Научная статья на тему 'ОТ ТРАДИЦИОННЫХ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ'

ОТ ТРАДИЦИОННЫХ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестов Вадим Евгеньевич

В статье представлен анализ отдельных традиционных и инновационных форм и методов воспитания осужденных. Определено, что основу советской и современной российской уголовно-исполнительной системы составляют коллективные (массовые и групповые) формы воспитательного процесса. Поддержаны идеи дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ воспитания осужденных, подверженных наказанию, не связанному с лишением свободы. Внесено предложение о законодательном закреплении в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общих положений о воспитательном процессе осужденных независимо от вида уголовного наказания и формы его отбывания. Нравственно-этическое воспитание определено как приоритетное направление деятельности современной российской уголовно-исполнительной системы. Перечислены его традиционные и инновационные формы и методы реализации. Обоснована необходимость дальнейшей разработки и поиска методов индивидуальной работы с осужденными, основанных на прогнозировании вариативности поведения конкретного лица. Рекомендовано обратить внимание на передовой зарубежный опыт по составлению индивидуальных планов перевоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM TRADITIONAL TO INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF EDUCATION OF CONVICTS

The article presents an analysis of individual traditional and innovative forms and methods of education of convicts. It has been determined that the basis of the Soviet and modern Russian penitentiary systems are collective (mass and group) forms of the educational process. The ideas of further improvement of the organizational and legal foundations for the education of convicts subject to punishment not related to deprivation of liberty were supported. A proposal has been made to legislate in Article 9 of the Penitentiary Code of the Russian Federation provisions general on the educational process of convicts, regardless of the type of criminal punishment and the form of its serving. Moral and ethical education is defined as a priority area of activity for the modern Russian penitentiary system. Its traditional and innovative forms and methods of implementation are listed. The necessity of further development and search for methods of individual work with convicts based on predicting the variability of the behavior of a particular person is substantiated. It is recommended to pay attention to the best foreign experience in drawing up individual plans for re-education.

Текст научной работы на тему «ОТ ТРАДИЦИОННЫХ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ И МЕТОДАМ ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

От традиционных к инновационным формам и методам воспитания осужденных

Берестов Вадим Евгеньевич

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России E-mail: vad.berestov@yandex.ru

В статье представлен анализ отдельных традиционных и инновационных форм и методов воспитания осужденных. Определено, что основу советской и современной российской уголовно-исполнительной системы составляют коллективные (массовые и групповые) формы воспитательного процесса. Поддержаны идеи дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ воспитания осужденных, подверженных наказанию, не связанному с лишением свободы. Внесено предложение о законодательном закреплении в статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации общих положений о воспитательном процессе осужденных независимо от вида уголовного наказания и формы его отбывания. Нравственно-этическое воспитание определено как приоритетное направление деятельности современной российской уголовно-исполнительной системы. Перечислены его традиционные и инновационные формы и методы реализации. Обоснована необходимость дальнейшей разработки и поиска методов индивидуальной работы с осужденными, основанных на прогнозировании вариативности поведения конкретного лица. Рекомендовано обратить внимание на передовой зарубежный опыт по составлению индивидуальных планов перевоспитания.

Ключевые слова: исправление осужденных, воспитание осужденных, формы воспитания осужденных, методы воспитания осужденных, индивидуальная форма воспитания осужденных, нравственно-этическое воспитание осужденных.

о с

U

см см о см

Исполнение уголовного наказания имеет не только карательную, но и воспитательно-социальные цели, особенно ярко это прослеживается в отношении осужденных к лишению свободы, принудительным и исправительным работам.

Действующее российское уголовно-исполнительное законодательство в качестве основных направлений деятельности учреждений и органов пенитенциарной системы называет исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) [16]. Достижение поставленной цели невозможно без проведения с осужденными воспитательной работы.

В 2022 году воспитательная служба российской уголовно-исполнительной системы отмечает знаменательную дату - 65 лет с момента образования и функционирования. Как результат, воспитательное направление деятельности Федеральной службы исполнения наказания России (далее -ФСИН России), ее количественные и качественные показатели выступили предметом научно-прикладных исследований, в том числе опубликованных в ведомственном научном журнале «Ведомости уголовно-исполнительной системы».

