Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

О ПРОБЛЕМАХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / пенитенциарная педагогика / психология / уголовно-исполнительная система

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Белоус В.Г., Голодов П.В.

В статье представлен научный обзор научных публикаций, посвященных проблемам пенитенциарной педагогики и подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

В.Г. Белоус

Проректор ЧОУ ВО «Институт управления»,

профессор кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, доцент

П.В. Голодов

Заместитель начальника ФКУ ВИПЭ ФСИН России по научной работе, кандидат юридических наук, доцент

О проблемах пенитенциарной педагогики

В статье представлен научный обзор научных публикаций, посвященных проблемам пенитенциарной педагогики и подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России.

Ключевые слова: педагогика, пенитенциарная педагогика, психология, уголовно-исполнительная система.

Журнал «На пути к гражданскому обществу» издательства ЧОУ ВО «Институт управления» регулярно представляет взыскательным читателям, научно-педагогическим сотрудникам и практическим работникам обзорные статьи, посвященные актуальным проблемам пенитенциарной науки и практики. В настоящей статье представлен обзор исследований,

направленных на разработку базовых принципов и подходов к осуществлению педагогического воздействия на осужденных и формированию в исправительном учреждении реабилитирующей социальной среды, а также посвященных вопросам методики воспитательной работы с различными категориями осужденных, что позволяет обобщить их результаты, описать существующий опыт в данной сфере и в последующем использовать в практической деятельности и при подготовке персонала для пенитенциарных учреждений. Проведение исследований по вопросам исполнения уголовных наказаний является одним из необходимых условий обеспечения научного подхода к проводимым преобразованиям

пенитенциарной практики на современном этапе.

На наш взгляд, особого внимания заслуживают публикации по вопросам выработки и анализа критериев степени исправления осужденных. В статье В.Г. Стуканова осуществлен психолого-педагогический анализ таких критериев исправления осужденных, как принятие обязательства о правопослушном поведении, отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду, проявление полезной инициативы, а также возмещение ущерба, причиненного преступлением. Автор указывает, что важным доказательством исправления осужденного является выяснение действительных его намерений относительно своего будущего и построения своей жизни после освобождения [27, с. 7578].

В исследовании Ф.И. Кевли рассматривается процесс структурирования феномена «саморазвитие личности», дается его определение, прослеживается возрастной подход к осознанию задач саморазвития, предлагается «модель саморазвития личности» [15, с. 49-52].

В статье Зауторовой Э.В. и Такушевич И.А. в качестве одного из действенных средств формирования ценностных ориентаций личности рассматривается педагогический подход, сущность которого состоит в разработке наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения. По утверждению авторов, такой педагогический подход содержит в себе огромный нравственный ценностный потенциал [13, с. 77-80]. Особое внимание указанным автором уделено также педагогическим идеям А.С. Макаренко, проводимым в жизнь посредством коллективно-групповых форм

художественной и эстетической деятельности в исправительных учреждениях [11, с. 48-51].

Отличается новизной исследование С.И. Злобина, рассматривающего вопросы становления постпенитенциарной педагогики как науки. Автором отмечается, что в отечественной науке практически

отсутствуют специальные исследования, раскрывающие собственно социально-педагогический аспект воспитания в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных; не разработан понятийный аппарат постпенитенциарной педагогики. Постпенитенциарная педагогика в

публикации раскрывается как отрасль педагогической науки, изучающая

деятельность по исправлению лиц, совершивших преступления, в

постпенитенциарный период. По мнению автора, в отличие от пенитенциарной педагогики, важнейшей категорией которой является исправление осужденных, категориями постпенитенциарной педагогики выступают социальная адаптация и ресоциализация [14, с. 52-55].

Ряд интересных, по нашему мнению, публикаций посвящен прикладным проблемам педагогического сопровождения исполнения лишения свободы в отношении различных категорий осужденных. Наиболее разработанными в научном плане стали педагогические аспекты работы с несовершеннолетними осужденными. В статье О.Б. Пановой дан педагогический анализ причин правовой десоциализации несовершеннолетних осужденных в исправительных учреждениях, сущность которой состоит в утрате индивидом социально-правового опыта. По мнению

автора, в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, факторами правовой

десоциализации выступают: низкий уровень общего образования, негативные влияния среды, социальная изоляция,

противоречивость подходов к правовой социализации в детских исправительных учреждениях, пенитенциарная преступность, нарушение правового статуса воспитанников [19, с. 47-53]. В одной из публикаций О.Б. Пановой также дан педагогический анализ правовых взглядов несовершеннолетних осужденных; приведены результаты реализации разработанной автором программы педагогической диагностики [20, с. 49-53].

Научному анализу подверглась также специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением. В статье И.В. Фокиной исследуются понятия «ценность» и «ценностные ориентации», приводятся особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, среди которых отмечается их индивидуалистический характер,

отражающий агрессивное стремление к самоутверждению в ущерб ценностям, связанным с духовно-нравственным саморазвитием [28, с. 61-63].

