Научная статья на тему 'КОНКРЕТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА'

КОНКРЕТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / АДАПТАЦИЯ / СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пугачев И.Ю., Разновская С.В., Парамзин В.Б.

Цель исследования - представить обзорно-теоретический анализ и синтез информации по проблеме конкретизации критериев физической готовности специалиста, а также классификацию научных взглядов по содержанию порога ее диапазона в аспектах перекрестной кросс-адаптации и перекрестной сенсибилизации. Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа и синтеза информационных, нормативно-правовых, статистических и научных источников по теме исследования, а также аналитическое прогнозирование. Результаты исследования и выводы. В статье сформулирована проблема и разработана частичная классификация научных взглядов внутренней структуры физической готовности специалиста к деятельности, предполагающая необходимый порог достижения границ перекрестной кросс-адаптации, а далее - безграничный потенциал переходящих этапов перекрестной сенсибилизации для достижения пределов человеческих возможностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пугачев И.Ю., Разновская С.В., Парамзин В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFYING THE CRITERIA FOR THE PHYSICAL READINESS OF A SPECIALIST

Objective of the study was to present a review-theoretical analysis and synthesis of information on the problem of specifying the criteria for the physical readiness of a specialist, as well as the classification of scientific views on the content of the threshold of its range in the aspects of cross-adaptation and cross-sensitization. Methods and structure of the study. In the course of work on the article, methods of theoretical and system analysis and synthesis of information, regulatory, legal, statistical and scientific sources on the research topic, as well as analytical forecasting, were used. Results and conclusions. The article formulates the problem and develops a partial classification of scientific views of the internal structure of the specialist's physical readiness for activity, suggesting the necessary threshold for reaching the boundaries of cross-adaptation, and then - the unlimited potential of the transitional stages of cross-sensitization to reach the limits of the body's human capabilities.

Текст научной работы на тему «КОНКРЕТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА»

КОНКРЕТИЗАЦИЯ КРИТЕРИЕВ ФИЗИЧЕСКОМ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

УДК/UDC 330.34.01

Поступила в редакцию 17.05.2023 г.

Информация для связи с автором: sveta r3000@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Пугачев1 Кандидат биологических наук С.В. Разновская2 Кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Парамзин3 1Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов петрозаводский государственный университет, Петрозаводск 3Краснодарское высшее военное училище им. генерала армии С.М. Штеменко, Краснодар

SPECIFYING THE CRITERIA FOR THE PHYSICAL READINESS OF A SPECIALIST

PhD, Associate Professor I.Yu. Pugachev1 PhD S.V. Raznovskaya2

PhD, Associate Professor V.B. Paramzin3 1Derzhavin Tambov State University, Tambov Petrozavodsk State University, Petrozavodsk 3Krasnodar Higher Military School named after the general of the Army S.M. Shtemenko, Krasnodar

Аннотация

Цель исследования - представить обзорно-теоретический анализ и синтез информации по проблеме конкретизации критериев физической готовности специалиста, а также классификацию научных взглядов по содержанию порога ее диапазона в аспектах перекрестной кросс-адаптации и перекрестной сенсибилизации.

Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа и синтеза информационных, нормативно-правовых, статистических и научных источников по теме исследования, а также аналитическое прогнозирование. Результаты исследования и выводы. В статье сформулирована проблема и разработана частичная классификация научных взглядов внутренней структуры физической готовности специалиста к деятельности, предполагающая необходимый порог достижения границ перекрестной кросс-адаптации, а далее - безграничный потенциал переходящих этапов перекрестной сенсибилизации для достижения пределов человеческих возможностей организма.

Ключевые слова: физическая готовность, критерии, физическая культура, спорт, адаптация, сенсибилизация, структура, специалист.

Abstract

Objective of the study was to present a review-theoretical analysis and synthesis of information on the problem of specifying the criteria for the physical readiness of a specialist, as well as the classification of scientific views on the content of the threshold of its range in the aspects of cross-adaptation and cross-sensitization. Methods and structure of the study. In the course of work on the article, methods of theoretical and system analysis and synthesis of information, regulatory, legal, statistical and scientific sources on the research topic, as well as analytical forecasting, were used.

