Научная статья на тему 'Развитие предпринимательских систем в условиях перехода к постиндустриальному обществу: усиление роли туристского бизнеса'

Развитие предпринимательских систем в условиях перехода к постиндустриальному обществу: усиление роли туристского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / BUSINESS / ENTERPRISE ENVIRONMENT / TOURIST BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

В статье на основе анализа теоретической платформы экономических характеристик постиндустриальной цивилизации обосновано, что успешность процесса перехода к постиндустриальному хозяйству требует развития системы предпринимательства, отвечающей критериям растущего потребления в процессе досуга; и развитие не туризма, как социально-экономического явления или вида деятельности индивидуума, а именно туристского бизнеса, представляется одним из необходимых условий решения задачи полноправного вхождения России в постиндустриальное общество. Предложена дефиниция предпринимательской системы туристского бизнеса как современного организационного рыночного образования совокупности турпредприятий и туристских центров, ориентированных на получение максимальной прибыли за счет предоставления досуговых услуг, детерминированного флуктуативными изменениями комплекса внутренних и вариаций внешних факторов неопределенной предпринимательской среды, слагаемой из цепи бифуркаций, определяющих системный динамический вероятностно-стохастический оттенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENTERPRISE SYSTEMS IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO POST-INDUSTRIAL SOCIETY: STRENGTHENING OF THE ROLE OF TOURIST BUSINESS

In article, on the basis of the analysis of a theoretical platform of economic characteristics of a post-industrial civilization it is proved that success of process of transition to post industrial economy demands development of system of the business answering to criteria of growing consumption in the course of leisure; and development not tourism as the social and economic phenomenon or a kind of activity of an individual, but tourism business, it is represented to one of necessary conditions of the solution of a problem of full occurrence of Russia in post-industrial society. The definition of enterprise system of tourist business as modern organizational market formation of set of tourist's enterprises and tourist centers focused on receiving the maximum profit at the expense of providing leisure services, complex internal and variations of external factors of the uncertain enterprise environment composed from a chain of bifurcations determined by fluctual changes, defining a system dynamic probabilistic and stochastic shade is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательских систем в условиях перехода к постиндустриальному обществу: усиление роли туристского бизнеса»

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ: УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

О. Ю. ТАРАСОВА

В статье на основе анализа теоретической платформы экономических характеристик постиндустриальной цивилизации обосновано, что успешность процесса перехода к постиндустриальному хозяйству требует развития системы предпринимательства, отвечающей критериям растущего потребления в процессе досуга; и развитие не туризма, как социально-экономического явления или вида деятельности индивидуума, а именно туристского бизнеса, представляется одним из необходимых условий решения задачи полноправного вхождения России в постиндустриальное общество. Предложена дефиниция предпринимательской системы туристского бизнеса как современного организационного рыночного образования совокупности турпредприятий и туристских центров, ориентированных на получение максимальной прибыли за счет предоставления досуговых услуг, детерминированного флуктуативными изменениями комплекса внутренних и вариаций внешних факторов неопределенной предпринимательской среды, слагаемой из цепи бифуркаций, определяющих системный динамический вероятностно-стохастический оттенок.

Ключевые слова: постиндустриальная экономика, предпринимательство, предпринимательская среда, туристский бизнес.

«Постиндустриализм», как термин, вошел в научный лексикон в начале XX в., автором которого считается Ананда Кумарасвами, чьи научные разработки лежали в плоскости исследований до-индустриального развития стран Азии. В современном значении этот термин впервые был применен в конце 1950-х гг., а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

Индустриальная экономика основывалась на аккумулировании инвестиций (в виде сбережений населения либо через деятельность государства) и последующем их вложении в производственные мощности. В постиндустриальной экономике накопление капитала резко падает (например, в США объем сбережений меньше объема долгов населения), а потребление - возрастает. Данная тенденция объясняется тем, что основной производственный ресурс - квалификацию людей - невозможно увеличить через рост инвестиций в производство. Этого можно добиться только через увеличение инвестиций в человека и усиление потребления разнообразных, в том числе, досуговых товаров и услуг, вложений в воспроизводство человеческого капитала (здоровье, рекреация, образование и т. д.).

Кроме того, рост потребления позволяет удовлетворить насущные потребности человека, в результате чего у людей появляется время на личностный рост, развитие творческих способностей и т. п., то есть те качества, которые наиболее важны для постиндустриальной экономики.

