Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE AND EMPATHIC ABILITIES / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / INTERNET ADDICTION / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / EARLY YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комиссаренко Тамара Ивановна, Пантелеева Татьяна Викторовна

В работе представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния интернет-зависимости а развитие коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности; выявлена связь между недоразвитием коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью в ранней юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INTERNET ADDICTION ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE AND EMPATHIC ABILITIES IN EARLY ADOLESCENCE

The paper presents the results of empirical research to study the effects of Internet addiction on the development of communicative and empathic abilities in early youth; found a link between the underdevelopment of communicative-empathetic sphere and Internet addiction in early adolescence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ»

Т.И. Комиссаренко, Т.В. Пантелеева

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативно-эмпатические способности, интернет-зависимость, ранняя юность.

Аннотация: В работе представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния интернет-зависимости а развитие коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности; выявлена связь между недоразвитием коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью в ранней юности.

Развитие современного общества, вступившего в информационный период, потребовало изучения влияния информационных технологий как на общество в целом, так и на отдельных его представителей. Высокотехнологичные средства коммуникации - Интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь - стремительно охватывают все новые территории нашей планеты, становясь неотъемлемой частью жизни. Наряду с очевидными преимуществами новые информационные возможности таят и отрицательные последствия. Одно из них - появление нового вида нехимических аддикций, получившего название интернет-зависимости. О важности проблемы свидетельствует то, что вопрос о включении этой поведенческой интернет-зависимости в обновленную версию Международной классификации болезней активно обсуждается во Всемирной организации здравоохранения. По сводным данным психологов и психотерапевтов, в настоящее время от интернет-аддикции страдает около 10 % пользователей сети, в основном это дети и подростки. Однако в связи с новизной проблемы сегодня еще не достаточно изучены влияние интернет-зависимости на индивидуально-личностные качества подростков и соответствующие противоречия, обусловившие актуальность нашего исследования.

С целью изучения влияния интернет-зависимости на коммуникативно-эмпатические способности в ранней юности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 452 испытуемых (214 юношей и 238 девушек); возраст испытуемых на момент проведения исследования составил 16-18 лет. В соответствии с поставленной целью, первоочередная задача - определение круга учащихся с интернет-зависимостью / склонностью к интернет-зависимости. Данная задача решалась с помощью известного психологам теста Кимберли Янг (русскоязычный вариант, модифицированный В.А. Буровой) [1], на вопросы которого ответили все 452 участника исследования.

В соответствии с ключом к методике, все опрошенные были поделены на три

группы.

1. Умеренные пользователи - подростки, набравшие до 49 баллов, что свидетельствует об отсутствии интернет-зависимости (403 человека, или 89,1 %, от общего числа испытуемых). Такие старшеклассники используют Интернет время от времени для получения необходимой информации или непродолжительного он-лайн общения. Основное вне-учебное время они уделяют реальному общению со сверстниками, занятиям спортом, а также другой активной деятельности. Для таких подростков использование Интернета -естественное и необходимое условие полноценной жизни в современном обществе.

2. Предрасположенные пользователи - подростки, набравшие от 50 до 79 баллов, что обнаруживает тенденцию к интернет-зависимости: из 452 испытуемых, принявших участие в исследовании, к этой группе было отнесено 37 человек (8,2 %). У подростков наблюдается более продолжительное пребывание в Интернете с целью общения или получения какой-либо информации. На наш взгляд, в данной группе предрасположенных пользователей уже возникает риск приобретения интернет-адикции.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). aois aSasSäs

3. Зависимые пользователи - старшеклассники, набравшие более 80 баллов, что и является показателем интернет-зависимости. Данную группу составили 12 человек (2,7 %); среди них отмечается полная утрата контроля за временем, проводимом в сети Интернет, где пребывание носит характер поведенческой зависимости, что свидетельствует о проблемном использовании виртуального пространства. Такие учащиеся в большинстве случаев страдают от недостатка или отсутствия реального общения, которое в этом возрасте является основной социальной потребностью. Неудовлетворенность в указанной потребности они замещают виртуальными контактами, но легкость и неограничность социальных контактов приводит к опасной тенденции - полному исключению из жизни подростка реального общения. По этой причине у них отмечается нарушение нормальной жизнедеятельности и механизмов социального взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к недоразвитию эмоциональной сферы и нарушению социально-психологической адаптивности в ранней юности.

