Научная статья УДК 343,83
d oi: 10.46741/2686-9764.2023.61.1.012
Актуальное состояние и перспективные направления ирофсссиоиально-иедаюгнческоМ подготовки coi рудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями
СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА КРЯЖЕВА
Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия, кгу аг П eva зд@таИ.т, ИН рэ://огс1<1 .о гд/0 ООО -0002-2246-3255
ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия [email protected], https://orcld.org/0000-0002-5113-1735
Реферат
Введение: на современном этапе развития общества все большую актуальность приобретает проблема профессионально-педагогической подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Внимание обращается на порядок подбора кандидатов на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы, где содержится данная категория граждан, условия прохождения службы сотрудниками, систему повышения и поддержания их профессионально-педагогии ее кой компетентности. Цепь: исследовать актуальное состояние профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Мят оды: в ходе изучения актуального состояния профессионально-педагогической подготовки сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями использовались методы теоретического исследования {аналитический, аксиоматический, формализации и др.), а также ряд эмпирических методов {наблюдение, беседа, сравнение, анкетирование, интерпретация и др.). Результаты.' определено актуальное состояние профессионально-педагогической подготовки сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями {обучение в процессе служебной деятельности, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), выделены проблемные вопросы и перспективные направления развитии, представлен имеющийся опыт взаимодействия территориальных органов ФСИН России со сторон ними образовательными организациями в данном направлении. Выводы: в настоящее время профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполни тельной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями осуществляется как без отрыва от служебной деятельности, так и вне ее. В воспитательных колониях и следственных изоляторах в рамках служебной подготовки организованы занятия по повышению профессионально-педагогической компетентности. В образовательных организациях ФСИН России реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включающие в себя темы {разделы, параграфы и др.), отражающие отдельные аспекты работы с несовершеннолетними. В ряде территориальных органов ФСИН России заключены договоры со сторонними образовательными организациями. Однако нельзя не признать, что, несмотря на свою актуальность, тема профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-ис-пол ни тельной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время является недостаточно изученной. Б рамках представленного в статье исследования
© Кряжева С. Г., Коз тупеи ко Л. В., 2023
toe
были вьншлеыы основные проблемные вопросы, связанные, прежде всего, с организацией, систематичностью и целенаправленностью процесса обучения.
Ключевые слова: профессиона л ьн о-пе дагогическая подготовка; несовершеннолетние правонарушители; подозреваемые, обвиняемые и осужденные; программы дополнительного профессионального образования; следственный изолятор; воспитательная колония; у го лов но-исполните л ьная система.
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Кряжева С. Г., Коетуненко Л. В. Актуальное состояние и перспективные направления профессионально-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними правонарушителями //Пенитенциарная наука. 2023. Т. 17, №1 {61). С. 105-114. (ЗоЬ 10.46741/2686-9764.2023.61.1.012.
Original article
Current State and Promising Directions of Professional and Pedagogical Training of the Penal System Employees to Work
with Juvenile Offenders
SVETLANA G. KRYAZHEVA
Research Institute of the Federal Penitentiary Sei vice of Russia, Moscow, Russia [email protected],https://orcld.org/0000-0002-2246-3255
LYUBOV'V. KOVTUNENKO
Voronezh State University, Voronezh, Russia
Research Institute of the Federal Penitentiary Sei vice of Russia, Moscow, Russia kcvtunenkolv@maikru, https://orcid.org/0000-0002-5f f3-1735
Abstract
Introduction: the current stage of society's development is associated with the actualization of the problem of professional and pedagogical training of specialists to work with juvenile offenders. More and more attention is paid to the procedure for selecting candidates for service in penitentiary institutions where this category of citizens is held, service conditions, and the system for improving and maintaining employees' professional and pedagogical competence. Purpose: to study the current state of professional and pedagogical training of employees of the penitentiary system to work with juvenile offenders. Methods: when studying the current state of professional and pedagogical training of employees to work with juvenile offenders, the aulhors apply methods of theoretical research (analytical, axiomatic, formalization,, etc.) and empirical ones {observation, conversation, comparison, questionnaire, interpretation, etc.). Results: the current state of professional and pedagogical training of employees to work with juvenile offenders (training in tlhe course of official activity, professional retraining, advanced training) is determined, problematic issues and promising development areas are highlighted: the experience of interaction between territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia and third-party educational organizations is described. Conclusion: professional and pedagogical on-the-job and off-duty training of employees of the penal system to work with juvenile offenders is carried out nowadays. In juvenile correctional facilities and pre-trial detention centers, classes are organized as part of official training to improve their professional and pedagogical competence. In juvenile correctional facilities of the Federal Penitentiary Service of Russia, advanced training and professional retraining programs are implemented, includmg topics (sections, paragraphs, etc.) reflecting certain aspects of working with minors. In a number of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia, contracts are concluded with third-party educational organizations. At the same lime, despite its relevance, the topic of professional and pedagogical training of employees of the penitentiary system to work with juvenile offenders is currently insufficiently studied. Within the framework of tfie research presented in the article, the main problematic issues related, first of all, to the organization, consistency and purposefulness of the learning process are identified.
