УДК 378
И.М. ТУРЕВСКИЙ
доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого E-mail: turima@gmail.com
A.Ю. ФРОЛОВ
кандидат педагогических наук, декан, факультет физической культуры, Тульский государственный пе-дагогическийуниверситет им. Л.Н.Толстого E-mail: frolovalexander@bk.ru Г.А. ПЕТРУШИНА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого E-mail: petrushina-galina@mail.ru О.Б. СЕРЕГИНА
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого Л.В. ТАРАСЕНКО
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
B.Н. БОРОДАЕНКО
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой специальных и правовых дисциплин, Российская правовая академия Минюста РФ (Тульский филиал) E-mail: Borodaenko61@mail.ru
UDC378 I.M. TUREVSKY
Doctor of Pedagogics, Professor, Department of theory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University E-mail: turima@gmail.com A.YU. FROLOV
Candidate of Pedagogics, dean of the Faculty of Physical Education, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.
E-mail: frolovalexander@bk.ru G.A. PETRUSHINA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University E-mail: petrushina-galina@mail.ru O.B. SEREGINA
Candidate of Pedagogics, Head of department of theory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University E-mail: serolgbor@yandex.ru L.V. TARASENKO
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture and sports disciplines, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.
E-mail: lwtarasenko@mail.ru V.N. BORODAENKO
Candidate of Pedagogics, Head of Department of Special and Legal Disciplines, Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the RF (Tula branch) E-mail: Borodaenko61@mail.ru
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО PREPARING STUDENTS FOR THE STANDARDS SET «READY FOR LABOR AND DEFENSE (RLD)»
В статье рассмотрены основные средства физического воспитания в подготовке студентов вузов к сдаче норм комплекса ГТО, структура физической подготовленности студентов, адаптация программы к конкретным условиям вузов гуманитарного профиля.
Ключевые слова: физическая подготовленность, комплекс ГТО.
The article considers ratio of fixed assets ofphysical education in high students" schools preparation to RLD standards, structure of students' physical levels, program's adaptation to the humanities universities.
Keywords: physical readiness, RLD standards.
Для студентов вузов гуманитарного профиля особое значение имеет физическое воспитание, отвечающее за гармоническое развитие подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования физической подготовки студентов, разработки и использования новых средств и методов занятий и внедрения в учебный процесс соответствующих методических рекомендаций.
Коллективом кафедр физического воспитания ряда
вузов России (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Тульский филиал Российской правовой академии, Орловский и Рязанский университеты, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, и др.) в 2005-2007 гг. выполнены исследования по оптимизации двигательного режима студентов в период обучения их на I и II курсах.
Структура контингента студентов, обучающихся в этих университетах, имеет достаточно стабильные призна-
© И.М. Туревский, А.Ю. Фролов, Г.А. Петрушина, О.Б. Серегина, Л.В. Тарасенко, В.Н. Бородаенко © I.M. Turevsky, A.Yu. Frolov, G.A. Petrushina, O.B. Seregina, L.V. Tarasenko, V.N. Borodaenko
ки. По данным 2000-2012 гг. 35% абитуриентов - сельские жители. Возраст студентов I курса варьирует в пределах 16-20 лет, 93,8% обучающихся составляют девушки.
Проведенные в 2005-2007 гг. исследования позволили определить исходный уровень физической подготовленности студентов гуманитарных специальностей университетов. Полученные данные свидетельствуют об удовлетворительном уровне физического состояния поступающих абитуриентов. В то же время сравнение нормативных требований комплекса ГТО VI ступени с результатами контрольных упражнений выявило низкий уровень физической подготовленности студентов. Результаты в беге на 100 м ниже нормы на 10,1%, в беге на 500 м - на 10,0%, в сгибании-разгибании рук в упоре лежа - на 64,2%. Относительно низкими следует считать и результаты в прыжках в длину с места.
Полученные данные свидетельствуют о недостаточном развитии у студентов основных физических качеств: быстроты, силы и выносливости при удовлетворительном развитии гибкости и ловкости (Н.Е. Мананков).
