Т.И. Комиссаренко, Т.В. Пантелеева
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативно-эмпатические способности, интернет-зависимость, ранняя юность.
Аннотация: В работе представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния интернет-зависимости а развитие коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности; выявлена связь между недоразвитием коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью в ранней юности.
Развитие современного общества, вступившего в информационный период, потребовало изучения влияния информационных технологий как на общество в целом, так и на отдельных его представителей. Высокотехнологичные средства коммуникации - Интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь - стремительно охватывают все новые территории нашей планеты, становясь неотъемлемой частью жизни. Наряду с очевидными преимуществами новые информационные возможности таят и отрицательные последствия. Одно из них - появление нового вида нехимических аддикций, получившего название интернет-зависимости. О важности проблемы свидетельствует то, что вопрос о включении этой поведенческой интернет-зависимости в обновленную версию Международной классификации болезней активно обсуждается во Всемирной организации здравоохранения. По сводным данным психологов и психотерапевтов, в настоящее время от интернет-аддикции страдает около 10 % пользователей сети, в основном это дети и подростки. Однако в связи с новизной проблемы сегодня еще не достаточно изучены влияние интернет-зависимости на индивидуально-личностные качества подростков и соответствующие противоречия, обусловившие актуальность нашего исследования.
С целью изучения влияния интернет-зависимости на коммуникативно-эмпатические способности в ранней юности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 452 испытуемых (214 юношей и 238 девушек); возраст испытуемых на момент проведения исследования составил 16-18 лет. В соответствии с поставленной целью, первоочередная задача - определение круга учащихся с интернет-зависимостью / склонностью к интернет-зависимости. Данная задача решалась с помощью известного психологам теста Кимберли Янг (русскоязычный вариант, модифицированный В.А. Буровой) [1], на вопросы которого ответили все 452 участника исследования.
В соответствии с ключом к методике, все опрошенные были поделены на три
группы.
1. Умеренные пользователи - подростки, набравшие до 49 баллов, что свидетельствует об отсутствии интернет-зависимости (403 человека, или 89,1 %, от общего числа испытуемых). Такие старшеклассники используют Интернет время от времени для получения необходимой информации или непродолжительного он-лайн общения. Основное вне-учебное время они уделяют реальному общению со сверстниками, занятиям спортом, а также другой активной деятельности. Для таких подростков использование Интернета -естественное и необходимое условие полноценной жизни в современном обществе.
2. Предрасположенные пользователи - подростки, набравшие от 50 до 79 баллов, что обнаруживает тенденцию к интернет-зависимости: из 452 испытуемых, принявших участие в исследовании, к этой группе было отнесено 37 человек (8,2 %). У подростков наблюдается более продолжительное пребывание в Интернете с целью общения или получения какой-либо информации. На наш взгляд, в данной группе предрасположенных пользователей уже возникает риск приобретения интернет-адикции.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). aois aSasSäs
3. Зависимые пользователи - старшеклассники, набравшие более 80 баллов, что и является показателем интернет-зависимости. Данную группу составили 12 человек (2,7 %); среди них отмечается полная утрата контроля за временем, проводимом в сети Интернет, где пребывание носит характер поведенческой зависимости, что свидетельствует о проблемном использовании виртуального пространства. Такие учащиеся в большинстве случаев страдают от недостатка или отсутствия реального общения, которое в этом возрасте является основной социальной потребностью. Неудовлетворенность в указанной потребности они замещают виртуальными контактами, но легкость и неограничность социальных контактов приводит к опасной тенденции - полному исключению из жизни подростка реального общения. По этой причине у них отмечается нарушение нормальной жизнедеятельности и механизмов социального взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к недоразвитию эмоциональной сферы и нарушению социально-психологической адаптивности в ранней юности.
