Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна, Кулешова Наталья Евгеньевна

В статье представлены результаты исследования эмоционального интеллекта и эмпатии студентов вуза. Проведен теоретическо-методологический анализ подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов различных направлений подготовки Мордовского университета, в ходе которого выявлены особенности их эмоционального интеллекта и эмпатии. Выявлены статистически значимые различия в уровне развития эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов различных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND EMPATHY OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents the results of a study of the problem of the emotional intelligence and empathy of university students. An analysis of theoretical approaches to this problem in domestic and foreign psychology is carried out. The article describes the results of an empirical study conducted among students of various areas of training at Mordovia University, during which the features of their emotional intelligence and empathy were revealed. Differences in the level of development of empathy and emotional intelligence among students of different areas of training were revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Ж. Г. Гаранина, Н. Е. Кулешова

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

современном мире все большую актуальность приобретает проблема межличностного общения, эффективность которого зависит от множества объективных и субъективных факторов, к числу которых можно отнести личностные особенности участников процесса взаимодействия. Одним из важнейших личностных качеств, влияющих на успешность общения, является эмоциональный интеллект. Особую роль он играет в процессе профессионального взаимодействия, поскольку позволяет лучше понимать других людей, управлять своими эмоциями и эффективнее осуществлять профессиональные коммуникации. В связи с этим теоретический и практический интерес представляет исследование вопроса об особенностях и структуре эмоционального интеллекта у студентов, получающих высшее профессиональное образование.

Цель исследования - изучить особенно -сти эмоционального интеллекта и эмпатии студентов вуза различных направлений подготовки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему соотношения эмоционального интеллекта и эмпатии в научной литературе;

2. Эмпирически выявить особенности эмоционального интеллекта и эмпатии у студентов вуза;

3. Провести сравнительный анализ уровня эмоционального интеллекта и эмпатии у студентов различных направлений подготовки.

Проблема эмоционального интеллекта и его соотношения с различными личностными качествами в настоящее время активно исследуется в отечественной и зарубежной психо-

логии в рамках различных теоретических подходов, среди которых можно выделить когнитивный, деятельностный, субъектный и др.

С точки зрения когнитивного подхода Р. Д. Робертс считает, что эмоциональный интеллект представляет собой набор способностей, отвечающих за передачу эмоциональных сообщений, оценку точности их распознавания. В связи с этим он рассматривает эмоциональный интеллект как способность решать возникающие проблемы эмоциональной жизни человека, выражать свои эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоций других [20].

Д. Р. Карузо рассматривает эмоциональный интеллект как когнитивную способность, связанную с вербализацией эмоций, а также применение эмоции для оптимизации когнитивных процессов, что предполагает умение распознавать эмоции, актуализировать эмоции в процессе мыслительной деятельности, а также способность понимать эмоции и сознательно управлять ими в процессе интеллектуального и эмоционального развития [7].

В работе Дж. Майера и П. Сэловей эмоциональный интеллект определяется как совокупность когнитивных умений, помогающих осознавать эмоции других людей и свои собственные и определяют его как «способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций, способность понимания эмоций и эмоциональных знаний, способность управления эмоциями, содействующая эмоциональному и интеллектуальному росту личности» [16, с. 145]. В структуру эмоционального интеллекта они включают способности к распознаванию и выражению эмоций; включение эмоций в интеллектуальную деятельность, умение регулировать эмоциональные состояния. Структура эмоционального интеллекта, по мнению данных авторов, включает две сферы: направленность на понимание своих эмоций и эмоций других людей. Кроме того, эмоциональный интеллект позволяет устанавливать взаимосвязь эмоций с когнитивной деятельностью. Сюда можно отнести операции планирования деятельно-

сти, креативность, управление мотивацион-ными и аттенционными процессами. Авторы выделяют такие составляющие эмоционального интеллекта, как восприятие эмоций, эмоциональная оценка, способность их выражать, а также применять эмоции для улучшения когнитивных процессов. Также в структуру эмоционального интеллекта они включают понимание и оценку эмоций.

В работе Дж. Барисо проблема эмоционального интеллекта изучается в связи с понятием эмоциональной компетентности, где в структуре данного свойства он выделяет такие компоненты, как социальную компетентность, включающую в себя способность к эмпатии и развитые коммуникативные навыки, а также личную компетентность, предполагающую умение эмоционально понимать себя, осознавать свои эмоции, адекватное самоотношение и самооценку, способность к саморегуляции и самомотивации [1, с. 42-44].

