Научная статья на тему 'Соотношение прогноза и плана в активно-адаптивном функционировании организаций и предприятий туристической индустрии'

Соотношение прогноза и плана в активно-адаптивном функционировании организаций и предприятий туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / ПЛАН / ПРОДУКЦИЯ ТУРИНДУСТРИИ / АКТИВНО-АДАПТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение прогноза и плана в активно-адаптивном функционировании организаций и предприятий туристической индустрии»

Соотношение прогноза и плана в активно-адаптивном функционировании

ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Г лущенко Виталий Васильевич

профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, доктор технических наук, профессор, Действительный член РАЕН е-mail: vitavas44@yandex.ru

Аннотация: Рассматриваются актуальные теоретические аспекты активно-адаптивного функционирования предприятий и организаций туриндустрии, в основе которого лежат: интеллектуализация, прогноз и план, как экономические категории. Раскрыта сущность их соотношений, а также место и роль в исследования предприятий и организаций как экономических систем. выделены основные методы прогнозирования при обосновании составления планов, определении текущего прогноза состояния ситуаций.

Ключевые слова: прогноз; план; продукция туриндустрии; активно-адаптивное

функционирование; экономическая категория; интеллектуализация предприятий; методы прогнозирования.

THE RATIO OF THE FORECAST AND PLAN IN AN ACTIVE - ADAPTIVE FUNCTIONING OF ORGANIZATIONS AND ENTERPRISES OF THE TOURISM INDUSTRY

Abstract: the paper Considers the current theoretical aspects of active adaptive functioning of the enterprises and organizations of the tourism industry, in the basis of which lie: intellectualization, forecast and plan, as economic category. Discloses the nature of their relations, as well as the place and role in the research of enterprises and organizations of the economic systems of two main methods of forecasting in the substantiation of the planning, the determination of the actual forecast the state of situations.

Key words: forecast; plan; products; tourism industry; active- adaptive functioning; economic category; intellectualization of enterprises; methods of forecasting.

Кризисные явления, начавшиеся в 2008 г., в мировой экономике, и в России том числе, показали, что крупные, средние и малые отечественные организации оказалась малоспособны в своем функционировании адекватно и осознанно реагировать, на постоянно изменяющиеся экономические условия внешней и внутренней среды. Это в полной мере относится и к такой важнейшей, после энергетики, сфере экономики России как туристическая индустрия, которая представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-

спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников [13].

Как известно, адаптация - это приспособление экономической системы и ее отдельных субъектов, работников, к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда, обмена, жизни [8]. Под активно-адаптивным функционированием будем понимать такой вид деятельности организации и/или предприятия туриндустрии, при которой последние, как экономические системы, способны адекватно и осознанно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, оперативно (активно) корректировать свои параметры, показатели и т.д. намеченные бизнес-планом и вести хозяйственно-финансовую деятельность с измененным характером ее траектории.

Здесь необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть, что это возможно в том случае, если в данном предприятии в управлении реализуются, прежде всего, такие принципы системного подхода как: целеобусловленности,

относительности, управляемости, связанности, моделируемости,

оперативности, симбиозности (единение в контуре управления естественного и искусственного интеллектов). Сама система (предприятие) турбизнеса при этом имеет для реализации последних такие основные свойства:

интегративность, единство противоположностей компонентов, структура, системное время, функционирование, целесообразность, коммуникационность, внутренние противоречия, внешние противоречия, способность к управлению и самоуправлению.

Активно-адаптивное функционирование предприятий и организаций туриндустрии предполагает их интеллектуализацию, то есть повышение степени интеллектуальности самого производства услуг. Речь здесь идет о создании или придания интеллектуальных свойств оборудованию, сетям электрическим,

тепловым, водоснабжения, информационным системам и информационным технологиям в них используемым, повышение интеллектуальности персонала.

Это дело пока что на элементном уровне интеллектуализации наиболее успешно решается в организациях, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем. В них уже хорошо себя зарекомендовали автоматизированные фронт-, бэк-, и мидл-офисы, системы электронного оборота информации, облачные вычисления и т.д. Это дело постепенно продвигается и в малом, среднем и крупном турбизнесе, имеющих самую различную базу размещения и оказания иных рекреационных услуг. Стоит задача создания “умных” или интеллектуальных здравниц. Но при всем этом, для туристической индустрии России актуальна проблема соотношения цены и качества [1].

