Б.А. Спасенников
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса НОУ ВПО «Институт управления», главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России
П.В. Голодов
Кандидат юридических наук, доцент заместитель начальника ФКУ ВИПЭ ФСИН России
Зарубежный опыт пенитенциарной деятельности: обзор литературы
В статье представлен обзор зарубежного опыта пенитенциарной деятельности. Исследование этого опыта - одно из необходимых условий обеспечения научного подхода к проводимым преобразованиям российской пенитенциарной практики.
Ключевые слова: пенитенциарная деятельность, научные исследования, зарубежный опыт, обзор литературы
Исследование зарубежного
пенитенциарного опыта является одним из необходимых условий обеспечения научного подхода к проводимым преобразованиям пенитенциарной практики на современном этапе. Обращение к анализу данных вопросов позволяет не только выявить и описать существующий зарубежный опыт в сфере исполнения уголовных наказаний, но и использовать положительно зарекомендовавшие себя формы и методы работы с осужденными иностранных государств, после их предварительной адаптации к
отечественным условиям, в деятельности уголовно-исполнительной системы России.
Вместе с тем, соискателям ученых степеней подчас трудно ориентироваться в
большом количестве научной литературы, которая публикуется в России. С целью облегчить этот поиск, получить информацию об актуальных проблемах науки уголовно-исполнительного права, нами подготовлена серия статей по наиболее значимым научным проблемам, обсуждаемым известными отечественными и зарубежными учеными-правоведами. Публикации затрагивают, как прикладную, так и фундаментальную научную проблематику.
Результаты исследований зарубежного пенитенциарного опыта представлены в публикациях по довольно широкой тематике: реформирование иностранных пенитенциарных систем; конфессиональная структура тюремного населения и проблемы
противодействия религиозному
экстремизму; зарубежный опыт создания служб пробации, внедрения технологий пенитенциарной социальной работы, систем электронного мониторинга подконтрольных лиц; вопросы подготовки пенитенциарных кадров и др.
Значительная часть
проанализированных нами публикаций посвящена общим вопросам деятельности и реформирования зарубежных
пенитенциарных систем. В частности, в статье О.М. Чернышевой рассматривается процесс преобразования пенитенциарных учреждений Германии в рамках объявленной в 2006 г. «реформы федерализма», предоставившей
федеральным землям исключительную законодательную компетенцию в сфере исполнения наказаний. Как отмечает автор, для многих ученых и практиков это изменение было и остается спорным, потому что оно может ликвидировать правовое единство в уголовном праве и увеличить существующие различия в исполнении наказаний (например, одно из заметных различий в уголовно-исполнительных системах отдельных земель касается отношения к исправительным учреждениям открытого и закрытого типа) [25. С. 86-89]. Профессор А.В. Серебренникова описывает опыт уголовно-исполнительной кодификации Германии, на примере Закона Баварии об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы [19. С. 7478]. Вопросы возникновения и развития английской прогрессивной системы тюремного заключения исследованы А.М. Фумм [24. С. 68-72].
М. Шмид и Е.А. Огрохина рассматривают основные отличительные особенности и принципы деятельности современной швейцарской системы исполнения наказаний и принудительных мер, дают краткую характеристику пенитенциарных учреждений Швейцарии. В публикации отмечается, что одной из важнейших задач системы исполнения наказаний Швейцарии является
предупреждение рецидивов после
освобождения посредством формирования у осужденных прочных социальных компетенций, позволяющих вести жизнь, свободную от преступлений, а также стабилизации их предполагаемого социального пространства после освобождения; при этом кантоны могут уполномочивать частные учреждения реализовывать исполнение наказания в виде частичного лишения свободы, форму трудового экстерната, а также принудительные терапевтические меры [27. С. 78-83].
И.Г. Богатырев освещает проблемы реформирования Государственной
пенитенциарной службы Украины: представлен ретроспективный анализ стратегических основ данного процесса с 1991 года, сформулированы его научные принципы на современном этапе [5. С. 7983]. Н.Г. Калашник анализирует вопросы реформирования пенитенциарной системы Украины в контексте проблемы снижения затрат на ее содержание [13. С. 65-67].
