Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ГРУЗИИ: ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ'

СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ГРУЗИИ: ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ / ВЛАСТЬ / ОППОЗИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ВЫБОРЫ / ГОЛОСОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ / ПРОГРАММЫ / АЛЬЯНСЫ / БЛОКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Омаров Вахид Аллахверди

В статье повествуется о роли политических сил в формировании устойчивой политической системы в Грузии, отношениях власти и оппозиции,процессе их обращения к демократическим ценностям. Отмечается, что государство обеспечивает развитие политической элиты, политических партий, с одной стороны, совершенствует соответствующую законодательную и правовую базу, а с другой стороны, создает политическим силам одинаковые условия деятельности, что дает возможность создать здоровую конкуренцию между политическими партиями. В результате этого происходит формирование партийной демократии и многопартийной системы. В это время возникает внутрипартийная демократия, и политические силы выступают за реальные интересы общества. Но избирательная практика последних лет показала, что использовать опыт Запада без учета местных особенностей неэффективно. На результаты голосования значительное влияние оказывают следующие факторы: политическое, экономическое и социальное положение страны, исторические традиции, уровень правовой и политической культуры избирателей, менталитет народа, уровень развития демократии. Поведение грузинских избирателей существенно отличается от моделей поведения избирателей, принятых в государствах с развитой демократией. Здесь ключевую роль играет не только характер граждан, но и уровень развития демократии в стране. При наличии в политической системе большого числа партий, альянсов или блоков они стремятся собрать как можно больше голосов в борьбе за власть, а также заявляют предвыборные обещания, лозунги и программы, стремятся поднять имидж политических организаций (и их лидеров) в интересах широких масс избирателей; используют технологии, представляющие собой совокупность средств воздействия на избирателей и “заставляющие” их действовать в интересах политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BALANCE OF POLITICAL FORCES IN GEORGIA: FACTORS DETERMINING THE POLITICAL VIEWS OF THE OPPOSITION FORCES

The article describes the role of political forces in the formation of a stable political system in Georgia, the relations between the government and the opposition, and the process of their conversion to democratic values. It is noted that the state ensures the development of the political elite, political parties, on the one hand, improves the relevant legislative and legal framework, and on the other hand, creates the same conditions for political forces to operate, which makes it possible to create healthy competition between political parties. The result is the formation of a party democracy and a multi-party system. At this time, there is an internal party democracy, and political forces stand for the real interests of society. But the electoral practice of recent years has shown that it is ineffective to use the experience of the West without taking into account local peculiarities. The following factors have a significant impact on the results of voting: the political, economic and social situation of the country, historical traditions, the level of legal and political culture of voters, the mentality of the people, the level of development of democracy. The behavior of Georgian voters differs significantly from the models of voter behavior adopted in states with developed democracies. Here, the key role is played not only by the character of the citizens, but also by the level of development of democracy in the country. If there are a large number of parties, alliances or blocs in the political system, they seek to collect as many votes as possible in the struggle for power, as well as declare election promises, slogans and programs, and seek to raise the image of political organizations (and their leaders) in the interests of the broad masses of voters; they use technologies that represent a set of means of influencing voters and “forcing " them to act in the interests of political parties.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ГРУЗИИ: ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ОМАРОВ Вахид Аллахверди СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ...

УДК 323(479.22):341 |@ ®® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0096 lfcae^:^Mhttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ГРУЗИИ: ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ

© Автор(ы) 2021

ОМАРОВ Вахид Аллахверди, доктор философских наук по философии, доцент, заведующий отделом Грузиноведения Института Кавказоведения Национальная Академия Наук Азербайджана (AZ1143, Азербайджанская Республика, Баку, пр. Г. Джавида, 113, e-mail: vahid-o@mail.ru) Аннотация. В статье повествуется о роли политических сил в формировании устойчивой политической системы в Грузии, отношениях власти и оппозиции,процессе их обращения к демократическим ценностям. Отмечается, что государство обеспечивает развитие политической элиты, политических партий, с одной стороны, совершенствует соответствующую законодательную и правовую базу, а с другой стороны, создает политическим силам одинаковые условия деятельности, что дает возможность создать здоровую конкуренцию между политическими партиями. В результате этого происходит формирование партийной демократии и многопартийной системы. В это время возникает внутрипартийная демократия, и политические силы выступают за реальные интересы общества. Но избирательная практика последних лет показала, что использовать опыт Запада без учета местных особенностей неэффективно. На результаты голосования значительное влияние оказывают следующие факторы: политическое, экономическое и социальное положение страны, исторические традиции, уровень правовой и политической культуры избирателей, менталитет народа, уровень развития демократии. Поведение грузинских избирателей существенно отличается от моделей поведения избирателей, принятых в государствах с развитой демократией. Здесь ключевую роль играет не только характер граждан, но и уровень развития демократии в стране. При наличии в политической системе большого числа партий, альянсов или блоков они стремятся собрать как можно больше голосов в борьбе за власть, а также заявляют предвыборные обещания, лозунги и программы, стремятся поднять имидж политических организаций (и их лидеров) в интересах широких масс избирателей; используют технологии, представляющие собой совокупность средств воздействия на избирателей и "заставляющие" их действовать в интересах политических партий.

Ключевые слова: Грузия, политическая система, многопартийность, политические силы, власть, оппозиция, политическая элита, выборы, голосование, политические организации, политические лидеры, программы, альянсы, блоки.

THE BALANCE OF POLITICAL FORCES IN GEORGIA: FACTORS DETERMINING THE POLITICAL VIEWS OF THE OPPOSITION FORCES

© The Author(s) 2021

OMAROV Vahid Allahverdi, Doctor of Philosophy in Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Georgian Studies at the Institute of Caucasian Studies

Azerbaijan National Academy of Sciences (AZ1143, H. Javid Ave113, Baku, Azerbaijan Republic, e-mail: vahid-o@mail.ru)

Abstract. The article describes the role of political forces in the formation of a stable political system in Georgia, the relations between the government and the opposition, and the process of their conversion to democratic values. It is noted that the state ensures the development of the political elite, political parties, on the one hand, improves the relevant legislative and legal framework, and on the other hand, creates the same conditions for political forces to operate, which makes it possible to create healthy competition between political parties. The result is the formation of a party democracy and a multi-party system. At this time, there is an internal party democracy, and political forces stand for the real interests of society. But the electoral practice of recent years has shown that it is ineffective to use the experience of the West without taking into account local peculiarities. The following factors have a significant impact on the results of voting: the political, economic and social situation of the country, historical traditions, the level of legal and political culture of voters, the mentality of the people, the level of development of democracy. The behavior of Georgian voters differs significantly from the models of voter behavior adopted in states with developed democracies. Here, the key role is played not only by the character of the citizens, but also by the level of development of democracy in the country. if there are a large number of parties, alliances or blocs in the political system, they seek to collect as many votes as possible in the struggle for power, as well as declare election promises, slogans and programs, and seek to raise the image of political organizations (and their leaders) in the interests of the broad masses of voters; they use technologies that represent a set of means of influencing voters and "forcing " them to act in the interests of political parties.

Keywords: Georgia, political system, multiparty system, political forces, government, opposition, political elite, elections, voting, political organizations, political leaders, programs, alliances, blocs.

Введение

Актуальность темы статьи. Важное научное значение имеет изучение факторов, обусловливающих формирование властно-оппозиционных отношений политических сил в независимой Грузии, политических взглядов оппозиционных сил. В конце XX века борьба за независимость Грузии проходила в условиях острых политических процессов. Процесс формирования политических сил в Грузии восходит к советскому периоду [2, 74].

В первые годы независимости гражданская война и военные конфликты в Грузии привели к кризису экономической и политической системы страны.

