Научная статья на тему 'О внедрении передового опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в деятельность УИС России'

О внедрении передового опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в деятельность УИС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1064
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / ADVANCED EXPERIENCE / ВНЕДРЕНИЕ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Тимофеева Елена Александровна

В статье анализируются возможности и необходимость внедрения передового зарубежного опыта в деятельность ФСИН России и правового регулирования его внедрения. Данная деятельность позволит скоординировать усилия пенитенциарной науки в части выработки предложений по совершенствованию функционирования УИС с возможностями по их практической реализации. Применение передового зарубежного опыта в процессе реформирования пенитенциарной системы должно способствовать достижению целей реформ, а также снижению затрат на совершенствование деятельности учреждений и органов УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Тимофеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INTEGRATION OF BEST MODERN EXPERIENCE OF PENITENTIARY SYSTEMS OF FOREIGN COUNTRIES TO THE ACTIVITIES OF THE FPS OF RUSSIA

The authors analyze proves the necessity of integration of advanced foreign experience to the activity of the FPS of Russia and the legal regulation of such integration. This activity will coordinate the efforts of penitentiary science in the development of proposals for improving the operation of the FPS with the capacity to implement them. The using of advanced foreign experience in reforming the penal system should contribute to achieving the objectives of the reforms and cost reduction to improve the functioning of institutions and bodies of the FPS of Russia.

Текст научной работы на тему «О внедрении передового опыта пенитенциарных систем зарубежных стран в деятельность УИС России»

ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

О ВНЕДРЕНИИ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ СИСТЕМ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УИС РОССИИ

© 2015 А. А. Вотинов, E. А. Тимофеева

Аннотация. В статье анализируются возможности и необходимость внедрения передового зарубежного опыта в деятельность ФСИН России и правового регулирования его внедрения. Данная деятельность позволит скоординировать усилия пенитенциарной науки в части выработки предложений по совершенствованию функционирования УИС с возможностями по их практической реализации. Применение передового зарубежного опыта в процессе реформирования пенитенциарной системы должно способствовать достижению целей реформ, а также снижению затрат на совершенствование деятельности учреждений и органов УИС.

Ключевые слова: внедрение, инновационная деятельность, международное сотрудничество, передовой опыт.

ABOUT THE INTEGRATION OF BEST MODERN EXPERIENCE OF PENITENTIARY SYSTEMS OF FOREIGN COUNTRIES TO THE ACTIVITIES OF THE FPS OF RUSSIA

© 2015 А. Votinov, E. Timofeeva

Summary. The authors analyze proves the necessity of integration of advanced foreign experience to the activity of the FPS of Russia and the legal regulation of such integration. This activity will coordinate the efforts of penitentiary science in the development of proposals for improving the operation of the FPS with the capacity to implement them. The using of advanced foreign experience in reforming the penal system should contribute to achieving the objectives of the reforms and cost reduction to improve the functioning of institutions and bodies of the FPS of Russia.

Keywords: integration, innovation, international cooperation, advanced experience.

Внедрение передового зарубежного опыта в уголовно-исполнительную систему России представляется одной из важнейших задачей в процессе дальнейшего совершенствования деятельности ФСИН России.

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (абз. 27 раздела I), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (в редакции от 23.09.2015) (далее - Концепция), отмечено, что «несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества»1.

Для обеспечения выполнения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей, в сфере социальной и

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. распор. Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1877-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544; - 2015. - № 40. - Ст. 5581.

психологической работы с осужденными, их воспитания и образования предполагается «адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы и повышение роли образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний и межрегиональных психологических лабораторий территориальных органов уголовно-исполнительной системы в разработке и проведении научно-прикладных исследований, внедрении диагностических программ и инновационных технологий психологической работы с осужденными»2.

С этих позиций внедрение зарубежного опыта в деятельность УИС является интеграцией инноваций, то есть передовых научных и (или) технических разработок для совершенствования системы исполнения наказаний России.

