Научная статья на тему 'Институт президентства в Грузии'

Институт президентства в Грузии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
945
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА / ВЫБОРЫ / КОНСТИТУЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GEORGIA / INSTITUTION OF PRESIDENCY / ELECTIONS / CONSTITUTION / POLITICAL SYSTEM / STATE ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Назия Амирхан Кызы

Данная статья посвящена институту президентства в Грузии. Целью статьи является изучение становления и усиления института президентства в Грузии. В статье рассматривается значение роли президента для грузинского общества и народа. Показаны все этапы становления института президентства в Грузии, после обретения независимости и его состояние в современный период. При исследовании были выявлены общие и особенные причины возникновения института президентства в Грузии. Исторические предпосылки и условия формирования института президентства, как главного источника власти, представляют интерес в силу необходимости выявления причин упразднения данного института. В 2018 г., после последних поправок к Конституции и прямых президентских выборов, Грузия перешла к парламентской форме правления. Анализируя опыт Грузии в формировании института президентства, можно сделать следующие выводы: институт президента молодое явление в государственном устройстве страны, поэтому его организация и деятельность сопряжены с рядом проблем, которые снижали эффективность реализации президентской власти. Отличительной чертой «переходного периода» можно назвать явное стремление президента укрепить свои позиции, расширить свое влияние на государственные дела, а также юридически закрепить власть. Главным оружием в руках власти является Конституция основной закон страны, который изменялся при каждом из президентов. Несмотря на все преобразования, на повестке дня все еще стоит задача формирования гражданского общества и правового государства, чтобы претендовать на право считаться подлинно современным и развитым государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF PRESIDENCY IN GEORGIA

This article is devoted to the institution of the presidency in Georgia. The purpose of the article is to study the formation and strengthening of the institution of the presidency in Georgia. The article discusses the significance of the role of the president for Georgian society and the people. Showing all the stages of the formation of the institution of the presidency in Georgia, after independence, and its state in the modern period. The study revealed common and specific reasons for the emergence of the presidency in Georgia. The historical background and conditions for the formation of the institution of the presidency, as the main source of power, are of interest because of the need to identify the reasons for the abolition of this institution. In 2018, after the last amendments to the Constitution and direct presidential elections, Georgia moved to a parliamentary form of government. Analyzing the experience of Georgia in the formation of the institution of presidency, we can draw the following conclusions: the institution of the president is a young phenomenon in the state system of the country; therefore, its organization and activities are associated with a number of problems that reduced the effectiveness of presidential power. A distinctive feature of the “transition period” can be called the President’s clear desire to strengthen his position, expand his influence on public affairs, and also legally consolidate power. The main weapon in the hands of the authorities is the Constitution the basic law of the country, which changed with each of the presidents. Despite all the changes on the agenda, the task of forming a civil society and a legal state is still standing in order to claim the right to be considered a truly modern and developed state.

Текст научной работы на тему «Институт президентства в Грузии»

Mamedova Naziya Amirkhan INSTITUTE OF PRESIDENCY .

UDC 324.511

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В ГРУЗИИ

© 2019

Мамедова Назия Амирхан кызы, научный сотрудник отдела грузиноведение Института кавказоведения Национальная Академия Наук Азербайджана (AZ1143, Азербайджанская Республика, Баку, пр. Г. Джавида, 113, e-mail: mamedovanaziya@mail.ru)

Аннотация. Данная статья посвящена институту президентства в Грузии. Целью статьи является изучение становления и усиления института президентства в Грузии. В статье рассматривается значение роли президента для грузинского общества и народа. Показаны все этапы становления института президентства в Грузии, после обретения независимости и его состояние в современный период. При исследовании были выявлены общие и особенные причины возникновения института президентства в Грузии. Исторические предпосылки и условия формирования института президентства, как главного источника власти, представляют интерес в силу необходимости выявления причин упразднения данного института. В 2018 г., после последних поправок к Конституции и прямых президентских выборов, Грузия перешла к парламентской форме правления. Анализируя опыт Грузии в формировании института президентства, можно сделать следующие выводы: институт президента - молодое явление в государственном устройстве страны, поэтому его организация и деятельность сопряжены с рядом проблем, которые снижали эффективность реализации президентской власти. Отличительной чертой «переходного периода» можно назвать явное стремление президента укрепить свои позиции, расширить свое влияние на государственные дела, а также юридически закрепить власть. Главным оружием в руках власти является Конституция - основной закон страны, который изменялся при каждом из президентов. Несмотря на все преобразования, на повестке дня все еще стоит задача формирования гражданского общества и правового государства, чтобы претендовать на право считаться подлинно современным и развитым государством.

Ключевые слова: Грузия, институт президентства, выборы, Конституция, политическая система, государственное управление.

