УДК342.9
ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ,
кандидат юридических наук, доцент, начальник НИЦ № 4 ФГКУ «ВНИИ МВД России»;
АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЗАПАРЕНКО,
начальник 3 отдела НИЦ № 4 ФГКУ «ВНИИ МВД России»
ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 2 СТ. 14.53 КОАП РФ
Рассматриваются вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан за оптовую или розничную продажу насвая.
Ключевые слова: процессуальное оформление, насвай, оптовая и розничная продажа, административная ответственность.
G. I. Kalmykov, Candidate of Juridical Sciences, Аssосiate Professor, Head of NIC № 4, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-16-18;
A. M. Zaparenko, Head of Department 3 NIC № 4, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 695-87-94.
Problems of procedural documenting of administrative violation materials stated bu pard 2 of active 14.53 of the Administrative Code of the Russian Federation.
In article are considered questions, connected with attraction to administrative responsiblity of the juridical persons, individual businessmans and people for wholesale or retail sales nasvaja.
Key words: process registration, nasvaja, wholesale and retail sales, administrative responsiblity.
Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), состоит в оптовой или розничной продаже насвая, табака сосательного (снюса).
Правоприменение указанной статьи сопряжено с рядом проблем, одной из которых является неопределенность понятия «насвай», что создает сложности при выявлении правонарушения и его процессуальном оформлении.
Так, в соответствии с ч. 21 ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» насваем является вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья.
Вместе с тем согласно п. 268 ГОСТа Р 524632005, утвержденного приказом Ростехрегулирова-ния от 29 декабря 2005 г № 481-ст «Об утверждении национального стандарта», насваем является сосательный табак, изготовленный из очищенной махорочной или табачной пыли, щелочных и клеящих веществ с добавлением или без добавления растительного масла, нетабачного сырья и иных
ингредиентов. При решении вопроса о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки торговой деятельности вышеуказанным запрещенным веществом.
Оптовой торговлей является вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами торговой деятельности могут быть обычные граждане, юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, являются следующие:
наличие события административного правонарушения (оптовая или розничная продажа на-свая, табака сосательного (снюса);
наличие лица, совершившего противоправное деяние;
виновность лица, совершившего административное правонарушение, которая выражается в форме, установленной ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ);
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, а также причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел (полиции) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ.
Выявление и документирование составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, имеют особенности проведения отдельных процессуальных действий в зависимости от субъекта совершения административного правонарушения, а также ряд проблем, требующих решения. Наибольшие сложности связаны с процессуальным оформлением материалов в отношении юридических лиц, которые заключаются в сборе доказательств и проведении отдельных процессуальных действий.
В случаях совершения юридическими лицами административного правонарушения нужно собрать документы, которые содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе о наличии вины лица, совершившего административное правонарушение. К таким документам относятся:
рапорт сотрудника, заявление, содержащее достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также доказательства, полученные в ходе его рассмотрения;
правоустанавливающие документы (свиде-
тельство о государственной регистрации в качестве юридического лица, ИНН, лицензия);
санитарно-эпидемиологические заключения, счета-фактуры, накладные, спецификации;
протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу; заключение эксперта;
объяснения лица, представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных лиц, имеющих отношение к обстоятельствам совершения административного правонарушения (свидетелей, потерпевших и т. д.); материалы фото- и видеофиксации; иные документы.
К материалам дел, возбужденных в отношении юридических лиц, необходимо приобщить копию доверенности на представление интересов данного юридического лица. При исследовании и приобщении к материалам дела об административном правонарушении доверенностей, представляемых в органы внутренних дел должностными лицами и сотрудниками юридических лиц, необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, наличие трудовых отношений между представителем и доверителем, сведений о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.
Необходимо также направить запрос в порядке ст. 26.9 КоАП РФ в орган, осуществлявший государственную регистрацию юридического лица, в котором субъект правонарушения состоит на учете в качестве налогоплательщика, в целях получения информации об идентификационных кодах и реквизитах организации, ее руководителях и учредителях, должностных лицах, работниках и иных представителях, о счетах в банковских учреждениях, об имуществе, о юридическом и фактическом адресах, а также для уточнения данных о законном представителе юридического лица.