Активно-адаптивное функционирование предприятий и организаций турбизнеса, и управление ими в том числе, основывается на результатах прогнозирования ситуаций внешних и внутренних. Это позволяет заблаговременно быть готовым к "нежелательным" ситуациям, предвидеть характер положительных и отрицательных последствий, своевременно или оперативно отреагировать в своей организации и совместно с компаньонами по турбизнесу на процессы развития событий и контроля последних.

Прогнозы, вырабатываемые на основе экономической диагностики и анализа ее данных, является фундаментом составления планов. План - это описание, модель намечаемого будущего состояния экономической системы, в данном случае организации, предприятия турбизнеса. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути, способы достижения желаемых рубежей, необходимые для этого ресурсы [8]. В свое время, видный отечественный ученый И.В. Бестужев-Лада назвал прогноз окном в будущее [3], определил основные проблемы социального прогнозирования, которые во многом актуальны и для нашего времени.

Как прогноз, так и план являются экономическими категориями. И поэтому, на наш взгляд, актуальным является и для науки и для практики знать и учитывать наличие определенных соотношений между ними, видеть различия между директивными планами, подлежащими строгому исполнению, и индикативными планами, т.е. планами близкие к прогнозам, которые, конечно, также нужно исполнять, ибо план, основанный на прогнозе(научное предвидение), имеет научный характер.

Прогнозирование является неотъемлемой, имманентной функцией каждой из существующих наук и соответственно этому прогноз также имманентен в каждой науке и он, как уже отмечено выше, носит характер категории. Прогнозирование с общенаучной точки зрения - это специальное научное исследование установления прогноза перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и указанием более или менее определенных сроков изменения этих явлений. В каждой науке в определении прогнозирования, как научного исследования, содержатся наиболее важные аспекты этих наук, но при всем этом в основе лежит общенаучное определение, приведенное выше. Как развитие прогностического подхода рассматривают ряд конструктивных подходов: плановый, программный,

проектный, десизивный [6,11]. Они оказывают определенное воздействие на будущее, что выражается в планировании, программировании, проектировании, управлении теми или иными процессами, системами или явлениями.

Десизивный подход занимает особое положение, т.к. десизивы (решения) в управлении системами представляют собой конкретизацию планов, программ или проектов. Планирование и далее само управление предприятием есть определенная конкретизация научного предвидения, причем здесь имеет место наличие директивных решений проблем настоящего и будущего.

Между прогностическим и конструктивным подходами существовали и существуют определенные соотношения. С одной стороны можно считать, что прогностический подход предшествует конструктивному, а с другой точки

зрения наоборот, что прогностический подход следует за конструктивными подходами, охватывая более далекое будущее. Предпочтение, по всей видимости, очевидно, может быть отдано в разных случаях разным вариантам.

Речь идет о том, что прогнозируется не только сам итог, например, выполнения бизнес-плана, но и прогнозируется ход его реализации в процессах, в нашем случае, производства услуг на предприятиях туриндустрии, на самых различных его этапах, в самых различных его интервалах времени, т.е. прогноз можно составить на любую перспективу. Особенностью прогнозирования является то, что в ходе разработки прогнозов приходится исследовать несколько смежных явлений или процессов, брать широкий круг прогнозируемых явлений. Необходимо подчеркнуть, что чем шире диапазон или круг исследования, тем имеется возможность получить более высокий уровень надежности, точности, дальности прогноза.

В практической деятельности существует предвидение научное и ненаучное, а также и эмпирическое предсказание. Последнее занимает своего рода промежуточное положение между научным и ненаучным предвидением. Но кроме них есть предвидение обыденное, т.е. по народным приметам, а также существуют еще интуитивное предвидение, предвидение религиозное или мантическое в виде прорицаний, пророчеств, “откровений”, а также в форме различных гаданий. Все последние, конечно, не приемлемы в хозяйственноэкономической деятельности, а в научной тем более.

