Научная статья на тему 'Взаимодействие общественных организаций с учреждениями исполнения наказания как фактор обеспечения прав и законных интересов заключенных и осужденных'

Взаимодействие общественных организаций с учреждениями исполнения наказания как фактор обеспечения прав и законных интересов заключенных и осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Н. П.

14 октября 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы страны до 2020 г., в рамках которой особое внимание следует уделить созданию благоприятных возможностей для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач, обеспечению гласности в деятельности УИС, её подконтрольности институтам гражданского общества, а также развитию международного сотрудничества с пенитенциарными системами зарубежных стран, с международными органами и неправительственными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общественных организаций с учреждениями исполнения наказания как фактор обеспечения прав и законных интересов заключенных и осужденных»

4. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Проспект, 2006.

5. Криминология / Под. ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 2009.

6. Крайнева О.Л. Криминологическая характеристика форм криминального насилия: автореф. дисс. ... канд. юр. наук. - Саратов: СЮИМВД России, 2009.

7. Криминальное насилие против женщин и детей. Международные стандарты противодействия: сборник документов. - М.: Норма, 2008.

8. Зайко Т.М. Система мер предупреждения преступности несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений: автореф. дисс. ... докт. юр. наук. - Екатеринбург, 2002.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЗАКЛЮЧЕННЫХ И ОСУЖДЕННЫХ

© Попова Н.П.*

Братский государственный университет, г. Братск

14 октября 2010 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы страны до 2020 г., в рамках которой особое внимание следует уделить созданию благоприятных возможностей для участия общественности в решении стоящих перед УИС задач, обеспечению гласности в деятельности УИС, её подконтрольности институтам гражданского общества, а также развитию международного сотрудничества с пенитенциарными системами зарубежных стран, с международными органами и неправительственными организациями.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, доставшейся нам в наследство от ГУЛАГа, на протяжении длительного времени оставались закрытыми не только для советского, но и для российского общества, что, в свою очередь, породило негативное представление и о современной Федеральной службе исполнения наказания России в целом.

Несомненно, российская пенитенциарная система уже давно нуждалась в реформировании с учетом общепризнанных норм международного характера и в части совместной деятельности ФСИН России с общественными организациями.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики в рамках изучаемого вопроса показывает, что в этом направлении за

* Доцент кафедры Правоведения и политологии, кандидат юридических наук.

последние годы сделано немало. Как следствие, учреждения исполнения наказания стали максимально открытыми для представителей официально зарегистрированных общественных организаций.

Согласно ст. 23 УИК РФ, участие общественности в деятельности пенитенциарных учреждений может осуществляться в трех формах:

- содействие работе учреждений и органов, исполняющих наказание;

- участие в исправлении осужденных;

- контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в Российской Федерации действуют различные общественные объединения, а именно: правозащитные и религиозные организации, политические партии, научные фонды, спортивные общества, профессиональные союзы, попечительские советы, родительские комитеты и др.

Как подчеркивает Т.И. Помыткина, «взаимодействие уголовно-испол-нительной системы России с общественными некоммерческими организациями является важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными и способствует возвращению в общество законопослушных и социализированных граждан. Это взаимодействие: а) представляет общественно-государственные отношения; б) оказывает общегуманное воздействие на уголовно-исполнительную систему; в) помогает эффективно проводить пенитенциарные реформы; г) кооперирует усилия по формированию здорового климата в среде осужденных; д) способствует реализации конституционных прав осужденных и их ресоциализации; е) положительно влияет на сокращение рецидивной преступности и социальную стабильность общества» [5, с. 44].

Говоря о правовом регулировании деятельности общественных организаций, следует отметить, что наиболее значимым явилось принятие Положения об Общественном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 29 января 2007 г. № 14; федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; приказа ФСИН России от 28 ноября 2008 г. № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий».