Согласно результатам нашего исследования по изучению интернет-зависимости в ранней юности, эмпирические данные в количественном значении и процентном соотношении распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Эмпирические данные по изучению интернет-зависимости в ранней юности_

Группы пользователей Интернета n=452 (100%) Умеренный пользователь Предрасположенный пользователь Зависимый пользователь

Значения (абсолютные и в процентах) 403 89,1 % 37 8,2 % 12 2,7 %

В соответствии с задачами исследования, по результатам, полученным после обработки анкет испытуемых на вопросы методики К. Янг, мы сформировали две группы -экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу (группа А) вошли те испытуемые, которые были отнесены к пользователям Интернета, зависимым или предрасположенным к зависимости; всего в эту группу вошло 49 человек, набравших более 50 баллов по методике К. Янг. Таким образом, в процентном соотношении от общей группы испытуемых данный результат составил 10,9 %. Контрольная группа (группа Б) была определена путем случайной выборки среди лиц с умеренным использованием Интернета (менее 50 баллов по методике К. Янг) и также составила 49 человек.

Следующий этап исследования - изучение коммуникативно-эмпатических способностей испытуемых обеих групп. На данном этапе использовались четыре методики: опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина; тест «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера; тест по определению уровня коммуникативных способностей А.А. Карелина. Задача исследования по установлению уровня эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) у лиц с интернет-зависимым поведением (группа А), а также у лиц, независимых от пребывания в сети Интернет или умеренно ее использующих (группа Б), решалась с помощью опросника «ЭмИн» Д.В. Люсина [4]. Автор методики определяет ЭИ как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Мы же полагаем, что данная личностная характеристика включает коммуникативно-эмпатические способности, которые в условиях нормальной жизнедеятельности (в возрастном периоде ранней юности) активно развиваются, являясь одним из показателей, определяющих общую социально-психологическую адаптивность подростка.

Согласно структуре опросника, включающего 46 вопросов, выявление уровня эмоционального интеллекта возможно по трем шкалам - межличностного ЭИ (МЭИ), внутри-

личностного ЭИ (ВЭИ) и общего эмоционального интеллекта (ОЭИ). Количество подсчитанных баллов, полученных испытуемыми в соответствии с ключом к методике ЭмИн по шкалам ВЭИ и МЭИ, при суммировании позволяют определить уровень шкалы ОЭИ (всего возможны пять уровней по каждой из перечисленных шкал ЭИ - очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий уровни). Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования опросник «ЭмИн» позволил решить задачу выявления уровня эмоционального интеллекта в ранней юности по общей шкале (ОЭИ), а также по шкалам межличностного ЭИ (МЭИ) и внутриличностного ЭИ (ВЭИ).

С помощью шкалы межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) было показано, в какой степени тот или иной испытуемый старшеклассник способен к пониманию эмоционального состояния других людей и умеет воздействовать на эмоциональные процессы других. Высокие показатели по шкале МЭИ указывают на развитые эмпатийно-коммуникативные способности старшеклассников: они достаточно легко распознают эмоциональное состояние других людей через «считывание» мимики, жестов, тембра голоса и пр. То есть понимание эмоций другого человека позволяет более успешно устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, а при желании - вызывать те или иные эмоции. Обладатели высокого уровня МЭИ умеют снижать интенсивность нежелательных (по их мнению) эмоций, а также манипулировать / управлять коммуникативной ситуацией. Низкие показатели по шкале МЭИ у участников исследования свидетельствуют о слабо развитых коммуникативно-эмпатических способностях старшеклассников, что сказывается на качестве межличностных отношений - объективного условия процесса социализации и становления личности в данном возрастном периоде.