В отечественной психологии эмоциональный интеллект исследуется в работах таких ученых, как В. В. Бойко, Т. П. Гаврило-вой, Е. П. Ильина, Д. В. Люсина, Т. И. Пашу-ковой, И. М. Юсупова и др. В частности, Д. И. Матренин, И. В. Харитонова рассматривают эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации и определяют его как способность понимать свои эмоции, эмоциональные состояния других людей и управлять ими [18].

Д. В. Люсиным было предложено определение эмоционального интеллекта как способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их взаимосвязь, использовать информацию об эмоциях как основу когнитивной деятельности [15]. Им разработана модель эмоционального интеллекта, в которой он выделил такие компоненты, как межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллекты, а также их составляющие -понимание эмоций и управление ими.

Е. И. Изотова, Е. Б. Максимова понимают под эмоциональным интеллектом способ-

ность осознавать свои эмоции и применять их для принятия правильных решений, осознавать эмоции других людей, умение управлять своими стрессовыми состояниями, контролировать эмоциональные порывы, проявлять эмпатию, а также иметь навыки межличностного общения, способность входить в эмоциональное состояние других людей, эффективно воздействовать на них [10].

Е. В. Кузнецова рассматривает эмоциональный интеллект как способность осознавать и выражать свои собственные эмоции, проявлять сочувствие, распознавать и интерпретировать информацию, получаемую от других людей [13]. Е. А. Хлевная считает, что эмоциональный интеллект является значимым фактором, обеспечивающим способность управлять собственными эмоциями [24].

Е. А. Сергиенко исследует эмоциональный интеллект, понимая под ним способности, компетенции и навыки, позволяющие соответствовать социальным требованиям. Сюда он относит внутриличностные навыки, включающие самооценку, независимость, осознание своих эмоций, стремление к самореализации, а также навыки социального взаимодействия, успешность социальных взаимоотношений, эмпатию, а также навыки социальной адаптации - способность решать различные проблемы, социальная гибкость; регулятивные навыки - эмоциональную устойчивость к стрессу; общее настроение -умение контролировать свои импульсы, а также продуцировать позитивные эмоции -радость, оптимизм [22].

И. М. Юсупов считает, что эмоциональный интеллект включает эмоциональную грамотность, к которой он относит умение контролировать свои эмоции, высокий уровень самосознания, адекватное поведение в социуме, способность контролировать отрицательные состояния, умения и навыки коммуникации, способность к мотивации собственных поступков [25]. Наши исследования особенностей эмоционально-волевой сферы спортсменов показывают, что развитый эмо-

2022//-

циональный интеллект позволяет им более эффективно управлять собственными эмоциями [6].

Таким образом, психологические подходы к проблеме эмоционального интеллекта рассматривают различные аспекты эмоциональной регуляции когнитивной деятельности, а также сознательного управления своими эмоциями и эмоциональной регуляции процессов коммуникации. Эмоциональный интеллект включает в себя компоненты, связанные с самопониманием и рефлексией, а также социальные составляющие, предполагающие развитые коммуникативные умения и навыки. Во многих исследованиях эмоциональный интеллект рассматривается как способность человека распознавать и понимать свои и чужие эмоции, способность управлять своими и чужими эмоциями, использовать эти знания в качестве основы для мышления и принятия решений.

В ряде работ эмоциональный интеллект тесно связывается с таким личностным качеством, как эмпатия. Исследование проблемы эмпатии в рамках эмоциональной концепции трактует данный процесс как эмоциональное проникновение в состояние другого человека. С точки зрения данного подхода эмпатия изучается в работах Т. П. Гавриловой, Т. Н. Па-шуковой, Л. П. Стрелковой, Н.М. Юсупова и др.

Х. Кохут сформулировал одно из наиболее распространенных определений эмпатии, в котором она рассматривается как способность принять на себя роль другого человека [14]. Данный подход рассматривает эмпатию не только как эмоциональное сопереживание, но и интеллектуальное представление о том, какие эмоции испытывает другой человек, насколько хорошо субъект представляет себе внутренний мир другого, а также насколько он способен прогнозировать поведение других людей. Понятие «эмпатия» часто рассматривается как «эмпатическое понимание».

