Научная статья на тему 'Президентские выборы 2018 года в Грузии как результат политических сдвигов в стране'

Президентские выборы 2018 года в Грузии как результат политических сдвигов в стране Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГРУЗИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айвазян Анна Степановна

Президентские выборы 2018 г. в Грузии яркий показатель происходящих в стране политических сдвигов. Предшествовавшая выборам конституционная реформа про-демонстрировала возрастающее напряжение между правящей партией, президентом стра-ны и оппозицией. Вопреки тому, что поправки к главному закону страны осуществляются в рамках демократических реформ, перехода Грузии к парламентской форме правления, воз-рос риск консолидации власти в руках доминирующей партии. Тем самым, выборы президен-та, несмотря на его номинальную роль, могут стать важным индикатором народного одо-брения или недовольства политическими, социальными, экономическими преобразованиями последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы 2018 года в Грузии как результат политических сдвигов в стране»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

УДК 327

Анна АЙВАЗЯН

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2018 ГОДА В ГРУЗИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЛИТИЧЕСКИХ СДВИГОВ В СТРАНЕ

Аннотация. Президентские выборы 2018 г. в Грузии - яркий показатель происходящих в стране политических сдвигов. Предшествовавшая выборам конституционная реформа продемонстрировала возрастающее напряжение между правящей партией, президентом страны и оппозицией. Вопреки тому, что поправки к главному закону страны осуществляются в рамках демократических реформ, перехода Грузии к парламентской форме правления, возрос риск консолидации власти в руках доминирующей партии. Тем самым, выборы президента, несмотря на его номинальную роль, могут стать важным индикатором народного одобрения или недовольства политическими, социальными, экономическими преобразованиями последних лет.

Ключевые слова: Грузия, Южный Кавказ, Европейский союз, Россия, конституционные реформы, президентские выборы в Грузии.

Конституционная реформа в Грузии

Конституционные реформы - тренд последних лет во всех трёх странах Южного Кавказа, коснувшийся и Грузии. Как правило, изменения в Конституции инициировались с целью сохранения власти за доминирующей политической силой. В Армении результаты конституционного референдума 2015 г. о переходе к парламентской форме правления были ос -порены оппозицией и гражданским обществом как попытка правящей партии остаться у власти1. Сомнения по поводу истинности намерений инициаторов референдума подтвердились в дальнейшем, когда действующий президент принял участие в выборах премьер-министра, тем самым попытавшись сохранить за собой прежние полномочия - это послужило поводом для массовых акций протеста в 2018 г. В результате конституционной реформы 2016 г. в Азербайджане был продлён срок президентских полномочий с пяти до семи лет, что фактически означало дальнейшее снятие ограничений нахождения Ильхама Алиева на посту президента страны . Президентские выборы, действительно, состоялись досрочно в апреле 2018 г. со значительным перевесом голосов в пользу Алиева. Общая тенденция в странах региона свидетельствует, что конституционные реформы используются как инструмент во внутриполитической борьбе, служат индикатором нестабильности политической системы и обострения противостояния политических сил.

Тем не менее, конституционные реформы в Грузии осуществляются в рамках общего сближения законодательства страны с европейскими нормами, в соответствии с курсом Грузии на выполнение Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и демократических реформ. Вместе с тем, это обстоятельство лишь частично снижает политические риски, т.к. ЕС в данном случае выступает в роли советчика и критика, но не влияет напрямую законодатель-

© Айвазян Анна Степановна - научный сотрудник Отдела европейской интеграции ИЕ РАН. Адрес: 125009,

Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail, [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520187680

1 Армянская оппозиция будет оспаривать итоги референдума в суде. РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/ 20151218/1344661680.html (дата обращения 19.11.2018).

2 Алиев растянул президентство. Газета.т. URL: https://www.gazeta.rU/politics/2016/09/26_a_10216145.shtml# page1 (дата обращения19.11.2018).

ные изменения. Так, сразу после парламентских выборов 2016 г. парламентское большинство в Грузии, где основную роль играет правящая «Грузинская мечта», инициировало конституционную реформу. Реформа осуществлялась под контролем Венецианской комиссии - консультативного органа, функционирующего при Совете Европы. В частности, обсуждался переход от смешанной к пропорциональной системе выборов парламента. Существовавшая ранее смешанная система приводила к преимуществу правящей партии, что препятствовало плюрализму в парламенте. Несмотря на переход к пропорциональной системе, в конституционных поправках, предложенных парламентом в апреле 2017 г., сохранились положения, закрепляющие преимущество доминирующей партии: среди прочего, все нераспределённые мандаты, согласно законопроекту, достаются партии, набравшей наибольшее количество го-лосов1.