Нормы УИК РФ, как и положения советских исправительно-трудовых кодексов, не закрепляют законодательных определений таких понятий как «воспитание осужденных», «воспитательный процесс», «формы и методы воспитания осужденных», но вводят их в правовой оборот и влияют на их содержание.

На законодательном уровне воспитательная работа определена как средство исправления (часть 2 статьи 9 УИК РФ). С другой стороны, представителями пенитенциарной системы, педагогики и юриспруденции воспитание рассматривается через призму мероприятий, реализуемых в рамках духовно-нравственного, физического, трудового и иных направлений воздействия на сознание и поведение осужденных. При этом подчеркивается, что воспитательные меры, применяемые к гражданам в рамках уголовно-исполнительной системы должны быть педагогически обоснованными. В современных условиях развития учреждений и органов ФСИН России следует признать роль психологов в исправлении осужденных, особенно в развитии индивидуальной воспитательной работы с указанной категорией лиц. Поэтому обо-

снование новых и совершенствование имеющихся форм и методов воспитания осужденных должно опираться не только на педагогические достижения, но и на законы психологии. Тем более российский законодатель, закрепляя общие положения о методах воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, указывает на их психолого-педагогическое обоснование.

В настоящее время воспитание осужденных представляет собой процесс воздействия ответственными сотрудниками уголовно-исполнительной системы на сознание и поведение преступной личности. Данный механизм основан на применении различных форм и методов воспитания, обоснованных научно-прикладными концепциями педагогики и психологии и ориентирован на преодоление деформации преступной личности, повышение ее интеллектуально-духовного и физического уровней развития, формирование правопослуш-ного поведения и ресоциализацию указанных лиц после освобождения.

Обязательным элементом педагогического инструментария воспитательных технологий, в том числе и работы с осужденными, являются формы и методы воспитания. Российский законодатель в сжатом формате в статье 110 УИК РФ указывает на основные формы и методы воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Их конкретизация осуществляется в рамках педагогических и психологических разработок, претворяется в воспитательной работе каждого исправительного учреждения. Актуальным вопросом является анализ эффективности их применения в практической плоскости, разработка методик проведения такой оценки, определение направлений реформирования воспитательного процесса с осужденными. Так, итоги деятельности Управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России за последние пять лет основаны на анализе количественных показателей [4]. За границами данного исследования остаются без должного внимания качественные критерии воспитательной работы с осужденными, в том числе влияние работы начальников отрядов (старших воспитателей), психологов на ресоциализацию осужденных, их осознанный отказ от преступной модели поведении, готовности вести правопослушный образ жизни как в период отбывания наказания, так и после освобождения из мест лишения свободы.

В процессе организации воспитательного воздействия на осужденных необходимо различать понятия: «форма воспитания» и «метод воспитания». Первое понятие связано с внешними организационными аспектами психолого-педагогической деятельности. Термин «форма воспитания» определяет требования к составу воспитуемых (например, численность, возраст, пол, количество судимостей), тематику, план, место и продолжительность проведения воспитательного мероприятия. Задача метода воспитания заключается в непосредственном воздействии на сознание и поведе-

ние осужденного в целях корректировки его жизненных ценностей и ориентиров с учетом требований норм действующего законодательства, морали и нравственности.

Именно формам и методам воспитания должна отводиться наиболее значимая роль в организации воспитательной работы с осужденными. При этом российский законодатель на законодательном уровне закрепляет обязательность применения дифференцированного подхода к формированию плана воспитательной работы в конкретном исправительном учреждении (часть 2 статьи 110 УИК РФ). Так, предметом научных работ является создание эффективных форм и методов работы с лицами, неоднократно привлекавшимися к уголовной ответственности [6]; несовершеннолетними преступниками [13]; женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы и имеющими малолетних детей [12]. В рамках последнего исследования обосновывается создание и развитие в России инновационного семейного воспитательного направления.

