Научная статья на тему 'Соотношение публичных и частных интересов при регулировании предпринимательской деятельности'

Соотношение публичных и частных интересов при регулировании предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое развитие / предпринимательская деятельность / частные и публичные интересы / методы регулирования / правовое регулирование / отраслевое законодательство / economic development / entrepreneurial activity / private and public interests / regulatory methods / legal regulation / industry legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нардина Оксана Владимировна

Конституция РФ определяет в качестве одного из важнейшего принципа современной российской экономики свободу экономической деятельности. Однако, как и иные конституционные права и свободы она не может быть абсолютной и в отдельных случаях ограничивается федеральным законодательством, приводя к столкновению частный и публичный интерес. Данные ограничения являются необходимым конституционно-правовым регулятором при управлении экономикой в целом и предпринимательской деятельностью в частности. В статье не ставится вопрос о роли государства в экономике, но современное правовое регулирование предпринимательской деятельности свидетельствует о ее увеличении. При этом, по мнению автора, эффективное экономическое развитие Российской Федерации зависит от механизма правового регулирования, при котором публичные и частные интересы будут сбалансированы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratio of public and private interests in the regulation of entrepreneurial activity

The Constitution of the Russian Federation defines freedom of economic activity as one of the most important principles of the modern Russian economy. However, like other constitutional rights and freedoms, it cannot be absolute and in some cases is limited by federal legislation, leading to a clash of private and public interest. These restrictions are a necessary constitutional and legal regulator in the management of the economy in general and entrepreneurial activity in particular. The article does not raise the question of the role of the state in the economy, but the modern legal regulation of entrepreneurial activity indicates its increase. At the same time, according to the author, the effective economic development of the Russian Federation depends on the mechanism of legal regulation, in which public and private methods will be balanced

Текст научной работы на тему «Соотношение публичных и частных интересов при регулировании предпринимательской деятельности»

УДК 346.11

О. В. НАРДИНА

O. V. NARDINA

Соотношение публичных и частных интересов при регулировании предпринимательской

деятельности

The ratio of public and private interests in the regulation of entrepreneurial activity

Аннотация

Конституция РФ определяет в качестве одного из важнейшего принципа современной российской экономики свободу экономической деятельности. Однако, как и иные конституционные права и свободы она не может быть абсолютной и в отдельных случаях ограничивается федеральным законодательством, приводя к столкновению частный и публичный интерес. Данные ограничения являются необходимым конституционно-правовым регулятором при управлении экономикой в целом и предпринимательской деятельностью в частности.

В статье не ставится вопрос о роли государства в экономике, но современное правовое регулирование предприниматель-

скои деятельности свидетельствует о ее увеличении. При этом, по мнению автора, эффективное экономическое развитие Российской Федерации зависит от механизма правового регулирования, при котором публичные и частные интересы будут сбалансированы.

Ключевые слова: экономическое развитие, предпринимательская деятельность, частные и публичные интересы, методы регулирования, правовое регулирование, отраслевое законодательство.

Abstract

The Constitution of the Russian Federation defines freedom of economic activity as one of the most important principles of the modern Russian economy. However, like other constitutional rights and freedoms, it cannot be absolute and in some cases is limited by federal legislation, leading to a clash of private and public interest. These restrictions are a necessary constitutional and legal regulator in the management of the economy in general and entrepreneurial activity in particular.

The article does not raise the question of the role of the state in the economy, but the modern legal regulation of entrepreneurial activity indicates its increase. At the same time, according to the author, the effective economic development of the Russian Federation depends on the mechanism of legal regulation, in which public and private methods will be balanced.

Keywords: economic development, entrepreneurial activity, private and public interests, regulatory methods, legal regulation, industry legislation.

Введение

Современные геополитические и связанные с ними внутренние экономические проблемы, направленные на преодоление санкционного давления, импортозамещение, диверсификацию оборонно-промышленного комплекса, развитие высокотехнологичных отраслей и др. требуют от государства повышения эффективности правовых, институциональных и управленческих механизмов регулирования экономики. При высокой степени вовлеченности государства

в регулирование экономической деятельности особое значение приобретает исследование особенностей сочетания публичного и частно-правового методов, в том числе, в сфере предпринимательских отношений.

