Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ КАК ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ КАК ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность служебной деятельности / сотрудники уголовно-исполнительной системы / пенитенциарные психологи / клиническая психология / профессиональная переподготовка / efficiency of official activity / employees of the penal enforcement system / penitentiary psychologists / clinical psychology / professional retraining

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роман Михайлович Воронин

Статья посвящена актуальной теме повышения эффективности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России. Показаны специфические аспекты служебной деятельности пенитенциарных психологов, касающиеся его статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, режимных ограничений исправительного учреждения, клиентского контингента. Делается вывод о необходимости наличия у психологов уголовноисполнительной системы как специфических профессиональных, так и личностных качеств, которые приобретаются и развиваются в процессе обучения в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Подробно рассматривается процесс обучения на курсах переподготовки по направлению «Клиническая психология», базирующийся на индивидуальных подходах к обучаемым, направленный на развитие профессиональных и личностных компетенций, позволяющий повысить служебную эффективность сотрудников уголовно-исполнительной системы. Даны замечания и рекомендации по повышению эффективности переподготовки пенитенциарных психологов в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роман Михайлович Воронин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PERFORMANCE PENITENTIARY PSYCHOLOGISTS AS THE GOAL OF THE PROCESS PROFESSIONAL RETRAINING

The article is devoted to the topical topic of improving the efficiency of the official activities of employees of the Russian penal enforcement system. The specific aspects of the official activity of penitentiary psychologists concerning his status as an employee of the penitentiary system, regime restrictions of the correctional institution, and the client contingent are shown. The conclusion is made about the need for psychologists of the penal enforcement system to have both specific professional and personal qualities that are acquired and developed in the process of studying in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The process of training in retraining courses in the field of Clinical Psychology is considered in detail, based on individual approaches to trainees, aimed at developing professional and personal competencies, which allows to increase the performance of employees of the penitentiary system. Comments and recommendations are given on improving the effectiveness of retraining of penitentiary psychologists in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ КАК ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 343.83

doi: 10.33463/2072-8336.2023.4(651.025-033

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ КАК ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Роман Михайлович Воронин1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, rmvoronin@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-9794-972Х

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме повышения эффективности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России. Показаны специфические аспекты служебной деятельности пенитенциарных психологов, касающиеся его статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, режимных ограничений исправительного учреждения, клиентского контингента. Делается вывод о необходимости наличия у психологов уголовно-исполнительной системы как специфических профессиональных, так и личностных качеств, которые приобретаются и развиваются в процессе обучения в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Подробно рассматривается процесс обучения на курсах переподготовки по направлению «Клиническая психология», базирующийся на индивидуальных подходах к обучаемым, направленный на развитие профессиональных и личностных компетенций, позволяющий повысить служебную эффективность сотрудников уголовно-исполнительной системы. Даны замечания и рекомендации по повышению эффективности переподготовки пенитенциарных психологов в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний.

Ключевые слова: эффективность служебной деятельности, сотрудники уголовно-исполнительной системы, пенитенциарные психологи, клиническая психология, профессиональная переподготовка

Для цитирования

Воронин Р. М. Повышение эффективности служебной деятельности пенитенциарных психологов как цель процесса профессиональной переподготовки // Прикладная юридическая психология. 2023. № 4(65). С. 25-33. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.4(651.025-033.

© Воронин Р. М., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Original article

IMPROVING THE EFFICIENCY OF PERFORMANCE PENITENTIARY PSYCHOLOGISTS AS THE GOAL OF THE PROCESS PROFESSIONAL RETRAINING

Roman Mihajlovich Voronin1

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, dnskurdin@gmail.com. https://orcid. org/0000-0002-9292-7342

