Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарная деятельность / научные исследования / зарубежный опыт / обзор литературы

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Спасенников Б.А., Голодов П.В.

В статье представлен обзор зарубежного опыта пенитенциарной деятельности. Исследование этого опыта – одно из необходимых условий обеспечения научного подхода к проводимым преобразованиям российской пенитенциарной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Спасенников Б.А., Голодов П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ»

Б.А. Спасенников

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса НОУ ВПО «Институт управления», главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России

П.В. Голодов

Кандидат юридических наук, доцент заместитель начальника ФКУ ВИПЭ ФСИН России

Зарубежный опыт пенитенциарной деятельности: обзор литературы

В статье представлен обзор зарубежного опыта пенитенциарной деятельности. Исследование этого опыта - одно из необходимых условий обеспечения научного подхода к проводимым преобразованиям российской пенитенциарной практики.

Ключевые слова: пенитенциарная деятельность, научные исследования, зарубежный опыт, обзор литературы

Исследование зарубежного

пенитенциарного опыта является одним из необходимых условий обеспечения научного подхода к проводимым преобразованиям пенитенциарной практики на современном этапе. Обращение к анализу данных вопросов позволяет не только выявить и описать существующий зарубежный опыт в сфере исполнения уголовных наказаний, но и использовать положительно зарекомендовавшие себя формы и методы работы с осужденными иностранных государств, после их предварительной адаптации к

отечественным условиям, в деятельности уголовно-исполнительной системы России.

Вместе с тем, соискателям ученых степеней подчас трудно ориентироваться в

большом количестве научной литературы, которая публикуется в России. С целью облегчить этот поиск, получить информацию об актуальных проблемах науки уголовно-исполнительного права, нами подготовлена серия статей по наиболее значимым научным проблемам, обсуждаемым известными отечественными и зарубежными учеными-правоведами. Публикации затрагивают, как прикладную, так и фундаментальную научную проблематику.

Результаты исследований зарубежного пенитенциарного опыта представлены в публикациях по довольно широкой тематике: реформирование иностранных пенитенциарных систем; конфессиональная структура тюремного населения и проблемы

противодействия религиозному

экстремизму; зарубежный опыт создания служб пробации, внедрения технологий пенитенциарной социальной работы, систем электронного мониторинга подконтрольных лиц; вопросы подготовки пенитенциарных кадров и др.

Значительная часть

проанализированных нами публикаций посвящена общим вопросам деятельности и реформирования зарубежных

пенитенциарных систем. В частности, в статье О.М. Чернышевой рассматривается процесс преобразования пенитенциарных учреждений Германии в рамках объявленной в 2006 г. «реформы федерализма», предоставившей

федеральным землям исключительную законодательную компетенцию в сфере исполнения наказаний. Как отмечает автор, для многих ученых и практиков это изменение было и остается спорным, потому что оно может ликвидировать правовое единство в уголовном праве и увеличить существующие различия в исполнении наказаний (например, одно из заметных различий в уголовно-исполнительных системах отдельных земель касается отношения к исправительным учреждениям открытого и закрытого типа) [25. С. 86-89]. Профессор А.В. Серебренникова описывает опыт уголовно-исполнительной кодификации Германии, на примере Закона Баварии об исполнении наказания в виде лишения свободы и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы [19. С. 7478]. Вопросы возникновения и развития английской прогрессивной системы тюремного заключения исследованы А.М. Фумм [24. С. 68-72].

М. Шмид и Е.А. Огрохина рассматривают основные отличительные особенности и принципы деятельности современной швейцарской системы исполнения наказаний и принудительных мер, дают краткую характеристику пенитенциарных учреждений Швейцарии. В публикации отмечается, что одной из важнейших задач системы исполнения наказаний Швейцарии является

предупреждение рецидивов после

освобождения посредством формирования у осужденных прочных социальных компетенций, позволяющих вести жизнь, свободную от преступлений, а также стабилизации их предполагаемого социального пространства после освобождения; при этом кантоны могут уполномочивать частные учреждения реализовывать исполнение наказания в виде частичного лишения свободы, форму трудового экстерната, а также принудительные терапевтические меры [27. С. 78-83].