Из форм конкретизации предвидения необходимо отметить в их числе следующие: а) само прогнозирование как специальное научное исследование перспектив какого-либо явления или объекта предсказание по определенному времени; б) предчувствие, т.е. простое предвосхищение, свойственное живому организму; в) предугадывание, т.е. сложное предвосхищение - это вид интеллектуальной деятельности человека, его размышления о будущем на основе личного опыта.

К числу форм конкретизации предвидения также относятся:

1) квазипредвидение, означающее исследование явлений прошлого и настоящего, к которым подходят методологически так, как будто бы они относятся к будущему; 2) реконструктивное - означающее рассмотрение явлений прошлого по некоторым хорошо или плохо сохранившимся фрагментам и проведение на их основе мысленной реконструкции древних изданий, текстов и т.д.; 3) реверсивное - это логическое продолжение тенденции от настоящего к прошлому; 4) превентивное - это предположение о возможных действиях конкурента или противника, совершенных или совершаемых последним в данный отрезок времени, но о которых еще неизвестно субъекту предвидения; 5) имитационное - эта форма предвидения показывает или предполагает ясность неизвестного развития явления от более к менее отдаленному прошлому с целью выявления надежности того или иного метода предвидения.

Научное предвидение - это есть результат реализации научной теории, который получен в рамках этой теории, имеющий и прикладное значение. При этом, оно опирается прежде всего на фундамент системного научнотеоретического анализа. Такой подход позволяет обеспечить максимальную надежность предвидения и максимальную уверенность в его результативности. Говоря о прогнозе, как о научном предвидении, полагаем целесообразным отметить принципиальную его несовместимость и с такими формами взглядов в будущее, как пророчество, прорицание и утопизм. Решающее отличие прогноза от всех них заключается, прежде всего, в том, что прогноз опирается на знание реальных взаимосвязей и закономерностей, а прорицание и т.д. опирается на откровение, видение, фантастические взаимосвязи. Прогнозы могут быть проверены при помощи научно-теоретических суждений, практическим экспериментом.

Логический подход к понятию прогноз. Здесь, к понятию прогноза подходят и с точки зрения логических структур или с точки зрения рассматривающего его как некий руководящий инструмент в той или иной

деятельности. Эти две точки зрения имеют общность. Их суть состоит в том, что прогнозы - это продукты интеллектуальной деятельности человека. Как уже отмечалось, прогноз есть высказывание о ранее неизвестном положении вещей, которое получают в рамках научной теории как ее итог, или как заключение на основе вывода об известных или обоснованных предположениях. Но, поскольку говорится о прогнозе как научном предвидении, то здесь следует сказать, что прогнозы подсистем, их элементов, процессов и т.д., как правило, увязываются с прогнозом всей исследуемой системы, что соответствует требованиям системного подхода - любой объект или процесс рассматривается как система.

Существенное значение в прогнозировании имеет получение наиболее реального и точного понимания определяющих условий, с которых и начинаются прогнозируемые процессы и которые влияют на них. Научный прогноз стал одним из основных средств проверки, подтверждения и практического применения различных научных теорий и гипотез.

Именно прогнозирование позволяет на деле использовать единство необходимости и случайности, действительности и возможности. Последнее предполагает необходимость рассмотрения научного предвидения относительно полей возможности и вероятности, объем и структура которых тем или иным образом детерминированы или в прошедшем или в настоящем. Прогнозирование - это сложное научное исследование, включающее целый ряд процессов. Его сложность объясняется тем, что в нем объект (система) прогнозирования может быть простым или сложным, малой или большой системой.

Но, в любом случае, в прогнозировании исследователю приходится иметь дело с целым рядом законов, начиная с общенаучных и заканчивая частными законами. Известно, что все общенаучные законы действуют на всех, а частные на отдельных или нескольких этапах прогнозирования. В общенаучном понимании закон - это категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира.

Существующие связи между явлениями, выражаемые в законе, эволюционируют вместе с изменениями и усложнением форм движения материи. Не существует законов, которые бы не зависели от условий места и времени, так как форма проявления закона определяется конкретными условиями их действия.