INSTITUTE OF PRESIDENCY IN GEORGIA

© 2019

Mamedova Naziya Amirkhan, Researcher of the Georgian Studies Department, Institute of Caucasus Studies of ANAS Azerbaijan National Academy of Sciences (AZ1143, Azerbaijan Republic, Baku, G. Javid Ave, 113, e-mail: mamedovanaziya@mail.ru)

Abstract. This article is devoted to the institution of the presidency in Georgia. The purpose of the article is to study the formation and strengthening of the institution of the presidency in Georgia. The article discusses the significance of the role of the president for Georgian society and the people. Showing all the stages of the formation of the institution of the presidency in Georgia, after independence, and its state in the modern period. The study revealed common and specific reasons for the emergence of the presidency in Georgia. The historical background and conditions for the formation of the institution of the presidency, as the main source of power, are of interest because of the need to identify the reasons for the abolition of this institution. In 2018, after the last amendments to the Constitution and direct presidential elections, Georgia moved to a parliamentary form of government. Analyzing the experience of Georgia in the formation of the institution of presidency, we can draw the following conclusions: the institution of the president is a young phenomenon in the state system of the country; therefore, its organization and activities are associated with a number of problems that reduced the effectiveness of presidential power. A distinctive feature of the "transition period" can be called the President's clear desire to strengthen his position, expand his influence on public affairs, and also legally consolidate power. The main weapon in the hands of the authorities is the Constitution - the basic law of the country, which changed with each of the presidents. Despite all the changes on the agenda, the task of forming a civil society and a legal state is still standing in order to claim the right to be considered a truly modern and developed state.

Keywords: Georgia, institution of presidency, elections, constitution, political system, state administration.

Целью статьи является изучение становления и усиления института президентства в Грузии. Термин «президент» в большинстве стран с республиканской формой правления употребляется на современном этапе как глава государства. Главой государства традиционно принято понимать лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и должностей, и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической деятельности и во взаимоотношениях с другими государствами. Страной, впервые в мире оформившей институт главы государства как институт президентства, стали США. Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства в большинстве стран мира. Каждое из государств имеют свои национально-исторические особенности и традиции, что не может не сказаться на содержании и форме организации власти в целом, включая роль президента. В особенностях института главы государства отражаются специфика политического режима страны, особенности ее политического и исторического развития, политической культуры. Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни страны определяются, прежде всего, соответствующими конституционными нормами.

Конституционно-правовой статус президентства отличается в разных странах. Функции и полномочия главы государства определяются в зависимости от соотношения сил между президентом и другими ветвями власти и другими факторами [5].

Распад СССР и образование независимых и суверенных государств предопределили необходимость правового оформления и закрепления новой государственности. Многие государства выбрали республиканскую форму правления и заложили основу становления института президентства. Грузия не стала исключением. Грузия обрела независимость в результате распада СССР в 1991 г. Тогда же начался складываться институт президентства. Существовавшая в Грузии в советский период система была уничтожена в 1991 г. Введение института президентства в Грузии напрямую связывалось с необходимостью изменения системы организации государственной власти, которая соответствовала современным условиям.

В Грузии начало перестройки легализовало длительное время подавлявшееся национальное самосознание. 31 марта 1991 года в Грузинской ССР состоялся референдум о восстановлении государственной независимости Грузии. 98,9% населения проголосовало за восстановление независимости. 9 апреля 1991 года Верховный

Совет Грузии принял «Акт о восстановлении государственной независимости Грузии». А годом ранее, в июне 1990 г. был принят новый избирательный закон, на основании которого 28 октября 1990 г. состоялись первые свободные многопартийные выборы в Грузии. На этих выборах победил возглавляемый Звиадом Гамсахурдия политический блок национальных радикалов «Круглый стол - свободная Грузия» (155 мест из 250). Процесс получил свое логическое продолжение в принятии парламентом решения о создании института президентства. В Грузии институт президентства был введен в 1991 г. 14 апреля 1991 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента Республики Грузия и внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Грузии». [11]

26 мая 1991 г. З. Гамсахурдия выиграл президентские выборы, набрав 86% голосов. Необходимо подчеркнуть, что в этих выборах принимали участие также Н. Натадзе (поддерживаемый Национальным Фронтом Грузии, Республиканской партией и Национал-демократической партией), И. Шенгелая (блок Тависуплеба), И. Микеладзе (Коммунистическая партия Грузии), В. Адвадзе (Союз национального согласия и возрождения Грузии) и Т. Кватхантирадзе (Союз свободных демократов). Голоса были распределены следующим образом:

1. Звиад Гамсахурдия - 86, 52%

2. Валериан Адвадзе - 7, 59%

3. Джемал Микеладзе - 1, 65%

4. Нодар Натадзе - 1,17%

5. Ираклий Шенгелая - 0,85%

6. Тамаз Кватхантирадзе - 0,28% [13]

Таким образом, 26 мая 1991 г., З. Гамсахурдия был избран первым президентом Грузии всенародным голосованием. Положение президента лишь подчеркивало законодательно неограниченную власть З. Гамсахурдия. С самого начала своего правления З. Гамсахурдия отказался от необходимости разграничения сферы государственного контроля и сферы гражданского общества и постоянно пытался подчинить гражданское общество тотальному контролю со стороны «Круглого стола». После прихода к власти З. Гамсахурдия начал создавать авторитарный режим: он монополизировал законодательную и исполнительную власть и средства массовой информации, остановил начавшийся на последнем этапе коммунистического режима процесс либерализации и процесс децентрализации Грузии. Во всех районах Грузии он назначил местных префектов - прямых представителей президента, обладающих неограниченной и неконтролируемой властью и подчиненных только президенту Грузии. В это же время «Круглый стол» практически прекратил экономические реформы и приватизацию, что привело к катастрофическому упадку в экономике и ухудшению политической ситуации.