На выбор педагогической технологии взаимодействия с указанной категорией лиц влияют различные факторы, в том числе и макроуровня, например, сложившийся в стране политический режим, реализуемая государством концепция в сфере уголовно-исполнительной системы. Так, в советский период развития нашего государства рассматриваемое направление деятельности учреждений и органов ФСИН России именовалось как «политико-воспитательная работа с лицами, лишенными свободы» [8]. Ресоциализация советского осужденного заключалась не только в его готовности отказаться от преступной модели поведения, но и, прежде всего, в принятии и соблюдении ценностей социалистического общества, осуществлении трудовой деятельности во имя интересов советского государства. Как видим, обязательное политическое воспитание осужденных нашло свое отражение в названии анализируемого направления деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Интересы социалистического государства и общества были отражены и в закрепленных в исправительно-трудовом законодательстве формах реализации политико-воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Следует обратить внимание на выделение коллективных и индивидуальных форм работы с указанной категорией лиц, но с установлением приоритета первых. Это соответствовало принципам социалистического общежития, основанным, в том числе, на коллективизме и товарищеской взаимопомощи, сплоченности советского сообщества. Указанные правила, ценности и принципы коммунистической партии «выступали в качестве важнейшей предпосылки правового регулирования, создавали необходимые условия гражданского оборота, определяли содержание устанавливаемых запретов и предписаний» [1, с. 73]. Они оказали прямое влияние на формирование системы форм политико-воспитательной работы с осу-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см о см

жденными к лишению свободы и приоритетность среди них именно коллективных (трудового соревнования, разъяснения советского законодательства, агитационной и пропагандистской работы, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы).

Следует отметить, что советский законодатель в исправительно-трудовом законе определил только формы политико-воспитательной работы, методы их реализации на законодательном уровне не закреплялись, они складывались в процессе непосредственной деятельности начальников отрядов (воспитателей) и иных сотрудников с осужденными к лишению свободы. В тоже время в качестве положительного момента следует отметить признание перевоспитания наряду с исправлением основной задачей советской исправительно-трудовой системы (статья 1 Исправительно-трудового кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) [8].

В связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, закрепивший отказ от тоталитарного режима путем перехода к демократическому, во второй половине 90-х годов XX в. трансформируется российская уголовно-исполнительная система, в том числе и такое направление ее деятельности как воспитание осужденных. Российский законодатель отказывается от политического окраса в реализации государственной задачи, направленной на исправление осужденных, рассматривая воспитательную работу как основное средство в достижении поставленной цели (часть 2 статьи 9 УИК РФ). В настоящее время эффективность воспитания осужденных оценивается через институт их ресоциализации (возможности социальной адаптации после освобождения) и снижение рецидивной преступности. При этом отмечается значимость поиска и внедрения новых методов воздействия на поведение осужденных. Так, в ранее действовавшей до 2020 года Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусматривалось решение указанной задачи, в том числе «разработка форм проведения воспитательной работы» (раздел II. Общие положения, цель и задачи Концепции) [10].

В названной Концепции в качестве приоритетного направления исправления осужденных указывался процесс, направленный на поиск и использование «новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных», а также закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства их исправления».

В одноименной Концепции, действие которой рассчитано на период до 2030 г., государство в качестве базовой цели деятельности учреждений и органов ФСИН России закрепило «совершенствование уже созданных форм и методов воспитательной работы с осужденными (раздел III. Цели Концепции) [11].

Следует отметить, что современное правовое регулирование воспитательного процесса осужденных в большей мере на законодательном уровне направлено на установление организационно-правовых основ перевоспитания при отбывании наказания в виде лишения свободы. В тоже время на страницах научных исследований подчеркивается актуальность и значимость восполнения законодательных пробелов в проведении мероприятий воспитательного характера с осужденными к иным видам уголовного наказания, а также отбывающих наказание условно-досрочно [2, с. 6]. Нормы уголовно-исполнительного законодательства РФ фрагментарно уделяют внимание воспитательной работе в таких случаях, признавая воспитание средством исправления, без какой-либо конкретизации его форм и методов. Так, Е.В. Чер-нышенко предлагает обратить внимание на определение особенностей организационно-правовых основ воспитательной работы с осужденными к принудительным работам в исправительных центрах [17, с. 22]. Думается, что вносимые им на обсуждение изменения УИК РФ в данном направлении аналогичны положениям о формах и методах воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Предполагается, что в целях исключения дублирования указанных положений в содержании УИК РФ необходимо в главе 1 (ввести в действие часть 4 статьи 9) сформулировать и закрепить общие положения о формах и методах воспитательного процесса осужденных независимо от вида наказания с обязательным указанием их психолого-педагогического характера.