Д. Рикардо (1772-1823) считал, что потребности общества в товарах и услугах носят безграничный характер. Если человеческий организм и не может вместить больше определенного количества пищи, то потребности в различных предметах, «удобствах и украшениях» не имеют пределов. Д. Рикардо различал понятия «потребность» и «потребительский спрос». Он считал, что потребности человека, не подкрепленные «деньгами в кармане», экономически мало что значат. Производство, порождая доходы, тем самым автоматически создает и платежеспособный спрос на товары и услуги, а этот спрос неизбежно обеспечивает реализацию всех товаров и услуг.

Задачи вхождения в постиндустриальную цивилизацию приобретают для современной России стратегическое значение. Классический закон спроса и предложения обуславливает неизбежность возникновения и необходимость развития системы, способной удовлетворить трансформирующийся в условиях постиндустриальной экономики потребительский спрос. При этом, государство и система

его институтов, ввиду ограниченности бюджетных ресурсов, на эту роль претендовать не могут. Однако, мировой опыт развития экономических отношений показывает, что предпринимательство - неотъемлемый элемент и весьма значимый ресурс рыночной экономики, без которого невозможно гармоничное социально-экономическое развитие стран и составляющих их территорий. Конкурентоспособность предпринимательских систем в той или иной сфере народного хозяйства является одним из ключевых факторов, определяющих темпы экономического роста и качество валового внутреннего продукта, он же - важнейшая часть рыночной инфраструктуры. Представляется, что именно в плоскости развития системы предпринимательства лежит решение многих задач, связанных с вхождением России в постиндустриальное общество.

В современной экономической литературе, освещающей вопросы эмпирической составляющей развития бизнеса, дефиниция «постиндустриальная» экономика стала содержать более специализированные категории, среди которых наибольшее распространение получили такие понятия, как «сервисная экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний», «информационная экономика» [7; 8; 13]. Современной постиндустриальной цивилизацией сформирован особый механизм инвестирования, стимулирующего развитие хозяйствующего субъекта на основе максимизации личного потребления, ранее рассматриваемого как антитеза накоплениям и инвестициям.

Вместе с тем, еще Аристотель отмечал, что экономически активный человек - это человек, стремящийся к удовлетворению своих различных потребностей. В данном контексте экономическая активность человека является побудительным мотивом к деятельности, обеспечивающей, в последствии, возможность реализации его потребностей.

А. Вагнер в учебнике по капиталистической экономии (1879), в главе «Экономическая природа человека», выделил главное свойство природы человека - наличие «ощущения нехватки благ и стремления его устранить».

Дж. Милль (1806-1873) в «Основах политической экономии» пришел к выводу, что действительное поведение человека сложнее, и стремление к богатству (благам) сопряжено с отвращением к труду и желанием безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями.

И. Бентам предложил модель «рационального гедониста» (поддержанную позднее маржиналиста-ми), в которой хозяйствующий субъект рассматривается как потребитель. Им же в качестве опреде-

ляющих черт концепции человеческой природы выделены:

- «претензии на универсальность в удовлетворении потребностей и стремлений, не ограничивающихся только экономической сферой;

- «надклассовый» характер (т. е. рассмотрение человека вне классовой принадлежности);

- гедонизм (т. е. последовательное сведение всех мотивов поведения человека к достижению удовольствий);

- рационализм, понимаемый как способность человека просчитать все действия, ведущие к счастью» [14].

Поскольку социум, в первую очередь, образуется совокупностью его единиц, то потребности и блага, значимые для каждого индивидуума, приобретают соответствующее значение для общества в целом. Согласно теории А. Маслоу (в дальнейшем получившее свое развитие и уточнение в работах Г. Муррея), все потребности человека классифицируются по группам, в виде иерархической структуры, графически изображаемой пирамидой, разделенной на страты. Выбор именно этой графической конструкции (пирамида потребностей) обусловлен тем, что более высокому уровню соответствует меньшее число людей, по сравнению с предыдущим уровнем. В соответствии с теорией А. Маслоу, пока потребности низшего уровня не будут удовлетворены (не обязательно в полном объеме), потребности высшего уровня или не вступают в действие вообще, или действуют недостаточно. При этом, параллельное влияние потребностей различных уровней возможно, следовательно, страты пирамиды потребностей А. Маслоу не дискретны.