Таким образом, период правления З. Гамсахурдия характеризуется утратой контроля над частью территории (сотни тыс. человек стали беженцами), экономической несостоятельностью, резким снижением жизненного уровня населения, этнополитическими конфликтами. Отдельно хочется отметить, его крайне негативное отношение к национальным меньшинствам Грузии, в частности азербайджанцев. От проводимой им политики пострадали тысячи азербайджанцев, многие покинули свои родные дома, началось переименование на грузинский язык деревень и сел, преимущественно населённых азербайджанцами. Только с приходом к власти в Азербайджане Общенационального лидера Г. Алиева и Э. Шеварднадзе в Грузии положение азербайджанцев улучшилось, были заложены основы добрососедства и стратегического партнёрства между Азербайджаном и Грузией. Азербайджанская община никогда не создавала и не создаст для грузинской государственности проблем, более того, она всегда вместе с грузинским народом трудится на благо страны.

В начале сентября начались события, впоследствии

приведшие к падению режима «Круглого стола», а соответственно и самого З. Гамсахурдия. Они начались с разгона демонстрации НДП, который вызвал мощную волну акций протеста. В акциях протеста принимали участие представители всех оппозиционных сил. Ситуация достигла кульминации 21 декабря, Национальная гвардия под командованием Китовани заняла позиции вокруг здания Верховного совета, где находились З. Гамсахурдия и его сторонники. Поворотным пунктом конфликта стало то, что оппозиции удалось назначить Т. Сигуа главой Военного Совета, что объединило вооруженную оппозицию. В ночь с 5 на 6 января 1992 г. З. Гамсахурдия покинул Грузию, и власть перешла к Военному Совету. Последний вскоре передал власть Государственному Совету во главе с возвратившимся в Грузию бывшим Первым секретарем КПГ и министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе. Он возглавил Государственный совет, созданный после свержения президента З. Гамсахурдия. В октябре 1992 года Э. Шеварднадзе избрали председателем парламента, фактически главой государства Грузии. Началась эпоха Э. Шеварднадзе. Характерными чертами «переходного периода» в Грузии стали полное разобщение политических элит, территориальное размежевание, гражданская война, развал экономики, глубокий политический кризис и рост преступности. Как отмечает Л. Таркхинишвили, причинами этому были: во-первых, не произошло замены старых коммунистических элит новыми, так называемыми реформистскими и технократическими; во-вторых, экс-коммунистические элиты, находящиеся у власти, остались теми же, что и раньше, до начала перестройки [11].

Описанные выше политические перемены оказали влияние на экономическую политику. В результате в 1994 г. грузинская экономика практически перестала существовать. Подобно экономике, другие сферы общественной жизни, включая образование, также продолжали функционировать в рамках старой советской системы, которая при правительстве Шеварднадзе была подвергнута лишь малым изменениям.

При содействии МВФ (Международного Валютного Фонда) в результате осуществления реформ прекратился экономический спад, и началось восстановление экономики. Одним из основных достижений эпохи Шеварднадзе эксперты считают придание Грузии функции транзитной страны. Одним из ярких примеров было подписание соглашения о строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в 1995 году.

По мере экономической стабилизации Э. Шеварднадзе началось усиливаться его политическое влияние. Ему удалось укрепить общественную безопасность, что одновременно с экономической стабилизацией существенно повысило популярность Грузии на международной арене. Были налажены дружественные отношения с соседними странами. В 1993 г. Грузия вступила в СНГ.

5 ноября 1995 г. прошли президентские выборы, на которых Э. Шеварднадзе выиграл, получив поддержку 75% избирателей. Вторым был бывший первый секретарь ЦК КПГ в 1985-1989 гг. Дж. Патиашвили, получивший 19,3% голосов. Кандидатами в президенты были также Р. Липартелиани, А. Бакрадзе, П. Гиоргадзе, К. Гарибашвили. [13]

Конституцию Грузии - Основной Закон приняли 24 августа 1995 г., в соответствии с которым в Грузии вводился сильный институт президентства. Конституция 1995 г. была разработана в классических традициях разграничения полномочий между ветвями власти, однако она фактически укрепила форму президентского правления. [14]

Согласно Конституции 1995 г. президент Грузии, являясь главой государства, одновременно руководил исполнительной властью. Конституция 1995 г. расширила сферу компетенции президента Грузии. Президент получил возможность оказывать большее воздействие