Изучением вопросов соотношения публичных и частно-правовых методов регулирования предпринимательской деятельности занимались исследователи различных отраслей права. Над проблемами соотношения частных и публичных начал в конституционно-правовом регу-

лировании экономических отношений работал Н. С. Бондарь [2]. Методы гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений исследовали Ю. А. Тихомиров и Э.В. Талапина [6], а административно-правового регулирования — О. А. Багишев [1] и О. Н. Ермолова [3, 4].

Основное исследование

Конституция РФ1 устанавливает не только систему принципов, позволяющих дать сущностную характеристику Российской Федерации, правовые основы деятельности государства и общества, но и пределы вмешательства государства в различные сферы общественных отношений, в том числе, и экономических, что позволяет при правовом регулировании предпринимательской деятельности учитывать и сочетать публичный и частно-правовой интерес. Н.С. Бондарь, исследуя конституционно-правовые основы экономических отношений, подчеркивает, что «проблема соотношения суверенной государственной власти и свободы прямо или косвенно пронизывает всю систему конституционного регулирования» [2, с. 76], а поиск «баланса между частным и публичным началом» опосредует появление «эффективного механизма разрешения возникающих в обществе ... экономических противоречий» [2, с. 38].

В Конституции РФ достаточно отчетливо прослеживается закрепление как частно-правовых норм, помощь в реализации которых обязуется оказывать государство, так и публичных требований, предъявляемых к субъектам экономической деятельности. Так, Российская Федерация в ст.ст. 8 и 9 Конституции РФ путем перечисления таких принципов как «единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров,

работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», признания и защиты всех форм собственности, закрепления права собственности на землю фактически заложила основы функционирования и развития рыночной экономики. При этом Конституционный Суд РФ в своих постановлениях, например, в постановлениях от 11 октября 2022 г. № 42-П2, от 12 июля 2023 г. № 39-П3 и др. подчеркивает, что Российская Федерация является государством «с социально ориентированной рыночной экономикой», в связи с чем, при характеристике рыночной экономики РФ, нужно анализировать и ст. 7 Конституции РФ.

В главе 2 Конституции РФ представлен комплекс прав и свобод человека и гражданина. В этом перечне в ст.ст. 34-37 перечислены экономические права — «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», право частной собственности и возможность ее использования для предприниматель-

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 октября

2022 г. № 42-П «По делу о проверке конституционности подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 2.2 ст. 22, п. 1 ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, ч. 4 ст. 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей», ч.ч. 2 и 3 ст. 8 и ч. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданина К. В. Воробьева» // Российская газета. — 2022. — 31 октября. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 июля

2023 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 2, подп. 2 п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 307 и п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданина В. Г. Михайлика» // Российская газета. — 2023. — 24 июля.

ской и иной не запрещенной законом деятельностью, право на труд и др. Реализо-вывать данные права могут конкретные субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а государство обязано обеспечить реализацию этих прав, создавая предпосылки для эффективной и устойчивой работы гражданского оборота и всей экономической системы. В Конституции РФ данная обязанность определена многими статьями, например, ст.ст. 17, 18, 45, 71 и другими. При этом, говоря о сбалансированности частных и публичных интересов, необходимо отметить и введенную в Конституцию РФ после реформы 2020 г. ст. 75.1, подчеркивающую необходимость достижения в правовом регулировании и правоприменительной практике солидаризации общества и государства. Следовательно, при регулировании экономической сферы, в том числе, для обеспечения реализации правомочий предпринимателей государство обязано создавать «условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества», гарантировать защиту «достоинства граждан и уважение человека труда», обеспечивать «сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность». Позиция учета не только частных и государственных интересов, но и интересов всего общества разделяется многими исследователями. Так, О. А. Багишев, рассматривая административно-правовые методы регулирования предпринимательской деятельности отмечает необходимость «баланса интересов предпринимателей, потребителей и государства, принципов пропорциональности и необходимости, специфику отраслей экономики, социаль-