Таким образом, постиндустриальный путь развития общества, высвобождая свободное от работы (досуговое) время индивида и катализируя стремление к потреблению, диктует необходимость переориентации вектора предпринимательской деятельности на такой объект, который обеспечивает удовлетворение максимального комплекса потребностей, тем самым обеспечивая сбыт и прибыль как конечную цель этой деятельности.

Представляется, что туристическая индустрия является уникальным объектом предпринимательства, поскольку ее специфической характеристикой выступает возможность комплексности предлагаемого на рынке продукта, способного удовлетворить потребности индивида всех страт пирамиды: от физиологических потребностей в ночлеге, безопасности, пище до самореализации (например, повышение культурно-образовательного уровня, расширение кругозора и т. д.).

Соотношение потребностей человека по А. Маслоу и возможностями по их удовлетворению в рамках туристической индустрии представлено на рисунке 1.

Постиндустриальная теория, несмотря на ее дискуссионность, во многих аспектах подтверждена практикой [6]. В частности, в соответствии с прогнозными выводами Д. Бэлла, общество массового потребления создало сервисную экономику, и именно в ее рамках наиболее динамично стал развиваться информационный сектор, ставший, в последствии, самостоятельной отраслью хозяйства [1].

При осознании потребностей возникает мотивация к труду, и они приобретают конкретную форму - форму интереса. Постиндустриальный тип хозяйствования создал новую формацию потребителя - человека, критерием успешности которого выступают характеристики его досуга: структура его трат в процессе этого досуга, обусловленная стремлением максимального потребления благ за ограниченный отрезок времени отдыха. Иными словами, расширяющийся средний класс, удовлетворив свои потребности в жилье, еде, и, не без помощи государства - безопасности, изменяет мотивационный вектор труда - труд становится средством достижения наилучших условий отдыха, обеспечивающего удовлетворение актуальных потребностей.

Кроме того, хозяйственная деятельность в рамках туристической индустрии вполне корел-лирует с понятиями «сервисная экономика», «инновационная экономика», «экономика знаний», «информационная экономика», поскольку экономический результат создается за счет роста личного потребления как товаров (инновационное туристское снаряжение; транспортные средства; специализированное, в том числе, информационное, оборудование; и др.), так и услуг (непосредственно туристический сервис).

В данном контексте представляется уместным привести точку зрения Ю. П. Свириденко, согласно которой «основная функция сервиса -это доведение до потребителей материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами, обслуживание процесса их потребления; создание условий для быта, отдыха и досуга; способствование увеличению свободного времени и рациональному его использованию. В этом заключается особая личностная значимость сервиса: он непосредственно формирует условия, образ и уровень жизни населения, т. е. реализует социальную константу экономики, особенно в условиях рынка [11].

Изложенное позволяет утверждать, что туристическая индустрия, как объект предпринимательской деятельности, не только обладает огромным потенциалом удовлетворения самого широкого спектра потребностей населения, но и несет в себе выраженную социальную составляющую, во многом обусловленную ее антропоцен-ричностью.

Таким образом, вполне закономерно, что в настоящее время в России одним из приоритетных направлений социально-экономического развития признан туризм. Однако, Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительную долю мирового туристского рынка. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1 % мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью [10].

Успешность процесса перехода к постиндустриальному хозяйству требует развития системы предпринимательства, отвечающей критериям растущего потребления в процессе досуга; и развитие не туризма, как социально-экономического явления или вида деятельности индивидуума, а именно туристского бизнеса, представляется одним из необходимых условий решения задачи полноправного вхождения России в постиндустриальное общество.

Для достижения указанных аспектов и генерируемых ими возможностей целесообразно идентифицировать отличительные черты категории и четкий термин «предпринимательская система» преимущественно в границах туристической направленности.

Каждый экономический феномен являет собой результат аннуитетного взаимодействия комплекса политических и экономико-социальных обстоятельств. Для любого государства на определенном временном участке развития единство обозначенных компонентов характеризуется действительной взаимообусловливающей природой возникновения. Из чего можно заключить, что теоретико-практические проблемы бизнес-сектора в экономике, включая туристический бизнес, должны решаться в векторе совершенствования объединенной системы производственных отношений в предикате со сферой обращения и сущностными формами объектов предпринимательской деятельности, в рамках которых реализуются основополагающие функции отдельных отраслей предпринимательства.

