ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 2 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 2
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И. Ю. ПУГАЧЕВ
БАЛАНС ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»;
e-mail: pugachyov.i@yandex.ru)
doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-2-87-103
В статье сформулирована, с одной стороны, проблема необходимости психолого-педагогического обеспечения готовности трудоспособного населения страны к профильной деятельности, а с другой стороны, проблема научной незавершенности сущности определения «готовность», а также дескрипторов баланса психологического и педагогического контента в этом процессе. Цель исследования — синтезировать информацию по проблеме баланса логистического информационного поля психологии и педагогики физического воспитания в контексте дефиниций готовности специалиста к профильной деятельности и представить авторскую классификацию научных взглядов. Материалы работы базировались на пролонгированных изысканиях (1992-2022 гг.) по проблеме формирования физической готовности специалистов к профильной деятельности. На начальной стадии испытуемыми выступали инженерно-технические специалисты, на дальнейших этапах аспект тематики усилился гетерогенной категорией людских трудовых ресурсов. Методами исследования являлись: логическая обработка информации (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция), теоретический анализ и обобщение, ретроспективный анализ, теоретическое моделирование и прогнозирование. Результатами исследования ассимилировано следующее. Выделено три ключевых кластера изучаемой проблемы: соотношение успешной и бинарной готовности специалиста к деятельности, соотношение баланса перекрестной адаптации и перекрестной сенсибилизации в готовности специалиста к деятельности, соотношение порогов «зоны досягаемости» в изучении мозговых процессов организма
человека педагогикой и психологией физического воспитания. Разработана классификация научных взглядов баланса экстраполяции психологии и педагогики физического воспитания в контенте дефиниций готовности специалиста к деятельности, аккомодирующая необходимость бинарной ее интерпретации, алгоритм формирования состояний «перекрестной адаптации», «упреждающей адаптации» и «перекрестной сенсибилизации» в системе вузовской трансформации выпускников. Научная новизна: изучен баланс психолого-педагогических компонентов в физическом воспитании человека в целях формирования готовности к профильной деятельности, определены методологические положения ее практического построения, в частности необходимости достижения человеком труда конкретного «среза» наиболее задействованных параметров его физических кондиций, функционального состояния и морфологических признаков.
Ключевые слова: психология; педагогика; физическое воспитание; специалист; готовность; профильная деятельность; баланс; выпускники вузов; физическое состояние; адаптация; сенсибилизация.
Введение
Понятие «готовность» в широкой трактовке интерпретируется как состояние человека, обусловливаемое его способностью к успешной реализации труда в резонансе с осознанной направленностью на результат [1; 2]. Определение не представляет научного внутреннего пояснения собственной логической нагрузки речевой единицы как фразеологической объективной реальности. К примеру, не совсем ясно, что же представляет формулировка «успешность», какова амплитуда ее диапазона, каково «поле очертания» дескриптора категории «неуспешности», обязательно ли наличие сознательной направленности — может быть, человек «нехотя» и с «нелюбовью», но на высококлассном уровне выполняет определенные трудовые опции, считая это средством заработка (выживания), включая «иное — также непатологическое сознание».
Конкретизация глубинных связей и отношений информационных элементов смысловой нагрузки «готовности» специалиста к профильной деятельности является краеугольным камнем разработки инвариантных квалификационных требований, методик, программ, дидактических инструментариев в психологии и педагогике физического воспитания, поскольку подавляющая логистическая масса изданий и эмпирических изысканий в предоставленном аспекте ассимилировано на формирование аутентичного структурно-функционального образования, снабжающего реализацию определенной дозы объема труда [3]. Также более полное
уяснение этого положения удовлетворяет вопрос «Что же формировать?», т.е. какой объем знаний, навыков и умений должен присутствовать у специалиста по профилю назначения, какой уровень развития двигательных качеств, параметров психического и физического состояния, степени дееспособности показателей функционального состояния должен иметь место.
Структура физической готовности представлена тремя компонентами: телесным, функциональным и двигательным кластерами [4]. Под телесной готовностью понимается требуемый уровень развития морфологических признаков специалиста, под функциональной — функциональное состояние их организма, под двигательной — необходимый уровень развития двигательных качеств человека и нужная степень сформированности у него двигательных навыков. В свою очередь, с точки зрения педагогики физического воспитания, функциональное состояние организма человека — это степень функциональной полноценности внутренних органов и систем, их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также наличие или отсутствие каких-либо заболеваний. Отметим, что понятие «психическая болезнь» выходит за рамки термина «физическое состояние» [5], а значит, и за рамки понятия «физическая готовность». Следовательно, уже проявляются предпосылки ясности «поля внимания» психологического и педагогического контекста.