К. Роджерс предложил подход к пониманию эмпатии, где она стала рассматриваться с точки зрения применения в психотерапевтической практике, а также значимости эмпа-

тического сопереживания в различных сферах социального взаимодействия [21]. Американский ученый подчеркивал важность сохранения собственной позиции и считал наличие безопасной психологической дистанции в процессе эмпатии главным условием эффективной коммуникации.

Современные психологи характеризуют эмпатию с нескольких сторон: как процесс понимания, как эмоциональное явление, как вчувствование в другого, в его переживания и мысли. Т. П. Гаврилова исследует процесс развития эмпатии в онтогенезе и считает, что эмпатию можно рассматривать с точки зрения ориентации на себя или на другого и выделяет два вида эмпатии: сопереживание, которое проявляется в идентификации, проживании эмоций других людей, а также сочувствие, связанное с пониманием эмоций другого человека, при котором человек не идентифицирует себя с этими эмоциями [5].

Т. Д. Карягина рассматривает роль эмпа-тии в протекании интеллектуальных и волевых процессах. Она выделяет когнитивный компонент эмпатии, который может осуществляться с помощью самонаблюдения и идентификации субъекта с другим человеком и считает, что в процессе социального взаимодействия эмоциональный компонент эмпатии проявляется с помощью механизма аттракции, создания положительного эмоционального настроя на другого человека, а также межличностной интеракции. В сфере психической активности когнитивная эмпатия проявляется как осознанный процесс, не сопровождающийся эмоциональными переживаниями. В сфере психической реактивности она осуществляется как эмоциональный подсознательный процесс сопереживания другому человеку через механизм эмоционального заражения [12].

Т. А. Ибадуллаев определяет эмпатию как особый тип социального понимания, постижения внутреннего мира другого человека, при котором происходит восприятие через проникновение в систему переживаний и чувств другого [9]. В. В. Бойко исследует ка-

чественную природу эмпатии, рассматривает связь основных компонентов эмпатии с индивидуальными свойствами и психическими процессами личности [2], И. В. Дементьев изучает процессуальный характер эмпатии [8].

Ряд ученых считает, что эмпатия основана на особенностях эмоциональной сферы, поэтому способность к эмпатии определяется различными эмоциональными компонентами.

Так, В. К. Вилюнас выделят такие составляющие эмпатии, как способность различать и понимать эмоции людей, умение правильно воспринимать социальные ситуации, а также развитые способности сопереживания эмоциональным состояниям другого человека [4]. Ф. Е. Василюк считает, что эмпа-тическое понимание связано с проникновением во внутренний мир другого человека, что существенно отличает эмпатию от таких механизмов межличностного познания, как идентификация, проекция, стереотипизация и т. п. [3].

Исследование взаимосвязи между структурными компонентами эмоционального интеллекта и эмпатии, проведенное Е. Б. Максимовой, показывает, что существуют взаимосвязи между межличностным эмоциональным интеллектом и способностью к пониманию эмоций других людей [17]. Е. П. Ильин считает, что эмпатия напрямую связана с эмоциональным и социальным интеллектами посредством рациональных и эмоциональных каналов, а также через механизмы рефлексии, сопереживания и сочувствия [11].

Понимание эмпатии в психологии связывается также с направленностью на оказание помощи другим людям на основе понимания их эмоционального состояния и сочувствия. Эта направленность рассматривается как поведенческий компонент эмпатии. Поведенческий компонент эмпатии реализуется на основе формирования просоциальных и альтруистических действий, основанных на понимании эмоций людей, сопереживании им и стремления помочь.

Т. И. Пашукова считает, что просоциаль-ное поведение, лежащее в основе действен-

ного компонента эмпатии, связано с готовностью оказывать помощь нуждающимся в ней людям. При этом человек должен распознать эмоциональное состояние другого, осознать, что он нуждается в помощи, принять решение об осуществлении помогающего поведения, а также иметь мотивацию и возможность помогать другим людям [19]. Автор считает, что у человека в процессе оказания помощи актуализируется альтруистическая мотивация.