В прогнозировании первоначально используется, порою даже неосознанно, эмпирические законы, т.е. те законы, которые выражают связи между, наблюдаемые и основанные на опытных данных о свойствах объекта или системы. В прогнозировании, как научном исследовании, используются, как само собой разумеющееся, и теоретические законы. Научность прогноза должна быть характерной и основополагающей чертой в любой деятельности. Теоретические законы как раз и обеспечивают раскрытие глубоких внутренних связей процессов и сам механизм их протекания. При этом использование теоретических законов, их выводы, как правило, подтверждаются с помощью эмпирических законов, но последние опять же вновь понимаются и объясняются на основе теоретических законов.

Прогнозирование, будучи формой научного познания, сопровождается переходом в ходе его осуществления от качественных законов к количественным законам, т.е. к формированию количественных отношений между величинами, встречающимися в прогнозе, на точном математическом языке. Это означает также возможность применения логико-математических методов для получения следствий и выводов.

Исходя из целей последних, и с точки зрения точности прогноза различают статистические и динамические закономерности. С применением первых, т.е. статистических законов, положительно удается рассматривать проблемы связанные с взаимодействием множества случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает некую тенденцию. Прогнозы или предсказания по таким законам носят вероятностный характер. Прогнозирование с использованием динамических законов характеризуется абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, это

позволяет сделать упор на главном и определяющем, что предопределяет достоверность и реальность прогноза.

Функция прогноза и его задача - это дать новые сведения о неизвестном еще положении вещей [4,6] . Прогноз является инструментом познания в двух отношениях: во-первых, он представляет собой новое знание и, во-вторых, он подтверждает уже имеющиеся знания. Наряду с выполнением функции познания прогноз выступает еще и как инструмент практического изменения состояния объекта, системы. Прогноз, будучи научным предвидением, является высказыванием, но он не является выводом, ибо это, прежде всего, заключение на основе вывода. Сам же вывод может состоять из целой цепи элементарных выводов (подвыводов) или их множества. Поэтому, прогноз и понимается как высказывание и/или заключение на основе математико-логических выводов, но не как сами выводы. Здесь может возникнуть вопрос о том, не следует ли при прогнозировании ограничиваться определенными видами выводов. В этом случае, полагаем, надо иметь в виду, что кроме дедуктивных выводов есть целый ряд других видов выводов, которые в методологии наук, в логике научного познания и исследования играют не менее важную роль, чем дедуктивные выводы. К таковым относятся индуктивные выводы, выводы по аналогии, вероятностные выводы. Заключения на основе таких выводов, поскольку они являются высказываниями о неизвестных еще положениях вещей, также представляют собой прогнозы.

В прогнозировании в той или иной степени, в том или ином объеме осуществляется обобщение фактов, которое есть также своего рода высказывание. Однако, оно существенно отличается от высказывания о законе, ибо последнее есть общее высказывание о необходимом и существенном свойстве элементов потенциально бесконечного класса объектов, которые удовлетворяют определенным условиям. В общенаучном понимании, как известно, обобщение - это переход: 1) от отдельных фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одного понятия,

суждения, т.е. одной мысли к другому более общему понятию, т.е. другой более общей мысли (логическое обобщение). Простое обобщение фактов относится к одному определенному классу реально существующих систем, которые удовлетворяют определенным условиям. Обобщение фактов относится к конечному классу объектов, а высказывание о законе касается потенциально бесконечного класса (действительных и возможных, реальных и потенциальных) объектов. Обобщение фактов может быть представлено как конъюнкция конечного числа высказываний об одиночных фактах, а высказывание о законе так не может быть выражено.

Прогноз разрабатывается с целью определения возможного, достижимого. Следовательно, в процессе прогнозирования приходится сталкиваться с обстоятельствами. Знание и понимание сути уже действующих на объект обстоятельств и предположительно оказывающих воздействие на него в будущем является необходимым, хотя выяснение самих обстоятельств может быть поставлено целью прогноза. Совокупность обстоятельств можно подразделить, как это представлено на Рис. 1., где центром являются обстоятельства желательные.

Рис.1

Ситуация может в определенной системе относиться к возможным, но не необходимым, в другой системе, например, в другое время или в другом месте, может оказаться абсолютно необходимой. Необходимые будущие положения характеризуются тем, что они находятся в сфере закономерного развития. Поэтому надо иметь в виду то, что их осуществление необходимо, ибо иначе возникает противоречие с объективными законами развития.

