Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА'

НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / THEORY / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / БУДУЩИЕ МЕНЕДЖЕРЫ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / THE FUTURE MANAGEMENT OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS / НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MORAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / INFORMATION TECHNOLOGY RESOURCES / ФОРМЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ / FORMS OF WORK WITH STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнилова Виктория Викторовна

В статье актуализируется проблема нравственного самовоспитания студентов; раскрыто содержание структурных компонентов методики данного процесса - целевого, содержательного, технологического, результативного; представлен информационно-технологический ресурс по развитию нравственного самовоспитания будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью; описаны формы работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корнилова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL SELF-EDUCATION STUDENTS: THEORY AND METHODS

The article is updated issue of moral self-education students; disclosed the content of the structural components of the methodology of the process - the target, content, technology, effective; presented information technology resources for the development of future managers of moral self-advertising and public relations; describes the forms of work with students.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА»

В.В. Корнилова

НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

Ключевые слова: теория, методика, самовоспитание, будущие менеджеры рекламы и связей с общественностью, нравственная компетентность, информационно-технологический ресурс, формы работы со студентами.

Аннотация: В статье актуализируется проблема нравственного самовоспитания студентов; раскрыто содержание структурных компонентов методики данного процесса - целевого, содержательного, технологического, результативного; представлен информационно-технологический ресурс по развитию нравственного самовоспитания будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью; описаны формы работы со студентами.

Актуальность исследования определяется проблемой нравственного состояния общества, подменой общечеловеческих ценностей, искажением жизненных приоритетов, инфантилизмом молодежи, социальной незрелостью детей и подростков. Сегодня доминируют идеология потребления, равнодушие, желание получения материальных благ и удовольствий. В связи с этим необходимо уделять больше внимания нравственному воспитанию в образовательных учреждениях, под которым понимается процесс содействия нравственному становлению личности; формированию нравственных ценностей, определяющих отношение к окружающему миру; созданию определенных организационно-педагогических условий для рефлексивного нравственного самовоспитания обучающихся.

В данной статье раскрываются понятия «нравственная компетентность студентов», «информационно-технологический ресурс» и предлагаются формы работы по развитию нравственного самовоспитания будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью.

Как профессиональная деятельность «Реклама и связи с общественностью» стала востребована в середине 80-х годов XX века с возникновением новых экономических отношений, изменениями в политической системе, вхождением страны в мировое информационное пространство. Преобразовались за это время в науку, направленную на формирование общественного мнения, технологии формирования благоприятных отношений с различными целевыми группами, продвижения позитивного имиджа организации, привлечения внимания к производимым товарам или оказываемым услугам. Подготовка менеджеров данного профиля осуществляется быстрыми темпами многими вузами России. В СевероВосточном федеральном университете имени М.К. Аммосова подготовка будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью началась в 2011 году. Согласно квалификационной характеристике, бакалавр направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» должен иметь целостное представление о коммуникационных процессах в различных сферах; знать технику и технологию массовых, деловых и персональных коммуникаций; уметь применять технологии и техники пропаганды конкурентных свойств коммерческих компаний, некоммерческих и общественных организаций, государственных учреждений и органов; формировать общественное мнение, - что и является кадровой философией. В соответствии с этим, будущий менеджер рекламы и связей с общественностью, обладающий знаниями психологических методов воздействия на массовое сознание, должен соблюдать требования профессиональной этики, определяемой кодексами профессионального поведения, выступающими гарантией соблюдения норм и правил профессиональной деятельности сферы массовых коммуникаций.

Однако анализ тенденций в предметной области выявил в образовательном процессе недостаточную его ориентацию на нравственное воспитание студентов: важнейшие положения не в полной мере отражены в учебниках и учебных пособиях для подготовки студентов, не стали основой воспитания в процессе обучения; в профессиональной деятельности допускается использование некорректных рекламных и РЯ-технологий. В связи с этим полагаем, что при подготовке менеджеров данного профиля следует уделять особое внимание формированию нравственного

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай

облика выпускника, для чего разработать методику нравственного самовоспитания с гарантированной результативностью. Методологический аспект такой методики характеризуется В.В. Краевским как система «деятельности по получению таких знаний и обоснование программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» [7, 18]. Под методикой же нравственного воспитания студентов по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» мы понимаем включение в качестве профессиональной подготовки показателей нравственной воспитанности и высокого уровня нравственного самосовершенствования будущих менеджеров данного направления подготовки.

В этом случае целью методики становится создание организационно-педагогических условий для нравственного становления личности современного, востребованного, компетентного менеджера рекламы и связей с общественностью, готового к решению профессиональных задач с пониманием и осознанием профессиональной этики, последствий своих действий. Этапы данного процесса включают следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный. Данные компоненты определяют три основных этапа методического обеспечения нравственного самовоспитания студентов:

1) пропедевтический - предполагает проведение мониторинга целостного педагогического процесса по выявлению уровня нравственной воспитанности обучающихся, ознакомление с будущей профессией «Реклама и связи с общественностью» с учетом избранного профиля, презентацию форм аудиторной и внеаудиторной работы студентов, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность на базе учебно-научной лаборатории «Технологии социального проектирования»;

2) развивающий - способствует включению студентов в работу на лекционных и практических занятиях, подготовке к участию в профессиональных конкурсах, оказанию педагогической поддержки в выборе общественно значимых проблем для реализации рекламных, медиа и РЯ-проектов; студенты на данном этапе уже имеют базовые знания, осознают необходимость нравственного отношения к работе и формирования нравственной компетентности;

3) преобразующий - обеспечивает рефлексивное самовоспитание профессионально-важных нравственных знаний, качеств, отношений, убеждений, ценностей, предусматривает коррекцию избранных методов воспитания, определяет дальнейшую работу по развитию нравственного самовоспитания выпускников.

Следовательно, содержание методического обеспечения предполагает интеграцию теории и методики рекламы, связей с общественностью, психологии, менеджмента, философии, социологии, позволяющих применить усвоенные нравственные знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности для повышения ее эффективности.

