Научная статья на тему 'ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ ГРУЗИИ'

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ ГРУЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ПАРЛАМЕНТ ГРУЗИИ / "ГРУЗИНСКАЯ МЕЧТА" / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / НАТО / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Харитонов Михаил Алексеевич

Актуальность исследования обусловлена меняющимся военно-политическим ландшафтом в регионе Южного Кавказа и в Грузии. Цель статьи - раскрытие ключевых направлений будущих военных реформ в Грузии. Поскольку Грузия является парламентской республикой, во многом ее политический курс определяется позицией политических партий, составляющих крупные парламентские фракции. Ведущим методом для исследования данной проблемы является анализ дискурса членов парламента Грузии в социальной сети Facebook. Данный метод позволяет комплексно рассмотреть существующие среди грузинских элит точки зрения на проблематику военных реформ. В статье выявлены наиболее вероятные направления реформ вооруженных сил Грузии на период 2020 - 2024 гг. Они включают модернизацию армии, увеличение социального обеспечения военнослужащих, усиление гражданского контроля за вооруженными силами, модернизацию ВВС и ПВО и углубление интеграции с НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY REFORMS IN THE ELECTORAL DISCOURSE OF THE GEORGIAN POLITICAL ELITES

Research topic’s significance is based on the changing military and political landscape in the South Caucasus region and in Georgia. The aim of this article is to discuss the key directions of the future military reforms in Georgia. Georgia is a parliamentary republic, and its political direction is largely influenced by the parties, which form parliamentary fractions. The leading research method for this problem is analysis of the Georgian Parliament members’ discourse on the social media Facebook. This method allows to see the complexity of the views held by the Georgian elites on the military reform issues. The article highlights the potential directions of the military reformation in Georgia for the 2020 - 2024 period. These include army modernization, military personnel social welfare improvement, increase of civil control of the armed forces, air force and air defense modernizations and deepening of NATO integration.

Текст научной работы на тему «ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ ГРУЗИИ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ХАРИТОНОВ Михаил Алексеевич ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ПРЕДВЫБОРНОМ ...

УЖ 497 l/^i L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 ' |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0097 lfcae^:^Mhttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ ГРУЗИИ

© Автор(ы) 2021

ХАРИТОНОВ Михаил Алексеевич, студент магистратуры, кафедра «Международные отношения на постсоветском пространстве» Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9, e-mail: mikhail.khrt@gmail.com) Аннотация. Актуальность исследования обусловлена меняющимся военно-политическим ландшафтом в регионе Южного Кавказа и в Грузии. Цель статьи - раскрытие ключевых направлений будущих военных реформ в Грузии. Поскольку Грузия является парламентской республикой, во многом ее политический курс определяется позицией политических партий, составляющих крупные парламентские фракции. Ведущим методом для исследования данной проблемы является анализ дискурса членов парламента Грузии в социальной сети Facebook. Данный метод позволяет комплексно рассмотреть существующие среди грузинских элит точки зрения на проблематику военных реформ. В статье выявлены наиболее вероятные направления реформ вооруженных сил Грузии на период 2020 - 2024 гг. Они включают модернизацию армии, увеличение социального обеспечения военнослужащих, усиление гражданского контроля за вооруженными силами, модернизацию ВВС и ПВО и углубление интеграции с НАТО.

Ключевые слова: Грузия, парламент Грузии, «Грузинская мечта», Южный Кавказ, постсоветское пространство, военные реформы, вооруженные силы, политический дискурс, НАТО, черноморский регион.

MILITARY REFORMS IN THE ELECTORAL DISCOURSE OF THE GEORGIAN POLITICAL ELITES

© The Author(s) 2021

KHARITONOV Mikhail Alekseevich, master student, department «International relations in the post-soviet space» Saint-Petersburg State University (199034, Russia, Saint-Petersburg, Universitetskaya enmankment, 7-9, e-mail: mikhail.khrt@gmail.com) Abstract. Research topic's significance is based on the changing military and political landscape in the South Caucasus region and in Georgia. The aim of this article is to discuss the key directions of the future military reforms in Georgia. Georgia is a parliamentary republic, and its political direction is largely influenced by the parties, which form parliamentary fractions. The leading research method for this problem is analysis of the Georgian Parliament members' discourse on the social media Facebook. This method allows to see the complexity of the views held by the Georgian elites on the military reform issues. The article highlights the potential directions of the military reformation in Georgia for the 2020 - 2024 period. These include army modernization, military personnel social welfare improvement, increase of civil control of the armed forces, air force and air defense modernizations and deepening of NATO integration.

