Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 231 —233. State service and personnel. 2021;(4):231 —233. Научная статья
УДК 343.8 NIION: 2012-0061-04/21-058
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-231-233 MOSURED: 77/27-008-2021-04-258
К вопросу кадрового обеспечения пенитенциарных учреждений в свете принятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года
Григорий Александрович Майстренко
ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/-0000-0001-5668-615X
Аннотация. Обеспечение нормального функционирования пенитенциарных учреждений невозможно без формирования высококвалифицированного кадрового аппарата, организации профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по всем направлениям оперативно-служебной деятельности. Немаловажное значение имеет также создание здорового морально-психологического климата в коллективах и обеспечение достойных условий несения службы. В представленной статье анализируются основные направления кадровой политики в связи с принятием Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2030 года.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, концепция, кадровая политика, организационно-штатная структура, сотрудник, реформирование.
Для цитирования: Майстренко Г.А. К вопросу кадрового обеспечения пенитенциарных учреждений в свете принятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 231—233. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-231-233.
Original article
On the issue of staffing of penitentiary institutions in the light of the adoption of the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030
Gregory A. Maistrenko
FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, [email protected],_https://orcid.org/-0000-0001 -5668-61 5X
Abstract. Ensuring the normal functioning of penitentiary institutions is impossible without the formation of a highly qualified personnel apparatus, the organization of professional training, retraining and advanced training of employees of the penitentiary system in all areas of operational and official activity. It is also important to create a healthy moral and psychological climate in the teams and ensure decent conditions of service. The presented article analyzes the main directions of personnel policy in connection with the adoption of the Concept of the development of the penal enforcement system of Russia until 2030.
Keywords: penal enforcement system, concept, personnel policy, organizational and staff structure, employee, reform. For citation: Maistrenko G.A. On the issue of staffing of penitentiary institutions in the light of the adoption of the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 // State service and personnel. 2021;(12):231—233. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-231-233.
Современная отечественная уголовно-исполнительная система (УИС) находится в по--^✓■стоянном развитии и изменении, что обусловлено новыми подходами к организации и исполнению уголовных наказаний, в первую очередь лишения свободы.
© Майстренко Г.А. М., 2021.
В сфере кадрового обеспечения УИС генеральной идей является коренная реструктуризация исправительных учреждений (ИУ) и оптимизация их численности, что требует пересмотра организационно-штатной структуры учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года
№ 4/2021
Государственная служба и кадры
(далее — Концепция) ориентирует развитие кадровой политики в сфере исполнения наказаний на сокращение численности персонала подразделений и учреждений и оптимизации ее организационно-штатной структуры за счет совершенствования управления учреждениями УИС с учетом их новой структуры и ведомственного контроля, модернизации и оптимизации системы охраны и надзора за заключенными и осужденными в ИУ и СИЗО, внедрение достижений научно-технического прогресса в практику исполнения уголовных наказаний [5].
Кроме того, необходимость сокращения кадрового аппарата УИС России на новом этапе ее реформирования обусловлена прогнозируемым снижением численности осужденных к лишению свободы и планируемым сокращением количества исправительных учреждений (около 90).
Уменьшение численности осужденных к лишению свободы планируется обеспечить за счет декриминализации ряда составов преступлений, расширения практики применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания [6, с. 112].
Оптимизацию обновляемой пенитенциарной системы планируется обеспечить за счет внедрения инновационных технологий в деятельность учреждений и органов УИС, связанную с обеспечением конвоирования осужденных, охраны и надзора за ними во время нахождения на территории ИУ и производственных площадках.
Сокращение организационно-штатной структуры учреждений и органов УИС позволит:
■ повысить эффективность их работы в направлении достижения целей и задач, стоящих перед учреждениями и органами ФСИН России [7];
■ усовершенствовать систему управления и контроля за деятельностью учреждений УИС;
■ улучшить условия прохождения службы и увеличить денежное довольствие с объемом социальных гарантий сотрудникам УИС, что повысит их мотивацию к более эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей [1, с. 97—198].
В 2012 и 2018 гг. были приняты федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения сотрудников УИС, а также кадровые, правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в УИС.
По состоянию на 1 января 2021 г. проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений УИС, установлены социальные гарантии ее сотрудникам, в том числе увеличено денежное довольствие и иные социальные выплаты.
Среди вызовов, стоящих перед УИС, Концепция отмечает повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здорового морально-психологического климата в служебных коллективах, сводящего к минимуму вероятность противоправного поведения сотрудников УИС. А одной из целей вновь принятой Концепции является формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала.
В числе основных направлений развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г. следует выделить совершенствование служебной деятельности, предусматривающее условия несения службы и социальную защищенность сотрудников УИС, включая медицинское, жилищное и иное социальное обеспечение.
Вопросам кадрового обеспечения УИС в Концепции посвящено два раздела: раздел XVIII «Совершенствование условий несения службы (выполнения работы)» и раздел XIX «Социальная защищенность сотрудников уголовно-исполнительной системы». Их краткое содержание сводится к следующему.