Под «интеграцией» (от лат. т1е§га1;ю - «соединение») в деятельности органов государства в зависимости от контекста чаще всего понимается процесс объединения частей в целое или встраивания отдельных элементов в механизм деятельности чего-либо. При этом интеграция передового опыта рассматривается некоторыми авторами как одно из направлений инновационной деятельности в ФСИН России наряду с научно-исследовательской деятельностью и использованием ее результатов при выполнении поставленных перед пенитенциарной системой России задач3.

Исходя из этого инновационная деятельность во ФСИН России - это научно-исследовательская деятельность научных и учебных организаций, входящих в систему ФСИН России, а также выявление и изучение передового и положительного опыта в деятельности одних подразделений ФСИН России и внедрение его в другие подразделения с учетом таких факторов, как направление деятельности подразделения, его территориальное расположение, климатические условия и др.

Понятие «передовой опыт» включает в себя новые, наиболее прогрессивные формы и методы работы, проверенную практикой научно обоснованную систему приемов организации и деятельности служб и подразделений ФСИН России, наилучшие по сравнению со средними общественными показателями образцы труда и т. д., которые являются в целом репрезентативными для значительного числа подразделений ФСИН России4.

Подчеркнем, что утверждение о том, что «любой передовой опыт всегда положителен», не является неоспоримым, так как передовой опыт ряда зарубежных стран в области исполнения уголовных наказаний вряд ли может быть признан положительным в России (например, в части способов приведения в исполнение смертной казни в США).

Внедрение передового зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей в УИС России, подготовка специалистов для пенитенциарной системы, проведение научных исследований на основе реализации международных проектов согласно Концепции осуществляется, в том числе, путем «расширения контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза, государств-участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья»5.

Интеграция зарубежного опыта в деятельность УИС на современном этапе осуществляется по трем основным направлениям:

- нормативно-правовому;

- информационно-техническому;

- психолого-педагогическому.

2 См.: Абз. 12 и 16 блока «Социальная и психологическая работа с осужденными. Воспитание и образование осужденных» подраздела 4 раздела III Концепции.

3 См.: Маркелова О. Н. Теоретико-правовые основы инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - Вып. 3 (17). - С. 235-236.

4 См.: Там же. - С. 236.

5 См.: Абз. 1-2 подраздела 8 раздела III Концепции.

Деятельность в рамках первого направления предполагает изучение нормативных предписаний в области исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и анализ возможностей их применения в УИС России путем имплементации в отечественное законодательство.

Таким путем были внедрены в практику некоторые прогрессивные виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества, например, обязательные работы, ограничение свободы и др.

Достаточно большое количество инноваций были интегрированы в деятельность УИС России в области информационно-технического обеспечения исполнения уголовных наказаний (автоматизированные базы данных, автоматизированные рабочие места, системы видеоконтроля, СЭМПЛ и др.).

Однако Россия не может и не должна слепо копировать западные стандарты, так как их «некритическое восприятие без учета отечественных юридических традиций, а также игнорирование фактора преемственности в праве может породить негативные последствия в будущем»6.

Учитывая опыт международного сотрудничества в пенитенциарной сфере, следует признать, что наиболее эффективным средством реализации положений международных нормативных актов является их имплементация в российскую правовую систему. Так, анализ ст. 3 УИК России позволяет сделать вывод о том, что в области исполнения уголовных наказаний на территории России наряду с нормами национального уголовно-исполнительного законодательства возможно непосредственное применение норм международного уголовно-исполнительного права. Таким образом, если нормы международного уголовного права - это нормы для законодателя, то нормы международного уголовно-

7

исполнительного права - это нормы одновременно и для законодателя, и для практики .

В качестве примера внедрения зарубежного опыта в области уголовных наказаний можно привести включение в УК России и УИК России наказания в виде обязательных работ, которые среди наказаний, альтернативных лишению свободы, получили наибольшее распространение в европейских и ряде других государств. Считается, что в середине 90-х гг. прошлого столетия именно европейские специалисты оказали нашей стране помощь при введении в действие наказания в виде обязательных работ и внесении соответствующих изменений в законодательство. Возможно, в дальнейшем в нашей стране будет им-плементирован зарубежный опыт сочетания наказания в виде обязательных работ с программой пробации8, пока у нас не созданной. При этом пробация должна рассматриваться не как наказание, а как принудительное условие для осужденного, освобожденного от реального отбывания наказания в виде лишения свободы9.