Следует отметить, что современная российская пенитенциарная система, как и в советский период, ориентирована на реализацию массовых и групповых форм воспитания. На выбор именно такой организации воспитательного процесса оказывает влияние поставленная задача по вовлечению значительного количества осужденных к участию в подобных мероприятиях, в том числе, для достижения статистический показателей. В тоже время воспитание должно быть ориентировано на «точечную» индивидуальную работу с осужденными и достижение его основной цели - изменение личностных характеристик осужденных. К сожалению, индивидуальная форма воспитательной работы с осужденными в Российской Федерации находится в «зачаточном состоянии». Рекомендуется обратить внимание на передовой опыт европейских стран по составлению и реализации индивидуальных планов исправления в отношении каждого осужденного, основанных на «применении к конкретному человеку медико-биологических, психиатрических, психологических, педагогических и социальных методов исправления» [15, с. 30]. Только в таком формате можно оказать непосредственное влияние на мотивы поведения осужденного, его «эмоционально-волевые качества» [9, с. 56].

Формирование таких индивидуальных планов невозможно без тщательного комплексного ана-

лиза личности осужденного и определения вероятной траектории его ресоциализации. Следует поддержать идею О.Б. Пановой о внедрении в воспитательный процесс с осужденными педагогических прогностических методов. По ее мнению, эффективность воспитательного процесса во многом зависит от осведомленности сотрудников уголовно-исполнительной системы об уровне личностного развития подопечного и его планов на будущее [13, с. 37].

Ежегодную аттестацию осужденных, проводимую в российских исправительных учреждениях, индивидуальной формой работы с осужденными признать нельзя, так как оценка поведения осужденного носит формальный характер. Основу такого подхода составляют следующие критерии: наличие (отсутствие) поощрений, дисциплинарных взысканий, отношение к труду, учебе, активное участие в жизни исправительного учреждения, взаимоотношение и взаимодействие с администрацией исправительного учреждения и с другими осужденными. При этом какой-либо поэтапный комплексный индивидуальный план перевоспитания каждого осужденного с указанием конкретных мероприятий и методов их проведения не составляется. Таким образом, ставится под сомнение эффективность проводимой аттестации и в целом реализация в России исправительными учреждениями индивидуальной формы воспитательной работы с осужденными. В тоже время, российский законодатель, перечисляя формы воспитательного процесса с осужденными к лишению свободы индивидуальную форму называет первой и, следовательно, в качестве приоритетной (часть 3 статьи 110 УИК РФ), в рамках которой должны применяться методы формирования и коррекции сознания и поведения личности.

Воспитательная работа с осужденными осуществляется по различным направлениям воздействия: нравственно-этическое, правовое, трудовое, физическое, религиозное, образовательное и иные [14, с. 25]. Каждое из них реализуется в различных формах с использованием методов организации и стимулирования деятельности осужденных.

Признание, уважение, соблюдение прав и законных интересов осужденных в 90-е годы XX в. определили на современном этапе нравственно-этическое воспитание как ведущее направление деятельности учреждений и органов российской уголовно-исполнительной системы. Такой подход соответствует признанным Российской Федерацией принципам и нормам международного права, гарантирующим гуманное отношение к осужденным.

В качестве традиционных (часто применяющихся) форм нравственно-этического воспитания осужденных в научной литературе называют лекции, праздничные вечера, беседы, встречи, конкурсы. К инновационным (специальным) формам, реализуемым в исправительных учреждениях Российской Федерации, следует отнести кино-

клубы, ориентированные не только на просмотр фильмов, но и на их обязательное обсуждение, читательские конференции, творческие занятия, игры, деятельность литературных кружков, художественных объединений. Методы работы с осужденными, по мнению Т.Н. Зюбановой, заключаются, «в организации восприятия и анализе произведений различных видов искусства, разнообразных способах практического обучения и расширения знаний в эстетической области, самостоятельном творческом опыте. Особо следует обратить внимание на приемы стимулирующего характера» [7, с. 20].