Keywords: vocational and pedagogical training; juvenile offenders: suspects, accused and convicted persons; programs of additional professional education; pre-trial detention center: juvenile correctional facility; penal system.
5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education.
For citation: Kryazheva S.G., Kovtunenko L.V. Current state and promising directions of professional and pedagogical training of the penal system employees to work with juvenile offenders. Penitentiary Science, 2023, vol. 17, no. 1 (61), pp. 105-114. doi: 10.46741/2686-97S4.2023.61.1.012.
Введение
Служба в уголовно-исполнительной системе, особенно в учреждениях, где содержатся несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные, предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам сотрудников. В работе с несовершеннолетними сотруднику необходимо уметь не только устанавливать психологический контакт, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и выстраивать свою профессиональную деятельность таким образом, чтобы ее результаты были максимально эффективными, способствовали исправлению и ресоциализации воспитанников. Одним из условий достижения поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач является высокий уровень развития профессионально-педагогической компетентности сотрудников воспитательных колоний {далее - ВК> и следственных изоляторов {далее - СИЗО), обеспечение соответствия их профессиональных и личностных качеств занимаемой должности.
Согласно п. 2.11 протокола совещания у директора ФСИН России от 09.12.2015 № 4 при назначении {перемещении) сотрудников на должности в В К необходимо проводить психодиагностические обследования с целью выявления индивидуальных особенностей, позволяющих профессионально осуществлять успешное взаимодействие с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Данное указание распространяется и на руководящий состав этих учреждений.
Вместе с тем В К - это не единственное учреждение УИС, в котором содержатся несовершеннолетние правонарушители. Так, указанной категории лиц за совершенное преступление по решению суда может назначаться в качестве меры пресечения содержание в СИЗО. СИЗО - это учреждение, где несовершеннолетний впервые сталкивается с длительной изоляцией от общества, что, безусловно, влечет за собой разрыв привычного круга общения, вынужденное дистанцирование от родных и близких, друзей и знакомых. Данное обстоятельство может оказывать существенное влияние не только на психическое состояние [11, но и на социально-психологическую адаптацию подростка [2]. Учитывая этот факт, не следует недооценивать роль СИЗО во влиянии на результаты исправления и ресоциализации осужденного впоследствии.
Анализ современных исследований по рассматриваемой проблеме показывает, что имеются значительные различия между несовершеннолетними правонарушителями, в отношении которых примене-
на мера пресечения в виде заключения под стражу, и несовершеннолетними, уже отбывающими наказание в ВК. Прежде всего, различие состоит в принятии несовершеннолетними криминальных норм и ценностей. Так, согласно исследованию [3] уровень принятия криминальных норм и ценностей у несовершеннолетних в СИЗО выше, чем у тех, кто отбывает наказание в ВК. Многие осужденные, несмотря на свой юный возраст, имеют ранний криминальный опыт и антисоциальную направленность. Каждый девятый подросток при совершении преступления находится в состоянии алкогольно по опьянения [4].
По данным В. Н. Андреева, А. Д. Глоточки на, Д. В. Сочивко, А. И. Ушатикова, именно в СИЗО у подростка наступает первичное осознание своего нового правового статуса, последствий совершенного преступления, происходит переосмысление ценностей и др.
Е. В. Мотова отмечает, что для несовершеннолетних в местах лишения свободы характерны повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни [5].
И. С. Ганишиной, А. В. Вэтрой были выделены такие качества несовершеннолетних, содержащихся под стражей, как демонстративность поведения, неумение оценивать свое поведение, бесцеремонность, цинизм, эгоцентризм, поверхностность в контактах, импульсивность, пренебрежение моральными и этическими ценностями, агрессивные реакции, сниженное чувство вины, эмоциональная незрелость, конфликтность, склонность к физической и вербальной агрессии, повышенное самомнение и др. [6]
Результаты другого научного исследования показали, что многие несовершеннолетние правонарушители могут иметь трудности с самоконтролем эмоционального состояния и поведенческих реакций, быть озлобленными и злопамятными, а также проявлять другие отрицательные качества [7].
Перечисленные обстоятельства обусловливают возложение на сотрудников дополнительной ответственности, связанной, прежде всего, с психолопо-педагогическим сопровождением этой категории осужденных.
По мнению Э. В. Зауторовой, если сотрудник исправительного учреждения позитивно относится к процессу воспитания, проявляет личную готовность к его осуществлению, профессионализм и компетентность в данной области, то он непременно увлечет этим своих подопечных и в результате сотрудничества сможет эффективнее организовать данный процесс [8].