Mamedova Naziya Amirkhan political

INSTITUTE OF PRESIDENCY ... sciences

на формирование правительства. Президент определял структуру правительства и назначал министров, первых заместителей министров на основе рекомендаций Государственного Министра. Это означало что, он обладал полным контролем над деятельностью правительства. Министры были подотчетны только президенту, и только он имел исключительное право освобождать их от должности. Более того, в дополнение к контрольным функциям исполнительной власти, президент имел право вмешиваться в законодательный процесс. Помимо новых полномочий, президент сохранял и старые права, такие как:

- назначать и освобождать от должности региональных полномочных представителей, руководителей регионов, глав государственных департаментов;

- назначать послов и дипломатических представителей Грузии, приостанавливать деятельность местных органов власти или распускать их;

- назначать президента Национального банка Грузии;

- рекомендовать кандидатуры председателя парламента Грузии и судей Верховного суда, Генерального прокурора;

- одобрять структуру вооруженных сил Грузии. Кроме того, президент являлся Верховным главнокомандующим вооруженными силами Грузии и определял внешнюю политику Грузии [14].

Он также играл важную роль в законодательной деятельности, имел право законодательной инициативы, обладал правом вето. Президент мог послать принятый парламентом закон в Конституционный суд. Президент имел право по собственной инициативе или по требованию не менее двухсот тысяч избирателей объявить референдум, а также созвать внеочередное заседание парламента. Правительство представляло собой консультативный орган при президенте и состояло из государственного министра и министров. В соответствии с законом «О структуре и деятельности исполнительной власти», президент посредством государственной канцелярии, возглавляемой Государственным Министром, координировал деятельность исполнительной власти, ее отношения с законодательной и судебной властью.

Конституция 1995 г. принципиальным образом изменила систему управления Грузией. Система управления страной базировался на четырех уровнях: центральном, региональном, районном и местном. На центральном уровне Грузия избрала американскую модель: избираемый на пять лет президент, который является главой государства и главой исполнительной власти; подчиненное президенту правительство, избираемый на четыре года парламент - высший представительный орган; а также судебная власть, включающая Верховный и Конституционный суды.

Начиная с 1999 г., практически каждый год в Конституцию вносились поправки и дополнения, которые шаг за шагом укрепляли институт президентства. При правлении Э. Шеварднадзе в 1999 г. в Конституцию были внесены дополнения и изменения, предусматривающие, что партии, участвовавшие в парламентских выборах должны набрать не 5%, а не менее 7%.

На очередных президентских выборах 9 апреля 2000 г. Э. Шеварднадзе вновь переизбирается президентом Грузии, набрав 79,8 % голосов избирателей. Среди его оппонентов практически изменений не было. В президентской гонке опять участвовали шесть кандидатов, среди которых были Дж. Патиашвили, К. Гарибашвили, А. Джагладзе, В. Жгенти, Т. Асанидзе. Но пробыть до конца срока ему не удалось. Ему пришлось уйти в отставку до окончания срока. Произошла смена власти, которая вошла в политический лексикон как «революция роз», тем самым став новой страницей в современной политической истории Грузии. «Революция роз» - укоренившееся в политическом лексиконе название для событий 22 ноября 2003 года в Тбилиси, когда грузинской оппозиции удалось ворваться в парламент и фактически 48

свергнуть президента Шеварднадзе. Этим событием завершилась в Грузии эпоха Шеварднадзе.

К смене власти подтолкнули события 2003 г. В ноябре 2003 г. состоялись очередные парламентские выборы, которые были совмещены с конституциональным референдумом (референдум предлагал сократить число парламентских мест с 235 до 150). Оппозиция выступила против итогов выборов, а также обвинила власти в подтасовке результатов. Возглавил протестные акции Михаил Саакашвили. 23 ноября Э. Шеварднадзе подал в отставку, в результате к власти пришел М. Саакашвили. Началась его эпоха, которая создала предпосылки для реформирования грузинской экономической и политической систем.

Таким образом, завершилась эпоха Э. Шеварднадзе в Грузии, которая характеризуется некой стабилизацией в политике и экономики. Но главную задачу Э. Шеварнадзе, как и правительство З. Гамсахурдия, не выполнили: не была обеспечена территориальная целостность страны и сформировано демократическое, правовое, гражданское общество.

Анализ событий приведших к ослаблению института президентства. Примечательно, что политическая карьера М. Саакашвили начинается в Союзе Граждан Грузии, в партии, которая была создана Э. Шеварднадзе в 1993 г., и которая победила на парламентских выборах в 1995 г. В 2000 г. М. Саакашвили был назначен на пост министра юстиции. Но он вскоре ушел в оппозицию, и в 2001 г. он и его сторонники основывают «Национальное движение за спасение Грузии», а с 2002 г. меняют название на «Единое национальное движение».

