МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Отсюда следует, что необходимо создавать и внедрять в образовательный процесс компетенции, которые позволили бы будущему специалисту максимально адаптироваться под требования, выдвигаемые работодателем.
Компетентностная модель образования бакалавров по направлению «Юриспруденция» - это сложный и многоаспектный процесс, который следует поддерживать и развивать. И для достижения его наиболее перспективной и продуктивной модели следует активно применять различные методики, которые поспособствуют междисциплинарной интеграции знаний и навыков студентов, их целостному и комплектному освоению в условиях системы образования в Российской Федерации. Список использованной литературы:
1. Блинов В.И. Стандарт результата: (о новых федеральных стандартах профессионального образования) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 2.- С. 5.
2. Концепция системы классификации правовых актов / А.Л. Маковский, Д.Б. Новиков, А.В. Силкина [и др.] / Разработка классификатора правовых актов актов РФ, КонсультантПлюс — 1998 — 28 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/nc/class/concept.
3. Немытина М. В. Эффективные модели обучения праву / М. В. Немытина // Современные формы и методы обучения праву: материалы Всерос. науч.-метод.конф. - Саратов : Науч. кн., 2008. - С. 12-15.
4. Соловьева Н.А., Шинкарук В.М. Компетентностный подход в юридическом образовании: проблемы и перспективы. Волгоград: Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып.14, 2013. - С.42-49.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf.
© М.Н. Перевалова, С.Ю. Нифантьев, 2015
УДК 378.147.88
А.Е. Подоляка
К. н. по физ. восп. и сп., доцент Факультет биологии и здоровья человека Череповецкий государственный университет г. Череповец, Российская Федерация
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ КОМПЛЕКСА ГТО В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация
Определялась: степень мотивации к занятиям физической культурой, выполнению норм ГТО и физическая подготовленность в соответствии с нормами ГТО. Негативные моменты, связанные с различной физической подготовленностью и состоянием здоровья современных студентов, должны уйти при непременном соблюдении добровольности сдачи норм ГТО. На занятиях физической культурой необходимо добавление определённого количества баллов выполнившим нормы ГТО, а так же за увеличения своих личных рекордов и просто участия в соревновательных элементах на занятии.
Ключевые слова Студент, нормы ГТО, мотивация, физическая культура.
Начиная с 90-х годов двадцатого века традиции советского массового спорта, физкультурного движения, оказались забыты и потеряны. Неблагоприятная экологическая обстановка существенно повышает заболеваемость населения страны и снижает потенциальные возможности образовательного и рабочего процесса. Причиной ухудшения здоровья является, в том числе и нарушение правил здорового
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
образа жизни. Уровень физической культуры личности существенно определяет качество образовательной деятельности. Необходимо, что бы здоровый образ жизни стал нормой для большинства студентов.
Для оздоровления нации, создания необходимых возможностей для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины руководство страны обратилось к опыту советских времен - был возрожден комплекс Готов к труду и обороне (ГТО) [5]. Это программа физической подготовки, которая существовала не только в общеобразовательных, но и в спортивных, профильных, профессиональных организациях Советского Союза.
Формирование здорового образа жизни населения нашей страны - одна из приоритетных задач государства. Создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, является частью программы совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта. Вводимые нормы ГТО также должны быть массовыми спортивными мероприятиями, как уже полюбившиеся в России массовые старты (Кросс наций, Лыжня России). Важно не просто ввести нормативы и обязать всё население их выполнять. Насильственными методами можно сформировать негативное отношение к занятиям спортом. Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в сохранении и укреплении здоровья, потребность в физическом совершенствовании, потребность в достижении результата - вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом.
Актуальность предпринятого исследования определяется противоречиями между:
• объективным потенциалом физической культуры в совершенствовании двигательных качеств человека, повышении уровня здоровья, обогащении его духовного мира и отсутствие устойчивого, мотивированного интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части студентов;
• пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни и недостаточным привлечением всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой.
Цель - разработка мотивационной части модели внедрения комплекса ГТО в высшем учебном заведении.
Задачи:
1) проанализировать теоретическую основу и практику использования комплекса ГТО в учебных заведениях Советского Союза;
2) определить пути совершенствования современных образовательных практик на основе востребованности отечественного педагогического опыта;
3) проверить эффективность системы мотивации студентов для выполнения норм ГТО.
Объект исследования - процесс формирования физической культуры личности студента.
Предмет исследования - условия внедрение комплекса ГТО в высшем учебном заведении, в частности,
мотивационной части.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, опрос, тестирование, метод математической статистики.
Исследование проводилось в течение 2014-2015 учебного года на учебных занятиях по физической культуре в Череповецком государственном университете, в котором принимали участие студенты 1-3 курсов (всего 105 человек) не занимающиеся в спортивных секциях. Определялась: степень мотивации к занятиям физической культурой, выполнению норм ГТО и физическая подготовленность в соответствии с нормами ГТО.
Результаты исследования. Исследования научно-методической литературы показывают, что необходимо возрождение системы комплекса ГТО эпохи Советского Союза в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта и потребностей общества. Программа ГТО поддерживалась и финансировалась государством, она была частью системы патриотического воспитания. Это была целая культура, отдельный спорт, со своими чемпионатами, чемпионами, победами и победителями [4].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения СССР [3].
