Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ И КОНТЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА'

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ И КОНТЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОЛЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПОРТ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пугачев И.Ю., Разновская С.В., Киэлевяйнен Л.М., Парамзин В.Б.

Цель исследования - выявить законодательное обеспечение контента физической готовности специалиста, а также представить классификацию научных взглядов по проблеме правовой обоснованности формирования физической готовности специалиста к деятельности. Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа и синтеза информационных, нормативно-правовых, статистических и научных источников по теме исследования. В работе сформулирована проблема и разработана частичная классификация научных взглядов соотношения правового поля контента физической готовности специалиста к деятельности, предполагающая особую необходимость ее аутентичного формирования в условиях вузовской подготовки выпускников как с ярко выраженным проявлением двигательных опций в процессе будущего труда, так и смешанного типа, но государственной важности. Значимость правового поля усиливается требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пугачев И.Ю., Разновская С.В., Киэлевяйнен Л.М., Парамзин В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE LEGAL FIELD AND THE CONTENT OF THE PHYSICAL READINESS OF A SPECIALIST

Objective of the study was to identify the legislative provision of the content of the specialist's physical readiness, as well as to present a classification of scientific views on the problem of legal validity of the formation of the specialist's physical readiness for activity. Methods and structure of the study. In the course of work on the article, methods of theoretical and system analysis and synthesis of information, regulatory, legal, statistical and scientific sources on the research topic were used. The paper formulates the problem and develops a partial classification of scientific views on the correlation of the legal field of the content of the specialist’s physical readiness for activity, suggesting the special need for its authentic formation in the conditions of university graduate training, both with a pronounced manifestation of motor options in the process of future work, and of a mixed type, but state importance. The significance of the legal field is enhanced by the requirements of the federal state educational standard.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ И КОНТЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА»

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ И КОНТЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

УДК/UDC 796.01

Информация для связи с автором: sveta r3000@mail.ru

Поступила в редакцию 31.01.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев1 Кандидат биологических наук С.В. Разновская2 Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен2 Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Парамзин3 1Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов петрозаводский государственный университет, Петрозаводск 3Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар

THE RATIO OF THE LEGAL FIELD AND THE CONTENT OF THE PHYSICAL READINESS OF A SPECIALIST

PhD, Associate Professor I.Yu. Pugachev1 PhD S.V. Raznovskaya2

PhD, Associate Professor L.M. Kielevainen2 PhD, Associate Professor V.B. Paramzin3 1Derzhavin Tambov State University, Tambov Petrozavodsk State University, Petrozavodsk

3Krasnodar Higher Military School named after the general of the Army S.M. Shtemenko, Krasnodar

Аннотация

Цель исследования - выявить законодательное обеспечение контента физической готовности специалиста, а также представить классификацию научных взглядов по проблеме правовой обоснованности формирования физической готовности специалиста к деятельности. Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа и синтеза информационных, нормативно-правовых, статистических и научных источников по теме исследования.

В работе сформулирована проблема и разработана частичная классификация научных взглядов соотношения правового поля контента физической готовности специалиста к деятельности, предполагающая особую необходимость ее аутентичного формирования в условиях вузовской подготовки выпускников как с ярко выраженным проявлением двигательных опций в процессе будущего труда, так и смешанного типа, но государственной важности. Значимость правового поля усиливается требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: правовое поле, физическая культура, физическое совершенствование, специалист, физическая готовность, спорт, выпускники вузов.

Abstract

Objective of the study was to identify the legislative provision of the content of the specialist's physical readiness, as well as to present a classification of scientific views on the problem of legal validity of the formation of the specialist's physical readiness for activity.

Methods and structure of the study. In the course of work on the article, methods of theoretical and system analysis and synthesis of information, regulatory, legal, statistical and scientific sources on the research topic were used. The paper formulates the problem and develops a partial classification of scientific views on the correlation of the legal field of the content of the specialist's physical readiness for activity, suggesting the special need for its authentic formation in the conditions of university graduate training, both with a pronounced manifestation of motor options in the process of future work, and of a mixed type, but state importance. The significance of the legal field is enhanced by the requirements of the federal state educational standard.

Keywords: legal field, physical culture, physical improvement, specialist, physical readiness, sports, university graduates.

Введение. Уяснение вопросов соотношения правового поля и контента физической готовности специалиста сейчас актуально для многих социальных слоев населения и семей, а также требует полноценных глубоких знаний о сущности понятий «физическая готовность», «физическое совершенствование», «здоровье», «функциональное состояние организма».

Физическая готовность специалиста, являясь составной частью интегральной его готовности, трактуется как конкрет-

ное физическое состояние, соответствующее требованиям труда и обеспечивающее успешность его деятельности.

Информационное поле законодательства представлено мегаконтентом положений, обеспечивающих максимально полное использование преимуществ, открываемых в связи с интеграцией науки и образования на современном этапе [4] в аспекте личного здоровья, норм и требований ГТО, занятий физическими упражнениями, спортом и положений о физической готовности специалиста [1].

