УДК 796.01
В. Н. Бородаенко, И. М. Туревский
Формы организации работы по комплексу ГТО в вузах с позиций структурной организации двигательной деятельности
В статье освещаются вопросы внедрения комплекса ГТО в вузах и исследуются формы организации данной работы. Описывается эксперимент по изучению структуры физической подготовленности студентов разных курсов и различной спортивной подготовки для решения ряда вопросов теоретического, метрологического и практического характера.
The article is devoted to the implementation of GTO complex in the universities and the study of forms of organization of this work. The paper describes an experiment on the study of the structure of physical form of students of different years and different levels of training to solve some of the issues of theoretical, measurement and practical character.
Ключевые слова: Физическая подготовленность, комплекс ГТО, физическое
воспитание, двигательная деятельность, двигательные качества.
Key words: Physical fitness, GTO complex, physical education, physical activity, physical quality.
Основным законом, регулирующим правовые основы физической культуры и спорта в России, является Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В данном Федеральном законе устанавливаются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяются принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России. Также закон закрепляет «условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационноправовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения» [1].
Физическая культура и спорт рассматриваются как средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой рабо-
© Бородаенко В. Н., Туревский И. М., 2015
72
тоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом [1].
Большой объем различного рода информации, обрушивающейся на студентов, - научной, политической, технической и т. д., вызывает необходимость постоянных умственных и физических затрат. В этой связи социальный заказ в сфере физического воспитания студентов нацелен на повышение требований к уровню разносторонней тренированности и здоровью. Большим достижением в развитии физической культуры в нашей стране явилось введение новых государственных программ физического воспитания, нормативно закрепляющих средства, методы, задачи и уровень физической подготовленности. Для формирования нормативных основ всей системы физического воспитания большое значение имеет вновь внедряемый Всероссийский физкультурноспортивный комплекс ГТО, который, с другой стороны, является государственно узаконенной формой тестирования физического состояния человека.
В 80-90-х гг. прошлого века в педагогической практике известны случаи, когда выполнение нормативов комплекса ГТО являлось, пожалуй, единственным средством подготовки студентов, что значительно снижало эффективность разносторонней физической подготовленности и не решало социальной задачи, поставленной в то время страной:
- молодые люди помимо всесторонней образованности должны обладать духовной красотой, здоровьем, быть закаленными и физически развитыми и крепкими;
- ставить и достигать цели получение значка ГТО каждым молодым гражданином;
- увлечение и занятия молодежи спортом, физической культурой, туризмом;
- планомерное и последовательное привитие молодежи потребностей нравственного и физического совершенствования, воспитание волевого характера и качеств личности, выносливости и мужества, готовности к труду и обороне.
Другим недостатком работы по внедрению комплекса ГТО являлось увлечение некоторых вузов цифровыми показателями в сдаче норм ГТО. Вместо повышения КПД учебных занятий по физическому воспитанию, проведения занятий в активных игровых формах с использованием новых методов, средств и технологий в учебных заведениях происходило завышение результатов комплекса гТо, а то и просто фальсификация данных. Большинство недостатков в работе по ГТО может объясняться рядом причин, таких как, недостаточный объем физической нагрузки, низкое качество проведения учебных занятий, неудовлетворительная методика преподавания физического воспитания и др.
73
Осмысленное отношение и устойчивый интерес к занятиям по физическому воспитанию формируются в университетах через лекции, беседы, профессиональную подготовку, проведение студентами во внеурочное время спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, самостоятельную работу, домашние задания. Студенты должны получать от занятий полное удовлетворение, видеть прогресс в своей деятельности.
Наши исследования были посвящены поиску таких организационных форм и методов подготовки, которые соответствуют этим условиям и были начаты после внедрения нового комплекса.
Потребовалась большая экспериментальная работа по изучению структуры физической подготовленности студентов.
Теоретические предпосылки. С позиций кибернетики «всякое явление или процесс состоит из элементов, образующих определенную структуру, под которой понимается целесообразный системообразующий принцип взаимосвязи в комплексе двигательных способностей, обеспечивающий их функциональное единство и возможности человека» [5]. Свой структурный скелет имеет и физическая подготовленность, которая к настоящему времени изучена достаточно хорошо (Е. А. Флейшман, В. М. Зациорский, В. Н. Бородаенко, М. Л. Харрис, Е. Я. Бондаревский, И. М. Туревский, В. П. Филин, В. Г. Никитушкин и другие).