* в том числе санитарно-эпидемиологические и правовые нормы, подлежащие исполнению в рамках туриндустрии Рис. 1. Соотношение потребностей человека (по А. Маслоу) и возможностями по их удовлетворению в рамках туристической индустрии

Классически выработанный подход к исследованию того или иного экономического явления, заключающийся в выявлении причинно-следственных эмпирических противоречий и изыскании их первоисточника, выступает, на наш взгляд, наиболее результативной предпосылкой рационализации и соотнесения понятия «предпринимательская система» с критериями туристической сферы экономики, необходимым базисом для получения новых знаний, используемых в реальности на практике. Комплекс каузальных узловых проблем в индустрии туризма и гостеприимства в контексте коммерческой эффективности, по нашему мнению, в большей мере, сводится к вычленению противоречий и недостаточной проработке дефиниций в дифференцированных источниках информации, свидетельствующих об отсутствии единства в терминологии, фактов, позволяющих констатировать не только прогрессирующие масштабы предпринимательской активности в туристском секторе, как на мировом, так и национальном «плацдарме», стабильность положения и развития отрасли в настоящем и будущем, но и диссонанс в дефинировании сущностных категорий, полиаспектное понимание которых в теории является залогом положительного финансового результата и аугментирущей рента-

бельности работы внутреннего туристического рынка.

Так, ГК РФ допускает рассмотрение предпринимательства как системы: «Предпринимательская деятельность - это система, совокупность последовательно совершаемых действий, направленных на получение прибыли» [4].

Некоторые авторы обобщенно характеризуют предпринимательскую систему как ведущий сектор рыночной экономики, который обеспечивает насыщенность рынка товарами и услугами, способствует здоровой конкуренции, создает новую прослойку предприниматель-собственник; она базируется на самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск, деятельности по производству продукции, предоставлению услуг, и осуществлению торговли цель которой, получение прибыли.

Другие обозначают в качестве предпринимательских систем комплексную совместную инициативную деятельность нескольких хозяйствующих субъектов в рамках единой хозяйственной ветви, связанную с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с максимизацией доходов контрагентов и общественной пользой.

Каждая точка зрения сводится к стремлению разноплановых субъектов хозяйствования к максимизированию финансового результата при минимуме затрачиваемых средств в условиях рискованности капитальных, временных и нематериальных (интеллектуальных) вложений. Это дает возможность провести аналогию определений «предпринимательской системы» с дефиницией более широкого спектра «предпринимательская деятельность» в контексте сопряжения основной цели осуществления обычных видов работ (услуг).

Следовательно, общепринятая классификация предпринимательства применима к разграничению типологий предпринимательских систем:

- производительные (производственные) -непосредственное создание товаров, услуг и иных готовых изделий / полуфабрикатов;

- коммерческие - посредническая цепочка по продвижению созданной продукции от производителя к конечному потребителю;

- финансовые - особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;

- консультативные - деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и консалтинга по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и другим вопросам.

Принимая во внимание особенности функционирования турпредприятий, предпринимательские системы туристической индустрии могут быть условно отнесены к каждой из обозначенных форм.

К примеру, деятельность туроператоров и собственно туристических комплексов в большинстве случаев создает организационную подготовку тур-продукта, его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому данный род деятельности можно условно отнести к производительным предпринимательским системам.

В частности, контрагенты - исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги приема и размещения потребителям турпро-дукта, то есть активно участвуют в производстве услуг и на этом основании также могут быть отнесены к производительным предпринимательским системам.

Консультационная предпринимательская система широко внедрена в туристскую деятельность. Чем сложнее состав и выше качество турпродукта, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разра-

ботчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.

Независимые турагенты выполняют функции посредников - продавцов туров. Кроме того, они реализуют отдельные виды дополнительного обслуживания, например, страхование, консульское обслуживание и другое. Это смешанный вид предпринимательских систем, включающий коммерческую, финансовую и консультативную составляющие.

Из чего можно заключить, что версия сосредоточения в туриндустрии нескольких «жанров» экономической деятельности, определяющая актуальность настоящего исследования, объективно верна.