Важным этапом в развитии УИС стало внедрение международной практики применения меры пресечения в виде домашнего ареста, в том числе с использованием средств персонального контроля (электронных браслетов, стационарных и мобильных контрольных устройств)10.

Интересно будет заметить, что всего около 10 лет назад такая мера казалась трудно исполнимой из-за отсутствия возможностей для эффективного надзора за осужденным»11. В 2005 г. директор ФСИН России Ю. И. Калинин, говоря о применении системы электронного мониторинга, отмечал: «Мы изучали опыт за рубежом, в первую очередь в Англии. Да, на первый взгляд, для нас это очень интересно. Но применительно к России это и

6 См.: Глебова Н. А. Внедрение передового зарубежного опыта и реализация международных стандартов в деятельности уголовно-исполнительной системы России с учетом задач ее развития до 2020 г. // Вестник института. Преступление. Наказание. Исправление. - 2013. - № 6. - С. 26.

7 См.: Уткин В. А. Международное уголовно-исполнительное право: к концепции формирования // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. - Томск, 2002. - Ч. 9. - С. 152.

8 «Пробация» (от латинского «ргоЪайо» - испытание) - юридический термин, использующийся в международной практике применительно к службе, исторически создаваемой в целях организации работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, либо условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы.

9 Глебова Н. А. Указ. соч. - С. 29.

10 См.: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - 9 дек.

11 См.: Дворянсков И. В., Сергеева В. В., Баталин Д. Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). - М., 2004. - С. 40.

дорого, и сложно, потому что мы имеем большую географию, это большие расстояния, большие территории, большие города»12. Однако, менее чем за 10 лет технологии настолько «шагнули» вперед, что сегодня данная мера успешно применяется и дает ощутимые позитивные результаты на территории различных субъектов Российской Федерации.

Популярность системы электронного мониторинга в мире выросла настолько, что во многих странах применение электронных браслетов стало единственным наказанием по целому ряду статей уголовного кодекса (кража, хулиганство, угон), что позволило значительно уменьшить число лиц, лишенных свободы, а также снизить рецидив преступлений. В Великобритании, Франции, а также некоторых других странах реализуются проекты по ношению электронных браслетов не только лицами, досрочно (условно) освобожденными, но и теми, кто отбыл свой срок за преступление, считающееся общественно опасным (например, педофилия, убийство, насильственные преступления и т. д.)13.

С нашей точки зрения, подобный опыт вполне можно интегрировать в российское правовое поле и ввести такую практику законодательно и организационно-технически.

Также проблемой в Российской Федерации, относительно успешно решаемой в зарубежных странах, являются вопросы законодательного регулирования деятельности в области баз генетических данных, создания соответствующих видов криминалистических учетов и возможности их использования в деятельности УИС.

Подобные базы данных в настоящее время созданы уже более чем в 30 европейских странах, а также в США, Новой Зеландии, Австралии и др. Первая в мире база генетических данных была создана в Великобритании в 1995 г.; в 1997-1998 гг. начали создаваться базы данных в других европейских странах - Австрии, Нидерландах, Норвегии, Германии, Бельгии и т. д. База данных США CODIS (Combined DNA Index System) была введена в действие в 1998 г. (пилотный проект начался в 1990 г.). Опыт их использования в мире однозначно свидетельствует о высокой эффективности баз данных для раскрытия и расследования преступлений14.

В России экспертное применение ДНК-идентификации началось во второй половине 1980-х гг. Помимо этого в настоящее время в десятках лабораторий экспертно-криминалистической и судебно-медицинской служб успешно используется система ДНК-регистрации. Что касается создания федеральной системы ДНК-регистрации, научные основы которой были разработаны в России еще в середине 1990-х гг., то ее практическая реализация, к сожалению, была отложена из-за отсутствия финансирования. Однако оснащение в последние годы экспертных подразделений автоматизированными системами ДНК-анализа создало, наконец, предпосылки для реализации данной программы. Это потребовало принятия нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность. Первым таким актом явился изданный в 2006 г. приказ МВД России от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации», которым был введен учет данных ДНК биологических объектов - следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц), а также образцов тканей неопознанных трупов15.