Т.Ф. Минязева и Л.А. Букалерова в своей публикации приводят материалы об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах Норвегии, обращая внимание на то, что политика борьбы с преступностью в Норвегии ориентирована на снижение карательных свойств наказания, обращение с осужденными в соответствии с концепцией социально-этического воспитания виновных [16. С. 86-89].
Значительный интерес представляют личные наблюдения руководителя пенитенциарного учреждения Германии Е. Вальтера, постаравшегося изложить в своей публикации основные принципы
современной системы исполнения наказаний (ориентация на право, приоритет ресоциализации, гражданин государства в тюрьме, негативное влияние субкультуры, межкультурная коммуникация, образование и др.) [7. С. 46-50].
В статьях П.В. Голодова [8. С. 81-88], Б.А. Спасенникова [20. С. 35-39] приводятся результаты анализа зарубежного законодательства и опыта
функционирования служб пробации, предложения по созданию в России
Федеральной службы пробации.
Проведенное исследование позволило установить, что задачи, возлагаемые на службы пробации, в различных государствах неодинаковы; имеются отличия и в реализуемых ими функциях, организационном построении.
Альтернативы лишению свободы по законодательству зарубежных стран анализируются также и другими авторами [1. С. 28-32; 18. С. 88-93].
Большую актуальность и значимость в современных условиях приобретают вопросы противодействия радикальному религиозному экстремизму в
пенитенциарных учреждениях. В частности, А.М. Сысоевым рассматриваются особенности процесса дерадикализации лиц, осужденных за проявления криминального экстремизма, в
пенитенциарных системах стран Ближнего Востока и Азии: Израиля, Саудовской Аравии, Турции, Египта, Сингапура, Индонезии. Отмечаются основные проблемы в реализации
дерадикализационных программ при организации работы с осужденными-членами радикальных организаций и обозначаются возможные пути их решения [22. С. 83-86]. А.А. Желтов представил обширный научный материал, отражающий конфессиональную структуру тюремного населения Англии и Уэльса. Отмечая, что система учета религиозной принадлежности заключенных в Великобритании является лучшей среди прочих в странах Западной Европы, автор все же говорит о ее несовершенстве: отсутствие отчетливого соотнесения религиозной принадлежности с этническим происхождением (многие религиозные традиции, взгляды, обряды непосредственно обусловлены
национальной и этнической
принадлежностью); отсутствие учета религиозной принадлежности к различным течениям одной религии (кроме христианских) [9. С. 89-93].
Значительное количество публикаций посвящено вопросам воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными.
В.Г. Стуканов в своей статье, основанной на материале Республики Беларусь, дает психолого-педагогическую характеристику критериев степени исправления осужденных, делая при этом вполне закономерный вывод о том, что об исправлении осужденного можно судить только при наличии достаточных данных, собранных в процессе глубокого и всестороннего изучения личности, а также его поведения (а не отдельных поступков) в течение более или менее продолжительного времени [21. С. 75-78].
Э.В. Зауторова обратилась к проблеме внедрения в практику работы исправительных учреждений ФСИН России иностранных методик работы с осужденными на примере широко известной за рубежом программы «АRT-метод тренировки социальной
компетенции», разработанной в
учреждениях по охране детства Королевства Норвегия. Данная программа направлена на снижение агрессивного поведения подростков и лиц молодежного возраста. Вместе с тем, анализ результатов апробации программы в отечественных исправительных учреждениях показал, что ее реализация вызывает ряд трудностей как организационного, так и содержательного характера [10. С. 44-48].