В период независимости важную роль в демократизации общества сыграло формирование политических сил и многопартийности, новых властно-оппозиционных отношений. Уже в этот период был получен первый опыт

в области функционирования демократической плюралистической системы. В политической системе страны представлен весь политический спектр от правых до левых, от радикалов до либералов. Но политическая система не была структурирована и не была устойчивой. Процессы его формирования протекали стихийно, сопровождались острой борьбой за политическое лидерство, что (наряду с внешним фактором) обусловливало одну из причин падения власти. Социальный оптимизм, зафиксированный на первых многопартийных выборах в результате неэффективной деятельности влиятельных властей, вскоре перерос в разочарование, в то время как электоральный подъем начал постепенно снижаться. Перед политическими силами стояли совершенно новые задачи, в частности, эти силы стремились использовать технологии, необходимые для проведения избирательных кампаний современного западного типа.

ГРНТИ: 506. Political science; ВАК: 230000, 230001, 230002, 230003, 230004, 230005

49

OMAROV Vahid Allahverdi

THE BALANCE OF POLITICAL FORCES ...

Ориентированный на Запад и Америку М. Саакаш-вили начал создавать в Грузии совершенно другую среду. Считая русских для себя "врагами", молодой президент сумел провести в стране радикальные реформы и создать демократическую атмосферу на бывшем постсоветском пространстве. Георгий Маргвелашвили, участвовавший в выборах от коалиции «Грузинская мечта», победил с большим отрывом и заменил на этом посту Михаила Саакашвили. В ноябре 2018 года в Грузии в последний раз президент С.Зурабашвили был избран всенародным голосованием.

В Грузии все же нет реальной политической конкуренции между политическими партиями, политическими силами западного типа, в избирательной борьбе часто используются недемократические элементы, что находит свое отражение в применении девиантных технологий. Победы достигаются административными, силовыми или финансовыми ресурсами, очевидна слабая структурированность избирателей, а также недостаточная правовая и демократическая культура избирателей, низкий уровень идентификации политических партий.

Таким образом, сложная внутриполитическая ситуация в Грузии, наблюдающаяся после обретения независимости, последующая и продолжающаяся за этим напряженная конфликтная атмосфера между властью и оппозиций обусловили актуальность темы статьи.

Цель данной статьи заключается в анализе выявления факторов, влияющих на политические интересы и взгляды оппозиционных сил в Грузии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить факторы, влияющие на политические интересы и взгляды оппозиционных сил в Грузии;

- изучить основные силы, составляющие ядро оппозиции.

Используемые методы, методики и технологии. В основу исследования были положены методологические принципы системности. Были использованы такие методы как дедукция, анализ, синтез и прогнозирование. Методологическую основу исследования составляют научные труды грузинских и зарубежных ученых таких как О.Васильева, Т. Де Валл, Д.Бердзенишвили, Т.Боридзе, В.Папава, Г.Нодия и др.

Изложение основного материала исследования. После «революции роз» политическая ситуация в стране резко изменилась. Некоторые партии вообще исчезли с политической сцены, те, что не прошли в парламент, потеряли свое влияние. Следует отметить, что эти процессы во многом были связаны с революционной ситуацией, сложившейся в стране. Членов правительственного блока, «победивших» на парламентских выборах в 2003 году, беспокоило фактически только спасение самих себя. При активном участии партии «Национальное движение-демократы» в Аджарской Автономной Республике был свергнут авторитарный режим, Абашидзе был выслан из страны. Национальное движение и его харизматический лидер М. Саакашвили получил от народа большой мандат доверия.

Кроме того, оппозиция требовала проведения выборов чуть позже. По его мнению, общество должно было несколько снизить эйфорию и "проснуться". Следует также учитывать, что избирательная кампания фактически совпала с экспортом "революции роз" в Аджарию, и в результате автономная республика, фактически отделившаяся от центра, вновь вернулась в единое политическое пространство, что еще больше усилило эйфорию в обществе. Было ясно, что "Национальное движение -демократы" считалось безальтернативной силой на выборах. Конечно, на результаты голосования влияли и настроения масс, но наличие такого большинства тормозило развитие политических партий. Так, один из лидеров «новых правых» П. Чихрадзе отметил, что «оппозиции трудно действовать в подобных условиях, даже с точки зрения аппаратного дефицита, потому что в большин-

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

стве случаев государственные институты, весь парламентский аппарат работают, а оппозиция - это лишь аппарат, обладающий достаточно малыми ресурсами. Но наличие сильной оппозиции способствует здоровому развитию демократических процессов в стране» [6].