Функциональное состояние организма включает в себя степень дееспособности следующих основных систем: нервной (центральной, периферической, вегетативной), иммунной, эндокринной, двигательной, мышечной, двигательной, лимфатической, кровеносной, сердечно-сосудистой, дыхательной, кардио-респираторной, пищеварительной, сенсорной (зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильной и теплорегуляторной систем, системы болевых пороговых функций), системы обмена веществ (аминокислотного, углеводного, жирового, витаминного, минерального, обеспечения пластического обмена, обеспечения энергетического обмена, обеспечения клеточного обмена и др.), поддержания гомеостаза, буферных систем, физиологических и психофизиологических резервов и др.
Если нервная система, с одной стороны, является основной регулирующей системой организма и, безусловно, является предметом физической готовности человека к деятельности, то, с другой стороны, эта же система с основой — головным мозгом и соответственно с работой второй сигнальной системы и когнитивными функциями — является краеугольным камнем науки психологии. Именно поэтому неясным остаются ответы на вопросы «В какой степени педагогам физического воспитания изучать структуру функций работы мозга человека?», «Где грань перехода физической готовности в психологическую, и соответственно — физического состояния человека в психологическое?», «Какие тесты оценки дееспособ-
ности центральной нервной системы относить к прерогативе педагогов физического воспитания, а какие — к психологам?». В научных публикациях мы конкретные ответы не нашли.
Таким образом, проблемная ситуация проявляется, с одной стороны, в необходимости психолого-педагогического обеспечения готовности полноценного населения страны к деятельности, с другой стороны, — в научной незавершенности сущности определения «готовность», а также аспектов баланса психологического и педагогического контента в этом процессе. Исходя из вышеизложенного, цель исследования — синтезировать информацию по проблеме баланса логистического информационного поля психологии и педагогики физического воспитания в контексте дефиниций готовности специалиста к профильной деятельности и представить авторскую классификацию научных взглядов.
Материалы и методы
Материалы исследования базировались на пролонгированных изысканиях (1992-2022 гг.) по проблеме формирования физической готовности специалистов к деятельности. На начальных этапах работы испытуемыми выступали инженерно-технические специалисты, что нашло отражение в монографии [6]. На дальнейших этапах работы аспект тематики изучался на разной категории специалистов: выпускники физкультурных вузов, баскетболисты высокого класса, сотрудники сил специальных операций и Главного разведывательного управления (далее — ГРУ), специалисты атомных подводных лодок и надводных кораблей, студенты гетерогенных вузов (технологии и дизайна, морского инженерно-технического университета, связи), летный состав истребительной и морской авиации, бойцы ММА и др. [3; 4; 5; 7; 8; 9].
Применялись следующие методы: метод логической обработки информации (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция), теоретический анализ и обобщение, ретроспективный анализ, теоретическое моделирование и прогнозирование.
В контексте исследования следует отметить, что, безусловно, у многих специалистов различных областей и сфер деятельности вышеуказанные компоненты сформированы на достойном уровне функционирования и недоступны нашему детальному и более глубокому познанию явлений и свойств этих процессов.
Однако среднестатистические людские или человеческие ресурсы требуют управляемого процесса подготовки [10; 11]. Третье десятилетие имеет место постепенный регресс физического и психического состояния молодежи. Объективным свидетельством этого является анализ состояния
призывного контингента на службу в Вооруженные силы, проводимый ежегодно с 1990 г. в рамках НИР «Молодое пополнение» [12] ФГКВОУ ВО «Военный институт физической культуры» (далее — ВИФК). Так, в последние годы уровень неудовлетворительной физической подготовленности подростков, в зависимости от округов, колеблется до 50%. К примеру, плавать не умеют — до 10% личного состава. В масштабе России призывной контингент — это значительная выборка, по «срезу» которой можно косвенно судить об остальной молодежи. Следовательно, можно предположить, что лишь 50% молодого населения страны физически и психически подготовлены в пределах нормы онтогенеза, выполняют нормативы по физической подготовке от «3» и выше, но и это заблуждение, поскольку число призывного контингента — лишь верхушка айсберга, а основная скрытая часть его — лица с отклонениями в состоянии здоровья физического, а большей частью — психического. Неслучайно в ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова» действует 10 диссертационных советов по 28 нозологическим специальностям [13].