Достаточно ценный в научном плане материал приводится в совместной публикации Д. Конзак и О.М. Чернышевой, посвященной особенностям волонтерской работы в пенитенциарных учреждениях Германии. Авторами отмечается, что деятельность волонтеров, осуществляемая большей частью под патронажем независимых организаций помощи осужденным, не стеснена нормами и условиями управления юстиции, как, например, деятельность занятых в учреждениях юстиции социальных работников, и, следовательно, может быть более ориентированной на потребности осужденных и задачи их ресоциализации [15. С. 83-89].
А.Н. Баламутом и М.А. Черкасовой описан зарубежный опыт реализации реинтеграционной модели исполнения уголовных наказаний, позволяющей создать
среду, близкую к социуму, и добиться развития необходимых личностных качеств и навыков, важных для жизни на свободе; приведены примеры программ
постепенного, подконтрольного
освобождения осужденных из тюремных учреждений [3. С. 94-98].
Не менее интересные в научном плане результаты исследований представлены в публикациях, посвященных особенностям пенитенциарной работы с отдельными категориями осужденных. Так, в своей совместной статье М. Шмид и Е.А. Огрохина анализируют основные отличительные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и принудительных мер уголовно-правового характера в отношении женщин в Швейцарии, дают краткую характеристику деятельности специализированного
пенитенциарного учреждения для женщин Хиндельбанк, отмечая, что одну из наибольших трудностей в деятельности учреждения представляет ресоциализация иностранок [28. С. 87-91]. Различные аспекты воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними
осужденными в зарубежной практике исследуются в работах Н.Г. Калашник и О.Б. Янчука (ресоциализация
несовершеннолетних осужденных на Украине) [14. С. 56-59], М.В. Прохоровой (зарубежные системы мер стимулирования правопослушного поведения
несовершеннолетних) [17. С. 73-77], А.В. Барышевой (социальная работа по профориентации несовершеннолетних
осужденных в Швейцарии) [4. С. 89-93]. Исследуются также вопросы
ресоциализации и социальной реабилитации пожизненно заключенных [12. С. 51-56].
Отдельного внимания заслуживают публикации по вопросам обеспечения пенитенциарной безопасности,
профилактики преступлений и нарушений установленного порядка отбывания уголовных наказаний.
А.М. Аюбаев на основе анализа эффективности профилактики
преступлений в Республике Казахстан предлагает примерную модель
профилактических функций уголовно-
исполнительной системы Казахстана [2. С. 67-69]. В статье П. Щепаняка представлены возможности охраны тюрьмы посредством определенной организации общественных структур внутри учреждения [29. С. 69-75]. Е.А. Тимофеевой и О.А. Мотиным рассмотрен мировой опыт применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и возможностей его адаптации в России. Авторами приведены примеры
использования оборудования СЭМПЛ в процессе исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в таких зарубежных странах, как США, Великобритания, Швеция, Германия, Австрия, Франция, Нидерланды и др. [23. С. 88-94]. И.В. Бондар обратился к проблеме распределения осужденных по
исправительным учреждениям в Украине; осветил особенности деятельности региональных комиссий по вопросам распределения, направления и перевода осужденных к лишению свободы; детально проанализировал критерии, по которым комиссия определяет вид уровня безопасности исправительной колонии [6. С. 67-70].
Исследователи зарубежного опыта не обходят стороной и вопросы, связанные с тюремным персоналом. Так, например, Х Йэджеяк в своей публикации отмечает, что сфера компетенций тюремного персонала в Польше оказывается многосложной (дифференцированной) и охватывает различные уровни, начиная от концепционных и заканчивая
исполнительными. Автор делает вывод, что междисциплинарный подход
(многоаспектная модель) к подготовке специалиста в настоящее время воспринимается как единственный и оптимальный способ подготовки
сотрудника тюремной службы [11. С. 5052]. О.П. Шамрук представил результаты исследования по вопросам изучения личной организованности сотрудников
Государственной пенитенциарной службы Украины. Автором определены специфика и условия проведения психологического исследования данного качества с учетом современных требований, предъявляемых к
личности государственного служащего [26. С. 57-62].
