DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_192
СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАСВАЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОЛЬТЯПИНА Ирина Юрьевна,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Таможенное дело и право» Омского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected];
РОГОЗНАЯ Анастасия Олеговна,
студентка Омского государственного университета путей сообщения. E-mail: nastya. rogoznaya@yandex. ru
Краткая аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с распространением насвая как на территории Российской Федерации, так и на территории Евразийского экономического союза. Проанализированы правовые нормы, посвященные регулированию отношений, связанных с ввозом насвая на территорию Российской Федерации. Отмечаются противоречия и коллизии в международном и российском праве, а также пробелы в российском законодательстве. Сформулированы выводы о необходимости привести Решение Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. № 107 в соответствие с союзным Техническим регламентом на табачную продукцию. Аргументирована необходимость внесения изменений в ст. 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Abstract. The article deals with topical issues related to the spread of nasvay both on the territory of the Russian Federation and on the territory of the Eurasian economic Union. The article analyzes the legal norms on regulating relations related to the import of nasvai to the territory of the Russian Federation. There are contradictions and conflicts in international and Russian law, as well as gaps in Russian legislation. Conclusions are formulated on the need to bring the decision of the EEC Council of December 20, 2017 No. 107 in line with the Union Technical regulations on tobacco products. The necessity of making changes to article 14.53 Of the code of administrative offences of the Russian Federation is argued.
Ключевые слова: насвай, запреты и ограничения, оптовая и розничная продажа некурительных табачных изделий.
Keywords: nasvai, prohibitions and restrictions, wholesale and retail sale of non-Smoking tobacco products.
Вопросы распространения насвая на территории Российской Федерации обсуждаются уже долгое время различными исследователями. Актуальность данной темы довольна высока в связи с тем, что ежегодно таможенные органы в ходе таможенного контроля обнаруживают огромное количество насвая. Так, только за первые пять месяцев 2020 года Иркутская таможня возбудила пять административных дел в отношении граждан Узбекистана и Таджикистана по фактам незаконного ввоза некурительной табачной смеси «насвай»[8]. Пресс-служба управления пограничной службы по Курганской и Тюменской областям отмечает факт ввоза на территорию Курганской области крупной партии насвая общим весом около 400 кг [9].
Как отмечают должностные лица таможенных органов, в настоящее время насвай в значительном количестве завозят исключительно незаконным путем, пытаясь провезти в фурах с продуктами питания, строительным материалом, а также в отсеках автомобиля и другими нелегальными способами. Выбор незаконных способов завоза насвая обусловлен запретом на его реализацию на территории РФ.
На сегодняшний день на территории Евразийского экономического Союза (далее - ЕАЭС) только в двух республиках, а именно в Республике Казахстан и Республике Беларусь действует запрет не только на реализацию, но и на производство, приобретение, хранение и распространение насвая. При этом, если в Республике Казахстан количество насвая не влияет на наказание, то в Республике Беларусь в качестве квалифицирующих признаков предусмотрены количественные харак-
теристики, влияющие на степень тяжести наказания.
При этом стоит отметить тот факт, что, несмотря на огромную работу, проводимую таможенными органами и пограничниками по предотвращению ввоза на территорию РФ насвая, на сегодняшний день по-прежнему практически в любом городе РФ подростки могут без особого труда его приобрести.
Рассмотрим основные правовые нормы, посвященные регулированию отношений, связанных с ввозом насвая на территорию РФ, его отнесением к табачным изделиям и установлению ответственности в рассматриваемой сфере.
Следует отметить, что таможенное законодательство ЕАЭС не запрещает ввоз насвая на таможенную территорию. Это становится очевидным при анализе основного нормативно-правового акта, устанавливающего перечень конкретных товаров, запрещенных к ввозу или вывозу, либо в отношении которых предусмотрен разрешительный порядок ввоза или вывоза. Речь идет о Решении Комиссии ЕЭК «О мерах нетарифного регулирования» [2]. В данном союзном акте не предусмотрены какие-либо ограничения, касающиеся ввоза и (или) вывоза любых табачных изделий. Подобные вопросы регулируются на внутригосударственном уровне, в связи с чем мы сталкиваемся на практике с различными требованиями, устанавливаемыми конкретным государством -членом ЕАЭС. Так, выше уже указывалось, что в двух государствах из пяти предусмотрена ответственность за любые действия, квалифицируемые как производство, распространение, хранение и иные деяния в отношении насвая. В этой связи возникает вопрос о соотношении союзного и национального законодательства в рамках каждого государства.
Административное право; административный процесс
Также следует отметить, что применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами, действуют количественные ограничения, предусмотренные Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [3]. Названное Решение позволяет привозить на территорию ЕАЭС установленное количество табака (не более 250 грамм) на одно лицо, достигшее 18 лет. Союзный Технический регламент оперирует обобщающими правовыми категориями и не выделяет насвай как самостоятельный вид некурительных табачных изделий [1]. Данный союзный технический регламент разделяет все табачные изделия на курительные и некурительные. Насвай относится ко второму виду, в связи с чем отмеченный регламент не распространяется на оборот такого вида изделия. Данным регламентом лишь установлены важные дефиниции в рассматриваемой сфере. Необходимо сказать, что в момент принятия союзного Технического регламента предполагалось принять международный договор о запрете производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. До тех пор, пока такой международный договор не будет заключен, вопросы производства, ввоза и обращения решаются на национальном уровне.