К 2030 г. планируется установление норматива штатной численности персонала учреждений УИС по отношению к подозреваемым, обвиняемым, осужденным и лицам, состоящим на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, из расчета 1:3.
Необходимо подчеркнуть, что процесс исправления и перевоспитания осужденных, их подготовка к освобождению, возвращение в общество правопослушного гражданина требует активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, добротной профессиональной подготовки сотрудников учреждений УИС [2, с. 48].
При оптимизации работы и сокращении штатной численности учреждений УИС необходимо, по нашему мнению, учитывать следующее.
Внедрение в деятельность новых ИУ электронных инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН) нового поколения (аудиовизуальных, электротехнических и т.д.), способных контролировать поведение и передвижение подозреваемых, обвиняемых и осужденных на расстоянии, значительно снизит трудоемкость работы сотрудников дежурной службы, отделов охраны и надзора в ИУ и повысит результативность их работы. Вследствие этого один сотрудник дежурной службы, отдела режима или охраны будет способен выполнять больший объем трудовых обязанностей без увеличения сложности и напряженности своей профессиональной деятельности.
В то же время применение современных ИТ-СОН на одних и тех же участках ИУ, а также увеличение количества объектов ИУ, оснащенных ими, приведет к дублированию ряда функций дежурной службы, отделов режима и охраны по
№ 4/2021
контролю за поведением и перемещением осужденных внутри ИУ и за его пределами, что потребует пересмотра содержания профессиональных обязанностей сотрудников данных подразделений.
Введение в практику электронного делопроизводства в работу канцелярии, группы спец. учета и секретариата новых видов ИУ и перевод в электронный вид документов архивов учреждений и органов УИС также повысит результативность работы сотрудников данных служб и снизит трудоемкость их работы. Это, в свою очередь, потребует пересмотра спектра профессиональных обязанностей сотрудников данных подразделений и возложения на них дополнительных функций [4, с. 213].
Повышение значимости реализации социальной, психологической и воспитательной работы в новых ИУ в сравнении с осуществлением охраны и надзора за осужденными потребует перераспределения кадровых ресурсов ИУ в аспекте увеличения количества штатных единиц службы по социальной и воспитательной работе с осужденными и психологической службы ИУ и пересмотра должностных обязанностей сотрудников отделов режима и охраны [3, с. 46].
И, наконец, одним из приоритетных направлений в сфере кадровой политики является создание комфортных условий для несения службы, возможностей продвижения по службе, стимулирование сотрудников для эффективного исполнения ими служебных обязанностей, а также повышение привлекательности службы. Реализация указанных мер позволит в конечном счете исключить текучесть кадров и сформировать стабильный профессиональный состав УИС.
Список источников
1. Долинин А.Ю. Кадровый потенциал уголовно-исполнительной системы: оценка и развитие: Монография. М., 2017.
2. Изаксон P.A., Смирнова К.В. Организация проведения занятий с использованием тренинго-вых технологий в подготовке сотрудников силовых структур при прохождении профессионального обучения // Мир педагогики и психологии. 2018. № 10.
3. Китрова Е.В., Кузьмин В А., Буркова ЕА Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» / Под ред. Н.С. Мановой. М., 2017.
4. Пенионжек Е.В. Роль воспитательного воздействия в формировании эстетических качеств сотрудника органов внутренних дел // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 4.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». Дата опубликования 05.05.2021 // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202105050004
6. Сыч КА., Каданаева ЕА. Лишение свободы как родовое понятие и виды уголовного наказания: опыт теоретико-правового конструирования: Монография. М., 2019.
7. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 11.06.2021 №217-ФЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/
References
1. Dolinin AYu. Personnel potential of the penal system: assessment and development: Monograph. M.,
2017.
2. Izakson RA., Smirnova K.V. Organization of classes using training technologies in the training of law enforcement officers during vocational training // The world of pedagogy and psychology.
2018. № 10.
3. Kitrova E.V., Kuzmin VA., Burkova EA. Commentary to the Law of the Russian Federation of July 21, 1993 № 5473-I «On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty» / Edited by N.S. Manova. M., 2017.
4. Penionzhek E.V. The role of educational influence in the formation of aesthetic qualities of an employee of internal affairs bodies // Training and education: methods and practice. 2013. № 4.
5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 № 1138-r «On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030». Date of publication 05.05.2021 // http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202105050004
6. Sych KA., Kadaneva EA. Deprivation of liberty as a generic concept and types of criminal punishment: the experience of theoretical and legal construction: Monograph. M., 2019.
7. The Criminal Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 № 1-FZ (ed. dated 11.06.2021 No. 217-FZ) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12940/
Информация об авторе
Майстренко Г.А. — кандидат юридических наук
Information about the author
Maistrenko G.A. — candidate of law
Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 06.09.2021 ; approved after reviewing 18.11.2021 ; accepted for publication 14.11.2021.
№ 4/2021