Случайные будущие обстоятельства возможны, но необходимы. Следовательно, их можно использовать, но необходимости в этом нет. Если процесс прогнозирования составлен, верно, то это исключит ошибку отнесения случайные обстоятельств к необходимым.

Невозможные будущие обстоятельства являются недостижимыми, независимо от того, относятся они к желательным или нет. Будущие обстоятельства, являются ли они необходимыми или случайными, желательными или нет, так или иначе являются составной частью процесса прогнозирования, который позволит выделить: 1. Среди будущих обстоятельств - необходимые; 2. Среди будущих случайных, но нежелательных обстоятельств такие, которых необходимо избегать и это лежит в цели деятельности; 3. Среди будущих желательных обстоятельств - случайные обстоятельства и требуется включить их в цели деятельности.

Безусловно, вопрос об установлении того, какие будущие обстоятельства являются желательными, в ряде случаев не является простым. Обстоятельства, которые соответствуют как объективным, так и субъективным интересам, могут рассматриваться как желательные. Обстоятельства могут возводиться в ранг цели. И с этого момента идет их уже классификация не как обстоятельств, а как целей плана или программы.

Процесс прогнозирования не является однозначным процессом. Он предусматривает в ходе своего использования различных категорий и понятий. В их числе находятся аксиома. Под аксиомой понимается исходное

утверждение или предложение научной теории, являющееся самоочевидным принципом, не требующим доказательств. Опираясь на аксиому, в той или иной теории осуществляется вывод или доказательство всех остальных истинных предложений данной теории, но по принятым в ней правилам вывода. По Аристотелю аксиома то, “на основании чего ведется доказательство”, причем, по его мнению, аксиомы “обладают наивысшей степенью общности и суть начала всего”. Евклид в своих “началах” выделял группы не доказываемых исходных предложений: определения (дефиниции), постулаты, общие или аксиомы. В прогнозировании используются все три данных понятия.

Иными словами при прогнозировании от аксиом требуется выполнение основного условия: быть исходными положениями для вывода с помощью принятых логических правил всех остальных предложений или теорем данной проблематики или теории в целом. Другой вопрос, что истинность аксиом решается при нахождении интерпретаций данной системы. Реализация некоторой формализованной аксиоматической системы в той или иной предметной области свидетельствует об истинности принятых в ней аксиом.

Применение в прогнозировании аксиоматического метода, как способа дедуктивного построения теорий, при котором в основании теории кладутся некоторые недоказуемые в этой теории исходные предположения, т.е. аксиомы, а все остальные предложения этой теории выводятся из аксиом по принятым логическим правилам или законам, и способствуют решению вопроса истинности данной аксиомы. Истинность всех утверждений при прогнозировании обосновывается в результате строгого соблюдения дедуктивной техники вывода (доказательства) и нахождения или построения интерпретации (моделей) формализованных аксиоматических систем. Но заметим, что при самом же построении аксиоматики исходят из того, что принятые аксиомы - истинные. В отдельных случаях аксиомы становятся гипотезами. Это происходит при применении аксиоматического метода к эмпирическому - естественно-научному и общественно-научному знанию.

Именно такое знание, по определению и нуждается в эмпирическом подтверждении, но в ходе развития или изучения теории может быть доказана и их ложность.

Взаимосвязь планов и прогнозов. На каждом этапе развития общества и ее экономики прогнозирование приобретает некоторые новые черты. Прогнозирование должно быть значительно полнее развито и глубже обосновано, чем это было на предыдущем этапе. Все более возрастает специфическое значение прогноза в системе управления. Здесь, речь идет о том, что стратегические целевые решения должны быть все более прогностически обоснованы. Отношения между прогнозом и планом становятся все более сложными. Это обуславливается тем, что прогнозирование и составление бизнес-планов становится все более взаимосвязанными и, в то же время все более независимыми, т.к. возрастает самостоятельность акционерных обществ и, в то же время их зависимость от других акционерных обществ, находящихся на рынке. Кроме этого, возрастают требования к научности не только используемых методов, но и теоретических основ, которые лежат в основе этих методов. Здесь, на первый план все более выдвигается проблема систематического применения и использования достижений кибернетики и математики, которые реально воплощаются в информационных технологиях, используемых экономическими субъектами.

