Научная статья на тему 'Соотношение основных средств физического воспитания при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО'

Соотношение основных средств физического воспитания при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС ГТО / FACTOR STRUCTURE / PHYSICAL READINESS / RLD STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туревский И. М., Фролов А. Ю., Петрушина Г. А., Серегина О. Б., Тарасенко Л. В.

В статье рассмотрено соотношение основных средств физического воспитания в подготовке студентов вузов к сдаче норм комплекса ГТО, факторная структура физической подготовленности студентов, адаптация структурных признаков программы к конкретным условиям вузов гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туревский И. М., Фролов А. Ю., Петрушина Г. А., Серегина О. Б., Тарасенко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF THE MAIN MEANS OF PHYSICAL EDUCATION IN PREPARING STUDENTS FOR THE STANDARDS SET «READY FOR LABOR AND DEFENSE (RLD)»

The article considers ratio of fixed assets of physical education in high schools prepare students to RLD standards, factors structure of students’ physical levels, program’s adaptation to the humanities universities.

Текст научной работы на тему «Соотношение основных средств физического воспитания при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО»

6. Суворов А.В. Акмеологическая направленность совместной педагогики [электронный ресурс]. - URL:rcio. pnzgu.ru (дата обращения: 14.12.2011).

7. Тимофеева, Р. Е. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия) - Якутск: изд-во ИПКРО, 1998. - 120 с.

References

1. Nacional'naja obrazovatel'naja iniciativa «Nasha novaja shkola» [Jelektronnyj resurs] . - URL: mon.gov.ru (data obrashhenija: 14.12.2011)

2.. Rabinovich O.T. Avtorskoe tvorchestvo kak social'no cennostnaja tehnologija poslediplomnogo obrazovanija uchitelja. «Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova»,2011, t.8, - S.94-101.

3 Rabinovich O.T. Kul'tura myshlenija lichnosti v osoznannoj refleksii. Vysshee obrazovanie segodnja. № 3. Izd. gruppa «Logos», 2010. - S.56-59.

4. Rabinovich O.T. Social'no-professional'noe razvitie lichnosti uchitelja v poslediplomnyj period: monogr. V dvuh chastjah. Ch. 11. Nauchno-metodicheskie osnovy pedagogicheskogo soprovozhdenija social'no-professional'nogo razvitija lichnosti uchitelja v uslovijah municipal'noj sistemy poslediplomnogo obrazovanija: opyt, rezul'taty, ocenki / O.T.Rabinovich. - Murom: Izd.- poligraficheskij centr MI VlGU, 2012._248 s.: il.+ 18 tabl. -Bibliogr.: 494 nazv.

5. .Rabinovich O.T. Social'no-professional'noe razvitie lichnosti: aksiologicheskie osnovy soupravlenija. Monografija. Izdatel': LAP Lambert Akademic Publisting, 2013, Oktober, -577c., ISBN 978-3-659-36061-9.

6. Suvorov A.V. Akmeologicheskaja napravlennost' sovmestnoj pedagogiki [jelektronnyj resurs]. - URL:rcio. pnzgu.ru (data obrashhenija: 14.12.2011).

7. Timofeeva, R. E. Koncepcija poslediplomnogo obrazovanija pedagogov Respubliki Saha (Jakutija) - Jakutsk: izd-vo IPKRO, 1998. -120 s.

Туревский И.М.1, Фролов А.Ю.2, Петрушина Г.А.3, Серегина О.Б.4, Тарасенко Л.В.5

'Доктор педагогических наук, профессор; ^Кандидат педагогических наук; 3Кандидат педагогических наук, доцент; ^Кандидат педагогических наук, доцент; ^Кандидат педагогических наук; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.

Толстого

СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К

СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация

В статье рассмотрено - соотношение основных средств физического воспитания в подготовке студентов вузов к сдаче норм комплекса ГТО, факторная структура физической подготовленности студентов, адаптация структурных признаков программы к конкретным условиям вузов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: факторная структура, физическая подготовленность, комплекс ГТО.