Результаты исследований последних лет [1, 2] позволяют сделать вывод, что стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Для того чтобы выявить основные актуальные мотивы занятий физической культурой среди студентов и определить пути совершенствования современных образовательных практик был проведен опрос в начале и в конце учебного года. На первом месте, потребность в сохранении и укреплении здоровья, как в начале 58,1%, так и в конце учебного года 57,14%, потребность в физическом совершенствовании (10,48%, 11,43% соответственно) и потребность в получении зачёта (17,14%, 18,1% соответственно) практически не изменились. Зато мотив, побуждающий к занятиям физической культурой с целью выполнения норм ГТО возрос с 2,86% до 41,9% к концу учебного года, так же как осознание необходимости выполнения упражнений входящих в комплекс ГТО с 14,29% до 60%. Желание получить значки ГТО так же возросло с 9,52% до 80,95%.
Изменения мотивации произошли благодаря беседам, проводимым со студентами, а также системе подготовки и проведению соревнований по выполнению упражнений входящих в нормативы ГТО, проведенных, как внутри учебных групп, так и между ними. Настрой проводился на достижение личного рекорда. Благодаря этому были показаны достаточно контрастные результаты. Например: у девушек в подтягивании на низкой перекладине минимальный результат 5 раз, а максимальный - 50, в прыжках с места - 143 и 228 см соответственно; у юношей наклон туловища -10 и +24. Причём, максимальные результаты увеличивались после сообщения о поставленном рекорде на обучающих занятиях. Хотя, с выполнением на золотой значок всех пяти нормативов, по которым проводилось тестирование, справились всего 15,19%, повышение мотивации указывает на правильность организации занятий физической культурой.
Абсолютно разная подготовленность студентов не допускает сравнения их результатов с предложенными нормами ГТО. Что для одних проще простого, для других оказывается крайне сложно и может отпугнуть своей недоступностью. В плане пользы для здоровья - здесь тоже могут быть свои минусы с учетом состояния здоровья современной молодёжи [6]. Эти негативные моменты должны уйти при непременном соблюдении добровольности сдачи норм ГТО, а на занятиях физической культурой добавления определённого количества баллов за увеличения своих личных рекордов и просто участия в соревновательных элементах на занятии.
Выводы:
Необходимо постепенно приобщать студентов к соревновательной деятельности, настраивая на улучшение личных достижений; создавая соревновательный настрой в начале занятия, объявляя о достижениях студентов других групп на занятиях физической культурой и подводя итоги в конце учебного года, поощряя дополнительными баллами выполнивших нормы ГТО и за значительное улучшение личных достижений.
Последовательное и систематическое внедрение ГТО является одним из факторов развития здоровьесберегающей компетентности студентов в процессе их обучения в высшем учебном заведении, а так же является мотивацией к занятиям физической культурой.
Список использованной литературы:
1. Волынкина А. В. Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в свердловской области: введение поощрений / А. В. Волынкина, В. А. Шемятихин // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 22-25.
2. Драндров Г. Л. Характеристика интереса студентов к физической культуре / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, А. З. Шамгуллин // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3. Ч. 2. - С. 383-387.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
3. Сайт Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». URL: http://www.gto-normy.ru/ (дата обращения: 23.05.2015)
4. Сайт Государственного автономного учреждения «Центр спортивной подготовки Курганской области». http://xn--45-hmchy.xn--p1ai/novosti/den_rozhdeniya_gto.html (дата обращения: 23.05.2015)
5. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» // Российская газета. 26.03.2014. № 68.
6. Югова Е. А. Внедрение системы ГТО как фактор развития здоровьесберегающей компетентности / Е. А. Югова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С.100-103
© А.Е. Подоляка, 2015
УДК 378
Г.Р. Саркисян
преподаватель Филологический факультет Гаварский государственный университет Г. Гавар, Республика Армения
ЭЛЕКТРОННЫЙ "САМОУЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА" КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ-АРМЯН
Аннотация
В статье рассматривается первый в своем роде электронный "Самоучитель русского языка", созданный для учащихся-армян. Детально описаны все разделы (рубрики) данной обучающей программы, выявлены ее основные достоинства и некоторые недостатки.
Ключевые слова
Электронный учебник, электронный самоучитель русского языка, электронное пособие, компьютерное обучение, современные технологии обучения.
Последние достижения в области высоких технологий открывают перед преподавателями иностранного языка самые широкие возможности для дальнейшего совершенствования учебного процесса и его перевода на качественно новый уровень. Главное достоинство современной обучающей техники, на наш взгляд, - это простота, удобство и эффективность ее применения. Как отмечал Фадеев С.В., "компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения, заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых они раньше и не подозревали" [2, с.5]. Следует помнить, что преподавателям нового поколения необходимо квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения той или иной дисциплины, в нашем случае - обучению иностранному языку. Важно помнить, что учащемуся самому трудно ориентироваться в многообразии обучающих ресурсов, и именно преподаватель помогает выбрать рационально правильный из них, его конкретный раздел для более эффективного обучения. Поэтому сегодня преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве электронных учебников и пособий, которые обеспечивают овладение иностранным языком и повышают эффективность обучения. В этой связи нелья не согласиться с Палагутиной М.А. в том, что "педагогическая актуальность, формируемая в информационно-обучающей среде системы языковых знаний и умений, состоит в том, что обучаемому должна быть предложена для усвоения именно такая система знаний, которая ему необходима на данном этапе своего развития, впоследствии дающая возможность решать задачи возрастающего уровня сложности" [1].
В настоящее время существует огромное количество электронных средств учебного назначения по русскому языку, призванных формировать у учащихся коммуникативную компетенцию со всеми ее