Results and conclusions. The article formulates the problem and develops a partial classification of scientific views of the internal structure of the specialist's physical readiness for activity, suggesting the necessary threshold for reaching the boundaries of cross-adaptation, and then - the unlimited potential of the transitional stages of cross-sensitization to reach the limits of the body's human capabilities.

Keywords: physical readiness, criteria, physical culture, sport, adaptation, sensitization, structure, specialist.

Введение. Абсолютное большинство научных изысканий по специальностям 5.8.4, 5.8.5, 5.8.6 в «числителе» затрагивают частные или составные проблемы сторон спортивной подготовки атлетов, каких-либо методик по улучшению определенных способностей, показателей здоровья и т.п., а косвенно, в «знаменателе» (а на самом деле - напрямую) - контекстно направлены на создание обоснованной функциональной структуры чего-либо в целях эффективной двигательной реализации человеком моторных действий, чтобы индивид что-то сделал. Последние представляют некое многогранное мультиобразование элементов с гармоничным набором уровней избирательности, наподобие визуальных диаграмм-частот и диапазонов эквалайзера (EQ) магнитофона.

В спорте такое мультиобразование элементов резонно трактовать как «спортивная форма», «соревновательная го-

товность». В физическом воспитании - способен ли обучающийся или индивидуальное лицо выполнить определенное упражнение. В трудовой сфере - может ли человек что-то сделать, или не сможет?

На наш взгляд, все вышеуказанные образования интегра-тивно объединяет дефиниция «готовность», а поскольку она рассматривается с позиций «физической культуры и спорта», то «физическая готовность».

Если рассматривать отдельно выполненное упражнение среднестатистическим человеком, например, подтягивание на перекладине, или обыденные действия грузчика по разгрузке фуры, то в этом случае кажется смешным построение вокруг этого обширных научных теорий с «борьбой» терминов. Важность вопроса и дискутирование уже начинает проявляться, например, при подготовке военнослужащих вести бой в требуемых режимах интенсивности, тем более спортсменов

№8 • 2023 Август | August

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

высокого класса при подготовке к олимпииским играм, хотя и на уровне подразделении сил специальных операции кон-тенты нисколько не отстают - каждый сотрудник - «штучный товар», и пульс в покое у ряда лиц не больше, чем у биатлониста М. Фуркада (Франция) - 25 уд/мин [3].

Что же является той лакмусовой бумажкой, свидетельствующей о физической готовности человека? По какому критерию можно судить о превращении индивида из состояния «неготовности» в ранг «готовности»? Например, врач хирург - выпускник вуза: когда наступает тот момент, когда специалист становится настоящим врачом? Когда получит диплом? Или до того - на практике? Или после годовалого опыта работы?

Но и в этом случае инструментами «физической культуры» у специалистов смешанного труда [1] невозможно измерить «налитое в сосуд состояние» до миллилитра и тем более точно спрогнозировать результат, поскольку влияние физической культуры носит опосредованный или косвенный характер. Ведь не существует закономерности, что чем быстрее ученик бежит, например, 1 км, тем более успешнее будет его результат на математической олимпиаде школьников. Предиктор таковой закономерности очевиден при непосредственно прямом воздействии спортивных нагрузок на результаты деятельности.

Цель исследования - синтез информации по проблеме конкретизации критериев физической готовности специалиста, а также представление классификации научных взглядов.

Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа и синтеза информационных, статистических и научных источников по теме исследования, а также аналитическое прогнозирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Спорт в узком смысле своего определения воздействует на занимающегося им человека посредством множественных автофункций, которые бесконечно можно дифференцировать под разными углами восприятия и трактовки. К примеру, в каждой диссертации по специальностям 5.8.4; 5.8.5; 5.8.6, которых в масштабах страны десятки тысяч, каждый автор прослеживает и доказывает частную функцию этого положительного влияния: по сути, рациональные занятия спортом положительно влияют на все, ибо движение - это жизнь. На данный момент научного познания отсутствует не патологическая биоструктура, а отрицательное восприятие воздействий двигательной активности.

В отношении спорта отметим, что чемпион всегда один, следовательно, возникает вопрос - а остальные участники процесса априори физически уже не могут быть готовы? Но и это не всегда так. Невышедшие лица даже в финал, может, как раз и были более физически готовы, но проиграли из-за дефицита тактического или психологического компонента. То есть срез «физической готовности» человека и его функциональное результативное применение в наши дни, даже при прямом воздействии влияния, все больше приобретают относительный и обусловленный характер.