Выявленный у испытуемых уровень внутриличностного ЭИ (ВЭИ) показал, насколько развита у старшеклассников способность к пониманию и управлению собственными эмоциональными процессами. Высокий уровень этого показателя говорит о хорошо развитой способности подростка к распознаванию и идентификации своих эмоций; он понимает причины возникновения эмоций и может их описать. По уровню шкалы ВЭИ удалось определить, насколько развита у испытуемых способность и потребность контролировать внешние проявления своих эмоций: чем выше количество баллов по шкале ВЭИ, тем выше способность старшеклассника держать под контролем нежелательные эмоциональные проявления и вызывать и поддерживать эмоции, уместные в той или иной ситуации; низкие баллы по шкале ВЭИ свидетельствуют об обратном.

При суммировании показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ был выявлен общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) в экспериментальной и контрольной группах; результаты по шкале ОЭИ показывают, насколько в целом развиты коммуникативно-эмпатические способности, а также какова степень социально-психологической адаптивности у испытуемых в двух указанных выше группах.

Таким образом, выявленные у участников эмпирического исследования показатели по шкале ОЭИ выше среднего уровня, говорят о развитых эмпатийно-коммуникативных способностях и высокой социально-психологической адаптивности. Уровень по шкале ОЭИ ниже среднего отрицательно оценивает коммуникативно-эмпатийные способности старшеклассников на фоне их общей психической ригидности.

После обработки бланков с ответами испытуемых группы А на вопросы методики по выявлению уровней эмоционального интеллекта, результаты распределились следующим образом:

- по шкале общего эмоционального интеллекта в экспериментальной группе в общем количестве 49 человек были выявлены 24 испытуемых с очень низким уровнем ОЭИ, 12 человек с низким уровнем ОЭИ, 10 подростков со средним уровнем ОЭИ, три человека с высоким уровнем ОЭИ; испытуемых с очень высоким уровнем общего эмоционального интеллекта выявлено не было;

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай

- по шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели в этой группе представлены следующим образом: с очень низким уровнем МЭИ - 15 респондентов, с низким уровнем МЭИ - 18, со средним уровнем МЭИ - 10, с высоким уровнем МЭИ - 6 и с очень высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта - ни одного;

- по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта результаты распределились следующим образом: очень низкий уровень ВЭИ - 18 участников эксперимента, низкий уровень ВЭИ - 18, средний уровень ВЭИ - 11, высокий уровень ВЭИ - 2; очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта не показал ни один испытуемый.

Результаты по всем шкалам эмоционального интеллекта в экспериментальной группе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности (группа А, п=49)

Уровни ЭИ Шкалы эмоционального интеллекта

МЭИ ВЭИ ОЭИ

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

очень низкий 15 30,6% 18 36,7% 24 49%

низкий 18 36,7% 18 36,7% 12 24, 5%

средний 10 20.4% 11 22,4% 10 20,4%

высокий 6 12,3% 2 4,2% 3 6,1%

очень высокий 0 0% 0 0% 0 0%

В контрольной группе с тем же количеством испытуемых (49 респондентов) результаты распределились следующим образом:

- по шкале общего эмоционального интеллекта - очень низкий уровень ОЭИ показали 3 человека, низкий уровень ОЭИ - 9, средний уровень ОЭИ - 18, высокий уровень ОЭИ - 12, очень высокий уровень общего эмоционального интеллекта - 7 респондентов;

- по шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели - очень низкий уровень МЭИ - 6 респондентов, низкий уровень МЭИ - 7, средний уровень МЭИ - 12, высокий уровень МЭИ - 17, очень высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта - 7;

- по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта - очень низкий уровень ВЭИ - шесть испытуемых, низкий уровень ВЭИ - 9, средний уровень ВЭИ -13, высокий уровень ВЭИ - 15 и очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта - 6.