Abstract. The article is devoted to the topical topic of improving the efficiency of the official activities of employees of the Russian penal enforcement system. The specific aspects of the official activity of penitentiary psychologists concerning his status as an employee of the penitentiary system, regime restrictions of the correctional institution, and the client contingent are shown. The conclusion is made about the need for psychologists of the penal enforcement system to have both specific professional and personal qualities that are acquired and developed in the process of studying in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The process of training in retraining courses in the field of Clinical Psychology is considered in detail, based on individual approaches to trainees, aimed at developing professional and personal competencies, which allows to increase the performance of employees of the penitentiary system. Comments and recommendations are given on improving the effectiveness of retraining of penitentiary psychologists in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: efficiency of official activity, employees of the penal enforcement system, penitentiary psychologists, clinical psychology, professional retraining

For citation

Voronin, R. M. 2023, 'Improving the efficiency of performance penitentiary psychologists as the goal of the process professional retraining', Applied legal psychology, iss. 4(65), pp. 25-33, doi: 10.33463/2072-8336.2023.4(65).025-033.

Развитие уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), ее дальнейшее совершенствование возможно только при условии повышения эффективности служебной деятельности сотрудников, зависящей от множества факторов, в том числе от адекватного психологического сопровождения. Можно сказать, что сегодня от деятельности пенитенциарных психологов во многом зависит нормальное функционирование уголовно-исполнительной системы. В свою очередь, работа пени-

тенциарного психолога является очень специфичным видом профессиональной деятельности, характеризующейся высокими психоэмоциональными нагрузками, особенно принимая во внимание актуальные задачи психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Целью нашего исследования является анализ возможности повышения эффективности служебной деятельности пенитенциарного психолога в результате

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

процесса его профессиональной переподготовки.

В указанном аспекте следует четко представлять себе основные факторы, влияющие на эффективность служебной деятельности пенитенциарного психолога. Прежде всего необходимо отметить, что пенитенциарный психолог вынужден работать в условиях, которые коренным образом отличаются от условий деятельности его «гражданских» коллег [1]. Это касается его статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы, режимных ограничений исправительного учреждения, весьма специфического клиентского контингента и т. д. Данная специфика значимо влияет на весь процесс профессиональной деятельности пенитенциарного психолога, иногда порождая, казалось бы, неразрешимые противоречия. Так, требуемое соблюдение психологической этики, этой базисной составляющей профессии психолога, способствует созданию доверительных отношений между клиентом и специалистом, что является основой эффективной работы. Однако статус сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) подразумевает активное использования информации, полученной в ходе общения с осужденным, подозреваемым или обвиняемым, что необходимо для успешного функционирования исправительного учреждения.

Специфичность клиентского контингента, условия режима исправительного учреждения предъявляют особые требования к личным качествам специалиста. В исследованиях, посвященных формированию профессионально-личностных качеств будущих пенитенциарных психологов, подчеркивается, что основные усилия целесообразно направлять на формирование служебно-ориентирован-ных качеств (ответственность, умение принимать решения и т. д.), а не качеств,

определяющих эффективность психолога как профессионала (инициативность, креативность, эмпатия) [3].

Обязательным условием для личности пенитенциарного психолога выступает наличие развитого правосознания, позволяющего противостоять осужденным в их попытках манипуляции. Кроме того, он должен обладать твердостью характера, силой духа, смелостью и вместе с тем уметь управлять своими эмоциями, не ожесточаться, не терять веру в себя и в свою профессию.

С одной стороны, наличие данных качеств является изначально обусловленными характеристиками личности, подтверждающими значимость строгого профессионального отбора специалистов для работы в уголовно-исполнительной системе, но с другой - эти качества вырабатываются в процессе обучения в ведомственных образовательных организациях ФСИН России. Достаточно большой процент обучаемых - родственники сотрудников уголовно-исполнительной системы, то есть они уже имеют профессиональную ориентированность и обладают пониманием сущности будущей работы. Кроме того, направленность учебного процесса в ведомственной образовательной организации, общение с действующими сотрудниками, прохождение практики в исправительном учреждении способствуют развитию необходимых свойств личности. Несколько сложнее дело обстоит с лицами, которые окончили не ведомственные образовательные организации и впервые поступают на службу в уголовно-исполнительную систему. Имеется интересный опыт сотрудничества психологической службы ГУФСИН России по Иркутской области с Иркутским государственным университетом (далее - ИГУ) [2]. Студенты психологического факультета ИГУ, кроме основных дисциплин, осваивают спецкурс по пенитенциарной психологии, приобретая практические умения и навыки. При