Общим у прогноза и плана является то, что они есть продукт мышления, результат интеллектуальной деятельности и являются мысленной моделью будущих процессов. Как прогноз, так и план, в конечном счете, служит одним и тем же целям для достижения наиболее высоких показателей в своей деятельности, а именно прибыли. Если прогноз является способом познания, то бизнес-план акционерного общества или фирмы есть краткое изложение целей и путей достижения организуемого фирмой производства, оказания услуг. Само по себе планирование можно представить по краткой схеме следующим образом

(Рис. 2), где существует сам план: цели, задачи, средства, решения; далее с ним неразрывно идут принятие решений или действия

Рис.2. Составление и реализация плана

по осуществлению плана, затем сравнение результатов этих действий с намеченным планом, т.е. оценка; потом проверка действительности плана или контроль и опять замыкается все к содержанию самого плана.

План предусматривает перспективу развития тех или иных процессов, но не в качестве объектов исследования, а в виде предрешенных целей, положений, норм, директив. При этом во главе угла идет постановка целей и определение путей их достижения. План опирается на прогноз, ибо последний дает альтернативы тех, или иных решений, которые в планах уже принимаются.

Здесь, отметим, что план действий это фиксация системы целей и средств, предусматривающей направленное изменение объекта при данных или предполагаемых обстоятельствах. Поскольку цели формируют систему, то скажем, что под целью понимаем - мысленное состояние, которое необходимо достигнуть. В это понятие цели включаем и понятие ситуации, которая должна быть изменена по достижению цели.

Субъектом плана в общих случаях является человек, в информационных системах это и кибернетические устройства. Объект плана действий - любая сфера действительности, на которую распространяется активность или поле деятельности субъекта. В самих целях плана необходимо различать промежуточные цели и конечные цели. И промежуточные и конечные цели в свою очередь делятся на главные и второстепенные цели. Но, любая каждая отдельная цель это есть частная цель общей системы целей плана. Конечные цели соответствующего плана могут в свою очередь образовывать ближайшие цели по отношению к конечным целям, вытекающим из более масштабного плана. Если планы совпадают, то они находятся в отношении тождества.

Каждый план предусматривает средства для достижения цели и поэтому при определении понятия план надо иметь ввиду это отличие его от прогноза, в данном случае относительно плана следует различать:

а) предусмотрены ли средства до начала осуществления плана, или они обнаруживаются в процессе осуществления плана;

б) являются ли эти средства универсальными или специфическими, т.е. пригодными только для определенных частных целей;

в) будут ли средства в процессе реализации плана меняться только количественно или и качественно;

г) являются ли они для плана обязательными или только рекомендуемыми; д) можно ли ими пользоваться в процессе реализации плана непосредственно;

е) являются ли запланированные средства адекватными ситуации, предусмотренной планом, или нет.

Планы, как мы полагаем, не могут быть истинными или ложными, а могут быть адекватными или неадекватными. Адекватными, т.е. реализуемыми планы бывают тогда, когда постановка цели логически вытекает из директивы и теоретической базы, в т.ч. и прогноза, причем последние не должны противоречить друг другу. Прогноз нельзя также смешивать и с другой формой отношения к будущему, каковой является программа. Программа представляет собой более широкое понятие, чем план. Программа включает в себя разработку и реализацию тех или иных целевых установок, планов действий и мероприятий, которые тем или иным образом связаны с прогнозированием.

План и прогноз, как видим, имеют определенное соотношение, которое определяется как существенными общими чертами, так и характерными различиями. План - это, прежде всего, система целевых показателей развития объекта (системы), его функционирования. Причем, план содержит указание, какие иметь этапы, способы достижения тех или иных целей и способов их использования. Но, план еще понимается и как результат решения задачи планирования. Этот результат может содержать как целевые показатели, так и характеристику применяемых технологических способов. Прогнозы, используемые в планировании предполагают проведение экспериментов и прежде всего имитационных.

Общей существенной чертой прогноза и плана является то, что они выполняют общую созидательно-творческую и социальную функции. Речь идет о том, что прогнозы и планы разрабатываются относительно развития ситуации в настоящий период времени, в ближайшее или отдаленное будущее с тем, чтобы удовлетворить те или иные запросы, потребности и т.д. Но, при этом прогноз и план имеют различные аспекты в данных функциях, хотя и обеспечивают: 1) рационализацию практики выполнения работ при

функционировании в заданных условиях; 2) стимулируют развитие потенциала предприятия; 3) способствуют интеграции усилий участников того или иного процесса.