После «революции роз» 4 января 2004 года состоялись досрочные президентские выборы в Грузии. На президентских выборах М. Саакашвили набрал 96% голосов, а 28 марта 2004 г. на парламентских выборах «Единое национальное движение» набирает 68% голосов. [13]

Новое руководство сразу же взялось за реформирование и модернизацию по западным стандартам. Самой первой реформой, которая произошла в стране, стала смена грузинского флага. 25 января 2004 г. был подписан декрет о введении нового флага. Затем последовало сокращение числа министерств с 18 до 13. Последовало ряд реформ в различных сферах общественного устройства Грузии. Также новые власти заявили о намерениях вступить в НАТО и ЕС. Так, началась интеграционные процессы в европейское пространство. И реформы дали результат, за короткое время Грузия поднялась в рейтинге показателей в нескольких сферах. В 2010 г. Грузия была признана самой реформаторской страной мира за последние 10 лет. Так, в отчете о проделанной работе в Грузии в Стамбульском плане действий по борьбе с коррупцией отмечено: «правительством Грузии была реализована успешная политика по искоренению коррупции в соответствии с рекомендациями международных организаций и целям государственный политики» [10]. Все эти факторы обусловили рост международного авторитета Грузии. Реформы М. Саакашвили позволили Грузии в короткие сроки выйти из глубокого политического и социально-экономического кризиса. Но все это не означает, что Грузия преодолела все проблемы, достигла намеченных рубежей политического и социального прогресса.

Как при Э. Шеварднадзе, так и при М. Саакашвили для претворения в жизнь определенных политических амбиций использовался Основной Закон страны. Как тогда было заявлено, целью пересмотра Конституции было улучшение управления, укрепление гражданского общества и демократии, защита прав граждан. Так с 2004 по 2010 гг. в Конституцию было внесено 17 изменений и дополнений. Полномочия исполнительной власти постоянно менялись. В соответствии с поправками, принятыми 6 февраля 2004 г., функции исполнительной власти возлагались на правительство, а президент Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

Грузии провозглашался главой грузинского государства. Кроме того Администрация президента была отделена от Аппарата правительства. С 2004 г. в правительстве Грузии появилась должность премьер-министра. Это был первый шаг Грузии, сделанный на пути к парламентской республике.

В 2008 г. М. Саакашвили набрал 53% голосов на президентских выборах, тем самым сумев сохранить власть [13]. 11 марта 2008 г. были приняты новые поправки в Конституцию, по которым избирательный барьер был снижен с 7% до 5%, а также введено избрание депутатов по мажоритарной системе.

В 2010 г. в очередной раз была пересмотрена Конституция, президентские полномочия были сокращены, полномочия правительства и парламента расширились, парламент был перенесен из Тбилиси в Кутаиси. Согласно поправкам 15 мая 2010 г., после президентских выборов 2013 г. президент именуется «гарантом грузинского государства, его единства и национальной независимости». С 2013 г. перечень полномочий президента резко сократился, а премьер-министра расширился. Правительство является высшим органом исполнительной власти и ответственно только перед парламентом. Таким образом, президент Грузии после 2013 г. стал формально руководить страной, реальная власть перешла к премьер-министру. Был сделан еще один шаг на пути к парламентской республики.

В 2012 г. на парламентские выборы завершились поражением партии М. Саакашвили «Единое национальное движение» и сменой правительства в лице Бидзины Иванишвили. Будучи бизнесменом Бидзина Иванишвили пришел в политику в 2011 году, создал оппозиционную коалицию «Грузинская мечта», победил с ней на парламентских выборах 2012 года, и возглавил кабинет министров Грузии. Таким образом, победившая партия «Грузинская Мечта» сформировала правительство, главой которого стал на тот момент Б. Иванишвили.

27 октября 2013 года в Грузии прошли президентские выборы, завершившие эпоху пребывания у власти М. Саакашвили. Тогда всего за пост президента боролись 23 кандидата. Согласно Конституции, действующий на тот момент президент М. Саакашвили не мог принять участие на выборах, так как в 2008 году он уже был избран на второй срок. Его главным политическим оппонентом был премьер-министр Бидзина Иванишвили, который также не стал участвовать в избирательной гонке. В 2013 году, Б. Иванишвили ушел в отставку с премьерского поста и отказался от председательства в партии, официально покинув политику. Но, в 2018 г. он вернулся в политику [1].

Четвертым президентом Грузии стал Г. Маргве-лашвили, набрав на выборах 61% голосов. Его оппонентом был ставленник М. Саакашвили - Давид Бакрадзе, который стал вторым на выборах с 21,88% голосов [13].

Таким образом, президентские выборы 2013 года стали первыми в современной истории Грузии, когда глава государства сменился мирным путем, а не в результате революции или гражданского противостояния, так как никто из предшественников М. Саакашвили не уходил с президентского поста добровольно: З. Гамсахурдия пал жертвой военного переворота, Э. Шеварднадзе подал в отставку под давлением толпы оппозиционеров.

Анализируя период правления Г. Маргвелашвили, можно смело сказать, что весь президентский срок правящая партия критиковала деятельность президента, а глава государства несколько раз использовал в парламенте право вето в отношении законов, предложенных «Грузинской мечтой». При этом президентское вето никогда не представляло проблему для партии, обладающей в парламенте конституционным большинством. Таким образом, конфликт между президентом и правящей партией перерос в открытое противостояние. «Правящая партия, которая меня выдвинула, и с кото-

рой я вместе баллотировался, начала ущемлять институт президента, не признавать мою политическую позицию», — заявил Маргвелашвили в одном из своих выступлений. Этот конфликт отрицательно отразился на показателях Грузии.

