Научная статья на тему 'Соотношение правового статуса государственного гражданского и правоохранительного служащего ФСКН России'

Соотношение правового статуса государственного гражданского и правоохранительного служащего ФСКН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
756
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительный статус / служащий фскн / система нормативных актов / law-enforcement status / employee of the federal drug control service / system of normative acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Автандилян Армен Арамаисович

В статье рассмотрен административно-правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России, описаны виды правовых статусов, а также система нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Автандилян Армен Арамаисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper considers the legal status of a law-enforcement employee of the Federal Drug Control Service of Russia, describes the types of legal statuses and the system of normative acts regulating the legal status of a law-enforcement employee of the Federal Drug Control Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Соотношение правового статуса государственного гражданского и правоохранительного служащего ФСКН России»

А. А. Автандилян

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО ФСКН РОССИИ

Работа представлена кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор В. И. Кайнов

В статье рассмотрен административно-правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России, описаны виды правовых статусов, а также система нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России.

Ключевые слова: правоохранительный статус, служащий ФСКН, система нормативных актов.

A. Avtandilyan

CORRELATION OF LEGAL STATUSES OF STATE CIVIL AND LAW-ENFORCEMENT EMPLOYEES OF THE FEDERAL DRUG CONTROL

SERVICE OF RUSSIA

The author of the paper considers the legal status of a law-enforcement employee of the Federal Drug Control Service of Russia, describes the types of legal statuses and the system of normative acts regulating the legal status of a law-enforcement employee of the Federal Drug Control Service of Russia.

Key words: law-enforcement status, employee of the Federal Drug Control Service, system of normative acts.

Основополагающими элементами административно-правового статуса правоохранительного служащего ФСКН России определены возложенные на него обязанности и предоставленные ему права. Стоит отметить, что правоохранительный служащий ФСКН России наделен правами и обязан-

ностями, которые закреплены в правовых нормах различных отраслей российского законодательства, и, соответственно, обладает несколькими видами отраслевых статусов, например: конституционно-правовым, гражданско-правовым, административно-правовым и др.

М. Х. Гельдибаев классифицирует виды административно-правового статуса правоохранительного служащего ФСКН России с позиции принадлежности сотрудника к группе индивидуальных субъектов административного права, а также исходя из правового положения сотрудника и условий прохождения службы в ФСКН России [5].

При классификации административно-правового статуса правоохранительного служащего ФСКН России на виды правовых статусов с позиции принадлежности сотрудника к группе индивидуальных субъектов административного права выявлено, что он подразделяется: на общий административно-правовой статус гражданина РФ, служебный (отражает особенности правового положения в сфере государственного управления) и индивидуальный (конкретизирует правовое положение индивидуального субъекта права в сфере государственного управления).

Административно-правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России, исходя из правового положения сотрудника и условий прохождения службы в ФСКН России, включает следующие виды правовых статусов: основной (предусмотренный законодательством для всех государственных служащих), общеслужебный (должны быть наделены сотрудники различных ведомств, выполняющих правоохранительные функции), специальный (обусловлен спецификой служебной деятельности и занимаемой должностью сотрудника ФСКН России).

В свою очередь, специальный правовой статус подразделен на такие подвиды, как профессиональный (наделены все сотрудники ФСКН России), должностной (возникающий у сотрудников ФСКН России в связи с замещением определенной должности) и особый (возникает у сотрудника в связи с наступлением особых и чрезвычайных ситуаций).

Исследуя систему нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России, стоит отметить, что условно их можно классифицировать по различным основаниям, например, в зависимости от того, к какой

отрасли права они относятся (конституционному, гражданскому, уголовному, административному и т. д.), - на законы и подзаконные акты.

Рассмотрение широкого круга нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус правоохранительного служащего ФСКН России по предмету разрешаемых вопросов, позволило разделить их на три основные группы. В первую группу входят нормативные правовые акты, носящие общий характер (регулируют правовое положение государственных служащих). Среди них можно выделить: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

[12]; Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» [7]; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8]; Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

[13], Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

[14].

Вторая группа включает нормативные правовые акты, носящие отраслевой характер (отражают специфику и особенности правового положения правоохранительного служащего ФСКН России). Среди них особое место занимают: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (в редакции от 11.06.2008) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркоти-

ческих средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [15]; Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции от 22.07.2008) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [4]; Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 (в редакции от 02.02.2009) «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» [9]; Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» [10]; Указ Президента РФ от 7 декабря 2008 г. № 1734 «О федеральных кадровых резервах Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы» [16]; Постановление Правительства РФ от 26 июля 2002 № 566 «О территориальных органах Федеральной таможенной службы и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [17].