Keywords: Georgia, parliament of Georgia, «Georgian dream», South Caucasus, post-soviet space, military reform, armed forces, political discourse, NATO, Black Sea region.

ВВЕДЕНИЕ

Реформы в военной сфере продолжительное время находятся в центре внимания грузинских политиков. Во многом это обусловлено проблемой утраты контроля Тбилиси над территориями Абхазии и Южной Осетии. Развитие вооруженных сил в Грузии получило сильный толчок с приходом М. Саакашвили. В 2003 году военный бюджет страны вырос более чем в 2 раза относительно 2002 года и достиг 3,3% ВВП. В 2007 году расходы на оборону составляли уже 9,2% ВВП, что является пиковым показателем на сегодняшний день. После военного конфликта с Россией и прихода к власти партии «Грузинская мечта» в 2012 году, доля военных расходов в общем бюджете республики постепенно снижалась. В 2015 - 2019 гг. она составила в среднем 2,1% ВВП [1].

Несмотря на значительное снижение финансирования армии, вопросы военных реформ остаются актуальными для Грузии. Страна продолжает сотрудничать с США и НАТО, переходит на западные стандарты вооружения и администрирования военной сферы. В условиях парламентской республики, большое влияние на реформирование в этой области окажут политические партии и отдельные депутаты. Данное исследование представляет собой попытку обобщить их точки зрения и сделать выводы о том, в каком направлении будут развиваться вооруженные силы Грузии в период 2020 - 2024 гг.

В настоящее время политическим процессам и военным реформам в Грузии посвящены многочисленные научные публикации. Среди них можно выделить два актуальных для настоящего исследования направления. 1) исследования перспектив и подведение итогов политической жизни страны, с фокусом на парламентские выборы: И.М. Федоровская [2-3], А.С. Айвазян [4], В.В. Уригаев [5], Н.А. Гегелашвили [6]. 2) Исследования внешней политики Грузии в разрезе евроатлантиче-

ской интеграции страны А.Т. Сихарулидзе [7], Д.В. Леушкин, Д.Т. Сухиашвили [8], В.А. Кузнецова [9], Х.О. Хутуашвили [10], В.В. Волошин [11], Л.С. Милокост [12], И.М. Федоровская [13], С. Минасян [14]. Также, привлекают внимание набирающие популярность исследования в области международных отношений, связанные со сбором и анализом текстов из социальных сетей. Например, работы А.А. Токарева [15].

МЕТОДОЛОГИЯ

В основе исследования лежит анализ дискурса политических элит Грузии, поскольку он позволяет выявить разнообразные точки зрения партий и отдельных политиков. Материалом для исследования послужили заявления политических лидеров страны, сделанные ими в период предвыборной кампании в Парламент Грузии в августе - октябре 2020 г, их публикации в социальной сети Facebook, и программы политических партий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В большей части выступлений политики не касаются военных реформ. Например, из 193-х выступлений кандидатов от «Грузинской мечты» слово «армия» упоминается только в двух, «военный» в трех, «НАТО» в шести [16]. И даже в этих выступлениях политики ограничиваются лозунгами, а не выдвигают конкретные предложения. Поэтому для достижения цели исследования были проанализированы только те речи политиков, которые посвящены военным вопросам. В основном по ним высказываются первые лица политических партий, главы профильных комитетов и министерств. Для исследования были использованы текстовые и видео материалы, опубликованные на официальных страницах политиков в Facebook и их цитаты в СМИ и материалах на сайтах политических партий.

В первую очередь, необходимо проанализировать дискурс представителей партии «Грузинская мечта».

KHARITONOV Mikhail Alekseevich MILITARY REFORMS IN THE ELECTORAL ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Эта партия получила конституционное большинство в парламенте. Поэтому позиция ее членов будет определяющей для формирования государственной политики.

Член «Грузинской мечты» министр обороны Грузии Ираклий Гарибашвили в своих выступлениях уделяет повышенное внимание модернизации военной инфраструктуры - военных баз, спортивных объектов, жилья и обмундирования военных для достижения стандартов НАТО в этой области [17-19]. В плане модернизации армии, Гарибашвили уделяет особое внимание грузинской авиации, закупке БПЛА и обновлению систем ПВО [20-21]. Гарибашвили отмечает важность двухстороннего сотрудничества в военной сфере с такими странами как Украина, Венгрия, Турция, Израиль и Франция [2022]. В политическом плане Гарибашвили выступает за «прагматичную» внешнюю политику, которая, по его мнению, позволит достичь «деоккупации» грузинских территорий [23]. Фокус в его речах смещен в сторону социальной, а не чисто военной политики. Действующий министр обороны Грузии не призывает к глобальным реформам, а выступает за постепенное улучшение и перевооружение армии.