ные и экологические аспекты» [1, с. 274]. О. Н. Ермолова, анализируя законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, рассуждая о цели данного регулирования, приходит к выводу о необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов: «Гармонизация интересов представляется именно целью права, поскольку являет собой то идеальное состояние, к которому стремиться регламентация этого явления» [4, с. 261]. Ю. А. Тихомиров и Э. В. Талапина для эффективного экономического развития предлагают согласовано использовать частноправовые и публичные регуляторы для достижения «корреляции между правовым регулированием и экономической деятельностью» [6, с. 4].

Таким образом, помимо обязанности создания условий для реализации прав и свобод участников хозяйственного рынка, государство наделяется специальными полномочиями, допускающими при регулировании экономики возможность установления условий осуществления предпринимательской деятельности, создания благоприятных условий для развития экономических отношений, при необходимости ограничения права на свободу предпринимательской деятельности, определения нормативных требований ответственного отношения к работникам, потребителям, контрагентам, а также обеспечения их судебной защиты. Наличие конституционно установленных полномочий по управлению экономикой позволяет Российской Федерации как социальному государству поддерживать в определенном соотношении права всех участников хозяйственного рынка. Так, для реализации прав потребителя как «экономически слабой и зависимой стороне в гражданско-правовых отношени-

ях с организациями и индивидуальными предпринимателями»4 (розничная купля-продажа, энергоснабжение, договор долевого участия в строительстве и др.) законодателем устанавливается специальное правовое регулирование — Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»5. В силу реализации конституционного принципа справедливости в этих правоотношениях ограничивается гражданско-правовой принцип равенства участников: для граждан устанавливаются дополнительные гарантии, а для предпринимателей, являющихся профессиональными субъектами, специализирующихся в данном виде деятельности, — дополнительные, повышенные по сравнению с другими обязательствами требования.

Реализация достижения цели социальной справедливости делает необходимым правовое регулирование предпринимательской деятельности, включающего сочетание как частных, так и публичных интересов. При этом частные интересы предприниматель реализует на основе гражданского законодательства, а публичные — должностные лица государственных и муниципальных органов — на основе административного, налогового, таможенного и других отраслей права, используя различные методы и формы воздействия. При регулировании предпринимательской деятельности могут применяться нормы других отраслей

Характеристика потребителя как экономически более слабой стороны правоотношений не получила нор-

мативного закрепления. Такое определение вводится

практикой Конституционного Суда РФ. См., напр., Поста-

новление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2023 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности п.п. 2 и 3 ст. 428 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданина К.В. Матюшова» // Российская газета. — 2023. — 28 апреля.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 5 декабря 2022 г.) // Российская газета. — 1996. — 16 января.

права, например во взаимоотношениях предпринимателя со своими работниками — трудовое право. В связи с комплексным правовым регулированием предпринимательских отношений, множеством разнонаправленных правовых норм могут возникать проблемы как в теории, так и в правоприменительной практике при «согласовании этих норм между собой и целевой направленности регулирования» [3, с. 83]. Так, Гражданский кодекс РФ6 предусматривает необходимость проведения административных процедур — государственной регистрации и лицензирования, причем в ст. 51 несмотря на имеющуюся отсылочную норму к федеральному закону достаточно подробно регламентирована процедура государственной регистрации юридических лиц. Федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»7, от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»8 регулируют взаимоотношения предпринимателя с государством по поводу образования и осуществления хозяйственной деятельности с целью предотвращения ущерба правам и законным интересам других лиц, а также пресечению правонарушений предпринимателем, однако на основании принятых государственными органами решений контрагенты могут настаивать на применении мер гражданско-правовой ответственности.

Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля 2023 г.) // Российская газета. — 1994. — 8 декабря. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 24 июля 2023 г.) // Российская газета. — 2001. — 10 августа. Федеральный закон от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29 декабря 2022 г.) // Российская газета. — 2011. — 6 мая.

С целью совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности законодатель для отдельных отношений принимает специализированные законы, содержащие одновременно и частно-правовые и публичные нормы. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»9 устанавливает порядок и условия торговли как вида предпринимательской деятельности и регулирует отношения, возникающие:

- между контролирующими органами и хозяйственными субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности,

- между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ст. 1).

Проблема согласования норм различных отраслей права может проявляться и в более сложных ситуациях. Например, Тихомиров Ю. А. и Талапина Э. В. задаются вопросом: Каким образом при реализации национальных проектов, стимулирующих не только социальное (демография, здравоохранение, образование и др.), но и экономическое развитие РФ (цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство, туризм и индустрия гостеприимства и др.), «головной» орган в рамках проектов будет применять правовые нормы разных отраслей?» [6, с. 8]. Однозначного ответа на этот вопрос нет, можно лишь говорить о необходимости адаптации правовых регуляторов для решения конкретных социально-экономических проектов.

Помимо реализации предпринимателем конституционно закрепленных прав

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (в ред. от 13 июня 2023 г.) // Российская газета. — 2009. — 30 де-кабря.

при регулировании предпринимательской деятельности необходимо учитывать и выполнение им конституционных и иных, нормативно закрепленных обязанностей. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». За выполнением предпринимателями данной обязанности следят налоговые органы. В связи со сложной ситуацией в экономической сфере, связанной с санк-ционным давлением, Правительство РФ предоставило отдельным предприятиям налоговые льготы, однако контрольные мероприятия налогоплательщиков только усилились и это связано, в первую очередь, с необходимостью пополнения государственного бюджета. Так как Федеральная налоговая служба в настоящее время является наиболее технически оснащенным органом государственной власти, располагающей автоматизированными системами «Налог-3», «НДС-2», «контроля ККТ», а также программно-информационными комплексами «Однодневки», «Таможня», «Доход» и др. системами, поэтому выявлять недоимку налогов или незаконный уход от налогов стало значительно проще. Председатель Следственного комитета РФ А. Бастрыкин отметил, что в 2022 г. «сумма возмещенного ущерба по уголовным делам о налоговых преступлениях составила 50,2 млрд. рублей, при этом сумма установленного ущерба — 81,6 млрд. рублей» [5].

Основной функцией налогов является фискальная, связанная с обеспечением финансовой основы деятельности государственной власти, однако при установлении налогов законодатель может как стимулировать, так и дестимулировать деятельность отдельных отраслей экономики, оборота отдельных видов товаров, работ или услуг. Так, Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»10 установлен акциз — косвенный налог, включаемый в цену товара, который «по своему экономико-правовому содержанию (сущности) призван, влияя на цену товара определенной категории, уменьшать доходность производства и реализации этого товара и тем самым становиться барьером для поступления его на рынок, а значит, и для его потребления»11.

Контрольные (надзорные) мероприятия должностных лиц государственных и муниципальных органов за предпринимательской деятельность имеют целью обеспечить стабильность гражданского оборота, защитить права и свободы других лиц, выявить и пресечь нарушение обязательных требований, обеспечить, применяя меры государственного принуждения, должное поведение предпринимателя. Организация и проведение государственного и муниципального контроля осуществляется на основании Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

10 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ред. от 28 апреля 2023 г.) // Российская газета. — 1999. — 19 января.

11 Определение Конституционного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 346-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о соответствии Конституции РФ отдельных положений п.п. 11 и 12 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ч. 2 Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» // ИПП «Гарант.ру» Официальный сайт. URL: https://base.garant.ru/6168414/ ?ysclid=lkymjgb6r5865953977 (дата обращения: 25 июля 2023 г.)