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

прохождении практики в исправительных учреждениях региона они постигают различные виды деятельности психолога УИС (диагностика, коррекция, консультирование, методы психопрофилактики), приобретают опыт работы с осужденными. После окончания учебного заведения некоторые выпускники уже осознанно выбирают для себя карьеру пенитенциарного психолога. Следовательно, пенитенциарный психолог должен обладать широким спектром не только профессиональных, но и личностных компетенций, необходимых для успешной работы в условиях исправительного учреждения. В настоящее время именно образовательные учреждения ФСИН России являются основными поставщиками кадров для уголовно-исполнительной системы, реализующими огромное количество учебных программ, направленных на подготовку специалистов не только в рамках получения высшего образования, но и на этапе последипломного обучения. Последнее направление с каждым годом приобретает все большую актуальность, поскольку в современном меняющемся мире непрерывное образование становится стандартным условием успешной профессиональной деятельности.

Наглядным примером комплексного подхода к повышению эффективности служебной деятельности пенитенциарных психологов может служить реализация учебной программы профессиональной переподготовки специалистов по направлению «Клиническая психология» в Академии ФСИН России [6]. Обучение по данной программе проводится с 2015 г. и за этот период был накоплен определенный опыт, позволяющий, на наш взгляд, осуществлять реализацию учебной программы по стандартам, наиболее полно соответствующим нуждам УИС.

Необходимо отметить, что в настоящее время по направлению «Клиническая психология» в Академии ФСИН России реали-

зуется учебная программа для курсантов, обучающихся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», и для действующих практических работников - старших психологов, психологов психологических лабораторий.

Очевидно, что организация учебного процесса в этих группах, несмотря на наличие одинаковых дисциплин и учебных тем [5], будет иметь расхождения. Так, работа с курсантами по направлению «Клиническая психология» ничем не отличается от обучения данного контингента в рамках других учебных программ. Однако процесс обучения второй группы, то есть группы старших психологов, психологов психологических лабораторий, обладает выраженной спецификой, требующей от преподавателей определенного направления усилий. Актуальность, практичность получаемых знаний является важнейшим фактором, влияющим на эффективность обучения практических работников. Обучение по направлению «Клиническая психология» соответствует этому критерию.

Так, распространенность психических и наркологических заболеваний в учреждениях УИС значительно превышает их распространенность в целом по России и составляет в последние годы около 20 % [8]. К ним относятся заболевания, которые по квалификации Уголовного кодекса Российской Федерации не исключают вменяемости, то есть психически больные с медицинской точки зрения отбывают наказание вместе со здоровыми правонарушителями. Вполне естественно, что лица с психическими заболеваниями часто являются нарушителями режима, дестабилизируют нормальное функционирование исправительного учреждения [7, 9].

Наиболее распространенными заболеваниями являются [4]:

- психические расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (58,1 %);

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

- органические психические расстройства (14,5);

- расстройства личности (10,5);

- умственная отсталость (8,2 %).

Эти статистические данные определяют следующие выводы:

- во-первых, о значимости обладания знаниями по клинической психологии специалистов психологической службы ФСИН России, учитывая широкое распространение психических заболеваний, не исключающих вменяемости среди спецконтингента учреждений УИС;

- во-вторых, о необходимости учитывать частоту встречаемости определенных нозологий среди спецконтингента при составлении учебных программ для психологов.

Вместе с тем, помимо актуальности, существует ряд других важнейших факторов, которые влияют на весь процесс обучения и которые необходимо учитывать при проведении курсов профессиональной переподготовки с практическими пенитенциарными психологами. Так, перед началом обучения по программе профессиональной переподготовки по направлению «Клиническая психология» традиционно проводится письменный опрос среди слушателей, где в свободной форме предлагается описать свои компетенции, профессиональный опыт, изложить ожидания от курсов переподготовки.