Продолжая мысль, отметим, что не факт, что в приведенном примере победившего чемпиона кроется эталонный срез физических кондиций. Неизвестно, какой ценой для организма встала эта победа. Ведь даже в стенах вуза нередко получившие отличные оценки при выполнении контрольных нормативов по физической культуре на неделю выпадают из учебного процесса в целом - из-за сердечной аритмии [2]. Да и еще неизвестно пролонгированное последействие таковых относительно ударных персональных нагрузок на функциональное состояние человека в пожилом возрас-

те. Данные вопросы усиливают актуальность аналитической работы.

В наши дни понятие «адаптация» вышло за рамки изначального медико-биологического воззрения, где оно зарождалось и проникло во все сферы науки. В настоящее время это синтез философских, медицинских, психологических, педагогических и мн. др. транскрипций; дефиниция по широте воображения представляет некий образный аналог (по бесконечности подбора горизонта структурных элементов) выражения, например, «качество жизни», «культура», «образование».

Отношение адаптации к физическим нагрузкам человека проявляется в том, что у любого индивида, как биологического объекта, суточным основным обменом выделяются = 1500-2500 ккал, которые для поддержания жизни человек должен потратить, ибо энергия начнет работать против организма (застой крови, тромбозы, одышка, аритмия, психоз и мн. др.). Критериями при этом резонно могут выступать два ключевых кластера: дискретный (точечный) - конкретно требуемый набор показателей физических качеств и их уровня (не больше - не меньше), это инженеры, учителя, врачи, операторы, студенты, летчики и т.п.; непрерывный - когда значения предполагают начальный требуемый уровень, а далее -«чем больше - тем лучше», это спортсмены высокого класса, спецназовцы, шахтеры, грузчики и т.п.

К важным дефинициям «адаптации» в физической культуре и спорту следует отнести:

Адаптация - приспособление организма (общее понятие).

Перекрестная кросс-адаптация - формирование устойчивости организма к воздействию многосторонних различных факторов.

Упреждающая адаптация - формирование устойчивости организма к воздействию многосторонних различных факторов заблаговременно [4].

Концепция «минимизации» - когда человек на фоне утомления снижает дееспособность многих показателей, но не тех, которые важные (например, три важных показателя всегда сохраняются). Подготовка к такой способности человека называется формированием перекрестной сенсибилизации.

У человека в процессе физической культуры и реализации спортивной деятельности упреждающая перекрестная адаптация формируется заблаговременно в процессе длительной этапной подготовки. Перекрестная «кросс-адаптация» гомогенна как с системными, так и эмоциональными стрессорами.

В ходе реализации подэтапа подготовки к действиям в эмерджентных активных условиях целесообразно краткосрочное формирование перекрестной сенсибилизации (повышение резистентности в фазе перекрестной сенсибилизации) организма человека к выполнению избранных конкретных узко-специальных задач на основе концепции «минимизации» и теории «пластического обеспечения функций организма» [5]. При этом у человека происходит устойчивое перераспределение степени значимости и сохранение максимально полноценной дееспособности наиболее значимых показателей, которые проявляют высокую степень надежности на фоне кумуляции психофизического утомления организма и задействования кардиоваскулярной выносливости.

Наиболее информативными физическими упражнениями, целесообразно привлекаемыми педагогами и психологами для исследования эффективности адаптации человека к полифункциональным видам деятельности, являются: на начальном этапе обучения студентов, курсантов и слушателей - анаэробные средства с 30-70% силовым усилием от предельной; для гиподинамии - комбинации аэробных круговых заданий с усилием 35-50% от предела; средства на координацию; для интегративного репрезентативного массива студентов и дру-

32

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

Пороговые границы физической готовности

гих категорий обучающихся при врабатывании в процесс обучения - координационные способности и выносливость; для специалистов с повышенным гипердинамическим трудом -упражнения с ударными физическими нагрузками. Валидным критерием адаптации выступает способность к репродукции восстановления систем после работы, что является эффективным индикатором отбора «самых лучших» лиц из уже подготовленных на «отлично».

На наш взгляд, структуру критериев физической готовности специалиста следует представлять как пороговый диапазон наиболее важных компонентов (см. рисунок).