Отметим, что сотрудники являются для несовершеннолетних правонарушителей образцом строгого соблюдения законности и требований морали. Невозможно эффективно осуществлять работу по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей сотруднику, не обладающему соответствующими качествами и компетенцией. Более того, несоблюдение сотрудником нравственных норм и одновременное требование их соблюдения несовершеннолетними подрывает саму сущность воспитательной работы, а также снижает авторитет и значимость сотрудника в глазах воспитанников.
По мнению 3. В. Зауторовой, Н. Г. Соболева, перед сотрудниками УИС в работе с несовершеннолетними правонарушителями стоят еле дующие задачи:
- сформировать у них социально ориентированный подход к жизненным явлениям;
- изменить их мировоззрение;
- стимулировать потребность и стремление к деятельности;
- организовать конкретные виды деятельности, добиваясь диалектического сочетания сознания и деятельности для изменения и развития личности подростка [9].
Рассматривая роль сотрудников ВК и СИЗО в жизни несовершеннолетних правонарушителей, А. И. Савельев и А. А. Урусов отмечают, что если в учреждениях УИС, в которых содержится эта категория, не достигнуты либо достигнуты низкие положительные результаты в изменении отрицательных качеств и поведения подростков, то вероятность совершения последними повторных преступлений увеличивается [10]. В подтверждение сказанного приведем данные проведенного на базе НИИ ФСИН России исследования, целью которого было изучение повторной преступности среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных [11].
В нем приняли участие осужденные, повторно отбывавшие наказание в местах лишения свободы, ранее судимые в несовершеннолетнем возрасте и отбывавшие наказание в ВК. Выборка состояла из 1159 лиц, которые освободились из ВК не более 10 лет назад. Согласно полученным данным с одновременным снижением у этих осужденных количества статей за преступления против собственности и против общественной безопасности отмечалось увеличение количества статей за преступления против личности, против здоровья и общественной нравственности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Иными словами, взрослые осужденные, ранее отбывавшие наказание в ВК: чаще повторно совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, за которые в последующем отбывают наказание уже в исправительных учреждениях.
Учеными-пените нциаристам и (А. А. Андреев, А. В. Вилкова, ф. И. Кевля, Л. В. Ковтуненко, Т. В. Кириллова, С, В. Кулакова и др.) признаются принципи-
альные отличия работы с несовершеннолетними от работы с другими категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Основная цель профессионально-педагогической подготовки сотрудников УИС к работе с несовершеннолетними правонарушителями - вооружить их основами психолого-педагогических знаний, умений, необходимых для организации эффективного взаимодействия с указанной категорией, способствовать развитию у них педагогического мышления.
Методы
В ходе изучения актуального состояния профессионально-педагогической подготовки сотрудников УИС к работе с несовершеннолетними правонарушителями использовались методы теоретического и эмпирического исследования. Так, из теоретических методов нами применялись анализ, сравнение, обобщение и систематизация имеющихся в настоящее время данных (научной литературы, исследований и др.) по проблеме исследования, а из эмпирических - анкетирование, наблюдение, беседа, анализ нормативно-правовых документов, а также раэбор мероприятий, проводимых сотрудниками различных отделов и служб, представленных в дневниках индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Кроме того, учитывался наш личный опыт работы с сотрудниками УИС и несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.
Результаты и обсуждение
Данные для исследования были представлены 19 территориальными органами, а также 10 образовательными организациями ФСИН России (Вологодским институтом права и экономики ФСИН России, Дальневосточным межрегиональным учебным центром ФСИН России, Кузбасским институтом ФСИН России, Томским ИПКР ФСИН России, Университетом ФСИН России, Академией ФСИН России, Псковским филиалом Академии ФСИН России, Самарским юридическим институтом ФСИН России, Пермским институтом ФСИН России, Кировским ИПКР ФСИН России).
Исследование проводилось в 38 СИЗО, где содержатся несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные, и 11 ВК. Всего в нем приняли участие 4115 чел.: ЭЗ сотрудника психологической лаборатории, ЭЗ - отдела по воспитательной работе, 83 - оперативного отдела, 83 - отдела режима и надзора / отдела безопасности (далее - режимного отдела), ЭЗ - дежурной службы.
Данный выбор был обусловлен указанием директора ФСИН России от 23.12.2014 № исх. 01-63156, согласно которому в учреждениях УИС, где содержатся несовершеннолетние, должно быть организовано персональное закрепление их за сотрудниками психологической лаборатории, отдела по воспитательной работе, оперативного и режимного отделов с
целью осуществления комплексного воздействия на личность п ра вонару ши те ля.
Вместе с тем в рамках этой статьи ответы сотрудников психологической лаборатории приниматься во внимание не будут ввиду того: что именно этими лицами чаще всего осуществляется профессионально-педагогическая подготовка других сотрудников учреждения, участвующих в сопровождении несовершеннолетних правонарушителей. Нами будут рассмотрены результаты анкетирования сотрудников воспитательного отдела, оперативного и режимного отделов, включая дежурную службу, в количестве 332 чел.