Политическое измерение военных реформ находит отражение в речах грузинского премьер-министра Георгия Гахарии. В частности, он развернуто высказался на пресс-конференции по результатам саммита НАТО - Грузия в сентябре 2020 года [24]. Гахария обратил большое внимание на т.н. значительный пакет НАТО - Грузия (SNGP), который предполагает строительство центров подготовки НАТО. По мнению премьера, эти меры обеспечат подготовку страны к полноценному членству в организации. Политик подчеркнул, что Грузия будет продолжать участвовать в зарубежных миссиях и учениях НАТО. А также то, что важнейшей областью развития кооперации с НАТО становятся вопросы безопасности в Черноморском регионе и практические механизмы для осуществления данной кооперации - тут подразумевается развитие флота и береговой охраны, о которых высказывался Генеральный секретарь НАТО И. Столенберг. В конце своего выступления Гахария отметил, что честность и прозрачность грядущих выборов позволят сделать шаг вперед в кооперации с Альянсом.

Другие члены «Грузинской Мечты», включая лидера партии Б. Иванишвили, не уделяли большого внимания вопросу военных реформ. Достаточно сдержанно и неконкретно комментировались реплики западных партнеров по вопросу усиления гражданского контроля за силовыми структурами. В основном, эти комментарии сводились к положительной оценке прошедшей электоральной реформы [24].

В целом, дискурс «Грузинской Мечты» является прозападным несмотря на то, что ряд грузинских и западных экспертов и политических акторов отмечают ориентацию партии на сближение с Россией [25-27]. О вступлении в НАТО и развитии сотрудничества с США не говорят часто, но, когда говорят, речь идет о глубоком и долгосрочном сотрудничестве, стремлении к членству, принятии стандартов НАТО и выполнении всех требований альянса.

Главным конкурентом «Грузинской Мечты» в парламенте является партия «Единое Национальное Движение» (ЕНД). Эта партия представлена сторонниками бывшего президента М. Саакашвили, активно выступавшего за вступление в НАТО и создание сильной армии.

Однако в ходе предвыборной кампании члены ЕНД не уделили вопросам обороны большого внимания. Лидеры партии ограничились агитацией в духе «поднять зарплату всем военнослужащим» [28]. Генерал Деви Чанкотадзе, министр обороны в 2009 - 2012, прошедший в парламент от ЕНД в ходе кампании, ни разу не высказался по поводу военных реформ.

Михаил Саакашвили, в интервью радиостанции

«Эхо Москвы» заявил: «Мы не ищем военных альянсов. Грузия идет по пути интеграции в НАТО, но мы должны вести постоянный диалог со всеми и в том числе с Россией.» Кроме этого, Саакашвили сказал: «Война — это худшие дни моей жизни. Я не хочу туда возвращаться». По его мнению, Грузия должна создавать единый регион со странами Южного Кавказа. Главная цель взаимодействия с НАТО - гарантии долгосрочной безопасности страны [29].

В программе партии также содержатся предложения о переводе армии на полностью контрактную основу комплектования и укрепление сотрудничества с США в области внутренней безопасности [30]. Однако эти предложения не были отражены в устных выступлениях политиков и их предвыборной агитации.

Похожая ситуация характерна для партии «Европейская Грузия», в которой тоже состоят бывшие сторонники Саакашвили. В документах партии большое внимание уделено усилению гражданского контроля за военными ведомствами [31]. Но в публичном пространстве депутаты не уделяли внимания этим вопросам и не использовали их в своей агитации.

На выборах в Парламент Грузии в 2020 году проявили себя новые политические силы. Одна из них - партия «Лело» - основана на идее «плана Маршалла», предполагающем широкие экономические реформы для «восстановления» страны. В программе партии упор делается на развитие профессиональной армии на контрактной основе, сокращение срока призыва до 2-6 месяцев и возможность замены военной службы на стажировку в министерстве обороны [32].