Эффективность методического обеспечения основана на активных и интерактивных технологиях обучения [1; 6; 10]:

- технология сетевого взаимодействия - позволяет обеспечить информационный обмен, реализовать синергический эффект в коллективной научно-исследовательской работе, использовать преимущества сети и активизации академической мобильности для развития нравственного самовоспитания студентов сетевой образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» для студентов федеральных вузов; тем самым достигается создание единой технологической платформы по усилению эффективности и совместной деятельности по нравственному самовоспитанию участников сети;

- модульная технология - позволяет применить модульный подход к построению курсов профессиональных дисциплин и определить их содержание; таким образом, активизируется разработка научно-методического сопровождения внутри каждого модуля и между ними, достигается гибкость модульного построения курсов дисциплин, активизируется интерес к новым знаниям и самостоятельная работа, обеспечивается эффективный контроль

за формированием нравственной компетенции, способствующей развитию нравственного самовоспитания студентов;

- рейтинговая технология - позволяет структурировать содержание учебных дисциплин на дисциплинарные модули; то есть обеспечивается регулярная оценка знаний и умений студентов в течение определенного периода времени с помощью суммирования накапливаемых баллов, повышается мотивация студентов на развитие нравственного самовоспитания, достигается высокая степень ответственности за последствия своего выбора, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория, исходя из способностей, возможностей и предпочтений студента;

- технология рефлексивного оценивания - способствует осознанию студентом своей работы и ее результатов и далее - активизации нравственного самовоспитания личности за счет рефлексии собственной деятельности и формированию нравственной компетентности; в итоге создается папка достижений и образовательных успехов с результатами критического анализа свой работы (эссе и аннотации), оценками и рекомендациями профессионального сообщества, публикациями и сюжетами для массмедиа;

- тренинговая технология - позволяет отработать определенный алгоритм учебно-познавательных действий и социальных установок на практике для формирования новых профессиональных знаний, умений и навыков, нравственной компетенции с помощью тренингов - социально-психологического, самопрезентации, партнерского и антистрессовой защиты;

- проектная технология - обеспечивает проектную деятельность обучающихся и получение результатов опытно-экспериментальным путем с высокой степенью социальной значимости проектных решений и владения различными средствами, методами и приемами реализации социальных проектов; с переходом к междисциплинарной организации содержания обучения и формированию нравственной компетентности;

- технология ситуационного анализа - помогает применять в работе со студентами моделирование, системный анализ, эксперимент и игровые методы, содержащие положительные примеры или опыт для привлечения внимания студентов к повышению качества профессиональной деятельности с учетом нравственной воспитанности.

Разработанное методическое обеспечение определяется единством целевого, содержательного, деятельностного и результативного аспектов нравственного самовоспитания, представленного целью, закономерностями, принципами, функциями, технологиями обучения, технологическим ресурсом, уровнями, критериями и показателями. Достижение цели и систематизации воспитательной практики опирается на основные закономерности общих устойчивых, повторяющихся и существенных связей:

- гуманизация и гуманитаризация образования для формирования всесторонне и гармонично развитой личности; в том числе гуманитарные личностные знания и умения, эмоционально-ценностное отношение личности к миру и человеку в нем, нравственные качества, определяющие его поведение в многообразных жизненных ситуациях;

- целостность и последовательность - объединение, при разработке компетентностной модели, обучающей и воспитывающей сторон образовательного процесса развития нравственного самовоспитания студентов;

- целенаправленность - определение и использование компонентов компетентностной модели нравственного самовоспитания, направленных на развитие нравственного отношения к обществу, человеку, себе;

- структурность - наличие взаимосвязей и взаимодействия компонентов компетентностной модели развития нравственного самовоспитания;

- вариативность - разнообразие форм и методов образования, способствующих самостоятельности студентов в выборе форм учебной и внеучебной деятельности;

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). sois aSàsSâs

- критериальное оценивание результатов, позволяющее объективно диагностировать результаты целенаправленной работы преподавателя по развитию нравственного самовоспитания студентов;

- нравственное самовоспитание личности посредством активизации организационно-педагогических условий по формированию нравственной компетентности выпускника направления подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Указнные закономерности обеспечивают: соответствие нравственного самовоспитания студентов целям и задачам компетентностной модели; образовательного процесса - реалиям жизни с опорой на социальную практику, - исходя из общественного интереса ненанесения ущерба законным правам, чести и достоинству человека.

Указанные цель, закономерности и принципы развития нравственного самовоспитания студентов определяют выбор функций, реализующих методические основания данной работы:

- диагностическая - предполагает изучение индивидуально-психологических особенностей личности; воспитывающий потенциал вуза; мониторинг качества используемых содержания, форм и методов воспитательной работы; фиксацию уровней нравственной воспитанности студентов;

- смыслообразующая - обеспечивает понимание и оценку явлений, процессов и объектов окружающего мира с позиции их соответствия / несоответствия профессиональной этике на основе личностных ориентиров;

- образовательная - способствует обеспечению студентов действенными знаниями о нормах профессиональной этики профессии «Реклама и связи с общественностью», предполагает изучение теории в контексте профессиональной деятельности;

- развивающая - направлена на поддержание положительных изменений личности студента, выявление и развитие природных способностей, стимулирование нравственного самовоспитания;

- координирующая - содействует упорядочению процесса нравственного самовоспитания студентов и необходимой этической помощи со стороны преподавателя в решении учебных и личных проблем;

- интегрирующая - обусловлена междисциплинарным подходом к воспитанию будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью и объединяет ранее несогласованные виды деятельности по развитию нравственного самовоспитания студентов.

Таковы основные закономерности, принципы и функции нравственного самовоспитания студентов, способствующие обращению личности к нравственности и профессиональной этике; соотнесению нравственности и познания мира, других людей и самого себя через призму профессионально важных нравственных ценностей; поиску путей интеграции этических знаний в системе знаний о человеке и обществе; реализации компетентностной модели (когда студент выступает субъектом своей деятельности и познает самого себя); преломлению нравственных законов бытия в жизненном опыте обучающихся; осознанию нравственно-ценностной значимости своих поступков; осуществлению нравственной рефлексии и стремлению к нравственному саморазвитию.