Как уже подчеркивалось, что план - это система целевых показателей развития или функционирования объекта, системы, а прогноз - это научнообоснованное суждение о возможных объектах в будущем. Возникает вопрос -при помощи или посредствам чего осуществляется взаимосвязь прогноза и плана, прогноза и принятия решений. Речь, по всей видимости, должна идти в первую очередь об анализе.

Под анализом понимается такой метод исследования, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый, как система расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Для дальнейшего исследования необходимо осуществить синтез изученных элементов системы и осуществить это можно различными методами и, прежде всего, математикоэкономическими. Последние предусматривают формализацию и количественное обоснование выводов на основе анализа, а затем прогноза на базе выводов.

Вышесказанное позволяет подернуть, что анализ - есть важнейшая опорная база прогнозирования, его неотъемлемая часть. Прогнозированию могут подвергаться любые объекты (системы), процессы, явления, но математическому следующие: а) материальный объект; б) информационный объект; в) ситуация; г) решение; д) процесс. Проведение анализа при прогнозировании имеет своей целью: в случаях а), б) может быть выявление структуры и закономерностей функционирования системы в нынешнее время и в будущем; в случае в) выяснение степени устойчивости ситуации, возможных путей ее изменения; в случае г) выявление множества альтернативных решений (альтернатив) и предвидение их возможных исходов; д) определение траектории процесса и исследования ее устойчивости и проведения при тех или иных факторов.

В заключении статьи, полагаем целесообразным еще раз подчеркнуть [6,8,11], что прогноз -это:

1) вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем;

2) научно обоснованное суждение, предвидение о возможных состояниях системы в будущем, а также в прошлом (ретропрогноз) и настоящем, суждения об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний;

3 ) вычисленная величина параметра показателя для времени Т > То..

Прогнозов виды, в основном различают:

а) оперативные, краткосрочные, перспективные: среднесрочные и долгосрочные (дальнесрочные);

б) по способам представления результатов - точечные и интервальные;

в) по методам разработки - пассивные, основанные на изучении экономических процессов, обладающих большой инерционностью, и целевые (активные или условные), опирающиеся на систему моделей экономической динамики. Имеются различные классификации прогнозов [4].

Прогноза параметр - это величина показателя прогноза в числовом или ином выражении, характеризующий техническую систему, ее элемент или ее модель в определенный момент времени.

Методы прогнозирования, подразделяются на более чем на сто методов, но среди них есть базовые методы. В их числе выделяют [4, 6] методы по степени формализации: а) интуитивные; б) формализованные.

Методы интуитивные:

1) индивидуальные экспертные оценки: метод “интервью”, аналитические докладные записки, написание сценария;

2) коллективные экспертные оценки: анкетирование, метод комиссий, метод “мозговых атак”.

Методы формализованные:

1) системно-структурные: функционально-иерархическое моделирование,

морфологический анализ, матричный анализ, сетевое моделирование,

структурная аналогия;

2) ассоциативные: имитационное моделирование, историко-

логический анализ;

3) информационные: анализ потоков публикаций, анализ значимости

изобретений и открытий, анализ патентной информации;

4) статистико-математические: экстраполяция тенденций, метод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

огибающих кривых, статистическое моделирование, корреляционное и регрессивное моделирование, числовая аналогия, математическое программирование. Статистические модели наиболее просты, легко автоматизируются, их прогноз объективен, хорошо сочетаются с другими методами особенно с экспертными.

В прогнозировании используются [4,6,10] два принципиально различных подхода:

а) начиная от сегодняшнего дня, постепенно проникая от имеющегося базиса информации в будущее, т.е. вести поисковое (генетическое) прогнозирование;

б) определение будущих целей и ориентиров, а от них уже постепенное движение к настоящему, т.е. вести нормативно-целевое прогнозирование.