Изменения в Конституции привели к противостоянию президента страны и парламента: 10 октября 2017 г. президент Грузии Георгий Маргвелашвили наложил вето на принятие поправок к Конституции, требуя перехода к полностью пропорциональной системе выборов парламента в 2020 г., а не в 2024 г., как это предлагалось в законопроекте, упразднения бонусной системы распределения мандатов и сохранения возможности создания избирательных блоков2. Все подвергнутые критике положения препятствуют прохождению малых партий в парламент и обеспечивают преимущество правящей партии. Тем не менее, парламенту удалось обойти президентское вето и принять поправки к Конституции большинством голосом. Действия «Грузинской мечты», сыгравшей главенствующую роль в этом процессе, несмотря на критику некоторых положений законопроекта, в целом получили одобрение ЕС и Венецианской комиссии.

Значение президентских выборов

Президентские выборы 2018 г. - последние в Грузии, проходящие путём прямого народного голосования. Полномочия избранного президента будут значительно сокращены, Грузия окончательно перейдет к парламентской форме правления. Следующий глава государства будет избираться не всенародным голосованием, а специальной коллегией выборщиков, состоящей из депутатов национального парламента, высшего представительного органа власти Аджарской автономии и парламента «Абхазии в изгнании», представителей муниципалитетов. Принятая система избрания президента выгодна правящей партии и уменьшает риски избрания нелояльного кандидата. Кандидат, избранный в 2018 г., тем не менее, всё ещё будет пользоваться народным мандатом, а значит, может сыграть потенциальную роль критика правящей «Грузинской мечты».

Основная борьба развернулась между двумя политиками, вышедшими во второй тур: формально независимым кандидатом Саломе Зурабишвили, поддержанной «Грузинской мечтой», и Григолом Вашадзе, выдвинутым от партии «Единое национальное движение», осно-

1 Opinion on the draft constitutional amendments adopted on 15 December 2017 at the second reading by the Parliament of Georgia. Council of Europe. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD (2018)005-e (дата обращения 19.11.2018).

Президент Грузии наложил вето на новую конституцию. Радио Свобода. URL: https://www.svoboda.org/aZ28782 816.html (дата обращения 19.11.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

ванной бывшим президентом Грузии Михаилом Саакашвили. По результатам первого тура разница между набранными голосами избирателей - 0,9% в пользу Зурабишвили . В случае мобилизации протестного электората шансы Васадзе на победу значительны. В его пользу играет исчерпавшее себя позиционирование «Грузинской мечты», основанное на негативной критике периода правления Саакашвили и его сторонников. Последние годы также показали снижение показателей экономического благосостояния: ВВП на душу населения в 2017 г. по паритету покупательной способности ниже того же показателя в 2012, 2013, 2014 гг.

Свидетельством роста социального протеста стали демонстрации в июне 2018 г. против главной прокуратуры страны, в результате чего руководитель ведомства покинул свой пост. В этой ситуации президентские выборы - важный показатель того, насколько в действительности Грузия приблизилась к демократической форме правления. Политическая конкуренция несёт риски нестабильности в стране, но, вместе с тем, ничто не свидетельствует столь же однозначно об уровне и результатах предпринятых реформ по демократизации страны. Приход оппозиционного кандидата может существенно изменить политическую риторику, как на внутреннем, так и на внешнем направлении - а значит, правящая «Грузинская мечта» окажется в ситуации необходимости поиска оснований для поддержки со стороны избирателей.

Президентские выборы в Грузии и отношения Грузии и России

Борьба между двумя кандидатами обострила старые вопросы внутренней политики и противостояния двух основных партий - «Грузинской мечты» и «Единого национального движения». В существующей ситуации резкое изменение внешнеполитических приоритетов вряд ли возможно: Грузия уверенно движется по пути интеграции в структуры ЕС и НАТО. Тем не менее, оба кандидата выражают разные позиции в публичных высказываниях по отношению к России.

Так, Саломе Зурабишвили пришлось несколько раз давать объяснения СМИ по поводу своей позиции касательно событий августа 2008 г. Зурабишвили обвиняет бывшего президента Михаила Саакашвили в развязывании войны с Россией3. Тем не менее, подобные заявления направлены против политических соперников, но в целом соответствуют официальному политическому дискурсу в стране о территориальной целостности Грузии и агрессии России по отношению к ней. Более критическое осмысление конфликта с РФ, возможно, могло бы способствовать нормализации отношений. Для этого подобная точка зрения должна получить общественное одобрение, чего пока нельзя сказать о Зурабишвили, добившейся хрупкого преимущества над оппозиционным кандидатом, даже в условиях административной и финансовой поддержки правящей партии.