Turevsky I.M,1 Frolov A.Yu.2, Petrushina G.A.3, Seregina O.B.4, Tarasenko L.V.5 'Doctor of Pedagogy, professor; 2PhD in Pedagogy; 3PhD in Pedagogy, associate professor; 4PhD in Pedagogy, associate professor; 5PhD in Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

RATIO OF THE MAIN MEANS OF PHYSICAL EDUCATION IN PREPARING STUDENTS FOR THE STANDARDS SET

«READY FOR LABOR AND DEFENSE (RLD)»

Abstract

The article considers ratio of fixed assets of physical education in high schools prepare students to RLD standards, factors structure of students’ physical levels, program’s adaptation to the humanities universities.

Keywords: factor structure, physical readiness, RLD standards

Особое значение физическое воспитание имеет для студентов вузов гуманитарного профиля, несущих ответственность за гармоническое развитие подрастающего поколения. Это в свою очередь требует совершенствования физической подготовки студентов, разработки и использования новых средств и методов занятий и внедрения в учебный процесс соответствующих методических рекомендаций.

Коллективом кафедр физического воспитания ряда вузов России (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тульский филиал Российской правовой академии, Орловский и Рязанский университеты, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, и др.) в 2005-2007 гг. выполнены исследования по оптимизации двигательного режима студентов в период обучения их на I и II курсах.

Структура контингента студентов, обучающихся в этих университетах, имеет достаточно стабильные признаки. По данным 2000 - 2012 гг. 35% абитуриентов - сельские жители. Возраст студентов I курса варьирует в пределах 16-20 лет, 93,8% обучающихся составляют девушки.

Проведенные в 2005-2007 гг. исследования позволили определить исходный уровень физической подготовленности студентов гуманитарных специальностей университетов. Полученные данные свидетельствуют об удовлетворительном уровне физического состояния поступающих абитуриентов. В то же время сравнение нормативных требований комплекса ГТО VI ступени с результатами контрольных упражнений выявило низкий уровень физической подготовленности студентов. Результаты в беге на 100 м ниже нормы на 10,I%, в беге на 500 м - на 10,0%, в сгибании-разгибании рук в упоре лежа - на 64,2%. Относительно низкими следует считать и результаты в прыжках в длину с места.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном развитии у студентов основных физических качеств: быстроты, силы и выносливости при удовлетворительном развитии гибкости и ловкости (Н.Е.Мананков).

Дальнейшие исследования выявили существенные различия в динамике совершенствования физических качеств студентов в условиях обучения по гуманитарным специальностям (табл.2). Установлено, что при разностороннем педагогическом воздействии на первом курсе обучения прирост показателей, характеризующих быстроту и скоростно-силовые качества, составляет в среднем 2,1 - 6,6%; силу - 87,5%; выносливость - 9,5-13%; ловкость и гибкость - соответственно 9,3 и 11,5%. Это требует соответствующей коррекции учебно-тренировочного процесса в плане обеспечения гармоничности физического развития студентов. С нашей точки зрения, оптимизация его структуры является одним из путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Управление учебно-тренировочным процессом предполагает наличие вполне определенной системы целей обучения. В вузах в качестве одной из таких целей выступает формирование у студентов оптимальной с точки зрения требований комплекса ГТО структуры физической подготовленности. Знание основных признаков данной структуры, а именно состава и соотношение факторов, обусловливающих уровень физической подготовленности студентов, позволяет на объективной основе определять ведущие средства подготовки, их взаимосвязь и соотношение в тренировочном процессе.

К сожалению, эти важнейшие элементы методики физической подготовки в высшей школе пока не определены. Анализ научно-методической литературы выявил ряд диаметрально противоположных мнений по факторной структуре физической подготовки студентов вуза. В качестве ведущих факторов в самых различных соотношениях выдвигаются: скоростно-силовые качества (В.Ф. Протасов, Д.Н.Селиверстова, Е.Н.Федорищева, В.А. Переверзев), общая выносливость (В.В. Попенченко, В.Д. Кряжев, Ф.Я. Верховский, общая психомоторная подготовленность (И.М. Туревский) и ряд других) [1].

106

Неоднозначность результатов исследований, на наш взгляд, определяется как различиями изучаемого контингента студентов, так и эмпирическим характером самих исследований. Часто недостаточно обоснованно выглядит предлагаемое соотношение физических нагрузок различной направленности. В то же время уже сложилась вполне определенная методология решения задач подобного типа:

- определяется специфическая факторная структура физической подготовленности;

- устанавливается соотношение ведущих факторов подготовленности;

- выявляются основные средства совершенствования данных факторов;

- планируется соотношение величин нагрузок в основных средствах в соответствии с соотношением ведущих факторов подготовленности (В.М. Зациорский, 2007).