Предложенная методика предусматривает определение наиболее эффективных форм работы со студентами [1; 6; 10]. Для развития нравственного самовоспитания используются следующие формы работы, определяемые участием в них студентов: аудиторные и внеаудиторные - лекционные (лекция-беседа, лекция-дискуссия и др.), семинарские (семинар, самопрезентация, коллоквиум, вебинар и др.), практические занятия (кейс-стади, деловые и ролевые игры и т. д.) и внеаудиторные - участие в научных конференциях, профессиональных конкурсах, грантовых программах, предметных олимпиадах, самостоятельная работа, работа с информационными ресурсами с использованием или без технических средств обучения (далее по тексту - ТСО). Указанные формы работы со студентами реализуют ос-

новные положения системного, личностно ориентированного и деятельностно-компетентностного подходов [8; 9; 12; 13], обеспечивают дидактическую основу нравственного самовоспитания студентов. При этом систематизация форм работы со студентами позволяет распределить их на аудиторные и внеаудиторные с использованием и без использования ТСО.

В логике исследования рассматривается формирование нравственной компетентности как цели концепции нравственного самовоспитания будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью. Под компетентностью [4; 5; 11] понимается программа, на основе которой развивается компетентность, а также интегративная целостность и действенность знаний, умений и навыков для реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта, личностных качеств и др.), успешной продуктивной деятельности в профессиональной сфере, понимания ее социальной значимости и личной ответственности за результаты своей деятельности и необходимости ее постоянного совершенствования.

Нравственная компетентность предполагает осознание нравственной стороны профессии, готовность взять на себя ответственность за совершаемые поступки, верный нравственный выбор в любой ситуации. Сущность нравственной компетентности отображена в разработанной компетентностной модели менеджера рекламы и связей с общественностью, представляющей профессиональный стандарт, профессиограмму и квалификационный профиль как ожидаемый результат нравственного самовоспитания выпускника коммуникационных направлений подготовки. Нравственная компетентность характеризуется качествами личности в виде нравственных знаний, отношений, убеждений, проявляющихся в профессиональном поведении, в отношении человека к человеку, обществу. Она необходима для поддержания в обществе атмосферы взаимопонимания и согласия, ориентации на профессионально важные нравственные ценности в процессе реализации своей работы. Следовательно, нравственная компетентность будущего менеджера рекламы и связей с общественностью является целевым ориентиром методических оснований нравственного самовоспитания студентов, оптимизации содержания учебного материала, совершенствования организации целостного образовательного процесса.

Для результативного формирования нравственной компетентности необходимо разработать информационно-технологический ресурс [1; 3; 6; 10], понимаемый как открытая система учебно-методических и научных материалов, технических и графических средств, реализующая цель нравственного самовоспитания будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью. Данный ресурс необходим для оптимизации образовательного процесса при формировании нравственной компетентности; механизм его реализации представляет собой следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

- информационный - словари, тезаурусы, аналитические материалы, базы данных наблюдений и статистических обобщений в виде схем, таблиц, фотографий и др.;

- технологический - определенные формы и методы работы, реализующие дидактическое обеспечение для развития нравственного самовоспитания студентов; например, рабочая тетрадь участника научного проекта, игровое моделирование практических занятий, мультимедийные презентации сетевого взаимодействия курса дисциплины «Связи с общественностью в социальной сфере», PR- и MR-сопровождения, фандрейзинг и спонсо-ринг социальных проектов;

- технический - оснащение техническим и программным обеспечением, как то процессор, монитор, проектор, экран, телевизор, DVD, Internet, MOODLE для бально-рейтинговой оценки знаний студентов;

- методический - научный и практический материал, в том числе авторские и коллективные монографии, опытно-экспериментальные исследования, учебные пособия, учебно-методические комплексы дисциплин, методические рекомендации, рабочие тетради, сбор-

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). aois aSasSäs

ники рекламных (медиа и PR) проектов студентов - победителей профессиональных конкурсов, профильных олимпиад, научно-практических конференций;

- оценочный - контроль за результатами целостного процесса развития нравственного самовоспитания студентов на основе критериев и показателей результативности.

Информационно-технологический ресурс обеспечивает контроль за качеством профессиональной подготовки будущего менеджера рекламы и связей с общественностью, который конкретизирует три уровня оценки - высокий, средний, низкий - нравственной воспитанности студентов, что позволяет объективно диагностировать результаты работы.

Подводя итог, отметим высокую актуальность проблемы нравственного воспитания обучающихся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», которая проявляется, например, при использовании выпускниками некорректных рекламных и PR-технологий. Проблема заставила нас обратиться к методическому обеспечению нравственного самовоспитания студентов, и в ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена результативность предложенных методов и средств формирования нравственной компетентности обучающихся. Они способствуют пониманию нравственной стороны профессии, готовности взять на себя ответственность за совершаемые поступки, совершению устойчивого нравственного выбора в любой ситуации; необходимы для сохранения в обществе атмосферы взаимопонимания, согласия, ориентации на нравственные ценности, определяющие профессиональную этику. Нравственное воспитание будущих менеджеров рекламы и связей с общественностью позволяет эффективно выстраивать отношения между преподавателем и обучающимися, разрабатывать информационно-технологический ресурс, реализовывать способы и формы работы по обеспечению нравственного самовоспитания студентов.

1. Азарова, Л.В., Ачкасова, Л.В. Ситуационный анализ в связях с общественностью [Текст] / Л.В. Азарова, Л.В. Ачкасова, К.А. Иванова, А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М., 1995. -

304 с.

3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения [Текст] / А.А. Вербицкий. - М. : ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

4. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-29.

5. Зимняя И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) [Текст] : матер. XV Всерос. науч.-метод. конф. «Проблемы качества образования». Кн. 2. - М., 2005. - С. 5-26.