Согласно результатам нашего исследования по изучению интернет-зависимости в ранней юности, эмпирические данные в количественном значении и процентном соотношении распределились следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Эмпирические данные по изучению интернет-зависимости в ранней юности_
Группы пользователей Интернета n=452 (100%) Умеренный пользователь Предрасположенный пользователь Зависимый пользователь
Значения (абсолютные и в процентах) 403 89,1 % 37 8,2 % 12 2,7 %
В соответствии с задачами исследования, по результатам, полученным после обработки анкет испытуемых на вопросы методики К. Янг, мы сформировали две группы -экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу (группа А) вошли те испытуемые, которые были отнесены к пользователям Интернета, зависимым или предрасположенным к зависимости; всего в эту группу вошло 49 человек, набравших более 50 баллов по методике К. Янг. Таким образом, в процентном соотношении от общей группы испытуемых данный результат составил 10,9 %. Контрольная группа (группа Б) была определена путем случайной выборки среди лиц с умеренным использованием Интернета (менее 50 баллов по методике К. Янг) и также составила 49 человек.
Следующий этап исследования - изучение коммуникативно-эмпатических способностей испытуемых обеих групп. На данном этапе использовались четыре методики: опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина; тест «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера; тест по определению уровня коммуникативных способностей А.А. Карелина. Задача исследования по установлению уровня эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) у лиц с интернет-зависимым поведением (группа А), а также у лиц, независимых от пребывания в сети Интернет или умеренно ее использующих (группа Б), решалась с помощью опросника «ЭмИн» Д.В. Люсина [4]. Автор методики определяет ЭИ как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Мы же полагаем, что данная личностная характеристика включает коммуникативно-эмпатические способности, которые в условиях нормальной жизнедеятельности (в возрастном периоде ранней юности) активно развиваются, являясь одним из показателей, определяющих общую социально-психологическую адаптивность подростка.
Согласно структуре опросника, включающего 46 вопросов, выявление уровня эмоционального интеллекта возможно по трем шкалам - межличностного ЭИ (МЭИ), внутри-
личностного ЭИ (ВЭИ) и общего эмоционального интеллекта (ОЭИ). Количество подсчитанных баллов, полученных испытуемыми в соответствии с ключом к методике ЭмИн по шкалам ВЭИ и МЭИ, при суммировании позволяют определить уровень шкалы ОЭИ (всего возможны пять уровней по каждой из перечисленных шкал ЭИ - очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий уровни). Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования опросник «ЭмИн» позволил решить задачу выявления уровня эмоционального интеллекта в ранней юности по общей шкале (ОЭИ), а также по шкалам межличностного ЭИ (МЭИ) и внутриличностного ЭИ (ВЭИ).
С помощью шкалы межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) было показано, в какой степени тот или иной испытуемый старшеклассник способен к пониманию эмоционального состояния других людей и умеет воздействовать на эмоциональные процессы других. Высокие показатели по шкале МЭИ указывают на развитые эмпатийно-коммуникативные способности старшеклассников: они достаточно легко распознают эмоциональное состояние других людей через «считывание» мимики, жестов, тембра голоса и пр. То есть понимание эмоций другого человека позволяет более успешно устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, а при желании - вызывать те или иные эмоции. Обладатели высокого уровня МЭИ умеют снижать интенсивность нежелательных (по их мнению) эмоций, а также манипулировать / управлять коммуникативной ситуацией. Низкие показатели по шкале МЭИ у участников исследования свидетельствуют о слабо развитых коммуникативно-эмпатических способностях старшеклассников, что сказывается на качестве межличностных отношений - объективного условия процесса социализации и становления личности в данном возрастном периоде.
Выявленный у испытуемых уровень внутриличностного ЭИ (ВЭИ) показал, насколько развита у старшеклассников способность к пониманию и управлению собственными эмоциональными процессами. Высокий уровень этого показателя говорит о хорошо развитой способности подростка к распознаванию и идентификации своих эмоций; он понимает причины возникновения эмоций и может их описать. По уровню шкалы ВЭИ удалось определить, насколько развита у испытуемых способность и потребность контролировать внешние проявления своих эмоций: чем выше количество баллов по шкале ВЭИ, тем выше способность старшеклассника держать под контролем нежелательные эмоциональные проявления и вызывать и поддерживать эмоции, уместные в той или иной ситуации; низкие баллы по шкале ВЭИ свидетельствуют об обратном.