При анализе полученных данных были сформулированы основные характеристики учебной группы, на наш взгляд, определяющие успешность обучения этого контингента. К ним отнесены: повышенная мотивация к обучению, запрос на практико-ориентированные знания, наличие профессионального опыта.

1. Повышенная мотивация к обучению.

При работе со сложившимися специалистами, в отличие от курсантов (студентов), часто обращает на себя внимание

их повышенная потребность в получении знаний. Обычно это бывает вызвано тем, что практические работники осознают их ценность, четко представляют их возможное применение в профессиональной деятельности. Кроме того, слушатели курсов (в основном иногородние), часто прибывшие из отдаленных регионов страны, оказываются изолированными от работы, семьи, привычной среды. С одной стороны, это уменьшает воздействие отвлекающих факторов и концентрирует внимание на учебе, с другой - требует определенной моральной компенсации (отложены ради учебы все дела), которой может стать повышение профессионального уровня.

2. Запрос на практико-ориентиро-ванные знания.

Важной особенностью работы со специалистами является их запрос на практико-ориентированные знания. Это предъявляет высокие требования к профессиональному уровню преподавателя, который должен помочь им приобрести знания и навыки, необходимые непосредственно для практической деятельности, должен уметь ответить на вопросы, касающиеся конкретных ситуаций, в том числе по организации работы психологической службы в исправительном учреждении. В данном случае большое значение приобретают интерактивные формы работы, то есть свободный обмен информацией между обучаемыми и преподавателем, например, в форме беседы.

3. Наличие профессионального опыта.

Переподготовки подразумевает наличие профессиональных знаний у обучающихся. Однако деятельность психолога в учреждениях уголовно-исполнительной системы настолько специфична, что к профессиональным знаниям следует отнести знания особенностей функционирования учреждения: режим, профиль, наполняемость и другие подобные факторы, во многом определяющие работу специалиста,

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

поэтому практическую ценность получаемых знаний необходимо соизмерять с реальными условиями работы конкретного психолога. В программу переподготовки по специальности «Клиническая психология» для пенитенциарных психологов включен учебный блок, касающийся юридических аспектов их деятельности. Обычно психологи имеют неполные знания в этой области. Проблемы вменяемости (невменяемости), дееспособности (недееспособности), юридические вопросы оказания психиатрической помощи и др., нуждаются в разборе на учебных занятиях.

Таким образом, организация процесса обучения должна соответствовать изложенной специфике учебного контингента. Как это реализуется на практике? Кратко рассмотрим это на примере дисциплины «Основы общей и судебной психиатрии», являющейся одним из основных учебных разделов, формирующих профессиональные компетенции. Условно можно выделить четыре этапа освоения учебной дисциплины слушателями.

1. Теоретическое изучение психических расстройств.

Данный этап укладывается в рамки традиционных подходов к преподаванию. Углубленное изучение психических расстройств - это то, что отличает клинического психолога от классического. Однако в данном случае мы делаем основной акцент на изучении тех нозологий, которые наиболее часто встречаются в практике пенитенциарного психолога, например, подробно останавливаемся на рассмотрении различных типов расстройств личности.

Кроме того, на занятиях в обязательном порядке затрагиваются актуальные проблемы психиатрии и медицины, в частности, проблема перехода мирового здравоохранения на новую классификацию болезней (МКБ-11), значимым образом изменяющую общие подходы к диагностике психических расстройств.

2. Просмотр учебных фильмов с комментариями преподавателя.

Поскольку мы осуществляем переподготовку практических психологов, то есть специалистов, которые работают в учреждениях уголовно-исполнительной системы, ежедневно непосредственно общаясь с осужденными, то в процессе учебных занятий большое значение придается наглядным методам обучения. Видеофильмы, предназначенные для обучения врачей-психи-аторов, посвященные определенной нозологии, активно используются нами в учебном процессе. Видеофильмы, отснятые на клиническом материале, демонстрируют симптоматику заболевания, процесс диагностики, лечения и сопровождаются комментариями и пояснениями преподавателя, ответами на вопросы слушателей.