Результаты анализа процесса формирования партийной системы в Грузии выявляют проблемы, препятствующие формированию и развитию современных политических организаций западного типа. Хотя многие партии открыто заявляют о своей приверженности демократии, в основном она основана на принципе "лидерства". Потому что их руководители принимают решения в одиночку, что приводит к возникновению конфликтов в рядах партии, ее расколу, а иногда даже исчезновению с политической сцены.

Такой процесс, с одной стороны, препятствует росту числа партий, а с другой - укреплению и функционированию партий. Некоторые партии малочисленны, плохо организованы и структурированы. Они не имеют необходимого механизма для своей деятельности, у них нет стабильной избирательной базы, они не способны формировать сильную местную политику. Кроме того, ряд партий испытывает недостаток финансовых средств, без которых сложно организовать эффективную деятельность не только во время избирательной кампании, но и в период между выборами.

Вызывает интерес то, как руководители политических партий видят происходящие в стране политические процессы, будущую работу слабой оппозиции сейчас, или же структуры, ее представляющие, намерены объединиться и дальше будут вести самостоятельную борьбу. Например, один из лидеров «новых правых». «Известный постулат демократии - наличие сильной оппозиции», - заявляет П. Чихрадзе. Он считает, что процессы должны идти на фоне здоровой конкуренции. При наличии в стране конституционного большинства, принимающего единоличные решения, оппозиционным партиям достаточно сложно функционировать. Поэтому наша основная функция заключается в том, что в условиях существования большинства этих типов мы можем показать обществу другое мнение и убедить людей в его необходимости. Что касается объединения оппозиции, наша главная задача - не разорвать альянс с «промышленниками» и провести партийное объединение, потому что из-за слабости избирателей правых нет необходимости разделять эти сегменты» [6].

Большое значение придается проведению честных и законных выборов, формированию и развитию сильных политических партий. Потому что они являются одним из главных гарантов демократии и стабильности государства. Выборы - это политическая технология мирного обновления власти и мобилизации граждан, позволяющая избирателям и политическим силам использовать свое конституционное право на участие в политической жизни страны.

Все политические партии Грузии условно можно разделить на три группы. Первой группой, имеющей значительный электорат и обладающей значительными финансовыми ресурсами, являются партии «Грузинская мечта» и «Национальное движение». Очевидно, что административный и финансовый ресурс «Грузинской мечты» несравнимо больше, чем ресурс «Национального движения», но основную массу составляют те, кто и сегодня продолжает поддерживать «Национальное движение».

Вторая группа партий, это те, которые обязательно входят в парламент и имеют шанс сформировать там свою фракцию. Их можно разделить на три подгруппы, очень высоко оценивая шансы первой - «Европейская Грузия» и «Альянс патриотов» - сформировать фракции. Вторая подгруппа - это «Созидательная стратегия» и «Лейбористская партия», их шансы на создание фракции можно рассматривать как реальные.

Третья подгруппа - «Гирчи», «Единая Грузия» и

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; е-Ш8Ы; 2712-8482

ОМАРОВ Вахид Аллахверди СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ...

«Гражданское Движение». Шансы на создание фракции можно оценить как возможные. Остальные политические партии относятся к третьей группе, то есть, хотя и проходят в парламент, они, скорее всего, представлены одним - двумя депутатами, поэтому не могут образовывать фракции.

В мае 2004 года Саакашвили сверг Аслана Абашидзе; коррупция и взяточничество на местах значительно сократились, также была отменена служба дорожной полиции, что решило проблему пополнения бюджета.

В дополнение к сказанному, власть Саакашвили можно охарактеризовать следующим образом:

• Нынешняя власть в Грузии - это «твердая рука» в период хаоса;

• Результатом революции стало увеличение демократической риторики и снижение уровня демократии - это был особый уровень, который позволил революции произойти [1,13].

• Бывшего президента Грузии Саакашвили большинство сторонников характеризует словами «впервые в истории Грузии», «впервые в Европе» (или даже в мире). Это давало некоторым аналитикам основания полагать, что одной из целей Саакашвили было «оставить след в истории Грузии»;

• Саакашвили был харизматичным лидером.

