Научная статья на тему 'Популяционный мониторинг двигательного развития и отношения к физическому саморазвитию студенческой молодежи России и Казахстана'

Популяционный мониторинг двигательного развития и отношения к физическому саморазвитию студенческой молодежи России и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буров А.Э., Жандауова Э.Д.

В основу статьи положены результаты мониторинга двигательного развития и от-ношения к ценностям физической культуры студентов российского и казахстанского вузов. В статье приводятся результаты сравнительного анализа уровня сформированности основных физических качеств и двигательных навыков студентов. Оценивается мотивация студенческой популяции к физкультурно-спортивной деятельности. Определены ведущие и отстающие звенья двигательной подготовленности студентов с вы-явлением региональных особенностей. Приводятся методические рекомендации по коррекции двигательного развития в рамках учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Популяционный мониторинг двигательного развития и отношения к физическому саморазвитию студенческой молодежи России и Казахстана»

YAK 796.012.1:796.06 ББК 75.116.42+ 75.4

А.Э. БУРОВ, Э.Д. ЖАНДАУОВА

попудяиионный МОНИТОРИНГ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

A.E. BUROV, E.D. ZHANDAUOVA

POPULATION MONITORING OF MOTOR DEVELOPMENT AND ATTITUDES TO PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENT YOUTH IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

В основу статьи положены результаты мониторинга двигательного развития и отношения к ценностям физической культуры студентов российского и казахстанского вузов. В статье приводятся результаты сравнительного анализа уровня сформирован-ности основных физических качеств и двигательных навыков студентов. Оценивается мотивация студенческой популяции к физкультурно-спортивной деятельности. Определены ведущие и отстающие звенья двигательной подготовленности студентов с выявлением региональных особенностей. Приводятся методические рекомендации по коррекции двигательного развития в рамках учебного процесса.

The article is based on the results of monitoring of motor development and attitudes towards values of physical education among students of Russian and Kazakhstan universities. The article gives a comparative analysis of the formation level of basic physical qualities and motor skills in students. Motivation of student population for physical and sports activity is estimated. Leading and lagging elements in motor readiness of students are determined including identification of regional features. The guidelines on correcting motor development within the educational process are given.

Ключевые слова: мониторинговое исследование, мотивация к физкультурно-спор-тивной деятельности, двигательное развитие, физическая подготовленность.

Key words: monitoring study, motivation for physical and sports activity, motor development, physical preparedness.

Потребность в здоровом образе жизни постепенно становится устойчивым трендом социальных предпочтений современной молодежи в большинстве стран мира. Быть физически развитым - одно из условий успешной самореализации в современных экономических и политических реалиях. Об этом свидетельствуют появляющиеся многочисленные данные исследований в разных областях научных знаний.

Физическая подготовленность является важнейшим компонентом физического развития. Она оказывает генерализованное влияние на организм, воздействуя практически на все его физиологические механизмы, регулирует процессы метаболизма, повышая резистентность человека к стрессовым влияниям, вызывает тренирующий эффект на процессы координации и регуляции двигательных и вегетативных функций, тем самым предотвращающих нарушения здоровья [3, с. 51].

Но, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в осознании современной учащейся и студенческой молодежи ценностей здорового стиля жизни, наблюдается значительный диссонанс между фактическим уровнем двигательного развития молодого поколения и его соответствия возрастным требованиям [4, с. 1280-1281]. Так, экспериментальные данные ряда регионов Российской Федерации общей выборкой около 1,5 млн учащихся и студентов свидетельствуют о недостаточном развитии основных двигательных

качеств, от состояния которых зависит соответствующее возрастным нормам формирование растущего организма [1, с. 44-45].

Поэтому основной целью данного исследования стало изучение исходного уровня двигательной подготовленности студентов вузов Российской Федерации и Казахстана, а также их последующий сравнительный анализ с выделением региональных особенностей двигательного развития [2, с. 5-6].

Исследование проводилось в рамках международного научного сотрудничества между Астраханским государственным техническим университетом (Российская Федерация) и Атырауским государственным университетом им. Х. Досмухамедова (Казахстан) по тематике: «Популяционный мониторинг двигательного развития и мотивационных установок студентов в сфере здоровьесбережения».