Дальнейшие исследования выявили существенные различия в динамике совершенствования физических качеств студентов в условиях обучения по гуманитарным специальностям (табл.2). Установлено, что при разностороннем педагогическом воздействии на первом курсе обучения прирост показателей, характеризующих быстроту и скоростно-силовые качества, составляет в среднем 2,1 - 6,6%; силу - 87,5%; выносливость - 9,5-13%; ловкость и гибкость - соответственно 9,3 и 11,5%. Это требует соответствующей коррекции учебно-тренировочного процесса в плане обеспечения гармоничности физического развития студентов. С нашей точки зрения, оптимизация его структуры является одним из путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Управление учебно-тренировочным процессом предполагает наличие вполне определенной системы целей обучения. В вузах в качестве одной из таких целей выступает формирование у студентов оптимальной с точки зрения требований комплекса ГТО структуры физической подготовленности. Знание основных признаков данной структуры, а именно состава и соотношение факторов, обусловливающих уровень физической подготовленности студентов, позволяет на объективной основе определять ведущие средства подготовки, их взаимосвязь и соотношение в тренировочном процессе.
К сожалению, эти важнейшие элементы методики физической подготовки в высшей школе пока не определены. Анализ научно-методической литературы выявил ряд диаметрально противоположных мнений по факторной структуре физической подготовки студентов вуза. В качестве ведущих факторов в самых различных соотношениях выдвигаются: скоростно-силовые качества (В.Ф. Протасов, Д.Н.Селиверстова, Е.Н. Федорищева, В.А. Переверзев), общая выносливость (В.В. Попенченко, В.Д. Кряжев, Ф.Я. Верховский, общая психомоторная подготовленность (И.М. Туревский) и ряд других) [1].
Неоднозначность результатов исследований, на наш взгляд, определяется как различиями изучаемого контингента студентов, так и эмпирическим характером самих исследований. Часто недостаточно обоснованно выглядит предлагаемое соотношение физических нагрузок различной направленности. В то же время уже сложилась вполне определенная методология решения задач подобного типа:
- определяется специфическая факторная структура физической подготовленности;
- устанавливается соотношение ведущих факторов подготовленности;
- выявляются основные средства совершенствования данных факторов;
- планируется соотношение величин нагрузок в основных средствах в соответствии с соотношением ведущих факторов подготовленности (В.М. Зациорский, 2007).
Данный алгоритм положен в основу исследований ряда вузов [2].
На первом их этапе выполнено педагогическое исследование, целью которого являлось установление структуры физической подготовленности студенток гуманитарного университета и ее взаимосвязи с нормативными требованиями комплекса ГТО.
В исследовании применялись методы: теоретический анализ научно-методической литературы и практики работы ведущих специалистов, метод педагогических контрольных тестов, методы математической статистики (В.М. Зациорский, Г. Харман, В.Ю. Урбах, Дж. Гласс, Дж. Стенли).
В качестве объекта исследований была привлечена группа студенток II курса Тульских университетов в количестве 102 человек, сформированная с помощью методов рандоминизированного отбора из 630 человек.
Было выполнено тестирование опытных групп по 27 тестам, включавшим упражнения комплекса ГТО VI ступени, и тестам, наиболее информативно оценивающим подготовленность в отдельных видах многоборья (Ю.В. Верхошанский и др.). Батарея тестов примерно в равной мере отражала уровень проявления быстроты, скоростно-силовых качеств, силы и выносливости. Информативность и надежность большинства тестов подтверждается данными научно-методической литературы (Ю.В.Верхошанский, В.А.Креер, В.Б.Попов, Х. Бубэ, Г. Фек, Х. Штюблер, Д. Харре). В процессе тестирования выполнено около 4800 измерений. Полученный массив информации обработан на ЭВМ по программе (Statistic) с использованием стандартной программы факторного анализа по методу главных компонентов с ротацией по методу Варимакс.
Анализ результатов исследования показал, что уровень физической подготовленности студенток опытной группы близок к нормативным требованиям комплекса ГТО VI ступени.
На основании результатов проведенных исследований нами разработана модель физической подготовки к сдачи норм комплекса ГТО студентов гуманитарных ву-
зов, прошедшая апробацию в ряде университетов ЦФО.