6. Использование активных и интерактивных образовательных технологий : метод. реком. [Текст] / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. - Ижевск : изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 44 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогики : новый этап [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнева. - 2-е изд., стер. М. : Изд-кий дом «Академия», 2008. - 400 с.

8. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение [Текст] : учеб. пособие / Т.В. Машарова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 144 с.

9. Ронжина, Н.В. Принцип системности в организации профессионально-педагогического образования в России [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. -2014. - № 3. - С. 35-38.

10. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : НИИ Школьные технологии, 2005. -

320 с.

11. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. 6-я авт. версия : матер. по 2-му заседанию методолог. семинара [Текст] / Ю. Г. Татур // Труды методологического семинара. - М., 2004. - С. 9.

12. Юдин, Э.Г. Системный подход и принципы деятельности [Текст] / Э.Г. Юдин. - М. : Мысль, 1997. - 320 с.

13. Ялалов, Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Текст] : матер. V межд. науч.-практич. конф. / Ф.Г. Ялалов (Нижнекамск, 2007). - Нижнекамск, 2007. - С. 16-20.

Т.И. Комиссаренко, Т.В. Пантелеева

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, коммуникативно-эмпатические способности, интернет-зависимость, ранняя юность.

Аннотация: В работе представлены результаты эмпирического исследования по изучению влияния интернет-зависимости а развитие коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности; выявлена связь между недоразвитием коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью в ранней юности.

Развитие современного общества, вступившего в информационный период, потребовало изучения влияния информационных технологий как на общество в целом, так и на отдельных его представителей. Высокотехнологичные средства коммуникации - Интернет, спутниковое телевидение, мобильная связь - стремительно охватывают все новые территории нашей планеты, становясь неотъемлемой частью жизни. Наряду с очевидными преимуществами новые информационные возможности таят и отрицательные последствия. Одно из них - появление нового вида нехимических аддикций, получившего название интернет-зависимости. О важности проблемы свидетельствует то, что вопрос о включении этой поведенческой интернет-зависимости в обновленную версию Международной классификации болезней активно обсуждается во Всемирной организации здравоохранения. По сводным данным психологов и психотерапевтов, в настоящее время от интернет-аддикции страдает около 10 % пользователей сети, в основном это дети и подростки. Однако в связи с новизной проблемы сегодня еще не достаточно изучены влияние интернет-зависимости на индивидуально-личностные качества подростков и соответствующие противоречия, обусловившие актуальность нашего исследования.

С целью изучения влияния интернет-зависимости на коммуникативно-эмпатические способности в ранней юности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 452 испытуемых (214 юношей и 238 девушек); возраст испытуемых на момент проведения исследования составил 16-18 лет. В соответствии с поставленной целью, первоочередная задача - определение круга учащихся с интернет-зависимостью / склонностью к интернет-зависимости. Данная задача решалась с помощью известного психологам теста Кимберли Янг (русскоязычный вариант, модифицированный В.А. Буровой) [1], на вопросы которого ответили все 452 участника исследования.

В соответствии с ключом к методике, все опрошенные были поделены на три

группы.

1. Умеренные пользователи - подростки, набравшие до 49 баллов, что свидетельствует об отсутствии интернет-зависимости (403 человека, или 89,1 %, от общего числа испытуемых). Такие старшеклассники используют Интернет время от времени для получения необходимой информации или непродолжительного он-лайн общения. Основное вне-учебное время они уделяют реальному общению со сверстниками, занятиям спортом, а также другой активной деятельности. Для таких подростков использование Интернета -естественное и необходимое условие полноценной жизни в современном обществе.

2. Предрасположенные пользователи - подростки, набравшие от 50 до 79 баллов, что обнаруживает тенденцию к интернет-зависимости: из 452 испытуемых, принявших участие в исследовании, к этой группе было отнесено 37 человек (8,2 %). У подростков наблюдается более продолжительное пребывание в Интернете с целью общения или получения какой-либо информации. На наш взгляд, в данной группе предрасположенных пользователей уже возникает риск приобретения интернет-адикции.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). aois aSasSäs

3. Зависимые пользователи - старшеклассники, набравшие более 80 баллов, что и является показателем интернет-зависимости. Данную группу составили 12 человек (2,7 %); среди них отмечается полная утрата контроля за временем, проводимом в сети Интернет, где пребывание носит характер поведенческой зависимости, что свидетельствует о проблемном использовании виртуального пространства. Такие учащиеся в большинстве случаев страдают от недостатка или отсутствия реального общения, которое в этом возрасте является основной социальной потребностью. Неудовлетворенность в указанной потребности они замещают виртуальными контактами, но легкость и неограничность социальных контактов приводит к опасной тенденции - полному исключению из жизни подростка реального общения. По этой причине у них отмечается нарушение нормальной жизнедеятельности и механизмов социального взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к недоразвитию эмоциональной сферы и нарушению социально-психологической адаптивности в ранней юности.

Согласно результатам нашего исследования по изучению интернет-зависимости в ранней юности, эмпирические данные в количественном значении и процентном соотношении распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Эмпирические данные по изучению интернет-зависимости в ранней юности_

Группы пользователей Интернета n=452 (100%) Умеренный пользователь Предрасположенный пользователь Зависимый пользователь

Значения (абсолютные и в процентах) 403 89,1 % 37 8,2 % 12 2,7 %

В соответствии с задачами исследования, по результатам, полученным после обработки анкет испытуемых на вопросы методики К. Янг, мы сформировали две группы -экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу (группа А) вошли те испытуемые, которые были отнесены к пользователям Интернета, зависимым или предрасположенным к зависимости; всего в эту группу вошло 49 человек, набравших более 50 баллов по методике К. Янг. Таким образом, в процентном соотношении от общей группы испытуемых данный результат составил 10,9 %. Контрольная группа (группа Б) была определена путем случайной выборки среди лиц с умеренным использованием Интернета (менее 50 баллов по методике К. Янг) и также составила 49 человек.