Действенный компонент эмпатии характеризуется рядом особенностей, к числу которых относятся коммуникативные средства общения, помогающие осуществлять обратную связь с партнером, использование средств общения, направленных на формирование аттракции и взаимной эмпатии, использование вербальных и невербальных каналов для передачи своего эмоционального состояния, а также получение информации о состоянии партнеров.

Таким образом, анализ проблемы соотношения эмоционального интеллекта и эмпатии показывает, что эмпатия является одним из значимых компонентов эмоционального интеллекта, позволяющим понимать эмоциональное состояние другого человека и осуществлять просоциальное поведение. Вместе с тем, вопрос о соотношении данных эмоциональных особенностей требует более детального изучения, что обусловило проведение нами эмпирического исследования.

Для изучения особенностей эмоционального интеллекта и эмпатии нами проводилось эмпирическое исследование среди студентов различных направлений подготовки Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Общая выборка составила 70 человек, из них - студенты направления подготовки «Психология» в количестве 20 человек (17 девушек, 3 юношей); студенты 3 курса направления подготовки «Экономика» в количестве 25 человек (13 девушек и 12 юношей), а также студенты 3 курса направления подготовки «Строительство» в количестве 25 человек (5 девушек и 20 юношей).

Таблица 1

Показатели эмоционального интеллекта по методике Д. В. Люсина для трех групп студентов

Шкалы эмоционального интеллекта Группа 1 Группа 2 Группа 3

Средние значения а Средние значения а Средние значения а

Понимание чужих эмоций 23,5 1,9 21,7 2,1 20,2 22

Управление чужими эмоциями 18,2 1,6 17,2 0,85 15,3 2,3

Понимание своих эмоций 18,5 1,5 17,8 1,2 17,5 1,9

Управление своими эмоциями 13,3 1,1 14,5 1,3 12,3 1,6

Контроль экспрессии 12,2 1,01 11,9 1,3 11,1 1,5

Межличностный эмоциональный интеллект 40,3 4,2 38,2 4,4 37,1 4,1

Внутриличностный эмоциональный интеллект 39,3 4,7 37,1 3,8 36,4 3,9

Общий уровень эмоционального интеллекта 79,6 7,6 75,3 8,2 73,5 7,8

В ходе исследования нами использовались психодиагностические методы: опросник В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатиче-ских способностей» [11], методика Д. В. Люсина «Эмоциональный интеллект» [15]. Для обработки полученных данных применялись методы математической статистики - линейная корреляция Пирсона и ^критерий Стью-дента.

Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов по методике Д. В. Люсина представлены в таблице 1. Результаты приводятся для трех групп испытуемых, где студенты направления подготовки «Психология» составили 1 группу, направления подготовки «Экономика» - 2 группу, направления подготовки «Строительство» - 3 группу.

Как видно из таблицы 1, показатели общего уровня эмоционального интеллекта у студентов направления подготовки «Психология» составляют 79,6 + 7,6, что соответствует среднему уровню выраженности данного качества, а аналогичные показатели студентов-экономистов и студентов-строителей находятся на уровне ниже средних значений.

Анализ полученных результатов в 1 группе испытуемых по таким шкалам, как «По-

нимание своих эмоций» (23,5 +.1,9) и «Понимание чужих эмоций» (18,5 +_ 1,5), показывает, что у студентов-психологов они также соответствуют средним значениям. Это свидетельствует о том, что студенты направления подготовки «Психология» считают, что умеют осознавать свои собственные эмоциональные состояния и распознавать эмоции других людей по невербальным и вербальным проявлениям. Результаты по данным шкалам у студентов-экономистов и студентов-строителей находятся на уровне ниже средних значений, что говорит о слабом уровне развития у них способности понимать свои и чужие эмоциональные состояния.

Результаты, полученные по шкалам «Управление своими эмоциями» и «Управление чужими эмоциями» в группах студентов-психологов и студентов-экономистов соответствуют средним значениям, причем в группе экономистов средние показатели по шкале «Управление своими эмоциями» несколько выше (14,5 +_ 1,3) по сравнению со средними показателями студентов-психологов (13,3 + 1,1). В группе студентов-строителей данные показатели находятся ниже средних значений, что говорит о низком уровне сформированности у них когнитивных и регулятивных составляющих эмоционального интеллекта.