Обязательной геномной регистрации подлежат: 1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; 2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий; 3) неопознанные трупы.

12 См.: КалининЮ. И. Выступление на интернет-конференции «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной системы», 10 марта 2005 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 05.09.2015).

13 См.: ГлебоваН. А. Указ. соч. - С. 29.

14 См.: Новые виды криминалистических учетов и возможности их использования в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/war/3c0a65635b2bc69b4c43b88521316d37_2.html (дата обращения: 06.09.2015).

15 См.: Приказ МВД России от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 05.09.2015).

Срок хранения геномной информации различных категорий лиц в России определен: геномная информация осужденных и отбывающих наказание лиц должна храниться до установления факта смерти (при отсутствии сведений о смерти - до даты, когда данному лицу исполнилось бы 100 лет); неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, - 70 лет с момента получения генетической информации; неопознанных трупов - до установления личности (но не более 70 лет).

Однако в Федеральном законе «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»16 не указано, подлежит ли изъятию из федеральной базы данных геномная информация лица, признанного невиновным. Такая ситуация оговорена в законодательствах целого ряда стран. В Норвегии и Венгрии из базы данных удаляются профили ДНК осужденных в случае оправдания данных лиц. В значительном числе стран (Австрия, Шотландия, Швейцария, Греция, Эстония) законодательно определено удаление профилей ДНК подозреваемых в случае признания их невиновными, а в Великобритании в национальной базе данных разрешено оставлять без ограничения срока не только профили ДНК осужденных, но и профили ДНК подозреваемых, даже в случае признания их невиновными.

В России остается не решенным и вопрос о механизме получения образцов у лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации. Если обратиться к зарубежному опыту, то осужденного (подозреваемого) могут попросить предоставить образец добровольно либо взять образец на основании полицейского или судебного ордера. В случае же отказа предоставить образец, могут последовать: а) осуждение; б) физическое принуждение дать образец; в) получение образца с предмета, на котором имеется биологический (клеточный) материал данного лица17.

Таким образом, вышеуказанные системы ДНК-идентификации и ДНК-регистрации представляются необходимыми для получения важнейшей криминалистически значимой информации, однако в нынешних реалиях возможность их применения может быть ограничена финансовыми издержками. Например, расходы только на поддержание уже созданной базы генетических данных Великобритании в 2008-2009 гг. составили 4 290 500 фунтов стерлингов18.

В рамках второго - информационно-технического - направления интеграции зарубежного опыта в деятельность УИС большое внимание на современном этапе уделяется возможностям внедрения систем информационного обеспечения деятельности УИС, основанных на использовании интегрированных банков данных с организацией оперативного доступа к ним сотрудников непосредственно с рабочих мест.

Внедряются новые методы работы с информацией, в частности формирование единой методологии сбора, обработки, хранения и защиты информации оперативного, справочного и статистического назначения (например, СЭД).

Интеграция передового опыта осуществляется также путем сотрудничества с пенитенциарными учреждениями других государств в форме обмена научно-технической, статистической информацией, техническими образцами и технологиями их производства; совместного и согласованного проведения различных научных мероприятий; взаимных стажировок и обучения специалистов и т. д.

В настоящее время активно проводятся научные, в том числе диссертационные, исследования в области возможностей интеграции в деятельность УИС России зарубежного опыта в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности осужденных и персонала учреждений УИС.

Исследование деятельности пенитенциарных учреждений Германии, Франции, Великобритании, США, Израиля и других зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что одним из основных направлений совершенствования деятельности пенитенциарных учреж-

16 См.: Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (с изм. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 49. - Ст. 5740.

17 См.: Перепечина И. О. Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»: правовые и криминалистические аспекты // Вестник криминалистики. - 2010. - Вып. 1 (33). - С. 16-22.

18 См.: Там же.

дений иностранных государств в сфере обеспечения безопасности является постоянное совершенствование их технической оснащенности. Законодательство Российской Федерации в рассматриваемой сфере соответствует нормам-принципам международных правовых документов о правах человека, в частности Европейских пенитенциарных правил, согласно которым в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, допускается применение технических средств для обеспечения безопасности, предусмотрено наличие системы сигнализации, позволяющей осужденным незамедлительно устанавливать контакт с персоналом, а также проведение досмотров с целью предотвращения попыток побега или сокрытия запрещенных предметов с использованием технических средств19.

