Научная статья на тему 'НАУЧНОТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ'

НАУЧНОТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ВУЗЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумагулов Г.Н., Юламанова Г.М., Кульназаров А.К., Ботагариев Т.А.

Цель исследования - обосновать научно-теоретические аспекты формирования готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» вузов к трудоустройству. Методика и организация исследования. Проводился анализ понятия «формирование готовности выпускников вузов к трудоустройству», изучение структурных компонентов этой готовности; определение факторов, влияющих на формирование этой готовности. Результаты исследования и их обсуждение. Общими чертами понятия «формирование готовности выпускников вузов к трудоустройству» являются координация работы педагогов, обучающихся для приобретения выпускниками навыков. Среди отличий - наличие индекса физической готовности. По структурным компонентам готовности выпускников общим является профессиональный интерес к работе. Среди отличий отмечено планирование профессионального имиджа и перспективной карьерной траектории. Относительно факторов, влияющих на формирование готовности выпускников, единые взгляды заключались в несовершенной концепции трудоустройства. Среди отличий - неимение перспектив социальноэкономического совершенствования регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумагулов Г.Н., Юламанова Г.М., Кульназаров А.К., Ботагариев Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GRADUATES ' READINESS OF THE SPECIALTY "PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS" OF UNIVERSITIES FOR EMPLOYMENT

The purpose of the study is to substantiate the scientific and theoretical aspects of the formation of readiness of graduates of the specialty "physical education and sports" of universities for employment. Methodology and organization of the study. The analysis of the concept of "formation of readiness of university graduates for employment", the study of the structural components of this readiness was carried out; identification of factors influencing the formation of this readiness; identification of ways of integral improvement of scientific and theoretical aspects of the formation of this readiness. The results of the study and their discussion. The general features of the concept of "formation of readiness of university graduates for employment" are the coordination of the work of teachers studying for the acquisition of skills by graduates. Among the differences is the presence of an index of physical readiness. According to the structural components of graduates' readiness, professional interest in work is common. Among the differences noted is the planning of a professional image and a promising career trajectory. Regarding the factors influencing the formation of graduates' readiness, the common views were in the imperfect concept of employment. Among the differences is the lack of prospects for socio-economic improvement of the regions.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ»

выполнении соревновательного движения рывок гири по правилам двоеборья.

Говоря о включении в тренировочный процесс спортсменов гиревиков тренировочного комплекса по правилам армейского гиревого рывка, следует отметить незначительные недостатки - это привыкание спортсмена к постоянной смене рук. Выполняя рывок по правилам классического двоеборья, спортсмен на начальном этапе психологически не уверен в своих силах. Данный недостаток ликвидируется чередованием выполнения упражнения по обоим правилам, плюс обязательное включение в тренировочный процесс «проходок» в классическом рывке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкин, Л.С. Тяжелая атлетика : в 2-х томах. Том 2 / Л.С. Дворкин. - Москва : Юрайт, 2018. - 115 с.

2. Бражник, А. Л. Эффективные методики развития силы. Атлетизм. Армрестлинг. Пауэр-лифтинг / А. Л. Бражник. - Харьков : [б.и.], 2010. - 201 с.

3. Rolling thunder, как средство укрепления хвата кисти при выполнении рывка в гиревом спорте / И.М. Евдокимов, В.В. Рябчук, В.А. Живодёров, Е.С. Горовенко// Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - №1 (203). - С. 109-112.

REFERENCES

1. Dvorkin, L. S. (2017), Weightlifting in 2 volumes, Volume 2, YouWrite, Moscow.

2. Brazhnik, A.L. (2010), Effective techniques of development of force Athleticism the Arm-wrestling Powerlifting, Kharkov, Ukraine.

3. Zhivoderov, A.V. (2022), "Rolling thunder, as a means of strengthening the grip of the brush when performing a jerk in kettlebell lifting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No 1, pp. 109-112.

Контактная информация: zhivoderov74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 378,147

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

ВУЗОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Гадилхан Нурболатович Жумагулов, магистр, Гюзель Миниахметовна Юламанова,

доктор педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия; Анатолий Кожекенович Кульназаров, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель Республики, Алматы, Казахстан; Тулеген Амиржанович Ботагариев, доктор педагогических наук, профессор, Актюбин-ский региональный университет им. К. Жубанова, Актобе, Казахстан

Аннотация

Цель исследования - обосновать научно-теоретические аспекты формирования готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» вузов к трудоустройству. Методика и организация исследования. Проводился анализ понятия «формирование готовности выпускников вузов к трудоустройству», изучение структурных компонентов этой готовности; определение факторов, влияющих на формирование этой готовности. Результаты исследования и их обсуждение. Общими чертами понятия «формирование готовности выпускников вузов к трудоустройству» являются координация работы педагогов, обучающихся для приобретения выпускниками навыков. Среди отличий - наличие индекса физической готовности. По структурным компонентам готовности выпускников общим является профессиональный интерес к работе. Среди отличий отмечено планирование профессионального имиджа и перспективной карьерной траектории. Относительно факторов, влияющих на формирование готовности выпускников, единые взгляды заключались в несовершенной концепции трудоустройства. Среди отличий - неимение перспектив социально-

экономического совершенствования регионов.