При суммировании показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ был выявлен общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) в экспериментальной и контрольной группах; результаты по шкале ОЭИ показывают, насколько в целом развиты коммуникативно-эмпатические способности, а также какова степень социально-психологической адаптивности у испытуемых в двух указанных выше группах.
Таким образом, выявленные у участников эмпирического исследования показатели по шкале ОЭИ выше среднего уровня, говорят о развитых эмпатийно-коммуникативных способностях и высокой социально-психологической адаптивности. Уровень по шкале ОЭИ ниже среднего отрицательно оценивает коммуникативно-эмпатийные способности старшеклассников на фоне их общей психической ригидности.
После обработки бланков с ответами испытуемых группы А на вопросы методики по выявлению уровней эмоционального интеллекта, результаты распределились следующим образом:
- по шкале общего эмоционального интеллекта в экспериментальной группе в общем количестве 49 человек были выявлены 24 испытуемых с очень низким уровнем ОЭИ, 12 человек с низким уровнем ОЭИ, 10 подростков со средним уровнем ОЭИ, три человека с высоким уровнем ОЭИ; испытуемых с очень высоким уровнем общего эмоционального интеллекта выявлено не было;
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай
- по шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели в этой группе представлены следующим образом: с очень низким уровнем МЭИ - 15 респондентов, с низким уровнем МЭИ - 18, со средним уровнем МЭИ - 10, с высоким уровнем МЭИ - 6 и с очень высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта - ни одного;
- по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта результаты распределились следующим образом: очень низкий уровень ВЭИ - 18 участников эксперимента, низкий уровень ВЭИ - 18, средний уровень ВЭИ - 11, высокий уровень ВЭИ - 2; очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта не показал ни один испытуемый.
Результаты по всем шкалам эмоционального интеллекта в экспериментальной группе представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности (группа А, п=49)
Уровни ЭИ Шкалы эмоционального интеллекта
МЭИ ВЭИ ОЭИ
Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
очень низкий 15 30,6% 18 36,7% 24 49%
низкий 18 36,7% 18 36,7% 12 24, 5%
средний 10 20.4% 11 22,4% 10 20,4%
высокий 6 12,3% 2 4,2% 3 6,1%
очень высокий 0 0% 0 0% 0 0%
В контрольной группе с тем же количеством испытуемых (49 респондентов) результаты распределились следующим образом:
- по шкале общего эмоционального интеллекта - очень низкий уровень ОЭИ показали 3 человека, низкий уровень ОЭИ - 9, средний уровень ОЭИ - 18, высокий уровень ОЭИ - 12, очень высокий уровень общего эмоционального интеллекта - 7 респондентов;
- по шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели - очень низкий уровень МЭИ - 6 респондентов, низкий уровень МЭИ - 7, средний уровень МЭИ - 12, высокий уровень МЭИ - 17, очень высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта - 7;
- по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта - очень низкий уровень ВЭИ - шесть испытуемых, низкий уровень ВЭИ - 9, средний уровень ВЭИ -13, высокий уровень ВЭИ - 15 и очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта - 6.
Приведенные данные по всем шкалам ЭИ в контрольной группе отражены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности (группа Б, п=49)_
Уровни ЭИ Шкалы эмоционального интеллекта
МЭИ ВЭИ ОЭИ
Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
очень низкий 6 12,2 % 6 12,2 % 3 6,1 %
низкий 7 14,3 % 9 18,3 % 9 18,3 %
средний 12 24,5 % 13 26,6 % 18 36,8 %
высокий 17 34,7 % 15 30,7 % 12 24,5 %
очень высокий 7 14,3 % 6 12,2 % 7 14,3 %
Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта юных респондентов показал, что в экспериментальной группе интернет-зависимых респондентов преобладают показатели уровня общего ЭИ ниже среднего значения. Общее число испытуемых с низким и очень низким уровнем ОЭИ составило 36 человек, или 73,5 %. Результат выше среднего уровня ОЭИ был получен у 3 из 49 человек. Остальные старшеклассники (10 человек) набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню ОЭИ.