В целях соответствия нормам-принципам Европейских пенитенциарных правил, а также совершенствования условий обеспечения безопасности осужденных предлагается использовать в упомянутых помещениях технические средства с функциями аудио- и видеоконтакта, а также отмечается, что без научно обоснованной и четко сформулированной тактики применения средств видеонаблюдения в настоящих условиях снижается эффективность их применения. В связи с этим учеными предлагается комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности инженерно-технических подразделений при обеспечении безопасности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в том числе внесение изменений в штатные расписания учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, с целью введения должности инженера по эксплуатации систем видеонаблюдения20.

Немаловажная роль на современном этапе развития УИС России и за рубежом отводится кинологической службе21. Одной из приоритетных задач, стоящих перед ней, является обеспечение охраны учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Использование служебных собак в правоохранительных органах России, в том числе и в ФСИН России, достаточно широко распространено. Именно поэтому может представлять интерес соответствующий передовой опыт зарубежных коллег из Израиля.

Передовым информационно-техническим средством надзора за осужденными и их охраны, применяемым за рубежом, являются специальные сигнальные датчики, которые могут размещаться как в камерах, так и, в том числе, на ошейниках служебных собак.

Так, управлением израильских тюрем «ШАБАС» была представлена информация о том, что в пенитенциарных заведениях страны используют специальную компьютерную программу, которая позволяет интерпретировать лай служебных собак. С помощью этой программы охранники способны отличить обычный лай от предупреждающего, когда происходит попытка побега или иного запрещенного деяния со стороны заключенного. Программа позволяет охранникам услышать сигнал тревоги, подаваемый собаками и быстро определить его значимость. Специальная система с помощью микрофонов «собирает» лай собак, а затем сортирует и интерпретирует его, ориентируясь на запись лая, который является значимым с точки зрения безопасности, то есть свидетельствует о нахождении собаки в состоянии стресса или агрессии22.

Помимо экономического, в проекте есть определенный гуманный аспект - многие собаки, задействованные в программе Bio-Sense, посылаются на охраняемые объекты из собачьих приютов23.

19 См.: Хабаров А. В. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности осужденных и персонала: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11. - Псков, 2012. - С. 20-22.

20 См.: Там же. - С. 23, 15.

21 Вотинов А. А. Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки будущих кинологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Киров, 2011. - С. 3.

22 См.: Израильских тюремщиков обучили собачьему языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mignews.com/news/society/world/190508_143442_48252.html (дата обращения: 06.09.2015); ШАБАС контролирует спокойствие в тюрьмах с помощью «собачьей» программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.co.il/israel/19may2008/dog400.html (дата обращения: 06.09.2015).

23 См.: Там же.

В рамках третьего - психолого-педагогического - направления также осуществляется многоплановая работа по внедрению передового зарубежного опыта.

Анализ направлений и содержания психолого-педагогической работы в зарубежных УИС позволяет сделать вывод, что основным в работе с лицами, отбывающими наказание, в ряде стран избран программно-целевой подход. Наиболее известными являются программы модификации поведения, а также технологии, реализуемые в социально-терапевтических учреждениях Дании, Нидерландов, Германии и др. («общинная модель»), где специальные терапевтические меры, социальная помощь и предоставление льгот обеспечивают, прежде всего, ресоциализацию заключенных и подготовку их к освобождению.

Широкое распространение в большей части США и Европы получила программа тренировки замещения агрессии (ART), разработанная для подростков А. П. Гольдштейном и Б. Гликом и рассматривающая возможности когнитивного поведенческого вмешательства, обучающего человека справляться со своим агрессивным поведением (Финляндии, Дании, Исландии, Турции, Литве) и Австралии. В России проект ART стартовал в 2006 г. как двусторонний, в рамках сотрудничества между Норвегией и Республикой Карелией. Одной из целей являлось установление партнерских отношений между 3 российскими и 2 норвежскими учреждениями с целью внедрения, применения и контроля над качеством результатов работы в группах ART, состоящих из проблемных подростков24.