Начальный порог физической готовности - степень перекрестной кросс-адаптации элементов содержания к предполагаемому труду. Это и есть, по сути, критерий пригодности человека или спортсмена к конкретному виду специфической деятельности. Дальнейший рост значений данных избранных показателей - различные усовершенствованные стадии последовательных переходов значений в статусе перекрестной сенсибилизации. Причем рост значений не предполагает предела совершенства, поскольку перманентно повышаются мировые рекорды, как следствие прорыва возможностей человеческого организма, включения неизведанных механизмов психофизических эшелонов второго порядка.

Вывод. Таким образом, на основании результатов аналитического исследования представляется следующая классификация научных взглядов по проблеме критериев физической готовности специалиста к деятельности. Критериями физической готовности специалиста, на наш взгляд, следует считать определенный диапазон значений физического состояния. Начальный допустимый уровень структурного образования - соответствие дееспособности параметров требованиям перекрестной кросс-адаптации; далее - безлимитированный прогрессивный потенциал наращивания уровня наиболее значимых компонентов в стадиях перекрестной сенсибилизации. Вышеуказанный прогноз построения критериальной

структуры физической готовности человека не предполагает релевантности контроля функциональных возможностей включения индивидом вторых и тем более третьих эшелонов физиологических резервов, поскольку требуется верификация научных данных его поведения в критических экстремальных ситуациях.

Литература

1. Глазкова Г.Б. Отношение студентов к физической активности в условиях смешанного обучения / Г.Б. Глазкова, Е.А. Лубышев, О.В. Мамонова и др. // Теория и практика физической культуры. -2023. - № 1. - С. 59-61.

2. Пугачев И.Ю. Инновационно значимый элемент физической работоспособности человека / И.Ю. Пугачев // Инновации в образовании. - 2018. - № 9. - С. 17-25.

3. Пугачев И.Ю. Теоретико-методологические проблемы реактивной маневренности двигательного потенциала профессиональных бойцов ММА / И.Ю. Пугачев // ОБЖ: Основы безопасности жизни. - 2022. - № 4. - С. 22.

4. Пугачев И.Ю. Упреждающая адаптация и перекрестная сенсибилизация в онтогенезе человека в физкультурно-образовательном пространстве / И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин, С.В. Разновская и др. // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22. - № S2. - С. 124-130.

5. Разновская С.В. Направленность специальной физической подготовки специалистов управления воздушным движением с учетом профессионально значимых психофизиологических качеств / С.В. Разновская, В.Б. Парамзин, И.Ю. Пугачев и др. // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 11. - С. 81-83.

References

1. Glazkova G.B., Lubyshev E.A., Mamonova O.V. et al. Otnosheniye stu-dentov k fizicheskoy aktivnosti v usloviyakh smeshannogo obucheniya [The attitude of students to physical activity in conditions of blended learning]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2023. No. 1. pp. 59-61.

2. Pugachev I.Yu. Innovatsionno znachimyy element fizicheskoy rabo-tosposobnosti cheloveka [Innovatively significant element of human physical performance]. Innovatsii v obrazovanii. 2018. No. 9. pp. 1725.

3. Pugachev I.Yu. Teoretiko-metodologicheskiye problemy reaktivnoy manevrennosti dvigatelnogo potentsiala professionalnykh boytsov MMA [Theoretical and methodological problems of reactive maneuverability of the motor potential of professional MMA fighters]. OBZH: Os-novy bezopasnosti zhizni. 2022. No. 4. p. 22.

4. Pugachev I.Yu., Paramzin V.B., Raznovskaya S.V. Uprezhdayushcha-ya adaptatsiya i perekrestnaya sensibilizatsiya v ontogeneze cheloveka v fizkulturno-obrazovatelnom prostranstve [Proactive adaptation and cross sensitization in human ontogenesis in the physical culture and education space]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2022. Vol. 22. No. S2. pp. 124-130.

5. Raznovskaya S.V., Paramzin V.B., Pugachev I.Yu. et al. Napravlennost spetsialnoy fizicheskoy podgotovki spetsialistov upravleniya vozdush-nym dvizheniyem s uchetom professionalno znachimykh psikhofizio-logicheskikh kachestv [Orientation of special physical training of air traffic control specialists taking into account professionally significant psychophysiological qualities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 11. pp. 81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.