В контрольной группе получены следующие данные: более чем у трети представителей данной группы (38,8 %) уровень эмоционального интеллекта оказался выше среднего значения (19 из 49 человек); показатели ниже среднего уровня были выявлены у 12 (24,5 %) испытуемых группы Б; средний уровень обнаружился у 18 респондентов.
Данные по двум группам в обобщенном виде представлены на диаграмме (рис. 1).
У
80,0% 70,0% 60,0%
Р 50,0% о в н и
низкий средний высокий
73,5% 20,4% 6,1%
24,4% 36,8% 38,8%
группа А
группа Б
Рис. 1. Эмпирические данные по изучению ОЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)
пеппгогичесний журнал спшнортостпнп м в (¿о), яо!5 °э°55аб
Сравнительный анализ полученных показателей испытуемых в экспериментальной и контрольной группах показал, что среди интернет-зависимых старшеклассников низкий уровень общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) в три раза превышает показатели по этой же шкале у независимых пользователей Интернета. Эти результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о проблемах коммуникативного характера, а также о низких эмпатийных способностях интернет-аддиктов. Иначе говоря, недоразвитие коммуникативно-эмпатийной сферы в ранней юности сказывается на характере социальной активности таких подростков, которая из реальной сферы перемещается в виртуальную.
Интересным дополнением, по нашему мнению, может служить итог сравнения полученных результатов в обеих группах по дополнительным шкалам - межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ, что позволяет оценить правильность результатов, полученных по шкале общего эмоционального интеллекта.
Обобщенные данные испытуемых группы А и группы Б по шкалам МЭИ м ВЭИ представлены на диаграммах (рис. 2-3).
70,0%
60,0%
У 50,0% Р
40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
низкий средний высокий
67,3% 20,4% 12,3%
26,5% 24,5% 49,0%
группа А
группа Б
Рис. 2. Эмпирические данные по изучению МЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)
80,0%
70,0%
у 60,0%%
р 50,0%
о 40,0%%
в
30,0%%
н
и 20,0%%
10,0%%
0,0%
низкий средний высокий
73,4% 22,4% 4,2%
30,5% 26,6% 42,9%
группа А
группа Б
Рис. 3. Эмпирические данные по изучению ВЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)
При сравнительном анализе эмпирических данных, полученных по шкалам межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ в группах А и Б, значительных расхождений с данными по шкале общего эмоционального интеллекта в тех же группах не обнаружено. Однако сравнение результатов по шкалам МЭИ и ВЭИ показало, что результаты по шкале межличностного ЭИ несколько выше, чем по шкале внутриличностного ЭИ. Можно предположить, что это свидетельствует о лучшем владении старшеклассниками межличностными коммуникациями, нежели собственным эмоциональным состоянием. В целом в результате проведенного эмпирического исследования на определение уровня ЭИ в ранней юности были выявлены существенные различия по этому показателю у интернет-аддиктов и независимых пользователей Интернета. Поскольку эмоциональный интеллект в ранней юности, на наш взгляд, включает в свою структуру такие личностные характеристики, как эмпатий-ность и коммуникативность, представляло интерес изучить эти показатели в обеих группах. Для этого использована анкетная методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» [2], позволяющая выявить очень высокий уровень, средний, заниженный или очень низкий уровни эмпатии.
Выявленный уровень эмпатии показывает, насколько тот или иной старшеклассник способен распознавать эмоциональное состояние собеседника, сопереживать эмпатируе-мому и предвидеть его поведение. Очень низкий уровень эмпатии у подростка не позволяет правильно «расшифровать» жесты, мимику или тембр голоса другого человека и установить с ним эмоциональный контакт. Уровень ниже среднего затрудняет понимание чужих эмоций. Средний уровень, выявленный у респондента, является хорошим показателем эмпатических способностей. После обработки ответов в соответствии с ключом к методике, все испытуемые экспериментальной группы (группа А) были разделились следующим образом: очень низкий уровень эмпатии - 24 человека; заниженный - 21, средний уровень эмпатических способностей - 4.