В отличие от других областей педагогики ее пенитенциарное направление является достаточной закрытой, консервативной, сложной сферой как для научно-прикладных исследований, так и для ее совершенствования. Так В.Г. Громов и Д.К. Сар-сеналиева в течение последних трех лет обосновывают актуальность и значимость применения медиации в уголовно-исполнительной системе в процессе воспитательной работы с осужденными. По их мнению, «с одной стороны, пенитенциарная медиация рассматривается как средство исправления осужденных, а с другой - как инструмент профилактики конфликтов между осужденными в местах лишения свободы и предупреждения рецидивной преступности в целом» [5, с. 142]. Представители зарубежной пенитенциарной педагогики характеризуют медиацию как «альтернативу дисциплинарным взысканиям» и «как способ ресоциализации, способ взаимодействия» [3].

В настоящее время в отдельных российских исправительных учреждениях, прежде всего, воспитательных колониях для несовершеннолетних, осуществляется апробация использования медиации как метода воспитания и разрешения конфликта путем переговоров и примирения. Первые промежуточные результаты показали эффективность использования данного инновационного метода в воспитательной работе с осужденными. К сожалению, в российском обществе интерес к медиативным процедурам не имеет стабильного характера, он зависит, прежде всего, от инициативы в их продвижении и поддержки на государственном уровне.

Так же в качестве инновационного метода работы с осужденными называют возможности арт-терапии, ориентированной на налаживание психоэмоционального состояния.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Переоценка имеющихся и разработка инновационных форм и методов воспитания невозможны без проведения научных исследований в данной области, обобщения имеющихся положительных отечественных и зарубежных практик организации воспитательной работы осужденных.

На организацию воспитательной работы с осужденными, систему ее форм и методов, оказывают влияние различные факторы, в том числе государственная политика в этой сфере.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

см см о см

Думается, что цель, заявленная в ранее действовавшей Концепции до 2020 года, по поиску и внедрению инновационных форм воспитания осужденных не достигнута. Как и в советский период деятельности отечественной уголовно-исполнительной системы, основу воспитания осужденных в современных учреждениях и органах ФСИН России составляют массовые и групповые формы воспитательной работы. Применение такого формата не позволяет достичь главной цели исправления осужденного - это трансформация его личностных ценностей и жизненных ориента-ций, признание правопослушного образа жизни как «своего».

Ведущим направлением воспитательной работы с осужденными следует признать нравственно-этическое воздействие на личность преступника.

Следовательно, дальнейшее развитие отечественной пенитенциарной педагогики и юриспруденции будет направлено на разработку нетрадиционных индивидуальных действенных методов индивидуальной работы с осужденными. Предполагается, что оценка эффективности использования данных приемов и способов должна осуществляться как в период непосредственного отбывания наказания, так и после его окончания (путем анализа успехов его социальной адаптации в обществе).

Литература

1. Антонов В.Ф. Правила социалистического общежития в советских нормативных актах // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 7377.

2. Бякина С.И. Проблемы организации и проведения воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 9. С. 6-12.

3. Визит делегации Франции ФКУ ИК-6 УФСИН России по Орловской области // ФСИН России: [сайт]. 17.06.2014 URL: http://fsin.su/activity/ in-ternational/receptions_and_visits/france-to-orlov/ index.php?sphrase_id=1162162 (дата обращения: 04.08.2022).

4. Воспитательная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 6. С. 4-16.

5. Громов В. Г., Сарсеналиева Д.К. О правовых основах применения медиации в исправительных учреждениях // Журнал российского права. 2019. № 12. С. 140-149.

6. Зауторова Э.В. Особенности воспитательной работы с неоднократно судимыми осужденными конфликтного поведения // Пенитенциарная наука. 2019. № 4. Т. 15. С. 581-586.

7. Зюбанова Т.Н. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных в специфических условиях отбывания наказания в исправительных уч-

реждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 3. С.19-22.

8. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) (ред. от 21.12.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.

9. Кирилова Т.В. Исправление осужденных путем переориентации их эмоционально-волевых качеств // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 6. С. 56-61.

10. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43, ст. 5544.

11. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // СЗ РФ. 17.05.2021. № 20, ст. 3397.

12. Онищенко И.С. Применение средств исправления в отношении женщин, лишенных свободы и имеющих малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 8. С.12-19.

13. Панова О.Б. Педагогическое прогнозирование социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1. С.35-42.

14. Пургина О.В. Организация нравственно-этического воспитания и досуга осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 4. С. 24-27.