И.Г. Богатырев освещает проблемы реформирования Государственной

пенитенциарной службы Украины: представлен ретроспективный анализ стратегических основ данного процесса с 1991 года, сформулированы его научные принципы на современном этапе [5. С. 7983]. Н.Г. Калашник анализирует вопросы реформирования пенитенциарной системы Украины в контексте проблемы снижения затрат на ее содержание [13. С. 65-67].

Т.Ф. Минязева и Л.А. Букалерова в своей публикации приводят материалы об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах Норвегии, обращая внимание на то, что политика борьбы с преступностью в Норвегии ориентирована на снижение карательных свойств наказания, обращение с осужденными в соответствии с концепцией социально-этического воспитания виновных [16. С. 86-89].

Значительный интерес представляют личные наблюдения руководителя пенитенциарного учреждения Германии Е. Вальтера, постаравшегося изложить в своей публикации основные принципы

современной системы исполнения наказаний (ориентация на право, приоритет ресоциализации, гражданин государства в тюрьме, негативное влияние субкультуры, межкультурная коммуникация, образование и др.) [7. С. 46-50].

В статьях П.В. Голодова [8. С. 81-88], Б.А. Спасенникова [20. С. 35-39] приводятся результаты анализа зарубежного законодательства и опыта

функционирования служб пробации, предложения по созданию в России

Федеральной службы пробации.

Проведенное исследование позволило установить, что задачи, возлагаемые на службы пробации, в различных государствах неодинаковы; имеются отличия и в реализуемых ими функциях, организационном построении.

Альтернативы лишению свободы по законодательству зарубежных стран анализируются также и другими авторами [1. С. 28-32; 18. С. 88-93].

Большую актуальность и значимость в современных условиях приобретают вопросы противодействия радикальному религиозному экстремизму в

пенитенциарных учреждениях. В частности, А.М. Сысоевым рассматриваются особенности процесса дерадикализации лиц, осужденных за проявления криминального экстремизма, в

пенитенциарных системах стран Ближнего Востока и Азии: Израиля, Саудовской Аравии, Турции, Египта, Сингапура, Индонезии. Отмечаются основные проблемы в реализации

дерадикализационных программ при организации работы с осужденными-членами радикальных организаций и обозначаются возможные пути их решения [22. С. 83-86]. А.А. Желтов представил обширный научный материал, отражающий конфессиональную структуру тюремного населения Англии и Уэльса. Отмечая, что система учета религиозной принадлежности заключенных в Великобритании является лучшей среди прочих в странах Западной Европы, автор все же говорит о ее несовершенстве: отсутствие отчетливого соотнесения религиозной принадлежности с этническим происхождением (многие религиозные традиции, взгляды, обряды непосредственно обусловлены

национальной и этнической

принадлежностью); отсутствие учета религиозной принадлежности к различным течениям одной религии (кроме христианских) [9. С. 89-93].

Значительное количество публикаций посвящено вопросам воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными.

В.Г. Стуканов в своей статье, основанной на материале Республики Беларусь, дает психолого-педагогическую характеристику критериев степени исправления осужденных, делая при этом вполне закономерный вывод о том, что об исправлении осужденного можно судить только при наличии достаточных данных, собранных в процессе глубокого и всестороннего изучения личности, а также его поведения (а не отдельных поступков) в течение более или менее продолжительного времени [21. С. 75-78].

Э.В. Зауторова обратилась к проблеме внедрения в практику работы исправительных учреждений ФСИН России иностранных методик работы с осужденными на примере широко известной за рубежом программы «АRT-метод тренировки социальной

компетенции», разработанной в

учреждениях по охране детства Королевства Норвегия. Данная программа направлена на снижение агрессивного поведения подростков и лиц молодежного возраста. Вместе с тем, анализ результатов апробации программы в отечественных исправительных учреждениях показал, что ее реализация вызывает ряд трудностей как организационного, так и содержательного характера [10. С. 44-48].

