Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивации студентов к занятиям по физической культуре как фактор повышения эффективности внедрения комплекса ГТО'

Особенности формирования мотивации студентов к занятиям по физической культуре как фактор повышения эффективности внедрения комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГТО / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL EDUCATION / GTO COMPLEX / PHYSICAL ACTIVITY / MOTIVE / PERSONAL MOTIVATION / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородаенко Владимир Николаевич

Статья посвящена проблеме совершенствования подготовительных и соревновательных мероприятий, проводимых в рамках комплекса ГТО. Отражены пути активизации внутренних побуждений студентов к занятиям физической культурой. Раскрыта взаимосвязь влияния мотивации студентов на занятиях физической культурой и эффективности внедрения комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородаенко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of the formation of students’ motivation to physical training as the factor of increasing the efficiency of GTO complex implementation

The article is devoted to the improvement of preparatory and competitive activities conducted within the framework set by the GTO complex. The author reflected the recorded ways of enhancing the internal motives of students in physical training. The relations of the positive motivation of students during the physical education and the efficiency of the implementation of GTO complex are reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивации студентов к занятиям по физической культуре как фактор повышения эффективности внедрения комплекса ГТО»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 796.01

Бородаенко Владимир Николаевич

кандидат педагогических наук Тульский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО

Статья посвящена проблеме совершенствования подготовительных и соревновательных мероприятий, проводимых в рамках комплекса ГТО. Отражены пути активизации внутренних побуждений студентов к занятиям физической культурой. Раскрыта взаимосвязь влияния мотивации студентов на занятиях физической культурой и эффективности внедрения комплекса ГТО.

Ключевые слова: физическая культура, ГТО, физическая активность, мотив, мотивация личности, физическое развитие.

Забота о здоровье человека была и остается важнейшей задачей государства. Одним из самых перспективных направлений в ее решении выступает все более широкое вовлечение представителей всех социальных и возрастных групп в занятия физической культурой и спортом. Этому во многом способствует сложившаяся у нас в стране система физического воспитания, одно из важных мест в которой принадлежит комплексу ГТО.

Цель создания комплекса - сделать занятия физической культурой явлением массовым. Эта идея заложена в содержании комплекса и структуре его организационных форм. В комплекс входят упражнения, способствующие общему, всестороннему физическому развитию человека. Характер этих упражнений и норм, на достижение которых они направлены, дифференцируется, как по возрастным группам, так и в пределах возрастных групп. Такая система организации занятий обеспечивает их преемственность при переходе от одной возрастной группы к другой, создает условия адаптации к занятиям лиц с различными возрастами и индивидуальными особенностями, стимулирует население к занятиям физкультурой. Вместе с тем не всегда и не везде комплекс ГТО стал поистине массовым, оздоровительным мероприятием. На это обращает внимание положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 11 сентября 2014 г.

Следовательно, актуальной проблемой является всестороннее совершенствование проводимых в рамках комплекса ГТО подготовительных и соревновательных мероприятий. Эта проблема сложна и многопланова.

Так, исследования физической подготовленности студенческой молодежи московских вузов и их готовности к выполнению нормативных требований комплекса ГТО в 2014 г. показали, что «фи-

зическая подготовленность студенческой молодежи за последние годы практически не изменилась и характеризуется низкими показателями; оценка физического потенциала молодежи к выполнению нормативов комплекса ГТО, как и в предыдущие годы, находится на низком уровне» [6, с. 59].

Физическое воспитание студентов должно быть нацелено не только на повышение требований к уровню физической подготовленности, но и на разностороннее развитие качеств и свойств личности студента с использованием средств физической культуры. Наше исследование направлено на поиск путей активизации внутренних побуждений студентов к занятиям физической культурой.

Мы исходили из предположения М.Я. Вилен-ского [2], о том, что каждый человек в соответствии с индивидуальными особенностями своей соматической и нервно-психической организации способен успешно выполнять какой-то определенный комплекс движений и действий. Успешное выполнение этих действий вызывает у него гамму положительных эмоциональных состояний, которые выступают условием упрочения и стабилизации действий и приёмов их исполнения.

Таким образом, если содержание занятий строить с учетом индивидуально привлекательных форм физической активности студента, которые будут выступать подкреплением остальных форм, то это положительно отразится на формировании у личности устойчивой мотивации к выполнению физических упражнений.

В связи с тем, что центральным понятием в содержании данного положения является понятие мотивации, возникла необходимость провести его теоретический анализ на уровне, соответствующем задачам исследования. Знакомство с работами, в которых решались как общие вопросы мотивации человеческого поведения, так и вопросы мотивации спортивной деятельности, позволило

236

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Бородаенко В.Н., 2015

Особенности формирования мотивации студентов к занятиям по физической культуре..,

прийти к следующим выводам. Любая человеческая активность имеет своим источником какую-то актуальную потребность (или комплекс потребностей) и направлена на её удовлетворение. Однако сами по себе потребности, выступая как состояние потребности в чем-то, не могут стать организующим моментом поведения до тех пор, пока не будут соотнесены с теми реальными внешними условиями, в которых живет и действует личность.

Такое соотношение возможно лишь на основе аналитико-синтетической деятельности головного мозга, результатом которой выступает психический образ. Он отражает информацию о характере актуальной потребности, предметах и явлениях окружающей действительности, взаимодействие с которыми способно удовлетворить эту потребность, а также та система движений, совокупность которых может привести к желаемому результату.