Пановой О.Б. с педагогических позиций рассмотрен феномен самосознания несовершеннолетних осужденных, показаны его специфические особенности.

Рефлексивность несовершеннолетних

осужденных определяется автором как ресурс для их позитивного изменения. Изучение содержания рефлексивной деятельности воспитанников позволило заключить, что охват юридически значимых проблем, интересующих несовершеннолетних

осужденных на уровне самооценки, является достаточно ограниченным; установлено несоответствие между пониманием несовершеннолетними необходимости

обдумывания и оценивания своих собственных действий и реальным рефлексивным опытом. Автор отмечает неготовность значительной части

несовершеннолетних осужденных к оценке собственных противоправных поступков. С целью стимулирования активности детей Пановой О.Б. предлагается использовать

рефлексивные задачи, содержащие юридически значимые ситуации [18, с. 52-55].

В своем исследовании Е.В. Храброва затрагивает актуальную и малоизученную в научном плане проблему формирования в исправительном учреждении специальной реабилитирующей социальной среды, являющейся важнейшим фактором развития личности и обеспечивающей решение задач воспитательной работы с

несовершеннолетними осужденными. По мнению автора, в организации воспитательной работы с

несовершеннолетними осужденными

необходимо учитывать такие структурные компоненты социальной среды, как воспитательные возможности материально-бытовых условий, привлечение родителей и других родственников и близких людей к воспитанию, участие социальных и образовательных учреждений и организаций, благоприятный социально-психологический климат в среде сотрудников и воспитанников. Огромное значение в реализации воспитательного потенциала социальной среды исправительного учреждения придается личности самого воспитателя [29, с. 97-101].

Значительный практический интерес представляет публикация Л.И. Беляевой, в которой рассматривается вопрос о месте и роли клуба в воспитании

несовершеннолетних осужденных;

обосновывается идея о том, что целью клубной работы в колонии должно стать воспитание, развитие личности

несовершеннолетних, привитие им новых культурных ценностей, перевоспитание с опорой на творчество и самодеятельность каждого; сформулированы педагогические требования к организации работы клуба [7, с. 54-58].

В статье А.В. Барышевой предпринята попытка охарактеризовать профориентацию несовершеннолетних осужденных как педагогическую задачу воспитательной колонии, связанную с обеспечением их ресоциализации. Представленная авторская позиция обосновывает тезис о том, что профориентация в практике воспитательных колоний, в отличие от обычной помощи в выборе профессии, призвана защитить право человека на самореализацию посредством выбора профессии. Профориентация

рассматривается как своего рода ресурсная деятельность, которая, опираясь на позитивное в структуре личности, ее социально направленные интересы, развивает их, формируя специальные знания и умения, необходимые для выбора профессии, работы в конкретной области, и во многом определяет будущее [1, с. 80-85].

Ряд научных публикаций отражает специфику исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных престарелого возраста и инвалидов. В них отмечается, что при организации воспитательной работы главную проблему личностного уровня - инвалидность -разрешить окончательно невозможно, поэтому воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической и иной помощью по поиску возможностей для самореализации в сложившихся

обстоятельствах [16, с. 21-24].

Серьезную научную разработку получили вопросы проведения психолого-педагогической работы с осужденными, имеющими религиозные экстремистские убеждения. Например, Э.В. Зауторовой представлена программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, находящихся в местах лишения свободы и являющихся носителями религиозных экстремистских взглядов. По обоснованному мнению автора, осуществление

воспитательной работы с рассматриваемой категорией осужденных крайне сложно, но необходимо. Учитывая, что в культуре социумов, пополняющих ряды террористов, смерть считается героической и благородной жертвой, осуществить воспитательную работу с данной категорией осужденных невозможно, если они не готовы взаимодействовать в направлении изменения себя как личности. В связи с этим Э.В. Зауторовой предлагается менять их отношение к общечеловеческим ценностям, развивать в них толерантность и гуманизм [10, с. 52-56]. Этим проблемам посвящена и работа Б.А. Спасенникова, А.В. Цатурова [26, с. 150-156].

Значимые научные результаты отражены в публикациях по вопросам педагогического сопровождения служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и их профессиональной подготовки: раскрыты

особенности становления выпускников ведомственных образовательных учреждений ФСИН России в профессиональной деятельности [17, с. 71-73]; приведен анализ проблемы формирования у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной

системы, в качестве эффективного средства формирования которой рассмотрена социально-педагогическая волонтерская

деятельность курсантов [8, с. 81-84]; исследована роль самообразования как значимого средства профессионального развития сотрудника уголовно-

исполнительной системы, разработана и описана его четырехкомпонентная структура [22, с. 88-93]; проанализирован процесс формирования эмоциональной культуры личности с позиций различных методологических подходов [12, с. 43-46]; определены условия формирования у сотрудников уголовно-исполнительной

системы необходимой педагогической компетентности [21, с. 67-71]; рассмотрена служебная лояльность персонала уголовно-исполнительной системы, описываются ключевые проблемы и возможные направления ее целенаправленного формирования в качестве личностной характеристики сотрудника [9, с. 69-72].