В ходе проведенного мониторингового исследования решались следующие задачи:

1. Изучение отношения студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом как неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, а также мотивации студенческой популяции к физкультурно-спортивной деятельности.

2. Оценка и статистический анализ уровня сформированности основных физических качеств и двигательных навыков у студентов Российской Федерации и Казахстана с целью выявления ведущих и отстающих звеньев в структуре их двигательного развития.

3. Выработка методических рекомендаций по коррекции практического содержания рабочих программ дисциплины «физическая культура» с учетом выявленных несоответствий возрастным нормативным требованиям физической подготовленности.

Мониторинговое исследование состояло из двух взаимосвязанных блоков: изучение мотивационных установок студенческой молодежи в сфере здоровьесбережения и сравнительный анализ двигательного развития студентов вузов Российской Федерации и Казахстана.

В исследовании приняли участие 688 студентов российского вуза (из них 466 - юношей и 222 - девушки) и 1014 студентов казахстанского вуза (из них 310 - юношей и 704 - девушки).

Изучение мотивационных установок и ценностных ориентаций в сфере здоровьесбережения оценивалось с помощью бланковых диагностических методик «Готовность к саморазвитию в физической культуре» и «Определение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности».

Оценка текущего уровня развития основных физических качеств и двигательных навыков проводилась по тестовой программе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» 6 ступени (18-24 года) отдельно для женщин и мужчин.

Нормативная база Комплекса была выбрана по согласованию принимавших участие в исследовании вузов как наиболее информативный и доступный в рамках вузовского образования диагностический инструментарий оценки двигательного развития.

Проанализируем полученные результаты по вышеописанным диагностическим блокам.

Данные анкетирования студентов Казахстана и Российской Федерации по личностному отношению к физической культуре как ведущему компоненту здорового образа жизни приведены в таблице 1.

По методике «Готовности к саморазвитию в физической культуре» обращает на себя внимание большое количество казахстанских студентов с позитивным отношением к физической культуре, но низкой мотивацией к кардинальным переменам (83,7%). Также отмечаем незначительное количество студентов, желающих физически саморазвиваться (6,9%).

В российской выборке выделим большой процент респондентов, которым неинтересны знания в области физической культуры (46,1%), но при этом более 38% студентов готовы к саморазвитию.

По методике «Мотивации к физкультурно-спортивной деятельности» результаты анкетирования российских и казахстанских студентов в целом сопоставимы. Так, суммарное количество студентов, положительно относящихся к физической культуре и спорту, составляет в обеих выборках соответственно 80% и 85,2%.

Следует отметить, на наш взгляд, достаточно высокий суммарный процент респондентов с неприятием ценностей физической культуры (20,0% и 14,8% соответственно), который в казахстанской выборке студентов значительно выше и в количественном выражении составляет более 200 человек, т.е. каждый пятый из общего количества анкетируемых.

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов Казахстана (п=1014) и России (11=688) по их отношению к физкультурно-спортивной деятельности

Категории тестирования Студенты % (чел.)

1. Готовность к саморазвитию в физической культуре

не хочу узнавать о себе, но могу совершенствоваться РК 1,8 (17)

РФ 46,1 (317)

хочу узнавать о себе и могу совершенствоваться РК 6,9 (70)

РФ 38,4 (264)

не хочу узнавать о себе и не могу изменяться РК 7,7 (78)

РФ 4,4 (31)

хочу узнавать о себе, но не могу себя изменить РК 83,7 (849)

РФ 11,1 (76)

2. Мотивация к физкультурно-спортивной деятельности

высокая мотивация РК 27,8 (283)

РФ 28,7 (197)

хорошая мотивация РК 30,7 (311)

РФ 37,6 (259)

положительное отношение к ФКС РК 21,5 (218)

РФ 18,9 (130)

низкая мотивация РК 17,2 (174)

РФ 11,4 (78)

негативное отношение к ФКС РК 2,8 (28)

РФ 3,4 (24)

Далее проведем сравнительный анализ результатов тестирования различных компонентов двигательной подготовленности студентов российского и казахстанского вузов.

Сравним показатели выполнения двигательных тестовых заданий студентами-юношами обоих вузов. В таблице 2 приведены результаты их фактического выполнения в сравнении с нормативными возрастными требованиями комплекса ВФСК.