в РФ»12. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»13 применяется до 31 декабря 2024 г. в отношении контроля за отдельными видами предпринимательской деятельности, перечисленных в ст.ст. 26.3, 26.4. Интересным представляется название нового Закона № 294-ФЗ, несмотря на то, что в нем содержится глава, направленная на защиту и гаран-тированность прав контролируемых лиц, принципы проведения контроля соответствуют конституционным требованиям, законодатель изменив название, изменил тем самым и вектор отношение государства к предпринимателям. Государство усилило контроль за злоупотреблениями и преступлениями, совершаемыми предпринимателями. Наиболее одиозными является уголовные дела, возбужденные против блогеров за уклонение от уплаты налогов (ст. 198 УК РФ), легализацию денежных средств (ст. 174 УК РФ). Только Е. Блиновская за 2022 г. не выплатила налогов на сумму более 900 млн. рублей и легализовала по предварительным данным — 43 млн. рублей.

Однако управление экономики не может сводится только к ограничениям прав и контролю за деятельностью. Для развития экономики государство обязано осуществлять позитивное воздействие — поддерживать и стимулировать

12 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (в ред. от 24 июля 2023 г.) // Российская газета. — 2020. — 5 августа.

13 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 24 июля 2023 г.) // Российская газета. — 2008. — 30 декабря.

предпринимателей, занимающихся государственно и (или) социально значимыми бизнес-проектами. Такая поддержка особенно необходима в кризисных ситуациях, когда на предпринимателя оказывает воздействие совокупность внешних негативных факторов. В настоящее время к числу таких факторов в первую очередь необходимо отнести санкцион-ное давление европейских стран на экономику РФ — 23 июня 2023 г. Европейская комиссия одобрила 11 пакет санкций, который включает торговые, транспортные и энергетические ограничения.

Государство в рамках мер по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления оказывает поддержку бизнесу по многим направлениям: - Постановлениями Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 37514, от 17 марта 2022 г. № 39315 и др. были предусмотрены кредитные программы поддержки системообразующих организаций. В рамках этих программ организации получают займы по льготной ставке на поддержание текущей деятельности.

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 375 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности» (в ред. от 10 июня 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 12. — Ст. 1859.

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2022 г. № 393 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли» (в ред. от 6 марта 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 12. — Ст. 1876.

- Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 41316 предусмотрено предоставление грантов на создание или развитие собственного бизнеса, которые могут получить индивидуальные предприниматели или юридические лица, учредителями которых являются лица в возрасте 14-25 лет включительно. Объем грантовой поддержки составляет от 100 до 500 тыс. рублей, а в Арктической зоне максимальный размер гранта может составлять — 1 млн. рублей.

- Указом Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 8317, Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 44818, Письмом ФНС России от 24 марта 2022 № СД-4-2/3586@19 введен мораторий на проведение плановых проверок и уплаты налога на прибыль ИТ-компаниями.

- Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ20 вводится нулевая ставка НДС для инвесторов, которые строят, предоставляют в аренду и управление туристические объекты (в рамках на-

16 Постановление Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 413 «О внесении изменений в приложение № 35 к государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 13. — Ст. 2075.

17 Указ Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ» // Российская газета. — 2022. — 3 марта.

18 Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (в ред. от 4 февраля 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 13. — Ст. 2108.

19 Письмо ФНС России от 24 марта 2022 г. № СД-4-2/3586@ «О назначении ВНП в отношении аккредитованных 1Т-организаций» // Официальные документы. — 2022. — № 13.

20 Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в ч.ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ч. вторую Налогового кодекса РФ» (в ред. от 19 декабря 2022 г.) // Российская газета. — 2022. — 29 марта.

14

15

ционального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»). Данная налоговая льгота будет действовать пять лет с момента ввода указанных объектов в эксплуатацию, в том числе после реконструкции.

Правительством РФ были введены и иные меры поддержки бизнеса, в том числе связанные с проведением плановых контрольных мероприятий.