Следующее обоснование актуальности текущего обзора тенденций бизнес-структур в туризме сводится к тому, что уровень развития большинства предпринимательских систем зависит от условий предпринимательской среды, в которой они активно существуют. Предпринимательская среда - это общественная ситуация, в которых осуществляется предпринимательство, и формат которой оказывает влияние на коммерческие результаты (посредством реализации внутренних и внешних компонент); в условиях реальной рыночной экономики носит неопределенный сложно проектируемый характер: ситуация совершенного и несовершенного рынка непредсказуема. Различают следующие группы условий:

- экономические условия - это фактическое предложение товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры рынка; условия конкуренции;

- социальные условия - это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения;

- правовые условия - законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность предпринимательской системы и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Доказательная подверженность влиянию извне предполагает детерминированность связи между элементами и событиями препринимательской системы.

Предпринимательские системы туристической индустрии, на наш взгляд, помимо обозначенных условий, специфичны уникальным набором имманентных факторов, детерминирующих тренд, потенциал, внутренние резервы (внутренние факторы) и внешние предпосылки (внешние факторы) активизации либо сдерживания турбизнеса и административных структур в данном направлении, которые в недостаточной мере отражены в авторских определениях «предпринимательской системы туристической отрасли» научных источников и тезисно могут лечь в основу уточнения данного понятия.

Внутренние (эндогенные) переменные предпринимательской среды туристической сферы:

- ограниченность туристских ресурсов (территориальные границы туристических комплексов, дефицит кадрового потенциала, лимит объемов обслуживания размером основных фондов, сезонные ограничения («мертвые сезоны»), экологические ограничения; человеческие, природные, культурные сервитуты; уровень привлекательности и т. д.);

- инфраструктура местности (дестинации) носит определяющее значение в формировании имиджа туристского региона и привлекательности среди туристов. В составе инфраструктуры туристского бизнеса выделяют общую и специфическую компоненты, которые созданы человеком и имеют природное происхождение. Поэтому, при анализе инфраструктурной обеспеченности предпринимательских систем туризма необходимо учитывать определяющий специфический вид бизнеса, который в ней развивается, так как для каждого вида туристского предпринимательства требования к необходимой инфраструктуре существенно различаются. Существует реципрокная интерференция инфраструктуры на туризм и причинно-следственных связей в обратном порядке. Активное развитие инфраструктуры непосредственно влечет за собой увеличение туристских потоков, а рост количества туристов, посещающих конкретную дестина-цию, становится важным привлекательным моментом для инвесторов, вкладывающих средства в предпринимательскую деятельность и, естественно, в совершенствование инфраструктуры (формирование общей туристской инфраструктуры не может обойтись без государственных или индивидуальных вложений, в том числе, в строительство дорог, мостов, аэропортов и т. п.). Специфика инфраструктуры предпринимательства в туризме заключается в том, что обширную роль приобретает институциональ-

ный, в частности, организационный сектор. Суть его состоит в том, что предпринимательская деятельность в туризме может развиваться только при наличии достаточного туристского потока, а обеспечить его самостоятельно ни одно предприятие туризма не в состоянии. Должна вестись централизованная и целенаправленная популяризационная работа и практика позиционирования туристской дестинации в целом (страны, региона), а только затем возможно параллельное продвижение туристских продуктов, услуг отдельными автономными предпринимательскими структурами;

- особое значение внутриотраслевого бизнес-климата. Формирует необходимые для функционирования туристического кластера трудовые ресурсы, организационно-технологический базис, а также активизирует «меркантильные» стимулы, включая льготное налогообложение, ликвидацию административных и межхозяйственных барьеров. В процессе формирования туристических кластеров устанавливаются «коммуникационные нити» между турпредприятиями, которые взаимодополняют друг друга и кооперируются с целью создания отношений коммерческого партнерства, взаимообмена идеями и информацией, совместной координации действий. Именно высокая степень доверия позволяет снизить стоимость операций, повысить платежеспособный спрос. Даже если туристические компании раньше не работали вместе, но имели информацию друг о друге и другие неформальные связи в рамках региона, все это уже создает базу для установления доверия при условии благоприятного климата предпринимательской активности в отрасли;

- особенности законодательного регулирования. Профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма требует знания правовых основ рыночной экономики, и прежде всего норм гражданского законодательства (во многом сходных в разных странах), направленных на стабильное управление сложившимися в условиях рынка отношениями, установившими особые правила имущественного оборота (пользования национальными территориями). К сожалению, на современном этапе практика коммерциализации ряда туристских фирм основана на стремлении обойти закон.