Данный алгоритм положен в основу исследований ряда вузов [2].

На первом их этапе выполнено педагогическое исследование, целью которого являлось установление структуры физической подготовленности студенток гуманитарного университета и ее взаимосвязи с нормативными требованиями комплекса ГТО.

В исследовании применялись методы: теоретический анализ научно-методической литературы и практики работы ведущих специалистов, метод педагогических контрольных тестов, методы математической статистики (В.М.Зациорский, Г.Харман, В.Ю.Урбах, Дж. Гласс, Дж.Стенли).

В качестве объекта исследований была привлечена группа студенток II курса Тульских университетов в количестве 102 человек, сформированная с помощью методов рандоминизированного отбора из 630 человек.

Было выполнено тестирование опытных групп по 27 тестам, включавшим упражнения комплекса ГТО VI ступени, и тестам, наиболее информативно оценивающим подготовленность в отдельных видах многоборья (Ю.В. Верхошанский и др.). Батарея тестов примерно в равной мере отражала уровень проявления быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и выносливости. Информативность и надежность большинства тестов подтверждается данными научно-методической литературы (Ю.В.Верхошанский, В.А.Креер, В.Б.Попов, Х. Бубэ, Г. Фек, Х. Штюблер, Д. Харре). В процессе тестирования выполнено около 4800 измерений. Полученный массив информации обработан на ЭВМ по программе (Statistic) с использованием стандартной программы факторного анализа по методу главных компонентов с ротацией по методу Варимакс.

Анализ результатов исследования показал, что уровень физической подготовленности студенток опытной группы близок к нормативным требованиям комплекса ГТО VI ступени. По большинству показателей коэффициент вариативности G = 10%, что свидетельствует об относительной однородности объектов исследований. Это позволяет утверждать, что с точки зрения требований комплекса ГТО студентки опытной группы обладали близкой к оптимальной структурой физической подготовленности.

Выявление данной структуры осуществлялось методами факторного анализа.

Было установлено, что уровень физической подготовленности студенток более чем на 70% определяют 8 факторов, полноценно отражающих все 10 упражнений комплекса ГТО.

Данные факторы идентифицированы следующим образом:

1. Быстрота в спринте. Фактор на 16% определяет уровень физической подготовленности студенток. Наибольшие факторные веса установлены в беге на дистанциях 30 - 150 м. Дополнительными средствами совершенствования данного фактора являются многоскоки на коротких отрезках и в меньшей мере - на длинных отрезках на быстроту. В ГТО данный фактор определяет уровень результатов в беге на 100 м. Наиболее информативные тесты: бег на 30 и 100 м.

2. Общая выносливость - факторный вес 11%. Основные средства совершенствования - циклические упражнения большой продолжительности: кросс и ходьба на лыжах. В ГТО данный фактор определяет результаты в лыжных гонках и беге на 500 м. Наиболее информативный тест: бег 12 мин и 500 м.

3. Скоростной компонент скоростно-силовых качеств - факторный вес = 10%. Основные средства его совершенствования: многоскоки на длинных отрезках на быстроту. В ГТО фактор определяет результат в прыжках в длину с разбега. Информативные тесты: многоскоки на одной ноге на 20 м на время и прыжок в длину с разбега.

4. Силовой компонент скоростно-силовых качеств - факторный вес =10%. Основные средства совершенствования: метания и другие упражнения, требующие проявления максимальной мощности - спурты в подъеме, многоскоки на коротких отрезках (1-3 прыжка) В ГТО данный фактор определяет результат, прежде всего, в метаниях и прыжках в высоту с разбега.

5. Абсолютная сила - факторный вес = 9,6%. Основные средства совершенствования: упражнения с отягощением, воздействующие на крупные группы мышц, главным образом спины и бедра. В комплексе ГТО уровень абсолютных силовых возможностей студенток лимитирует результат в метании гранаты. Информативный тест - становая сила.