Третью группу составляют ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы социального обеспечения: Приказ ФСКН РФ от 31 октября 2006 г. № 370 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Российской Федерации в органах наркоконтроля» [9]; Приказ ФСКН РФ от 22 августа 2006 г. № 279 «Об утверждении Инструкции об организации работы по увековечению памяти погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов наркоконтроля, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных государствен-

ными наградами Российской Федерации [11]; Приказ ФСКН РФ от 23 марта 2006 г. № 90 «Об установлении сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, награжденным нагрудным знаком "Почетный сотрудник органов наркоконтроля", ежемесячной надбавки» [1]; Приказ ФСКН РФ от 20 января 2009 г. № 30 «Об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений [2].

При исследовании административно-правового статуса правоохранительного служащего ФСКН России можно выявить следующие его основные особенности: возложенные обязанности и предоставленные права сотрудники реализуют как во внутренне-организационных отношениях (руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри системы и т. д.), так и во внешних (в отношениях с гражданами, должностными лицами, организациями и др.). Вследствие этого разграничены особенности проявления административно-правового статуса сотрудника ФСКН России во внутренней и внешней сферах деятельности.

Правоохранительные служащие и гражданские служащие обладают в соответствии с Положением о правоохранительной службе в ФСКН России и Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» соответствующими правами и обязанностями.

Одной из гарантий, предоставляемой ФСКН России, являются отпуска. Правоохранительным служащим ФСКН России предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: очередной ежегодный; по личным обстоятельствам; по болезни; дополнительный ежегодный (за выслугу лет в органах ФСКН России, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях).

Другие отпуска предоставляются правоохранительным служащим в порядке, про-

должительностью и с соблюдением условий, которые установлены законодательством Российской Федерации. Время нахождения сотрудника-женщины в отпуске по беременности и родам, а также время нахождения сотрудника в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в выслугу лет в органах ФСКН России в календарном исчислении.

Очередной ежегодный отпуск правоохранительному служащему предоставляется продолжительностью 30 календарных дней. Им предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью: при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего также состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков: гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней; гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оп-

лачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней [6]. В соответствии с инструкцией о порядке предоставления отпусков правоохранительным служащим ФСКН России, очередные ежегодные отпуска предоставляются им в течение календарного года.

Правоохранительным служащим, увольняемым со службы по достижении предельного возраста, по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, по болезни на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах ФСКН России, по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах ФСКН России, предоставляются очередной и дополнительный ежегодные отпуска либо по их желанию, на основании рапорта, выплачивается денежная компенсация. Очередной и дополнительный ежегодные отпуска должны быть использованы правоохранительным служащим до подписания приказа о его исключении из списков сотрудников соответствующего органа ФСКН России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 50.

2. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 38.

3. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 9.

4. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

5. Гельдибаев М. Х. Основы прохождения службы в Госнаркоконтроле. СПб.: СЗ ИПК, 2007. С. 93.

6. ПерекисловВ. Е. Наркоконтроль: теория и практика. СПб.: СЗ ИПК, 2007. 68 с.

7. Российская газета. 2003. 15 июля.

8. Российская газета. 1998. 15 января.

9. Российская газета. 2008. Декабрь. № 253.

10. Российская газета. 2006. Апрель. № 78.

11. СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 3115.

12. СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

13. СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

14. СЗ РФ. 2008, № 52. Ч. 1. Ст. 6228.

15. СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

16. СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.

17. СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3234.

REFERENCES

1. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2006. N 50.

2. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2006. N 38.

3. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. 2009. N 9.

4. Vedomosti SND RF i VS RF. 1993. N 9. St. 328.

5. Gel'dibayev M. Kh. Osnovy prokhozhdeniya sluzhby v Gosnarkokontrole. SPb.: SZ IPK, 2007. S. 93.

6. Perekislov V. E. Narkokontrol': teoriya i praktika. SPb.: SZ IPK, 2007. 68 s.

7. Rossiyskaya gazeta. 2003. 15 iyulya.

8. Rossiyskaya gazeta. 1998. 15 yanvarya.

9. Rossiyskaya gazeta. 2008. Dekabr'. N 253.

10. Rossiyskaya gazeta. 2006. Aprel'. N 78.

11. SZ RF. 2002. N 31. St. 3115.

12. SZ RF. 2003. N 22. St. 2063.

13. SZ RF. 1995. N 33. St. 3349.

14. SZ RF. 2008, N 52. Ch. 1. St. 6228.

15. SZ RF. 1998. N 13. St. 1474.

16. SZ RF. 2003. N 23. St. 2197.

17. SZ RF. 2004. N 31. St. 3234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.