Оценочные нормативы приведены с учетом выполнения задания на бронзовый, серебряный или золотой знак ГТО.

Сопоставление фактических количественных показателей с нормативными позволяет говорить о неравномерности развития основных физических качеств и двигательных навыков у студентов г. Астрахани и г. Атырау.

Таблица 2

Сравнение показателей студентов-юношей России (п=466) и Казахстана (п=310) с нормативными возрастными требованиями

Тестовые задания Результаты (факт.) Норматив б-с-з

студенты России студенты Казахстана

Бег 100 м, (с) 14,4 15,3 15,1-14,8-13,5

Бег 3000 м (мин, с) 15,33 12,08 14,00-13,30-12,30

Прыжок в дл/м (см) 225,8 189,0 215-230-240

Прыжок в дл/с разбега (см) 409,9 - 380-390-430

Подтягивание (раз) 9,4 9,5 9-10-13

Наклон вперед на скамейке (см) +8,9 +8,4 +6- + 7- + 13

Подъем туловища за 1 мин (раз) 35,02 -

Кросс 5 км (б/уч.вр.) + - б/ уч. вр.

Метание гранаты (м) 29,26 28,81 33-35-37

Для выявления имеющихся качественных различий в структуре двигательной подготовленности испытуемых по результатам выполнения тестовых заданий нами была проведена уровневая оценка сформированности физических качеств и двигательных навыков студентов-юношей (табл. 3).

Алгоритм перевода количественных значений в уровневую оценку представлен в примечании к таблице 3.

Таблица 3

Уровни текущей сформированности физических качеств и двигательных навыков студентов (юноши) России и Казахстана

Тестовые задания Студенты Результат (Хсв) Уровень

Бег 100 м, (с) РФ 14,4 выше среднего

РК 15,3 низкий

Бег 3000 м (мин, с) РФ 15,33 низкий

РК 12,08 высокий

Прыжок в дл/м (см) РФ 225,8 средний

РК 189,0 низкий

Прыжок в дл/с разбега (см) РФ 409,9 выше среднего

РК - -

Подтягивание (раз) РФ 9,4 средний

РК 9,5 средний

Наклон вперед на скамейке (см) РФ +8,9 выше среднего

РК +8,4 выше среднего

Подъем туловища за 1 мин (раз) РФ 35,02 низкий

РК - -

Кросс 5 км (б/уч.вр.) РФ + средний

РК - -

Метание гранаты (м) РФ 29,26 низкий

РК 28,81 низкий

Примечание. Уровни выполнения заданий оценивались по следующему алгоритму:

золотой знак и выше - уровень высокий; серебряный знак и выше - уровень выше среднего; бронзовый знак и выше - уровень средний; ниже бронзового знака - уровень ниже среднего (низкий).

Как видно из вышеприведенной таблицы, уровни сформированности различных физических кондиций у студентов имеют неравнозначную направленность, что свидетельствует о несоответствии фактических показателей некоторых двигательных качеств и навыков возрастным нормативным требованиям. Такая тенденция характерна как для студентов-юношей российского, так и казахстанского вузов.

В российской выборке зарегистрирован уровень выше среднего в беге 100 м, прыжке в длину с места и наклоне вперед с прямыми ногами, т.е. в тестах, оценивающих скоростные, скоростно-силовые способности и гибкость.

Средний уровень сформированности отмечается в силовом упражнении и прыжке в длину с разбега.

Низкий уровень характерен для тестовых заданий, оценивающих общую выносливость (бег 3000 м), скоростную выносливость (подъем туловища за 1 мин) и навык метания (метание гранаты 700 г).

В выборке казахстанских соответственно студентов высокий уровень зарегистрирован только по результатам оценки общей выносливости (бег 3000 м), а показатели гибкости соответствуют выше среднего уровню.

Результаты ниже предъявляемых возрастных требований получены в тестах, требующих проявления быстроты (бег 100 м), скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) и метании гранаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогичным образом рассмотрим результаты тестирования студенток Астраханского и Атырауского университетов. Данные сравнения полученных показателей с нормативами приведены в таблице 4.

Результаты девушек обоих вузов по большинству исследуемых кондиций значительно уступают возрастным нормативным требованиям и аналогичным показателям мужской выборки испытуемых.