Только в России количество выданных лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельность превысило 20 тысяч, в то же время многие турфирмы реально не работают, и нет достоверной статистической информации, позволившей оценить реальный объем предпринимательства в туризме. К тому же значительная часть малых предприятий официально не учтена, что приводит к искаженному

представлению о вкладе туризма в экономику и совокупных доходах отрасли. В связи с этим необходимо предусмотреть льготное налогообложение для малого предпринимательства в сфере внутреннего туризма, по крайней мере, в первые годы создания и развития турфирм. На первый план выходит проблема неупорядоченности нормативно-правовой базы экономических преобразований в туризме и неготовность государственных и общественных структур, других субъектов хозяйственной деятельности к работе в рыночных условиях. Развитие предпринимательства в туризме возможно только при условии принятия нового закона о туризме, учитывающего реалии сегодняшнего дня. В условиях предпринимательства как сердцевины рыночных отношений правовая регламентация туристской деятельности должна осуществляться, прежде всего, на основе социальных приоритетов.

Внешние (экзогенные) переменные предпринимательской среды туристической сферы:

- туристский бизнес в актуальных условиях рыночной экономики в мировом масштабе регулируется важнейшим инструментом рыночных отношений - ужесточающейся конкуренцией с ростом туристского потока, которая, в свою очередь, определяет эффективность хозяйствования предпринимательских структур на туристском рынке, в том числе в международных точках соприкосновения. Российский туристический рынок наиболее предрасположен к обострению конкурентных отношений, ввиду низкого уровня инфраструктуры и близости временных сезонных периодов с рядом популярных для въезда с туристическими целями приближенных европейских государств;

- экономическая состоятельность турпред-приятий в прогрессирующей конкурентной рыночной среде (может рассматриваться и в качестве внутренней детерминанты). С учетом современной конъюнктуры мирового туристического рынка возможно подразделить экономическую состоятельность коммерческих структур на формальную и реальную. Реально устойчивый туристский бизнес обладает способностью осуществлять расширенное воспроизводство на качественно новой основе (в условиях конкурентной рыночной среды воспроизводство на экстенсивной основе приводит к моральному устареванию, деградации и в конечном итоге к краху предприятия). Формально состоятельные экономические системы - системы неконкурентоспособные, занимающие монопольное положение в системе производственных (сервисных) отношений, воспроизводство которых искусственно стимулируется (нормы международного права, и

текущая структуризация не санкционируют моно-полизационную составляющую в турбизнесе);

- материально-технические и технологические факторы. Достижения научно-технического прогресса широко используются в индустрии туризма, в частности, в таких областях, как транспортные перевозки, системы дистрибуции и потребительская информация. Развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, которые позволяют резервировать места в средствах размещения в режиме он-лайн. Глобальные системы дистрибуции предоставляют легкий доступ миллионам пользователей: теперь потребитель сам может составить себе турпакет, провести необходимое бронирование и отправиться в путешествие по самостоятельно разработанному маршруту. Внедрение инновационных научно-технических разработок предоставляет глобальные конкурентные преимущества и потенциально способно повысить инициативность и востребованность предпринимательского сектора в туризме;

- параметры безопасности путешествий (также может рассматриваться в качестве внутренней переменной, поскольку турпредприятия предпринимают определенные действия по обеспечению защищенности клиентов). По мере развития туризма вопросы безопасности занимают все большее место. Для туристов развитых стран стало нормой ожидать от правительства стран, заинтересованных в приеме гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте. Путешественники проявляют обеспокоенность по поводу санитарного состояния средств размещения и предприятий общественного питания в посещаемых государствах, требуют гарантий безопасности от туроператоров и администрации туристических комплексов по прибытии (страхование жизни и здоровья в качестве превен-тива и компенсации форс-мажорных неуправляемых обстоятельств).