Грузия после динамичных изменений, как во внутренних структурах, так и во внешних, впала в застой. То есть при вступлении в должность он получил достаточно преуспевшую страну с показателями экономического роста и формирующимся гражданским обществом, но продолжить, а самое главное сохранить положительные показатели, он не смог. В стране правоохранительная и судебная системы стоят перед вызовами. Социальные проблемы, проблемы в судебной системе, конституциональные изменения и другие факторы повлияли на то, что уровень и рейтинг президента упал. И это отчетливо ясно из его последнего выступления перед парламентом в мае 2018 г.

«Выступая в парламенте с ежегодным отчетом, Г. Маргвелашвили обратил особое внимание на осуществленные в прошлом году изменения Конституции и отметил, что они ослабляют демократию и государственные институты». По его словам, «ослабление политических институтов, в конечном итоге, ослабляют институциональное управление страной». Также было добавлено, что «после 2012 года было достигнуто многое. Через шесть лет действительно можно сказать, что был сделан важный шаг во внешней государственной политике, также государство перестало проявлять насилие. Однако за эти шесть лет ослабли государственные институты и не создали более демократичную государственную систему, которая лучше служила бы людям и обществу. Теперь мы столкнулись с реальностью, когда происходит настолько большая концентрация власти, что это опасно для демократии и опасно для правящей партии. У нас нет роскоши еще раз пройти эпоху драматических изменений. Демократия и распределение власти является ответом на проблемы». Доклад президента подвергся довольно острой критике со стороны правящей партии «Грузинская мечта». Они обвинили его в «предательстве команды», напомнив, что кандидатура Г. Маргвелашвили на выборах президента была выдвинута именно «Грузинской мечтой».

С приходом к власти правящей партии «Грузинская мечта», была продолжена политика евроинтеграции Грузии. Оппозиция и власти страны соглашаются в том, процесс интеграции должен продолжаться и завершиться членством в Евросоюзе.

Но, как и предыдущие власти Грузии, новое правительство также внесло свою лепту во все время меняющуюся Конституцию. Работа над поправками в конституцию Грузии началась спустя месяц после того, как правящая партия «Грузинская мечта» выиграла парламентские выборы в 2016 г., получив конституционное большинство. Над проектом работала Государственная конституционная комиссия, большинство членов которой представила именно «Грузинская мечта».

Председатель парламента И. Кобахидзе на открытии конференции, посвященной обсуждению проекта обновленной конституции Грузии, заявил что: «Дело касается Конституции Грузии, Основного закона страны. Это тот документ, который должен заложить очень твердый фундамент развитию демократических процессов в Грузии. Какая в стране Конституция, такова и политическая система, политические процессы, что очень хорошо показал грузинский опыт». Работа шла при содействии Венецианской комиссии, (официально Европейская комиссия за демократию — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. Комиссия анализирует законы, затрагивающие проблемы конституционного права).

2018 год для Грузии был годом очередных президентских выборов. Эти выборы отличались от предыдущих многими особенностями: во-первых, это были по-

Mamedova Naziya Amirkhan political

INSTITUTE OF PRESIDENCY ... sciences

следние прямые выборы; во-вторых президента изберут сроком на 6 лет, а не 5 как раньше (так как Грузия после очередных поправок в Конституции, перешла к парламентской республике); в-третьих, впервые правящая партия («Грузинская мечта») не выдвинула своего кандидата, а поддержала независимого кандидата, в лице Саломе Зурабишвили.

28 октября 2018 г. в Грузии прошел первый тур президентских выборов. Это были седьмые по счету президентские выборы и пятый президент в современной истории Грузии.

Еще в начале сентября ЦИК (Центральная избирательная комиссия) Грузии завершила процесс регистрации кандидатов в президенты. Из 46 претендентов, выразивших желание принять участие в выборах, ЦИК зарегистрировала 25 кандидатов в президенты, в том числе 19 из них были представлены политическими партиями и 6 от инициативных групп. Действующий президент Грузии Георгий Маргвелашвили ранее заявил, о том, что не будет баллотироваться на пост президента.

Фаворитами первого тура выборов были независимый кандидат, поддерживаемый правящей партией «Грузинская мечта» С. Зурабишвили, Г. Вашадзе - от партии «Единое Национальное Движение» и Д. Бакрадзе, представлявший движение «Европейская Грузия — движение за свободу». Д. Бакрадзе является лидером партии «Европейская Грузия». Эта партия была основана в январе 2017 года политиками, покинувшими «Единое национальное движение» из-за разногласий с М. Саакашвили.