В целях настоящей статьи следует рассмотреть российское законодательство. Как уже было замечено, насвай относится к виду некурительного табачного изделия. Согласно пп. 21 ст. 2 национального технического регламента на табачную продукцию насвай - это вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья [5]. Данным федеральным законом оборот насвая не запрещен, однако установлены общие требования к обороту любой табачной продукции, например, необходимость акцизных марок, обязательное декларирование соответствия табачной продукции, порядок сбора и представления доказательственных материалов для подтверждения соответствия табачной продукции. Однако необходимо обратить внимание, что табачной продукцией признается табачное изделие, упакованное в потребительскую тару. На этот факт обращает внимание и А.В. Федоров при исследовании предметов контрабанды [7, С. 3-13.].
При исследовании национального законодательства интерес представляет и запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и иными некурительными табачными изделиями [6].
Из изложенного следует, что ввоз насвая на территорию РФ не имеет смысла, поскольку его реализация запрещена. Однако нет запрета, например, на его производство и вывоз за пределы территории РФ. Так, союзный технический регламент на табачную продукцию при определении сферы его дей-
ствия устанавливает, что он не распространяется на табачную продукцию, которая поставляется на экспорт по внешнеторговым договорам за пределы таможенной территории Союза. Как следствие, при возможности производства найдутся и способы незаконной реализации.
В этой связи необходимы соответствующие изменения в российском законодательстве, закрепляющие ответственность не только за оптовую и розничную продажу некурительных табачных изделий, но и прямой запрет на их производство, хранение и иные деяния, по аналогии с законодательством Белоруссии и Казахстана.
Рассматривая проблему применения норм об административной ответственности за оптовую или розничную продажу насвая и иных некурительных табачных изделий, можно отметить, что мы также сталкиваемся с определенными законодательными расхождениями в международном и российском праве, а также пробелами в российском законодательстве.
Возможные составы правонарушений предусмотрены ст. 14.53 КоАП РФ [4]. По сути, в данной статье можно выделить два альтернативных деяния - розничная и оптовая продажа. Правонарушение может быть совершено лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, должностным лицом или организацией. В качестве санкции предусмотрен только штраф, и в этой связи можно отметить необходимость введения такого вида санкции, как конфискация, по аналогии с санкциями, предусмотренными отмеченной выше статьей 16.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений. Это обусловлено тем, что законодателем установлены ограничения на реализацию насвая, и обычный штраф не будет препятствовать дальнейшей продаже такого товара - ведь конфискация как мера наказания не предусмотрена.
Учитывая изложенное выше об отсутствии запретов в таможенном законодательстве на оборот насвая, наличие бланкетной нормы, отсылающей нас к национальному законодательству, не могут применяться в полной мере нормы об административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела. В первую очередь речь идет об административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из РФ. Также проблемой является то, что имеющиеся нормы на территориях разных государств не отличаются единообразием.
В рамках настоящей статьи представляется необходимым также рассмотреть проблемы правоприменения в области незаконного ввоза насвая физическими лицами.
Как уже отмечалось выше, несмотря на факт запрета продажи, употребление в личных целях на законодательном
уровне в Российской Федерации не запрещено. В этой связи возникает закономерный вопрос о месте приобретения данного вида табачного изделия.
Более того, в Приложении № 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 сказано, что физические лица на законных основаниях могут ввезти 250 грамм табака или табачных изделий для личного пользования в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста [3]. В этой связи получается, что в установленных пределах ввезти насвай возможно.
Кроме того, российский Технический регламент на табачную продукцию предусматривает такой вид табачного изделия, как насвай, тем самым легализуя факт его употребления, в отличие от иных государств - членов ЕАЭС.
Полагаем, что данные нормы также необходимо корректировать, поскольку союзный Технический регламент на табачную продукцию предусматривает необходимость подписания договора о полном запрете производства, использования некурительных табачных изделий в целом и насвая в частности. При этом союзный документ такого же уровня, регулирующий вопросы перемещения товаров для личного пользования, использует общие дефиниции и разрешает привезти на территорию ЕАЭС табачные изделия любого вида, но в установленных пределах. Полагаем, что описанная коллизия должна быть устранена и данное решение, регламентирующее вопросы перемещения товаров для личного пользования, необходимо привести в соответствие с союзным с союзным Техническим регламентом на табачную продукцию.
Библиография:
1. О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию»: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 10.12.2014.
2. О мерах нетарифного регулирования: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 22.04.2015.
3. Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 19.03.2018.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Технический регламент на табачную продукцию: Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6223.
6. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодер-жащей продукции: Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.
7. Федоров А.В. Предметы контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Российский следователь. 2017. № 22.
8. Пять административных дел по незаконному ввозу насвая возбуждено в Приангарье с начала года // [Электронный ресурс] - URL: https://baikalinform.ru/proisshestviya/pyatb-administrativnyh-del-po-nezakonnomu-vvozu-nasvaya-vozbuzhdeno-v-priangarbe-s-nachala-goda (дата обращения 05.08.2020).
9. На границе Курганской области ФСБ задержала 400 килограммов насвая // [Электронный ресурс] - URL: https://pravdaurfo.ru/news/185132-na-granice-kurganskoy-oblasti-fsb-zaderzhala-400?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения 05.08.2020).