Данную модель отличают следующие структурные признаки.
1. Ведущие факторы физической подготовленности совершенствуются на отдельных занятиях (6 типов занятий). Последнее согласуется с общей тенденцией современной методики физической подготовки к сокращению количества задач (Л.П. Матвеев, 2010), решаемых на одном занятии, и относительной независимостью установленных факторов, что обусловлено самой процедурой их выделения методами факторного анализа,
2. Соотношение количества занятий в учебном году, направленных преимущественно на воспитание быстроты, общей выносливости, скоростного и силового компонентов скоростно-силовых качеств, абсолютной силы и скоростно-силовой выносливости, составляет соответственно: 25, 17, 16, 16, 10%.
3. Структура учебного процесса в подготовительных и основных отделениях на I и II курсах одинакова, установленное соотношение занятий различной направленности сохраняется.
Различия заключены в содержании учебного процесса. На II курсе значительно выше специализация подготовки в отдельных видах многоборья ГТО: более 40% времени отводится выполнению специальных и соревновательных упражнений. Общий объем физической нагрузки на II курсе больше на 10-15%.
В основу организации занятия положена комплексно-круговая форма (В.В.Чунин, М. Шолих). Структура основной части занятий включает:
- совершенствование техники одного вида ГТО;
- основные средство воздействия на фактор физической подготовленности, наиболее связанный с данным видом ГТО (основной метод - повторный);
- комплекс круговой тренировки, составленный из вспомогательных упражнений, способствующих совершенствованию указанного фактора.
4. Педагогический контроль ведется с применением установленной батареи тестов и контрольных упражнений комплекса ГТО.
Построение учебного процесса в соответствии с предложенной моделью создает условия для формирования у большинства студентов оптимальной с точки зрения требований комплекса ГТО структуры физической подготовленности. Вместе с тем соотношение основных средств физического воспитания во многом обусловлено предшествующим двигательным опытом обучающихся, особенностями развития и адаптации к физическим нагрузкам различной направленности каждого индивидуума.
В этом плане организация учебного процесса на единой основе целесообразна не для всех студентов. Очевидно, общей тенденцией изменения структуры двигательных способностей нивелируются решающие важные индивидуальные сдвиги, которые в конечном итоге и определяют эффективность методики физической подготовки. Согласно проведенным
исследованиям, для студентов I курса гуманитарных вузов характерна определенная диспропорция в развитии основных физических качеств. В то же время установлено, что при высоком уровне развития одного из них остальные качества развиты не ниже, чем удовлетворительно. И, наоборот, при значительном отставании одного качества другие развиты не выше, чем удовлетворительно. Это свидетельствует о прочной взаимосвязи основных физических качеств у данного контингента испытуемых, что является теоретической предпосылкой построения учебного процесса для части студентов на базе преимущественного совершенствования одного из данных качеств. Ряд авторов предлагает организацию физической подготовки на данной основе для всех студентов (С.С. Семашко, А.Н. Шлецингер; А.А. Виру; И.И. Баринов), в том числе путем их перевода на занятия с определенной спортивной специализацией (В.И. Протасов; В.И. Нестеров; А.П. Внуков с соавт.). Однако анализ результатов данных исследований показал, что подобная постановка вопроса требует индивидуального подхода к определению преимущественной направленности физической подготовки для студентов с различной структурой двигательных способностей.
Изучение динамики физической подготовленности студентов с различной структурой двигательных способностей позволило установить тенденцию к опережающему развитию отстающих физических качеств при описанной выше программе разносторонней физической подготовки.
При целенаправленном воздействии на данные качества уже после I курса обучения индивидуальные различия в структуре двигательных способностей в значительной мере нивелируются и весь контингент студентов дифференцируется уже по уровню общей физической подготовленности.
В соответствии с результатами проведенных исследований экспериментально апробирована следующая схема физической подготовки:
- I курс - целенаправленное совершенствование отстающих физических качеств;
- II курс - совершенствование физических качеств в установленном ранее соотношении на основе разнообразных средств подготовки и специализации по видам спорта.