В контрольной группе (группа Б) результаты оказались следующими: получили баллы, соответствующие очень низкому уровню эмпатии, два испытуемых; заниженный
55
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 5(ло). яо!5
Го б
уровень - 25 и средний уровень эмпатических способностей - 22. Полученные показатели обеих групп в обобщенном виде представлены в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4
Уровни Группа А (п=49) Группа Б (п=49)
эмпатии Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
Очень низкий 24 49 % 2 4,1 %
заниженный 21 42,8 % 25 51 %
средний 4 8,2 % 22 44,9 %
Очень высокий 0 0 0 0
у р
о в н и
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
очень низкии
заниженным
I средним
Группа А Группа Б
49%% 4,10%
42,80%% 51%
8,20%% 44,90%
Рис. 4. Эмпирические данные по изучению уровня эмпатии в ранней юности (группа А и группа Б)
Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмпатии в ранней юности показал, что почти половина интернет-аддиктов (24 чел., или 49 %, группы А) имеют очень низкий уровень этой личностной характеристики. Такой показатель фактически свидетельствует о недоразвитии или отсутствии эмпатических способностей. Результаты, соответствующие среднему уровню эмпатии, в экспериментальной группе выявлены менее чем у десятой части испытуемых (4 чел., или 8,2 %). В контрольной группе (группа Б) оказались примерно равные значения по заниженному и среднему уровню эмпатии (25 чел. (51 %) и 22 чел. (44,9 %) соответственно). Очень низкий уровень эмпатических способностей имели только два (4 %) испытуемых с умеренным использованием Интернета.
Таким образом, среди испытуемых обеих групп не выявлено ни одного респондента с очень высоким уровнем эмпатии. Полученные результаты соответствуют утверждению исследователей проблематики эмпатических способностей о том, что данная личностная характеристика индивида зависит от возраста и опыта коммуникативно-эмоциональных контактов, а также непосредственно связана с эмоциональным потенциалом личности.
При сравнении полученных данных в группе А и группе Б становится видно, что интернет-зависимые пользователи в значительной степени обладают очень низкими эмпати-ческими способностями, в то время как независимые пользователи в пять раз чаще, чем интернет-аддикты являются обладателями среднего уровня эмпатии.
Представляет интерес приблизительно одинаковый результат в обеих группах по количеству испытуемых, показавших заниженный уровень эмпатии: это 42,9 % опрошенных испытуемых в экспериментальной и 51 % в контрольной группе. Такие показатели свидетельствуют, что, наряду с интернет-зависимостью, в ранней юности на уровень эмпатических способностей и эмоционального интеллекта, влияют также, по нашему мнению, семейное воспитание и семейные ценности, уровень нравственного развития старшеклассников, их взаимоотношение со сверстниками, а также средства массовой информации.
Предположив, что уровень эмоционального интеллекта в ранней юности зависит от эмпатических способностей индивида, мы сравнили полученные в ходе эмпирического исследования показатели по двум указанным личностным характеристикам. Сводные данные по результатам обеих групп представлены в таблицах 5 и 6:
Таблица 5
Данные по изучению уровней эмоционального интеллекта и эмпатии в ранней юности (группа А, п=49)
Уровни Эмоциональный интеллект Эмпатические способности
Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
низкий 24 49 % 24 49 %
заниженный (ниже среднего) 12 24,5 % 21 42,9 %
средний 10 20,4 % 4 8,1 %
высокий 3 6,1 % 0 0
Таблица 6
Данные по изучению уровней эмоционального интеллекта и эмпатии в ранней юности (группа Б, п=49)_
Уровни Эмоциональный интеллект Эмпатические способности
Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
низкий 3 6,1% 2 4,1%
заниженный (ниже среднего) 9 18,4% 25 51%
средний 18 36,7% 22 44,9%
высокий 19 38,8% 0 0
Анализ эмпирических данных по изучению уровней эмоционального интеллекта и состояния эмпатии в ранней юности показал, что в экспериментальной группе (группа А) одинаковое количество испытуемых имеют низкий уровень ЭИ (49 %) и низкий уровень эмпатии (49 %). В контрольной группе (группе Б) низкие результаты по тем же характеристикам соответствуют 6,1 % (ЭИ) и 4,1 % (эмпатия).