Знаковым событием для реформирования пенитенциарной системы явилось принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

Говоря о реализации основных положений Концепции, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по

обороне и безопасности В.А. Озеров особо отметил, что «основной замысел Концепции заключается в создании современной уголовно-исполнительной системы, ориентированной на приближение ее деятельности к международным стандартам, потребностям общественного развития и привлечения к процессу исполнения наказаний институтов гражданского общества» [6, с. 3].

На прошедшей в Общественной палате Российской Федерации пресс-конференции, посвященной итогам деятельности названных комиссий, член Общественной палаты, председатель Общественного совета ФСИН России Мария Каннабих, акцентируя в своем выступлении внимание на большом значении общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, отметила, что результаты работы ОНК позволяют сделать выводы, согласно которым в указанных местах еще не полной мере соблюдаются права человека на медицинское обеспечение, санитарную гигиену, питание, труд, социальную защиту [2, с. 12].

Третий год в 77 регионах России функционируют общественные наблюдательные комиссии, членами которых осуществлено более пяти тысяч посещений мест принудительного содержания, рассмотрено более десяти тысяч жалоб и обращений, по результатам проверок в различные инстанции отправлено 1750 заключений [2, с. 12].

Рассматривая роль и значение общественных организаций в реализации исправительного процесса, А. Павлов подчеркивает, что «участие представителей общественности в исправлении осужденных отличается от иных форм содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, по двум основным признакам: во-первых, непосредственное участие в реализации средств исправления, предусмотренных, в частности, в ст. 9 УИК РФ; во-вторых, участие в отношениях непосредственно с самим осужденным, а не только с представителями учреждений и органов, исполняющих наказания. Одним из возможных случаев такого непосредственного общения с осужденными является обращение последних с предложениями, заявлениями и жалобами в органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод человека в соответствии сч. 4 ст. 12 УИК РФ. Соответственно эти два признака отличают и уголовно-исполнительные отношения, субъектами которых являются представители общественности» [4, с. 24].

Очевидно, что возможность осужденных к лишению свободы реализовать свои права, в том числе и право на социальную защиту, обеспечивается нормами, предоставляющими возможность посещения исправительных учреждений иными лицами.

Так, с 1997 г. осужденные обладают правом на получение пенсии, социальных пособий по месту нахождения учреждения. На законодательном уровне в ст. 98 УИК РФ установлено право обязательного государственного социального страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы в порядке, устанавливаемым Правительством РФ.

Правовая основа сотрудничества учреждений и органов, исполняющих наказания, с иными участниками реализации осужденными их прав закреплена в ряде нормативно-правовых актов, в числе которых можно назвать, например: письмо МВД России от 06 ноября 1997 г. № 18/13-204 «О порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях»; постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»; приказ Минюста России от 22 марта 2004 г. № 75 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» и др.

Нельзя не согласиться с Е. Лукьянчук, которая отмечает, что «формы сотрудничества учреждения с государственными органами власти, общественными организациями, объединениями и другими заинтересованными лицами весьма разнообразны и зависят от его целей, задач, значения их в процессе исполнения наказания... Взаимодействие с заинтересованными лицами должно сочетаться с созданием условий в учреждениях для исправления осужденных, привития им социально полезных навыков, а также социальной адаптацией после освобождения от отбывания наказания» [3, с. 15-16].

Полагаем, далее следует сказать о роли религиозных организаций в исправлении осужденных к лишению свободы.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 и 18 провозглашает право каждого на «свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

В Приложении к Рекомендации (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил в ст. 47.1 установлено следующее: «если в месте лишения свободы находится достаточное количество заключенных, принадлежащих к одной и той же религии, должен быть назначен или утвержден официальный представитель этой религии. В том случае, если это оправдано большой численностью таких заключенных и обстоятельства позволяют сделать это, достигается соответствующая договоренность о его работе на постоянной основе.