Ключевые слова: научно-теоретические аспекты, формирование, готовность, выпускники, физическая культура и спорт, вузы, трудоустройство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p136-141

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF GRADUATES' READINESS OF THE SPECIALTY "PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS" OF UNIVERSITIES FOR EMPLOYMENT

Gadilkhan Nurbolatovich Zhumagulov, the master, Guzel Miniakhmetovna Yulamanova, the

doctor of pedagogical sciences, docent, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia; Anatoly Kozhekenovich Kulnazarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored Worker of the Republic of Kazakhstan, Tulegen Amirzhanovich Bota-gariev, doctor of pedagogical sciences, professor, Aktobe Regional University named after K.

Zhubanov, Aktobe, Kazakhstan

Abstract

The purpose of the study is to substantiate the scientific and theoretical aspects of the formation of readiness of graduates of the specialty "physical education and sports" of universities for employment. Methodology and organization of the study. The analysis of the concept of "formation of readiness of university graduates for employment", the study of the structural components of this readiness was carried out; identification of factors influencing the formation of this readiness; identification of ways of integral improvement of scientific and theoretical aspects of the formation of this readiness. The results of the study and their discussion. The general features of the concept of "formation of readiness of university graduates for employment" are the coordination of the work of teachers studying for the acquisition of skills by graduates. Among the differences is the presence of an index of physical readiness. According to the structural components of graduates' readiness, professional interest in work is common. Among the differences noted is the planning of a professional image and a promising career trajectory. Regarding the factors influencing the formation of graduates' readiness, the common views were in the imperfect concept of employment. Among the differences is the lack of prospects for socio-economic improvement of the regions.

Keywords: scientific and theoretical aspects, formation, readiness, graduates, physical education and sports, universities, employment.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе проблема трудовой устроенности молодых людей является очень актуальной и занимает одно из доминирующих мест в ряде государственных документов [10]. На долю молодого поколения России приходится около пятой части дееспособного населения. Из них, третья часть относится к безработным. Доминирующая часть их с составляют молодые люди, недавно закончившие общеобразовательные школы в возрасте от 16 до 24 лет [11].

Исходя из вышеотмеченного, есть необходимость в исследовании научно-теоретических аспектов формирования готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» вузов к трудоустройству.

Данной проблеме уделили внимание в своих исследованиях следующие специалисты Н.В. Болтенков [1], Г.В. Бредихина [2], Е.Р.Дахина [4] и др.

Научная новизна данного исследования заключается в определении общих и отличительных черт составляющих предмета исследования. А именно, в понятийном аппарате «формирование готовности к трудоустройству», «структурные компоненты готовности к ней», «факторы, влияющие на формирование готовности к трудоустройству».

Цель исследования - обосновать научно-теоретические аспекты формирования готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» вузов к трудоустройству.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «формирование готовности выпускников вузов к трудоустройству».

2. Изучить структурные компоненты готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству.

3. Определить факторы, влияющие на формирование готовности выпускников вузов по специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству.

МЕТОДИКА

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования. Анализ научно-методической литературы [12], контент-анализ [3]. Иссследование проводилось в два этапа. На первом этапе (ноябрь-декабрь 2021 года) проводился анализ точек зрения отечественных и зарубежных специалистов на изучаемую нами проблему. На этом этапе осущестлялась работа по решению четырех поставленных задач. Второй этап (январь-февраль 2022 года) был посвящен оформлению научной статьи.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В понятии «формирование готовности выпускников к трудоустройству» специалисты выделяют следующие аспекты:

а) термин «формирование готовности выпускников вузов к трудоустройству» трактуется как механизм конкретно ориентированного взаимодействия педагогов и обучающихся - действительных субъектов трудоустройства [4];

б) формирование готовности к трудоустройству характеризуется как специально подготовленный механизм системной координации между педагогом, работодателем и выпускником с ориентиром на оптимизацию степени его интересов к профессиональной работе [8].

Виды готовности к трудоустройству:

а) готовность обучающихся к преподавательской работе: личностное создание, характеризующее положение индивида и состоящего из интереса к этой работе [1];

б) телесная готовность - координация количественных данных роста и массы (веса) тела индивида с учетом его возраста, пола и вида телосложения; функциональная готовность - конкретные физические данные непредельных заданий. Двигательная готовность - конкретные количественные данные базовых и специальных физических свойств, нужных индивиду по роду и типу его профессиональной работы [14].