Индивидуальная или коллективная готовность человека к деятельности, без учета готовности материально-технических средств и организационно-управленческих форм, — это комплексный интегральный сплав специальной, психологической, физической и теоретической сторон готовности. В учебниках при СССР выделялась также морально-политическая сторона контента, но это, по сути, идейно-нравственный, волевой, ценностный компонент, не что иное, как психологический, уже имевший место кластер. Очевидно, ЦК КПСС 1 акцентировал внимание и настоятельно выделял особую глобальную важность морально-политической подготовленности человека, ибо она являлась своего рода «энергоносителем» идеи коммунизма. К сожалению, это не закрепилось полноценно в сознании отдельных сфер русского общества, поскольку уже в ряде Олимпиад российские звезды спорта несколько «сдали» моральные позиции и выходят на мировую и европейскую арену под нейтральным флагом. Безусловно, данная гражданская позиция спортсменов и федераций не противоречит Конституции РФ, регламентирующей свободу и демократичность взглядов личности. Но сила духа Отечества в этом случае проявилась бы в большей степени в отказе принимать «правила игры» чиновников США, поскольку в этом кроется «скрытая форма доминирования», а значит, и маленькой, но «победы».
Но зеркально морально-политический оттенок, наряду с физической и психологической готовностью, героически проявляется в подвигах рус-
1 Центральный Комитет Коммунистический партии Советского Союза
ских военнослужащих в наши дни в ходе боевых действий на Украине, в Сирийской Арабской Республике и других горячих точках [5; 7; 9].
Физическая готовность специалиста в общеизвестном аспекте трактуется как конкретное физическое состояние, соответствующее современным требованиям труда и обеспечивающее успешность его профессиональной деятельности. Соответственно, аналоговое определение предполагает и психологическую готовность человека к деятельности, т.е. конкретное психологическое состояние, соответствующее современным требованиям труда и обеспечивающее успешность его профессиональной деятельности. Психологическая готовность человека к деятельности представляет конкретный для отдельной специальности синтез среза психических познавательных и эмоционально-волевых процессов, а также психических состояний и свойств личности. В педагогике и психологии физического воспитания, как науке об обучении и воздействии на сознание, чувства и волю человека, в целях развития необходимых двигательных и специальных качеств имеют место как точки соприкосновения, так и свои «отдельные берега» изучения предметов и явлений, поскольку специалисты той и другой сфер готовятся или на разных факультетах вузов, или вообще в разных вузах [14].
Результаты и обсуждение
В исследовании выделилось три ключевых дефиниции рассматриваемой проблемы: баланс успешной и бинарной готовности специалиста к профильной деятельности, баланс перекрестной адаптации и перекрестной сенсибилизации в готовности специалиста к деятельности, баланс порогов «зоны досягаемости» в изучении мозговых процессов организма человека педагогикой и психологией физического воспитания.
1. Баланс успешной и бинарной готовности специалиста к профильной деятельности
Данный аспект важен в прогнозировании модельных характеристик состояния готовности специалиста, выраженных в количественном наборе наиболее информативных показателей и степени их дееспособности (уровень, баллы и т.п.). Если система контроля в вузах, техникумах в настоящее время построена с ориентиром на достаточность оценки «удовлетворительно», то, по сути, это и есть тот необходимый уровень готовности специалиста, хотя бы на первичной должности, чтобы реализовывать труд «в пределах нормы». Если общество выпускает хирургов — «троечников», пилотов гражданской авиации — «троечников», операторов пусковых установок ракет стратегического назначения — «троечников», значит, делу рук этих людей доверено производить требуемый алгоритм трудовых манипу-
ляций. В действительности, это и есть так называемая успешная готовность. Следовательно, слово «успешная» лишнее, и просто механически вставлено в текст, не для обращения на него особого внимания. Мы считаем, что перспективным будет являться переход на трактовку «бинарная готовность», т.е. или специалист «готов» или «не готов». Безусловно, это введение потребует сложных экономических и научных обобщений в масштабе страны, в первую очередь, в системе итогового контроля в вузах. Но на сегодняшний момент некорректно и абсурдно выглядит само определение выпускника вуза, судя по итоговой генеральной оценке за дипломную работу: «готов на «5», готов на «4», готов на «3». По сути, в однотипном аспекте выглядит сегодня оценочная система облегчения нормативов по физической подготовке в Вооруженных силах России, в зависимости от возрастной группы. К примеру, молодому летчику-истребителю НАТО, имевшему, допустим, оценку «3», в воздушном бою с русским летчиком-истребителем совсем не важно, на какую оценку он готов по окончании вуза (на «5» или на «3»), и совсем не важен возрастной ценз оппонента и даже наличие звания «мастер спорта», и наоборот. Главной объективной аттестацией готовности будет являться — «кто кого ликвидирует в бою». В связи с этим наше мнение о целесообразности введения «бинарной оценки» готовности специалиста к деятельности видится разумной перспективой. Оценки «2», «3», «4», «5» в процессе формирования готовности специалиста эффективны в качестве стимулирующей функции обучения в вузе. Бинарный подход оценивания готовности пока имеет место у подразделений специального назначения блока НАТО, а также в ряде силовых подразделений России (силах специальных операций, ГРУ, войск национальной гвардии и др., например, при аттестации на получение «крапового берета»).