6. Скоростно-силовая выносливость мышц нижних конечностей - факторный вес = 7,3%. Фактор определяет максимальный темп в скоростно-силовых упражнениях. Основные средства совершенствования: серийное выполнение упражнений с максимальной частотой повторений: смена положения ног в выпаде, приседы, спурты с хода, бег в переменном темпе: 5 х 60 м (через 60 м) и др. В комплексе ГТО данный фактор оказывает влияние на результаты в беге на 500 м и прыжках в высоту с разбеге. Тест - присед за 20 с.

Таблица 1 - Матрица факторных весов тестов, характеризующих физическую подготовленность студенток опытной группы

Тесты Факторы после ротации

I 2 3 4 5 6 7 8

Смена положения ног 748

Бег 30 м с хода 744 -202

Бег 30 м со старта 778

Бег 100 м 767 -340 257

Бег 150 м 751 -320 252 -266

Бег 5 х 60 м 510 -248 -561

Прыжок вверх с места -481 -337 352 -326

Прыжок в длину с места -528 -394 358 -260 237

3-й прыжок с места -442 -514 430 -279

Прыжки на толчковой ноге 393 655 353

Прыжки на маховой ноге 281 797

Метание ядра 3 кг снизу - 730 -268

107

Максимальная мощность 275 -230 730

Прыжок в высоту с разбега 332 -324 366 328 249 200 303

Прыжок в длину с разбега -655 367 -222

Толкание ядра 4 кг 511 512

Метание гранаты 500 г -270 274 -250 -348 546

Прыжок вверх без маха рук -562 -235 365 -342 305

Определение становой силы 245 -803

Толчковая тяга 284 -780 267

Приседы за 20 с -287 -231 678

Сгибание-разгибание рук -416 319 -360 -388

Наклоны, сидя -830

Бег 500 м -768 -250

Бег 12 мин. 816 -209

Лыжные гонки 3 км 773 -243

Стрельба на 25 м 668

Дисперсия, % 16,0 11, 10,0 10,0 9,6 7,3 4,6 4,7

Примечание. У значений факторных весов нули и запятые опущены, в таблице указаны достоверные факторные веса. Выделены образующие фактор тесты.

7. Силовая выносливость мышц брюшного пресса - факторный вес = 4,6%. Данный фактор практически включает одно упражнение, а именно, наклоны, сидя на гимнастической скамейке (одно из упражнений комплекса ГТО).

8. Как самостоятельный фактор выделился результат в стрельбе на 25 м - факторный вес = 4,7%.

Следует дополнить, что в такое упражнение комплекса ГТО, как отжимание в упоре лежа на гимнастической скамейке, входят первые три фактора.

Анализ результатов данного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Физическая подготовленность студенток гуманитарных факультетов определяется факторами:

- быстротой в спринте - на 16%,

- общей выносливостью - на 11%,

- скоростным компонентом скоростно-силовых качеств - на 10%,

- силовым компонентом данных качеств - на 10%

- абсолютными силовыми возможностями - на 9,6%,

- скоростно-силовой выносливостью мышц нижних конечностей на 7,3%,

- силовой выносливостью мышц брюшного пресса - на 4,6%.

2. Факторная структура физической подготовленности студенток хорошо идентифицируется с требованиями комплекса ГТО.

3. Для оценки физической подготовленности студенток гуманитарных специальностей наиболее информативна батарея тестов, включающая бег на 100 м, бег на 500 м, прыжок в длину с разбега, метание ядра 3 кг двумя руками снизу, определение становой силы, приседы за 20 с, наклоны, сидя на гимнастической скамейке.

Изучение факторной структуры физической подготовленности студенток определило и ведущие факторы их подготовки. На основании полученных данных и с учетом особенностей нашего контингента обучающихся (исходного уровня физической подготовленности, темпов совершенствования отдельных сторон двигательной функции) установлено теоретическое соотношение занятий различной направленности в учебном году [1]. При этом совершенствованию быстроты отводится 25% занятий, выносливости - 17%, скоростному и силовому компонентам скоростно-силовых качеств, а также силе - по 16%, скоростно-силовой выносливости - 10%. Полученные экспериментальные данные не подтвердили распространенной точки зрения о необходимости включения в учебный процесс примерно равных объемов упражнений, направленных на совершенствование выносливости и скоростно-силовых качеств (М.Я.Виленский, В.В.Михайлов, Н.А.Левенко; В.В.Чунин и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты наших исследований хорошо согласуются с данными В.Ф.Протасова и Д.Н.Селиверстовой, которые предлагают уделять развитию выносливости 15-25% времени, а остальное время - воспитанию скоростно-силовых качеств.