Таблица 2

Показатели эмпатии для трех групп студентов по методике В.В.Бойко

Шкалы эмпатии Группа 1 Группа 2 Группа 3

Средние значения а Средние значения а Средние значения а

Рациональный канал эмпатии 3,35 0,9 2,91 1,1 2,82 1,2

Эмоциональный канал эмпатии 3,65 1,6 2,47 0,85 2,32 1,3

Интуитивный канал эмпатии 3,4 1,5 3,39 1,2 3,31 0,9

Установки, способствующие эмпатии 3,3 1,1 3,47 1,3 2,9 1,6

Проникающая способность в эмпатии 3,2 1,01 3,13 1,3 2,85 1,5

Идентификация в эмпатии 3,7 1,2 3,48 1,4 3,34 1,1

Общий уровень эмпатии 20,45 4,7 19,1 3,8 17,6 3,9

В целом средние показатели межличностного эмоционального интеллекта у студентов направления подготовки «Психология» соответствуют средним значениям, что свидетельствует об их способности понимать свои эмоциональные состояния и регулировать их. Показатели внутриличностного эмоционального интеллекта в данной группе также находятся на уровне средних значений, что можно объяснить сформированными у студентов-психологов умениями понимать эмоции других людей и регулировать их эмоциональные состояния.

У студентов направлений подготовки «Экономика» и «Строительство» показатели как межличностного, так и внутриличностно-го эмоционального интеллекта находятся на уровне ниже средних значений, что говорит о слабой сформированности у них способностей понимать свои и чужие эмоциональные состояния и неумении эффективно управлять ими.

Сравнительный анализ полученных результатов с помощью ^критерия Стьюдента по методике Д. В. Люсина показал, что статистически значимые различия выявлены между группами студентов-психологов и студентов-строителей по такой шкале как «Понимание чужих эмоций» (эмп = 2,7, р<0,01). Различия по общему уровню эмоционального интеллекта между группами студентов-пси-

хологов и студентов-строителей находятся в зоне незначимости (1эмп = 1,6, р<0,05).

По остальным шкалам статистически значимых различий между тремя группами студентов выявлено не было.

В ходе проведенного исследования уровня развития эмпатии студентов с помощью методики диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко были получены результаты, представленные в таблице 2.

Анализ полученных результатов показывает, что общий уровень эмпатии студентов-психологов составляет в среднем 20,45 ± 4,7 баллов, что свидетельствует о нормальном уровне выраженности данного качества. У студентов направления подготовки «Экономика» средний показатель эмпатии составляет 19,1 ± 3,8 баллов, а у студентов направления подготовки «Строительство» - 17,6 ± 3,9, что позволяет говорить о заниженном уровне эмпатии для данных групп студентов.

Анализ результатов по отдельным шкалам данной методики показывает, что у студентов-психологов наиболее выражены такие каналы эмпатии, как «Эмоциональный канал» (3,65 ± 1,6) и «Идентификация в эмпатии» (3,7 ± 1,2).

У студентов направления подготовки «Экономика» более выражены такие каналы, как «Установки, способствующие эмпатии»

2022//*

(3,47 ± 1,3) и «Идентификация в эмпатии» (3,48 ± 1,4). У студентов-строителей преобладающим является такой канал, как «Идентификация в эмпатии» (3,34 ± 1,1).

Сравнительный анализ полученных результатов по методике В. В. Бойко, проведенный с помощью ^-критерия Стьюдента, позволил выявить статистически значимые различия по шкале «Эмоциональный канал эм-патии» между показателями студентов направления подготовки «Психология» и направления подготовки «Экономикам» - 1эмп = 3 (р < 0,01), а также по данному каналу между показателями студентов направления подготовки «Психология» и направления подготовки «Строительство» - 1эмп = 3,1 (р < 0,01). Полученные результаты можно объяснить тем, что студенты-психологии более склонны к сочувствию, сопереживанию, способны входить в эмоциональное состояние других людей.

По остальным шкалам статистически значимых различий между тремя группами испытуемых выявлено не было.

Таким образом, несмотря на то, что средние показатели эмпатии у студентов-психологов выше, чем у студентов других направлений подготовки, различия по большинству шкал, за исключением эмоционального канала эмпатии, статистически не значимы, что говорит о достаточно развитой способности большинства студентов чувствовать и понимать эмоциональное состояние других людей на основе использования различных каналов эмпатии.

