ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 796.01
Бородаенко Владимир Николаевич
кандидат педагогических наук Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
borodaenko61@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО
Статья посвящена проблеме совершенствования подготовительных и соревновательных мероприятий, проводимых в рамках комплекса ГТО. Отражены пути активизации внутренних побуждений студентов к занятиям физической культурой. Раскрыта взаимосвязь влияния мотивации студентов на занятиях физической культурой и эффективности внедрения комплекса ГТО.
Ключевые слова: физическая культура, ГТО, физическая активность, мотив, мотивация личности, физическое развитие.
Забота о здоровье человека была и остается важнейшей задачей государства. Одним из самых перспективных направлений в ее решении выступает все более широкое вовлечение представителей всех социальных и возрастных групп в занятия физической культурой и спортом. Этому во многом способствует сложившаяся у нас в стране система физического воспитания, одно из важных мест в которой принадлежит комплексу ГТО.
Цель создания комплекса - сделать занятия физической культурой явлением массовым. Эта идея заложена в содержании комплекса и структуре его организационных форм. В комплекс входят упражнения, способствующие общему, всестороннему физическому развитию человека. Характер этих упражнений и норм, на достижение которых они направлены, дифференцируется, как по возрастным группам, так и в пределах возрастных групп. Такая система организации занятий обеспечивает их преемственность при переходе от одной возрастной группы к другой, создает условия адаптации к занятиям лиц с различными возрастами и индивидуальными особенностями, стимулирует население к занятиям физкультурой. Вместе с тем не всегда и не везде комплекс ГТО стал поистине массовым, оздоровительным мероприятием. На это обращает внимание положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 11 сентября 2014 г.
Следовательно, актуальной проблемой является всестороннее совершенствование проводимых в рамках комплекса ГТО подготовительных и соревновательных мероприятий. Эта проблема сложна и многопланова.
Так, исследования физической подготовленности студенческой молодежи московских вузов и их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в 2014 г. показали, что «фи-
зическая подготовленность студенческой молодежи за последние годы практически не изменилась и характеризуется низкими показателями; оценка физического потенциала молодежи к выполнению нормативов комплекса ГТО, как и в предыдущие годы, находится на низком уровне» [6, с. 59].
Физическое воспитание студентов должно быть нацелено не только на повышение требований к уровню физической подготовленности, но и на разностороннее развитие качеств и свойств личности студента с использованием средств физической культуры. Наше исследование направлено на поиск путей активизации внутренних побуждений студентов к занятиям физической культурой.
Мы исходили из предположения М.Я. Вилен-ского [2], о том, что каждый человек в соответствии с индивидуальными особенностями своей соматической и нервно-психической организации способен успешно выполнять какой-то определенный комплекс движений и действий. Успешное выполнение этих действий вызывает у него гамму положительных эмоциональных состояний, которые выступают условием упрочения и стабилизации действий и приёмов их исполнения.
Таким образом, если содержание занятий строить с учетом индивидуально привлекательных форм физической активности студента, которые будут выступать подкреплением остальных форм, то это положительно отразится на формировании у личности устойчивой мотивации к выполнению физических упражнений.
В связи с тем, что центральным понятием в содержании данного положения является понятие мотивации, возникла необходимость провести его теоретический анализ на уровне, соответствующем задачам исследования. Знакомство с работами, в которых решались как общие вопросы мотивации человеческого поведения, так и вопросы мотивации спортивной деятельности, позволило
236
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
© Бородаенко В.Н., 2015
Особенности формирования мотивации студентов к занятиям по физической культуре..,
прийти к следующим выводам. Любая человеческая активность имеет своим источником какую-то актуальную потребность (или комплекс потребностей) и направлена на её удовлетворение. Однако сами по себе потребности, выступая как состояние потребности в чем-то, не могут стать организующим моментом поведения до тех пор, пока не будут соотнесены с теми реальными внешними условиями, в которых живет и действует личность.
Такое соотношение возможно лишь на основе аналитико-синтетической деятельности головного мозга, результатом которой выступает психический образ. Он отражает информацию о характере актуальной потребности, предметах и явлениях окружающей действительности, взаимодействие с которыми способно удовлетворить эту потребность, а также та система движений, совокупность которых может привести к желаемому результату.
Именно это психическое образование выступает мотивом, который непосредственно определяет и влечет за собой действия и поступки человека. К существенным факторам силы мотива относятся степень неудовлетворенности, лежащей в основе мотива потребности, значимость этой потребности для человека, стимулирующего воздействия внешних обстоятельств и т. д.
Исходя из выше изложенного, были сформулированы следующие исследовательские задачи:
- выявить преобладающие устойчивые положительные внутренние побуждения студентов Тульского института к занятиям физической культурой в целом и сдаче норм ГТО в частности;
- на основе полученных данных спланировать учебный процесс так, чтобы уровень тренированности студентов, необходимый для сдачи норм ГТО, достигался с учетом форм и средств занятий, привлекательных для конкретного студента.