• Саакашвили взял курс на радикальную вестерниза-цию страны и провел ее через жесткие реформы; ориентация на Запад сочеталась с антироссийской риторикой. Это привело к конфликту с большой частью населения, которая считала себя обманутой.

На президентских выборах в Грузии 27 октября 2013 года победил кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили [4].

В ноябре 2018 года президент Грузии в последний раз был избран всенародным голосованием. На этот раз в истории страны произошло новшество. В Грузии впервые избрана женщина-президент Саломе Зурабишвили. По данным Центральной избирательной комиссии Грузии, независимый кандидат в президенты Саломе Зурабишвили, поддерживаемая партией «Грузинская мечта», набрала 59,52 процента голосов избирателей. Кандидат от оппозиционной партии «Единое национальное движение» Григол Вашадзе набрал 40,48 процента голосов избирателей.

Несмотря на то, что Саломе Зурабишвили пришла в политику в годы правления бывшего президента Михаила Саакашвили, ее в этой политической кампании защищала правящая партия «Грузинская мечта» в качестве независимого кандидата. Председатель партии Бидзина Иванишвили еще после первого тура заявил, что в случае второго тура победит Саломе Зурабишвили. Обращаясь к гражданам страны перед вторым туром, он сказал, что существует большой риск того, что избиратели примут неправильное решение во втором туре: «второй тур также является хорошим моментом для новых возможностей и обновления. Несколько месяцев назад мне пришлось вернуться в политику. Таким образом, я обнаружил, что проблемы становятся все глубже и глубже, и нет эффективного механизма для их решения» [3]. После завершения голосования Бидзина Иванишвили поблагодарил избирателей за оказанную поддержку.

Григол Вашадзе был кандидатом от партии «Единое национальное движение», лидером которого являлся Михаил Саакашвили. Агитацию кандидатов можно охарактеризовать как "встречу" Иванишвили-Саакашвили. Потому что оба бывших главы государства во время предвыборной агитационной кампании выступали друг против друга. После предварительных результатов выборов М.Саакашвили призвал население Грузии к гражданскому неповиновению. Григол Вашадзе заявил, что обсудит свою дальнейшую деятельность со своими сторонниками в Тбилиси. При этом он выразил свое отношение к происходящему в избирательном процессе: «второй тур президентских выборов в Грузии, если мож-

но так сказать, был проведен на фоне применения силы. Мы решили подождать до объявления окончательного решения Центральной избирательной комиссии». [3]

Власти Грузии никогда не скрывали своего предпочтения ориентации на европейскую интеграцию. Не исключено, что нынешний президент будет отстаивать эту линию. Правда, согласно новой Конституции, Грузия является республикой парламентского типа. Другими словами, у премьер-министра больше полномочий. А следующий президент будет избран в парламенте. Тем не менее, президент остается главной политической фигурой государства.

Грузинское движение «Лело», движение «Новые правые» создали новую политическую платформу. Политические организации будут тесно сотрудничать для преодоления безнадежной ситуации в стране. Платформа сформирована на паритетной основе и на основе равноправного партнерства. «Грузия - наша Родина, и мы должны превратить ее в сильное государство» [5], - заявил председатель партии «Новые правые» П. Чихрадзе. Он, как и все оппозиционные партии Грузии, поддержал переход к пропорциональной избирательной системе. Центральная избирательная комиссия Грузии заявила, что в октябрьских парламентских выборах прошлого года хотели участвовать 78 партий, из которых 66 были зарегистрированы, а 12 партиям отказали в регистрации. Процесс регистрации политических партий на предстоящих парламентских выборах завершился 4 сентября 2020 года [8].