Критерии профессиональной готовности к трудоустройству:

а) индекс физической готовности индивида к конкретной профессиональной работе [14].

Анализ структуры и содержания отмеченных выше терминов позволил определить следующие общие и отличительные их черты:

1. К единым свойствам можно отнести следующие:

- по понятию «формирование готовности выпускников к трудоустройству» - координация работы педагогов, обучающихся для приобретения выпускниками навыков;

- по «видам готовности к трудоустройству» - личностное создание, состоящее из интереса к этой работе.

2. К отличиям можно отнести следующее:

- по понятию «формирование готовности выпускников к трудоустройству» - в одном случае авторы акцентируют приобретение выпускниками знаний, навыков, необходимых для трудоустройства, в другом случае - становление навыков индивидуального осуществления миссий при приеме на работу;

- по «видам готовности к трудоустройству». - отличия зависят от специфики этой готовности. Так, для видов телесной, функциональной, двигательной готовности -

это данные, необходимые индивиду для соответствия требованиям, предъявляемых работодателем;

- по «критериям профессиональной готовности к трудоустройству» - наличие индекса физической готовности.

Компоненты структуры готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству:

а) профессиональный интерес к трудовой работе [4];

б) планирование профессионального имиджа и перспективной карьерной траектории. К его компонентам относятся четыре проекта: самомаркетинг, индивидуальный брендинг, кейс по подготовке бренда и дорожная схема к достижению.

Оптимизация педагогического процесса по формированию готовности обучающихся к будущей работе:

а) из профессиональных свойств выпускников главным образом оценивается: марка приобретенного ими образования; имение багажа знаний практического опыта [5];

б) итоги тестирования помогают: узнать компетенции выпускника; охарактеризовать его доминирующие и негативные элементы; разработать дорожную схему карьеры [2].

Среди общих и отличительных черт структуры компонентов готовности выпускников к трудоустройству мы выделили следующие:

1. К общим чертам отнесены:

- по компонентам структуры готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству: профессиональный интерес к работе; профессиональная конкретность;

- относительно оптимизации педагогического процесса по формированию готовности обучающихся к будущей работе: качество приобретенного ими образования; подготовка себя к реализации в избираемой профессии.

2. К отличиям отнесены следующие:

- по компонентам структуры готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству: значимость совершенствования квалификации до завершения обучения; планирование профессионального имиджа и перспективной карьерной траектории;

- относительно оптимизации педагогического процесса по формированию готовности обучающихся к будущей работе: проведение тестирования с целью определения компетенций выпускников.

В факторах, влияющих на формирование готовности выпускников вузов по специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству, специалисты выделяют следующие аспекты. Внешние и внутренние факторы.

а) факторы: внешние (структура профессионального образования, региональная специфика) и внутренние (ценностные направления выпускников) [4];

б) взаимосвязь, необходимая в рыночных условиях «заказчик-производитель», относительно структуры образования не доведена до завершающего конца [9].

Факторы, влияющие на эффективность профессиональной ориентации студентов:

а) качество подготовительной деятельности распределительной комиссии вуза; региональная специфика в путях приема на работу [13];

б) из-за структурных корректив в производственной отрасли снижение нужд в кадрах, неимение текущих и долговременных перспектив социально-экономического совершенствования регионов [6];

в) во-первых, в ряде регионов имеется высокая оплата труда; вторая причина — в регионе нет свободных мест по профессии [7];

г) причины воздействия включают факторы общественной среды, коэффициенты, которые имеют выпускники и т. д.;

д) проблемы с трудоустройством выпускников профессионального спорта: концепция трудоустройства считается главной причиной, определяющей их трудности с принятием на работу.

Среди общих и отличительных черт факторов, влияющих на формирование готовности выпускников вузов по специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству мы выделили следующие:

1. Среди общих черт мы выделили: региональную специфику; несовершенную концепцию трудоустройства.

2. К отличиям мы отнесли то, что взаимосвязь, необходимая в рыночных условиях «заказчик-производитель», относительно структуры образования не доведена до завершающего конца.

ВЫВОДЫ

1. Для дальнейшего совершенствования проблемы формирования готовности выпускников специальности «физическая культура и спорт» к трудоустройству необходимо акцентировать следующие направления исследования. По понятийному аппарату: формирование интереса к актуальной профессии, а также разработка индекса физической готовности. По структурным компонентам готовности: планирование профессионального имиджа и траектории. По факторам, влияющим на формирование готовности: корректировка концепции трудоустройства.

2. Построение дальнейших исследований по этим направлениям позволит относительно решить проблемы, связанные с трудоустройством выпускников по специальности «физическая культура и спорт».