Очевидно, необходимый уровень развития выносливости достигается и скоростно-силовой подготовкой, особенно при использовании круговой формы организации занятий (М. Шолих; В.М.Гавриленко, В.В.Михайлов).

На основании результатов проведенных исследований нами разработана модель физической подготовки студентов гуманитарных вузов, прошедшая апробацию в ряде университетов ЦФО.

Данную модель отличают следующие структурные признаки:

1. Ведущие факторы физической подготовленности совершенствуются на отдельных занятиях (6 типов занятий). Последнее согласуется с общей тенденцией современной методики физической подготовки к сокращению количества задач (Л.П.Матвеев, 2010), решаемых на одном занятии, и относительной независимостью установленных факторов, что обусловлено самой процедурой их выделения методами факторного анализа,

2. Соотношение количества занятий в учебном году, направленных преимущественно на воспитание быстроты, общей выносливости, скоростного и силового компонентов скоростно-силовых качеств, абсолютной силы и скоростно-силовой выносливости, составляет соответственно: 25, 17, 16, 16, 10%.

3. Структура учебного процесса в подготовительных и основных отделениях на I и II курсах одинакова, установленное соотношение занятий различной направленности сохраняется.

Различия заключены в содержании учебного процесса. На II курсе значительно выше специализация подготовки в отдельных видах многоборья ГТО: более 40% времени отводится выполнении специальных и соревновательных упражнений. Общий объем физической нагрузки на II курсе больше на 10-15%.

В основу организации занятия положена комплексно-круговая форма (В.В.Чунин, М. Шолих). Структура основной части занятий включает:

- совершенствование техники одного вида ГТО;

- основные средство воздействия на фактор физической подготовленности, наиболее связанный с данным видом ГТО (основной метод - повторный);

108

- комплекс круговой тренировки, составленный из вспомогательных упражнений, способствующих совершенствованию указанного фактора.

5. Педагогический контроль ведется с применением установленной батареи тестов и контрольных упражнений комплекса ГТО.

Построение учебного процесса в соответствии с предложенной моделью создает условия для формирования у большинства студентов оптимальной с точки зрения требований комплекса ГТО структуры физической подготовленности. Вместе с тем соотношение основных средств физического воспитания во многом обусловлено предшествующим двигательным опытом обучающихся, особенностями развития и адаптации к физическим нагрузкам различной направленности каждого индивидуума.

В этом плане организация учебного процесса на единой основе целесообразна не для всех студентов. Очевидно, общей тенденцией изменения структуры двигательных способностей нивелируются решающие важные индивидуальные сдвиги, которые в конечном итоге и определяют эффективность методики физической подготовки. Согласно проведенным исследованиям, для студентов I курса гуманитарных вузов характерна определенная диспропорция в развитии основных физических качеств. В то же время установлено, что при высоком уровне развития одного из них остальные качества развиты не ниже, чем удовлетворительно. И, наоборот, при значительном отставании одного качества другие развиты не вше, чем удовлетворительно. Это свидетельствует о прочной взаимосвязи основных физических качеств у данного контингента испытуемых, что является теоретической предпосылкой построения учебного процесса для части студентов на базе преимущественного совершенствования одного из данных качеств. Ряд авторов предлагает организацию физической подготовки на данной основе для всех студентов (С.С.Семашко, А.Н.Шлецингер;

A. А.Виру; И.И.Баринов), в том числе путем их перевода на занятия с определенной спортивной специализацией (В.И.Протасов;

B. И.Нестеров; А.П.Внуков с соавт.). Однако анализ результатов данных исследований показал, что подобная постановка вопроса требует индивидуального подхода к определению преимущественной направленности физической подготовки для студентов с различной структурой двигательных способностей.

Изучение динамики физической подготовленности студентов с различной структурой двигательных способностей позволило установить тенденцию к опережающему развитию отстающих физических качеств при описанной выше программе разносторонней физической подготовки.

При целенаправленном воздействии на данные качества уже после I курса обучения индивидуальные различия в структуре двигательных способностей в значительной мере нивелируются и весь контингент студентов дифференцируется уже по уровню общей физической подготовленности.