Следующий этап исследования - изучение коммуникативно-эмпатических способностей испытуемых обеих групп. На данном этапе использовались четыре методики: опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина; тест «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера; тест по определению уровня коммуникативных способностей А.А. Карелина. Задача исследования по установлению уровня эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) у лиц с интернет-зависимым поведением (группа А), а также у лиц, независимых от пребывания в сети Интернет или умеренно ее использующих (группа Б), решалась с помощью опросника «ЭмИн» Д.В. Люсина [4]. Автор методики определяет ЭИ как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Мы же полагаем, что данная личностная характеристика включает коммуникативно-эмпатические способности, которые в условиях нормальной жизнедеятельности (в возрастном периоде ранней юности) активно развиваются, являясь одним из показателей, определяющих общую социально-психологическую адаптивность подростка.

Согласно структуре опросника, включающего 46 вопросов, выявление уровня эмоционального интеллекта возможно по трем шкалам - межличностного ЭИ (МЭИ), внутри-

личностного ЭИ (ВЭИ) и общего эмоционального интеллекта (ОЭИ). Количество подсчитанных баллов, полученных испытуемыми в соответствии с ключом к методике ЭмИн по шкалам ВЭИ и МЭИ, при суммировании позволяют определить уровень шкалы ОЭИ (всего возможны пять уровней по каждой из перечисленных шкал ЭИ - очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий уровни). Таким образом, в ходе нашего эмпирического исследования опросник «ЭмИн» позволил решить задачу выявления уровня эмоционального интеллекта в ранней юности по общей шкале (ОЭИ), а также по шкалам межличностного ЭИ (МЭИ) и внутриличностного ЭИ (ВЭИ).

С помощью шкалы межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) было показано, в какой степени тот или иной испытуемый старшеклассник способен к пониманию эмоционального состояния других людей и умеет воздействовать на эмоциональные процессы других. Высокие показатели по шкале МЭИ указывают на развитые эмпатийно-коммуникативные способности старшеклассников: они достаточно легко распознают эмоциональное состояние других людей через «считывание» мимики, жестов, тембра голоса и пр. То есть понимание эмоций другого человека позволяет более успешно устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, а при желании - вызывать те или иные эмоции. Обладатели высокого уровня МЭИ умеют снижать интенсивность нежелательных (по их мнению) эмоций, а также манипулировать / управлять коммуникативной ситуацией. Низкие показатели по шкале МЭИ у участников исследования свидетельствуют о слабо развитых коммуникативно-эмпатических способностях старшеклассников, что сказывается на качестве межличностных отношений - объективного условия процесса социализации и становления личности в данном возрастном периоде.

Выявленный у испытуемых уровень внутриличностного ЭИ (ВЭИ) показал, насколько развита у старшеклассников способность к пониманию и управлению собственными эмоциональными процессами. Высокий уровень этого показателя говорит о хорошо развитой способности подростка к распознаванию и идентификации своих эмоций; он понимает причины возникновения эмоций и может их описать. По уровню шкалы ВЭИ удалось определить, насколько развита у испытуемых способность и потребность контролировать внешние проявления своих эмоций: чем выше количество баллов по шкале ВЭИ, тем выше способность старшеклассника держать под контролем нежелательные эмоциональные проявления и вызывать и поддерживать эмоции, уместные в той или иной ситуации; низкие баллы по шкале ВЭИ свидетельствуют об обратном.

При суммировании показателей по шкалам МЭИ и ВЭИ был выявлен общий уровень эмоционального интеллекта (ОЭИ) в экспериментальной и контрольной группах; результаты по шкале ОЭИ показывают, насколько в целом развиты коммуникативно-эмпатические способности, а также какова степень социально-психологической адаптивности у испытуемых в двух указанных выше группах.

Таким образом, выявленные у участников эмпирического исследования показатели по шкале ОЭИ выше среднего уровня, говорят о развитых эмпатийно-коммуникативных способностях и высокой социально-психологической адаптивности. Уровень по шкале ОЭИ ниже среднего отрицательно оценивает коммуникативно-эмпатийные способности старшеклассников на фоне их общей психической ригидности.

После обработки бланков с ответами испытуемых группы А на вопросы методики по выявлению уровней эмоционального интеллекта, результаты распределились следующим образом:

- по шкале общего эмоционального интеллекта в экспериментальной группе в общем количестве 49 человек были выявлены 24 испытуемых с очень низким уровнем ОЭИ, 12 человек с низким уровнем ОЭИ, 10 подростков со средним уровнем ОЭИ, три человека с высоким уровнем ОЭИ; испытуемых с очень высоким уровнем общего эмоционального интеллекта выявлено не было;

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай

- по шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели в этой группе представлены следующим образом: с очень низким уровнем МЭИ - 15 респондентов, с низким уровнем МЭИ - 18, со средним уровнем МЭИ - 10, с высоким уровнем МЭИ - 6 и с очень высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта - ни одного;

- по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта результаты распределились следующим образом: очень низкий уровень ВЭИ - 18 участников эксперимента, низкий уровень ВЭИ - 18, средний уровень ВЭИ - 11, высокий уровень ВЭИ - 2; очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта не показал ни один испытуемый.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты по всем шкалам эмоционального интеллекта в экспериментальной группе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности (группа А, п=49)

Уровни ЭИ Шкалы эмоционального интеллекта

МЭИ ВЭИ ОЭИ

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

очень низкий 15 30,6% 18 36,7% 24 49%

низкий 18 36,7% 18 36,7% 12 24, 5%

средний 10 20.4% 11 22,4% 10 20,4%

высокий 6 12,3% 2 4,2% 3 6,1%

очень высокий 0 0% 0 0% 0 0%

В контрольной группе с тем же количеством испытуемых (49 респондентов) результаты распределились следующим образом:

- по шкале общего эмоционального интеллекта - очень низкий уровень ОЭИ показали 3 человека, низкий уровень ОЭИ - 9, средний уровень ОЭИ - 18, высокий уровень ОЭИ - 12, очень высокий уровень общего эмоционального интеллекта - 7 респондентов;

- по шкале межличностного эмоционального интеллекта показатели - очень низкий уровень МЭИ - 6 респондентов, низкий уровень МЭИ - 7, средний уровень МЭИ - 12, высокий уровень МЭИ - 17, очень высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта - 7;

- по шкале внутриличностного эмоционального интеллекта - очень низкий уровень ВЭИ - шесть испытуемых, низкий уровень ВЭИ - 9, средний уровень ВЭИ -13, высокий уровень ВЭИ - 15 и очень высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта - 6.