Таблица 4

Сравнение показателей студенток России (п=222) и Казахстана (п=704) с нормативными возрастными требованиями

Тестовые задания Результаты (факт.) Норматив б-с-з

студенты России студенты Казахстана

Бег 100 м, (с) 16,9 18,6 17,5-17,0-16,5

Бег 2000 м (мин, с) 13,68 13,05 11,35-11,15-10,30

Прыжок в дл/м (см) 168,6 155,2 170-180-195

Прыжок в длину с разбега (см) 268,03 - 270-290-320

Подтягивание (раз) 15,6 9,0 10-15-20

Наклон вперед на скамейке (см) + 11,61 +6,9 +8- + 11- + 16

Подъем туловища за 1 мин (раз) 26,3 29,9 34-40-47

Кросс 3 км (б/уч.вр.) + - б/уч. вр.

Метание гранаты (м) 16,45 17,25 14-17-21

Низкий уровень развития у астраханских студенток зарегистрирован в оценке общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых способностей (табл. 5).

Среднеарифметические результаты быстроты, силы и гибкости характеризуются как выше средних показателей, а навык метания гранаты соответствует среднему уровню.

В казахстанской выборке все полученные результаты имеют низкий уровень сформированности, кроме навыка метания, который соответствует уровню выше среднего.

Таблица 5

Уровни текущей сформированности физических качеств и двигательных навыков студенток (девушки) России и Казахстана

Тестовые задания Студенты Результат (Хср) Уровень

Бег 100 м, (с) РФ 16,9 выше среднего

РК 18,6 низкий

Бег 2000 м (мин, с) РФ 13,68 низкий

РК 13,05 низкий

Прыжок в дл/м (см) РФ 168,6 низкий

РК 155,2 низкий

Прыжок в дл/с разбега (см) РФ 268,03 низкий

РК - -

Подтягивание (раз) РФ 15,6 выше среднего

РК 9,0 низкий

Наклон вперед на скамейке (см) РФ + 11,61 выше среднего

РК +6,9 низкий

Подъем туловища за 1 мин (раз) РФ 26,3 низкий

РК 29,9 низкий

Кросс 5 км (б/уч.вр.) РФ + средний

РК - -

Метание гранаты (м) РФ 16,45 средний

РК 17,25 выше среднего

Таким образом, уровневая оценка студентов и студенток обоих принимавших участие в исследовании вузов позволяет сделать следующие заключения.

В структуре физической подготовленности студентов-юношей Астраханского технического университета ведущими звеньями двигательного развития, соответствующими возрастным нормативным требованиям, являются быстрота, скоростно-силовые способности и гибкость. Отстающие кондиции - общая и скоростная выносливость и навык метания гранаты.

У российских студенток ведущие физические качества - быстрота, сила и гибкость, а отстающие - общая и скоростная выносливость, а также скоростно-силовые способности.

В структуре физической подготовленности студентов Атырауского университета ведущие звенья - общая выносливость и гибкость, а быстрота, скоростно-силовые способности и навык метания не соответствуют возрастным требованиям.

В исследуемой выборке казахстанских девушек достаточно освоен двигательный навык метания, но слабое развитие характерно для основных физических качеств.

Следует отметить выявленный дисбаланс в двигательном развитии юношей и девушек казахстанского вуза в сторону мужской выборки.

Для определения наличия или отсутствия качественных различий в уровне физической подготовленности у студентов и студенток Российской Федерации и Казахстана был проведен сравнительный анализ результатов выполнения тестовых заданий с использованием метода статистической достоверности по ^критерию Стьюдента (табл. 6).

Межгрупповое сравнение показало, что у юношей достоверные различия отмечены по скоростным и скоростно-силовым показателям в пользу российской выборки (р<0,01), а лучшее развитие выносливости характерно для студентов Казахстана (р<0,05).

В выборке девушек зарегистрировано преимущество студенток Астрахани в показателях быстроты, силы гибкости и скоростно-силовых способностях, и эти отличия носят статистически значимый характер (р<0,01; 0,05).