Опыт пенитенциарной практики свидетельствует о том, что недооценка половой принадлежности и возраста лица, совершившего преступление, отрицательно сказывается на результатах процесса его ресоциализации. Так, примером ресоциализации осужденных женского пола в западных государствах являются программы их подготовки к жизни на свободе, орентированные на поддержание их социальных связей. Они могут получить специальность (менеджера, повара, садовода), их обучают домоводству, личному уходу за собой, полезному проведению досуга, для них организуются курсы парикмахеров. Помимо этого для них проводятся культурные и спортивные мероприятия, кружковая работа, поощряется самодеятельное творчество, предоставляются отпуска в течение отбывания наказания, особые отпуска для устройства на работу и решения бытовых вопросов25.

Положительным примером внедрения зарубежного опыта психолого-педагогической работы с осужденными является работа по внедрению в российских ИУ программы «VINN» - «Победа», разработанной Кадровой академией исправительной службы Норвегии (KRUS) и активно реализуемой в службе пробации Норвегии и иных скандинавских стран: Швеции, Финляндии, Дании. Цель программы - позитивные изменения у осужденных женщин (в отношении к себе, к окружающим, совершенному преступлению, употреблению алкоголя и наркотиков, построение положительных жизненных планов, пересмотр жизненных ценностей и т. п.). Общий курс обучения длится 3,5 месяца. В России программа прошла адаптацию в УФСИН России по Архангельской, Московской, Мурманской областям, Республике Мордовии26.

Психолого-педагогическая работа с осужденными успешно осуществляется в Германии. В стране действует специальная тюрьма-распределитель (диагностический центр), создана достаточно эффективная система переходных домов, позволяющих в значительной степени облегчить процесс социальной реинтеграции и т. д.

Одним из ведущих направлений в работе по ресоциализации осужденных является обучение по различным образовательным программам. Профессиональное образование,

24 См.: Дядченко Е. А. Программы модификации поведения лиц, отбывающих наказание, оказание постпенитенциарной помощи за рубежом // Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара, 2013. - С. 254-255.

25 Ковтуненко Л. В. Актуальные проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных учреждениях России с учетом международного опыта // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 11 (033).

26 См.: Дядченко Е. А. Социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными // Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара, 2013. - С. 254-255.

организуемое совместными администрацией тюрем и федеральными комитетами по труду, свободными германскими профсоюзами и направленное на потребности рынка рабочей силы осуществляет важную социализирующую функцию27. Значимый вклад в дело ресоциализации осужденных, формируя их мировоззренческие установки, вносит церковь: в ряде тюрем священнослужители входят в штат учреждения, в других - с ними заключают контракт, в третьих - приглашают для разового проведения проповедей.

В качестве действенных средств, формирующих установки осужденных на ресо-циализацию и адаптацию в обществе, выступают психолого-педагогические и социальные тренинги (аутотренинги). Социальные тренинги предполагают исследование социально применимых, некриминальных методов преодоления ситуаций, возникающих в ежедневной жизни. Тема и способы определяются в согласовании с целями группы: «Обращение с средствами и долгами», «Жилье», «Работа и профессия», «Права и обязанности», «Социальные дела и партнерство», «Спорт и досуг», «Поведение в случае попадания в зависимость от наркотиков» и т. д.

Педагогический аутотренинг, психологическое консультирование активно применяется для осужденных женщин в зарубежных тюрьмах с целью разрешения межличностных конфликтов. Психологами также проводятся беседы с семьями осужденных. Принципиальное значение имеет социальная работа по оказанию помощи в организации ежедневной жизни: в нахождении места работы и профессии через разные программы помощи безработным, направлении на курсы переквалификации, проведении реабилитационных мероприятий, включающих поиск и обеспечение им жилища, составление проектов по жилью. Осуществляется консультирование осужденных по юридическим вопросам, оказывается помощь в период их подготовки к освобождению: инициирование примирения правонарушителя с жертвой; сотрудничество с трибуналом; разработка проектов организации свободного времени и поиска работы; оказание помощи по ориентации в социуме через сотрудничество как с коммунальными, так и с региональными общественными объединениями (к примеру, наркозависимость, социальная помощь и т. д.).