Приведенные данные по всем шкалам ЭИ в контрольной группе отражены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта в ранней юности (группа Б, п=49)_

Уровни ЭИ Шкалы эмоционального интеллекта

МЭИ ВЭИ ОЭИ

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

очень низкий 6 12,2 % 6 12,2 % 3 6,1 %

низкий 7 14,3 % 9 18,3 % 9 18,3 %

средний 12 24,5 % 13 26,6 % 18 36,8 %

высокий 17 34,7 % 15 30,7 % 12 24,5 %

очень высокий 7 14,3 % 6 12,2 % 7 14,3 %

Анализ эмпирических данных по изучению эмоционального интеллекта юных респондентов показал, что в экспериментальной группе интернет-зависимых респондентов преобладают показатели уровня общего ЭИ ниже среднего значения. Общее число испытуемых с низким и очень низким уровнем ОЭИ составило 36 человек, или 73,5 %. Результат выше среднего уровня ОЭИ был получен у 3 из 49 человек. Остальные старшеклассники (10 человек) набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню ОЭИ.

В контрольной группе получены следующие данные: более чем у трети представителей данной группы (38,8 %) уровень эмоционального интеллекта оказался выше среднего значения (19 из 49 человек); показатели ниже среднего уровня были выявлены у 12 (24,5 %) испытуемых группы Б; средний уровень обнаружился у 18 респондентов.

Данные по двум группам в обобщенном виде представлены на диаграмме (рис. 1).

У

80,0% 70,0% 60,0%

Р 50,0% о в н и

низкий средний высокий

73,5% 20,4% 6,1%

24,4% 36,8% 38,8%

группа А

группа Б

Рис. 1. Эмпирические данные по изучению ОЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м в (¿о), яо!5 °э°55аб

Сравнительный анализ полученных показателей испытуемых в экспериментальной и контрольной группах показал, что среди интернет-зависимых старшеклассников низкий уровень общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) в три раза превышает показатели по этой же шкале у независимых пользователей Интернета. Эти результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о проблемах коммуникативного характера, а также о низких эмпатийных способностях интернет-аддиктов. Иначе говоря, недоразвитие коммуникативно-эмпатийной сферы в ранней юности сказывается на характере социальной активности таких подростков, которая из реальной сферы перемещается в виртуальную.

Интересным дополнением, по нашему мнению, может служить итог сравнения полученных результатов в обеих группах по дополнительным шкалам - межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ, что позволяет оценить правильность результатов, полученных по шкале общего эмоционального интеллекта.

Обобщенные данные испытуемых группы А и группы Б по шкалам МЭИ м ВЭИ представлены на диаграммах (рис. 2-3).

70,0% 60,0%

У 50,0% р

40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

низкий средний высокий

67,3% 20,4% 12,3%

26,5% 24,5% 49,0%

группа А

группа Б

Рис. 2. Эмпирические данные по изучению МЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)

80,0%

70,0%

У 60,0%

р 50,0%

о 40,0%

в

30,0%

н

и 20,0%

10,0%

0,0%

низкий средний высокий

73,4% 22,4% 4,2%

30,5% 26,6% 42,9%

группа А

группа Б

Рис. 3. Эмпирические данные по изучению ВЭИ в ранней юности (группа А и группа Б)

При сравнительном анализе эмпирических данных, полученных по шкалам межличностного ЭИ и внутриличностного ЭИ в группах А и Б, значительных расхождений с данными по шкале общего эмоционального интеллекта в тех же группах не обнаружено. Однако сравнение результатов по шкалам МЭИ и ВЭИ показало, что результаты по шкале межличностного ЭИ несколько выше, чем по шкале внутриличностного ЭИ. Можно предположить, что это свидетельствует о лучшем владении старшеклассниками межличностными коммуникациями, нежели собственным эмоциональным состоянием. В целом в результате проведенного эмпирического исследования на определение уровня ЭИ в ранней юности были выявлены существенные различия по этому показателю у интернет-аддиктов и независимых пользователей Интернета. Поскольку эмоциональный интеллект в ранней юности, на наш взгляд, включает в свою структуру такие личностные характеристики, как эмпатий-ность и коммуникативность, представляло интерес изучить эти показатели в обеих группах. Для этого использована анкетная методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей» [2], позволяющая выявить очень высокий уровень, средний, заниженный или очень низкий уровни эмпатии.

Выявленный уровень эмпатии показывает, насколько тот или иной старшеклассник способен распознавать эмоциональное состояние собеседника, сопереживать эмпатируе-мому и предвидеть его поведение. Очень низкий уровень эмпатии у подростка не позволяет правильно «расшифровать» жесты, мимику или тембр голоса другого человека и установить с ним эмоциональный контакт. Уровень ниже среднего затрудняет понимание чужих эмоций. Средний уровень, выявленный у респондента, является хорошим показателем эмпатических способностей. После обработки ответов в соответствии с ключом к методике, все испытуемые экспериментальной группы (группа А) были разделились следующим образом: очень низкий уровень эмпатии - 24 человека; заниженный - 21, средний уровень эмпатических способностей - 4.

В контрольной группе (группа Б) результаты оказались следующими: получили баллы, соответствующие очень низкому уровню эмпатии, два испытуемых; заниженный

55

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 5(ло). яо!5

Го б

уровень - 25 и средний уровень эмпатических способностей - 22. Полученные показатели обеих групп в обобщенном виде представлены в таблице 4 и на рисунке 4.