По результатам выборов в первом туре голоса избирателей распределилась следующим образом:

Саломе Зурабишвили - 38,63% или 615 403 голосов Григол Вашадзе — 37,74% или 601 175 голосов Давид Бакрадзе от «Европейской Грузии» — 10,97% или 174 555 голосов

Остальные кандидаты набрали менее 4% голосов [9]. Сразу после объявления результатов первого тура правящая партия «Грузинская мечта» признала неизбежность второго тура на выборах президента страны. Д. Бакрадзе заявил, что поддержит Г. Вашадзе в случае второго тура, несмотря на фундаментальные различия в подходах его партии и «Национального движения» [4].

По закону, если ни один кандидат не набирает нужного количества голосов, ЦИК Грузии назначает второй тур. Во втором туре могли участвовать только те два кандидата, которые показали наилучшие результаты в первом туре. Победитель второго тура определяется простым большинством голосов. Почти половина расположенных в стране участков адаптирована для представителей национальных меньшинств. На 209 участках бюллетени были на грузинском и азербайджанском языках, на 133 участках — на грузинском и армянском, а еще на четырех участках бюллетени на всех трех языках. В выборах президента проголосовать имеет право гражданин Грузии, которому ко дню голосования исполнилось 18 лет.

Второй тур президентских выборов состоялся 28 ноября. С. Зурабишвили, которую на выборах поддерживала правящая партия «Грузинская мечта», набрала 59,52% голосов в ходе второго, итогового тура выборов. Ее соперник, представитель бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Григол Вашадзе получил 40,48% голосов. Таким образом, С. Зурабишвили стала первой-женщиной президентом в истории Грузии. Зурабишвили удалось выиграть почти во всех крупных городах страны в Кутаиси, Поти, Батуми, Зугдиди и Гори. Исключением стали города Рустави и Телави, где выборы выиграл Вашадзе. При этом большинство граждан Грузии, проживающих за рубежом, во втором туре президентских выборов проголосовали за члена бывшей правящей партии «Единое национальное движение», кандидата объединенной оппозиции Григола Вашадзе. Об этом свидетельствуют данные, опубликованном 50

на сайте Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Грузии. [12]

Если в первом туре представители международных наблюдательных миссий, которые следили за избирательным процессом и подсчетом голосов, заявляли, что выборы президента страны прошли в соответствии с законодательством Грузии, без серьезных нарушений, то во втором туре в заключении Международной Избирательной Комиссии отмечается: «Правовая рамка недостаточно регулирует основные аспекты второго тура. Неопределенная регуляция кампании вызвала непоследовательные и взаимоисключающие интерпретации и не обеспечила правовой ясности. Кроме того, последние поправки не искоренили проблемных вопросов, которые были выявлены и не учитывали рекомендации демократических институтов и Офиса по правам человека об определении четких правил второго тура».

В Международную миссию наблюдателей входят представители Европарламента, Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, Парламентской ассамблеи НАТО и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

По оценке Миссии международных наблюдателей на выборах, предвыборное обещание властей Грузии выплатить кредит 600 тысячам граждан можно приравнять к подкупу избирателей. «До второго тура прошло несколько направленных против оппозиции и антиправительственных демонстраций, что усилило напряжение между двумя сторонами. Использование негативной, грубой и иногда насильственной риторики значительно опорочило кампанию и осталось без реагирования со стороны власти. Во время кампании место имели инциденты использования административных ресурсов и объявление серии социальных и финансовых инициатив, в частности, о погашении долгов для 600 тысяч лиц частным финансовым институтом, связанным с председателем правящей партии», — отмечается в заявлении

[7].

Вместе с тем, представитель Международной миссии наблюдателей NDI Пер Эклунд на пресс-конференции заявил: «Мы не видим причин, чтобы ставить результаты выборов под сомнение. Мы считаем, что результат является довольно ясным» [8].

По словам новоизбранного президента, после принятия присяги, она попытается объединить страну и стоять выше партийных интересов - так, как этого требует новая Конституция Грузии. «Я обещаю быть гарантом демократического развития Грузии, свободы личности и верховенства закона. Я буду использовать власть президента, чтобы Грузия оставалась на пути демократии. Я буду защищать Грузию и ее либеральные ценности», — заявила Зурабишвили.

Эксперты сходятся в мнении о том, что выборы стали важным тестом как для правящей партии, так и для оппозиции, и в значительной степени определят результаты будущих парламентских выборов в 2020 года. Перед новоизбранным президентом и правящей партии «Грузинская мечта», стоят серьезные вызовы социально-экономического и политического характера. Предвыборные обещания не должны оставаться только на бумаге, чтобы «мечта» правящей партии и народа, и вправду сбылась.

После президентских выборов в 2018 г. вступили в силу поправки в Конституцию. Полномочия президента будут ограничены. Новая Конституция подразумевает окончательный переход к парламентской форме правления. Президент останется главой государства и главнокомандующим, но все решения ему придется согласовывать с правительством. Согласно новой Конституции, президент Грузии становится представительной фигурой. Он, как и прежде, является главой государства, гарантом Конституции и Главнокомандующим вооруженными силами страны, представляет страну в отношениях с другими государствами и назначает выборы. Однако Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

президент более не определяет внутреннюю и внешнюю политику, не имеет права законодательной инициативы и приостановки изданных правительством нормативных актов [3].

