Научная статья на тему 'Соотношение продолжительности тренировочной нагрузки и интервалов отдыха в процессе развития специальной выносливости у легкоатлетов'

Соотношение продолжительности тренировочной нагрузки и интервалов отдыха в процессе развития специальной выносливости у легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ИНТЕРВАЛЫ РАБОТЫ И ОТДЫХА / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кузекевич Владимир Робертович

В статье рассматривается проблема развития специальной выносливости у легкоатлетов в подготовительном периоде тренировочного процесса. Тренировочная нагрузка определяется рядом характеристик (объемом, мощностью, характером, направленностью, интенсивностью и продолжительностью выполнения упражнений и т.д.). Продолжительность и характер интервалов отдыха между отдельными упражнениями является значительным условием для развития определенного вида выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кузекевич Владимир Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio of time of training load and rest intervals in the process of development of special endurance among athletes

In the article, the problem of development of the special endurance of athletes in the preparatory period of training process is considered. The training load is defined by a number of characteristics (volume, power, character and orientation of exercises, intensity and duration of performance of exercises, etc.). Duration and character of intervals of rest between separate exercises are universal conditions for development of the certain type of endurance.

Текст научной работы на тему «Соотношение продолжительности тренировочной нагрузки и интервалов отдыха в процессе развития специальной выносливости у легкоатлетов»

видах спорта проявление скоростно-силовых способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермаков, В.В. Физическая подготовка футболистов 15-17 лет на основе моделирования ступенчатого построения годичных тренировочных циклов : дис. ... канд. пед. наук / Ермаков В.В. - Краснодар, 2017. - 143 с.

2. Мухамедзянов, Р.Р. Качественная и количественная характеристика игровой деятельности футболистов высокой квалификации в пляжном футболе / Р.Р. Мухамедзянов, М.Ю. Нифонтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 81-83.

3. Рооп, А. А. Особенности проявления двигательной функции в современном пляжном футболе / А.А. Рооп, М.Ю. Нифонтов, В.В. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (121). - С. 81-83.

REFERENCES

1. Ermakov, V.V. (2017), Physical training of football players of 15-17 years on the basis of modeling of step creation of year training cycles, dissertation, Krasnodar.

2. Muchamedzyanov, R.R. and Nifontov, M.Yu. (2015), "Qualitative and quantitative characteristics of the game activity of highly skilled players in beach football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 81-83.

3. Roop, A.A., Nifontov, M.Yu. and Ivanov, V.V. (2018), "Features of competitive activity in modern beach football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 257-261.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.08.2018

УДК 796.42

СООТНОШЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ И

ИНТЕРВАЛОВ ОТДЫХА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития специальной выносливости у легкоатлетов в подготовительном периоде тренировочного процесса. Тренировочная нагрузка определяется рядом характеристик (объемом, мощностью, характером, направленностью, интенсивностью и продолжительностью выполнения упражнений и т.д.). Продолжительность и характер интервалов отдыха между отдельными упражнениями является значительным условием для развития определенного вида выносливости.

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, специальная выносливость, подготовительный период, интервалы работы и отдыха, легкая атлетика, воздействие тренировочных нагрузок.

RATIO OF TIME OF TRAINING LOAD AND REST INTERVALS IN THE PROCESS

OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE AMONG ATHLETES

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

In the article, the problem of development of the special endurance of athletes in the preparatory period of training process is considered. The training load is defined by a number of characteristics (volume, power, character and orientation of exercises, intensity and duration of performance of exercises, etc.).

Duration and character of intervals of rest between separate exercises are universal conditions for development of the certain type of endurance.

Keywords: training load, special endurance, preparatory period, intervals of work and rest, track and field athletics, effects of training loads.

ВВЕДЕНИЕ

Для того, чтобы получить достаточный тренировочный эффект, моделируя подготовительный период тренировочного процесса легкоатлетов, важно определить оптимальную нагрузку (объем, интенсивность, сложность, психическую напряженность и т.д.). При этом, степень её воздействия на организм спортсменов напрямую соотносится с развитием определенного вида специальной выносливости (общей, скоростной, силовой и др.). Нами было выявлено, что за счет регламентирования интервалов продолжительности отдыха между подходами и сериями, можно напрямую влиять на развитие того или иного вида специальной выносливости и существенно повысить общую эффективность тренировочного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в подготовительном периоде тренировочного процесса легкоатлетов, разделенных на две, примерно одинаковые по уровню спортивной подготовленности, подгруппы. Развитие специальной выносливости строилось согласно плану подготовки. В обеих группах соотношение количества занятий, объема нагрузок были идентичны, а отличием было направленность тренировочных режимов нагрузки в различных сочетаниях интенсивности выполнения упражнений и продолжительности интервалов отдыха между сериями.