Таблица 4

Уровни Группа А (п=49) Группа Б (п=49)

эмпатии Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

Очень низкий 24 49 % 2 4,1 %

заниженный 21 42,8 % 25 51 %

средний 4 8,2 % 22 44,9 %

Очень высокий 0 0 0 0

У р

о в н и

60% 50% 40% 30°% 20°% 10% 0%

очень низкии

заниженным

I средним

Группа А Группа Б

49% 4,10%

42,80% 51%

8,20% 44,90%

Рис. 4. Эмпирические данные по изучению уровня эмпатии в ранней юности (группа А и группа Б)

Анализ эмпирических данных по изучению уровня эмпатии в ранней юности показал, что почти половина интернет-аддиктов (24 чел., или 49 %, группы А) имеют очень низкий уровень этой личностной характеристики. Такой показатель фактически свидетельствует о недоразвитии или отсутствии эмпатических способностей. Результаты, соответствующие среднему уровню эмпатии, в экспериментальной группе выявлены менее чем у десятой части испытуемых (4 чел., или 8,2 %). В контрольной группе (группа Б) оказались примерно равные значения по заниженному и среднему уровню эмпатии (25 чел. (51 %) и 22 чел. (44,9 %) соответственно). Очень низкий уровень эмпатических способностей имели только два (4 %) испытуемых с умеренным использованием Интернета.

Таким образом, среди испытуемых обеих групп не выявлено ни одного респондента с очень высоким уровнем эмпатии. Полученные результаты соответствуют утверждению исследователей проблематики эмпатических способностей о том, что данная личностная характеристика индивида зависит от возраста и опыта коммуникативно-эмоциональных контактов, а также непосредственно связана с эмоциональным потенциалом личности.

При сравнении полученных данных в группе А и группе Б становится видно, что интернет-зависимые пользователи в значительной степени обладают очень низкими эмпати-ческими способностями, в то время как независимые пользователи в пять раз чаще, чем интернет-аддикты являются обладателями среднего уровня эмпатии.

Представляет интерес приблизительно одинаковый результат в обеих группах по количеству испытуемых, показавших заниженный уровень эмпатии: это 42,9 % опрошенных испытуемых в экспериментальной и 51 % в контрольной группе. Такие показатели свидетельствуют, что, наряду с интернет-зависимостью, в ранней юности на уровень эмпатических способностей и эмоционального интеллекта, влияют также, по нашему мнению, семейное воспитание и семейные ценности, уровень нравственного развития старшеклассников, их взаимоотношение со сверстниками, а также средства массовой информации.

Предположив, что уровень эмоционального интеллекта в ранней юности зависит от эмпатических способностей индивида, мы сравнили полученные в ходе эмпирического исследования показатели по двум указанным личностным характеристикам. Сводные данные по результатам обеих групп представлены в таблицах 5 и 6:

Таблица 5

Данные по изучению уровней эмоционального интеллекта и эмпатии в ранней юности (группа А, п=49)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни Эмоциональный интеллект Эмпатические способности

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 24 49 % 24 49 %

заниженный (ниже среднего) 12 24,5 % 21 42,9 %

средний 10 20,4 % 4 8,1 %

высокий 3 6,1 % 0 0

Таблица 6

Данные по изучению уровней эмоционального интеллекта и эмпатии в ранней юности (группа Б, п=49)_

Уровни Эмоциональный интеллект Эмпатические способности

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 3 6,1% 2 4,1%

заниженный (ниже среднего) 9 18,4% 25 51%

средний 18 36,7% 22 44,9%

высокий 19 38,8% 0 0

Анализ эмпирических данных по изучению уровней эмоционального интеллекта и состояния эмпатии в ранней юности показал, что в экспериментальной группе (группа А) одинаковое количество испытуемых имеют низкий уровень ЭИ (49 %) и низкий уровень эмпатии (49 %). В контрольной группе (группе Б) низкие результаты по тем же характеристикам соответствуют 6,1 % (ЭИ) и 4,1 % (эмпатия).

При вычислении коэффициента ранговой корреляции уровней эмоционального интеллекта и состояния эмпатии по формуле Спирмена суммарно по обеим группах, был по-

57

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп N s(co). aois aSasSäs

лучен положительный коэффициент корреляции r=0,65, что говорит об умеренной тесноте связи между переменными. Данная характеристика корреляционной связи свидетельствует о том, что в структуру эмоционального интеллекта входят не только эмпатические, но и другие способности, которые помогают понять свои и чужие эмоций и управлять ими, например такие, как коммуникативные способности.

Следующая задача исследования - изучение коммуникативных способностей в ранней юности - решалась с помощью двух методик: теста на оценку самоконтроля в общении американского психолога М. Снайдера и теста по выявлению способностей к общению А.А. Карелина [3]. Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера, состоящий из десяти вопросов (с положительными и отрицательными вариантами ответов), позволяет выявить у испытуемых уровень коммуникативного контроля. В соответствии с предложенным автором ключом к методике, ответы интерпретировались по балльной шкале от низкого до высокого уровня; чем больше баллов, тем выше коммуникативный контроль.

При обработке анкет с ответами все испытуемые были распределены по следующим группам.

1. Низкий коммуникативный контроль (0-3 балла). Такие респонденты в непосредственном общении ведут себя достаточно прямолинейно и не меняют своего поведения в течение беседы, даже если того требует ситуация. Дополняет эти характеристики их излишнее «самораскрытие» в процессе общения с другими людьми. Испытуемые с такими коммуникативными качествами не всегда находят понимание со стороны собеседника и зачастую являются «неудобными» партнерами по общению.

2. Средний коммуникативный контроль (4-6 баллов). Обладатели такого количества баллов являются достаточно искренними и одновременно сдержанными в своих эмоциональных проявлениях; они не всегда считаются с мнением окружающих, ставя личные интересы выше интересов собеседника.

