У11 (ред. от 15.05.1989). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) (ред. от 21.12.1996). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Ветошкин С. А. Основные средства исправления осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 7. С. 4-12.

8. Опарев Г. И. Самовоспитание в исправительно-трудовых учреждениях, М., 1975. С. 4.

9. Кириллова Т. В. Система принципов исправления в пенитенциарной педагогике // Глобальный научный потенциал. 2020. № 9. С. 10-13.

1. Filimonov V. D. Principles of criminal law. M. : Tsentr YurlnfoR, 2002. 138 p.

2. Chubrakov S. V. The problem of principles in penal law: history and modernity. Tomsk : Tomsk State University Publishing House, 2015. 128 p.

3. Utkin V. A. Course of lectures on penal law : general part. Tomsk, 1995. 91 p.

4. Utkin V. A. The concept of «principle of the branch of law» and its significance for the discussion about the independence of corrective labor law // Issues of increasing the effectiveness of the fight against crime: collection of articles. Tomsk : Publishing house of the Tomsk state. un-ta, 1979, P. 21-24.

5. On the approval of the Fundamentals of the Correctional Labor Legislation of the USSR and the Union Republics : Law of the USSR dated 07/11/1969 No. 4074-VII (as amended on 05/15/1989). Access from LRS «ConsultantPlus».

6. Correctional Labor Code of the RSFSR (approved by the Supreme Council of the RSFSR on 12/18/1970) (as amended on 12/21/1996). Access from LRS «ConsultantPlus».

7. Vetoshkin S. A. Main means of correction of convicts in the Russian penal legislation // Vedomosti of the penal system. 2020. No. 7. P. 4-12.

8. Oparev G. I. Self-education in corrective labor institutions. M., 1975. P. 4.

9. Kirillova T. V. The system of principles of correction in penitentiary pedagogy // Global scientific potential. 2020. No. 9. P. 10-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.