3. Решение ситуационных задач с использованием видеоматериалов.

Давно известно, что эффективный процесс обучения должен включать в себя не только пассивную, но и на активную составляющие, где действует принцип: «Знать, уметь, владеть». Этот принцип реализуется в том числе посредством решения ситуационных задач, в которых после описания клинического случая, изложенного на бумаге или в формате видеоматериалов, перед обучаемым ставятся основные вопросы: «Какой ваш диагноз? Какую тактику вы изберете?». После ответа обучаемого в группе происходит подробный разбор клинического случая.

4. Интерактивное взаимодействие. Разбор случаев из практики. Обмен опытом среди обучающихся.

Заключительный этап курса посвящен активному взаимодействию между обучаемыми под контролем преподавателя. В этой части слушателям предлагается поделиться своим опытом работы с осужденными, имеющими психические расстройства, высказать свои предложения по организации профессиональной дея-

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

тельности, в том числе с учетом знаний, полученных на курсах переподготовки.

Эта необходимая часть курса имеет двоякое значение. Во-первых, свободный обмен мнениями способствует закреплению полученных знаний и дает определенный алгоритм их реализации на практике. Во-вторых, подобное общение способствует эмоциональной разгрузке и сплочению коллектива, созданию устойчивых профессиональных связей пенитенциарных психологов различных регионов России, созданию единообразных подходов к психологическому обеспечению осужденных, внедрению передового опыта.

Предложенные нами подходы к организации учебных занятий, основывающиеся на оценке специфики обучаемого контингента, позволяют повысить эффективность учебной работы на курсах переподготовки пенитенциарных психологов по направлению «Клиническая психология» в Академии ФСИН России. Наш восьмилетний опыт работы по данному направлению позволил сформулировать следующие замечания и рекомендации.

1. Данное направление переподготовки является крайне актуальным в связи с наличием среди осужденных значительного количества лиц с психическими расстройствами, оно расширяет профессиональные возможности пенитенциарного психолога, в том числе с точки зрения взаимодействия его с медицинской службой, врачами-психиатрами.

2. Наличие у слушателей опыта практической работы психологом в уголовно-исполнительной системе позволяет им достаточно быстро и эффективно осваивать учебную программу.

3. Обучение должно быт практико-ориентированным, учитывать специфику уголовно-исполнительной системы, включать в себя рассмотрение юридических аспектов деятельности пенитенциарного психолога, наиболее часто встречающих-

ся нозологий, реальных клинических случаев и т. д.

4. Для поддержания и развития высокого уровня профессионализма рекомендуется внедрение подходов, используемых при профессиональной подготовке медицинских работников, то есть опыта непрерывного медицинского образования (НМО). Регулярное обучение, прохождение курсов повышения квалификации, участие в учебных семинарах, в том числе с использованием дистанционных технологий, должны быть важной составляющей профессии психолога УИС.

Таким образом, очевидно, что повышение эффективности служебной деятельности пенитенциарных психологов, представляет собой задачу, которая неразрывно связана с улучшением качества кадрового состава психологической службы ФСИН России. Сотрудник психологической службы должен обладать набором качеств как профессиональных, так и личностных, поэтому большое значение имеет процесс обучения и профессиональной переподготовки, осуществляемый ведомственными образовательными учреждениями ФСИН России. Он процесс может быть эффективным только в том случае, если происходит с учетом специфики уголовно-исполнительной системы, контингента обучаемых, индивидуальных личностных характеристик слушателей. При реализации программ профессиональной переподготовки необходимо принимать во внимание запросы сотрудников, ориентировать учебные вопросы на реальные требования практики и современные достижения психологической науки. Очевидно, что наличие обширных профессиональных знаний придают специалисту уверенность в своих силах, улучшает умение ориентироваться в сложных ситуациях, что в итоге стимулирует общий личностный рост, повышает качество служебной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Список источников

1. Ежова О. Н., Ушков Ф. И. Проблема эффективности пенитенциарного психолога // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 2(33). С. 125-131.