15. Сиряков А.Н. Испанское законодательство об исправлении осужденных // Российский юридический журнал. 2020. № 4. С. 28-35.

16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2, ст. 198.

17. Чернышенко Е.В. Правовое регулирование и особенности организации воспитательной работы с осужденными к принудительным работам в исправительных центрах // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 2. С. 22-27.

FROM TRADITIONAL TO INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF EDUCATION OF CONVICTS

Berestov V.E.

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article presents an analysis of individual traditional and innovative forms and methods of education of convicts. It has been determined that the basis of the Soviet and modern Russian penitentiary systems are collective (mass and group) forms of the educational process. The ideas of further improvement of the organizational and legal foundations for the education of convicts subject to punishment not related to deprivation of liberty were supported. A proposal has been made to legislate in Article 9 of the Penitentiary Code of the Russian Federation provisions general on the educational process of convicts, regardless of the type of criminal punishment and the form of its serving. Moral and ethical education is defined as

a priority area of activity for the modern Russian penitentiary system. Its traditional and innovative forms and methods of implementation are listed. The necessity of further development and search for methods of individual work with convicts based on predicting the variability of the behavior of a particular person is substantiated. It is recommended to pay attention to the best foreign experience in drawing up individual plans for re-education.

Keywords: correction of convicts, education of convicts, forms of education of convicts, methods of education of convicts, individual form of education of convicts, moral and ethical education of convicts.

References

1. Antonov VF Rules of the socialist community in the Soviet normative acts // Journal of Russian law. 2017. No. 1. P. 73-77.

2. Byakina S. I. Problems of organizing and conducting educational work with convicts registered in penitentiary inspectorates // Bulletin of the penal system. 2021. No. 9. P. 6-12.

3. Visit of the delegation of France FKU IK-6 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Oryol Region // Federal Penitentiary Service of Russia: [website]. 06/17/2014 URL: http://fsin. su/activity/international/receptions_and_visits/france-to-orlov/ index.php?sphrase_id=1162162 (date of access: 08/04/2022).

4. Educational and psychological work in the penitentiary system // Gazette of the penitentiary system. 2022. No. 6. P. 4-16.

5. Gromov V. G., Sarsenalieva D.K. On the legal basis for the use of mediation in correctional institutions // Journal of Russian Law. 2019. No. 12. P. 140-149.

6. Zautorova E.V. Features of educational work with repeatedly convicted convicts of conflict behavior // Penitentiary science. 2019. No. 4. V. 15. S. 581-586.

7. Zyubanova T.N. Moral and aesthetic education of convicts in the specific conditions of serving sentences in correctional in-

stitutions // Penitentiary system: law, economics, management. 2012. No. 3. S. 19-22.

8. Correctional Labor Code of the RSFSR (approved by the Supreme Court of the RSFSR on 12/18/1970) (as amended on 12/21/1996) // Vedomosti of the RSFSR Supreme Soviet. 1970. No. 51. Art. 1220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kirilova T.V. Correction of convicts by reorienting their emotional and volitional qualities // Bulletin of the penal system. 2021. No. 6. P. 56-61.

10. On the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020: Decree of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 No. 1772-r (as amended on September 23, 2015) // SZ RF. 10/25/2010. No. 43, Art. 5544.

11. On the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: Order of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // SZ RF. May 17, 2021. No. 20, art. 3397.

12. Onishchenko I.S. The use of means of correction in relation to women deprived of their liberty and having young children // Bulletin of the penal system. 2021. No. 8. P. 12-19.

13. Panova O.B. Pedagogical forecasting of the social and normative behavior of convicted juveniles // Bulletin of the penal system. 2022. No. 1. P. 35-42.

14. Purgina O.V. Organization of moral and ethical education and leisure of convicts sentenced to deprivation of liberty // Penal system: law, economics, management. 2010. No. 4. S. 24-27.

15. Siryakov A. N. Spanish legislation on the correction of convicts // Russian legal journal. 2020. No. 4. S. 28-35.

16. Penal Code of the Russian Federation dated January 8, 1997 No. 1-FZ (as amended on June 11, 2022) // SZ RF. 01/13/1997. No. 2, art. 198.

17. Chernyshenko E.V. Legal regulation and features of the organization of educational work with convicts to forced labor in correctional centers // Bulletin of the penal system. 2022. No. 2. S. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.