2. Баланс перекрестной адаптации и перекрестной сенсибилизации в готовности специалиста к профильной деятельности
Опираясь на научные подходы к развитию физических и психических качеств, двигательных навыков и морфологических особенностей онтогенеза человека [15], на различные положения существующих теорий и концепций, проведя анализ работы и физической подготовки, обучающихся в вузах [16], можно прагматично утверждать, что для качественного выполнения готовности к деятельности необходимо комплексно развивать не только выносливость, силу и силовую выносливость, но и формировать специфические прикладные навыки выполнения профессиональных действий посредством моделирования вероятностных их проявлений в процессе выполнения реальной будущей работы. Безусловно, в полной мере невозможно смоделировать условия реальной будущей деятельности у ряда специальностей, например, не поддаются исчерпывающему моделированию действия военнослужащего на поле полных боевых действий,
только у манекена в мирное время можно оторвать ногу, подорвать его, но с реальным человеком это сделать нельзя, и невозможно продемонстрировать вынесенных реальных впечатлений от боя, непосредственно самому не побывав в нем. В большей части это относится и к другим сферам деятельности.
Ролевые игры в процессе обучения лишь приближают будущего специалиста к трудовым реалиям. Но, например, в процессе подготовки сварщика или повара в профессионально-технических лицеях (техникумов и др.) уже задолго до выпуска выявляются лучшие специалисты: их деятельность в ходе практического обучения и производственной практики и есть сама ее модель. Сбивающими факторами при непосредственной работе на объектах у профессионалов могут быть условия ответственности, нерациональность рабочей позы, вредная интоксикация, например, при работе сварщика с аргоном на предприятиях Военно-морского флота при «связывании» корпуса подводной лодки или батискафа. В этом случае стресс-фактор загазованности воздуха является предиктором туберкулезных заболеваний, что отражается на психическом состоянии сварщика, осознающем «фокус» преломления этих воздействий в пролонгированном времени. Это вызывает усиленный перманентный выброс адреналина в «кору надпочечников — гипофиз».
Вопросы обоснования системы физической тренировки, организации обучения в вузах достаточно широко освещены в научных работах, выполненных учеными по различным направлениям, касающимся физической подготовки самих специалистов, психологической и психофизиологической подготовки средствами физического тренинга обучающихся в вузах, профессионального отбора специалистов, теории управления физической культурой в РФ, физической рекреации детей, инвалидов и пожилых людей, их адаптации к условиям труда и жизнедеятельности. Применительно к обучающимся в вузах совершенствование процесса физической и психологической подготовки рассмотрено в значительном количестве исследований. В них обоснованы и доказаны эффективные способы формирования высокого уровня физической и психологической подготовленности специалистов к выполнению профессиональных приемов и действий на различных объектах их трудовой деятельности; разработаны модели психофизической подготовки в системе образовательного процесса в вузах с учетом их взаимосвязей с профильным обучением и особенностями этапов подготовки.
Моделирование комплексных специальных упражнений как эффективного средства физической подготовки и формирования адаптации к деятельности военных специалистов широко применялось в диссертационных исследованиях по тематике «Формирование военно-прикладных
навыков в процессе физической подготовки военнослужащих к действиям в экстремальных условиях» ученых ВИФК. При этом научной школой ВИФК впервые была введена трактовка понятия «упреждающая адаптация к боевой деятельности». Базой вышеуказанных исследований являлась концепция «минимизации», обоснованная В. Л. Марищуком [17], которая была рассмотрена на примере летного состава истребительной авиации. Смысл этой концепции заключается в сохранении дееспособности именно тех параметров, которые являются ключевыми при обеспечении трудовых операций; уровень же других, незадействованных показателей в этом случае не вызывает необходимости проявления.
Однако, на наш взгляд, для выпускников вузов первостепенной задачей должно являться формирование разносторонней резистентности организма к воздействию неблагоприятных факторов труда, что в научной литературе трактуется как «перекрестная адаптация» [15]. Мы считаем, что перекрестную же сенсибилизацию к деятельности выпускников вузов, основанную на концепции «минимизации», целесообразно формировать после окончательного распределения на первичные должности и после полноценной конкретизации функциональных обязанностей. Таким образом, в отличие от сложившихся стереотипов исследований в ВИФК, процедура перспективной научной работы должна заключаться в том, что нет необходимости задействовать положения концепции «минимизации», т.е. термин «упреждающая перекрестная адаптация» выпускников вузов не должен предполагать компонент «перекрестной сенсибилизации». Идеальным примером перекрестной сенсибилизации служат факты парадоксальных уникальных координационно-манипуляционных действий наших летчиков во время Великой Отечественной войны, когда практически смертельно раненые в воздушном бою пилоты во многих случаях умирали лишь тогда, когда сажали самолет. Они сохраняли способность управлять летательным аппаратом, хотя уже были в пограничном состоянии между жизнью и смертью. Примером перекрестной сенсибилизации также служат надежные безошибочные уверенные действия специалистов в осознании вероятной смерти, как проявил себя боец сил специальных операций РФ А. А. Прохоренко [9], попав в окружение боевиков в Сирии и вызвав огонь на себя.