В первой группе (А) использовались частично сокращённые интервалы отдыха, которые определялись временными показателями ЧСС до 140-146 уд/мин.

Во второй группе (В) работа начиналась при восстановлении ЧСС до 120-125 уд/мин.

Примерное соотношение компонентов тренировочных нагрузок и продолжительности интервалов отдыха между сериями при развитии скоростной выносливости на основе переменного метода представлено в таблице 1, при развитии скоростно-силовой выносливости с акцентом на силу на основе повторного метода представлено в таблице 2.

Таблица 1 - Соотношение компонентов тренировочных нагрузок при развитии скоростной выносливости

Количество повторений и длина отрезков фартлека(м) Интенсивность нагрузки (%) Кол-во Продолжительность интервалов отдыха между сериями (мин)

1 группа (А) 2 группа (В)

5 - 6x100x100 95-100 4 6 9

4 - 5x200x200 95-100 3 6 9

2 - 3x300x200 90-100 2 8 10

Таблица 2 - Соотношение компонентов тренировочных нагрузок при развитии скоростно-

силовой выносливости с акцентом на силу

Упражнение и количество повторений Интенсивность нагрузки (%) Кол-во Продолжительность интервалов отдыха между сериями (мин)

1 группа (А) 2 группа (В)

Выпрыгивание со штангой на плечах - 10 (раз) 85-90 5 6 9

Броски ядра двумя руками (5 раз) 85-90 5 6 9

Ускорение с отягощением (20 м) 85-90 8 7 10

Данное соотношение компонентов тренировочных нагрузок позволяет смоделировать эффективность развития определенной специальной выносливости легкоатлетов в зависимости от интервалов отдыха.

Анализ результатов тестирования в конце подготовительного периода тренировочного процесса показывал, что у легкоатлетов первой группы произошло увеличение

силовой выносливости на 12,1%, общей - 10,01%, скоростной - 5,12% (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика развития выносливости в первой группе (А) в начале и конце подготовительного периода_

Тесты Группа Начальные данные Конечные данные t Р

X 5 m X 5 m

Коэффициент выносливости А 12,1 1,5 0,4 11 0,9 0,24 2,16 <0,05

6 минутный бег по пробегаемой дистанции (м) Юн. 1300 73,7 27,8 1460 49,1 18,52 3,07 <0,05

Дев. 1120 70,4 28,85 1250 40,7 16,68 3,81 <0,05

Гарвардский степ-тест Юн. 72 2,3 0,61 84 2,6 0,79 2,71 <0,05

Дев. 64 2,2 0,76 73 2,1 0,69 2,87 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол. раз) Юн. 24 2,6 0,76 25 4,5 1,70 3,02 <0,05

Дев. 12 5,2 2,13 13 4,1 1,68 3,18 <0,05

Удержание тела в положении виса на перекладине (кол. раз) Юн. 23 6,9 3,28 26 5,6 2,12 3,46 <0,05

Дев. 15 5,7 2,34 17 4,81 1,97 2,83 <0,05

Подъем туловища из положения, лежа на спине (кол. раз) Юн. 30 2,56 0,97 34 2,46 0,93 2,36 <0,05

Дев. 26 3,62 1,48 29 2,96 1,22 2,58 <0,05

Челночный бег 7x50м (сек) Юн. 87 3,98 1,06 81 4,32 1,56 2,79 <0,05

Дев. 98 3,54 1,11 90 4,11 1,21 2,67 <0,05

Пробегание 400 м, разница во времени первых и последних 100 метров Юн. 16 2,04 0,55 15 1,7 0,54 2,10 <0,05

Дев. 23 4,12 1,1 22 2,6 0,70 2,28 <0,05

Прыжки через скамейку (кол. раз) Юн. 42 3,48 0,93 44 2,6 0,70 2,19 <0,05

Дев. 36 3,14 0,89 40 2,34 0,76 2,32 <0,05

Во второй группе прирост результатов развития специальной выносливости распределился следующим образом: общей на 10,87%, силовой на 11,32%, скоростной на 8,19% (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика развития выносливости во второй группе (В) в начале и конце подготовительного периода_