В задачи нашей работы входило изучение структуры физической подготовленности студентов разного возраста и уровня спортивной подготовленности, что позволило найти решение некоторых теоретических, практических, метрологических вопросов.
В качестве главных методов исследования избраны анализ корреляционных взаимосвязей гипотетически выбранных компонентов и факторный анализ с вращением референтных осей по Варимакс-критерию.
По мнению Федотовой Е.В. [6], и по результатам полученных данных, можно сделать вывод, что чем младше возраст, тем более интегративно могут проявляться двигательные способности.
Корреляционный анализ показывает (табл. 1), что «по мере морфофункционального созревания организма, существенно уменьшается количество статистически достоверных связей между показателями» [4].
Таблица 1
Количество достоверных корреляционных связей между показателями
тестирования физической подгото вленн ости студентов, в %
Контингент студентов Количество связей на уровне достоверности 0,05 «р» Количество связей на уровне достоверности 0,01 «р»
Группа спортивного совершенствования 51,2 0,05 17,4 0,05
I курс 56,9 0,01 18,8 0,05
II курс 79,7 25,7
74
Факторная структура физической подготовленности студентов I-го курса и групп спортивного совершенствования выявила 9 факторов в первом случае и 11 - во втором. Их интерпретация сходна. У первокурсников выделено шесть общих факторов и три специфических, а у студентов, занимающихся спортом, - шесть общих и пять специфических.
Другая картина вырисовывается у студентов II-го курса. Заметна интеграция их факторной структуры физической подготовленности по отношению к другим исследованным группам. Верифицированы 6 факторов, из них три являются специфическими.
Подобное структурное изменение физической подготовленности в широком возрастном диапазоне, может быть обусловлено различными социально-биологическими факторами. Интересно отметить такой факт, что в группах спортивного совершенствования, где занимается много студентов III и IV курсов, независимо от возрастных морфологических изменений, структура довольно стабильна.
Таким образом, мы пришли к следующим теоретическим предположениям.
В развитии «концепции о роли и взаимоотношении различных средств и методов общей и специальной физической подготовки» [5], важную роль играет выявление особенностей структуры физической подготовленности различного контингента студентов.
Можно предположить, что использование различных тренировочных средств положительно повлияет на разностороннюю подготовку как студентов I-х курсов, так и групп спортивного совершенствования. У студентов II курса на элементы структуры физической подготовленности, структурно связанные между собой (79,7 % достоверных связей) оказывают влияние любые специальные педагогические воздействия. Другими словами, любая двигательная деятельность в той или иной степени положительно отражается на развитии всех физических качеств и функций, участвующих в движениях. Так, развитие одного двигательного качества, соответственно повлияет на развитие других.
Таким образом, мы гипотетически предположили, что, развивая у группы студентов, имеющих слабую физическую подготовленность (как правило, количество таких студентов 60-75 % от общего контингента), ведущие двигательные качества, мы значительно повысим качество и эффективность учебно-воспитательного процесса.
Собственные исследования. Переходя к третьему этапу исследований, мы задались целью:
1) определить степень эффективности различных форм и методов организации занятий по внедрению комплекса ГТО в учебновоспитательный процесс;
2) разработать рекомендации по комплектованию учебных групп основного отделения в зависимости от уровня развития физических качеств и морфофункционального состояния студентов.
75
Полную программу исследований (16 общепринятых тестов, характеризующих уровень развития двигательных качеств и морфофункциональное состояние организма) прошли 400 студентов двух университетов, отнесенных к основной медицинской группе.
Математическая обработка материалов производилась по специально разработанной программе «Statistics».
Формирование экспериментальных и контрольных групп проходило следующим образом. В начале учебного года группы студентов I-го курса в количестве 400 человек методом случайных чисел были разбиты на 4 подгруппы. После этого были изучены их физические возможности при помощи специального тестирования и выполнения некоторых нормативов комплекса ГТО. Для каждого студента была составлена карта, которая отражала «модель исходной подготовленности объекта» в сравнении с «моделью необходимой подготовленности объекта» (нормативы на получение серебряного значка ГТО VI ступени) (таблица 2).