Достаточно ценный в научном плане материал приводится в совместной публикации Д. Конзак и О.М. Чернышевой, посвященной особенностям волонтерской работы в пенитенциарных учреждениях Германии. Авторами отмечается, что деятельность волонтеров, осуществляемая большей частью под патронажем независимых организаций помощи осужденным, не стеснена нормами и условиями управления юстиции, как, например, деятельность занятых в учреждениях юстиции социальных работников, и, следовательно, может быть более ориентированной на потребности осужденных и задачи их ресоциализации [15. С. 83-89].

А.Н. Баламутом и М.А. Черкасовой описан зарубежный опыт реализации реинтеграционной модели исполнения уголовных наказаний, позволяющей создать

среду, близкую к социуму, и добиться развития необходимых личностных качеств и навыков, важных для жизни на свободе; приведены примеры программ

постепенного, подконтрольного

освобождения осужденных из тюремных учреждений [3. С. 94-98].

Не менее интересные в научном плане результаты исследований представлены в публикациях, посвященных особенностям пенитенциарной работы с отдельными категориями осужденных. Так, в своей совместной статье М. Шмид и Е.А. Огрохина анализируют основные отличительные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и принудительных мер уголовно-правового характера в отношении женщин в Швейцарии, дают краткую характеристику деятельности специализированного

пенитенциарного учреждения для женщин Хиндельбанк, отмечая, что одну из наибольших трудностей в деятельности учреждения представляет ресоциализация иностранок [28. С. 87-91]. Различные аспекты воспитательной и социальной работы с несовершеннолетними

осужденными в зарубежной практике исследуются в работах Н.Г. Калашник и О.Б. Янчука (ресоциализация

несовершеннолетних осужденных на Украине) [14. С. 56-59], М.В. Прохоровой (зарубежные системы мер стимулирования правопослушного поведения

несовершеннолетних) [17. С. 73-77], А.В. Барышевой (социальная работа по профориентации несовершеннолетних

осужденных в Швейцарии) [4. С. 89-93]. Исследуются также вопросы

ресоциализации и социальной реабилитации пожизненно заключенных [12. С. 51-56].

Отдельного внимания заслуживают публикации по вопросам обеспечения пенитенциарной безопасности,

профилактики преступлений и нарушений установленного порядка отбывания уголовных наказаний.

А.М. Аюбаев на основе анализа эффективности профилактики

преступлений в Республике Казахстан предлагает примерную модель

профилактических функций уголовно-

исполнительной системы Казахстана [2. С. 67-69]. В статье П. Щепаняка представлены возможности охраны тюрьмы посредством определенной организации общественных структур внутри учреждения [29. С. 69-75]. Е.А. Тимофеевой и О.А. Мотиным рассмотрен мировой опыт применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) и возможностей его адаптации в России. Авторами приведены примеры

использования оборудования СЭМПЛ в процессе исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в таких зарубежных странах, как США, Великобритания, Швеция, Германия, Австрия, Франция, Нидерланды и др. [23. С. 88-94]. И.В. Бондар обратился к проблеме распределения осужденных по

исправительным учреждениям в Украине; осветил особенности деятельности региональных комиссий по вопросам распределения, направления и перевода осужденных к лишению свободы; детально проанализировал критерии, по которым комиссия определяет вид уровня безопасности исправительной колонии [6. С. 67-70].

Исследователи зарубежного опыта не обходят стороной и вопросы, связанные с тюремным персоналом. Так, например, Х Йэджеяк в своей публикации отмечает, что сфера компетенций тюремного персонала в Польше оказывается многосложной (дифференцированной) и охватывает различные уровни, начиная от концепционных и заканчивая

исполнительными. Автор делает вывод, что междисциплинарный подход

(многоаспектная модель) к подготовке специалиста в настоящее время воспринимается как единственный и оптимальный способ подготовки

сотрудника тюремной службы [11. С. 5052]. О.П. Шамрук представил результаты исследования по вопросам изучения личной организованности сотрудников

Государственной пенитенциарной службы Украины. Автором определены специфика и условия проведения психологического исследования данного качества с учетом современных требований, предъявляемых к

личности государственного служащего [26. С. 57-62].

Этот опыт рекомендуется нами для анализа в научных исследованиях и практической пенитенциарной

деятельности.

Библиографический список:

1. Аммосова В.И. Наказание в виде исправительных работ в новом уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 28-32.