Соратник Саакашвили и сторонник прозападного курса Григол Вашадзе ещё менее склонен к пересмотру отношений с Россией. В условиях жёсткой конкуренции этот вопрос

1 ЦИК Грузии огласил окончательные итоги первого тура президентских выборов. ТАСС. URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/5793464 (дата обращения 19.11.2018).

2 Gross Domestic Product. National Statistics Office of Georgia. URL: http://geostat.ge/index.php?action=page&p_ id=119&lang=eng (дата обращения: 19.11.2018).

3 Саломе Зарубишвили: «Я не говорю, что Россия - не агрессор». REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/248388 9.html (дата обращения 19.11.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

тем более не будет поднят. Таким образом, ожидать прогресса в решении вопроса Абхазии и Южной Осетии вряд ли стоит. Однако в интересах России продолжать диалог по экономическим и гуманитарным вопросам и сохранять институциональные рамки диалога, включая формат Карасин-Абашидзе и женевские переговоры.

Выводы

Конституционная реформа, инициированная парламентским большинством после парламентских выборов 2016 г. в сложных условиях становления парламентской демократии в стране - показатель возросшей политической конкуренции. Риск нестабильности связан, прежде всего, с попытками правящей партии консолидировать власть в своих руках, препятствуя участию конкурирующих политических сил в политических процессах. Сам механизм типичен для стран региона и в каждом случае приводил лишь к усилению противоречий.

Несмотря на существенное сокращение президентских полномочий в ходе конституционной реформы, президентские выборы 2018 г. - важный инструмент в политической борьбе двух главных политических партий, «Грузинской мечты» и «Единого национального движения». Выборы 2018 г. - последние прямые выборы президента, что позволит избранному кандидату мобилизовать нарастающий социальный протест.

Изменение внешнеполитического курса в результате президентских выборов вряд ли возможно. Наиболее проблемным вопросом для грузинского общества остаётся статуса Абхазии и Южной Осетии. В этой ситуации важно дальнейшее поддержание взаимоотношений России и Грузии в экономической и гуманитарной сферах.

Список литературы

Армянская оппозиция будет оспаривать итоги референдума в суде. РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/20151218/1344661680.html (дата обращения 19.11.2018).

Алиев растянул президентство. Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2016/09/26_a _10216145.shtml#page1 (дата обращения 19.11.2018).

Opinion on the draft constitutional amendments adopted on 15 December 2017 at the second reading by the Parliament of Georgia. Council of Europe. URL: https://www.venice.coe.int/webfor ms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2018)005-e (дата обращения 19.11.2018).

Президент Грузии наложил вето на новую конституцию. Радио Свобода. URL: https:// www.svoboda.org/a/28782816.html (дата обращения 19.11.2018).

ЦИК Грузии огласил окончательные итоги первого тура президентских выборов. ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5793464 (дата обращения 19.11.2018).

Gross Domestic Product. National Statistics Office of Georgia. URL: http://geostat.ge/index. php?action=page&p_id=119&lang=eng (дата обращения 19.11.2018).

Саломе Зарубишвили: «Я не говорю, что Россия - не агрессор». REGNUM. URL: https:// regnum.ru/news/2483889.html (дата обращения 19.11.2018).

Айвазян А., Петрова И. Нормативная роль ЕС в Армении: факторы восприятия. Мировая экономика и международные отношения, №4, т. 62, 2018. С. 91-102.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

References

Opinion on the draft constitutional amendments adopted on 15 December 2017 at the second reading by the Parliament of Georgia. Council of Europe. URL: https://www.venice.coe.int/ web-forms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2018)005-e (дата обращения 19.11.2018).

Gross Domestic Product. National Statistics Office of Georgia. URL: http://geostat.ge/index. php?action=page&p_id=119&lang=eng (дата обращения 19.11.2018).

Irina Petrova, Anna Ayvazyan. Perceptions of the EU's Power in the Eastern Partnership Region: The Case of Armenia. 23 European Foreign Affairs Review, Issue 1/1, 2018. Р. 61-78.

2018 Presindetial elections in Georgia as a result of political transofrmations in the country

Author. Anna Ayvazyan, Research Associate, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].

Abstract. 2018 presidential elections in Georgia serve as an evident indicator of political transofrmations happening in the country. The preceding constitutional reform demonstrated raising tension between the ruling party, the President of the country and the opposition. Despite the fact that amendments to the Constitution were undertaken as a part of democratic reforms and transition to parliamentary democracy the risk of power consolidation in the hands of the dominant party has increased. Presidential elections despite the nominal role of the president might futher reiterate social content or disagreement with the political, social and economic changes of the last years.

Key words: Georgia, South Caucasus, European Union, Russia, constitutional reforms, presidential elections in Georgia.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520187680

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.