Прежде чем перейти к описанию содержания про-фесс иона льно-пед aro гической подготовки сотрудников УИС к работе с несовершеннолетними правонарушителями, выясним уровень их образования.
Согласно указанию директора ФСИН России от 23.12.2014 № исх. 01-63156 на должности, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, приоритетно назначаются кандидаты из числа лиц, имеющих психолопо-педа-гогическое образование или обладающих психоло-го-педагогически ми знаниями. Однако, как показало проведенное нами исследование, наибольшее количество [50,6 %) сотрудников режимного, оперативного, воспитательного отделов, дежурной смены имеют высшее юридическое образование, 12,7 % -высшее экономическое, техническое и иное высшее образование, 11,7 % - высшее педагогическое образование, 9 % - среднее полное общее образование, 8,4 % - среднее специальное профессиональное образование (юридическое направление), 6,6 % -среднее специальное профессиональное образование (педагогическое на правление), 2,1 % прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по специальностям «Педагогика» и «Психология» [12].
Представим более детально результаты по каждому отделу и службе.
100 % опрошенных сотрудников оперативного отдела имеют высшее юридическое образование. Следует отметить, что 8,4 % указали, что имеют также высшее педагогическое образование, 3,6 % - высшее экономическое, техническое или иное высшее образование, 1,2 % - высшее психологическое образование.
Большинство опрошенных сотрудников режимного отдела также имеют высшее юридическое образование (61,4 %). Высшее экономическое, техническое и иное высшее образование получили 30,1 %, высшее педагогическое - 7,3 %, высшее психологическое -2,4%, 2,4 % прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по специальностям «Педагогика» и «Психология».
Все опрошенные сотрудники воспитательного отдела имеют высшее образование, из них 39,Э % -
высшее юридическое образование, 27,7 % - высшее педагогическое образование, 16,9 % - высшее экономическое, техническое или иное высшее образование, 9,6 % - высшее психологическое образование, 6 % имеют свидетельства об окончании курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовке по специальностям «Педагогика;' и «Психология».
Среди сотрудников дежурной смены наибольшее количество сотрудников (36,1 %) имеют среднее полное общее образование, 32,5 % - среднее специальное профессиональное образование (юридическое направление), 26,5 % - среднее специальное профессиональное образование [педагогическое направление), 3,6 % - высшее педагогическое образование, 1,2% - высшее юридическое.
Как следует из представленных данных, большинство сотрудников УИС, участвующих в сопровождении несовершеннолетних правонарушителей, не имеют психолого-педагогического образования и не проходили курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по данному направлению деятельности.
Как показало исследование наиболее типичных конфликтных ситуаций, возникающих между подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и сотрудниками учреждений УИС, проведенное на базе НИИ ФСИН России [13], сотрудники УИС, имеющие поверхностные психолого-педагогические знания, чаще других фигурируют в конфликтных ситуациях с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Если рассматривать полученный результат в соотношении с занимаемыми должностями, то это, как правило, сотрудники оперативного и режимного подразделений.
В настоящее время с целью формирования профессионал ьно-педагогической готовности сотрудников учреждений и органов УИС к работе с несовершеннолетними правонарушителями организована их целенаправленная профессиональная подготовка. Обучение осуществляется как с отрывом, так и без отрыва от служебной деятельности.
Обучение сотрудников В К и СИЗО педагогическому сопровождению несовершеннолетних правонарушителей проводится в рамках служебной подготовки. Данные занятия организуются преимущественно психологами психологических лабораторий учреждений и охватывают различные направления подготовки (например, повышение конфликтологической и коммуникативной компетентности сотрудников, рост осведомленности в вопросах возрастной педагогики и психологии, обучение основным формам и методам психолого-педагогического взаимодействия с указанными лицами и др.).
Результаты исследования показали, что наибольшее количество опрошенных сотрудников режимного, оперативного и воспитательного отделов (74,7 %) считают, что проведение этих занятий является не-
tío
обходимым условием эффективной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Более того, 55,7 % отметили, что без этой подготовки весьма проблематично эффективно взаимодействовать с рассматриваемой категорией лиц.
В настоящее время регулярность проведения указанных занятий часто определяется психологами психологических лабораторий учреждений самостоятельно. Так, в некоторых учреждениях они организуются ежеквартально {наиболее частый вариант проведения занятий), в каких-то - ежемесячно, один раз в полугодие или реже.
Важным вопросом является наиболее благоприятное время начала проведения занятий по про-фесс иона льно-пед aro гической подготовке. Большинство опрошенных сотрудников воспитательного, режимного и оперативного отделов считают, что ее следует осуществлять заблаговременно, до назначения на должность, предполагающую взаимодействие с несовершеннолетними. Кроме того, к участию в занятиях следует привлекать не только основных сотрудников, выполнение должностных обязанностей которыми непосредственно связано с несовершеннолетними, но и сотрудников, исполняющих обязанности основных сотрудников в случае их временного отсутствия (отпуск, командировка, больничный и т д .).