Именно это психическое образование выступает мотивом, который непосредственно определяет и влечет за собой действия и поступки человека. К существенным факторам силы мотива относятся степень неудовлетворенности, лежащей в основе мотива потребности, значимость этой потребности для человека, стимулирующего воздействия внешних обстоятельств и т. д.

Исходя из выше изложенного, были сформулированы следующие исследовательские задачи:

- выявить преобладающие устойчивые положительные внутренние побуждения студентов Тульского института к занятиям физической культурой в целом и сдаче норм ГТО в частности;

- на основе полученных данных спланировать учебный процесс так, чтобы уровень тренированности студентов, необходимый для сдачи норм ГТО, достигался с учетом форм и средств занятий, привлекательных для конкретного студента.

Основными методами, с помощью которых решались задачи исследования, были наблюдение за студентами во время занятий, беседы с ними, анкетирование, статистическая обработка результатов сдачи норм комплекса ГТО, обсуждение полученных результатов.

Данные, полученные в ходе исследования, позволили установить, что процесс тренировки студентов в экспериментальной группе по сравнению с их сверстниками из контрольной стал более динамичным. Об этом свидетельствует сравнение результатов сдачи норм комплекса ГТО.

Однако в соответствии с выдвинутыми исследовательскими задачами нас интересовал, прежде всего, вопрос о характере изменений в личностной мотивационной сфере студента, которые произошли в результате занятий, построенных по новым организационным принципам.

Проведенное исследование позволило сделать выводы об изменениях, произошедших в системе актуальных потребностей личности студента на первоначальном и заключительном этапах эксперимента (результаты представлены в таблице 1).

В начале эксперимента среди главных основных мотивов занятий физической культурой выделяются следующие:

- желание получить зачёт по физической культуре;

- стремление достичь высокого уровня физического совершенства;

- быть гармонично развитым и стройным.

По мнению И.М. Туревского, перечисленные выше побуждения к занятиям физической культурой можно условно назвать мотивами прагматическими, эстетическими и спортивного честолюбия [5, с. 49].

По данным, полученным на заключительном этапе эксперимента, первоначальные мотивы

Таблица 1

Динамика изменения мотивации студентов Тульского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) в процессе эксперимента

Содержание побуждения Количество студентов, указавших данный вид побуждений в качестве основного источника их активности на занятиях по физической культуре, % (ранговое место)

Начальный этап эксперимента Заключительный этап эксперимента

Получить зачёт по физической культуре 19,5 (I) 14 (IV)

Быть гармонично развитым и стройным 19,5 (II) 16 (V)

Достичь высокого уровня физического совершенства 19,5 (III) 15,5 (III)

Желание хорошо выступить за честь группы, института 9,8 (IV) 20 (II)

Стремление к выполнению требований программы 7,5 (V) 9,3 (VII)

Удовлетворение потребности в движении 5 (VI) 15,5 (VI)

Желание выполнять физические упражнения 4,6 (VII) 19,5 (1)

Желание хорошо выступить перед преподавателем, которого уважают, или студентами, которым симпатизируют 2 (VIII) 4,6 (IX)

Стремление продемонстрировать свои способности 1,6 (IX) 7,3 (VIII)

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

237

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

студентов к занятиям физической культурой по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне, но не остаются доминирующими. А на первые роли выходят такие, как желание выполнять физические упражнения, хорошо выступить за честь группы, института.

Эти побуждения, по мнению И.М. Туревского, могут быть условно названы мотивами коллективистской направленности и функционального удовольствия [4, с. 254], что, на наш взгляд, является важным показателем успешности проведенной работы.

Можно отметить смещение мотивации на спортивную и тренировочную деятельности, а также, возрастание роли социально значимых мотивов. Таким образом, воспитывающий эффект занятий выразился в становлении общественной направленности личности и в формировании специфической мотивации к занятиям физической культурой.

Изменение мотивации личности студента отразилось на их спортивной деятельности, так как привело к её более глубокому осознанию.

Так, большинство студентов утвердилось в понимании сущности комплекса ГТО как программной и нормативной оценки физической подготовки (до эксперимента такое суждение высказали 18,7% студентов, по окончании эксперимента - 61,5%). В ходе занятий, построенных в соответствии с новыми организационными принципами, студенты смогли прийти к правильному пониманию причин, объективно мешающих успешному достижения поставленных целей. Так, с 2,6 до 8,5% увеличилось число студентов, указавших на отсутствие привычки к систематическим занятиям физической культурой как фактора, мешающего добиться им успехов в сдаче норм комплекса. С другой стороны, с 21 до 31% увеличилось число студентов, которые не выделяют определенные факты, меша-

ющие им добиться высших показателей при сдаче норм ГТО. Это явление, на наш взгляд, следствие двух основных причин. Первая из них заключается в функциональных возможностях организма, вторая - в переоценке своего отношения к занятиям физической культурой.

Таким образом, результаты исследования отразили положительную динамику сдачи норм ГТО при проведении занятий по физической культуре с учетом новых организационных принципов, учитывающих доминирующие устойчивые положительные внутренние побуждения и мотивацию студентов.

Библиографический список

1. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья // Физическая культура студента / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - С. 131-174.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 224 с.

4. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика. -Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. - 365 с.

5. Туревский И.М., Полякова И.В. Развитие личности студентов в процессе физического воспитания с позиций структурной организации двигательной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 44-51.

6. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / Е.И. Перова и др. // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60.

238

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.