2 марта 2021г. представители оппозиционных партий и гражданские активисты пытались пикетировать здание парламента. Несколько активистов были задержаны полицией. 18 марта 2021г. с целью предоставления помощи для выхода из политического кризиса Европарламент создает специальную группу, в Сенате пройдут слушания, заявление сделал генсек НАТО. [7]

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. За годы независимости в конце XX века в стране были достигнуты серьезные успехи в сфере политических преобразований, грузинские лидеры сумели стабилизировать политические и экономические условия, предотвратить преступность. В республике были созданы условия для свободной деятельности оппозиционных партий, постепенно стало увеличиваться количество независимых газет, журналов, теле-и радиопередач, институтов гражданского общества. Вся система управления формировалась под руководством сильного главы государства. Институт парламента был слабым. Правительство и исполнительная власть зависели от президента. Судебная власть не оказывала существенного влияния на политическую жизнь в стране.

Однако другие факторы успешной демократической трансформации - уровень сплоченности элит, зрелость политических партий и гражданского общества, степень становления демократии были еще слабыми. Институты гражданского общества все еще находились в стадии формирования. Все это привело к тому, что институт президента и его администрация заняли главенствующее место. Сильная и неконтролируемая президентская власть создавала препятствия для дальнейших реформ на начальном этапе демократических преобразований. Тем самым приход к власти популистских и харизматических лидеров поставил под угрозу молодую грузинскую демократию. В обществе происходила поляризация и раскол среди политических элит на сторонников и противников находящегося у власти лидера. Идя по пути плюралистического построения демократического общества, грузинский народ устраняет тоталитарных лидеров на президентских и парламентских выборах, пытается построить демократическое общество и правовое государство.

Несмотря на то что независимая Грузия перешла от однопартийного тоталитарного советского режима к

ГРНТИ: 506. РоШШ science; ВАК: 230000, 230001, 230002, 230003, 230004, 230005

51

OMAROV Vahid Allahverdi

THE BALANCE OF POLITICAL FORCES ...

демократическому многопартийному, политическая система, лидеры, партии и элиты не смогли подняться до уровня западных стандартов.

Учитывая сказанное, говорить о формировании в Грузии устойчивой политической системы пока рано. Потому что процесс достижения демократических ценностей требует больше времени. Выборы пока не выполняют своей основной функции, ее суть выражается в укреплении политической элиты и мирной смене власти. Поэтому государство должно совместно заниматься развитием политических партий, с одной стороны, совершенствовать соответствующую законодательную и правовую базу, а с другой стороны, создавать политическим силам одинаковые условия деятельности, что позволит создать здоровую конкуренцию между политическими партиями.

Выводы. Таким образом, только после преодоления всех перечисленных трудностей можно говорить о становлении партийной демократии и многопартийной системы. Но само слово многопартийность не означает бесконечное количество партий, даже при наличии двух партий это может быть хорошей перспективой. Но они должны стать структурой западного типа, то есть следовать внутрипартийной демократии и защищать реальные интересы общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Искандарян А. Феномен цветных революций // Кавказ — 2004. Ежегодник Кавказского института СМИ, c.9-18

2. Политические партии Грузии. Справочник. Составитель В. Кешелава. Тбилиси, 2003. — 232 с.

3. Gurcustandaprezident segkisi - Saaka^vilinin ivani§viliy3 m3glubiy-y3ti // https: //report. az/analitika /gur-custanda -prezident-seckisi-saaka-svilinin-i-vanisviliye-meglubiyyeti-serh/09/06/2015

4. Gurcustanin yeni prezidenti Georgi Marqvela^vili segilib// https:// www. movqe.az/ news/ siyaset/20141.html/09/09/2014

5. Gurcustanda yeni siyasi platforma yaradilib// https://report.az/ region-xeberleri/gurcustanda-yeni-siyasi-platforma-yaradilib/12/09/2019

6. Васадзе Г. Структура политических сил Грузии перед предстоящими выборами, 26 сентября, 2020 // http://elections-ices. org/2020/09/26/структура-политических-сил-грузии-пе//28/09/2020

7. «Грузия может потерять все, если не преодолеет политический кризис» - слушания в Сенате США. Грузия //https://jam-news.net/ ru/topic/25.03-2021/

8. За места в Парламенте Грузии будут бороться 66 партий// https://civil.ge/ ru/ archives/ 366019 07/09/2020

Статья поступила в редакцию 03.02.2021

Статья принята к публикации 27.05.2021

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.