Отдельного внимания заслуживают сотрудники дежурных смен, заступающие на суточное дежурство на пост, предполагающий взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями, а также их непосредственное руководство (дежурный помощник начальника колонии (следственного изолятора), заместитель дежурного помощника начальника колонии (следственного изолятора). Главной особенностью несения службы указанными сотрудниками является круглосуточное нахождение рядом с несовершеннолетними, даже в те часы, когда у остального персонала уже закончился рабочий день. Многими практическими работниками отмечается, что именно от подготовленности сотрудников дежурных смен часто зависят своевременное предупреждение и профилактика деструктивных действий со стороны рассматриваемой категории осужденных.
Таким образом, можно выделить следующие категории сотрудников, рекомендованных к участию в занятиях, направленных на формирование профессионала о-педагогической готовности к работе с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными:
- основные сотрудники воспитательного, режимного и оперативного отделов, чья деятельность непосредственно предполагает взаимодействие с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными;
- замещающие сотрудники воспитательного, режимного и оперативного отделов, осуществляющие
деятельность основных сотрудников в дни их отсутствия;
- сотрудники дежурных смен, заступающие на суточное дежурство на поот, предполагающий взаимодействие с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также их непосредственные руководители.
При отборе сотрудников на указанные должности необходимо учитывать их личное желание, а также рекомендации психологов учреждений.
Как показывают результаты проведенного нами исследования, личное желание сотрудников развиваться в указанном направлении в настоящее время учитывается не всегда. Так, у значительного количества опрошенных сотрудников {47,0 %} желание работать именно с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными перед назначением на соответствующую должность не было принято во внимание. Особенно выражена данная тенденция применительно к сотрудникам СИЗО (88,0 % сотрудников СИЗО против 38,0 % сотрудников ВК).
Отсутствие учета личного желания сотрудников работать с несовершеннолетними частично определяет и их отношение к занимаемой должности. Так, согласно исследованию, сотрудники СИЗО чаще, чем сотрудники ВК, проявляли недовольство занимаемой должностью и желание перейти на другую равнозначную, но не связанную с подростками работу.
Отсутствие стремления продолжать службу в занимаемой должности влияет, безусловно, и на общее желание сотрудника заниматься данным видом деятельности, удовлетворенность выполняемыми им трудовыми функциями, отношение к себе как профессионалу своего дела, актуальное психоэмоциональное состояние, подверженность развитию таких негативных состояний, как профессиональная деформация и профессиональное выгорание [14].
В ходе проведенного нами ранее исследования, направленного на выявление уровня профессионального выгорания у сотрудников СИЗО, несущих службу с различными категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных, было выявлено, что наиболее высокие показатели профессионального выгорания отмечались у сотрудников, чья деятельность непосредственно связана с работой с несовершеннолетними. У них был выявлен значительный уровень по уровням «истощение», «деперсонализациям, «редакция личных достижений» [14].
Рассмотрим проблемные вопросы, связанные с организацией и проведением занятий по формированию профессионально-педагогической готовности сотрудников к работе с несовершеннолетними. Так, наиболее характерно для этого направления следующее:
- отсутствие достаточного количества рабочего времени на поиск и подготовку материала для занятий;
- трудности в организации регулярных занятий:
- недостаточное количество теоретического и практического материала для подготовки занятий (пособий по правовым, педагогическим и психологическим вопросам, справочной и периодической литературы, учебников и наглядных пособий и т. д.);
- недостаточная мотивация самих сотрудников к участию в занятиях;
- недостаточная поддержка со стороны руководства в вопросах организации и проведения занятий и др.
Кроме того, на качество и эффективность проведения указанных занятий может оказывать влияние и укомплектованность штатных должностей в конкретном учреждении.
Профессионально-педагогическая подготов ка сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями не ограничивается лишь служебной подготовкой внутри учреждений У И С, а осуществляется и в рамках дополнительного профессионального образования.
Анализ программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях ФСИН России, за период с 2020 по 2021 гг. показал, что обучение осуществлялось по семи программам, в которых имелся раздел (параграф, тема и т. п.), раскрывающий различные аспекты взаимодействия с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе по двум программам профессиональной переподготовки, пяти программам повышения квалификации. В них имелось 19 соответствующих разделов, только в из которых целиком были посвящены работе именно с несовершеннолетними. В остальных случаях последняя, не фигурируя в названии раздела, рассматривалась как подраздел либо вопрос одной из тем.