№7 • 2023 Июль | July

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Вышеизложенное позволило сформулировать проблемную ситуацию, в которой, с одной стороны, любой специалист априори в процессе реализации деятельности задействует определенные параметры своего физического состояния, конкретная их ассимиляция трактуется как «физическая готовность» и напрямую связана с терминами «физическое совершенствование», «физическая культура и спорт» и др., а с другой стороны - многие термины носят характер «де-юре», «закрепляясь» одним и тем же содержанием в правовом поле, тем самым тормозят процесс научного познания и логику построения исследований, создают информационную путаницу. Более того, требуется объективное уточнение уровня актуальности вопроса о необходимости формирования физической готовности человека труда, может быть это надуманное понятие для «держания на плаву» педагогики физического воспитания, а сам процесс должен развиваться на «генном уровне онтогенеза», а по сути - как растет ребенок, как идут года (которые не остановить), и не требовать «посреднического» постороннего вмешательства, кроме самой природы и личного выбора человека.

Цель исследования - выявить законодательное обеспечение контента физической готовности специалиста, а также представить классификацию научных взглядов по проблеме правовой обоснованности формирования физической готовности специалиста к деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа и синтеза информационных, нормативно-правовых, статистических и научных источников по теме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Процесс физического совершенствования человека возможен тремя путями:

- занятием физической культурой и спортом;

- самой трудовой деятельностью человека;

- самостоятельной независимой изолированной двигательной интерпретацией человека (особой формой), не аккомодирующей внимание и даже не «включающей» познавательный процесс ощущения на «навязанные» кем-либо понятия о том, чем он занимается, то есть человек на вполне законно имевшей место позиции своего выбора, закрепленного гл. 2 ст. 20 п. 1 Конституции РФ «Права на жизнь» [2] по аналогии с человеком первобытного общества (но на иной эволюционной спирали психологического развития) занимается чем хочет, выполняет какие-либо движения, передвигается, гуляет в лесу, плавает как может и хочет в реке и т.п. - тем самым (не думая о явлении) также осуществляет процесс физического совершенствования [5].

Из представленных путей физического совершенствования специалиста второй путь, безусловно, максимально адаптирован к двигательным манипуляциям, задействованию именно ключевых в труде групп мышц, режимов их нагрузки, типа рабочей одежды (например, бронежилетов, защитных костюмов пожарных, коронавирусных костюмов и т.п.), условий труда.

Обращаясь к первому - основному в обществе пути физического совершенствования человека - занятиями физической культурой и спортом, специально подчеркнем, что определения понятий «физическая культура» и «спорт» в фокусе своего внимания трактовки ориентированы на «человека труда», специалиста, спортсмена (атлет - своего рода также «специалист»).

Так, физическая культура - это обусловленный конкретно историческими условиями, знаниями и потребностями, интересами и способностями - специфический способ организации жизнедеятельности человека в целях физического

совершенства и эффективного выполнения им своих социальных ролей (ремесленный и промышленный труд, научная деятельность, защита Отечества и т.п.). По своей сущности «физическая культура» - это рассмотрение «физического совершенствования» человека, но в накопительном онтогенезе «культуры», поскольку физическая культура - производная от общей культуры общества и индивида, и первый основной закон педагогики - это «закон наследования культуры».

Анализ положений Конституции РФ и контента физической готовности специалиста позволил выявить их соотношение. Таким образом, в гл. 1 ст. 7 п. 1 [2] отражено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поскольку физическое развитие индивида - производная «всеобщего развития» и в широком смысле слова, в отличие от антропометрических показателей, может пониматься как «общее развитие двигательных кондиций или потенциала человека», то ключевой позицией основного закона государства является «свободный контекст» прогресса, то есть человек вправе сам делать свой выбор о необходимости или ненужности личного физического совершенствования.

Безусловно, на начальном этапе онтогенеза ребенка воспитательное воздействие родителей (опекунов) особенно необходимо, именно родители формируют начальные базовые ценности юной личности, приобщая ребенка к необходимости и полезности движения, трудовых и мыслительных процессов, особенно для здорового образа жизни, и формируют азы мотивации к выбору дальнейшей их профессии, специальности в жизни. При этом в гл. 1 ст. 7 п. 2 Конституции [2] поясняется, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В гл. 2 ст. 38 п. 2 [2] также закреплено, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Взаимоотношения родителей и их детей в правовом поле определяются и регулируются «Семейным кодексом РФ».

В гл. 2 ст. 41 п. 2 [2] Конституции поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Требования к физической готовности человека начинают предъявляться в рамках добровольного его выбора соответствующего образовательного учреждения по специальности. Гл. 2 ст. 43 п. 5 [2] устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), поддерживает различные формы образования и самообразования.

Требования ФГОС в части, относящейся к критериям оценочной стоимости выпускника, в настоящее время и являются одним из основных правовых полей контента физической готовности специалиста [3]. Другой гранью правового поля являются непосредственно требования к физической готовности специалиста на местах трудовых операций в качестве дипломированного профессионала и его дальнейшего карьерного роста.