Различные лимитирующие факторы развития предпринимательских систем в туриндустрии могут сочетаться между собой и создавать новые комплексы ограничений, а количество, качество и разнообразие туристских товаров и услуг, которое может быть произведено в определенном туристском месте назначения и времени, обязательно имеет предел, что является естественным процессом «сек-вестрирования» в трансформации ступени динамичности и апробации коммерческой деятельности в предикате сложившейся экономической конъюнктуры рынка.

Таким образом, предпринимательская система туристского бизнеса - это современное организационное рыночное образование совокупности турпред-приятий и туристских центров, ориентированных на получение максимальной прибыли за счет предоставления досуговых услуг, детерминированное флуктуативными изменениями комплекса внутренних (ограниченность туристских ресурсов, инфраструктура дестинации, внутриотраслевой бизнес-климат, особенности законодательного регулирования) и вариаций внешних (поведение конкурентов, экономическая состоятельность хозяйства, матери-ально-техни-ческие и технологические инновации, параметры безопасности и т. д.) факторов неопределенной предпринимательской среды, слагаемой из цепи бифуркаций (трудно прогнозируемых обстоятельств), что в тоже время придает системе динамический вероятностно-стохастический оттенок.

Выход на высокий уровень развития предпринимательства - необходимая составляющая современной модели рыночного хозяйствования, одно из важнейших звеньев процесса экономических преобразований в целом. В связи с этим, повышение конкурентоспособности туристической индустрии как стратегически значимой отрасли народного хозяйства России в условиях развития постиндустриальной цивилизации невозможно без включения в названный процесс туристического бизнеса.

Развитие национального турбизнеса тесно связано с политическим, экономическим положением страны в целом, а также характером внешнеэкономических связей и международных отношений. На массовость притока туристов и прогрессирование коммерческой составляющей воздействует множество различных обособленных самостоятельных процессов в современной предпринимательской среде, которые непосредственно влияют на внутренние и внешние экономические показатели туризма, а также вызывают серьезные инфраструктурные модификации общего и частного туристического пространства. В связи с этим предпринимательская деятельность в туриндустрии требует глубокого научного изучения, раскрытия закономерностей анагенеза и выявления основных тенденций.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

2. Всемирная туристская организация (UNWTO). URL: http://www2.unwto.org

3. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC). URL: http://www.wttc.org

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 г.). URL: www.base.garant.ru

5. Единая межведомственная информационно -статистическая система Росстата. URL: http://www. fedstat.ru

6. Ермолаев С. Разруха в академических головах. Почему капиталистическое общество не может быть постиндустриальным. URL: http://scepsis.ru

7. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Введение. М., 2000.

8. Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М., 2009.

9. Рейтинг конкурентоспособности секторов туризма и путешествий // Всемирный экономический форум. URL: www.weforum.org

10. Статистика туризма в России / Справочник по туризму. URL: www.tourest.ru

11. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / под. ред. Свириденко Ю. П. М., 2000. Т. 1.

12. Тарасова О. Ю. Некоторые особенности институциональной среды туристского бизнеса в России и за рубежом // Непроизводственная сфера в условиях глобализации: колл. монография. Гл. Х. / М. В. Никольский, А. В. Прохоров, О. Ю. Тарасова; под ред. Г. В. Козловой; Тамбов, 2011.

13. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004.

14. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Г. П. Журавлевой, В. М. Юрьева. Тамбов, 2000.

* * *

DEVELOPMENT OF ENTERPRISE SYSTEMS IN THE CONDITIONS OF TRANSITION TO POST-INDUSTRIAL SOCIETY: STRENGTHENING OF THE ROLE OF TOURIST BUSINESS

O. Yu. Tarasova

In article, on the basis of the analysis of a theoretical platform of economic characteristics of a post-industrial civilization it is proved that success of process of transition to post industrial economy demands development of system of the business answering to criteria of growing consumption in the course of leisure; and development not tourism as the social and economic phenomenon or a kind of activity of an individual, but tourism business, it is represented to one of necessary conditions of the solution of a problem of full occurrence of Russia in postindustrial society. The definition of enterprise system of tourist business as modern organizational market formation of set of tourist's enterprises and tourist centers focused on receiving the maximum profit at the expense of providing leisure services, complex internal and variations of external factors of the uncertain enterprise environment composed from a chain of bifurcations determined by fluctual changes, defining a system dynamic probabilistic and stochastic shade is offered.

Key words: post-industrial economy, business, enterprise environment, tourist business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.