Приведенные данные по всем шкалам ЭИ в контрольной группе отражены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности (группа Б, п=49)_

Уровни ЭИ Шкалы эмоционального интеллекта

МЭИ ВЭИ ОЭИ

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

очень низкий 6 12,2 % 6 12,2 % 3 6,1 %

низкий 7 14,3 % 9 18,3 % 9 18,3 %

средний 12 24,5 % 13 26,6 % 18 36,8 %

высокий 17 34,7 % 15 30,7 % 12 24,5 %

очень высокий 7 14,3 % 6 12,2 % 7 14,3 %

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта юных респондентов показал, что в экспериментальной группе интернет-зависимых респондентов преобладают показатели уровня общего ЭИ ниже среднего значения. Общее число испытуемых с низким и очень низким уровнем ОЭИ составило 36 человек, или 73,5 %. Результат выше среднего уровня ОЭИ был получен у 3 из 49 человек. Остальные старшеклассники (10 человек) набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню ОЭИ.

В контрольной группе получены следующие данные: более чем у трети представителей данной группы (38,8 %) уровень эмоционального интеллекта оказался выше среднего значения (19 из 49 человек); показатели ниже среднего уровня были выявлены у 12 (24,5 %) испытуемых группы Б; средний уровень обнаружился у 18 респондентов.

Данные по двум группам в обобщенном виде представлены на диаграмме (рис. 1).

У

80,0% 70,0% 60,0%

Р 50,0% о в н и

низкий средний высокий

73,5% 20,4% 6,1%

24,4% 36,8% 38,8%

группа А

группа Б

Рис. 1. Эмпирические данные по изучению ОЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)

пеппгогичесний журнал спшнортостпнп м в (¿о), яо!5 °э°55аб

Сравнительный анализ полученных показателей испытуемых в экспериментальной и контрольной группах показал, что среди интернет-зависимых старшеклассников низкий уровень общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) в три раза превышает показатели по этой же шкале у независимых пользователей Интернета. Эти результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о проблемах коммуникативного характера, а также о низких эмпатийных способностях интернет-аддиктов. Иначе говоря, недоразвитие коммуникативно-эмпатийной сферы в ранней юности сказывается на характере социальной активности таких подростков, которая из реальной сферы перемещается в виртуальную.

Интересным дополнением, по нашему мнению, может служить итог сравнения полученных результатов в обеих группах по дополнительным шкалам - межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ, что позволяет оценить правильность результатов, полученных по шкале общего эмоционального интеллекта.

Обобщенные данные испытуемых группы А и группы Б по шкалам МЭИ м ВЭИ представлены на диаграммах (рис. 2-3).

70,0%

60,0%

У 50,0% Р

40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

низкий средний высокий

67,3% 20,4% 12,3%

26,5% 24,5% 49,0%

группа А

группа Б

Рис. 2. Эмпирические данные по изучению МЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)

80,0%

70,0%

у 60,0%%

р 50,0%

о 40,0%%

в

30,0%%

н

и 20,0%%

10,0%%

0,0%

низкий средний высокий

73,4% 22,4% 4,2%

30,5% 26,6% 42,9%

группа А

группа Б

Рис. 3. Эмпирические данные по изучению ВЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)

При сравнительном анализе эмпирических данных, полученных по шкалам межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ в группах А и Б, значительных расхождений с данными по шкале общего эмоционального интеллекта в тех же группах не обнаружено. Однако сравнение результатов по шкалам МЭИ и ВЭИ показало, что результаты по шкале межличностного ЭИ несколько выше, чем по шкале внутриличностного ЭИ. Можно предположить, что это свидетельствует о лучшем владении старшеклассниками межличностными коммуникациями, нежели собственным эмоциональным состоянием. В целом в результате проведенного эмпирического исследования на определение уровня ЭИ в ранней юности были выявлены существенные различия по этому показателю у интернет-аддиктов и независимых пользователей Интернета. Поскольку эмоциональный интеллект в ранней юности, на наш взгляд, включает в свою структуру такие личностные характеристики, как эмпатий-ность и коммуникативность, представляло интерес изучить эти показатели в обеих группах. Для этого использована анкетная методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» [2], позволяющая выявить очень высокий уровень, средний, заниженный или очень низкий уровни эмпатии.