Необходимо отметить, что е настоящее время имеется лишь одна программа повышения квалификации, целиком направленная на обучение сотрудников, несущих службу в учреждениях, в которых содержатся! несовершеннолетние правонарушители, - «Понятия и правовые основы применения программ восстановительного правосудия (медиации) к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым и осужденным».
Помимо представленных видов профессионально-педагогической подготовки сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями в некоторых территориальных органах ФСИН России заключены договоры со сторонними образовательными организациями различных типов (общеобразовательными, профессиональными, а также организациями высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и др.).
Формы проведения занятий преподавателями образовательных организаций, их количество, перечни рассматриваемых тем различны. Однако можно отметить, что наиболее распространено изучение в
рамках заключенных соглашений темы «Медиация» и вопросов бесконфликтного общения, а в учебные группы включены преимущественно специалисты по психологической, воспитательной, реже социальной работе. Безусловно, такое решение вполне закономерно, поскольку, во-первых, эти сотрудники наиболее тесно контактируют с несовершеннолетними в ходе своей служебной деятельности, во-вторых, именно ими чаще всего проводятся занятия с сотрудниками других отделов и служб, взаимодействующих с несовершеннолетними, по повышению профессионально-педагогической компетентности, в-третьих, проведение занятий, тренингов, сборов с привлечением преподавателей сторонних организаций по совершенствованию навыков работы с несовершеннолетними для сотрудников соответствующих служб и отделов предусмотрено п. 2.7 Плана основных мероприятий ФСИН России до 2027 г., про водим ых в рамках Десятилетия детства. Вместе с тем указанные лица чаще всего уже имеют базовые знания об основах возрастной педагогики и психологии, в то время как для сотрудников оперативного и режимного отделов подобное обучение является более актуальным и востребованным ввиду отсутствия или недостаточного развития соответствующих компетенций.
Заключение
В настоящее время актуальность темы профессионально-педагогической подготовки персонала УИС к работе с несовершеннолетними правонарушителями в условиях изоляции не вызывает сомнений, поскольку от готовности сотрудника к осуществлению этой деятельности во многом зависит не только эффективность его труда, отношение к своим обязанностям, мотивация к продолжению службы, но и результативность влияния на личность подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Каждый сотрудник, взаимодействующий с несовершеннолетним в учреждениях УИС, это, прежде всего, воспитатель, который вносит свой вклад в исправление и развитие личности подростка.
В учреждениях УИС организуются в рамках служебной подготовки занятия по повышению профессионально-педагогической компетентности. Кроме того, в образовательных организациях ФСИН России реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включающие в себя темы (разделы, параграфы и др.), раскрывающие отдельные аспекты работы с несовершеннолетними.
Привлечение к образовательному процессу компетентных педагогов сторонних образовательных организаций является важным условием формирования профессионально-педагогической готовности сотрудников, проходящих службу в учреждениях, в которых содержатся несовершеннолетние правонарушители. В настоящее время в некоторых территориальных органах ФСИН России заключены догово-
ры со сторонними образовательными организациями различных типов [общеобразовательными, профессиональными образовательными организациями, а также организациями высшего образования, организациями дополнительного образования, дополнительного профессионального образования и др.).
Вместе с тем, отмечая несомненные успехи, следует указать и на некоторые недостатки, связанные, прежде всего, с организацией, систематичностью и целенаправленностью процесса обучения. Так, в учреждениях УИС не определен круг лиц, с которыми необходимо проводить такую подготовку в обязательном порядке, отсутствуют требования к форме и регулярности проведения занятий, не утвержден перечень тем, необходимых для обязательного изучения.
Нельзя также не отметить узость тематики, свойственную различным видам профессиональной подготовки. Большинство занятий, включая те, что реализуются преподавателями сторонних образовательных организаций, направлены на повышение конфликтологической компетентности сотрудников. В их рамках изучаются вопросы медиации и бесконфликтного общения, что, на наш взгляд, не является достаточным. Необходимо расширять тематику занятий, вводить темы, в которых рассматриваются психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушителей, традиционные и инновационные методы и технологии работы с ними и др.
Участие в процессе приглашенных преподавателей является важным условием, способствую-
щим углублению профессионально-педагогической подготовки сотрудников к работе с несовершеннолетними. Однако важно предусмотреть участие в данных мероприятиях сотрудников, не имеющих психолого-педагогического образования, но по рода своей деятельности взаимодействующих с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, например сотрудников оперативного и режимиого отделов, включая дежурную службу.
Особое внимание необходимо уделять профессионально-психологическому отбору сотрудников, стоящих в резерве на замещение должностей, связанных с взаимодействием с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, важно учитывать их личное желание работать с данной категорией лиц.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что представленные в данной статье обстоятельства требуют качественно иного отношения к профессиональной подготовке сотрудников к работе с несовершеннолетними с акцентом на психолого-педагогическом характере осуществляемой ими деятельности. Мы убеждены, что любой сотрудник, независимо от занимаемой должности, звания и опыта, участвующий в работе с несовершеннолетними, вносит особый вклад в индивидуальное и личностное развитие подростков. Однако в настоящее время особенности профессионально-педагогической подготовки сотрудников УИС к работе с несовершеннолетними остаются недостаточно изученными, что отражается на уровне практической деятельности.