3. Баланс порогов «зоны досягаемости» в изучении мозговых процессов организма человека педагогикой и психологией физического воспитания
Следует отметить, что должностные лица в качестве спортивных психологов — категория малочисленная по отношению к преподавателям физического воспитания. Штатные психологи широко представлены в основном в сфере профессионального спорта. Не вызывает сомнения, что
они оперируют тонкими специфическими оттенками труда, свойственного непосредственно «психологии», типа тонких материй с домыслом (например, «почему я сказала вам нет — почему вы поверили в это?»). Данные психологи применяют также специфические методы при обучении специалистов, свойственные «тонким разгадкам загадок», например, летчик-инструктор В. Л. Марищук интуитивно «читал» обучающихся, пытающихся обманом списаться по состоянию здоровья: так, при приземлении самолета хитрец говорил «не вижу полосы»; инструктор отвечал — «тоже не вижу!»; тогда хитрец выбрасывал шасси и успешно производил посадку. Но приобретенный опыт педагога и психолога с годами добросовестной работы с коллективами людей трансформируется в единый «психолого-педагогический» сплав знаний и умений по механизму «самообучения» и методу верификации Л. Витгенштейна «практика — критерий истины» [18]. Психолог в определенный момент становится хорошим педагогом, и наоборот; психология как наука является «посредником» или «гидом» для педагога при реализации процесса познания, а педагогика для психолога — «посредником» применения методов обучения и воспитания. Только психолог, обучающий людей этой науке, — уже автоматически является педагогом, а педагогу для законного преподнесения знаний в области психологии требуется дополнительное образование. И если психология — молодая наука, которая выделилась самостоятельно в середине XIX в., то таковым «посредником» до нее являлась философия, как искусство ведения спора. Неслучайно обозначение науки о душе было введено философом Х. Вольфом в XVIII в. [19].
Относительно глубины изучения тестов оценки работы второй сигнальной системы, на наш взгляд, педагогам физического воспитания достаточно анализировать параметры психофизиологических функций организма, которые не затрагивают глубинные мыслительные процессы мозга, а находятся на пороге соединения физиологических функций (скорости возбуждения мотонейрона, латентное время мыслительной операции) и начальными мыслительными операциями (элементарное сложение и вычитание чисел; элементарная зрительная или слуховая память на числа: например, в течение 1 мин человеку представляется лист бумаги с трехзначными цифрами и словами в разных комбинациях; соответственно производительность в условных единицах будет эквивалентна числу правильных совпадений).
В отношении более глубоких мыслительных интеллектуальных механизмов педагогу физического воспитания вполне достаточно применение в исследованиях теста возрастающей трудности Равена [20]. На этом пороге преподавателю физической культуры разумно остановиться в дальнейших поисках тайн человеческого мышления, ибо это «хлеб» непосредственно
психологов и психотерапевтов, ибо если у преподавателя имеют место порывы дальнейшего углубленного изучения мозговых процессов, то ему самому целесообразно получить второе высшее психологическое образование во избежание нерелевантных выводов при анализе и интерпретации своих эмпирических данных. Безусловно, помимо рекомендуемого теста, можно применить и однотипный любой другой тест, но без фанатического отношения к широким выкладкам не своего поля деятельности параметров. Следует отметить, что в настоящее время имеет место тенденция появления новых оттенков содержания диссертационных работ в области педагогики физического воспитания, связанных с ярко выраженной эмоциональной насыщенностью восприятия текстового материала. К большей части таких работ относятся исследования видов спорта, где эмоции, демонстрация мимики, пантомимики занимают главенствующее положение (бальные танцы, парное фигурное катание и т.п.). Такое направление публикаций насыщенного эмоционального контента мы условно назвали «работы формата 3D».