Для многих специальностей (гуманитарных, фармацевтических, промышленных, финансово-экономических, швейных, художественных, дизайнеров, музыкантов и мн. др.) особого требования в правовом поле на физические кондиции работников не предъявляется. Для труда же специалистов, связанного с особой значимостью за результаты и последствия деятельности, предъявляются, безусловно, повышенные требования к физическому и психофизическому состоянию.

Даже на труде инженерных специалистов и их роли надежности и трагедии ошибок в масштабе государства можно проиллюстрировать пример: результативность выполнения

106

http://www.teoriya.ru

№7 • 2023 Июль | July

заданий стратегических бомбардировщиков, истребителей, атомных подводных лодок, действия с взрывоопасными веществами, ядовитыми жидкостями и газами.

Если не учитывать специализированные физкультурные вузы, в большинстве вузов «физическая культура» как учебная дисциплина связана с проявлением двигательной деятельности человека.

В отношении вузов силовых структур в значительной мере оправдана балльная система проверки и оценки, как контекст контроля двигательной стороны подготовленности человека.

Однако не весьма логически оправдано словесное выражение достижения индикаторов компетенций, предъявляемых требованиями ФГОС. Физическая культура оперирует понятиями контроля: час, минута, секунда, количество раз, повторений, циклов, кг, м, см (мм - в аспекте более тщательного контроля гибкости). Уточнение положений эквивалентности выражений, например, «способен организовывать и проводить что-либо», требует конкретизации.

Выводы. Таким образом, на основании результатов аналитического исследования представляется следующая классификация научных взглядов по проблеме соотношения правового поля физической готовности специалиста к деятельности.

Во-первых, физическая готовность нужна специалисту в высокой степени значимости (особенно здоровья), но представлена «свободным контекстом» прогресса; человек в праве сам делать свой выбор о необходимости или ненужности личного физического совершенствования; никто и ничто принудительно не заставляет индивида двигаться в направлении улучшения параметров его физического состояния.

Во-вторых, формирование благоприятных первичных задатков физической готовности, связанных преимущественно с необходимостью осознания ребенком и подростком важности параметров здоровья и их роли в пролонгированном периоде жизни, в значительной степени зависит от воспитательных воздействий родителей (опекунов).

В-третьих, правовые отношения в форме требований к физической готовности специалиста в более концентрированном виде проявляются в федеральных государственных образовательных стандартах, как критерии лицензионного уровня физических кондиций профессионала-выпускника.

В-четвертых, повышенные требования к физической готовности специалиста предъявляются федеральными государ-

ственными образовательными стандартами к выпускникам с ярко выраженным оттенком двигательной подготовленности (выпускники вузов силовых структур, специализированных физкультурных вузов), а также к лицам смешанного вида труда, но государственной важности в масштабе страны для надежных безошибочных действий, максимально исключающих технокатастрофы по вине человеческого фактора (летчики, специалисты ядерной промышленности, стратегических инженерных объектов, специалисты химической и биологической отрасли, врачи и др.).

Литература

1. Захарова С.А. Совершенствование правового регулирования детско-юношеского спорта в Российской Федерации / С.А. Захарова, И.Ю. Пугачев // Спорт: экономика, право, управление. - 2021. -№ 3. - С. 16-19.

2. Конституция РФ с изменениями 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 30.01.2023).

3. Лубышева Л.И. Федеральные стандарты спортивной подготовки как динамическая система управления российским спортом / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - 99 с.

4. Лубышева Л.И. Интеграция образования и науки в системе подготовки физкультурных кадров / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 7. - 103 с.

5. Пугачев И.Ю. Упреждающая адаптация и перекрестная сенсибилизация в онтогенезе человека в физкультурно-образовательном пространстве / И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин, С.В. Разновская и др. // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22. - № S2. - С. 124-130.

References

1. Zakharova S.A., Pugachev I.Yu. Sovershenstvovaniye pravovogo regulirovaniya detsko-yunosheskogo sporta v Rossiyskoy Federatsii [Improving the legal regulation of children's and youth sports in the Russian Federation]. Sport: ekonomika, pravo, upravleniye. 2021. No. 3. pp. 16-19.

2. Konstitutsiya RF s izmeneniyami 2022 goda [The Constitution of the Russian Federation as amended in 2022] [Electronic resource]. Available at: http://duma.gov.ru/news/55446/ (date of access: 01.30.2023).

3. Lubysheva L.I. Federalnyye standarty sportivnoy podgotovki kak dinamicheskaya sistema upravleniya rossiyskim sportom [Federal standards of sports training as a dynamic management system for Russian sports]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 4. 99 p.

4. Lubysheva L.I. Integratsiya obrazovaniya i nauki v sisteme podgotovki fizkulturnykh kadrov [Integration of education and science in the system of training of physical culture personnel]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 7. 103 p.

5. Pugachev I.Yu., Paramzin V.B., Raznovskaya S.V. Uprezhdayushchaya adaptatsiya i perekrestnaya sensibilizatsiya v ontogeneze cheloveka v fizkulturno-obrazovatelnom prostranstve [Proactive adaptation and cross sensitization in human ontogenesis in the physical culture and education space]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2022. Vol. 22. No. S2. pp. 124-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.