Порядок избрания Президента Грузии теперь будет следующим: начиная с 2024 года, президента будут выбирать избирательная коллегия из 300 человек (150 депутатов и 150 представителей местных органов самоуправления). В состав Избирательной коллегии входят 300 членов, в том числе - все члены Парламента Грузии и высших представительных органов Абхазской и Аджарской автономных республик. Других членов Избирательной коллегии из состава представительных органов местного самоуправления выдвигают соответствующие политические партии согласно квотам, определенным Центральной избирательной комиссией Грузии на основании органического закона. Квоты определяются с соблюдением принципа пропорционального географического представительства и согласно пропорции по итогам выборов местного самоуправления, проведенных в пропорциональном порядке. Состав Избирательной коллегии утверждает Центральная избирательная комиссия Грузии [3].

Основные выводы. Анализируя опыт Грузии в построении независимого демократического государства и роль института президентства, можно сделать следующие выводы:

1. Институт президента - молодое явление в государственном устройстве страны, а его организация и деятельность сопряжены с рядом проблем. За весь период существования президентства в Грузии неопределенными и нерешенными оставались множество проблем, которые снижали эффективность реализации президентской власти.

2. Отличительной чертой «переходного периода» можно назвать явное стремление

президента укрепить свои позиции, расширить свое влияние на государственные дела, а также юридически закрепить власть.

3. Главным оружием в руках власти является Конституция - Основной закон страны,

который изменялся при каждом из президентов. Но, как показывает практика, будущее страны зависит от успешной институциональной системы контроля и равновесия, а не от того, будет ли Конституция носить всеобъемлющий характер.

4. Несмотря на то, что Грузия объявила о переходе на парламентскую республику, страсти вокруг президентского поста не утихают, так как он отождествляется непосредственно с властью.

5. Современная политическая история Грузии складывается таким образом, что она все время подвергается испытаниям, проверяется на прочность ее составляющие, политическая элиту, правительство, партии, премьер-министр, президент. Осталось немало нерешенных вопросов. На повестке дня все еще стоит задача формирования гражданского общества и правового государства, чтобы претендовать на право считаться подлинно современным и развитым государством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бидзина Иванишвили возглавит партию «Грузинская мечта - Демократическая Грузия». //www.1tv.ge/ru/news/bidzina-ivanishvili-vozglavit-partiju-gruzinskaja-mechta-demokraticheskaja-gruzija/

2. В Берлине на конференции обсуждают изменения в конституцию Грузии. // (22.05.2017) // //www.newsgeorgia.ge/v-berline-na-konferentsii-obsuzhdayut-izmeneniya-v-konstitutsiyu-gruzii/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вступила в силу новая редакция конституции Грузии: что изменилось //https://www.newsgeorgia.ge/vstupila-v-silu-novaya-redaktsiya-konstitutsii-gruzii-chto-izmenilos/

4. «Грузинская мечта» признала неизбежность второго тура выборов президента // www.newsgeorgia.ge/gruzinskaya-mechta-priznala-neizbezhnost-vtorogo-tura-vyborov-prezidenta/

5. Кудряшов К. В. — «Генезис, правовая природа и правовая география института президентства в современном мире» - Вестник Ставропольского государственного университета. 2004 г. с 194-201

6. Маргвелашвили: Мы ослабили демократию и государственные институты //www.newsgeorgia.ge/margvelashvili-my-oslabili-

demokratiyu-i-gosudarstvennye-instiuty/

7. Международная наблюдательская миссия на выборах в Грузии: «списание долгов» приравнивается к подкупу //https://www. new.sgeorgia.ge/mezhdunarodnaya-nablyudatelnaya-missiya-na-vyborah-v-gruzii-spisanie-dolgov-priravnivaetsya-k-podkupu/

8. Международные наблюдатели: выборы в Грузии прошли без серьезных нарушений // www.newsgeorgia.ge/mezhdunarodnye-nablyudateli-vybory-v-gruzii-proshli-bez-sereznyh-narushenij/

9. После подсчета почти 100 процентов избирательных участков Саломе Зурабишвили получила 38,66 процента голосов, а Григол Вашадзе - 37,7 процента // www.1tv.ge/ru/news/posle-podscheta-pochti-100-procentov-izbiratelnykh-uchastkov-salome-zurabishvili-poluchila-3866-procenta-golosov-grigol-vashadze-377-procenta/

10. Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. Грузия. Отчет о проделанной работе, 2011 г.

11. Таркхинишвили Л. — Грузия: путь к демократии? Пер. с англ. Ирины Синициной. Варшава, 1997 г.

12. ЦИК: явка на выборах президента в Грузии составила 46,74% //www.newsgeorgia.ge/tsik-yavka-na-vyborah-prezidenta-v-gruzii-sostavila-46-74/

13. 5АВддБд5оЬ оЬ^таАой. отЬо^оЬо, 2009.

14. Ьй^Аотдд^таЬ згаБЬ^оД^йой // www.parliament.ge/ge/ kanonmdebloba/constitution-of-georgia-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.