В порядке ст. 26.10 КоАП РФ следует направить запрос в банковское учреждение о наличии денежных средств на счетах для установления имущественного и финансового положения юридического лица, а также о юридическом и фактическом адресах организации, ее учредителях, руководителях.
В целях установления фактов повторного совершения лицом административного правонарушения проводится проверка по информационным базам. Также необходимо принять меры к установ-
лению обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину лица, в соответствии со ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.
В ходе производства по делу в отношении юридического лица следует решить вопрос о возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц, по вине которых организацией совершено административное правонарушение. В случае невозможности собрать на месте все необходимые материалы на основании ст. 26.10 КоАП РФ выносится определение об истребовании у лица (законного представителя) документов.
В целях надлежащего документального закрепления выявленного правонарушения сотруднику полиции независимо от ситуации обнаружения факта продажи насвая нужно составить протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ.
Осмотр обязательно осуществляется в присутствии представителя юридического лица или иного его представителя и двух понятых (в ч. 1 ст. 25.7 КоАП РФ закреплено, что в качестве понятых не могут привлекаться лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе дела. Данное положение закона позволяет сделать вывод о том, что в целях исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе осмотра сотрудники полиции, в том числе стажеры, не должны выступать в качестве понятых).
В ходе осмотра целесообразно произвести фото- и (или) видеосъемку, что необходимо отразить в протоколе осмотра с указанием вида технического средства, которое использовалось для фиксации (мобильный телефон, видеокамера, фотоаппарат - модель, название).
В протоколе осмотра следует подробно описать помещение, вписать паспортные данные всех присутствующих при осмотре лиц. К протоколу осмотра приобщается изъятый насвай. В том случае, если кассовый чек при реализации продукции не выдан, к протоколу осмотра приобщается и кассовый чек, который изымается у продавца.
При выявление правонарушения, предусмотренного ч. 2. ст. 14.53 КоАП РФ, необходимо в присутствии двух понятых произвести изъятие приобретенного насвая, о чем составить протокол (ст. 27.10 КоАП РФ). Иной товар, не относящийся к существу правонарушения, возвращается лицу под расписку.
Далее следует упаковать и опечатать насвай.
На упаковке указывается предмет изъятия (индивидуальные признаки), место, время изъятия, у кого изъято, ставятся подписи понятых.
Немалые сложности связаны и с получением достоверной информации при опросе представителей и должностных лиц юридического лица.
В целях получения сведений, имеющих значение для дела, при опросе директора магазина, представителя юридического лица целесообразно установить следующее:
было ли известно законному представителю юридического лица о том, что организация продает насвай;
известны ли законному представителю юридического лица нормы законодательства Российской Федерации о запрете продажи насвая;
когда, от кого, с какой целью, при каких обстоятельствах и на основании каких документов (накладные, счета-фактуры, договоры) был приобретен насвай;
где, когда, у кого, при каких обстоятельствах состоялась сделка по приобретению насвая, по какой цене, на каких условиях доставки и оплаты осуществлялась поставка (с предоставлением копий документов, подтверждающих данные обстоятельства);
имеется ли насвай и иные запрещенные вещества на других складах.
На основании полученных ответов возможно выяснить и иные факты, касающиеся обстоятельств правонарушения.
Следует опросить в качестве свидетелей должностных лиц и иных работников (продавцов-консультантов, кассиров, менеджеров торговых залов, учетчиков, сторожей товаров и др.) юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также иных лиц, владеющих информацией об обстоятельствах дела, разъяснив им их права, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ.
При опросе продавца, который продал на-свай, нужно узнать следующую информацию:
работает официально либо неофициально (наличие трудового договора);
ознакомлен ли с должностными обязанностями и что входит в должностные обязанности;
знает ли, что оптовая и розничная продажа насвая запрещена;
по какой причине была осуществлена продажа насвая.
Опросить покупателя и в объяснении указать: знает ли, что приобрел насвай и для каких целей;
откуда узнал, что в данном месте продается насвай;
как вел себя продавец при продаже насвая;
покупал ли он ранее насвай у этого продавца либо в данном магазине.
Могут быть заданы и иные дополнительные вопросы о покупке насвая. Необходимо также опросить понятых по существу правонарушения.