При вычислении коэффициента ранговой корреляции уровней эмоционального интеллекта и состояния эмпатии по формуле Спирмена суммарно по обеим группах, был по-
57
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп N s(co). aois aSasSäs
лучен положительный коэффициент корреляции r=0,65, что говорит об умеренной тесноте связи между переменными. Данная характеристика корреляционной связи свидетельствует о том, что в структуру эмоционального интеллекта входят не только эмпатические, но и другие способности, которые помогают понять свои и чужие эмоций и управлять ими, например такие, как коммуникативные способности.
Следующая задача исследования - изучение коммуникативных способностей в ранней юности - решалась с помощью двух методик: теста на оценку самоконтроля в общении американского психолога М. Снайдера и теста по выявлению способностей к общению А.А. Карелина [3]. Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера, состоящий из десяти вопросов (с положительными и отрицательными вариантами ответов), позволяет выявить у испытуемых уровень коммуникативного контроля. В соответствии с предложенным автором ключом к методике, ответы интерпретировались по балльной шкале от низкого до высокого уровня; чем больше баллов, тем выше коммуникативный контроль.
При обработке анкет с ответами все испытуемые были распределены по следующим группам.
1. Низкий коммуникативный контроль (0-3 балла). Такие респонденты в непосредственном общении ведут себя достаточно прямолинейно и не меняют своего поведения в течение беседы, даже если того требует ситуация. Дополняет эти характеристики их излишнее «самораскрытие» в процессе общения с другими людьми. Испытуемые с такими коммуникативными качествами не всегда находят понимание со стороны собеседника и зачастую являются «неудобными» партнерами по общению.
2. Средний коммуникативный контроль (4-6 баллов). Обладатели такого количества баллов являются достаточно искренними и одновременно сдержанными в своих эмоциональных проявлениях; они не всегда считаются с мнением окружающих, ставя личные интересы выше интересов собеседника.
3. Высокий коммуникативный контроль (7-10 баллов). Испытуемые с такими коммуникативными качествами являются «привлекательными» собеседниками, так как легко входят в любую роль и умеют быстро реагировать на изменившуюся ситуацию в общении. Высокий коммуникативный контроль испытуемых позволяет им даже предвидеть отношение окружающих к себе и в соответствии с этим изменять стиль своего общения.
Полученные результаты по изучению уровня коммуникативного контроля распределились таким образом. В экспериментальной группе интернет-зависимых испытуемых (группа А): низкий уровень коммуникативного контроля показали 5 человек; средний уровень этой личностной характеристики - 33; высокий уровень коммуникативного контроля -11. В контрольной группе испытуемых с умеренным использованием Интернета (группа Б) низкий уровень - 5 человек, средний уровень коммуникативного контроля - 22; высокий уровень - 22 испытуемых. Сводные данные по обеим группам представлены в таблице 7 и на рисунке 7.
Таблица 7
Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативного контроля в ранней юности (группы А и Б)
Уровни коммуникативного контроля Группа А n=49 Группа Б n=49
Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
низкий 5 10,2% 5 10,2%
средний 33 67,3% 22 44,9%
высокий 11 22,5% 22 44,9%
у р
о 40,0%%
в 30,0%%
н 20,0%% и
Группа А Группа Б
10,2%% 10,2%
67,3%% 44,9%
22,5%% 44,9%
низкий
I средний
высокий
Рис. 7. Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативного контроля в ранней юности (группы А и Б)
Анализ уровня коммуникативного контроля показал, что в группе А преобладают интернет-зависимые испытуемые, которые в общении достаточно сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, не всегда считаются с окружающими, ставя свои интересы выше интересов других. В группе Б таких испытуемых оказалось в полтора раза меньше, чем в группе А (в то же время лишь 10 % испытуемых обеих групп можно отнести к «нежелательным» собеседникам). Высокие показатели коммуникативного контроля в группе А в два раза реже, чем в группе Б.
