Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ / ЭМПАТИЯ / СТРУКТУРА ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ВИДЫ ЭМПАТИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянова Л.Г.

В фокусе внимания статьи соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатических способностей. Раскрываются различные подходы к изучению теоретических аспектов эмоционального интеллекта, а также влияние эмпатии на способность индивида урегулировать свое эмоциональное состояние. Раскрываются виды эмпатии, структура эмпатических способностей, не только как логическое понимание чувств другого, но и осознание эмоций другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Л.Г. Лукьянова

СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В фокусе внимания статьи соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатических способностей. Раскрываются различные подходы к изучению теоретических аспектов эмоционального интеллекта, а также влияние эмпатии на способность индивида урегулировать свое эмоциональное состояние. Раскрываются виды эмпатии, структура эмпатических способностей, не только как логическое понимание чувств другого, но и осознание эмоций другого человека.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, управление эмоциями, эмпатия, структура эмпатических способностей, виды эмпатии.

Понимание эмоций является важной составляющей жизни каждого человека. Трудно определить на какую сферу жизнедеятельности эмоция не оказывает влияния, ведь под влиянием эмоций может меняться как физиологическое (усиление кровообращения, дыхания и пр.), так и психическое (функция регуляции поведения) состояние человека. Поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики, интересовали психологов еще с начала XX века. Торндайк Э., Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г. и другие ведущие специалисты в области психологии интеллекта писали о том, что способность людей понимать других и управлять ими зависит от индивидуальных особенностей каждого.

Изначально идея единства аффективных и когнитивных процессов в отечественной психологии возникла в трудах Л.С. Выготского. В последствии изучением взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов занимались С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Согласно С.Л. Рубинштейну, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция - единство эмоционального и интеллектуального. Исследования А.Н. Леонтьева показали, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию.

Одним из первых наиболее близко к понятию эмоциональный интеллект подошел американский психолог Г. Гарднер, который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением". [6]. Тем не менее, Г. Гарднер дает довольно широкие определения различным интеллектам, которые зачастую описывают таланты, черты личности и способности.

В 1988 г. израильский психолог Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) первым представил концепцию эмоционально-социального интеллекта. Р. Бар-Он определил эмоциональный интеллект как все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory) и впервые ввел обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта.

Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Мэйером, которые определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». [5] Переработав свою теорию в последствии вместе с американским психологом Дж. Карузо, авторы дали усовершенствованное определение эмоциональному интеллекту: «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений». [5]

Другими словами, эмоциональный интеллект представляется в данной модели как состыковка эмоций с познанием. П. Сэловей и Дж. Карузо выделили компоненты эмоционального интеллекта, которые выстраиваются в иерархию и последовательно осваиваются человеком в онтогенезе, каждый компонент относится как к своим, так и к чужим эмоциям.

Трактуются они следующим образом:

1. Идентификация эмоций. 2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и

© Л.Г. Лукьянова, 2023.

деятельности. 3. Понимание эмоций. 4. Управление эмоциями.

В 2004 г. российским психологом Люсином Д.В. была предложена абсолютно новая модель эмоционального интеллекта, которой мы придерживались в своем исследовании. Эмоциональный интеллект определяется автором, как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн (Эмоциональный интеллект, Люсин, 2004), в его структуре можно выделить два «измерения», пересечение которых дает четыре вида эмоционального интеллекта:

- Межличностный Эмоциональный Интеллект, который включает в себя понимание чужих эмоций и управление чужими эмоциями.

- Внутриличностный Эмоциональный Интеллект, который включает в себя понимание своих эмоций и управление своими эмоциями.

Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Люсин Д.В. понимает следующее.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

■ может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

■ может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

■ понимает причины, вызвавшие данную эмоцию и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

■ может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

■ может контролировать внешнее выражение эмоций;

■ может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, что подтверждает деление эмоционального интеллекта на внутриличностный и межличностный. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако они должны быть связаны друг с другом.

По нашему мнению, особое значение имеет способность к пониманию эмоций. На наш взгляд, данная составляющая эмоционального интеллекта, является одним из ключевых феноменов и определяется таким научным термином, как «эмпатия».

Эмпатия - опыт переживания мыслей и чувств другого человека с его точки зрения, а не с собственной. Эмпатия отличается от сочувствия тем, что учитывает не только логическое понимание чувств другого, но и осознание эмоций другого человека.