При необходимости изъятый насвай направляется на экспертизу в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ. Проблемы проведения экспертизы заключаются в том, что насвай официально не относится к числу наркотических средств, а его определение экспертом затруднено недостаточной ясностью того, что входит в состав насвая. Нередко в состав смеси добавляются психотропные вещества с целью создать у лица зависимость и спровоцировать переход на употребление наркотиков.
В определении о направлении на экспертизу необходимо поставить перед экспертом следующие вопросы: является ли представленное вещество наркотическим, сильнодействующим или ядовитым? Если да, то каким именно?
В определении о назначении экспертизы целесообразно указать, что представленное на исследование вещество подлежит возврату для приобщения к материалам дела.
После получения заключения эксперта о том, что реализованное вещество предположительно является насваем, необходимо составить протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ. Если экспертиза не назначается, изъятый насвай приобщается к делу об административном правонарушении в качестве доказательства факта купли-продажи.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Лица, привлекаемые к ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о месте и времени составления протокола об административном правонарушении для реализации их прав и обязанностей, установленных ст. 28.2 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае совершения административного правонарушения гражданином основными доказательствами наличия в действиях лица рассматри-
ваемого состава административного правонарушения, связанного с продажей насвая, являются:
рапорт сотрудника полиции, выявившего правонарушение;
показания лица, совершившего правонарушение;
показания свидетелей;
результаты фото- или видеофиксации административного правонарушения;
справка специалиста, заключение эксперта; вещественные доказательства; копии документов, удостоверяющих личность правонарушителя;
характеризующие материалы на правонарушителя;
другие материалы.
При опросе лица, осуществившего продажу насвая, обязательно нужно зафиксировать:
известны ли ему нормы законодательства Российской Федерации о запрете продажи на-свая;
по какой причине была осуществлена продажа насвая;
когда, от кого, с какой целью, при каких обстоятельствах им был приобретен насвай.
На основании полученных ответов возможно выяснить и иные факты, касающиеся обстоятельств правонарушения.
Необходимо опросить покупателя и в объяснении указать следующее:
знает ли он, что приобрел насвай, для каких целей;
откуда узнал, что в данном месте продается насвай;
как вел себя продавец при продаже насвая; покупал ли он ранее насвай у данного лица. Требования к составлению протокола об административном правонарушении определены ст. 28.2 КоАП РФ.
Протокол составляется с обязательным разъяснением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, порядка обжалования, уведомлением о времени и месте рассмотрения протокола.
Обязательна для заполнения графа «проверка лица по ИЦ, АБ», в которой необходимо отражать, находится ли лицо в розыске, а также результаты привлечения правонарушителя к административной ответственности за аналогичные правонарушения в течение одного года (ст. 4.6 КоАП РФ). Проверка на наличие неоднократности осуществляется по «ИБД-регион» или системе удаленного доступа «^ОЫ-95». Сведения
о привлечении лица к административной ответственности за ранее совершенные аналогичные правонарушения учитываются при определении меры наказания, так как повторность совершения аналогичных административных правонарушений является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке указываются место, дата и время рассмотрения дела, которые объявляются правонарушителю под подпись.
Возможность рассмотрения дела в отсутствие правонарушителя допускается, но при условии, что он был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано. Подпись лица, совершившего административное правонарушение, в графе «место и время рассмотрения нарушения» будет считаться надлежащим его извещением.
При заполнении протокола об административном правонарушении должностное лицо, составившее протокол, обязано проверить правильность его заполнения, наличие всех необходимых подписей. В случае отказа правонарушителя от подписи в протоколе делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Особое внимание необходимо уделять установлению личности лица, совершившего противоправные действия.
В случае возникновения сомнений в подлинности представленных сведений при установлении личности лица, привлекаемого к административной ответственности, нужно доставить граждан в территориальный орган МВД России по району (городу) исключительно в целях установления личности на срок не более трех часов с составлением соответствующего протокола о доставлении.
Полный перечень должностных лиц органов внутренних дел (полиции), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, установлен приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».
Специфика правоотношений, возникающих в связи с совершением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ, предопределяет, что основной массив дел о таких правонарушениях рассматривают начальники территориальных органов МВД России, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители (п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).
Санкция ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 7 тыс. до 12 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 60 тыс. руб.
V