Наиболее активно среди всех депутатов партии по военным проблемам высказывается бывший сотрудник бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Ана Нацвлишвили. По ее мнению, граждане Грузии должны помнить, что «война продолжается» и быть готовыми к ней [33]. Однако, детального плана реформ не содержится ни в «плане реконструкции» Лело, ни в выступлениях членов партии.

«Стратегия Агмашенебели» - еще одна новая партия, являющаяся во многом личным проектом бывшего сторонника Саакашвили Георгия Вашадзе. План реформ партии в военной сфере достаточно масштабный. «Стратегия» - одна из немногих партий, которые выступают за значительное увеличение военного бюджета. Средства планируется направить на развитие военного производства, закупку вооружений и патриотическое воспитание.

Предлагается пересмотреть концептуальные военные документы, в частности - военную доктрину. Большое внимание в новой доктрине должно быть уделено концепции «тотальной обороны», подразумевающей мобилизацию гражданского общества для борьбы с военными угрозами. «Стратегия Агмашенебели» критикует «Грузинскую Мечту» за недостаточные действия в данной области [34].

Партия «Гирчи» - грузинская партия «зеленых». Она объединяет граждан с различными интересами, выступающих за свободу, ненасильственные действия и точечные реформы [35]. У партии отсутствует единая программа. Депутаты, прошедшие в парламент от «Гирчи», публично не делают серьезных заявлений в отношении военных реформ. Представители партии относятся к военной тематике с пренебрежением и юмором, иронизируют над военными инициативами правящей партии в социальных сетях [36].

Партия Александра Элисашвили «Граждане» предлагает усилить гражданский контроль над военной сферой путем принятия парламентом восьмилетних планов развития, которые министерство обороны не вправе изменить. Предлагается также увеличить интенсивность военной подготовки, разработать детальные планы оборонительных действий, включающих участие волонтеров и резервистов. Уникальным пунктом программы

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ХАРИТОНОВ Михаил Алексеевич ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ПРЕДВЫБОРНОМ ...

партии является предложение о продвижении культуры обращения с оружием у граждан: предлагается увеличить доступность стрельбищ и огнестрельного оружия населению [37]. Элисашвили критикует правящую партию за недостаточную модернизацию армии, сравнивая оснащение армии Грузии с современным вооружением, использованным в Нагорно-Карабахском конфликте, предлагает брать пример со стран-соседей [38].

Военная программа «Лейбористской партии», во главе которой стоит Шалва Нателашвили не выдвинула программы военной реформы. Тем не менее, лидер партии регулярно высказывается в антироссийском духе, а одним из ключевых его обещаний является открытие на территории Грузии военной базы США [39].

Партия «Альянс Патриотов» - единственная политическая сила в стране, выбивающаяся из политического мейнстрима. Лидер партии Ирма Инашвили выступает за нейтралитет страны по модели Австрии и Швейцарии, прямой диалог в формате Тбилиси-Сухуми-Цхинвали-Москва [40]. Эта позиция является определяющей для «Альянса Патриотов» - партия не стремится к развитию военных возможностей страны и вступлению в НАТО, поэтому соответствующая проблематика отсутствует в ее дискурсе.

ВЫВОДЫ

Анализ дискурса политических лидеров Грузии показывает, что в целом актуальные проблемы в военной сфере большинством партий воспринимаются одинаково. Это позволяет выделить следующие приоритетные направления развития вооруженных сил Грузии на период 2020 - 2024 гг.:

1. Углубление сотрудничества с США и НАТО в области технической и административной модернизации армии;

2. Модернизация ВВС и ПВО;

3. Встраивание в систему безопасности НАТО в Черноморском регионе;

4. Развитие мер социальной поддержки военнослужащих;

5. Расширение программ гражданской обороны, увеличение резерва вооруженных сил;

6. Совершенствование механизмов общественного контроля над силовыми структурами.

Данные направления будут реализовываться в рамках ежегодного военного бюджета, равного текущему - около 2% от годового ВВП страны. В этих условиях вызывает сомнение возможность полного перехода на контрактную армию, за который выступают почти все оппозиционные партии. Развитие в Грузии собственного высокотехнологичного производства оружия и его экспорт также видится скорее мечтой, чем реальной возможностью.

Тот факт, что дискурс о военных реформах играл незначительную роль в избирательной кампании 2020 года, показывает, что запрос на более радикальные военные реформы, силовое решение территориальных проблем и увеличение военных расходов в Грузии не является существенным. Даже политики, бывшие членами правительства при Саакашвили, при агитации обычно не апеллируют к реваншистским лозунгам.