Исторически понятие «эмпатия» было отмечено еще в 19 вв. такими выдающимися немецкими философами, как Эдмунд Гуссерль, Макс Шелер, Карл Ясперс, Вильгельм Дильтей и определялось тогда, как «вчувствование», которое потом уже было переведено Эдвардом Титченером на английский язык как «empathy», что в переводе на русский означает «сочувствие», «умение поставить себя на место другого». Характерной особенностью того времени было то, что ученые ставили перед собой в первую очередь задачу определить, каким образом человеку удается воспринимать опыт других индивидов, как свой собственный, изучалась физиологическая составляющая восприятия «чужого» опыта, как своего собственного. Далее в 1913 г. Эдит Штайн, автор первой научной диссертации, посвященной эмпатии, дала наиболее популяризированное определение этой способности, которое не потеряло своей актуальности и по сегодняшний день и звучит оно следующим образом: «Эмпатия - это переживание чужого сознания». К сожалению, научные дискуссии в период 20 века касательно эмпатии несколько снизились и только на рубеже 20-21 века об этой способности заговорили вновь, но уже в другом ключе.

На данный момент принято выделять три основных вида эмпатии:

1. Эмоциональная эмпатия - врожденное качество переживания тех же чувств и эмоций, что переживают другие люди. Например, в младенчестве ребенок, услышав плач других детей, начинает плакать.

2.Когнитивная эмпатия, которая задействует интеллектуальные способности человека и выражается в подключении наглядно-образного мышления, т.е. способности поставить себя на место другого.

З.Эмпатическая забота - способность оказывать помощь и заботу другим людям.

В концепции эмоционального интеллекта эмпатия играет одну из самых значимых ролей. Так, чувство эмпатии способствует не только пониманию другого, но и распознаванию эмоций другого, эмоциональному слушанию. Благодаря эмпатии, личность не только распознает чувства другого, но и понимает причины таких чувств, что позволяет увидеть «мир другими глазами».

Горбатова Е.А. в структуре эмпатических способностей выделяет 11 самостоятельных компонентов: 1) альтруистическая направленность (бескорыстность деятельности, искренний интерес к другой личности), 2) эмоциональная активность (способность человека к быстрому реагированию на различные воздействия и легкому подключению к этому энергии интеллекта, потребностей и воли), 3) широта эмоционального репертуара (переживание разных эмоциональных состояний, как положительных, так и отрицательных вслед за партнером), 4) адаптивная гибкость эмоций (способность настраиваться на общение с

разными людьми, при этом те терять свои собственные желания и потребности), 5) коммуникативная толерантность (терпеливо переносить отдельные неприятные для нас чувства и поступки другого, как следствие самоценности человека), 6) развитость экспрессии (адекватная эмоциональная реакция на состояния партнера, отсутствие ехидства), 7) способность к синтонии (способность быть в гармонии с собой и другими), 8) наблюдательность (способность наблюдать как за эмоциональными состоянием другого, так и за проявлением черт характера, движения тела), 9) воображение (создание программы поведения, когда проблемная ситуация не определена), 10) интуиция (независимость от оценочных суждений) и 11) способность к идентификации (отождествление себя с субъектом другого, взаимопонимание). [4].

Эмпатия как структурный компонент эмоционального интеллекта является одним из ключевых составляющих понимания другого с эмоциональной точки зрения.

Выборка, методики исследования

В исследовании приняло участие 27 девушек в возрасте 21-24 года. Выборка состояла из студентов факультета экстремальной психологии 2 курса, поскольку эмоциональный интеллект является важной частью личности будущего психолога.

В теоретический части нами был проведен хронологический анализ изучения эмоционального интеллекта, согласно которому были выявлены основные составляющие эмоционального интеллекта и структуры эмпатических способностей. Нами также был проведен анализ имеющихся методик по выявлению и оценке компетенций, исходя из которого мы отобрали три наиболее полно измеряющие компетенции эмоционального интеллекта: опросник «Эмоциональный интеллект. ЭмИн» Д.В. Люсина, опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении Г.С. Ни-кифирова, В.К. Васильева, С.В. Фирсова, опросник «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко.

Нами был проведен опрос всех студентов по подобранным методикам.