В Нидерландах успешно применяется частная система исполнения наказаний и социальной реабилитации преступников. В Норвегии действует принцип гарантии реинтеграции, то есть существует гарантия того, что общественные службы, доступные обычным гражданам страны, доступны и для лиц, находящихся в местах лишения свободы28.

Перспективным, с нашей точки зрения, является изучение передового зарубежного опыта применения поощрительных институтов в развитых странах, что является одним из путей скорейшего приведения УИС России в соответствие с Европейскими пенитенциарными правилами. Поощрительные институты обладают большим воспитательным потенциалом. К таким поощрительным институтам можно отнести предоставление права передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ); выездов осужденных к лишению свободы за пределы ИУ (ст. 97 УИК РФ) и др. Анализ действующего законодательства стран СНГ показал, что в российском уголовно-исполнительном законодательстве можно предусмотреть краткосрочные выезды, кроме прочего, и для поступления в высшие учебные заведения заочной формы обучения и для сдачи экзаменационной сессии в образовательных учреждениях высшего образования. Но данные выезды разрешать только положительно характеризующимся осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, один раз в год продолжительностью до 10 суток без учета времени, необходимого для проезда туда и обратно, но не более 3 суток29.

27 Андреев Н. А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический нюанс): учебное пособие. - М., 2001.

28 См.: ГлебоваН. А. Указ. соч. - С. 28.

29 См.: Бабаян С. Л. Поощрительные институты в пенитенциарных системах стран СНГ и развитых зарубежных стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-aгticle.php?id=21&art=4174 (дата обращения: 04.09.2015).

В рекомендациях Международного центра тюремных исследований отмечается, что целесообразно разработать и внедрить систему краткосрочных выездов, позволяющую осужденному отлучаться для посещения своих семей на дому, разумеется, при отсутствии угрозы безопасности населению со стороны осужденного30. Данная практика важна с точки зрения ресоциализации и применяется, например, в Швейцарии (на срок от нескольких часов до 2 суток в месяц)31, в Норвегии (краткосрочное до 5 часов; бытовое в связи с рождением ребенка, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника; обыкновенное после отбытия не менее 1/3 срока наказания, беспрерывного пребывания в тюрьме не менее 4 месяцев, на срок до 12 часов в первый раз и до 3 суток во второй и последующие разы не ранее, чем через 2 месяца после каждого увольнения)32, в ФРГ (с сопровождением или без сопровождения сотрудника учреждения)33. При этом процент осужденных, не прибывших в срок из подобных выездов, и в зарубежных странах, и в России примерно одинаков и составляет не более 0,3 %, но в России практика выездов применяется в 10 раз реже34.

В связи с вышеизложенным, представляется возможным расширение системы мер поощрения в виде краткосрочных выездов, применяемых к российским осужденным к лишению свободы, с соответствующей корректировкой ст. 113 УИК России.

Возможно, что многое из описанного нами передового опыта покажется дискуссионным, а пути его внедрения не единственными и не окончательными. В то же время, по нашему мнению, можно сделать вывод о важности и своевременности исследований ряда ученых в области правовых, организационных вопросов повышения эффективности деятельности органов и учреждений УИС с учетом передового зарубежного опыта во всех сферах.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андреев, Н. А. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический нюанс): учебное пособие / Н. А. Андреев. - М., 2001.

Бабаян, С. Л. Поощрительные институты в пенитенциарных системах стран СНГ и развитых зарубежных стран [Электронный ресурс] / С. Л. Бабаян. - Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=21&art=4174 (дата обращения: 04.09.2015).

Веррен, А. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении взрослых правонарушителей / А. Веррен // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: мат-лы Межд. науч.-практич. конф-и. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - Ч. 1. - С. 56.

Вотинов, А. А. Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки будущих кинологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. А. Вотинов. - Киров, 2011.

Вотинов, А. А. Профессиональная культура кадрового состава ФСИН: социально-культурный контекст / А. А. Вотинов // Казанская наука. - 2015. - № 6. - С. 185-187.