В то же время население не готово поддержать идеи «Альянса Патриотов», требующее больших уступок Сухуми и Цхинвалу со стороны Тбилиси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Military Expenditure by Country as Percentage of Gross Domestic Product, 1988-2019." SIPRI Military Expenditure Database, www.sipri. org/databases/milex (дата обращения 16.12.2020)

2. Федоровская, И. М. Политическая ситуация в Грузии за год до парламентских выборов / И. М. Федоровская. //Россия и новые государства Евразии. — 2019. — № 4 (45). — С. 59-67.

3. Федоровская, И. М. Итоги политического сезона в Грузии /И. М. Федоровская. //Россия и новые государства Евразии. — 2017. — № 4 (37). — С. 157-165.

4. Айвазян, А. С. Перспективы парламентских выборов в Грузии в 2020 г /А. С. Айвазян. //Научно-аналитический вестник института Европы РАН. — 2019. — № 6 (12). — С. 111-116.

5. Уригаев, В. В. Перспективы внешней политики Грузии по итогам избирательного цикла конца 2010-х гг. /В. В. Уригаев. //Вестник молодых ученых-международников. — 2019. — № 2 (8). — С. 102-109.

6. Гегелашвили, Н. А. Грузия после парламентских выборов / Н. А. Гегелашвили. //Россия и новые государства Евразии. — 2016. — № 4 (33). — С. 71-80.

7. Сихарулидзе, А.Т. Грузия за пределами «радикальной европеизации»: нераскрытые направления внешней политики //Международная Аналитика. - 2020. - Том 11 (2). - С. 91-108.

8. Леушкин, Д. В. Эволюция и основные этапы отношений Грузии и НАТО/Д. В. Леушкин, Д. Т. Сухиашвили. //Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. — 2019. — № 1. — С. 38-43.

9. Кузнецова, В. А. Из истории интеграции Грузии В НАТО (1992

- 2018) / В. А. Кузнецова. // Вестник Екатерининского института. —

2019. — № 3. — С. 85-90.

10. Хутуашвили, Х. О. Цивилизационный выбор Грузии / Х. О. Хутуашвили. //Восточная аналитика. — 2018. — № 1-2. — С. 101-106.

11. Волошин, В. В. Прозападная ориентация Грузии - истоки формирования / В. В. Волошин. // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — № 12 (29). — С. 152-154.

12. Милокост, Л. С. Внешняя политика Республики Грузия в рамках Черноморско-Каспийского региона / Л. С. Милокост. // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: гуманитарные науки. — 2018. — № 3. — С. 17-23.

13. Федоровская, И. М. Грузия и НАТО / И. М. Федоровская. // Россия и новые государства Евразии. — 2017. — № 3 (36). — С. 117124.

14. Минасян, С. Военное строительство и военно-политический курс Грузии на современном этапе / С. Минасян. // Центральная Азия и Кавказ. — 2016. — № 1. — С. 38-48.

15. Токарев, А. А. Дискурс украинских элит в отношении территории и населения Донбасса 2009-2018 гг.: Анализ национального сегмента Facebook / А. А. Токарев. // Вестник МГИМО-Университета.

- 2018. — № 6 (63). — С. 194-211.

16. Материалы раздела «новости» на официальном сайте партии «Грузинская мечта»// "ЬоССоБй оз^БоЭзо^Ь bigftiBagœob ^Э^^дЬо -о^фта, Ь^З^ота ^э^отаБоЬ тайфэБо 9одБо^5." „^йот^^о та^Бэйь

- фэЭтазй^о^^о Ь^^йотзэ^таЬ» зэ^зэйфо, www.gd.ge/news (дата обращения 16.12.2020)

17. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 20 августа 2020 года https://www.facebook. com/Garibashvili0fficial/posts/3237715152986205 (дата обращения 16.12.2020)

18. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 5 октября 2020 года https://www.facebook. com/GaribashviliOfficial/posts/3375727269184992 (дата обращения 16.12.2020)

19. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 19 сентября 2020 года https://www.facebook. com/Garibashvili0fficial/posts/3327602593997460 (дата обращения 16.12.2020)

20. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 11 сентября 2020 года https://www.facebook. com/Garibashvili0fficial/posts/3302815583142828 (дата обращения 16.12.2020)

21. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 19 сентября 2020 года https://www.facebook. com/Garibashvili0fficial/posts/3326429850781401 (дата обращения 16.12.2020)

22. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 19 сентября 2020 года https://www.facebook. com/GaribashviliOfficial/posts/3372743212816731 (дата обращения 16.12.2020)

23. Страница в Facebook министра обороны Грузии Ираклия Гарибашвили, запись от 14 сентября 2020 года https://www.facebook. com/Garibashvili0fficial/posts/3220320608058993 (дата обращения 16.12.2020)

24. "NATO Secretary General with the Prime Minister of Georgia Giorgi Gakharia, 29 SEP 2020." YouTube, YouTube, 29 Sept. 2020, www. youtube.com/watch?v=wTsyq26U20Y (дата обращения 16.12.2020)

25. National Security Strategy. 1 July 2020, www.rsc-banks.house.gov/ national-security-strategy (дата обращения 16.12.2020)

26. "European Election Watch: Georgia." Center for Strategic and International Studies, www.csis.org/programs/european-election-watch/ georgia (дата обращения 16.12.2020)

27. Asly, Fady. "Bidzina Ivanishvili's Seven Years of Lies and Deceit..." Forbes Georgia, 15 Nov. 2019, www.forbes.ge/news/7386/-Bidzina-Ivanishvilis-seven-years-of-lies-and-deceit (дата обращения 16.12.2020)

28. Страница в Facebook члена партии «Единое национальное движение» Григория Вашадзе, запись от 25 октября 2020 года https:// www.facebook.com/GregoryVashadze.Ge/posts/1351012161912758 (дата обращения 16.12.2020)

29. Саакашвили о Возвращении в Грузию, Конфликте в Нагорном Карабахе и Путине / Живой Гвоздь // 11.11.20. 11 Nov. 2020, www. youtube.com/watch?v=mbnI1amP38s&t=1845s (дата обращения 16.12.2020)

30. Программа партии «Единое Национальное Движение» // Эот^з^йо - Эфоф^йо Ь^^йотзэ^та, сС^оэ^о та-^Ъо. 16 Oct.

2020, www.unm.ge/ge/about-us/mtavari-gegma-mdidari-sakartvelo-zlieri-ojaxi (дата обращения 16.12.2020)

31. Программа партии «Европейская Грузия» // "ВзэБо

KHARITONOV Mikhail Alekseevich MILITARY REFORMS IN THE ELECTORAL ...

^ОФЗ5." дзАтаЗ^^о Ьй^Аотзд^та, www.europeangeorgia.ge/our-vision/ (дата обращения 16.12.2020)

32. Программа партии «Лело» // ^g^rab „ЭйАсЪ^оЬ ад&Эй" Ьй^Аотзд^таЬ Ag3raBb^A^goob ЗАта^АбЭй https://lelo2020.ge/assets/ download_pdf.pdf (дата обращения 16.12.2020)

33. Страница в Facebook члена партии «Лело» Аны Натшвили, запись от 8 августа 2020 года https://www.facebook.com/ana.natsvlishvi-li.940/posts/10158742332562905 (дата обращения 16.12.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Официальный сайт партии «Стратегия Агмашенебели» https://aghmashenebeli.win (дата обращения 16.12.2020)

35. Официальный сайт партии «Гирчи» https://www.girchi.com/ge/ about/girchis-shesakheb (дата обращения 16.12.2020)

36. Страница в Facebook члена партии «Гирчи» Зураба Джапаридзе, запись от 20мая 2020 года https://www.facebook.com/zu-rabj/posts/10157542423998925 (дата обращения 16.12.2020)

37. Официальный сайт партии «Граждане» https://partiebi. ge/2020/eng/parties/8/Party/position/91/Defense (дата обращения 16.12.2020)

38. Страница в Facebook лидера партии «Граждане» Александра Элисашвили, запись от 29 сентября 2020 года https://www.facebook. com/AlexanderElisashvili/posts/3660024600696327 (дата обращения 16.12.2020)

39. Страница в Facebook члена Лейбористской партии Шалвы Нателашвили, запись от 16 октября 2020 года https://www.facebook. com/natelashvilishalva/posts/3775309315815532 (дата обращения 16.12.2020)

40. "ИрмаИнашвили: АнцэаХ,щэоит, АриАныхаХ,араИщнащарц Аинаалара.'" YouTube, YouTube, 26 Aug. 2020, www.youtube.com/ watch?v=mJkx25McKec&t (дата обращения 16.12.2020)

Статья поступила в редакцию 22.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.