Для исследования взаимосвязи между каналами эмпатии и шкалами эмоционального интеллекта нами проводился корреляционный анализ данных, полученных по методикам В. В. Бойко и Д. В. Люсина. Полученные корреляционные связи отражены в таблице 3.

Проведенный корреляционный анализ позволяет выявить статистически значимые взаимосвязи между общим уровнем эмпатии и общим уровнем эмоционального интеллекта (г = 0,38). Полученный результат говорит о том, что эмоциональный интеллект во мно-

гом определяется общим уровнем развития эмпатии, позволяющей понимать эмоциональные состояния других людей с помощью механизмов сочувствия и сопереживания.

Значимая взаимосвязь установлена также между эмоциональным каналом эмпатии и такими шкалами, как «Понимание чужих эмоций» (г = 0,43), «Понимание своих эмоций» (г = 0,32), «Межличностный эмоциональный интеллект» (г = 0,39) и «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (г = 0,417). Это может свидетельствовать о том, что понимание своих и чужих эмоций у испытуемых происходит за счет эмоционального канала эмпатии, способности осознать свои эмоции, а также чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Выявлены также статистически значимые взаимосвязи между шкалой «Понимание чужих эмоций» и такими шкалами, как «Идентификация в эмпатии» (г = 0,38) и «Общий уровень эмпатии» (г = 0,34). Данные взаимосвязи можно объяснить тем, что понимание эмоций людей у испытуемых может происходить за счет вхождения в их эмоциональное состояние, постановки себя на место другого человека.

Результаты проведенного исследования показывают, что эмоциональный интеллект студентов, их способности к пониманию эмоций других людей и своих собственных эмоциональных состояний, умения управлять своими и чужими эмоциями во многом обусловлены общим уровнем развития эмпатии, а также зависят от умения входить в эмоциональное состояние других людей за счет сопереживания и идентификации. При этом внутри-личностный и межличностный эмоциональный интеллекты могут развиваться за счет эмоционального канала эмпатии, способности осознавать и понимать свои эмоции, чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Выявленные в ходе исследования различия в уровне развития эмпатии и эмоционального интеллекта у студентов-психологов и студентов других направлений подготовки

Таблица 3

Корреляционные взаимосвязи между шкалами эмпатии и эмоционального

интеллекта

Шкалы \эмпатии Шкалы эмоционал. интеллекта \ Рациональный канал Эмоциональный канал Интуитивный канал Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии Общий уровень эмпатии

Понимание чужих эмоций 0,21 0,43** 0,24 0,31 0,15 0,38* 0,34*

Управление чужими эмоциями 0,28 -0,13 -0,05 0,19 0,3 0,29 0,27

Понимание своих эмоций 0,16 0,32* 0,06 0,23 0,17 0,31 0,33*

Управление своими эмоциями 0,19 0,12 0,15 0,26 0,27 0,28 0,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль экспрессии 0,33* 0,16 0,22 0,14 0,19 0,12 0,18

Межличностный

эмоциональный 0,12 0,39* 0,23 0,36* 0,26 0,23 0,37*

интеллект

Внутриличност-ный эмоциональ- 0,24 0,417** 0,23 0,32* 0,26 0,29 0,35*

ный интеллект

Общий уровень эмоционального 0,12 0,13 0,45* 0,62** 0,19 0,16 0,38*

интеллекта

Примечание: * - достоверность различий при р^0,05, ** - при р<0,01 (по линейной корреляции Пирсона)

свидетельствуют о том, что студенты - будущие психологи получают в процессе обучения более глубокие психологические знания по проблемам социального взаимодействия, понимания эмоциональной сферы человека, проходят специальные психологические тренинги, в процессе которых учатся лучше осознавать свои эмоции и понимать эмоциональные состояния других людей. Полученные результаты можно использовать на практике для повышения уровня развития эмоционального интеллекта студентов вуза различных направлений подготовки в процессе более углубленного изучения курса психологии эмоций.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования эмоционального интеллекта и эмпа-

тии студентов вуза. Проведен теоретическо-методологический анализ подходов к данной проблеме в отечественной и зарубежной психологии. Описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося среди студентов различных направлений подготовки Мордовского университета, в ходе которого выявлены особенности их эмоционального интеллекта и эмпатии. Выявлены статистически значимые различия в уровне развития эмпа-тии и эмоционального интеллекта у студентов различных направлений подготовки.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, идентификация, понимание эмоций, управление эмоциями.