Таблица 2
«Карта оценки физической подготовленности студента
(образец с девушками)
Фамилия, И., О.
Факультет
________________ Возраст
Курс______Г руппа______
Тесты Исходный уровень Коррекция с моделью Индивидуальные задания Конечный уровень
Рост, см 167,0 - Развитие быстроты и скоростно-силовых качеств
Масса тела, кг 65,5 —
Сгибание рук в упоре лежа 8,0 -2
Бег 100 м, с 17,8 -0,8
Прыжки в длину с разбега, см 3,32 -0,08
Метание гранаты, м 14,5 -3,5
Кросс 1000 м, с 4,10 + 0,28
Бег 60 м, с 9,8 —
Прыжки в длину с места, см 175,0 0.5
Динамометрия кистевая, кг 34,5 —
Челночный бег 3х10 м, с. и т. д. 9.0
Преподаватель________________Студент____________________» [5].
76
В карты занесены исходные результаты испытуемого, корректурные оценки в сравнении с нормативами комплекса ГТО, специально разработанные для той или иной группы индивидуальные задания, и финальный уровень показателей, вносимый после проведения эксперимента. После внесения необходимых данных в карту, разрабатывались и определялись индивидуальные планы работы студентов, и место конкретного плана в системе физического воспитания в целом. Здесь же происходило формирование в группы, согласно уровню развития двигательных качеств. Такая карта обеспечила формирование у студента оптимального психологического настроя, способствующего серьезной подготовке и сдаче норм комплекса ГТО.
Формирование подгрупп происходило по следующим критериям:
«- «А» - по уровню развития отстающих (наиболее слабых) двигательных качеств;
- «Б» - по уровню развития ведущих (наиболее сильных) двигательных качеств;
- «В» - по спортивным специализациям с учетом уровня развития ведущих двигательных качеств;
- «Г» - контрольная группа - по стандартной программе кафед-ры»[5].
Для реализации поставленных задач в сформированных подгруппах был разработан принципиально новый учебный план, который в своей основе предполагал для каждой группы студентов разнообразные средства, методы и технологии, позволяющие целенаправленно развивать необходимые ведущие двигательные навыки и физические качества.
Около 70 % времени на занятиях в группах «А» и «Б» отводилось этой работе, а другие 30% времени посвящались прохождению материала учебной программы и развитию остальных двигательных качеств. При этом в группе «Б» работе по формированию и развитию ведущих качеств была более интенсивной, чем в группе «А».
В группе «В» время, которое отводилось на развитие ведущих качеств последовательно сокращалось, а время на специализацию, соответственно, увеличивалось.
В контрольной группе («Г») занятия проводились по стандартной программе высшего образования с акцентом на подготовку по комплексу ГТО на I-м курсе и по спортивным специализациям на II-м курсе.
Подгруппа «А» по результатам тестов была разделена на три отделения:
«1) с преимущественным отставанием в развитии выносливости;
2) с преимущественным отставанием в развитии быстроты и скоростно-силовых качеств;
3) с преимущественным отставанием в развитии всех двигательных качеств» [5].
77
В подгруппах «Б» и «В» также выделялись три отделения, где основным признаком отбора были не отстающие, а ведущие двигательные качества каждого студента.
До начала эксперимента результаты, показанные студентами всех групп, как в нормативах комплекса ГТО, так и в специальном тестировании, не имели между собой статистически достоверных различий.
Педагогический эксперимент продолжался два года. При составлении плана для каждой из сформированных групп на каждом этапе учитывались средства и методы, целенаправленно развивающие необходимые физические качества и двигательные навыки.
Результаты двухлетней экспериментальной работы показали, насколько сблизились два моделируемых объекта - «исходной подготовленности» и «необходимой подготовленности» (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Разность модельных характеристик до эксперимента (расстояние между пунктирной и тонкой линиями)
Примечание. На рис. 1 и 2 - толстая линия - уровень золотого значка VI ступени комплекса ГТО; тонкая - модель необходимой подготовленности объекта; пунктирная - модель исходной подготовленности объекта.