Выявленный уровень эмпатии показывает, насколько тот или иной старшеклассник способен распознавать эмоциональное состояние собеседника, сопереживать эмпатируе-мому и предвидеть его поведение. Очень низкий уровень эмпатии у подростка не позволяет правильно «расшифровать» жесты, мимику или тембр голоса другого человека и установить с ним эмоциональный контакт. Уровень ниже среднего затрудняет понимание чужих эмоций. Средний уровень, выявленный у респондента, является хорошим показателем эмпатических способностей. После обработки ответов в соответствии с ключом к методике, все испытуемые экспериментальной группы (группа А) были разделились следующим образом: очень низкий уровень эмпатии - 24 человека; заниженный - 21, средний уровень эмпатических способностей - 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контрольной группе (группа Б) результаты оказались следующими: получили баллы, соответствующие очень низкому уровню эмпатии, два испытуемых; заниженный

55

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 5(ло). яо!5

Го б

уровень - 25 и средний уровень эмпатических способностей - 22. Полученные показатели обеих групп в обобщенном виде представлены в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4

Уровни Группа А (п=49) Группа Б (п=49)

эмпатии Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

Очень низкий 24 49 % 2 4,1 %

заниженный 21 42,8 % 25 51 %

средний 4 8,2 % 22 44,9 %

Очень высокий 0 0 0 0

у р

о в н и

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

очень низкии

заниженным

I средним

Группа А Группа Б

49%% 4,10%

42,80%% 51%

8,20%% 44,90%

Рис. 4. Эмпирические данные по изучению уровня эмпатии в ранней юности (группа А и группа Б)

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмпатии в ранней юности показал, что почти половина интернет-аддиктов (24 чел., или 49 %, группы А) имеют очень низкий уровень этой личностной характеристики. Такой показатель фактически свидетельствует о недоразвитии или отсутствии эмпатических способностей. Результаты, соответствующие среднему уровню эмпатии, в экспериментальной группе выявлены менее чем у десятой части испытуемых (4 чел., или 8,2 %). В контрольной группе (группа Б) оказались примерно равные значения по заниженному и среднему уровню эмпатии (25 чел. (51 %) и 22 чел. (44,9 %) соответственно). Очень низкий уровень эмпатических способностей имели только два (4 %) испытуемых с умеренным использованием Интернета.

Таким образом, среди испытуемых обеих групп не выявлено ни одного респондента с очень высоким уровнем эмпатии. Полученные результаты соответствуют утверждению исследователей проблематики эмпатических способностей о том, что данная личностная характеристика индивида зависит от возраста и опыта коммуникативно-эмоциональных контактов, а также непосредственно связана с эмоциональным потенциалом личности.

При сравнении полученных данных в группе А и группе Б становится видно, что интернет-зависимые пользователи в значительной степени обладают очень низкими эмпати-ческими способностями, в то время как независимые пользователи в пять раз чаще, чем интернет-аддикты являются обладателями среднего уровня эмпатии.

Представляет интерес приблизительно одинаковый результат в обеих группах по количеству испытуемых, показавших заниженный уровень эмпатии: это 42,9 % опрошенных испытуемых в экспериментальной и 51 % в контрольной группе. Такие показатели свидетельствуют, что, наряду с интернет-зависимостью, в ранней юности на уровень эмпатических способностей и эмоционального интеллекта, влияют также, по нашему мнению, семейное воспитание и семейные ценности, уровень нравственного развития старшеклассников, их взаимоотношение со сверстниками, а также средства массовой информации.

Предположив, что уровень эмоционального интеллекта в ранней юности зависит от эмпатических способностей индивида, мы сравнили полученные в ходе эмпирического исследования показатели по двум указанным личностным характеристикам. Сводные данные по результатам обеих групп представлены в таблицах 5 и 6:

Таблица 5

Данные по изучению уровней эмоционального интеллекта и эмпатии в ранней юности (группа А, п=49)

Уровни Эмоциональный интеллект Эмпатические способности

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 24 49 % 24 49 %

заниженный (ниже среднего) 12 24,5 % 21 42,9 %

средний 10 20,4 % 4 8,1 %

высокий 3 6,1 % 0 0

Таблица 6

Данные по изучению уровней эмоционального интеллекта и эмпатии в ранней юности (группа Б, п=49)_

Уровни Эмоциональный интеллект Эмпатические способности

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 3 6,1% 2 4,1%

заниженный (ниже среднего) 9 18,4% 25 51%

средний 18 36,7% 22 44,9%

высокий 19 38,8% 0 0

Анализ эмпирических данных по изучению уровней эмоционального интеллекта и состояния эмпатии в ранней юности показал, что в экспериментальной группе (группа А) одинаковое количество испытуемых имеют низкий уровень ЭИ (49 %) и низкий уровень эмпатии (49 %). В контрольной группе (группе Б) низкие результаты по тем же характеристикам соответствуют 6,1 % (ЭИ) и 4,1 % (эмпатия).