Установлено, что для студентов I курса гуманитарных вузов наиболее характерны следующие варианты соотношения уровней развития физических качеств:
- относительно равномерное развитие основных физических качеств;
- отставание в развитии качества быстроты;
- отставание в развитии качества силы;
- отставание в развитии качества выносливости.
В соответствии с данным положением выделяются
группы студентов, цель которых - дифференцированно совершенствовать отстающие физические качества. Формирование групп производится по результатам тестирования.
За удовлетворительный уровень результатов в каж-
дом тесте априорно приняты значения, гарантирующие при обычной тренировке выполнение студентами зачетных нормативов, адаптированных к требованиям VI ступени комплекса ГГО. Как правило, данные значения располагаются в доверительном интервале. В большинстве случаев определение у студентов наиболее отстающих физических качеств не представляет затруднений.
Тестирование осуществляется на трех занятиях:
1-е занятие - бег на 30 м, бег на 500 м (1000 м);
2-е занятие - бег на 100 м, бег 12 мин.;
3-е занятие - сгибание-разгибание рук, в упоре лежа (подтягивание на перекладине), наклоны туловища из положения, сидя руки за голову (подъем переворотом на перекладине).
Тестированию предшествует стандартная разминка, инструктаж по каждому упражнению и необходимое обучение испытуемых.
По результатам тестирования формируются 4 группы студентов с различным соотношением основных физических качеств.
Предложенная структура физической подготовки предусматривает разнообразное физическое воздействие на организм студентов, что позволяет совершенствовать весь спектр физических качеств. В этих условиях дифференцированный подход к физической подготовке осуществляется посредством использования единого комплекса средств подготовки при разном их соотношении для студентов с различной структурой двигательных способностей. При этом воспитанию отстающих качеств уделяется до 40% времени, отведенного на физическую подготовку. Перераспределение бюджета тренировочного времени проводится за счет снижения объема нагрузок, способствующих развитию доминирующих в данной группе студентов физических качеств.
С точки зрения дифференцированного подхода к
физической подготовке эффективно периодическое включение в учебный процесс мезоциклов общей физической подготовки. В этих мезоциклах создаются наиболее благоприятные условия для выполнения существенно различных программ физической подготовки.
В периоды сессии, а также целенаправленной гимнастической и лыжной подготовки акцентированное совершенствование отстающих физических качеств осуществляется за счет выполнения специальных комплексов упражнений. Кроме того, эти комплексы должны выполняться студентами на протяжении всего учебного года в качестве домашних заданий при периодическом контроле их освоения. В качестве средств физической подготовки используются относительно простые физические упражнения, позволяющие легко варьировать интенсивность и величину физической нагрузки, что имеет особое значение в условиях массового обучения. Все средства физической подготовки должны быть адаптированы к упражнениям комплекса ГТО VI ступени. Интенсивность выполнения упражнений, объем нагрузки, плотность учебных занятий и методы подготовки определяются в соответствии с направленностью педагогического воздействия на воспитание тех или иных физических качеств и уровнем подготовленности студентов.
Апробация экспериментальной программы физической подготовки в ряде вузов ЦФО подтвердила перспективность предложенного подхода к оптимизации соотношения основных средств физического воспитания студентов. Адаптация структурных признаков данной программы к конкретным условиям вузов гуманитарного профиля является одним из путей повышения эффективности подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО.
Библиографический список
1. Туревский И.М., Петрушина Г.А., Серёгина О.Б., Тарасенко Л.В., Фролов А.Ю. Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 7-12.
2. Туревский И.М., Фролов А.Ю., Петрушина Г.А., Серегина О.Б., Тарасенко Л.В. Соотношение основных средств физического воспитания при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 1(32). Часть 3. С.106-110
References
1. Turevsky I.M., Petrushina G.A., Seregina O.B., Tarasenko L.V., Frolov A.Yu. Correlation and factor analysis by psychomotor structure // Theory and Practice of Physical Culture. 2013. № 8. Pp.7-12.
2. Turevsky I.M., Frolov A., Petrushina G.A., Seregina O.B., Tarasenko L.V. Ratio of the main means of physical education in preparing students for the standards set «ready for labor and defense (RLD)» // International Research Journal. 2015. № 1(32). Part 3. Pp.106-110.