Полученные данные были обработаны с использованием методов математической статистики. Использовался ^критерий Стьюдента для выявления структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии между двумя крупными независимыми выборками по уровню эмоционального интеллекта и эмпатии.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя результаты диагностики по методике ЭмИн, Люсина Д.В., можно отметить, что общий показатель по всем шкалам соответствует среднему значению измерения эмоционального интеллекта, при этом можно отметить, что

1. Межличностный интеллект (МЭИ) равен 40, 93 баллов

2.Управление чужими эмоциями (МУ) равен 18 баллов

3.Управление своими эмоциями (ВУ) равен 13,5 баллов

Все баллы по вышеуказанным субшкалам являются показателями среднего значения, но близкого к низкому значению.

В диагностике уровня выявления самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении Никифирова Г.С., Васильева В.К., Фирсова С.В. особенно отмечается наиболее высокая выраженная склонность к самоконтролю в деятельности (15 баллов) и наименее низкая склонность к самоконтролю в эмоциональной сфере (13 баллов), что свидетельствует о том, что самоконтроль человека его собственных эмоциональных состояний и их поведенческих проявлений носит более сложный характер.

Результаты исследования уровня эмпатии студентов определяются низким значением 16, 8, что свидетельствует о том, что у группы испытуемых заниженный уровень эмпатии.

Корреляционный анализ. Как видно из Таблицы 1, положительно коррелирует с такими показателями, как высокий уровень понимания своих эмоций (ВП; 0,441), высокий уровень контроля экспрессии -способность контролировать внешние проявления своих эмоций (ВЭ; 0,318), что говорит о том, что распознавание эмоций способствует осознанию своего эмоционального состояния и, соответственно, возможности его контролировать, высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ; 0,367), высокий уровень понимания чужих эмоций (ПЭ; 0,444), управление эмоциями (УЭ; 0,301) коррелируют с общим уровнем эмоционального интеллекта (ОЭИ; 0,374) и выраженной склонностью к самоконтролю в эмоциональной сфере Это вполне закономерно, так как эмоциональный самоконтроль действительно повышает уровень владения и понимания своих и чужих эмоций. Эмоциональный контроль в том числе помогает сократить количество негативных эмоций, что, безусловно, повышает значение эмоционального интеллекта.

Положительно коррелирует с такими шкалами, как управление чужими эмоциями МУ (0,306), управление своими эмоциями ВУ (0,299), управление эмоциями УЭ (0,360) выраженная склонность к самоконтролю в деятельности, что говорит о том, что способность к самоконтролю в деятельности требуют навыки управления эмоциями, что, в свою очередь, повышает организационные и мотивационные способности личности в процессе деятельности.

Таблица 1

Таблица корреляции___

Выраженная склонность к само- Выраженная склонность к само- Степень выраженности к самоконтролю (общая) Интуитивный канал эмпатии Установки, способствующие эмпатии Проникающая способ-

контролю в контролю в ность

эмоциональной сфере эмоциональной сфере в эмпатии

Понимание чу-

жих эмоций ,393**

(МП)

Управление чужими эмоциями ,306* ,283* ,480**

(МУ)

Понимание

своих эмоций ,441** ,330* ,432**

(ВП)

Управление своими эмоциями ,299* ,279*

(ВУ)

Контроль экспрессии (ВЭ) ,318* -,340*

Межличностный ,308* ,520**

ЭИ (МЭИ)

Внутриличност-ный ЭИ (ВЭИ) ,367* ,322* -,345* ,328*

Понимание эмо- ,444** ,303* ,510**

ций (ПЭ)

Управление эмоциями (УЭ) ,301* ,360* ,387** ,385**

Общий уровень ЭИ (ОЭИ) ,374** ,296* ,484**

Степень выраженной склонности к социальному самоконтролю положительно коррелирует с управлением чужими эмоциями (0,283), что также отражается на внутриличностном ЭИ (ВЭИ) (0,322), пониманием эмоций (ПЭ) (0, 303), управлением эмоциями (УЭ) (0, 387), общим уровнем ЭИ (0,296). Такая взаимосвязь свидетельствует о том, что контроль эмоций другого позволяет устанавливать контакт с другими людьми, что положительно отражается на выстраивании групповых взаимоотношений с социумом и в целом благоприятно отражается на способности контролоровать себя в деятельности.