При вычислении коэффициента ранговой корреляции уровней эмоционального интеллекта и состояния эмпатии по формуле Спирмена суммарно по обеим группах, был по-

57

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп N s(co). aois aSasSäs

лучен положительный коэффициент корреляции r=0,65, что говорит об умеренной тесноте связи между переменными. Данная характеристика корреляционной связи свидетельствует о том, что в структуру эмоционального интеллекта входят не только эмпатические, но и другие способности, которые помогают понять свои и чужие эмоций и управлять ими, например такие, как коммуникативные способности.

Следующая задача исследования - изучение коммуникативных способностей в ранней юности - решалась с помощью двух методик: теста на оценку самоконтроля в общении американского психолога М. Снайдера и теста по выявлению способностей к общению А.А. Карелина [3]. Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера, состоящий из десяти вопросов (с положительными и отрицательными вариантами ответов), позволяет выявить у испытуемых уровень коммуникативного контроля. В соответствии с предложенным автором ключом к методике, ответы интерпретировались по балльной шкале от низкого до высокого уровня; чем больше баллов, тем выше коммуникативный контроль.

При обработке анкет с ответами все испытуемые были распределены по следующим группам.

1. Низкий коммуникативный контроль (0-3 балла). Такие респонденты в непосредственном общении ведут себя достаточно прямолинейно и не меняют своего поведения в течение беседы, даже если того требует ситуация. Дополняет эти характеристики их излишнее «самораскрытие» в процессе общения с другими людьми. Испытуемые с такими коммуникативными качествами не всегда находят понимание со стороны собеседника и зачастую являются «неудобными» партнерами по общению.

2. Средний коммуникативный контроль (4-6 баллов). Обладатели такого количества баллов являются достаточно искренними и одновременно сдержанными в своих эмоциональных проявлениях; они не всегда считаются с мнением окружающих, ставя личные интересы выше интересов собеседника.

3. Высокий коммуникативный контроль (7-10 баллов). Испытуемые с такими коммуникативными качествами являются «привлекательными» собеседниками, так как легко входят в любую роль и умеют быстро реагировать на изменившуюся ситуацию в общении. Высокий коммуникативный контроль испытуемых позволяет им даже предвидеть отношение окружающих к себе и в соответствии с этим изменять стиль своего общения.

Полученные результаты по изучению уровня коммуникативного контроля распределились таким образом. В экспериментальной группе интернет-зависимых испытуемых (группа А): низкий уровень коммуникативного контроля показали 5 человек; средний уровень этой личностной характеристики - 33; высокий уровень коммуникативного контроля -11. В контрольной группе испытуемых с умеренным использованием Интернета (группа Б) низкий уровень - 5 человек, средний уровень коммуникативного контроля - 22; высокий уровень - 22 испытуемых. Сводные данные по обеим группам представлены в таблице 7 и на рисунке 7.

Таблица 7

Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативного контроля в ранней юности (группы А и Б)

Уровни коммуникативного контроля Группа А n=49 Группа Б n=49

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 5 10,2% 5 10,2%

средний 33 67,3% 22 44,9%

высокий 11 22,5% 22 44,9%

у р

о 40,0%%

в 30,0%%

н 20,0%% и

Группа А Группа Б

10,2%% 10,2%

67,3%% 44,9%

22,5%% 44,9%

низкий

I средний

высокий

Рис. 7. Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативного контроля в ранней юности (группы А и Б)

Анализ уровня коммуникативного контроля показал, что в группе А преобладают интернет-зависимые испытуемые, которые в общении достаточно сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, не всегда считаются с окружающими, ставя свои интересы выше интересов других. В группе Б таких испытуемых оказалось в полтора раза меньше, чем в группе А (в то же время лишь 10 % испытуемых обеих групп можно отнести к «нежелательным» собеседникам). Высокие показатели коммуникативного контроля в группе А в два раза реже, чем в группе Б.