2. Аюбаев М.А. Профилактика преступлений как важная функция уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 7. С. 67-69.

3. Баламут А.Н., Черкасова М.А. Опыт функционирования системы «социальных лифтов» в пенитенциарных учреждениях зарубежных государств (психологический аспект) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 2 (22). С. 94-98.

4. Барышева А.В. О зарубежной практике социальной работы по профориентации несовершеннолетних осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 89-93.

5. Богатырев И.Г. Теоретическое и практическое сопровождение реформирования Государственной пенитенциарной службы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 79-83.

6. Бондар И.В. Распределение осужденных по учреждениям исполнения наказаний на современном этапе реформирования пенитенциарной системы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 1. С. 67-70.

7. Вальтер Е. Основные принципы современной системы исполнения наказаний: взгляд руководителя учреждения

// Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 2. С. 46-50.

8. Голодов П.В. Зарубежный опыт и перспективы создания службы пробации в России: организационно-правовые аспекты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 2 (14). С. 81-88.

9. Желтов А.А. Конфессиональная структура тюремного населения Великобритании // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 89-93.

10. Зауторова Э.В. О реализации программы «ART-метод тренировки социальной компетенции» в исправительных учреждениях ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 44-48.

11. Йэджеяк Х. Факторы, определяющие междисциплинарный характер подготовки сотрудников тюремной службы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 4. С. 50-52.

12. Казакова Е.Н. Опыт ресоциализации и социальной реабилитации пожизненно заключенных в Канаде // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 3. С. 51-56.

13. Калашник Н.Г. Некоторые аспекты реформирования пенитенциарной системы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 10. С. 65-67.

14. Калашник Н.Г., Янчук О.Б. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы на Украине // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 1. С. 56-59.

15. Конзак Д., Чернышева О.М. Волонтерская работа в пенитенциарных учреждениях Германии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 83-89.

16. Минязева Т.Ф., Букалерова Л.А. Лишение свободы в современном российском и норвежском уголовном законодательстве // Вестник института:

преступление, наказание, исправление.

2013. № 3 (23). С. 86-89.

17. Прохорова М.В. Система мер стимулирования правопослушного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в пенитенциарном законодательстве зарубежных стран // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 4 (1б). С. 73-77.

18. Селиверстов В.И., Майстренко Г.А., Баймолдина С.М. Альтернативы лишению свободы по законодательству Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 88-93.

19. Серебренникова А.В. Уголовно-исполнительное законодательство Баварии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4 (24). С. 74-78.

20. Спасенников Б.А., Голодов П.В. Актуальные проблемы уголовно-исполнительного законодательства // Вестник Пермского института ФСИН России. 2015. № 1 (16). С. 35-39.

21. Стуканов В.Г. Психолого-педагогическая характеристика критериев степени исправления осужденных (на материале Республики Беларусь) // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 4 (28). С. 75-78.

22. Сысоев А.М. Подходы к пенитенциарной дерадикализации осужденных за проявления религиозного экстремизма в странах Ближнего Востока и Азии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 1 (25). С. 83-86.

23. Тимофеева Е.А., Мотин О.А. К вопросу о зарубежной практике применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц // Вестник института: преступление, наказание, исправление.

2014. № 4 (28). С. 88-94.

24. Фумм А.М. Английская прогрессивная система тюремного заключения: история и современность // Вестник института: преступление,

наказание, исправление. 2011. № 4 (16). С. 68-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Чернышева О.М. Реформа в пенитенциарных учреждениях Германии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 4 (20). С. 86-89.

26. Шамрук О.П. К вопросу об изменении личной организованности сотрудников Государственной пенитенциарной службы Украины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 57-62.

27. Шмид М., Огрохина Е.А. Об основных особенностях системы исполнения наказаний и принудительных мер Швейцарии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 4 (24). С. 78-83.

28. Шмид М., Огрохина Е.А. Об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы и принудительных мер уголовно-правового характера в отношении женщин в Швейцарии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 1 (29). С. 87-91.

29. Щепаняк П. Организация общественных структур как средство охраны тюрьмы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2009. № 7. С. 69-75.

©Спасенников Б.А., Голодов П.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.