ЛИТЕРАТУРА

1. Болтенков Н.В. Формирование готовности студентов к преподавательской деятельности / Н.В. Болтенков // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №10. - C. 80-82.

2. Бредихина Г.В. Профориентационная работа как важная составляющая в содействии трудоустройства выпускников / Г.В. Бредихина, Е.В. Перегудина. // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1098-1102.

3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании : учебное пособие. - Школа молодого исследователя. - Санкт-Петербург? 2006. - URL: http://docplayer.ru/37495020-Kontent-analiz-v-pedagogicheskom-issledovanii-uchebnoe-posobie-shkola-molodogo-issledovatelya.html.

4. Дахина Е.Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дахина Елена Рашитовна. - Воронеж. - 24 с.

5. Зирне, Л.О. Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций / Л.О. Зирне // Молодой ученый. - 2015. - № 20 (100). - С. 449-452.

6. Карпец В.А. Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Карпец, Валерий Анатольевич. - Саратов, 2005. - 23 с.

7. Ломтева Е.В. Региональные особенности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций / Е.В. Ломтева, Л.Ю. Бедарева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 1, № 5 (71). - С. 125-140.

8. Михайлова Т.А., Формирование готовности к трудоустройству у студентов вузов / Т.А. Михайлова, Я.С. Габриелян // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. - С. 86-95.

9. Охотников О.В. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования / О.В. Охотников, Ю.Е. Казакова // Экономика и образование. - 2019. - Т. 18, № 3. - С. 431-449.

10. Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. : Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р // КонтурНорматив : [сайт]. - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=243533 (дата обращения: 01.03.2022).

11. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам 13 выборочных обследований рабочей силы). 2020 Статистический сборник / Росстат. - Москва, 2020. - 145 c.

12. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : учебное пособие / Р.А. Сабитова. - Челябинск : Челябинский гос. ун-т, 2002. - 138 с.

13. Сургучев В. А. Исследование спроса на выпускников физкультурных вузов и их ориентация в сфере труда / В.А. Сургучев // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 12. - С. 39-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Трефилов В.А., Дубровский А.В. Формирование физической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7. -С. 49-50.

REFERENCES

1. Boltenkov, N.V. (2011), "Formation of students' readiness for teaching", Pedagogical Education and Science, No 10, pp. 80-82.

2. Bredihina, G.V. (2015), "Career guidance work as an important component in promoting the employment of graduates", Young Scientist, Vol 90, No 10, pp. 1098-1102.

3. Vershlovsky, S.G. and Matyushkina, M.D. (2006), Content analysis in pedagogical research, tutorial - School of Young Researcher, St. Petersburg, available at: http://docplayer.ru/37495020-Kontent-analiz-v-pedagogicheskom-issledovanii-uchebnoe-posobie-shkola-molodogo-issledovatelya.html.

4. Dahina, E.R. (2017), Pedagogical conditions for the formation of university graduates' readiness for employment, dissertation, Voronezh.

5. Zirne, L.O. (2015), "The problem of employment of graduates of professional educational organizations", Young Scientist, Vol 100, No 20, pp. 449452.

6. Karpec V.A. (2005), Employment of university graduates as a social process, dissertation, Saratov.

7. Lomteva, E.V. and Bedareva, L.YU. (2020), "Regional peculiarities of employment of graduates of professional educational organizations", Domestic and foreign pedagogy, Vol. 1, No 5 (71), pp. 125-140

8. Mihajlova, T.A. and Gabrielyan, YA.S. (2020), "Formation of readiness for employment among university students", Pedagogy and education. No. 4, pp. 86-95.

9. Okhotnikov, O.V. and Kazakova, Yu.E. (2019), "Employment of university graduates as a problem of the Russian education system", Economics and education, Vol. 18, No. 3, pp. 431-449.

10. Government of the Russian Federation (2014), "On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025", Decree of November 29, 2014 N 2403-r, available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=243533 (date of access: 03/01/2022).

11. Rosstat (2020), Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of 13 labor force sample surveys), Statistical compendium, Moscow.

12. Sabitov, R.A. Fundamentals of scientific research: textbook, Chelyabinsk state. Univ ersity, Chelyabinsk.

13. Surguchev, V.A. (2002), "Study of the demand for graduates of sports universities and their orientation in the sphere of labor", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 39-43.

14. Trefilov, V.A. and Dubrovsky, A.V. (2002), "Formation of physical readiness of university graduates for professional activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 49-50.

Контактная информация: Botagariev_1959@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

УДК 796.074

ЗНАЧИМОСТЬ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Юлия Владимировна Заблоцкая, магистрант, Эвелина Владимировна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

Материал публикации затрагивает актуальную проблему популяризации волонтерского движения в студенческой среде, решение которой направлено на создание необходимых условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.