Заключение

Конституция РФ характеризует российскую экономику как рыночную, социально ориентированную, сочетающую свободу предпринимателя с ответственностью перед государством и обществом. Поэтому регулирование экономических отношений не исчерпывается гражданско-правовым инструментарием. Публично-властные методы воздействия применяются для эффективного управления, предусматривая при необходимости ограничения прав и свобод предпринимателей, контроль (надзор) за их деятельностью, а также финансовое воздействие как сти-

мулирующей, так и дестимулирующей направленности. Публичное вмешательство обуславливается необходимостью поддержания баланса частных и публично-значимых интересов, при этом подобное вмешательство должно быть объективно необходимыми, то есть обеспечивать достижение результата, ради которого оно применяется, а вводимые ограничения — соразмерными и адекватными.

В настоящее время экономика Российской Федерации, находясь под санкцион-ным давлением западных стран, требует более системного государственного воздействия и эффективного правового регулирования:

- разумно сочетающего отраслевое законодательство;

- учитывающего сбалансированность публичных и частных интересов;

- формирующего правосознание предпринимателя, соблюдающего в своей деятельности нормативные предписания и общественные интересы.

Список литературы

1. Багишев О. А. Формы и методы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности // Юридическая наука. — 2023. — № 4. — С. 274-276.

2. Бондарь Н. С. Экономический конституционализм России: очерки теории и практики. — Москва: Норма, — 2017. — 374 с.

3. Ермолаева О. Н. Административно-правовые основы предпринимательской деятельности // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. — 2011. — № 5. — С. 82-92.

References

1. Bagishev O. A. Formy i metody administrativno-pravovogo regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Forms and methods of administrative and legal regulation of entrepreneurial activity] // Yuridicheskaya nauka — Legal science. 2023, No. 4, P. 274-276. (In Russian).

2. Bondar'N. S. Ekonomicheskij konstitucionalizm Rossii: ocherki teorii i praktiki. [Economic constitutionalism of Russia: essays on theory and practice]. — Moskva: Norma, 2017, 374 p. (In Russian).

3. Ermolaeva O. N. Administrativno-pravovye osnovy predprinimatel'skoj deyatel'nosti. [Administrative and legal bases of entrepreneurial activity] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo — Bulletin of the Moscow University. Series 11: Law. 2011, No. 5, P. 82-92. (In Russian).

4. Ермолова О. Н. К вопросу о системе принципов правового регулирования предпринимательской деятельности // Пермский юридический альманах. — 2022. — № 5. — С. 259-273.

5. Интервью Председателя Следственного комитета России информационному агентству ТАСС от 15 мая 2023 г. // Следственный комитет РФ. Официальный сайт. URL: https://sledcom.ru/ press/interview/item/1792125/ (дата обращения: 25 июля 2023 г.)

6. Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2020. — № 1. — С. 4-26.

4. Ermolova O. N. K voprosu o sisteme principov pravovogo regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti [On the issue of the system of principles of legal regulation of entrepreneurial activity] // Permskij yuridicheskij armanax - Perm Legal Almanac. 2022, No. 5, P. 259-273. (In Russian).

5. Interv'yu Predsedatelya Sledstvennogo komiteta Rossii informacionnomu agentstvu TASS ot 15 maya 2023 g. [Interview of the Chairman of the Investigative Committee of Russia to the TASS news agency dated May 15, 2023] // Sledstvennyj komitet RF. Oficial'nyj sajt — Investigative Committee of the Russian Federation. Official website. URL: https://sledcom.ru/press/interview/item /1792125/ (accessed: July 25, 2023) (In Russian).

6. Tixomirov Yu. A., Talapina E. V. Pravo kak faktor ekonomicheskogo razvitiya [Law as a factor of economic development] // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Right. Journal of the Higher School of Economics. 2020, No. 1, P. 4-26. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Нардина Оксана Владимировна, к.ю.н., доцент Кафедры международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ (Москва, Российская Федерация)

OVNardina@fa.ru

ABOUT THE AUTHOR

Oksana V. Nardina, Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation)

OVNardina@fa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 19.11.23; принята к публикации 03.03.24 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 19.11.23; accepted for publication 03.03.24 The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.