Таким образом, в экспериментальной группе существенных проблем коммуникативного характера не выявлено, однако, так как в группе А получены более низкие показатели по уровню самоконтроля, чем у испытуемых группы Б, то можно предположить, что это свидетельство определенных затруднений при вербальной и невербальной коммуникации.

Используемый тест А.А. Карелина на выявление коммуникативных умений направлен на оценку таких коммуникативных характеристик испытуемого, как умение установить дружескую атмосферу в общении и вникать в проблемы собеседника. В соответствии с методикой, тестируемым было предложено ответить на вопросы, выбрав ответ «да» или «нет». В результате проведенного тестирования все испытуемые были распределены по следующим группам.

1. Низкий уровень коммуникативных способностей (менее 10 баллов). Такие подростки достаточно замкнуты и необщительны; очень трудно знакомятся и не стремятся к новым контактам.

2. Средний уровень коммуникативных способностей (10-13баллов). Такие испытуемые проявляют интерес к общению, но сами редко являются его инициаторами, особенно если речь идет о незнакомых или малознакомых.

3. Высокий уровень (14 баллов и более). Для таких молодых людей общение является одним из главных и любимых видов деятельности.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м в (¿о), яо!5 °э°55аб

Результаты испытуемых по изучению коммуникативных способностей распределились следующим образом. Экспериментальная группа (группа А): из 49 человек этой группы низкий уровень коммуникативных способностей показали 12 человек; у 23 испытуемых был выявлен средний уровень таких способностей; высокий уровень обнаружен у 14 человек. В контрольной группе (группа Б) шесть человек показали результаты, соответствующие низкому уровню коммуникативных способностей; 16 испытуемых - средний уровень; высокий уровень был выявлен у 27 респондентов. Обобщенные данные по группам А и Б представлены в таблице 8 и на рисунке 8.

Таблица 8

Уровни коммуникативных способностей Группа А п=49 Группа Б п=49

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 12 24,5% 6 12,2%

средний 23 46,9% 16 32,7%

высокий 14 28,6% 27 55,1%

60,0%

50,0%

у

р 40,0%%

о 30,0%%

в

н 20,0%%

и 10,0%%

0,0%

■ низкий

I средним

высоким

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа А Группа Б

24,5%% 12,2%

46,9%% 32,7%%

28,6%% 55,1%

Рис. 8. Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативных способностей в ранней юности

(группы А и Б)

Анализ уровня коммуникативных способностей в ранней юности показал, что у интернет-зависимых испытуемых коммуникативные способности несколько ниже, чем у независимых пользователей виртуальной сети. В частности, около четверти испытуемых, с проблемным использованием интернета, имеют низкий уровень коммуникативных способно-

стей, что не способствует новым знакомствам в реальной жизни. Однако примерно такое же количество испытуемых группы А имеют высокий уровень указанных способностей. В то же время, наибольшее количество испытуемых этой группы обладают средним уровнем коммуникативных способностей. Таким образом, подтверждаются результаты испытуемых группы А (полученные в ходе изучения уровня самоконтроля в общении), которые свидетельствуют о затруднениях при вербальной и невербальной коммуникации у интернет-зависимых испытуемых.

В результате анализа эмпирических данных по изучению коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности было установлено следующее: для экспериментальной группы (группа А) интернет-зависимых испытуемых характерны низкий уровень эмпатических способностей и развитые коммуникативные способности при умеренном уровне самоконтроля в общении; контрольная группа (группа Б) с умеренным использованием Интернета характеризуется заниженным уровнем эмпатии и достаточно высокими коммуникативными способностями и самоконтролем. Таким образом, показано, что в ранней юности существует связь между несформированностью коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью.

1. Бурова (Лоскутова), В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств [Текст] : дис. ... канд. м. н. - Новосибирск, 2004 г.

2. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский - Самара, 2001.

3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. - М. : Экспо, 2007.

4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006.- №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.