SUMMARY

The article presents the results of a study of the problem of the emotional intelligence and

empathy of university students. An analysis of theoretical approaches to this problem in domestic and foreign psychology is carried out. The article describes the results of an empirical study conducted among students of various areas of training at Mordovia University, during which the features of their emotional intelligence and empathy were revealed. Differences in the level of development of empathy and emotional intelligence among students of different areas of training were revealed.

Key words: emotional intelligence, empathy, identification, understanding emotions, managing emotions.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барисо Дж. EQ. Эмоциональный интеллект на практике. - М.: Изд-во «Эксмо», 2019. - 150 с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критически ситуаций. - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 426 с.

4. Вилюнас В. К. Психология эмоций. -СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

5. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар: Знание, 2005. - С. 17-19.

6. Гаранина Ж. Г., Чернусь Д. А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарев-online. - 2018. - N° 16. - C. 4.

7. David R. Caruso. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. - San Francisco, 2004. - 296 с.

8. Дементьев И. В. Влияние эмпатии на профессиональную успешность офицеров-психологов пограничных органов: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2013. - 28 с.

9. Ибадуллаев Т. А. Теоретические предпосылки к развитию эмпатии и социального интеллекта // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2018. - N 2. - С. 8.

10. Изотова Е. И., Максимова Е. Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования. - 2016. -Т. 9. - № 46. - С. 7.

11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. -СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

12. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореф. дисс. ... канд. псих. наук - М., 2013. - 35 с.

13. Кузнецова Е. В. Эмоциональный интеллект студентов педагогического вуза с высокой академической успешностью // Вопросы педагогики. - 2020. - № 5. - С. 187-193.

14. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование между способом наблюдения и теорией. - М.: КОГНИТО -ЦЕНТР, 2000. - 400 с.

15. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. -2006. - № 4. - С. 3-22.

16. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligenc. - N. Y., 1993. -С. 433-442.

17. Максимова Е. Б. Соотношение структурных компонентов эмоционального интеллекта и эмпатии в подростковом возрасте // Вестник РПГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2017. - № 3. - С. 148-166.

18. Матренин Д. И., Харитонова И. В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации // Universum: психология и образование. - 2019. -№ 1 (55). - С. 13-15.

19. Пашукова Т. И. О механизмах эмпа-тии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Краснодар: Знание, 2001. - С. 76-92.

20. Робертс Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. -№ 4. - С. 3-26.

21. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Институт Общегуманитарных Исследований. - 2018. - 241 с.

22. Сергиенко Е. А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V. 2.0): руководство. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 176 с.

23. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 351 с.

24. Хлевная Е. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности (на примере руководителей). - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 223 с.

25. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - 192 с.

Ю. П. Станоева

УДК 159.9

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ ПОД ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА, СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

1 еотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы. Телевидение, интернет, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры - государственные, национальные, социальные.

Важно отметить, что, в отличие от традиционных институтов социализации, влияние средств массовой информации стихийно и спонтанно, а воздействие на личность носит относительно неконтролируемый характер. По мере усиления воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям -учителям, семье и др. СМИ становятся досугом молодежи, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (подготовка к урокам, посещение секций, общение со сверстниками).

С другой стороны, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы. Дети, как зеркало: они познают мир на примере кого-то другого; этим примером и становится для них интернет, а насилие и постоянное волнение, передаваемое СМИ, переносится на поступки и действия подрастающего поколения. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений со взрослыми, подростки являются наиболее подверженными данному влиянию. В случае эмоционального непринятия той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается непросто в силу возрастных особенностей.

Эмоции и чувства играют важную роль в жизни человека, а в жизни подростка тем более, поэтому развитию эмоционально-чувственной сферы подростков уделяется особое внимание. Подростковый период без преувеличения можно считать наиболее важным в процессе формирования здоровой и автономной личности. В жизни подростка это время интенсивного, целенаправленного развития и формирования физического, психического, интеллектуального, нравственного и социального здоровья [1; 2].

Стоит отметить, что, вместе с тем период взросления сопряжен также с рядом определенных трудностей, способных нарушить благоприятное развитие ребенка. К факто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.