78
Рис. 2. Разность модельных характеристик после эксперимента.
Примечание. Уровневые нормативы и условные обозначения на рис. 2.
Рисунки наглядно иллюстрируют, что результаты почти всех испытуемых экспериментальных групп вплотную приблизились или превзошли нормативы комплекса ГТО.
Однако после окончания эксперимента нас интересовали результаты двух интегративных показателей - процент студентов, сдавших нормативы комплекса ГТО, и процент студентов экспериментальных групп, занимающихся физическим воспитанием в виде факультатива на III и IV курсах. Данные показатели демонстрировали и оценку социальной задачи - необходимости и убежденности в действенности физического воспитания среди студентов.
В результате эксперимента в подгруппе «А» подготовлено 68 % значкистов ГТО, в подгруппе «Б» - 69 % и в подгруппе «В» - 72 %. За то же время в подгруппе «Г» подготовлено лишь 27% значкистов (различия с экспериментальными группами достоверны на уровне Р< 0,01).
Результаты второго интегративного показателя превзошли наши ожидания. Факультативы по физическому воспитанию на III и IV курсах из подгруппы «А» посещают 12 % студентов, из подгруппы «Б» - 27 %, из подгруппы «В» - 60%, из контрольной подгруппы «Г» - 30%.
79
В плане привития потребности в систематических занятиях физической культурой, комплектование по способу подгруппы «В», имеет бесспорное преимущество при подготовке по комплексу ГТО.
По ходу исследования мы решали еще одну спорную проблему. Ряд авторов (В. В. Протасов, А. И. Панин, Г. Г. Грохольский, и другие) утверждают, что в силу определенных морфологических особенностей женского организма нормативы комплекса ГТО для некоторых студенток недоступны. Нас заинтересовал процент «некоторых», для чего была проделана большая работа по определению возможностей различных морфотипов студенток при сдаче нормативов комплекса ГТО (табл. 3).
Таблица 3
Регрессионные зависимости результатов в беге на 100 м
от роста и массы тела студенток, %
Рост Масса тела
46-50 5I-55 56-60 6I-65 66-70 7I-75 76-80 8I-85 86-90
146-150 15,8 15,7 16,0 16,3 17,1 -
15I-155 16,2 15,8 15,5 16,0 17,0 19,6 -
156-160 17,1 16,3 15,4 15,6 16,1 17,2 18,9 -
16I-165 18,0 17,1 15,9 15,4 15,7 16,0 18,2 19,6 -
166-170 19,4 18,2 16,4 16,1 15,8 16,2 17,0 18,8 21,3
17I-175 - 19.6 18,4 17,0 16,2 15,9 16,8 18,8 21,7
176-180 - - 19,4 18,9 18,2 17,9 17,7 -
18I-186 - - - - 23,7 24,0 -
Мы сознательно не взяли за основу средние данные, так как они несколько ниже уровня популяций и в то же время подвержены большим колебаниям из года в год. За основу взят анализ регрессивных зависимостей совокупного влияния роста и массы тела на показатель одного (как пример) из нормативов комплекса ГТО, а именно на результат в беге на 100 м.
Как видно из таблицы три, независимо от морфотипа (выделено полужирным) более 50% студенток, отнесенных к основной медицинской группе, имеют все возможности для сдачи одного из нормативов комплекса ГТО.
Примерно та же картина наблюдается и в остальных видах комплекса.
На этом программа эксперимента с вышеуказанным контингентом студентов не закончилась. Большой интерес представляют собой по-
80
требности и мотивы, указанные студентами в качестве основного источника их активности при подготовке и сдаче нормативов нового комплекса ГТО.
Список литературы
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015). - Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 224 с.
3. Иванникова Т. В. Педагогические условия формирования психофизической готовности студентов в процессе занятий туризмом и спортивным ориентированием: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Рязань, 2007. - 190 с.
4. «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.11.2011 № 412 // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2012. - № 1 (6).
- С. 4-17.
5. Туревский И. М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: моногр. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. - 365 с.
6. Федотова, Е. В. Структура и динамика соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок на этапах многолетней подготовки в командных игровых видах спорта: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. - М., 2001 - 441 с.
7. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е. И. Перова и др. // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2.
- С. 55-60.
81