Глебова, Н. А. Внедрение передового зарубежного опыта и реализация международных стандартов в деятельности уголовно-исполнительной системы России с учетом задач ее развития до 2020 г. / Н. А. Глебова // Вестник института. Преступление. Наказание. Исправление. - 2013. - № 6. - С. 26.

Гришко, А. Я. Норвежские тюрьмы: общая характеристика, гражданско-правовой статус заключенных (на примере мужской тюрьмы в г. Осло): аналитический обзор / А. Я. Гришко. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006.

Дворянсков, И. В. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование) / И. В. Дворянсков, В. В. Сергеева, Д. Е. Баталин. - М., 2004.

30 См.: Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: пособие для тюремного персонала. - Лондон: Международный центр тюремных исследований, 2002. - С. 96.

31 См.: Веррен А. Исполнение наказания и применение уголовно-правовых мер в Швейцарии в отношении взрослых правонарушителей // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: мат-лы Межд. науч.-практич. конф-и. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - Ч. 1. - С. 56.

32 См.: Гришко А. Я. Норвежские тюрьмы: общая характеристика, гражданско-правовой статус заключенных (на примере мужской тюрьмы в г. Осло): аналитический обзор. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006. - С. 25.

33 Там же.

34 См.: Бабаян С. Л. Указ. соч.

Дядченко, Е. А. Программы модификации поведения лиц, отбывающих наказание, оказание постпенитенциарной помощи за рубежом / Е. А. Дядченко // Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара, 2013. - С. 254-255.

Дядченко, Е. А. Социальная, психологическая и воспитательная работа с осужденными / Е. А. Дядченко // Энциклопедия пенитенциарного права / под общ. ред. Р. А. Ромашова. - Самара, 2013.- С. 254-255.

Израильских тюремщиков обучили собачьему языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mignews.com/news/society/world/190508_143442_48252.html (дата обращения: 06.09.2015).

Калинин, Ю. И. Выступление на интернет-конференции «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в период реформирования уголовно-исполнительной системы», 10 марта 2005 г. / Ю. И. Калинин // СПС «Гарант» (дата обращения: 05.09.2015).

Клячкина, Н. Л. Оценка и регулирование психологических состояний сотрудников органов внутренних дел / Н. Л. Клячкина // Юридический психолог. - 2015. - № 3.

Ковтуненко, Л. В. Актуальные проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных женского пола в воспитательных учреждениях России с учетом международного опыта / Л. В. Ковтуненко // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 11 (033).

Койл, Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: пособие для тюремного персонала / Э. Койл. - Лондон: Международный центр тюремных исследований, 2002.

Маркелова, О. Н. Теоретико-правовые основы инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе / О. Н. Маркелова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - Вып. 3 (17). - С. 235-236.

Новые виды криминалистических учетов и возможности их использования в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/war/3c0a65635b2bc69b4c43b88521316d37_2.html (дата обращения: 06.09.2015).

Перепечина, И. О. Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»: правовые и криминалистические аспекты / И. О, Перепечина // Вестник криминалистики. - 2010. - Вып. 1 (33). - С. 16-22.

Приказ МВД России от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 05.09.2015).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (в ред. распор. Правительства Российской Федерации от 23.09.20152 № 1877-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544; - 2015. - № 40. - Ст. 5581.

Тимофеева, Е. А. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах / Е. А. Тимофеева // Вестник Самарского государственного технического университета. - Серия: Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 2(22).

- С. 192-202.

Тимофеева, Е. А. Правовая подготовка сотрудника пенитенциарной системы: историко-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография / Е. А. Тимофеева.

- Самара, 2013. - 206 с.

Уткин, В. А. Международное уголовно-исполнительное право: к концепции формирования / В. А. Уткин // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. статей. — Томск, 2002. - Ч. 9. - С. 152.

Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (с изм. от 17.12.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008.

- № 49. - Ст. 5740.

Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета.

- 2011. - 9 дек.

Хабаров, А. В. Организация и правовые основы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере инженерно-технического обеспечения безопасности осужденных и персонала: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / А. В. Хабаров. - Псков, 2012.

ШАБАС контролирует спокойствие в тюрьмах с помощью «собачьей» программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.co.il/israel/19may2008/dog400.html (дата обращения: 06.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.