Имеется отрицательная корреляционная связь с контролем экспрессии (-340, ВЭ), внутриличност-ным эмоциональным интеллектом (ВЭИ -345), выраженной склонностью к самоконтролю в эмоциональной сфере (-327) с интуитивным каналом эмпатии, что в свою очередь свидетельствует о том, что интуитивный канал эмпатии может мешать справляться с контролем эмоционального фона. Например, когда мы не можем объяснить самим себе свои интуитивные ощущения, что может негативно влиять на способность контролировать свои эмоции.

Положительно коррелируют с межличностным эмоциональным интеллектом (МЭИ; 0,308) установки, способствующие эмпатии. Такая взаимосвязь может указывать на то, что чем выше развит уровень эмпатии, тем легче установить контакт с социумом. Проникающая способность к эмпатии позволяет личности принимать во внимание эмоциональное состояние другого, видеть взаимосвязь поведения человека с его внутренним состоянием. Более того, способность к эмпатии способствует развитию внутриличност-ного эмоционального интеллекта (ВЭИ, 0, 328) (понимание своих эмоций равно ВП, 0,432), управлению своими эмоциями (управлением эмоций равно УЭ 0, 385). Проникающая способность к эмпатии благоприятно отражается и на значении межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ; 0, 520). Все вышеуказанные значения также приводят к тому, что способность к эмпатии положительно влияет и на общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ; 0, 484), что свидетельствует о том, что эмпатические способности влияют значение эмоционального интеллекта.

Заключение. Таким образом, в контексте анализа методик измерения эмоционального интеллекта и эмпатии, мы можем сделать вывод о том, что соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии взаимосвязаны, о чем свидетельствует проведенный нами корреляционный анализ. Именно способность к эмпатии позволяет нам распознавать и понимать эмоции и чувства других, что является важной составляющей эмоционального интеллекта. Отрицательная корреляционная связь, обнаруженная при проведении исследования, свидетельствует о том, что интуитивный канал эмпатии может негативно влиять на

внутриличностный эмоциональный интеллект, что в свою очередь негативно отражается на самоконтроле в эмоциональной сфере. В связи с вышесказанным, нам представляется важным отметить тот факт, что несмотря на высокие способности к эмпатии личность также должна уметь отслеживать собственные переживания как реакции на опыт другого человека. Такая форма самосознания; позволит не только понимать свои и чужие эмоции, но и лучше владеть эмоциональным интеллектом, при наблюдении за другими людьми.

Библиографический список:

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению» // Психол. журн. 2006. №1.

2.Бреслав Г.М. Психология эмоций.- М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

3.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниэл Гоулмэн; пер. с англ. А.П. Исаевой, - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.

4.Горбатова Е.А., Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 1. Том 21.2014.

5.Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять // СПб: Питер,

2017.

6.Кутейников А. Н., Шандлоренко Д. Д. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу // Фундаментальные исследования. 2015.

7. Леонтьев Н.И. Психология общения // Москва, Юрайт, 2019.

8. Литвинова А.В. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология безопасности» для магистерской программы «Психология безопасности в образовании» / А.В. Литвинова. - Москва.: МГППУ, 2015. - 52 с. (3,1) - URL: http://psychlib.ru (дата обращения: 05.03.2019).

9.Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект - М: Институт психологии РАН, 2009.

10.Люгер, Дж.О. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Дж.О. Люгер. -М.: Диалектика, 2012.

11.Опарин, А.И. Материя. Жизнь. Интеллект / А.И. Опарин. - М.: Наука, 2017.

12.Harvard Business Review «С чего начинается лидер». - Москва, 2015 г. - №4.

13.Jared Newman Inside Google's Insanely Popular Emotional-Intelligence Course [Электронный ресурс] / URL: https://www.fastcompany.com/3044157/inside-googles-insanely-popular-emotional-intelligence-course (дата обращения: 19 февраля 2020 г.).

14.Justin Bariso There are actually 3 types of empathy. Here's how they differ and how you can develop them all [Электронный ресурс/URL: https://www.inc.com/justin-bariso/there-are-actually-3-types-of-empathy-heres-how-they-dif-fer-and-how-you-can-develop-them-all.html (дата обращения: 19 февраля 2020 г.).

ЛУКЬЯНОВА ЛИЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА - магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.