Тесты группа Начальные данные Конечные данные t Р

X 5 m X 5 m

Коэффициент выносливости В 11,5 1,4 0,36 10,5 1,1 0,28 2,08 <0,05

6 минутный бег по пробегаемой дистанции (м) Юн. 1310 37 13,07 1470 30,3 10,70 4,01 <0,05

Дев. 1090 59,3 24,30 1230 29,6 12,13 3,45 <0,05

Гарвардский степ-тест В 70 1,9 0,35 83 1,8 0,68 2,63 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол. раз) Юн. 25,6 3,2 0,92 27,4 2,7 0,96 2,63 <0,05

Дев. 13,4 3,3 1,35 14,9 3,7 1,52 2,97 <0,05

Удержание тела в положении виса на перекладине (кол. раз) Юн. 20 7,4 3,59 21 4,4 1,56 2,71 <0,05

Дев. 16 6,34 2,59 18 5,56 2,30 3,09 <0,05

Поднимание туловища из положения, лежа на спине (кол. раз) Юн. 28 2,9 1,03 30 2,7 0,96 2,40 <0,05

Дев. 27 2,85 1,17 29 2,2 0,91 2,41 <0,05

Челночный бег 7x50 м (сек) Юн. 90,4 5,17 1,35 86,4 4,95 1,27 1,51 >0,05

Дев. 98,8 5,27 1,34 93,8 4,81 1,22 1,46 >0,05

Пробегание 400 м, разница во времени первых и последних 100 метров (сек.) Юн. 15,1 3,2 0,82 14,4 1,98 0,51 2,09 <0,05

Дев. 14,7 3,1 0,79 14,3 1,98 0,58 2,12 <0,05

Прыжки через скамейку (кол. раз) Юн. 39,2 4,06 1,04 40,9 2,83 0,73 2,32 <0,05

Дев. 31,5 3,87 1,11 36,2 2,99 0,87 2,32 <0,05

Резюмируя, можно сделать вывод, что выбор режимов отдыха между подходами во время выполнения тренировочных упражнений напрямую коррелирует с развитием определенной специальной выносливости. Мы предполагаем, что данный методический приём развития специальной выносливости можно использовать и в других циклических видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века : научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин - М. : Спорт, 2016. - 464 с.

2. Русаков, А.А. Методика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 207-209.

3. Русаков, А.А. Теория и методика преподавания легкой атлетики (курс лекций) : учебное пособие / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Аспринт, 2016. - 104 с.

REFERENCES

1. Issurin V. B. (2016), Preparation of the athletes of the XXI century: scientific base and building a workout, Sport, Moscow.

2. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2016), "Methodology of development of special motor abilities of volleyball players of groups of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3, pp. 207-209.

3. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2016), Theory and methods of teaching athletics (lectures), Asprint, Irkutsk.

Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.08.2018

УДК 796.058.4

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СПОРТИВНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ 10-15 ЛЕТ — УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКИХ

СОРЕВНОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ «ШИПОВКА

ЮНЫХ»

Эльмира Фаритовна Сабирова, старший преподаватель, Институт физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета, г. Москва; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Российский государственный социальный университет, г. Москва;

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического

университета, г. Москва

Аннотация

Турнир «Шиповка юных» на протяжении многих лет остается важным и значимым спортивным событием для молодой смены будущих чемпионов по легкой атлетике. Чтобы обеспечить успешное выступление школьников в этих соревнованиях, необходимо придерживаться эффективных методик подготовки, предусматривающих учет «ключевых факторов моторного развития» потенциальных к будущим высоким спортивным достижениям подростков и юношей, девочек и девушек. Знание ведущих факторов подготовки необходимо для формирования дифференцированных программ тренировочной деятельности вовлеченных в активные физкультурно-спортивные занятия школьников, проходящих базовую физическую подготовку, как на уроках физической культуры, так и в дополнительное внеурочное время, в том числе в специализированных группах начального и тренировочного спортивных этапов, с целью дальнейшего участия в школьных и муниципальных, и далее, по возможности, в республиканских и всероссийских соревнованиях.

Ключевые слова: легкая атлетика, школьный спорт, соревнования городских и муниципальных школьных команд, легкоатлетическое четырехборье, всероссийские соревнования школьников «Шиповка юных», факторная структура спортивных достижений, факторный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.