В соответствии с результатами проведенных исследований экспериментально апробирована следующая схема физической подготовки:

- I курс - целенаправленное совершенствование отстающих физических качеств;

- II курс - совершенствование физических качеств в установленном ранее соотношении на основе разнообразных средств подготовки и специализации по видам спорта.

Установлено, что для студентов I курса гуманитарных вузов наиболее характерны следующие варианты соотношения уровней развития физических качеств:

- относительно равномерное развитие основных физических качеств;

- отставание в развитии качества быстроты;

- отставание в развитии качества силы;

- отставание в развитии качества выносливости.

В соответствии с данным положением выделяются группы студентов, цель которых - дифференцированно совершенствовать отстающие физические качества. Формирование групп производится по результатам тестирования (табл. 1).

За удовлетворительный уровень результатов в каждом тесте априорно приняты значения, гарантирующие при обычной тренировке выполнение студентами зачетных нормативов, адаптированных к требованиям VI ступени комплекса ГГО. Как правило, данные значения располагаются в доверительном интервале. В большинстве случаев определение у студентов наиболее отстающих физических качеств не представляет затруднений.

Тестирование осуществляется на трех занятиях:

1-е занятие - бег на 30 м, - бег на 5ОО м (1000 м);

- 2-е занятие - бег на 100 м, - бег 12 мин.;

- 3-е занятие - сгибание-разгибание рук, в упоре лежа (подтягивание на перекладине), - наклоны туловища из положения, сидя руки за голову (подъем переворотом на перекладине).

Тестированию предшествует стандартная разминка, инструктаж по каждому упражнению и необходимое обучение испытуемых.

По результатам тестирования формируются 4 группы студентов с различным соотношением основных физических качеств.

Предложенная структура физической подготовки предусматривает разнообразное физическое воздействие на организм студентов, что позволяет совершенствовать весь спектр физических качеств. В этих условиях дифференцированный подход к физической подготовке осуществляется посредством использования единого комплекса средств подготовки при разном их соотношении для студентов с различной структурой двигательных способностей. При этом воспитанию отстающих качеств уделяется до 40% времени, отведенного на физическую подготовку. Перераспределение бюджета тренировочного времени проводится за счет снижения объема нагрузок, способствующих развитию доминирующих в данной группе студентов физических качеств.

С точки зрения дифференцированного подхода к физической подготовке, эффективно периодическое включение в учебный процесс мезоциклов общей физической подготовки. В этих мезоциклах создаются наиболее благоприятные условия для выполнения существенно различных программ физической подготовки.

В периоды сессии, а также целенаправленной гимнастической и лыжной подготовки акцентированное совершенствование отстающих физических качеств осуществляется за счет выполнения специальных комплексов упражнений. Кроме того, эти комплексы должны выполняться студентами на протяжении всего учебного года в качестве домашних заданий при периодическом контроле их освоения. В качестве средств физической подготовки используются относительно простые физические упражнения, позволяющие легко варьировать интенсивность и величину физической нагрузки, что имеет особое значение в условиях массового обучения. Все средства физической подготовки должны быть адаптированы к упражнениям комплекса ГТО VI ступени. Интенсивность выполнения упражнений, объем нагрузки, плотность учебных занятий и методы подготовки определяются в соответствии с направленностью педагогического воздействия на воспитание тех или иных физических качеств и уровнем подготовленности студентов.

Апробация экспериментальной программы физической подготовки в ряде вузов ЦФО подтвердила перспективность предложенного подхода к оптимизации соотношения основных средств физического воспитания студентов. Адаптация структурных признаков данной программы к конкретным условиям вузов гуманитарного профиля является одним из путей повышения эффективности подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО.

109

Литература

1. Туревский, И.М. Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 7-12.

2. Фролов, А.Ю. Диагностическая деятельность студентов факультета физической культуры как фактор профессиональной подготовки специалистов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 4. - С. 53-56

References

1. Turevsky, I.M. Psychomotor Structure of Adolescents in Respect to Correlation and Factor Analyses // Theory and Practice of Physical Culture. - 2013. - № 8. - P. 7-12.

2. Frolov, A.Yu. Diagnostic work of students of the department of physical education as a factor of effective professional training // Physical culture and health. - 2009. - № 4. - P. 53-56

Шпилёва Е.В.