Таблица 6

Сравнительный анализ результатов выполнения тестовых заданий студентами России и Казахстана

Тестовые задания Гендер РФ РК Р

Бег 100 м, (с) юноши 14,4±0,2 15,3±0,2 <0,01

девушки 16,9±0,4 18,6±0,3 <0,01

Бег 3000 м (мин, с) юноши 15,33±1,7 12,08±1,5 <0,05

девушки 13,68±1,8 13,05±1,4 >0,05

Прыжок в дл/м (см) юноши 225,8±2,2 189,0±1,9 <0,01

девушки 168,6±1,9 155,2±1,8 <0,01

Подтягивание (раз) юноши 9,4±0,5 9,5±0,3 >0,05

девушки 15,6±0,3 9,0±0,2 <0,01

Наклон вперед на скамейке (см) юноши +8,9±0,3 +8,4±0,2 >0,05

девушки + 11,61±0,3 +6,9±0,3 <0,01

Подъем туловища за 1 мин (раз) девушки 26,3±1,8 29,9±1,7 >0,05

Метание гранаты (м) юноши 29,26±1,7 28,81±1,8 >0,05

девушки 16,45±1,6 17,25±1,4 >0,05

В целом, подводя итог исследованию физической подготовленности студентов российского и казахстанского университетов, можно констатировать примерно одинаковый уровень двигательного развития в мужской выборке и значительное отставание казахстанских студенток от возрастных нормативных требований и аналогичных показателей российских сверстниц.

По суммарным результатам проведенных исследований считаем необходимым скорректировать учебный процесс дисциплины «физическая культура» с учетом выявленных недостатков в уровне двигательного развития студентов, а именно:

- в связи с недостаточным уровнем развития выносливости у российских студентов-юношей использовать в учебном процессе большее количество упражнений аэробного и гликолитического характера, а в казахстанском вузе рекомендовать перераспределить соотношение средств ОФП в сторону скоростного и скоростно-силового двигательного развития;

- на занятиях с девушками-студентками российского университета более акцентировано использовать средства развития общей и скоростной выносливости и скоростно-силовых способностей, а для казахстанских студенток рекомендуется повысить мотивацию к достижению результатов и уровень устойчивых двигательных навыков по ряду тестовых заданий за счёт введения дополнительных заданий по СРСП (самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя) и СРС (самостоятельная работа студентов).

Литература

1. Изаак, С.И. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде: теория и практика [Текст] / С.И. Изаак, В.А. Кабачков // Дополнительное образование. - 2004. - № 8. - С. 44-48.

2. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика [Текст] : монография / С.И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.

3. Изаак, С.И. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) [Текст] / С.И. Изаак, Т.В. Панасюк // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 51-52.

4. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / А.Э. Буров [и др.] // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 6). - С. 1278-1281.

References

1. Izaak S.I., Kabachkov VA. Monitoring fizicheskogo zdorov'ia v obrazovatel'noi srede: teoriia i praktika. Dopolnitel'noe obrazovanie [Monitoring of physical health in the educational environment: theory and practice, Journal Supplementary Education], 2004, N 8, pp. 44-48 (in Russian).

2. Izaak S.I. Monitoring fizicheskogo razvitiia i fizicheskoi podgotovlennosti: teoriia i praktika: monografiia [Monitoring of physical development and physical fitness: theory and practice], Moscow, Soviet Sport, 2005, 196 p.

3. Izaak S.I., Panasiuk T.V Fizicheskoe razvitie i fizicheskaia podgotovlen-nost' v sisteme monitoringa sostoianiia fizicheskogo zdorov'ia naseleniia (vozrastno-polovye osobennosti studentov), Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Physical development and physical fitness in the system of monitoring the state of physical health of population (age and sex related characteristics of students), Theory and practice of physical education], 2004, N 11, pp. 51-52 (in Russian).

4. Burov A.E., Erokhina O.A., Fedorova O.V., Sokolkova T.V Rezul'taty monitorin-govogo issledovaniia dvigatel'nogo razvitiia studencheskoi molodezhi na osnove aprobatsii fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone». Zhur-nal Fundamental'nye issledovaniia [Results of the monitoring study of muscular development of student youth based on practical evaluation of sports and fitness complex «Ready for work and defense», Journal Fundamental research], 2014, N 6 (Part 6), pp. 1278-1281 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.