Научная статья на тему 'КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИИ'

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственный и рыночный механизмы регулирования / гарантии прав хозяйствующих субъектов / реестр контрактов / state and market regulation mechanisms / and guarantee the rights of economic entities / the register of contracts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гоц Евгения Валентиновна

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. В решении данного вопроса важно указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования – основополагающая задача такого регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гоц Евгения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE NEEDS IN THE RUSSIA

The need for state regulation of entrepreneurial activities in different ways grounded in the economic and legal literature. In addressing this question it is important to point out the need to protect public and private interests. The combination of public and private interests to achieve the objectives of government regulation – the basic objective of such regulation.

Текст научной работы на тему «КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ

РОССИЙСКОГО ЗАКОНОаАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-2-64-67 NIION: 2021-0079-2/22-019 MOSURED: 77/27-025-2022-02-019

УДК - 347 ББК - 67.404

ГОЦ Евгения Валентиновна,

старший преподаватель кафедры «Транспортное право» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), e-mail: Evgeniya.goc@mail.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИИ

Аннотация. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. В решении данного вопроса важно указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования.

Ключевые слова: государственный и рыночный механизмы регулирования, гарантии прав хозяйствующих субъектов, реестр контрактов.

GOTS Evgeniya Valentinovna,

the senior teacher of chair «Transport law» at Moscow state University of railway engineering (MIIT)

THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES FOR STATE NEEDS IN THE RUSSIA

Annotation. The need for state regulation of entrepreneurial activities in different ways grounded in the economic and legal literature. In addressing this question it is important to point out the need to protect public and private interests. The combination of public and private interests to achieve the objectives of government regulation - the basic objective of such regulation.

Key words: state and market regulation mechanisms, and guarantee the rights of economic entities, the register of contracts.

в:

»соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (в том числе региональ-

)от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от ными целевыми программами, иными докумен-

21.07.2014) «О контрактной системе в сфере тами стратегического и программно-целевого

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения планирования субъектов Российской Федера-

государственных и муниципальных нужд» заказ- ции), муниципальными программами; чики осуществляют закупки для обеспечения 2) исполнения международных обязательств

федеральных нужд, нужд субъектов Российской Российской Федерации, реализации межгосудар-

Федерации и муниципальных нужд, а именно для: ственных целевых программ, участником кото-

1) достижения целей и реализации меро- рых является Российская Федерация, за исклю-

приятий, предусмотренных государственными чением исполняемых в соответствии с п. 1 ст. 13

программами Российской Федерации (в том Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ

числе федеральными целевыми программами, (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в

иными документами стратегического и программ- сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе-

но-целевого планирования Российской Федера- чения государственных и муниципальных нужд»

ции), государственными программами субъектов государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых функций и полномочий.

Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию деятельности. Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних [1, с. 33-37].

В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль над ней, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности, планирование [7, с. 509, 510]. Одна из основных причин такой ситуации видится в том, что государственное регулирование экономики строится не на хозяйственно-правовой основе, а по принципам административного права, которое хотя и нужно для борьбы с административными правонарушениями, но ни в коей мере не отражает специфику государственного регулирования хозяйственной деятельности [2, с. 20, 21].

В целом государственное воздействие на экономику можно определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля над соблюдением законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований [9, с. 102, 103].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности всегда осуществляется в определенных формах. Под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в

рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность [8]. Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативные правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования, касающиеся конкретного субъекта) [1].

Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование [9, с. 109] и программирование социально-экономического развития. Разумеется, налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких, как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ [4], например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются, в первую очередь, нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8), о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Вместе с тем следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования экономики, пока не нашли в законодательстве своего полного и последовательного развития. И, по мнению некоторых ученых [8], назрела необходи-

мость издания предпринимательского (хозяйственного) кодекса, который, в частности, и должен установить публично-правовые правила хозяйствования, определить пределы вмешательства государства в экономику, закрепить гарантии прав хозяйствующих субъектов. Только в рамках такого нормативного правового акта может быть четко регламентировано государственное регулирование экономики. Любая неопределенность и размытость в этой сфере будет с неизбежностью порождать бюрократический произвол и коррупцию [5].

Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это - общая тенденция, характерная для большинства современных стран с развитой экономикой. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. В решении данного вопроса важно указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования [1, с. 9-30, 32, 33].

Согласно ст. 103 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ведет реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках заку-

пок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов [6, с. 157]. Главной задачей государственного регулирования является обеспечение реализации и защита публичных интересов, а также соблюдение закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Что касается частного интереса, то считается, что он защищается в той мере, в какой сочетается с публичным. С другой стороны, именно соблюдение фундаментальных положений Конституции является основной гарантией соблюдения прав частных лиц [3, с. 190].

Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам-правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией [8, с. 348, 349].

Государственный контроль над соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности - это, по сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Подробнее о государственном контроле будет сказано ниже. Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики; «сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей» [2, с. 22]. Государственная контрольная функция может рассматриваться как обеспечивающая реализацию всех иных конституционных функций и задач, возложенных на государство [6, с. 157].

Список литературы:

[1] Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. M.: Юристъ, 2005.

[2] Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. M.: M3 Пресс, 2002.

[3] Mартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. M.: БЕК, 1994.

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998; ред. от 09.03.2010) // СЗ РФ. № 31. 1998. Ст. 3824.

[5] Нечаев Л. Ни экономических кризисов, ни рекордов не обещает нам 2005 год // РГ. 2004. 11

дек.

[6] Павлов О.В. Конституционно-правовой статус контрольно-надзорных органов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Рос. гос. торг.-экон. ун-т. M., 2007.

[7] Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О. M. Олейник. M.: Юристь, 2003.

[8] Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В.Лаптева, С.С. Занковского. M.: Волтерс Клувер, 2006.

[9] Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. И.В.Ершовой, Г.Д. Отнюковой. M.: Проспект, 2006.

Spisok literatury:

[1] Gubin E.P. Gosudarstvennoe regulirovanie ry'nochnoj e'konomiki i predprinimatel'stva: pravovy'e problemy'. M.: Yurist", 2005.

[2] Laptev V.V. Sovremenny'e problemy' predprinimatel'skogo (xozyajstvennogo) prava //Predprinima-tel'skoe pravo v XXI veke: preemstvennost' i razvitie. M.: MZ Press, 2002.

[3] Martem'yanov V.S. Xozyajstvennoe pravo. T. 1. M.: BEK, 1994.

[4] Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (prinyat GD FS RF 16.07.1998; red. ot 09.03.2010) // SZ RF. № 31. 1998. St. 3824.

[5] Nechaev L. Ni e'konomicheskix krizisov, ni rekordov ne obeshhaet nam 2005 god // RG. 2004. 11

dek.

[6] Pavlov O.V. Konstitucionno-pravovoj status kontrol'no-nadzorny'x organov Rossijskoj Federacii: Dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. Ros. gos. torg.-e'kon. un-t. M., 2007.

[7] Predprinimatel'skoe (xozyajstvennoe) pravo: Uchebnik. V 21. T. 1 / Otv. red. O. M. Olejnik. M.: Yurist',

2003.

[8] Predprinimatel'skoe (xozyajstvennoe) pravo: Uchebnik / Pod red. V.V.Lapteva, S.S. Zankovskogo. M.: Volters Kluver, 2006.

[9] Rossijskoe predprinimatel'skoe pravo: Uchebnik/Pod red. I.V.Ershovoj, G.D. Otnyukovoj. M.: Prospekt, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.