Заключение
На основании результатов аналитического исследования представляется следующая классификации научных взглядов по проблеме баланса информационного поля психологии и педагогики физического воспитания в контексте дефиниций готовности специалиста к профильной деятельности. Во-первых, выделена целесообразность перспективной трактовки изучаемого понятия как «бинарная готовность» с инструментарием оценки «трудовые операции выполнены» или «трудовые операции не выполнены». Во-вторых, уточнено понимание алгоритма психолого-педагогической подготовки выпускников образовательных учреждений: в момент окончания вуза у специалиста по нозологическому профилю должна быть сформирована разносторонняя резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов труда — «перекрестная кросс-адаптация»; «перекрестная сенсибилизация» как мастерство высшего порядка реализуется на последующем этапе при распределении специалиста на более конкретизированную штатную должность. В-третьих, педагогам физического воспитания при оценке параметров физической готовности как составляющей общей готовности при анализе дееспособности центральной нервной системы в правовом поле доступно изучение функций головного мозга человека, находящихся на пороге соединения физиологической работы систем и начальными проявлениями когнитивных операций, а также доступен более глубокий скрининг мыслительно-интеллектуальных функций второй сигнальной системы — ассимиляция
внимания непосредственно специалистов-психологов. В-четвертых, усмотренная сингулярность появления в научно-публикационном пространстве контента повышенного эмоционально-насыщенного содержания рекомендует вызвать дискуссию о необходимости классифицировать их как «работы формата 3D», как публикации с условным восприятием признаков трехмерной графики.
Список литературы
1. Провоторова Н. В. Анализ современной практики формирования готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного управления // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2021. — Т. 40. — № 3. — С. 352. doi: 10.52575/2712-7451-2021-40-3-347-357.
2. Кротова Д. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Антропогогика. — 2022. — № 2(6). — С. 81.
3. Пугачев И. Ю. О необходимости учета параметров физической работоспособности обучающихся в рейтинге университетов // Инновации в образовании. —2020. — № 3. — С. 66.
4. Пугачев И. Ю. Педагогическая интеграция научных представлений о физической работоспособности студентов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2014. — № 2. — С. 99. doi: 10.51314/2073-2635-2014-2-95-107.
5. Пугачев И. Ю. Научные представления о профессиональной и физической работоспособности специалиста // Kant. — 2022. — № 3(44). — С. 4-15. doi: 10.24923/2222-243X.2022-44.1.
6. Пугачев И. Ю., Габов М. В. Концепция обеспечения работоспособности выпускников инженерных специальностей вузов МО РФ средствами физической подготовки. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена. — 2012. — 248 с.
7. Кораблев Ю. Ю., Пугачев И. Ю., Османов Э. М. [и др.]. Необходимость усиления физической подготовленности военнослужащих сил специальных операций и ГРУ Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 25. — № 185. — С. 160. doi: 10.20310/1810-0201-2020-25-185-153-165.
8. Пугачев И. Ю. Акцент усиления физической работоспособности военнослужащих сил специальных операций и главного разведывательного управления РФ // Инновационные формы развития, воспитания и культуры студентов: материалы Х междунар. науч. — прак. конф. — СПб.: СПб ГУПТиД. — 2020. — С. 340.
9. Пугачев И. Ю. Повышение требований к физическим кондициям военнослужащих сил специальных операций во взаимосвязи с применением в войсках инженерных мультимедиа технологий // Инновации в образовании. - 2019. - № 12. - С. 111.
10. Новикова Г. В. Проблема самоорганизации педагогического коллектива школы в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2021. - № 3. - С. 39.
11. Борисенков В. П., Гукаленко О. В. Роль и миссия РАО в развитии педагогической науки и российского образования на современном этапе // Педагогика. - 2021. - Т. 85. - № 11. - С. 99.
12. Отчёт о НИР «Ежегодный мониторинг физической подготовленности военнослужащих, призванных на военную службу; кандидатов, поступающих в военно-учебные заведения, выпускников военно-учебных заведений и довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» / шифр «Молодое пополнение» / рук. работы Г. Г. Дмитриев. - Санкт-Петербург: ВИФК. - 2022. -269 с.
13. Военно-медицинская Академия им. С. М. Кирова. - URL: https://www. vmeda.org/ (дата обращения: 17.11.2022). - Режим доступа: Высшее медицинское образование. - Текст: электронный.
14. Гнездилов Г. В., Лаптев Л. Г., Перевалов А. Н. [и др.]. О совершенствовании деятельности и профессиональной подготовки войсковых психологов // Психология обучения. - 2020. - № 6. - С. 78.
15. Пугачев И. Ю., Парамзин В. Б., Разновская С. В. [и др.]. Упреждающая адаптация и перекрестная сенсибилизация в онтогенезе человека в физкультурно-образовательном пространстве // Человек. Спорт. Медицина. - 2022. - Т. 22. - № S2. - С. 127. doi: 10.14529/ hsm22s216.
16. Казакова Л. П., Радке Д. И. Особенности временной перспективы и ее связь со статусом эго-идентичности и осмысленностью жизни курсантов на различных этапах обучения в военном вузе // Психология обучения. - 2020. - № 1. - С. 15.