Щ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Дебольский М. Г., Мельникова Д. В., Месниченко А. С. Выявление психических состояний несовершеннолетних обвиняемых и осужденных как предпосылка профилактики их деструктивного поведении // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 35-50.
2. Гурьева В. А. Подростковая психиатрия. М., 2001. 44Я с.
3. Проведение псичологических тренингов по выработке у несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях УИС, установок на неприятие криминальной субкультуры : метод, рекомендации / Э. В. Зауторова, М. Г. Леболь-ский, H.A. Цветкова, Л. В. Резинки на, Ю. Е. Суслов, Ю. Ю. Тищенко, Е А. Малепина, С. Г. Кряжева, О. Г. Годованец. М., 2020. 8& с.
4. Зауторова Э. В., Колдунова Д. А. Профилактика конфликтного поведения несовершеннолетних как социально уязвимой категории осужденных //Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2022. № 2 (32). С. 73-76.
5. Могова Е. В. Психологическая готовность сотрудников воспитатель«ых колоний к работе с несовершеннолетними осужденными, склонными к деструктивному поведению //Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы Все рос. науч.-гракт. конф. (25-26 октября 2017 г) /отв. ред. канд. пед. наук, доц. А. Г. Чириков. Новокузнецк, 2017. С. 231-235.
6. ГанишинаИ. С., Бэтра А. В. Личные особенности подозреваемых, обвиняемых и осужденных несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора// Вестник Самарского юридического института. 2020. № 2 (38). С. 111-120.
7. Литвишков В. М., ВилковаА. В. Стимулирование у несовершенно летних осужденных переживания за совершенное преступление //Уголовно-исполнительное право. 2015. Na 3(21). С. 148-152.
8. Зауторова Э. В. Профессионально-педагогическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к процессу нравственно-эстетического воспитания осужденных //IUI Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-испорительнопо кодекса Российской Федерации) : сб. тез. выступлений и докладов участников [г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.): в S т. Рязань, 2017. Т. 4.4. 1С. 44-50.
9. ЗаутороваЭ. В., Соболев Н. Г Формы и методы воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными : практ. рук. Вологда, 2019. 84 с.
10. Савельев А. И., УрусовА. А. Психологические особенности личности несовершеннолетних с противоправным поведением// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2 (33}. С. 54-56.
11. Анализ рецидивной преступности среди лиц, освобожденных по концу срока отбывания наказания из воспитательных колоний : аналит. обзор/ Б. Г. Бовин, Ю. Е. Суслов, А. А. Кочин, С. Г. Кряжева, М. М. Москвитина, А. А. Алимов. М., 2021. 54с.
12. Кряжева С. Г., Новикова. В., Ковтуненко Л. Б. Профессионально значимые качества сотрудников уголовно-ис-юлчителы-ой системы, коммуницирующих с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными// Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № ЗА. С. 846-859.
13. Снижение конфликтов среди осужденных, подозреваемых, обвиняемых, профилактическая работа с вышеуказанной категорией лиц : практ. рекомендации / Ю. Е. Суслов, Э. В. Зауторова, М. Г. Сергеева, М. В. Лебедев. А. А. Широкова, М. М. Москвитина, В. В. Добнич. М., 2022. 46 с.
14. Кряжева С. Г. К проблеме влияния профессионального выгорания сотрудников на эффективность педагогте-скогюсопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2021. С. 168-172.
■ REFERENCES
1. Oebol'skii М .G., М el 'nikova D. V., Mesniichen ко А. S. Identification of the mental states of minors accused and convicted as a prscon ditionf orpreventingtheirdestnjctive behavior. Psikhologiya ipravo= Psychology andLaw, 2020,vol.10,no.2,pp.35-50. (In Russ.).
2. Gur'evaV.A. Podrostkovaya psikhiatriya [Adolescent psychiatry], Moscow, 2001. 44S p.
3. Zautorova EV., Debol'skii M.G., Tsvetkova N.A. et al. Provedenie psikhoiogicheskikh irenhgov po vyrabotks и nesover-shennoletnkh, soderzhastichikhsya v uchrezhdeniyakh UIS, ustanovok па nepriyatje kriminal'noi subkul'tury (metod-icheskie rekomendatsii) [Conducting psychological trainings on the development of attitudes towards rejection of criminal subculture in minors held in penal institutions (methodological recommendations)]. Moscow, 2020. 88 p.
4.Zautarova EV., Koldunova D.A Prevention of conflict behavior of minors as a socially vulnerable category of convict. Peni-lentsiamoe pravo: yuridicheskaya teoriya i prafoprfnenitel'naya praktika = Penal Law: Legal Theory and Law Enforcement Practices, 2022, no. 2 (32), pp. 73-76. (In Russ.).