Основными методами, с помощью которых решались задачи исследования, были наблюдение за студентами во время занятий, беседы с ними, анкетирование, статистическая обработка результатов сдачи норм комплекса ГТО, обсуждение полученных результатов.
Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что процесс тренировки студентов в экспериментальной группе по сравнению с их сверстниками из контрольной стал более динамичным. Об этом свидетельствует сравнение результатов сдачи норм комплекса ГТО.
Однако в соответствии с выдвинутыми исследовательскими задачами нас интересовал, прежде всего, вопрос о характере изменений в личностной мотивационной сфере студента, которые произошли в результате занятий, построенных по новым организационным принципам.
Проведенное исследование позволило сделать выводы об изменениях, произошедших в системе актуальных потребностей личности студента на первоначальном и заключительном этапах эксперимента (результаты представлены в таблице 1).
В начале эксперимента среди главных основных мотивов занятий физической культурой выделяются следующие:
- желание получить зачёт по физической культуре;
- стремление достичь высокого уровня физического совершенства;
- быть гармонично развитым и стройным.
По мнению И.М. Туревского, перечисленные выше побуждения к занятиям физической культурой можно условно назвать мотивами прагматическими, эстетическими и спортивного честолюбия [5, с. 49].
По данным, полученным на заключительном этапе эксперимента, первоначальные мотивы
Таблица 1
Динамика изменения мотивации студентов Тульского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) в процессе эксперимента
Содержание побуждения Количество студентов, указавших данный вид побуждений в качестве основного источника их активности на занятиях по физической культуре, % (ранговое место)
Начальный этап эксперимента Заключительный этап эксперимента
Получить зачёт по физической культуре 19,5 (I) 14 (IV)
Быть гармонично развитым и стройным 19,5 (II) 16 (V)
Достичь высокого уровня физического совершенства 19,5 (III) 15,5 (III)
Желание хорошо выступить за честь группы, института 9,8 (IV) 20 (II)
Стремление к выполнению требований программы 7,5 (V) 9,3 (VII)
Удовлетворение потребности в движении 5 (VI) 15,5 (VI)
Желание выполнять физические упражнения 4,6 (VII) 19,5 (1)
Желание хорошо выступить перед преподавателем, которого уважают, или студентами, которым симпатизируют 2 (VIII) 4,6 (IX)
Стремление продемонстрировать свои способности 1,6 (IX) 7,3 (VIII)
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
237
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
студентов к занятиям физической культурой по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне, но не остаются доминирующими. А на первые роли выходят такие, как желание выполнять физические упражнения, хорошо выступить за честь группы, института.
Эти побуждения, по мнению И.М. Туревского, могут быть условно названы мотивами коллективистской направленности и функционального удовольствия [4, с. 254], что, на наш взгляд, является важным показателем успешности проведенной работы.
Можно отметить смещение мотивации на спортивную и тренировочную деятельности, а также, возрастание роли социально значимых мотивов. Таким образом, воспитывающий эффект занятий выразился в становлении общественной направленности личности и в формировании специфической мотивации к занятиям физической культурой.
Изменение мотивации личности студента отразилось на их спортивной деятельности, так как привело к её более глубокому осознанию.
Так, большинство студентов утвердилось в понимании сущности комплекса ГТО как программной и нормативной оценки физической подготовки (до эксперимента такое суждение высказали 18,7% студентов, по окончании эксперимента - 61,5%). В ходе занятий, построенных в соответствии с новыми организационными принципами, студенты смогли прийти к правильному пониманию причин, объективно мешающих успешному достижения поставленных целей. Так, с 2,6 до 8,5% увеличилось число студентов, указавших на отсутствие привычки к систематическим занятиям физической культурой как фактора, мешающего добиться им успехов в сдаче норм комплекса. С другой стороны, с 21 до 31% увеличилось число студентов, которые не выделяют определенные факты, меша-
ющие им добиться высших показателей при сдаче норм ГТО. Это явление, на наш взгляд, следствие двух основных причин. Первая из них заключается в функциональных возможностях организма, вторая - в переоценке своего отношения к занятиям физической культурой.
Таким образом, результаты исследования отразили положительную динамику сдачи норм ГТО при проведении занятий по физической культуре с учетом новых организационных принципов, учитывающих доминирующие устойчивые положительные внутренние побуждения и мотивацию студентов.
Библиографический список
1. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья // Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - С. 131-174.
3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 224 с.
4. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика. -Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 365 с.
5. Туревский И.М., Полякова И.В. Развитие личности студентов в процессе физического воспитания с позиций структурной организации двигательной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 44-51.
6. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е.И. Перова и др. // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60.
238
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21