17. Марищук В. Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Стресс и тревога в спорте. - Москва: ФиС. - 1983. - С. 77.
18. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании. - URL: https:// fil.wikireading.ru/13335 (дата обращения: 16.11.2022). - Режим доступа: ВикиЧтение. - Текст: электронный.
19. Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник. - Москва: ИД «ФОРУМ», 2013. - 288 с.
20. Тест Равена. Шкала прогрессивных матриц. Raven Progressiv Matrices. Методики для диагностики интеллекта. — URL: https://psycabi.net/ testy/717-test-ravena-progressivnye-matritsy-raven-progressiv-matrices-metodiki-dlya-diagnostiki-intellekta-vzroslykh (дата обращения: 15.11.2022). — Режим доступа: сайт «Психология счастливой жизни». — Текст: электронный.
Сведения об авторе
Пугачев Игорь Юрьевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры игровых и циклических видов спорта ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», Тамбов, Россия. E-mail: pugachyov.i@yandex.ru
The Balance of Psychology and Pedagogy of Physical Education in the Implementation of the specialist's Readiness for Core Activities
I. Yu. PUGACHEV
On the one hand the research formulates the problem of the need for psychological and pedagogical provision of readiness of the able-bodied population of the country for core activities. On the other hand, it indicates the problem of the scientific incompleteness in the essence of the term «readiness», as well as the descriptors of the balance of psychological and pedagogical content in this process. The research aims to synthesize information on the problem of the balance of the logistic information field of psychology and pedagogy of physical education in the content of definitions of specialist's readiness for core activities, as well as to present the author's classification of scientific views. The research materials are based on prolonged research (1992-2022) on the problem of forming the physical readiness of specialists for professional activities. At the initial stage, the subjects were engineering and technical specialists. At later stages, the aspect of the topic was strengthened by the heterogeneous category of human labor resources. The research methods include logical information processing (analysis, synthesis, comparison, abstraction, and induction), theoretical analysis and generalization, retrospective analysis, and theoretical modeling and forecasting. The results of the research assimilated the following. The author allocates three key clusters of the studied problem: the ratio of successful and binary readiness of a specialist for the activity; the ratio of cross-adaptation and cross-sensitization balance in the readiness of a specialist for the activity; the ratio of «reach zone» thresholds in studying the brain processes of the human body by pedagogy and psychology of physical education.
The author developed a classification of scientific views of the balance of extrapolation of psychology and pedagogy of physical education in the content of definitions of specialists' readiness for the activity. The developed classification accommodates the need for binary interpretation of this activity, the algorithm for the formation of the states of «cross-adaptation», «anticipatory adaptation» and «cross-sensitization» in the system of university transformation of graduates. The scientific novelty lies in the study of the balance of psychological and pedagogical components in the physical education of a person in order to prepare them for professional activities; the author determined methodological provisions of its practical construction, in particular, the need for a person to achieve a specific «slice» of the most involved parameters of his or her physical conditions, functional state, and morphological features.
Keywords: psychology; pedagogy; physical education; specialist; readiness; profile activity; balance; university graduates; physical condition; adaptation, sensitization.
References
1. ProvotorovaN.V. Analiz sovremennoi praktiki formirovaniya gotovnosti k in-novatsionnoi deyatel'nosti budushchikh spetsialistov sfery gosudarstvennogo upravleniya // Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya. — 2021. — T. 40. — № 3. — S.352. doi: 10.52575/2712-7451-2021-40-3-347-357.
2. Krotova D.N. Psikhologicheskaya gotovnost' k professional'noi deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy // Antropogo-gika. — 2022. — № 2(6). — S. 81.
3. PugachevI.Yu. O neobkhodimosti ucheta parametrov fizicheskoi rabotospo-sobnosti obuchayushchikhsya v reitinge universitetov // Innovatsii v obra-zovanii. —2020. — № 3. — S. 66.
4. Pugachev I.Yu. Pedagogicheskaya integratsiya nauchnykh predstavlenii o fizicheskoi rabotosposobnosti studentov // Vestnik Moskovskogo univer-siteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. — 2014. — № 2. — S. 99. doi: 10.51314/2073-2635-2014-2-95-107.
5. Pugachev I.Yu. Nauchnye predstavleniya o professional'noi i fizicheskoi rabotosposobnosti spetsialista // Kant. — 2022. — № 3(44). — S. 4-15. doi: 10.24923/2222-243X.2022-44.1.
6. Pugachev I.Yu., Gabov M.V. Kontseptsiya obespecheniya rabotosposobnosti vypusknikov inzhenernykh spetsial'nostei vuzov MO RF sredstvami fizicheskoi podgotovki. — Sankt-Peterburg: RGPU im. A. I. Gertsena. — 2012. — 248 s.