5. Motova E V. Psychological readiness of employees of educational colonies to work with juvenile convicts prone to destructive behavior In: Chrikov A.G. (Ed.). Ugolovno-ispotiiteiYn^a sislema segodnya: vzaimodeistvie nauki i praktki: ma-terialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (25-26 oktyabrya 2017 g.) [Penal system today: interaction of science and practice: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (October 25-26, 2017)]. Novokuznetsk, 2017. Pp. 231235. (In Russ.).
6. Ganishina I.S., Vetra A.V. Personal characteristics of suspects, accused and convicted minors in pre-trial detention. Wesf-лй samarskogo yuridictieskogo institute = Bulletin of the Samara Law Institute, 2020, no. 2 (36), pp. 111-120. (In Russ.).
7. Litvishkov V.M., Vilkova A.V. Stimulation of juvenile convicts1 feelings for the committed crime. Ugolovno-ispotnitel'noe pravo = Penal Law, 2015, no. 3 (21К pp. 148-152. (In Russ.).
Б. Zautorova E.V. Professional and pedagogical training of employees of ihe penal enforcement system for the process of moral and aesthetic education of convicts. In: Mezhdunarodnyi peritentsiamyi forum 1Prestuplenie, nakazanie, ispravle-nie"(k 20-letiyu vstuple-niya v silu Ugolovno-ispotiitel'nogo kodeksa Rossiiskoi Pederatsii): st. 1ez. vystuplenii i dokladov uchastnkov(g. Ryazan', 21 -23 noyat. 2017 д.): v 9 t. T. 4. Ch. 1. [3d International penitentiary forum "Crime, punishment, correction" (to the 20th anniversary of the entry into force of the Penal Code of the Russian Federation): collection of speeches and reports of participants (Ffyazan, November 21-23, 2017): in 8 volumes. Volume 4. Part 1]. Ryazan, 2017. Pp. 44-Б0. (In Russ.).
9. Zautorova E.V., Sobolev N.G. Formy imetody vospitatel'noii psikhatogicheskoi rabotysnesovershennotemimi podozre-vaemymi, abvinyaemymi i osuzhdennymi: prakHcheskoe rukovodstvo [Forms and methods of educational and psychological work with juvenile suspects, accused and convicted persons: practical guide], Vologda, 2019. 84 p.
10. Savel'ev A.I., Unjsov A A. Psychological features of ihe personality of minors with illegal behavior. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh = Psychopedagogy in Law Enforcement, 2008, no. 2 (33), pp. 54-56. (In Russ.).
11. Bovin B.G., Suslov Yu.E., Kochin A.A et al. Analiz retsidivnoiprestupnostisreditits, osvobozhdennykh po Urontsu sraira otbyvaniya nakazaniya iz vospitatel'nykh kolonii: anaiiticheskii obzor [Analysis of recidivism among persons released at tfie end of their sentence from the juvenile correctional facility: analytical review], Moscow, 2021. 54 p.
12. Kryazheva S.G., Novikov A.V., Kovtunenho L.V. Professionally significant qualities of employees of the penitentiary system who communicate with juvenile suspects, accused and convicted. Pedagogicheskii zhumal = Pedagogical Journal, 2022, vol. 12, no. ЗА, pp. 846-S59. (In Russ.).
13. Suslov Yli.E., Zautorova E.V, Sergeeva M.G. et al. Snizhenie konfliktov sredi osuzhdennykh, podozrevaemykh, obvin-yaemykh, profilakticheskaya rabota s vysheukazannoikalegcrieilits: prakticheskie rekomerdatsii [Reduction of conflicts among convicts, suspects, the accused, preventive work with the above category of persons: practical recommendations]. Moscow, 2022. 40 p.
14. Kryazheva S.G. К On the problem of the influence of professional bumout of employees on the effectiveness of pedagogical support of underage suspects, accused and convicted persons. In: Nauctmye trudy FKUNIIPSIN Rossii [Scientific works of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], Moscow, 2021. Pp. 168-172. (In Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS
СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА КРЯЖЕВА - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, кгуагЬема_здОта11.ги1 https://orcid.org/0000-0002- 2246-3255 ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА КОВТУНЕНКО - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, коуЬипепкоЬЛ® mail.ni, https://oncid.ong/0000-0002-5113-1735
SVETLANA G. KRYAZHEVA - Senior Researcher at the Research Institute of (tie Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, kryazhe-va_sg®mai.nj, https:// orcid.org/0000- 0002- 2246-3255
LYUBOV V. KOVTUHEHKO - Doctor of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology of the Voronezh State University, Voronezh, Russia, Senior Researcher at tfie Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, kcNtunenko^Omail.ru, https^/orcid.org/0000-0002-5113-1735
Статья поступила 21.10.2022