Аналогичные положения закреплены в ст. 41 Приложения к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, а в соответствии со ст. 42 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными «лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, пользуются всеми права человека и гражданина, а в пределах осуществимого каждый заключенный должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности, участвуя в религиозных обрядах в стенах его заведения».

Безусловно, права осужденных, закрепленные в документах международного уровня, нашли свое отражение и в российских нормативно-правовых актах, и в первую очередь, в Конституции РФ, а также в федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Начальник Академии ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, генерал-майор внутренней службы А.Я. Гришко, анализируя основные направления Концепции и отмечая, что одним из принципов научного обеспечения дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы должно стать проведение сопоставительного анализа с зарубежными аналогами, рассматривает законодательство Норвегии. Так, в норвежской тюрьме, если заключенный исповедует другую религию, то тюремный священник может стать посредником в установлении контакта между заключенным и духовным лицом соответствующей религии [1, с. 7].

По мнению автора статьи, по понятным причинам серьезное внимание уделено именно религиозным организациям в сфере сотрудничества с учреждениями уголовно-исполнительной системы, поскольку известно влияние религии на ре социализацию осужденных. Беседы с представителями религиозных организаций о духовных и нравственных ценностях, несомненно, помогают переосмыслить имеющийся жизненный опыт, оказывая тем самым влияние на преобразование личности, находящейся в местах принудительного содержания, и, в первую очередь, несовершеннолетних лиц и женщин.

На сегодняшний день Русская Православная Церковь принимает активное участие в благотворительной и попечительской деятельности в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, доставляя в места принудительного содержания духовную литературу, медицинские препараты, продукты питания и т.д.

Принимая во внимание, что Россия является страной многоконфессиональной, очевидно, что учреждения пенитенциарной системы России должны сотрудничать с такими конфессиями как христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

По состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы при исправительных и воспитательных колониях действуют 523 храма и 705 молитвенных комнат [7].

Полагаем, что совместная деятельность уголовно-исполнительной системы России с различными общественными организациями различного уровня (в их числе, например, международная неправительственная организация «Международная тюремная реформа», Красный Крест, Международная ассоциация тюремного служения, Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказания России, Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным, Попечительский Совет уголовно-исполнительной системы, Фонд содействия и укрепления законно-

сти и правопорядка, независимый благотворительный фонд поддержки осужденных «Фатум», родительские комитеты воспитательных колоний и др.) в целом поможет решить многие проблемы, с которыми сталкиваются лица, находящиеся в местах принудительного содержания. В частности, совместная деятельность УИС с общественными организациями окажет практическую помощь в сохранении семейных, родственных, а подчас просто нормальных человеческих отношений осужденных лиц; в решении вопросов постпенитенциарной адаптации и устройства лиц, освобожденных из мест принудительного содержания и утративших социально полезные связи, т.е. в целом, в ресоциализации заключенных и осужденных лиц.

Список литературы:

1. Гришко А.Я. О научном обеспечении реализации Концепции / А.Я. Гришко // Преступление и наказание. - 2010. - № 12.

2. Кабакин В. Общественный контроль состоялся / В. Кабакин // Преступление и наказание. - 2010. - № 12.

3. Лукьянчук, Е. Оказание помощи осужденным к лишению свободы в реализации права на социальное обеспечение / Е. Лукьянчук // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 1.

4. Павлов А. Деятельность общественных организаций в реализации исправительного процесса / А. Павлов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 5.

5. Помыткина, Т.П. Роль и значение общественных организаций в ресоциализации осужденных / Т.П. Помыткина // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 8.

6. Преступление и наказание. - 2010. - № 12.

7. www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka20%UIS.

КОНТРОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

© Фефелов В.В.*

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, г. Уфа

В статье изложен взгляд автора на правоохранительную деятельность в Российской Федерации и возможность контроля над ней со стороны институтов гражданского общества на примере учреждений уголовно-исполнительной системы.

* Доцент кафедры Государственного и уголовного права, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.