2. Завьялов А. Г., Сидоренко Н. В. Профессиональное становление пенитенциарного психолога // Ведомости уголовно-исполнительной системы. М., 2013. № 1. С. 28-30.

3. Протасова Г. В. Развитие профессионально-личностных качеств будущих психологов в процессе обучения в высших образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 23 с.

4. Степанова Э. В., Макушкина О. А. Медицинские аспекты профилактики повторного криминального поведения осужденных к лишению свободы. Результаты оригинального исследования // Российский психиатрический журнал. 2017. № 2. С. 23-30.

5. Дополнительная профессиональная программа - программа профессиональной переподготовки «Старшие психологи, пси-хологи психологических лабораторий по направлению "Клиническая психология"». Рязань : Академия ФСИН России, 2016. 158 с.

6. Ганишина И. С. Особенности профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы по программе «Клиническая психология» в Академии ФСИН России // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № 3(13). С. 23-25.

7. Кисляков А. В. Объективная оценка поведения осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, сотрудниками исправительных учреждений: значение и меры по повышению эффективности (по материалам одного криминологического исследования) // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 3(52). С. 29-37.

8. Кисляков А. В. Распространенность психических расстройств среди лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, как социальная проблема // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2020. № 1(23). С. 68-75.

9. Кулаков А. В. Правовое основание и алгоритм постановки на профилактический учет осужденных с психическими девиациями в исправительном учреждении // Вестник Самарского юридического института. 2016. № 1(19). С. 25-29.

References

1. Yezhova, O. N. & Ushkov, F. I. 2019, 'The problem of the effectiveness of a penitentiary psychologist', Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 2(33), pp.125-131.

2. Zavyalov, A. G. & Sidorenko, N. V. 2013, 'Professional formation of a penitentiary psychologist', Vedomosti criminally- executive system, iss. 1, pp. 28-30.

3. Protasova, G. V. 2004, Development of professional and personal qualities of future psychologists in the process of studying in higher educational institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation : abstract. ... cand. psychological sciences. 23 p. Ryazan.

4. Stepanova, E. V. & Makushkina, O. A. 2017, 'Medical aspects of prevention of repeated criminal behavior of persons sentenced to imprisonment', Results of an original study, Russian Psychiatric Journal, iss. 2, pp. 23-30.

5. Additional professional program - professional retraining program "Senior psychologists, psychologists of psychological laboratories in the field of Clinical Psychology" 2016, Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 158 p.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

6. Ganishina, I. S. 2017, 'Features of professional retraining of employees of the penitentiary system under the program "Clinical Psychology" at the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia', Penitentiary law: legal theory and law enforcement practice, iss. 3(13), pp. 23-25.

7. Kislyakov, A.V. 2019, 'An objective assessment of the behavior of convicts with mental disorders, not excluding sanity, by correctional officers: the importance and measures to improve efficiency (based on the materials of one criminological study)', Bulletin of the Vladimir Law Institute, iss. 3(52), pp. 29-37.

8. Kislyakov, A.V. 2020, 'Prevalence of mental disorders among persons serving sentences in correctional institutions as a social problem', Penitentiary law: Legal theory and law enforcement practice, iss. 1(23), pp. 68-75.

9. Kulakov, A.V. 20l6, 'The legal basis and algorithm for the preventive registration of convicts with mental deviations in a correctional institution', Bulletin of the Samara Law Institute, iss. 1(19), pp. 25-29.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р. М. Воронин - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС.

Information about the author

R. M. Voronin - is a Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology of Professional Activity at the UIS.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 07.11.2023, одобрена после рецензирования 11.11.2023; принята к публикации 13.11.2023.

The article was submitted 07.11.2023; approved after reviewing 11.11.2023; accepted for publication 13.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.