Таким образом, в экспериментальной группе существенных проблем коммуникативного характера не выявлено, однако, так как в группе А получены более низкие показатели по уровню самоконтроля, чем у испытуемых группы Б, то можно предположить, что это свидетельство определенных затруднений при вербальной и невербальной коммуникации.
Используемый тест А.А. Карелина на выявление коммуникативных умений направлен на оценку таких коммуникативных характеристик испытуемого, как умение установить дружескую атмосферу в общении и вникать в проблемы собеседника. В соответствии с методикой, тестируемым было предложено ответить на вопросы, выбрав ответ «да» или «нет». В результате проведенного тестирования все испытуемые были распределены по следующим группам.
1. Низкий уровень коммуникативных способностей (менее 10 баллов). Такие подростки достаточно замкнуты и необщительны; очень трудно знакомятся и не стремятся к новым контактам.
2. Средний уровень коммуникативных способностей (10-13баллов). Такие испытуемые проявляют интерес к общению, но сами редко являются его инициаторами, особенно если речь идет о незнакомых или малознакомых.
3. Высокий уровень (14 баллов и более). Для таких молодых людей общение является одним из главных и любимых видов деятельности.
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м в (¿о), яо!5 °э°55аб
Результаты испытуемых по изучению коммуникативных способностей распределились следующим образом. Экспериментальная группа (группа А): из 49 человек этой группы низкий уровень коммуникативных способностей показали 12 человек; у 23 испытуемых был выявлен средний уровень таких способностей; высокий уровень обнаружен у 14 человек. В контрольной группе (группа Б) шесть человек показали результаты, соответствующие низкому уровню коммуникативных способностей; 16 испытуемых - средний уровень; высокий уровень был выявлен у 27 респондентов. Обобщенные данные по группам А и Б представлены в таблице 8 и на рисунке 8.
Таблица 8
Уровни коммуникативных способностей Группа А п=49 Группа Б п=49
Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)
низкий 12 24,5% 6 12,2%
средний 23 46,9% 16 32,7%
высокий 14 28,6% 27 55,1%
60,0%
50,0%
у
р 40,0%%
о 30,0%%
в
н 20,0%%
и 10,0%%
0,0%
■ низкий
I средним
высоким
Группа А Группа Б
24,5%% 12,2%
46,9%% 32,7%%
28,6%% 55,1%
Рис. 8. Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативных способностей в ранней юности
(группы А и Б)
Анализ уровня коммуникативных способностей в ранней юности показал, что у интернет-зависимых испытуемых коммуникативные способности несколько ниже, чем у независимых пользователей виртуальной сети. В частности, около четверти испытуемых, с проблемным использованием интернета, имеют низкий уровень коммуникативных способно-
стей, что не способствует новым знакомствам в реальной жизни. Однако примерно такое же количество испытуемых группы А имеют высокий уровень указанных способностей. В то же время, наибольшее количество испытуемых этой группы обладают средним уровнем коммуникативных способностей. Таким образом, подтверждаются результаты испытуемых группы А (полученные в ходе изучения уровня самоконтроля в общении), которые свидетельствуют о затруднениях при вербальной и невербальной коммуникации у интернет-зависимых испытуемых.
В результате анализа эмпирических данных по изучению коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности было установлено следующее: для экспериментальной группы (группа А) интернет-зависимых испытуемых характерны низкий уровень эмпатических способностей и развитые коммуникативные способности при умеренном уровне самоконтроля в общении; контрольная группа (группа Б) с умеренным использованием Интернета характеризуется заниженным уровнем эмпатии и достаточно высокими коммуникативными способностями и самоконтролем. Таким образом, показано, что в ранней юности существует связь между несформированностью коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью.
1. Бурова (Лоскутова), В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств [Текст] : дис. ... канд. м. н. - Новосибирск, 2004 г.
2. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский - Самара, 2001.
3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. - М. : Экспо, 2007.
4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006.- №4.