Сотрудники и студенты Института управления также опубликовали ряд интересных работ по рассматриваемой теме [23, с. 37-82; 24, с. 28-93; 25, с. 33-64; 2, с. 109; 3, с. 42-51; 4, с. 26-32; 5, с. 11-16; 6, с. 1318; 30, с. 209-211].

Данные публикации по вопросам педагогического обеспечения

пенитенциарной деятельности и подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы рекомендованы при подготовке курсовых работ и выпускных квалификационных работ на соискание степени магистра права по направлению «Юриспруденция», а также при проведении самостоятельных научных исследований проблем воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Библиографический список:

1. Барышева А.В. Педагогический анализ проблем сформированности

профессионального самоопределения

несовершеннолетних в воспитательных колониях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 8085.

2. Белоус В.Г. Критический анализ научных публикаций, посвященных проблеме невменяемости // Актуальные вопросы образования и науки. 2013. № 5-6. С. 109.

3. Белоус В.Г., Голодов П.В., Пертли Л.Ф. Правоохранительная система России в современной историографии // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 3-4 (49-50). С. 42-51.

4. Белоус В.Г., Голодов П.В., Спасенников Б.А. Актуальные проблемы юридической психологии // Вестник международного Института управления. 2015. № 1-2 (131-132). С. 26-32.

5. Белоус В.Г., Дивитаева О.А. О научной школе медицинского права НОУ ВПО «Институт управления» // На пути к гражданскому обществу. 2015. № 2 (18). С. 11-16.

6. Белоус В.Г., Дивитаева О.А. Становление научной школы уголовного права НОУ ВПО «Институт Управления» // На пути к гражданскому обществу. 2015. № 1 (17). С. 13-18.

7. Беляева Л.И. Роль клуба и художественной самодеятельности в деятельности воспитательной колонии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 54-58.

8. Бороздина О.С. К вопросу о формировании у курсантов ведомственного вуза личностной позиции сотрудника уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4 (32). С. 81-84.

9. Горностаев С.В. Проблемы формирования служебной лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 3 (31). С. 69-72.

10. Зауторова Э.В. К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 52-56.

11. Зауторова Э.В. Нравственно-эстетическое воспитание личности на основе идей А.С. Макаренко в исправительных учреждениях Вологодской области // Вестник института:

преступление, наказание, исправление. 2013. № 3 (23). С. 48-51.

12. Зауторова Э.В., Розова И.Н. Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 43-46.

13. Зауторова Э.В., Такушевич И.А. Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 7780.

14. Злобин С.И. К проблеме определения понятия и предмета постпенитенциарной педагогики // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4 (24). С. 52-55.

15. Кевля Ф.И. Структура и содержательное наполнение феномена «саморазвитие личности» в практико-ориентированном исследовании // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 49-52.

16. Киселев М.В., Ивашко Н.Н. Особенности воспитательной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 21-24.

17. Киселев М.В., Степанова О.Н. Процесс становления выпускников образовательных учреждений ФСИН России в профессиональной деятельности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 2 (18). С. 71-73.

18. Панова О.Б. Особенности рефлексии юридически значимых ситуаций воспитанниками исправительных учреждений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 4 (16). С. 5255.

19. Панова О.Б. Педагогические факторы правовой десоциализации воспитанников исправительных учреждений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 1 (17). С. 47-53.

20. Панова О.Б. Педагогический анализ готовности несовершеннолетних осужденных к правовому воспитанию // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 49-53.

21. Панова О.Б. Сущность и содержание педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 2 (18). С. 67-71.

22. Серебряник Е.В. Самообразование как средство профессионального развития организатора воспитательной работы с осужденными // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4 (32). С. 88-93.

23. Спасенников Б.А., Смирнов А.М., Тихомиров А.Н. Преступное поведение и психические расстройства. М., 2016.

24. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Невменяемость в уголовном праве. М., 2013.

25. Спасенников Б.А., Спасенников С.Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. М., 2011.

26. Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Вопросы совершенствования оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 4 (15). С. 150-156.

27. Стуканов В.Г. Психолого-педагогическая характеристика критериев степени исправления осужденных (на материале Республики Беларусь) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 4 (28). С. 75-78.

28. Фокина И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2010. № 1 (9). С. 61-63.

29. Храброва Е.В. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4 (32). С. 97-101.

30. Spasennikov B.A., Shvyrev B.A., Kudryashov O.V., Bykov A.V. The significance of psychiatric disorders in criminal conduct // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 5-6. С. 209-211.

©Белоус В.Г., Голодов П.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.