7. Korablev Yu.Yu., Pugachev I.Yu., Osmanov E.M. [i dr.]. Neobkhodimost' usi-leniya fizicheskoi podgotovlennosti voennosluzhashchikh sil spetsial'nykh operatsii i GRU Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Tambovskogo universiteta.
H. №. Пугацеe
Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2020. - T. 25. - № 185. - S.160. doi: 10.20310/1810-0201-2020-25-185-153-165.
8. PugachevI.Yu. Aktsent usileniya fizicheskoi rabotosposobnosti voenno-sluzhashchikh sil spetsial'nykh operatsii i glavnogo razvedyvatel'nogo upravleniya RF // Innovatsionnye formy razvitiya, vospitaniya i kul'tury studentov: materialy Kh mezhdunar. nauch. — prak. konf. SPb.: SPb GUP-TiD. - 2020. - S. 340.
9. Pugachev I.Yu. Povyshenie trebovanii k fizicheskim konditsiyam voenno-sluzhashchikh sil spetsial'nykh operatsii vo vzaimosvyazi s primeneniem v voiskakh inzhenernykh mul'timedia tekhnologii // Innovatsii v obrazova-nii. - 2019. - № 12. - S. 111.
10. Novikova G.V. Problema samoorganizatsii pedagogicheskogo kollektiva shkoly v usloviyakh tsifrovoi obrazovatel'noi sredy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2021. - № 3. -S. 39.
11. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V. Rol' i missiya RAO v razvitii pedagogicheskoi nauki i rossiiskogo obrazovaniya na sovremennom etape // Pedagogika. -
2021. - T. 85. - № 11. - S. 99.
12. Otchet o NIR «Ezhegodnyi monitoring fizicheskoi podgotovlennosti voen-nosluzhashchikh, prizvannykh na voennuyu sluzhbu; kandidatov, postupay-ushchikh v voenno-uchebnye zavedeniya, vypusknikov voenno-uchebnykh zavedenii i dovuzovskikh obrazovatel'nykh uchrezhdenii Ministerstva obo-rony Rossiiskoi Federatsii» / shifr «Molodoe popolnenie» / ruk. raboty G. G. Dmitriev. - Sankt-Peterburg: VIFK. - 2022. - 269 s.
13. Voenno-meditsinskaya Akademiya im. S. M. Kirova. - URL: https://www. vmeda.org/ (data obrashcheniya: 17.11.2022). - Rezhim dostupa: Vysshee meditsinskoe obrazovanie. - Tekst: elektronnyi.
14. Gnezdilov G.V., Laptev L.G., Perevalov A.N. [i dr.]. O sovershenstvovanii deyatel'nosti i professional'noi podgotovki voiskovykh psikhologov // Psik-hologiya obucheniya. - 2020. - № 6. - S. 78.
15. Pugachev I.Yu., Paramzin V.B., Raznovskaya S.V. [i dr.]. Uprezhdayush-chaya adaptatsiya i perekrestnaya sensibilizatsiya v ontogeneze cheloveka v fizkul'turno-obrazovatel'nom prostranstve // Chelovek. Sport. Meditsina. -
2022. - T. 22. - № S2. - S. 127. - doi: 10.14529/hsm22s216.
16. Kazakova L.P., Radke D.I. Osobennosti vremennói perspektivy i ee svyaz' so statusom ego-identichnosti i osmyslennost'yu zhizni kursantov na razli-chnykh etapakh obucheniya v voennom vuze // Psikhologiya obucheniya. -2020. - № 1. - S. 15.
17. Marishchuk V. L. Pereraspredelenie funktsional'nykh rezervov v organizme sportsmena kak pokazatel' stressa // Stress i trevoga v sporte. - Moskva: FiS, 1983. - S. 77.
18. Vitgenshtein: problema very i dostovernosti v poznanii. — URL: https:// fil. wikireading.ru/13335 (data obrashcheniya: 16.11.2022). — Rezhim dostupa: VikiChtenie. — Tekst: elektronnyi.
19. Efimova N. S. Osnovy obshchei psikhologii: uchebnik. — Moskva: ID «FORUM», 2013. — 288 s.
20 Test Ravena. Shkala progressivnykh matrits. Raven Progressiv Matrices. Metodiki dlya diagnostiki intellekta. — URL: https://psycabi.net/testy/717-test-ravena-progressivnye-matritsy-raven-progressiv-matrices-metodiki-dlya-diagnostiki-intellekta-vzroslykh (data obrashcheniya: 15.11.2022). — Rezhim dostupa: sait «Psikhologiya schastlivoi zhizni». — Tekst: elektronnyi.
About the Author
Pugachev Igor Yu. — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Associate Professor of the Department of Game and Cyclic Sports, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia. E-mail: pugachyov.i@yandex.ru