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и

Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые направления развития образовательного процесса в военном ВУЗе по совершенствованию творческого и естественнонаучного подхода к обучению, как инструмента решения многих технических и, очень остро стоящих сейчас, экологических проблем. Рассмотрены пути формирования у военных специалистов креативного подхода в решении проблем изучаемых дисциплин, формирования естественнонаучного мировоззрения для повышения эффективности военного профессионального образования.

Ключевые слова и фразы: военные специалисты; креативное мышление; естественнонаучное мировоззрение; экологические проблемы.

Shpileva E.V.

Military educational-scientific center of «Air force academy» in Voronezh, Russian Federation WAYS OF EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY HIGH SCHOOL

Abstract

The article deals with some directions of development of the educational process in military high school to improve the creative and natural science approach to learning as a tool for solving many technical and very serious challenges now, environmental issues. The ways of formation of the military experts creative approach in solving the problems of disciplines, the formation of natural-science outlook to improve the effectiveness of military professional education.

Keywords: military experts; creative thinking; natural scientific worldview; environmental concerns.

В условиях современной жизни стали предъявляется особые требования к специалистам, которым часто приходится решать нестандартные задачи для обеспечения практического внедрения новых идей. Это в полной мере относится к военным специалистам, которых должны отличать любознательность, энергичность, способность к риску, восприимчивость к новым идеям, оригинальность мышления. Для воспитания всех этих качеств и повышения эффективности учебного процесса в целом необходимо: 1) развивать в будущем специалисте креативность; 2) добиваться мотивации учебного процесса, формируя естественнонаучное мировоззрение. Сегодняшний выпускник средней школы, а значит и абитуриент, плохо представляет себе единую картину мира, взаимосвязь и взаимопроникновение наук, как инструмент решения многих технических и, очень остро стоящих сейчас, экологических проблем. Курсант, изучая ту или иную науку, часто не представляет себе ее практического значения, ее мировоззренческую роль, а уж о связи наук не задумывается вообще. Сейчас уже очевидно, что только обладая естественнонаучным мировоззрением можно оптимально организовать деятельность человека при ограниченных природных ресурсах. Поэтому привитие естественнонаучного мировоззрения позволит будущим военным специалистам более правильно решать не только узкоспециальные, но и постоянно возникающие серьезнейшие экологические проблемы, которые особенно остро стоят в армейской среде, где считается, что любая боевая задача должна быть выполнена любыми средствами и только в последнее время начал ставиться вопрос об их адекватности и степени ущерба, наносимого окружающей среде.

Особое место в жизни и деятельности Вооруженных Сил занимает педагогическая наука, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

Военная педагогика имеет ряд особенностей. Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений к успешным действиям в условиях воинской деятельности. Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи.

Решение задач военной педагогики связано, прежде всего, с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил Российской Федерации. Формирования у командиров современного педагогического, творческого, естественнонаучного мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных и учебных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины.

Креативность [1] в решении проблем естественнонаучных дисциплин это то направление, которое позволяет повысить эффективность военного профессионального образования. Креативное мышление - сложный процесс, включающий несколько стадий: 1) подготовка, 2) фрустрация, 3) инкубационный период, 4) озарение, 5) разработка. Все эти стадии можно отрабатывать на любом виде занятий, так как их всегда приходится проходить, когда решается поставленная проблема. Таким образом, даётся алгоритм для дальнейшего самостоятельного научного исследования по любым направлениям деятельности молодого военного специалиста.

1. Подготовка. Это стадия планирования, когда прорабатывается теоретический материал, собираются необходимые данные, чётко формулируется проблема и делаются предположения о результатах исследования. На этом этапе происходит постановка целей и определение результатов. Выбирается правильное направление исследования, проверяется наличие необходимой аппаратуры, продумывается стратегия эксперимента.

2. Фрустрация. На этом этапе будущий военный специалист может почувствовать разочарование, неуверенность в своих силах. Если преподаватель не покажет пути преодоления препятствия, не внушит уверенности в своих силах, то на этой стадии, порой творчество и заканчивается и начинается механическое выполнение определённых операций.

3. Инкубационный период. Натолкнувшись на какую-нибудь трудность в решении проблемы, нужно на время отложить её решение, переключить внимание обучаемого на другие вопросы. Нерешённый вопрос уходит вглубь подсознания.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.