3. Высокий коммуникативный контроль (7-10 баллов). Испытуемые с такими коммуникативными качествами являются «привлекательными» собеседниками, так как легко входят в любую роль и умеют быстро реагировать на изменившуюся ситуацию в общении. Высокий коммуникативный контроль испытуемых позволяет им даже предвидеть отношение окружающих к себе и в соответствии с этим изменять стиль своего общения.

Полученные результаты по изучению уровня коммуникативного контроля распределились таким образом. В экспериментальной группе интернет-зависимых испытуемых (группа А): низкий уровень коммуникативного контроля показали 5 человек; средний уровень этой личностной характеристики - 33; высокий уровень коммуникативного контроля -11. В контрольной группе испытуемых с умеренным использованием Интернета (группа Б) низкий уровень - 5 человек, средний уровень коммуникативного контроля - 22; высокий уровень - 22 испытуемых. Сводные данные по обеим группам представлены в таблице 7 и на рисунке 7.

Таблица 7

Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативного контроля в ранней юности (группы А и Б)

Уровни коммуникативного контроля Группа А n=49 Группа Б n=49

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 5 10,2% 5 10,2%

средний 33 67,3% 22 44,9%

высокий 11 22,5% 22 44,9%

У р

о 40,0%

в 30,0%

н 20,0% и

Группа А Группа Б

10,2% 10,2%

67,3% 44,9%

22,5% 44,9%

низким

I средним

высоким

Рис. 7. Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативного контроля в ранней юности (группы А и Б)

Анализ уровня коммуникативного контроля показал, что в группе А преобладают интернет-зависимые испытуемые, которые в общении достаточно сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, не всегда считаются с окружающими, ставя свои интересы выше интересов других. В группе Б таких испытуемых оказалось в полтора раза меньше, чем в группе А (в то же время лишь 10 % испытуемых обеих групп можно отнести к «нежелательным» собеседникам). Высокие показатели коммуникативного контроля в группе А в два раза реже, чем в группе Б.

Таким образом, в экспериментальной группе существенных проблем коммуникативного характера не выявлено, однако, так как в группе А получены более низкие показатели по уровню самоконтроля, чем у испытуемых группы Б, то можно предположить, что это свидетельство определенных затруднений при вербальной и невербальной коммуникации.

Используемый тест А.А. Карелина на выявление коммуникативных умений направлен на оценку таких коммуникативных характеристик испытуемого, как умение установить дружескую атмосферу в общении и вникать в проблемы собеседника. В соответствии с методикой, тестируемым было предложено ответить на вопросы, выбрав ответ «да» или «нет». В результате проведенного тестирования все испытуемые были распределены по следующим группам.

1. Низкий уровень коммуникативных способностей (менее 10 баллов). Такие подростки достаточно замкнуты и необщительны; очень трудно знакомятся и не стремятся к новым контактам.

2. Средний уровень коммуникативных способностей (10-13баллов). Такие испытуемые проявляют интерес к общению, но сами редко являются его инициаторами, особенно если речь идет о незнакомых или малознакомых.

3. Высокий уровень (14 баллов и более). Для таких молодых людей общение является одним из главных и любимых видов деятельности.

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м в (¿о), яо!5 °э°55аб

Результаты испытуемых по изучению коммуникативных способностей распределились следующим образом. Экспериментальная группа (группа А): из 49 человек этой группы низкий уровень коммуникативных способностей показали 12 человек; у 23 испытуемых был выявлен средний уровень таких способностей; высокий уровень обнаружен у 14 человек. В контрольной группе (группа Б) шесть человек показали результаты, соответствующие низкому уровню коммуникативных способностей; 16 испытуемых - средний уровень; высокий уровень был выявлен у 27 респондентов. Обобщенные данные по группам А и Б представлены в таблице 8 и на рисунке 8.

Таблица 8

Уровни коммуникативных способностей Группа А п=49 Группа Б п=49

Значения (абсолютные и в процентах) Значения (абсолютные и в процентах)

низкий 12 24,5% 6 12,2%

средний 23 46,9% 16 32,7%

высокий 14 28,6% 27 55,1%

60,0%

50,0%

у

р 40,0%%

о 30,0%

в

н 20,0%

и 10,0%

0,0%

■ низкий

I средним

высоким

Группа А Группа Б

24,5% 12,2%

46,9% 32,7%

28,6% 55,1%

Рис. 8. Эмпирические данные по изучению уровня коммуникативных способностей в ранней юности

(группы А и Б)

Анализ уровня коммуникативных способностей в ранней юности показал, что у интернет-зависимых испытуемых коммуникативные способности несколько ниже, чем у независимых пользователей виртуальной сети. В частности, около четверти испытуемых, с проблемным использованием интернета, имеют низкий уровень коммуникативных способно-

стей, что не способствует новым знакомствам в реальной жизни. Однако примерно такое же количество испытуемых группы А имеют высокий уровень указанных способностей. В то же время, наибольшее количество испытуемых этой группы обладают средним уровнем коммуникативных способностей. Таким образом, подтверждаются результаты испытуемых группы А (полученные в ходе изучения уровня самоконтроля в общении), которые свидетельствуют о затруднениях при вербальной и невербальной коммуникации у интернет-зависимых испытуемых.

В результате анализа эмпирических данных по изучению коммуникативно-эмпатических способностей в ранней юности было установлено следующее: для экспериментальной группы (группа А) интернет-зависимых испытуемых характерны низкий уровень эмпатических способностей и развитые коммуникативные способности при умеренном уровне самоконтроля в общении; контрольная группа (группа Б) с умеренным использованием Интернета характеризуется заниженным уровнем эмпатии и достаточно высокими коммуникативными способностями и самоконтролем. Таким образом, показано, что в ранней юности существует связь между несформированностью коммуникативно-эмпатической сферы и интернет-зависимостью.

1. Бурова (Лоскутова), В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств [Текст] : дис. ... канд. м. н. - Новосибирск, 2004 г.

2. Диагностика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский - Самара, 2001.

3. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. - М. : Экспо, 2007.

4. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006.- №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.