Все более развивается прогнозирование экспертное прогнозирование [10] с использованием имитационных моделей (программ, имитирующих функционирование или свойств системы) с помощью автоматизированных систем. Оно осуществляется при неполной диагностике системы или невозможности проведения таковой по различным причинам, а также при анализе очень сложных больших систем. Это особенно важно в деле реализации современной концепция маркетинга санаторно-курортных услуг [2].

Все вышеизложенное позволяет, используя также соображения в [4,6, 11], представить определенные соотношения прогноза и плана в Таблице I.

СООТНОШЕНИЕ ПРОГНОЗА И ПЛАНА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

И ОРГАНИЗАЦИЙ

Прогноз План

1 2 3

1. Прогноз - есть высказывание, которое может быть истинным или ложным План - система указаний, которые не могут быть ни ложными, ни истинными, т.к. они являются только нереальными. Иначе говоря, адекватность планов понимается в смысле их пригодности, а не в смысле истинности

2. Прогноз - это продукт познания, его цель и задача быть посредствующим звеном между знанием и реальностью (в т.ч. и будущей) План - мысленное обоснование наметки действий для достижения поставленной цели. Планы имеют задачи - изменить нынешнюю реальность, чтобы реализовать цель, которая характеризуется одним словом успех

3. Прогноз не директивен, он носит рекомендательный характер План во многих отношениях имеет директивный, т.е. обязательный характер

4. Прогноз - это конец возможных или необходимых целей и мероприятий, средств. План - фиксация целей и мероприятий.

5. Прогнозы носят характер подготовительных мероприятий для принятия решений Планы имеют характер принятия решений и могут содержать характер указания на реализацию решений

6. Прогноз возможен и в тех случаях, когда не составляется план. План имеет неотъемлемую предпосылку прогноза

7. Прогноз ценен и результативен только при его использовании в планировании и управлении План - это не прогноз, получивший одобрение, а затем и характер директивности, т.к. он всегда детальнее прогноза

Прогнозы отражаются в дереве решений, как ветви, которые отражают различные события, явления, которые могут быть.

Узлы (вершины) же в дереве решений - это состояния, в которых возникает необходимость выбора.

Узлы могут быть различны: 1) в одних выбор из набора альтернатив;

2) в других выбор делает “природа”.

План отражается в дереве целей, где вся схема (граф) показывает членение общих (генеральных) целей бизнес-плана на планы, потом их на подцели следующего уровня и т.д.

Здесь дерево - это связный граф, который выражает соподчинение и взаимосвязи, т.е. целей и подцелей.

Полнота информации, содержащаяся в дереве целей, влияет на оценку планов и программ, качество прогноза и разработки всей системы деятельности в рамках бизнес-плана.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Романова Г.М. Для туристической индустрии России актуальна проблема

соотношения цены и качества / neprussia. ru> news/maximum/353: 02.08.2011

2. Ветитнев A. М. Современная концепция маркетинга санаторно-курортных услуг /

Менеджер здравоохранения", 2005, N 3

3. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее: современные проблемы социального прогнозирования. - М., 1970.

4. Лисичкин ВА. Теория и практика прогностики. - М., 1972.

5. Варжапетян A.r., Глущенко В.В., Глущенко П.В. Системность процессов создания и диагностики технических структур. - СПб.: Политехника, 2004.

6. Глущенко В.В. Прогнозирование. 5-е изд. - М.: Вузовская книга, 2006.

7. Эфендиев БА. Разработка и функционирование адаптивных систем управления организацией // Российское предпринимательство. 2008. № 11 Вып. 1 (122). с. 21-25. http://www.creativeconomy.ru/articles/5095/

8. Современный экономический словарь/ Райзберг БА., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б./, 3-е изд., пераб. и доп. - М.: HH®A, 2002.

9. Экология, здоровье, курорты. СЛ0ВAРЬ-СПРAВ0ЧНИК. /В.И. Криворучко и др. - М.: Медицина, 1997.

10. . Гаскаров В. Д. и др. Системы прогнозирования на экспертной основе. - СПб.: Энергоатомиздат, Санкт-Петербургское отделение, 2002

11. Бауэр А. и др. Философия и прогностика. Пер. с нем. - М., 1976.

12. МС ISO 31000 Риск Менеджмент - Принципы и руководства

13. ФЗ “ Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации”

№ 1З2-ФЗ ют 24 ноября 1996 г. (в ред. от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.