Этот опыт рекомендуется нами для анализа в научных исследованиях и практической пенитенциарной
деятельности.
Библиографический список:
1. Аммосова В.И. Наказание в виде исправительных работ в новом уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 28-32.
2. Аюбаев М.А. Профилактика преступлений как важная функция уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 7. С. 67-69.
3. Баламут А.Н., Черкасова М.А. Опыт функционирования системы «социальных лифтов» в пенитенциарных учреждениях зарубежных государств (психологический аспект) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 2 (22). С. 94-98.
4. Барышева А.В. О зарубежной практике социальной работы по профориентации несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 89-93.
5. Богатырев И.Г. Теоретическое и практическое сопровождение реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 79-83.
6. Бондар И.В. Распределение осужденных по учреждениям исполнения наказаний на современном этапе реформирования пенитенциарной системы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 1. С. 67-70.
7. Вальтер Е. Основные принципы современной системы исполнения наказаний: взгляд руководителя учреждения
// Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 2. С. 46-50.
8. Голодов П.В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 81-88.
9. Желтов А.А. Конфессиональная структура тюремного населения Великобритании // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 89-93.
10. Зауторова Э.В. О реализации программы «ART-метод тренировки социальной компетенции» в исправительных учреждениях ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 44-48.
11. Йэджеяк Х. Факторы, определяющие междисциплинарный характер подготовки сотрудников тюремной службы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 4. С. 50-52.
12. Казакова Е.Н. Опыт ресоциализации и социальной реабилитации пожизненно заключенных в Канаде // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 3. С. 51-56.
13. Калашник Н.Г. Некоторые аспекты реформирования пенитенциарной системы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 10. С. 65-67.
14. Калашник Н.Г., Янчук О.Б. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 1. С. 56-59.
15. Конзак Д., Чернышева О.М. Волонтерская работа в пенитенциарных учреждениях Германии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 83-89.
16. Минязева Т.Ф., Букалерова Л.А. Лишение свободы в современном российском и норвежском уголовном законодательстве // Вестник института:
преступление, наказание, исправление.
2013. № 3 (23). С. 86-89.
17. Прохорова М.В. Система мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарном законодательстве зарубежных стран // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 4 (1б). С. 73-77.
18. Селиверстов В.И., Майстренко Г.А., Баймолдина С.М. Альтернативы лишению свободы по законодательству Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 88-93.
19. Серебренникова А.В. Уголовно-исполнительное законодательство Баварии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4 (24). С. 74-78.
20. Спасенников Б.А., Голодов П.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Пермского института ФСИН России. 2015. № 1 (16). С. 35-39.
21. Стуканов В.Г. Психолого-педагогическая характеристика критериев степени исправления осужденных (на материале Республики Беларусь) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 4 (28). С. 75-78.
22. Сысоев А.М. Подходы к пенитенциарной дерадикализации осужденных за проявления религиозного экстремизма в странах Ближнего Востока и Азии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 83-86.
23. Тимофеева Е.А., Мотин О.А. К вопросу о зарубежной практике применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц // Вестник института: преступление, наказание, исправление.
2014. № 4 (28). С. 88-94.
24. Фумм А.М. Английская прогрессивная система тюремного заключения: история и современность // Вестник института: преступление,
наказание, исправление. 2011. № 4 (16). С. 68-72.
25. Чернышева О.М. Реформа в пенитенциарных учреждениях Германии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 86-89.
26. Шамрук О.П. К вопросу об изменении личной организованности сотрудников Государственной пенитенциарной службы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 57-62.
27. Шмид М., Огрохина Е.А. Об основных особенностях системы исполнения наказаний и принудительных мер Швейцарии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4 (24). С. 78-83.
28. Шмид М., Огрохина Е.А. Об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы и принудительных мер уголовно-правового характера в отношении женщин в Швейцарии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 87-91.
29. Щепаняк П. Организация общественных структур как средство охраны тюрьмы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 7. С. 69-75.
©Спасенников Б.А., Голодов П.В., 2016